Особенности происхождения Древнерусского государства.

Лекция № 2. Место Средневековья

во всемирно-историческом процессе.

План

1. Средневековье как этап в истории европейских государств.

2. Средневековье в истории стран Востока.

3. Особенности происхождения Древнерусского государства.

 

Литература

Всемирная история / под ред. Г.Б.Поляка, А.Н.Марковой. М., 1997.С.80 – 135.

История России (Россия в мировой цивилизации) / Сост. А.А.Радугин. М., 2007. С.44 – 74.

Сахаров А.Н. Рюрик и судьбы российской государственности // Российская газета. 2002. 27 сент. С. 8.

 

Средневековье как этап в истории европейских

Государств.

 Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. Термин «средние века» был впервые употреблен итальянскими гуманистами в XV в. для обозначения периода между классической древностью и их временем. По их мнению, это период межвременья, это «темный век», в котором господствовали религиозный фанатизм и безграмотность, культурный упадок. Под эпохой средних веков принято понимать исторический период, в рамки ко­торого входит зарождение и становление европейской сред­невековой цивилизации. В отечественной историографии Средневековье традиционно датируется с V в. по XVII в.: с периода падения Западной Римской империи и до буржуазной революции в Англии. В развитии западноевропейского средневекового общества можно выделить три этапа:

1) раннее Средневековье (V-Х вв.) – процесс складывания основных структур, характерных для Средневековья ;

2) классическое Средневековье (XI-XV вв.) – время максимального развития средневековых феодальных институтов;

3) позднее Средневековье (XV-XVII вв.) – начинает формироваться новое капиталистическое общество.

Это деление в значительной степени условно, хотя и общепринято. Современные исследователи, отказавшись от трактовки Средневековья лишь как периода «темных веков» и «мракобесия», стремятся объективно осветить события и явления, превратившие Европу в качественно новую циви­лизацию. В новейших исследованиях Средневековье пред­стает перед нами как эпоха со своими особыми социальны­ми отношениями и особой культурой.

Выделим общие черты, присущие всему периоду Средневековья.

1. Средневековье – это время образования национальных государств. В средние века образовалось большинство ныне существующих госу­дарств. Особую роль в этом процессе сыграло Великое переселение народов. С конца IV в. германцы целыми племенами снимались с насиженных мест и вторгались в пределы Западной Рим­ской империи. На захваченных землях  германские племена создали свои государства: вандалы – в Северной Африке, вестготы (западные готы) – в Испании, остготы (восточные готы) – в Италии, англы и саксы – на острове Британия, франки – в Галлии. Стоявшие во главе их короли были, прежде всего, племенными вождями (конунгами), предво­дителями боевых дружин. В королевствах не существовало единых законов, местное население продолжало жить по римским законам, а германцев судили на основании их соб­ственных древних обычаев. Единственной организацией, уцелевшей после завоевания, была христианская церковь, епископы которой пользовались большим влиянием на на­селение. Германцы постепенно приняли христианскую рели­гию. Для нужд церковного богослужения, написания лето­писей, королевских указов и других документов использова­лась латинская письменность, при церквях и монастырях открывались школы, в которых готовили священников.

Круп­нейшим в Европе стало государство франков, возникшее в конце V в.  Его создателем был вождь одного из племен — Хлодвиг из рода Меровея. Потомков Хлодвига, правивших во Франкском государстведо середины VIII в., называют Меровингами. Объединив под своей властью франков, Хлодвиг разгромил войско римлян в битве при Суассоне (486 г.) и подчинил себе Северную Галлию. Постепенно произошло сближение двух народов, франков и местных жителей (по­томков галлов и римлян). Все население Франкского госу­дарства стало говорить на одном наречии, в котором латынь смешалась с германскими словами. Это наречие позже лег­ло в основу французского языка. Однако в письме приме­нялся только латинский язык, на нем при Хлодвиге была произведена первая запись судебных обычаев франков – Салический закон. Появление писаных зако­нов, обязательных к исполнению на всей территории Франкского государства, способствовало его укреплению.

Однако внутренние раздоры подорвали мощь королевства. Наследники Хлодвига вели длительную борьбу за власть, В результате которой власть королей из рода Меровингов стала ничтожной.

Большое влияние на дела государства стал оказывать майордом — высшее должностное лицо в государстве, власть которого передавалась по наследству. Майордом Карл Мартелл правил страной, не считаясь с королем. В это время войско арабов-мусульман вторглось из Испании в Галлию, но было разгромлено франками в битве при Пуатье (732 г.). Угроза арабского завоевания подтолкнула Карла Мартелла к созданию сильного конного войска. Пожелавшие служить в нем франки получали от майордома земли с живущими на них крестьянами. На доход от этих земель их владелец при­обретал дорогостоящее вооружение и коней. Земли отдава­лись воинам не в полную собственность, но лишь пожизнен­но и на том условии, что владелец будет нести конную воен­ную службу, в чем он давал майордому клятву. Позднее земельные владения на том же условии стали передаваться по наследству от отца к сыну. Преемники Карла Мартелла при поддержке римских пап отстранили от власти Меровингов и положили начало новой династии Каролингов.

