Приемы инструментовки и аранжировки.

Лекция 5. ЭСТРАДНЫЙ АНСАМБЛЬ КАК ОБЪЕКТ

МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  Для руководства эстрадным ансамблем недостаточно иметь за спиной практику игры в подобном музыкальном коллективе и быть высокопрофессиональным музыкантом. Все это, конечно, очень важно и станет подспорьем в работе, но прежде всего, необходимо знать специфические особенности эстрадного ансамбля и владеть навыками руководства. Успешность руководителя-педагога, работающего в сфере эстрадного искусства, также во многом зависит от его способностей как организатора, воспитателя и педагога.

  В комплекс подготовки участников класса ансамбля входят следующие компоненты:

• обучение правильной настройки инструмента и чистоте интонирования во время игры;

• изучение различных стилей и штриховых приемов эстрадного и джазового исполнительства;

• приобретение и развитие навыков ансамблевой игры;

• обучение основам импровизации;

•включение в репертуар произведений российских и зарубежных композиторов.

Проведение репетиций и приобретение навыков игры в эстрадном ансамбле.

В классе ансамбля преподаватель на определенном этапе объединяет участников в небольшие ансамбли, приучая их к совместной игре. Ансамбли могут быть самыми различными по составу (учитывается состав участников, разнообразие музыкальных инструментов): включать однородные или разнородные инструменты, а также объединяться в отдельные группы ансамбля (ритм-группу, группу мелодических голосов, вокальную

группу и др.).

_________________________________________________________________

  Не для ответа, читать для общего развития.

(Духовые инструменты, используемые в эстрадных ансамблях, представляют собой единую группу. Наиболее распространены составы групп из 2, 3, 4, 5 и 6-ти инструментов. Обычно в них входят саксофоны, трубы, тромбоны, в последнее время флейта (в качестве сольного инструмента).

  В ансамбле с участием 2-х духовых инструментов чаще всего используется сочетание трубы и тенор-саксофона. Относительно равноценные технические возможности инструментов позволяют применять их для проведения мелодии в два голоса: труба обычно исполняет 1-й голос, а саксофон – 2-й. Реже используется их унисон, который лучше удается при сочетании трубы с альт-саксофоном. Возможен и полифонический способ изложения мелодии в партиях этих инструментов, встречающийся в джазовых ансамблях. Изредка этим инструментам поручают педали в унисон или октаву. Сочетание трубы и тромбона звучит более насыщенно в сравнении с трубой и саксофоном, но при двухголосном изложении мелодии теряется слитность ансамбля. Значительно лучше звучит мелодия, проводимая этими инструментами в октаву, где труба ведет верхний, а тромбон – нижний голос. В унисоне преобладает тембр тромбона. Возможны унисонные педали.

  В диксиленде используется группа из трех духовых инструментов: трубы, кларнета (сопрано-саксофона) и тромбона. В вокально-инструментальных ансамблях наиболее распространен следующий состав: труба, тенор-саксофон (реже альт-саксофон) и тромбон. В аккордовом изложении мелодии труба исполняет верхний голос, тенор-саксофон – средний, тромбон – нижний. Такая группа обладает выразительным звучанием и широким динамическим диапазоном. Возможно разделение функций инструментов. Например, трубе поручают мелодию, а саксофону и тромбону – педаль. Выразительно звучит проведение мелодии в октаву, причем саксофон может сочетаться как с трубой, так и с тромбоном. Есть вариант ведения мелодии в унисон, а также полифонического ее изложения. Используется эта группа и в качестве аккомпанирующей. Группа из трех духовых в составе две трубы и тромбон звучит слитно, но по тембру значительно беднее рассмотренных составов.

