Особенности портрета у Толстого.

Изображение «светского общества» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

1.Действие начинается в июле 1805 г. в салоне А. П. Шерер. Эти сценызнакомят нас с представителями аристократической среды: фрейлина Шерер, князь Василий Курагин, его дети – бездушная красавица Элен, «беспокойный дурак» Анатоль и «спокойный дурак» Ипполит, княгиня Лиза Болконская и др.

Чтение разговора хозяйки салона с князем Василием

Словарь. Виконт – дворянский титул, средний между бароном и графом (во Франции, Англии)

Жабо – кружевные или кисейные оборки у воротника мужской сорочки, модные в 18 веке.

Узурпатор лицо, незаконно захватившее в свои руки власть или присвоившее себе какие-либо чужие права на что-либо.

Аббат – название католического священника.

- Можно ли на основании только этого отрывка уже говорить об отношении Толстого к данным героям? Да, отрицательнок ним относится. Не показал объективно ни одного плохого поступка героев, все внимательны друг к другу. Думают и говорят об интересах России и мировой политике.

В то же время Толстой показывает, насколько всё в них фальшиво. Идёт не от чистого сердца, а от необходимости соблюдать приличия.

Отрицательное отношение Толстого к этим людям проявляется:

1. в постоянном подчёркивании разницы между тем, что говорят и как говорят герои, между внешней формой и внутренним содержанием их жизни.

2. в показе героев в такие моменты, когда само собой наружу проявляется в незаметном движении их истинное лицо.

Внешне в салоне изящество движений, светский такт, высокие политические интересы, забота о благе Отечества, умные разговоры, забота друг о друге, чуткость;

А на деле – неискренность, позёрство, фальшь, расчётливость, корыстолюбие, равнодушие ко всему, кроме своих интересов, политическая реакционность, глупость, грубость и даже неприличие.

 Детали. 1) А. Павловна говорит: «Праздники и фейерверки становятся несносны, когда «нравственно» страдаешь».

Сама, будучи больной, собирает вечер.

2) обряд приветствия некому ненужной тётушки

3) «Прежде всего скажите, как ваше здоровье. Милый друг? Успокойте меня, -сказал князь Василий тоном, в котором из-за приличия и участия просвечивало равнодушие и даже насмешка».

4) особая манера поведения: не принято искренне говорить о том, что интересно. (Князь Василий, кн. Друбецкая)

5) Метафорическое сравнение салона А. П. Шерер с прядильной мастерской (сравнение резко отрицательное, оценочное)

3.Эпитеты и сравнения в описаниях героев, в которых проявляется отрицательное отношение Толстого к этим героям. 1) Плоское лицо князя Василия.

2) Анна Павловна «угощала» своих гостей иностранцами, «сервировала»… сначала виконта, потом аббата. «Как хороший метрдотель подаёт как нечто сверхъестественно-прекрасное тот кусок говядины, который есть не захочется, если увидать его в грязной кухне», «виконт был подан обществу в самом изящном и выгодном для него свете, как ростбиф на горячем блюде, посыпанный зеленью»

Мы сделали наблюдения над одной из самых важных черт романа – отрицанием Толстым норм фальшивой и корыстолюбивой жизни светского общества.

3. Свои ли в великосветской гостиной князь Андрей и Пьер, если судить только по портретам и манере поведения героев?

1. Гл. 2, 3. Портреты Андрея и Пьера, ведущие черты их внешности.

А) Пьерумный, робкий, наблюдательный и естественный взгляд.

Б) гримаса скуки на красивом лице кн. Андрея (гл.3) Уже по портретам видно, что они здесь чужие. С самого момента их здесь появления чувствуется конфликт Пьера и кн. Андрея с аристократической средой. Анна Павловна приветствовала Пьера поклоном, «относящимся к людям самой низшей иерархии в её салоне», и относилась к нему со страхом.