В 800 г. папа Лев III короновал короля франков Карла Великого императорской короной. Император становился символом единства германских традиций, римского импе­раторского прошлого и христианских начал. Идея объеди­нения христианского мира стали определяющей для несколь­ких поколений европейцев. Карл Великий сумел создать огромную державу, куда, кроме Галлии, вошли часть тер­ритории Испании, Северная и Центральная Италия, терри­тории Баварии и Саксонии, Паннония (Венгрия). Период существования Каролингской державы (середина VIII — на­чало X вв.) был временем оформления целого ряда обще­ственных институтов и основных черт культурно-историчес­кого типа, присущего средневековой европейской цивили­зации.

В 843 г. империя была разделена между потомками Карла Великого на три королевства, которые стали осно­вой будущих Франции, Германии и Италии. Имперская идея оставалась привлекательной в Европе. Король Гер­мании Оттон I захватывает Италию и в 962 г. провозгла­шает себя императором. На политической карте Европы появляется Священная Римская Империя, центром кото­рой стала Германия, которая воплощала европейскую им­перскую идею вплоть до конца эпохи Средневековья.

Продолжала свое развитие Византийская империя. Византийская империя. В отличие от Западной Рим­ской империи, Восточная Римская империя устояла перед нашествиями варваров. Ее столицей был Константинополь. Просуществовала Восточная империя более тысячи лет, до 1453 г., когда была захвачена турками. Историки нового времени (начиная с ХУШ в.) называют Восточную Римс­кую империю Византией (по имени древнегреческого города Византии, на месте которого был основан Константинополь).

Первоначально Византийская империя включала в себя Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет и другие земли. Языком общения народов, населяв­ших империю, был греческий.

Восточная империя в начале средних веков была богаче Запада. Она меньше пострадала от опустошительных набе­гов варваров. В ее пределы входили страны древнейшего земледелия, снабжавшие империю зерном, оливковым мас­лом, вином; во многих областях было развито скотоводство. В отличие от Западной Европы, где города обезлюдели, в Византии продолжали существовать возникшие еще в древ­ности оживленные города — центры ремесла и торговли (Кон­стантинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим и др.). Византийская империя была христианским государством. Церковью управляли епископы крупнейших городов, кото­рые назывались патриархами. С конца V в. главным из них становится патриарх Константинополя. Богослужение в от­личие от Западной Европы велось на греческом, но допуска­лись и другие языки (например, славянские).

Власть императора Византии была огромной, император был одновременно главой правительства, высшим судьей и главнокомандующим большого, хорошо обученного наем­ного войска. В Византии про императора говорили, что он «ниже только Бога и следует сейчас же за Богом». Наи­большего могущества государство достигло при императоре Юстиниане (правил с 527г. по 565 г.) Византийский император Юстиниан в указах называл себя Цезарем Флавием Юстинианом Аламанским, Готским, Франкским, Германским, Антским, Аланским, Вандальским, Африканским, так как при нём были присоединены многие земли Западной Римской империи, в частности, упразднены королевство вандалов и аланов в Африке, королевство остготов в Италии, присоединена часть земель королевства вестготов в Испании, а вестготы, франки, алеманны, анты признали себя вассалами императора. Он был ревностным христианином. По его при­казу в столице воздвигли храм Святой Софии, ставший гор­достью Константинополя и всей империи. Храм был увен­чан огромным куполом, превосходившим купол Пантеона в Риме. При Юстиниане проводится кодификация законода­тельства. По приказу императора были собраны и изучены постановления и законы, когда-либо принятые в Римской империи. Лучшие ученые империи проделали колоссаль­ную работу. В результате ими был создан знаменитый труд, названный Свод гражданского права (в него вошли и зако­ны, изданные самим Юстинианом). Законы провозглашали неограниченную власть императора. В одном из них было сказано: «Нет ничего выше и ничего более святого, чем величество императора». На протяжении сотен лет в стра­нах Европы изучали Свод гражданского права.

Юстиниан сделал попытку восстановить Римскую импе­рию в прежних границах. В упорных, кровопролитных вой­нах полководцы Византии разгромили войска многих гер­манских королевств и захватили их земли (Италию, Юж­ную Испанию, Северную Африку). Территория Византии почти удвоилась, хотя и не достигла размеров Римской им­перии II – III вв. Постоянные войны требовали денег, а рез­кое увеличение налогов привело к восстанию в Константинополе, едва не стоившему Юстиниану жизни. Несмотря на то, что мятеж удалось подавить, империя Юстиниана ока­залась непрочной: земли, завоеванные на Западе, были уте­ряны вскоре после смерти императора (14 ноября 565 г. (83 года).

Начиная с VI в., в пределы империи с севера вторгают­ся славянские племена. Постепенно они заселили ряд об­ластей Балканского полуострова и приняли христианство. Для просвещения славян в их земли из Византии прибы­ли братья-проповедники Кирилл и Мефодий (863 г.). Они создали на основе греческого славянский алфавит, кото­рым мы пользуемся и поныне.

Империя постепенно теряла принадлежащие ей земли. К примеру, в VII в. ара­бы завладели Палестиной, Сирией, Египтом, Северной Аф­рикой.

В 1204 г. объединенное войско крестоносцев из различ­ных стран Европы штурмом овладело Константинополем (Четвертый крестовый поход) и разгромило ослабевшую Византийскую империю. На землях Византии захватчики создали новое государство — Латинскую империю. Власть византийского императора сохранилась в Малой Азии. Ви­зантийцам постепенно удавалось отвоевывать у Латинской империи некоторые области, в 1261 г. они освободили Кон­стантинополь, но восстановленная Византия была тенью некогда могущественной империи и уже не играла значи­тельной роли в мировой политике. В 1453 г . Константино­ поль был взят турками и Восточная Римская империя пре­ кратила свое существование .