     В группу из четырех духовых инструментов чаще всего входят две трубы, тенор-саксофон и тромбон. Соединение двух труб и двух тромбонов звучит слитно и мощно, но имеет более узкий диапазон. Возможны все рассмотренные ранее способы изложения партий духовых инструментов в партитуре ансамбля. Чаще всего используются два унисона: вверху две трубы, внизу тенор-саксофон и тромбон, либо 2 тромбона. Допустимо аккордовое изложение мелодии, как в тесном, так и в широком расположении голосов, а также чередование широкого и тесного расположении. Могут применяться все виды педали. В диксиленде, помимо трубы, кларнета (сопрано-саксофона) и тромбона, из духовых инструментов может использоваться труба, которая выполняет функции баса. Трубе в этом ансамбле поручается проведение темы, кларнету – подвижные фразы и заполнения, тромбону – педальные звуки и изредка сольные фразы. При этом кларнет звучит выше, а тромбон – ниже трубы. Подобное сочетание инструментов используется и при аккордовом изложении мелодии.

   При использовании в эстрадном ансамбле 5–6-ти духовых инструментов его звучание приближается к оркестровому, особенно в аккордовых tutti. Такие составы группы духовых значительно обогащают общее звучание ансамбля. Чаще всего используются следующие составы групп: две трубы, саксофон, 2 тромбона; 3 трубы, 2 тромбона; 3 трубы, саксофон, 2 тромбона; две трубы, 2 саксофона, 2 тромбона. Трубы и тромбоны в разных случаях могут выполнять самостоятельные функции, саксофон обычно присоединяется к трубам или тромбонам, за исключением сольных эпизодов.)

_____________________________________________________________________

Занятия в классе ансамбля следует начинать с освоения несложных произведений и на основе тщательно продуманной системы, включающей основные учебные задачи:

• настройка ансамбля и достижение относительной стабильности его интонационного строя;

• совершенствование навыков игры по нотам;

• работа над динамикой и качеством звука;

• работа над темпоритмом;

• овладение различными стилями исполнения;

• совершенствование навыков исполнения различными штрихами эстрадной и джазовой музыки; развитие исполнительского дыхания (для участников, играющих на духовых инструментах).

Эти учебные задачи составляют единый учебно-творческий процесс и на занятиях решаются комплексно.

   Практика работы с ансамблем показывает, что самым распространенным недостатком эстрадных ансамблей является посредственный интонационный строй и качество звучания. Безусловно, многое зависит от качества инструментов, аппаратуры и т. д. Но чаще всего причина этого явления заключается в том, что отдельные руководители, особенно не имеющие специальной подготовки, мало внимания уделяют настройке инструментов, штрихам, развитию навыков правильного чтения нотного текста. Именно эти задачи должны лежать в основе групповых занятий. Руководителю необходимо в процессе работы с ансамблем постоянно следить за чистотой интонации, корректировать строй отдельных инструментов, поскольку воспитание у музыкантов навыков чистого интонирования при игре является одним из важнейших моментов работы в ансамбле.

В практике работы с эстрадным ансамблем различают 4 основных типа репетиций. Каждая из них имеет свои задачи и специфические особенности.

Завершающая стадия репетиционного процесса – объединение групп в единый исполнительский ансамбль, развитие навыков ансамблевой игры. На общих репетициях эстрадного ансамбля решаются следующие исполнительские задачи: окончательно устанавливается темп, динамические оттенки, фразировка, штрихи, звуковое равновесие групп, чистота интонирования. Главное внимание руководитель сосредоточивает на отработке художественных элементов произведения, приемов передачи мелодической линии от одного инструмента к другому, добиваясь слитного звучания ансамбля.

  На протяжении почти векового развития джаза и всегда тесно связанной с ним эстрадной музыки менялись стили, направления, выразительные средства, язык. Каждый значительный стиль оставлял свой след в истории джаза и эстрады. В современной картине многоликого искусства джаза и эстрадной музыки сосуществуют многие стили, как новые, так и появившиеся в начале века: диксиленд, джазовый мэйнстрим, джаз-рок, соул, диско и т. д. Освоение всего этого богатого наследия является необходимостью в классе ансамбля, независимо от того, в каком стилевом направлении специализируется тот или иной студент. В искусстве джаза и эстрады все взаимосвязано, и выпадение какого-либо звена негативно сказывается на общем образовательном уровне студента.

Приемы инструментовки и аранжировки.