2) Манера поведения. Нарушение Пьером заведённого Анной Павловной этикета, его неуклюжесть ещё раз подтверждают, что он – инородное тело в великосветской гостиной (гл. 3) Князь Андрей говорит о нём Анне Павловне: «Образуйте мне этого медведя».

Чем отличается князь Андрей от Пьера на первых страницах романа?

О князе Андрее нельзя сказать решительно. Что он во всём чужой. В этом обществе он не «медведь», он на равных правах, его уважают и боятся, он может позволить себе «щурясь» оглядеть общество. У него «скучающий» взгляд, голос звучит «сухо-неприятно». Он-то для всех свой. Они для него – чужие.

Рядом со своим старшим другом Пьер расплывчат, рыхл, наивен и нерешителен. Кн. Андрей – человек действия. Он и от Пьера требует действия, когда заставляет его скорее решиться сделать карьеру.»Ну что, , ты решился. Наконец, на что-нибудь? Кавалергард ты будешь или дипломат? – Можете представить. Я всё ещё не знаю. Ни то, ни другое мне не нравится».

4) Зачем кн. Андрей едет на войну? Гл 5 - «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!» Вслушаемся в эту фразу. Жизнь должна быть в нём, а не он должен соответствовать этой жизни. Он не хочет допустить, чтобы случайности жизненного потока распоряжались его судьбой. И здесь он видит пример Наполеона, (гл. 6, стр. Следуя этому примеру, кн. Андрей рвёт все путы. Он говорит Пьеру:

В этих словах к. Андрея звучит и отрицательное отношение к светскому обществу.

Особенности портрета у Толстого.

1. Естественность первого знакомства с героем через его внешность («как в жизни»)

2. глубокое психологическое наполнение.

3. Выражение через него смены чувств и настроений.

4. Выделение 1 – 2 постоянных признаков – примет (светлое выражение плоского лица у кн. Василия;

восторженная, как бы приклеенная улыбка А. П.;

хорошенькая, с черневшими усиками губка княгини Лизы;

умный и робкий взгляд Пьера;

большие лучистые глаза Марьи.

5. Политические споры в гостиной

Обсуждение вопроса об антинаполеоновском заговоре герцога Энгиенского. Здесь этот вопрос превратился в милый светский анекдот, который все находят прелестным. (стр.

- Когда в этот разговор о Наполеоне пытается вступить Пьер, А. П. этого не допускает. Гл. 4: «Революция была великое дело» - Пьер произносит слова в защиту Наполеона. (прогрессивно настроен)

-Реакция салона на слова Пьера? Привёл всех в ужас, и только кн. Андрей поддерживает его (слова о величии Наполеона). (гл. 4) – А. П.:

Разные голоса:

Прекрасно осведомлён о Наполеоне Кн. Андрей Б., он цитирует наполеоновские высказывания

Так раскрывается политическая реакционностькружка Шерер, поскольку идеи революции здесь оцениваются как идеи грабежа, убийства и цареубийства,

а свобода и равенство считаются громкими словами. (1 гл. – слова А. П. «нужно задавить гидру революции… в лице этого убийцы и злодея»).

6. Каким эпизодом завершается вечер в салоне А. П. Шерер? Глупым анекдотом Ипполита, которые все встретили как светскую любезность.

7. С какой целью вводит Толстой французский язык? Характеристика знати с её антинациональной ориентацией, отрыв от народа. Простым использованием то русского, то фр. языков Толстой определяет своё отношение к происходящему. Слова Пьера, хотя он много лет провёл за границей и более привык к нему там, Толстой приводит только по–русски. Реплики Андрея Болконского тоже приведены, в основном по-русски, за исключением 2-х случаев: когда он входит в салон, по-французски отвечает на вопрос Анны Павловны, заданный по-французски, и по-французски же цитирует Наполеона .

Q u e lbe belle pessonne! – говорил об Элен «каждый». И тут же по-русски:

- «Очень хороша», - сказал Князь Андрей

«Очень», - сказал Пьер. (гл. 3)

Как правило, там, где описывается ложь или зло, в роман врывается французский, а позже немецкий язык.


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!