2. Средневековое общество Западной Европы было аграрным. Основа экономики сельское хозяйство, и в этой сфере было занято подавляющее большинство населения. Основную массу населения Европы в средние века со­ставляло крестьянство, проживавшее в небольших дерев­нях по 10—15 дворов в каждой. Труд в сельском хозяйстве так же, как и в других отраслях производства, был ручным, что предопределяло его низкую эффективность и медленные в целом темпы технико-экономической эволюции.

3. Подавляющая часть населения Западной Европы проживала вне города. Если для античной Европы города были очень важны – они были самостоятельными центрами жизни, то в Средневековой Европе, особенно в первые семь веков, роль городов была незначительной. Города на территории Западной Римской империи в пос­ледние века ее существования пришли в упадок, многие из них были разорены варварами. Они сохранились лишь в Италии, Испании, на Средиземноморском побережье Фран­ции; в остальных областях и странах до X в. города были немногочисленны и невелики по размеру, хотя с течением времени влияние городов усиливается.

 В заключительный период Средневековья, под воздей­ствием развития обмена, товарного производства и денеж­ных отношений, эволюция общества заметно ускорилась. Все возрастающую роль играет средневековый город. Именно в городах склады­вались те элементы правосознания, которые принято на­зывать демократическими. Однако, как считают современ­ные историки, искать истоки современных правовых пред­ставлений лишь в городской среде было бы неверно. Боль­шую роль в становлении правосознания позднего Средне­вековья сыграли и представители других сословий. На­пример, формирование представлений о достоинстве лич­ности происходило главным образом в сословном созна­нии феодалов и изначально носило аристократический характер. Следовательно, демократические свободы выра­стали также и из аристократического вольнолюбия.

4.Западноевропейское Средневековье – это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений. Незначительный уровень специализации районов, связанный с таким типом хозяйства, определил развитие главным образом дальней (внешней), а не ближний (внутренней) торговли. Дальняя торговля была ориентирована в основном на высшие слои общества. Промышленность в этот период существовала в виде ремесла и мануфактуры.

5. Религия и церковь заполняли всю жизнь человека сред­невековой эпохи от рождения до смерти. Сформировались три мировых религии:

буддизм в V в. до н.э.,

Христианство с I в.,

Ислам в V II в.

Христианство стало важнейшим фактором ев­ропейской культурной общности, именно в средние века оно превратилось в одну из мировых религий. Церковь претендо­вала на то, чтобы управлять обществом, выполняла мно­жество функций, которые позднее стали принадлежать го­сударству. Монополизировав в обществе культуру, науку, грамотность, церковь обладала огромными ресурсами, под­чинявшими ей человека феодальной эпохи. Христианс­кая цивилизация утверждалась не просто на руинах циви­лизации античной, но и на ее основе, не только отрицала прежние ценности, но и переосмысливала их. Христианс­кая церковь, ее централизация, иерархия и богатство, ее миропонимание, право, этика и мораль — создали единую феодальную идеологию. Христианство в значительной мере и определило отличие европейской средневековой цивили­зации от цивилизаций других континентов той же эпохи.

6. Характерной чертой средневекового общества являлась его сословно-корпо ративная структура. Если в античной Европе право владеть землей определялось для свободного человека его национальностью – фактом его рождения в данном полисе и вытекающими из этого гражданскими правами, то в средневековой Европе право на землю зависело от принадлежности человека к определенному сословию.

В средние века было распространено учение, согласно которому все население Европы в соответствии с Божьей волей делится на три группы — три сословия: духовенство, рыцарство, народ (крестьяне и горожане).  Входящие в эти сословия люди обладают разными правами и обязанно­стями. Служители церкви (священники и монахи) состав­ляли особый слой населения — духовенство, считалось, что оно руководит духовной жизнью людей — заботится о спасе­нии душ христиан; рыцари защищают страну от чужезем­цев; крестьяне и горожане занимаются сельским хозяйством и ремеслом.

Тот факт, что на первом месте стояло духовенство, вовсе не случаен, ведь главным для средневекового европейца были его отношения с Богом, необходимость спасения своей души после окончания земной жизни. Служители церкви в целом были образованнее рыцарей и, тем более, крестьян. Почти все ученые, писатели и поэты, художники и музыканты той эпохи были духовными лицами; они же часто занимали высшие государственные должности, оказывая влияние на своих королей.

Второе сословие составляли светские феодалы, или ры­ царство. Важнейшими занятиями рыцарей были война и участие в военных состязаниях — турнирах; досуг рыцари проводили на охоте и на пирах. Обучение письму, чтению и математике не было обязательным. В средневековой ли­тературе описаны правила достойного поведения, которым должен был следовать каждый рыцарь: быть беззаветно пре­данным Богу, верно служить своему сеньору, заботиться о слабых и беззащитных; соблюдать все обязательства и клят­вы. В действительности рыцари далеко не всегда следовали правилам чести. Во время войн они часто творили всяче­ские бесчинства.

Как для крестьян, так и для феодалов было важно не столько преумножить материальное богат­ство, сколько сохранить социальный статус.

Стремление к непрестанному увеличению доходов в этот период не прояв­ляли ни монастыри, ни крупные землевладельцы, ни сами крестьяне. Права отдельных групп-сословий закреплялись юридически.

