Церковь Сан-Карло  у четырех фонтанов в Риме



Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное образовательное

учреждение высшего образования

«Воронежский государственный лесотехнический университет

им. Г.Ф. Морозова»

 

Чикина И.И.

 

История возникновения и развития архитектуры  

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

 

Воронеж 2018

 

 

Содержание

Введение

Раздел 4. Архитектура барокко, классицизма и предромантических направлений.

Глава 1. Архитектура барокко.

Глава 2. Архитектура классицизма.

Глава 2. Архитектура  предромантических направлений.

 

ВВЕДЕНИЕ

Среди различных видов искусства (скульптура, живопись, графика, декоративно- прикладное искусство и др.) важнейшим из них является архитектура.  Являясь одним из видов искусства, архитектура – это одновременно одна из форм материальной культуры, так как она постоянно связана с человеком и его запросами, а также с использованием достижений науки и техники.

«Прочность, польза, красота» – эта классическая триада, которую сформулировал в се- редине I в. до н.э. ученый и архитектор Витрувий, является краткой формулой архитектуры для всех времен и народов.

Архитектура или зодчество – это строительное искусство, направленное на всемерное удовлетворение материальных и духовных потребностей в личной и общественной жизни и деятельности человека. Являясь «второй природой», формируя пространство, архитектура постоянно воздействует своими образами на массы людей и отдельного человека.

 

Раздел 4. Архитектура барокко, классицизма и предромантических направлений.

 Со второй половины XVI в. в некоторых государствах Западной Европы Возрождение сменяется стилем барокко, хотя его истоки лежат уже в творчестве Микеланджело. К числу первых произведений относятся: церковь Иль-Джезу в Риме (1575 г.) архитектора Джакомо де ля Порта по проекту Виньолы; церковь Сан-Карло (1638 – 1640 гг.) у четырех фонтанов в Риме – набольшая, нарочито сложная по форме, построенная мастером барокко Франсиско Борромини; церковь Сант-Андреа аль Квиринале (1658 г.) одного из виднейших архитекторов римского барокко Лоренцо Бернини; грандиозная колоннада перед собором св. Петра, созданная в середине XVII в. В ряде стран барокко переходит в усложненно-декоративное направление – рококо, для которого характерны криволинейность очертаний, измельченность элементов, обилие лепки, изысканная отделка интерьеров. Стиль классицизм появляется в конце XVII в. Его развитие в странах Западной Европы происходит двумя основными путями: применение творчески переработанных принципов архитектуры позднего Возрождения (Англия, Голландия) и возрождением классических традиций античной архитектуры (Франция). Рационализм и гармония – основные принципы, которые легли в основу этого стиля. Формы здания ясные и геометричные, в композиции преобладает спокойная, метрически расчлененная стена, построенная по законам классического ордера. Большую роль в становлении классицизма во Франции сыграл  архитектор Франсуа Мансар, который создал новый тип жилища, так называемый «отель», с комфортабельной планировкой, хорошо разработанной входной группой и рациональным использованием чердачного пространства – мансард, названных по имени автора. Важнейшим творением эпохи классицизма является проектирование и строительство в 1667 г. восточного фасада Лувра (архитектор Клод Перро); громадного архитектурного и садово-паркового ансамбля в Версале (архитектор Андре Ленотр); планировка центрального района Парижа по оси Лувр – Тюильри. Во второй половине XVIII в. наступает вторая волна классицизма. Для этого периода характерны следующие произведения: проект и постройка ансамбля площади Согласия в Париже (архитектор Габриэль);  церковь св. Женевьевы (Пантеон) в Париже (архитектор Ж. Суфло). Ампир, который сформировался в период правления Наполеона, являлся как бы дальнейшим развитием архитектуры классицизма в направлении еще большей геометрической реальности, равновесия и симметрии. Его отличает большая строгость и монументальность, лаконизм и отточенность форм.

 

Барокко - Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — атлант, кариатида.

В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна (1556—1629 гг.), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение —  западный фасад собора Св. Петра в Риме. Основной фигурой в развитии барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Бернини также архитектор. Ему принадлежит оформление площади собора Св. Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения. На Сицилии после крупного землетрясения 1693 года появился новый стиль позднего барокко — сицилийское барокко.

Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции. Испанское барокко, или по местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространившееся также в Латинской Америке. Наиболее популярный памятник его — собор в Сантьяго-де-Компостела, является также одним из наиболее почитаемых верующими храмов Испании.

Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах. Раньше считалось, что здесь стиль вообще развития не получил, и памятники барокко считались памятниками классицизма. Иногда употребляют термин «барочный классицизм» применительно к французскому и английскому вариантам барокко. Сейчас к французскому барокко причисляют Версальский дворец вместе с регулярным парком, Люксембургский дворец, здание Французской Академии в Париже и др. произведения. Они действительно имеют некоторые черты классицизма. Характерной чертой стиля барокко является регулярный стиль в садово-парковом искусстве, примером которого является Версальский парк.

Позже, в начале 18 в. французы выработали свой стиль, разновидность барокко — рококо. Он проявился не во внешнем оформлении зданий, а только в интерьерах, а также в оформлении книг, в одежде, мебели, живописи. Стиль был распространен повсюду в Европе и в России.

В Бельгии черты барокко имеет дом Рубенса в Антверпене, построенный по собственному проекту художника.

Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), — собор в Сантьяго-де-Компостела (Испания), Цвингер (Германия), Шёнбрунн (Австрия).

 

Церковь Сан-Карло  у четырех фонтанов в Риме

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 227; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!