Основы импровизации

Практическая деятельность эстрадного ансамбля требует от его руководителя

владения приемами инструментовки, умения аранжировать выбранное произведение для конкретного состава исполнителей.

В эстрадной музыке сложились определенные приемы оркестрового и ансамблевого изложения мелодии, гармонии, аккомпанемента в зависимости от выбранного стиля и жанра произведения. В современной эстрадной музыке резко возросла роль аранжировщика – специалиста, от которого в значительной степени зависят и стиль произведения, и его форма, и его окончательный звуковой результат.

Не для ответа _________________________________________________________________

Приемы инструментовки усваиваются студентом в процессе практических занятий, на которых изучаются различные эстрадные стили, анализируются партитуры, отрабатываются и закрепляются те или иные приемы оркестрового письма. Во время работы над инструментовкой желательно изучать инструменты в их практическом применении (живое исполнение в концерте, прослушивание записей, присутствие на репетициях, изучение игры на данном инструменте); ведь в то время как сведения о диапазоне инструмента можно найти в справочнике, представления о выразительных возможностях инструмента нельзя получить без практического изучения инструмента, без основы на собственном слуховом опыте. Это тем более важно,

что в эстрадной музыке часто используются наиболее яркие и красочные регистры,

наиболее оригинальные способы звукоизвлечения. При этом не следует ограничиваться практикой использования инструмента только в эстрадной музыке: изучение различных инструментальных приемов современной камерной и симфонической музыки, инструментального фольклора поможет обогатить красочную палитру современной эстрады, откроет новые возможности трактовки с помощью музыкальных инструментов. Особое внимание следует обратить на выработку практического навыка чтения и записи музыки для инструментов, требующих транспонирования в партитуре или партии. Нужно уметь транспонировать на рояле партию того или иного инструмента партитуры и, наоборот, уметь записать транспонированную партию инструмента. Существуют разногласия по поводу нотации ударных инструментов в эстрадной музыке. Наиболее приемлемой на сегодняшний день считается запись, предлагаемая в пособии Г. Гараняна. Эту форму следует принимать за основу при записи инструментовки и аранжировки. Ввиду того, что широкое использование различных ритм-компьютеров в современной эстрадной музыке ставит перед аранжировщиком требование жесткой унификации нотации для ударных инструментов, способ, предлагаемый Г. Гараняном, следует дополнить некоторыми приемами записи партии ударных инструментов, применяемыми в инструкциях для ритм-компьютеров.

_____________________________________________________________________

Особое место в учебно-творческом процессе занимают вопросы обучения импровизации. Разумеется, далеко не каждый музыкант способен стать подлинным импровизатором. У этого искусства есть свои законы. Только при определенных условиях – здесь и природные исполнительские данные, и композиторское чутье, и умение открывать в себе неожиданные резервы – музыкант может в полной мере постичь это нелегкое искусство.

  Творческая импровизация лежит в основе эстрадной и джазовой музыки. Она была и остается важнейшим художественным принципом, так как сама природа, специфика музыкального исполнительства в этом жанре обусловливает органическое соавторское соединение композитора и исполнителя. В практике встречаются случаи, когда даже удачно найденная и зафиксированная в нотации импровизация нередко при воспроизведении другими музыкантами становится безликой. Это связано прежде всего с тем, что в нотной записи невозможно зафиксировать все тонкости исполнительских приемов импровизации, присущих исполнителю. Стремление к творческой импровизации, проявляющееся в самобытной разработке музыкального материала отдельными участниками, является ценным качеством музыкантов эстрадного ансамбля, и нередко определяет индивидуальность, творческий поиск коллектива. Именно это качество делает ансамбль подлинно творческим коллективом.

    Обучению искусству импровизации важно еще и потому, что в эстрадных коллективах солисту, исполняющему даже записанное в нотах соло, предоставляется больше возможностей проявления творческой деятельности индивидуальности по сравнению с участниками духового оркестра, ансамбля русских народных инструментов. Искусство импровизации представляет собой сложный творческий процесс сочинения музыки непосредственно в момент исполнения, требующий от музыканта определенной одаренности, умения моментально отзываться на характер исполнения товарища, подхватывать музыкальную идею и развивать ее дальше, чутко реагировать на изменение импровизационной линии, вовремя подчеркивать акценты, помогать в подготовке динамического нарастания кульминации и других специфических навыков, необходимых для создания художественного полноценного импровизационного соло.