Корпоративность феодального европейского общества проявлялась и в том, что большую роль в нем иг­рали разного рода союзы: сельские и городские общины, братство, ремесленные цехи и купеческие гильдии в горо­дах, рыцарские и монашеские ордена.

7. Важнейшей характеристикой средневекового западноевропейского общества была его иерархическая структура, система вассалитета. Во главе феодальной иерархии стоял король – верховный сюзерен и при этом часто лишь номинальный глава государства. Эта условность абсолютной власти высшего лица в государствах Западной Европы тоже существенная особенность западноевропейского общества в отличие от действительно абсолютных монархий Востока. Даже в Испании (где сила королевской власти была вполне ощутима) при введении короля в должность гранды в соответствии с заведенным ритуалом произносили такие слова: «Мы, которые ничем не хуже тебя, делаем тебя, который ничем не лучше нас, королем, для того чтобы ты уважал и защищал наши права. А если нет – то нет». Таким образом, король в средневековой Европе – всего лишь «первый среди равных», а не всемогущий деспот. Характерно, что король, занимая первую ступень иерархической лестницы в своем государстве, вполне мог быть вассалом другого короля или папы римского.

На второй ступени феодальной лестницы находились непосредственные вассалы короля. Это были крупные феодалы – герцоги, графы; архиепископы, епископы, аббаты. По иммунитетной грамоте, полученной от короля, они обладали различными видами иммунитета (от лат. – неприкосновенность). Наиболее часто встречающимися видами иммунитета были налоговый, судебный и административный, т.е. владельцы иммунитетных грамот сами собирали со своих крестьян и горожан налоги, вершили суд, принимали административные решения. Феодалы такого уровня могли сами чеканить собственную монету, которая нередко имела хождение не только в пределах данного поместья, но и вне его. Подчинение таких феодалов королю часто было просто формальным.

На третьей ступени феодальной лестницы стояли вассалы герцогов, графов, епископов – бароны. Они пользовались фактическим иммунитетом в своих поместьях. Еще ниже располагались вассалы баронов – рыцари. Рыцарь (от немецкого слова «риттер», т. е. всад­ник) имел шлем с забралом, кольчугу (позже ее сменили кованые латы), щит, длинное тяжелое копье и меч. В кон­ном строю сражались только феодалы, все они, начиная с самого короля, были конниками, или рыцарями. Однако существует и другое, более узкое значение слова рыцарь – мелкий феодал, не имеющий наследственного титула (баро­на, графа и т. п.), а также своих вассалов, но обладающий достаточными средствами для службы в конном войске. Рыцарство – кон­ное войско.

Система вассалитета была основана на практике земельных пожалований. Земельное владение, населенное крестьяна­ми называлось феодом. Тот, кто давал землю – о это господин — сеньо­ р (по-латински — «старший»), а кому давали землю – это вассал, подчи­ненному человеку. В некоторых странах отношения между владельцами феодов — феодалами — можно представить себе в виде лест­ницы (так называемая феодальная лестница. На самом верху ее стоял король — верховный собственник всей земли в государстве; считалось, что свою власть он получил от Бога, который и был его сеньором. Ступенью ниже находились непосредственные вассалы короля. Часть пожалованных им владений они передавали собственным вассалам, стоящим еще одной ступенью ниже. А те в свою очередь выделяли из полученного феода земли для своих вассалов. Получалось, что почти каждый феодал (кроме тех, кто находился на нижней ступени лестницы) был и вассалом и сеньором од­новременно. Хотя над феодалом и главенствовал другой, более высокопоставленный господин, он не имел права вме­шиваться в его отношения с вассалами. Так, во Франции действовало правило «вассал моего вассала не мой вассал». Это означало, что даже король был лишен возможности через головы своих вассалов — графов и герцогов — отда­вать приказания их вассалам.

Земля давалась на определенных условиях, важнейшим из которых были 1) служба на сеньора, обычно составляющая по феодальному обычаю 40 дней в году; 2)  обязанностью вассала по отношению к его сеньору было участие в войске сеньора; 3) защита его владений, чести, достоинства; 4) участие в его совете; 5) в случае необходимости вассалы обязывались выкупать сеньора из плена.

При получении земли вассал приносил клятву верности своему господину. Между сеньором и вассалом как бы зак­лючался договор. Вассал обязывался верно служить господи­ну, а сеньор обещал вассалу поддержку и покровительство. Однако договор нередко нарушался. Если вассал не выполнял свои обязательства, сеньор мог отобрать у него землю, однако сделать это было не так-то просто, так как вассал – феодал был склонен защищать свою недавнюю собственность с оружием в руках. Вассалы нападали друг на друга, на владения своего сеньора. Шли непрерывные меж­доусобные войны. Их целью был захват земель, населенных крестьянами, или же знатного соседа, с которого требовали выкуп за освобождение, захват добычи (грабеж чужих крес­тьян, церквей и т. п.). От междоусобных войн больше всего страдали крестьяне. У них не было укрепленных жилищ, где они могли бы укрыться от нападения.

За прекращение междоусобных войн, разбоев и бесчинств боролась церковь. Они призывала установить Божий мир. Нарушителям Божьего мира грозило церковное наказа­ние. Прекратить междоусобные войны полностью церковь не могла, но ее борьба за Божий мир способствовала про­никновению в сознание феодалов христианской морали (ми­лосердие, осуждение насилия). Жестокость военных дей­ствий пытались своими указами ограничить короли. Од­нако эти попытки в большинстве случаев были безуспеш­ными.

В целом, несмотря на кажущийся четкий порядок, который описывала известная формула: «вассал моего вассала – не мой вассал», система вассалитета была довольно запутанная, и вассал мог одновременно иметь несколько сеньоров.

8. Еще одной из характеристик западноевропейского средневекового общества была определенная ментальность людей, характер общественного мировоззрения, и жестко связанный с ним повседневный уклад жизни, нравы и обычаи.. Наиболее существенными чертами средневековой культуры были постоянные и резкие контрасты между богатством и бедностью, знатным происхождением и безродностью – все выставлялось напоказ.

9. Символизм – важная характеристика культуры западноевропейского средневекового общества.  Общество было наглядным в своей обыденной жизни, в нем было удобно ориентироваться: так, даже по одежде легко определялась принадлежность любого человека к сословию, званию и профессиональному кругу. Особенностью того общества было великое множество ограничений и условностей, но тот, кто мог их «прочитать», знал их код, получал важные дополнительные сведения об окружающей его реальности. Так, каждый цвет в одежде имел свое назначение: голубой трактовался как цвет верности, зеленый – как цвет новой любви, желтый – как цвет враждебности. Исключительно информативными представлялись тогда западноевропейцу и сочетания цветов, которые, так же как и фасоны шляпок, чепцов, платья, передавали внутренний настрой человека, его отношение к миру.

На средневековых изобразительных источниках люди традиционно изображались в нарядных, парадных одеждах, даже если по сюжету они выполняли тяжелую работу.

Новгородцы в XIV--XV веках носили по большей части одежду из крашеных тканей. Цвета одежд были разнообразные, можно сказать, всех цветов радуги. (Зализняк А.А. Древненовгородский диалект. - М., 2004. С. 609.) В Новгороде наиболее популярными были ткани фиолетового, зеленого и всех оттенков красного цвета. Черные сукна ввозились крайне редко. Единственное упоминание о черном сукне относится к 1362 году. В конце XV века рижские купцы, торгующие с Новгородом, просили, чтобы производители сукна чаще красили ткань в зеленый цвет, а черных делали бы поменьше. (Хорошкевич А.Л. Торговля Великого Новгорода с Прибалтикой и Западной Европой в XIV-XV веках. - М., 1963. С.168).

Из 337 обрывков шерстяных тканей, взятых для анализа в Новгороде из слоев XIV-XV веков, оказалось 262 красных, 40 черных, 20 желтых, 13 зеленых, 1 синий и 1 белый. (Арциховский А.В. Одежда. // Очерки русской культуры. Ч. 1. - М., 1969. С. 282.)

Непопулярность среди новгородцев синего цвета объясняется его сакральным значением. Эпитет «синий» в мифологии славян указывал на связь предмета с потусторонним, загробным миром, нечистой силой. Недаром синие кафтаны носили скоморохи - наследники языческих жрецов.

10. Эмоциональная жизнь общества также была контрастной, так как, свидетельствовали сами современники, душа средневекового жителя Западной Европы была необузданной и страстной. Прихожане в церкви могли с плачем молиться часами, потом им это надоедало, и они пускались в пляс здесь же, в храме, сказав святому, перед изображением которого только что стояли на коленях: «теперь ты помолись за нас, а мы попляшем».

11. Средневековое общество было жестоким. Обычным делом были казни, и, в отношении к преступникам не было середины – их либо казнили, либо прощали совсем. Мысли о том, что преступников можно перевоспитать, не допускалось. Казни всегда организовывались как особый нравоучительный спектакль для публики, и для ужасных злодеяний придумывались ужасные и мучительные наказания. Для множества простых людей казни служили развлечением, и средневековые авторы отмечали, что народ, как правило, старался оттянуть финал, наслаждаясь зрелищем истязаний; обычным в таких случаях было «животное, тупое веселье толпы».

12. Другими частыми чертами характера средневекового жителя Западной Европы были вспыльчивость, корыстолюбие, неуживчивость, мстительность. Эти качества сочетались с постоянной готовностью к слезам: рыдания считались благородными и прекрасными, и возвышающими всех – и детей, и взрослых, и мужчин, и женщин.

13. Средневековье – время проповедников, которые проповедовали, переходя с места на место, возбуждая людей своим красноречием, очень сильно влияя на общественные настроения. К примеру, громадной популярностью и любовью пользовался вошедший в историю брат Ришар, живший во Франции в начале XV в. Однажды он проповедовал в Париже на кладбище невинно-убиенных младенцев в течение 10 дней с 5 утра до 11 часов вечера. Его слушали громадные толпы народа, воздействие его речей было мощным и быстрым: многие тут же бросались на землю и каялись в своих грехах, многие давали обеты начать новую жизнь. Когда Ришар объявил, что заканчивает последнюю проповедь и должен идти дальше, множество людей, оставив свои дома и семьи, ушли вслед за ним. Проповедники, безусловно, способствовали созданию единого европейского общества.

   14. Важной характеристикой общества было общее состояние коллективных нравов, общественный настрой: это выражалось в усталости общества, боязни жизни, ощущении страха перед судьбой. Показательным было отсутствие в обществе твердой воли и желания изменить мир к лучшему.

    Страх перед жизнью уступит место надежде, мужеству и оптимизму только в XVII-XVIII вв. – и не случайно именно с этого времени наступит новый период в человеческой истории, существенной чертой которого будет желание западноевропейцев позитивно преобразовывать мир.