   И хотя, как показывает практика, высокого исполнительского мастерства достигают далеко не все музыканты, преподаватель должен предоставить каждому участнику ансамбля возможность изучить основы импровизации. Начинать обучение импровизации следует с формирования умения анализировать произведения и отдельные фрагменты исполнения мастерами отечественной и зарубежной эстрады и джаза. Уже на первом этапе надо добиваться, чтобы музыкант, прослушав предложенное произведение или фрагмент, умел найти тему, определить ее характер, способы изложения. Затем следует усложнять задачу – учить следить за развитием темы, находить кульминацию произведения, отдельного соло, определять выразительные средства для достижения кульминации. Задача этого этапа – получение музыкально-слухового опыта, ознакомление на первых порах с приемами известных импровизаторов, умение применять их в собственном исполнении голосом, а затем и на инструменте. Этот этап обучения очень важен, поскольку внутри него начинают закладываться основы будущей творческой деятельности.

На следующем этапе задача усложняется.

     Каждый участник должен научиться записать импровизацию известного музыканта. Материал подбирает руководитель. Сначала импровизации могут быть простыми, затем они усложняются. Отрабатывается навык углубленного их анализа не только с точки зрения формы произведения, художественного образа, но и со стороны содержания, особенностей выразительных средств, построения фраз и характера их исполнения, определяются отклонения, модуляции и т. д. Эта работа способствует развитию слуха, чувства ритма, формы и учит умению записывать собственные импровизации, разрабатывать свои идеи. Центральное место на этом этапе занимает собственное сочинение музыкальных импровизаций. Обучение этому целесообразно начинать с сочинения мелодий на основе заданного схематически изложенного гармонического построения. Руководитель готовит специальный материал, исходя из индивидуальных особенностей музыканта и специфики избранного им инструмента. Инструктивный материал представляет собой двустрочную нотную запись. Верхняя строчка остается свободной для сочиненной мелодии, нижняя заполняется аккордами, а впоследствии – только буквенными обозначениями гармонического плана. Педагогическая целесообразность такого метода заключается в том, что музыкант освобождается от забот, связанных с соблюдением правил голосоведения, и в том, что подготовленная опытной рукой руководителя гармония стимулирует творческое воображение начинающего импровизатора. Опираясь на гармонический фон, легче добиться красоты и выразительности мелодии. Опыт показывает целесообразность обучения импровизации на основе полной творческой свободы, без гармонической основы. Появляется опасность художественной неполноценности импровизации (как часто говорят практики, «игры от фонаря»). Это происходит потому, что без гармонической опоры у начинающих импровизаторов, обладающих не очень развитым слухом и воображением, импровизация вырождается в чисто умозрительные и сухие построения. Поэтому руководитель уже с первых занятий с начинающими импровизаторами при выполнении даже элементарнейших упражнений на сочинение мелодий к заданному гармоническому плану должен сосредоточить их внимание на художественной полноценности результатов, на эмоциональности исполнения и грамотности изложения музыкального материала.

     Важной задачей этого периода является формирование стремления участников к простоте выражения мысли. Начинающие музыканты ошибочно думают, что чем сложнее, непонятнее «закручена» импровизация, тем лучше она будет оценена слушателем. Для них технические пассажи становятся самоцелью, а не средством раскрытия содержания, характера произведения, своего отношения к нему. В настоящее время в практике эстрадных и джазовых студий разработан ряд педагогических систем обучения импровизации, сформировались своеобразные школы, построенные на различных принципах организации учебного процесса ведущими джазовыми музыкантами – Г. Лукьяновым, И. Брилем, Ю. Козыревым и др. Несмотря на различие этих систем, в них можно выделить общие черты, основные этапы развития навыков искусства импровизации.

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 77; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!