От этапа к этапу западноевропейское общество будет становиться более энергичным и предприимчивым; медленно, но неуклонно будет меняться вся система общественных институтов экономических, политических, социальных, культурных, психологических.

Таким образом, период Средневековья исключительно важен для западноевропейской цивилизации: процессы и события того времени до сих пор нередко определяют характер политического, экономического, культурного развития стран Западной Европы.

2. Средневековье в истории стран Востока. (3++)

Употребле­ние термина «средние века», впервые примененного по от­ношению к Европе, вызывает немало вопросов в случае с Востоком. Очевидно, что развитие восточной цивилизации в принципе отличается от европейского аналога. Европей­ское Средневековье — синоним «феодализма», это период хронологически занимающий промежуток между античностью и новым временем, эпохой формирования капита­листических отношений.

На Востоке не было феодализма в его классическом, мар­ксистском понимании, не было античности. Развитие вос­точной цивилизации характеризуется цикличностью: пери­оды расцвета сочетаются здесь с периодами спада. При этом нельзя не отрицать факт поступательного развития восточ­ного общества, в частности, прогрессивные элементы прояв­ляются в усовершенствовании технологий, развитии реме­сел, росте городов, совершенствовании социально-полити­ческой структуры.

Политическое развитие Востока не отличалось стабиль­ностью. Роль дестабилизирующего фактора сыграли исламс­кие завоевания, приводившие к крушению старых империй, возникновению новых государств. Кочевые племена сосед­ствовали с оседлыми культурами, родовые общества с древ­ними цивилизациями, имеющими тысячелетнюю историю. Даже при наличии определенных совпадений, связанных с исламизацией, которая была общей и для Ближнего Востока и для Индии и Юго-Восточной Азии, существовал и ряд отличий: исламизация в Индии совсем не похожа на то, что было на Ближнем Востоке, так как индийская кастовая сис­тема оказалась несовместимой с исламом. Только в Юго-Вос­точной Азии, где сильной кастовой структуры не было, ус­пех ислама был более ощутим, да и то с оговорками. Своеоб­разие восточных государств складывалось под влиянием мно­жества факторов, среди которых важнейшую роль играли религиозно-философские учения и выработанные ими систе­мы ценностей, влияющие на политическое развитие, офици­альную идеологию, мировоззрение людей и их поведение.

В случае с Востоком невозможно выработать единую периодизацию, опирающуюся на объективные критерии. Остается лишь путь принятия условной хронологической грани. Начало восточного Средневековья условно датиру­ется началом, первыми веками нашей эры, а окончание эпо­хи происходит в XIX в. и совпадает с периодом ак­тивной колониальной экспансии европейских капиталис­тических держав, вызвавшей ломку и перерождение тра­диционной общественной структуры Востока.

Индия. Средневековая политическая структура Индии характеризуется постоянной неустойчивостью власти, как на севере, так и на юге страны. Возникавшие династии и государства были кратковременными и откровенно слабы­ми. Просуществовав определенный промежуток времени, они распадались на отдельные районы и княжества, продолжав­шие ожесточенную борьбу за сферы влияния. Политические изменения не затронули внутреннюю структуру об­щества: здесь по-прежнему доминировало государство, име­ющее право распоряжаться всеми ресурсами страны и осу­ществлявшее централизованный сбор налогов.

Основой социально-экономической структуры Индии была традиционная община. Взаимоотношения внутри об­щины регулировались кастовой системой, согласно кото­рой принадлежность к той или иной касте связана с рож­дением человека, определяя его социальное положение на всю оставшуюся жизнь. Такая система благоприятствова­ла сглаживанию противоречий на нижних «этажах» об­щества, отсутствию серьезных внутренних конфликтов. Крепкие кастово-общинные структуры являлись залогом стабильности индийского социума в эпоху Средневековья.

Территориально община включала в себя несколько со­седних деревень, объединенных в единое целое. Внутренняя жизнь общины регулировалась жестким внутренним распо­рядком, связанным с взаимным обменом продуктами и ус­лугами. В каждой из деревень был свой староста, являв­шийся ответственным за выплату налогов. Представители каждой деревни входили в общинный совет, осуществляв­ший руководство всем объединением. Общинная система распространялась также и на города.

Деревенские общины, городское население платили госу­дарству традиционную шестую часть произведенной продук­ции. Правители и князья использовали собранные налоги на содержание воинов и чиновников, поддержание храмов и обслуживавших их жрецов.

Образование мусульманских государств на территории Индии - Делийского Султаната (1206 – 1256 гг.) и Империи Ве­ ликих Моголов (1526 г. – XVIII в.) внесло изменения в со­циально-политическую и экономическую жизнь Индии. Раз­росся бюрократический аппарат, сформировалась разветв­ленная система центральных и местных органов управле­ния, соответственно выросли и налоги.

Основной формой землепользования осталась общинная, при этом часть земли была отдана в пользование исламской знати. Несмотря на то, что проникновение ислама способ­ствовало изменению образа жизни традиционного населения средневековой Индии, формированию новых культурных ценностей, процесс исламизации не затронул глубин­ных цивилизационных первооснов – общинно-кастовой структуры.

Развал империи Великих Моголов совпал по времени с началом активной колонизации европейцами Индии и при­легающих к ней районов Азии. Колониальная экспансия, имевшая следствием ломку традиционной структуры индий­ского общества, завершила эпоху Средневековья в истории Индии.

Китай. Эпоха Средневековья в Китае — время расцвета китайской империи при династиях Тан (618—907 гг.) и Сун (960 – 1279 гг.).

Залогом экономического процветания стала специфиче­ская система землевладения («система равных наделов», урав­ нительного землепользования). В рамках надельной систе­мы все население наделялось землей, сама земля объявля­лась собственностью государства, а ее держатели обязыва­лись выполнять повинности. «Система равных наделов» обес­печивала стабильность в обществе, пополнение государствен­ной казны. Она явилась основой, посредством которой Ки­тай достигает успехов во внешней политике, культуре.

Колоссальный расцвет испытали сферы производитель­ных сил, искусство, образование, города, активизируются товарно-денежные отношения и торговля.

В политическом плане империя опиралась на разветв­ленный бюрократический аппарат — систему центральных и местных исполнительно-распорядительных органов, гро­мадную армию. При этом все чиновники, вплоть до уезд­ных, всегда назначались из центра и контролировались не­посредственно им, что было особенностью централизован­ ной административно-бюрократической системы Китая, придававшей ей устойчивость.

Для истории Китая характерно наличие династийных циклов. Слабость империи обусловливалась внутриполити­ческими раздорами, несовершенством надельной системы, которая ограничивала инициативу, хозяйственную актив­ность. Многие были заинтересованы в том, чтобы самим превратиться в землевладельцев, то есть, происходит стол­кновение государственной и частновладельческой традиций. Перераспределение земли в условиях большой плотности населения и ограниченности ресурсов приводило к умень­шению наделов основной массы крестьян, усилению по­датного обложения, снижению качества жизни. Средневе­ковый Китай был эпохой мощных крестьянских восста­ний, которые разоряли страну и усиливали кризис. За­тяжная крестьянская война в конце IX — начале X вв. способствовала крушению династии Тан.

Земельный кризис, восстания крестьян и неудачи во внеш­ней политике также привели на грань кризиса и очередную династию — Сун. В этих условиях империя не смогла орга­низовать эффективный отпор кочевникам. В начале XIII в. у северных границ Китая появились монгольские за­воеватели, сумевшие в течение сорока лет захватить север­ный и южный Китай, положив начало новой династии Юань.

В юаньской империи различались четыре категории под­данных: наибольшими привилегиями обладали монголы, за которыми было закреплено не только командование войс­ками, но и руководство почти всеми административными ведомствами. Китайцы допускались на службу лишь на второстепенные должности. В результате, монголам так и не удалось сформировать в Китае прочный и эффективный политический режим. Вся территория была поделена на провинции, правители которой обладали большой само­стоятельностью. Юаньские правители не смогли создать и регулярной системы налогообложения, в то'время, как до­рогостоящие военные походы и расходы на содержание двора опустошали казну. Угрозу центральной власти пред­ставляла также монгольская знать, располагавшая зна­чительными военными силами и полномочиями.

Вспыхнувшие в середине XIV века антимонгольские вос­стания очень быстро обнаружили внутреннюю слабость юаньского режима. Среди повстанцев наибольшую угрозу для юаньского двора представляли отряды так называемых «красных войск». Их предводителю удалось, разгромив монгольские войска, провозгласить себя императором но­вой династии — Мин (1368—1644 гг.).

Япония. Историю средневековой Японии условно мож­но разделить на два периода: Нара и Хэйан (VII в. — первая половина XII в.) и эпоху сегуната (конец XII в. — середина XIX в.).

На первом этапе Япония развивалась как классическое восточное государство. Многие институты сознательно пе­реносились сюда из соседнего, более могущественного в то время, Китая. Японский император так же, как и китайс­кий, концентрировал в своих руках верховную светскую и религиозную власть. При его дворе была аристократия — высший слой общества, выполнявший бюрократические фун­кции. Крестьяне-общинники трудились непосредственно в пользу казны государства, которое по своему усмотрению распоряжалось .этими средствами. Политическая система Япония характеризовалась централизацией власти, верхов­ной собственностью государства (в лице императора) на землю при непосредственном общинном землепользовании.

Однако уже в это время происходит формирование фео­дальных отношений. В XI —XI веках окончательно утверж­дается новая форма землевладения - феодальное помес­тье. В 1192 г. император теряет светскую власть, уступая ее сегуну. (Сёгу́н (яп. 将軍 сё:гун) — в японской истории так назывались люди, которые управляли (в отличие от императорского двора в Киото) Японией большую часть времени с 1192 года до периода Мэйдзи, начавшегося в 1868 году.) В стране окончательно утверждается феодаль­ный порядок. Низшей хозяйственной ячейкой была общи­на. Сословие феодалов в целом делилось на крупных кня­зей и их вассалов — рядовых самураев. Выделялась также наиболее приближенная к сегуну прослойка влиятельных самураев, имевшая большие привилегии. В дальнейшем структура японского общества стала характеризоваться делением на четыре основных разряда: торговцев, ремес­ленников, крестьян и дворян. По отношению к представи­телям низших слоев общества феодал обладал исключи­тельными правами: если поведение крестьянина казалось самураю неугодным, он имел право зарубить его тут же, без всяких разбирательств, что являлось отголоском тра­диционных восточных общественных отношений.

Однако в целом Япония пошла по пути развитая соб­ственнических институтов, являясь своеобразным исклю­чением из традиционной схемы развития восточных обществ. Причины этого кроются в специфике географических усло­вий и исторического развития страны. Государство здесь сразу сложилось из общинно-родового строя, минуя стадию рабовладения; географические условия не требовали посто­янного всеобщего напряжения сил для поддержания хозяй­ства (ирригация), наоборот, дробление территории горными хребтами и речками на долины способствовало обособле­нию и выделению индивидуального хозяйства.

 

Особенности происхождения Древнерусского государства.

Как уже было сказано выше, в средние века образовалось большинство ныне существующих госу­дарств. В связи с этим актуальной является проблема происхождения Древнерусского государства.

В отечественной исторической науке проблема происхождения Древнерусского государства остается дискуссионной.

Антинорманизм в отечественной исторической науке стал развиваться в ответ на формирование норманской версии возникновения Русского государства. Норманизм стал проявляться еще в ХVII в., когда в агрессивных кругах Швеции, боровшейся за отторжение у России ее северо-западных земель с Новгородом, Рюрик и варяги были объявлены скандинавами, шведами, привнесшими государственность в дикие восточнославянские земли. Законченный характер «норманской теории» придали немецкие ученые ХVIII в. Г.З.Байер, Г.Ф.Миллер, А.Л.Шлецер. Их последователями стали Н.М.Карамзин, К.Д.Кавелин, В.О.Ключевский, С.М. Соловьев и др.[i] « В этой версии выделяются 2 стороны: одна – это утверждение о том, что «призвание варягов» означало начало российской государственности, привнесенное на восточнославянские земли извне; другая – теория о том, что варяги – это скандинавы, что Рюрик – это выходец из германских либо шведских земель.

«Антинорманисты» М.В.Ломоносов. О.А.Платонов, А.Н.Филиппов, Б.А.Рыбаков и др. отстаивают наличие самобытных предпосылок перехода от родового строя руссов к политической организации общества.[ii]

Для разрешения этого вопроса определим наличие либо отсутствие признаков государственности у наших предков до призвания варягов в 862 г.

Во-первых, славяне являются одним из древнейших народов мира. По мнению М.В.Ломоносова, « амазоны, или алазаны, славенский народ, по-гречески значат самохвалов», так как «сие имя есть перевод славян, то есть славящихся, со славянского на греческий».[iii] Славянские жрецы учили, что славянское имя обозначает людей, поющих вечную славу своим богам.[iv] С точки зрения профессора Ю.Н. Куражковского (РГУ – Ростовский государственный университет), славяне особенно русские, обнаруживают гораздо большее родство с древними ариями, нежели германские народы. Прозвание же «славяне» происходит от языкового богатства и благозвучия языка, иными словами, это люди, обладающие «славным словом».[v] Славянское племя существовало задолго до появления скандинавов на исторической арене человечества.

Во-вторых, признаки зарождавшейся государственности имели племенные княжения, часто объединявшиеся в крупные суперсоюзы. Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с конца У1 в.)». Новгородское летописание сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем в 1Х в. славянское объединение вокруг Новгорода. Согласно византийским и арабским источникам, в конце У1-УП вв. существовала «Держава волынян». Уже к У1 в. относится известие о трех протогосударственных образованиях у восточных славян – это Славия, Куявия (или Куяба) и Артания.[vi] В частности, арабский автор середины Х в. ал.-Истахри заимствовал из произведения ал-Балхи важное свидетельство о мире славян: «Русы состоят из трех племен, из коих одно, ближайшее к Булгару, а царь его живет в городе под названием Куяба, который больше Булгара. Другое племя, наиболее отдаленное из них, называется Славия. Еще племя называется Артания, а царь его живет в Арте. Люди отправляются торговать в Куябу, что же касается Арты, то мы не припоминаем, чтобы кто-нибудь из иностранцев странствовал там, ибо они убивают всякого иноземца, вступившего на их землю. Они отправляются вниз по воде и ведут торг, но ничего не рассказывают про свои дела и товары, и не допускают никого провожать их и вступать в их страну. Из Арты вывозят черных соболей и свинец». 7

Исследователи в данном случае расходятся в определении местоположения указанных племенных союзов. К примеру, О.А.Платонов Славию определеяет в районе озера Ильмень с центром в Новгороде, 8 арабские авторы могли иметь в виду край словен новгородских. По мнению А.В.Гудзь-Маркова, под далекой Славией можно подразумевать земли славян центра Европы, а, говоря об Артании, он указывает «на соответствие в названиях города Аркона и Артой ал-Истахри. Так в УШ-Х вв. далеко арабы едва ли проникали. Город Аркона был окружен мистической славой, и отголоски ее могли достичь ушей арабов. Но следует сказать и о том, что северные германцы Новгород называли Хольмгард (Holmgardr) и имя города созвучно Артании арабов.Если верно предположение, что Славия расположена в центре Европы, - отмечает А.В.Гудзь-Марков, - то Артанию следует искать в богатом черными соболями Новгороде.»9 Некоторые исследователи отождествляют Артанию с Тмутараканью, Рязанью или Черниговым. 10 Куявия, по всей видимости, располагалась вокруг Киева. «Страна русов, ближайшая к Булгару, царь которой живет в городе Куяба, большем Булгара, - это классическая Южная Русь со столицей в Киеве».11 Таким образом, существование таких центров свидетельствовало о возникновении новых внутриплеменных отношений в организации восточных славян, которые создали предпосылки для появления у них государства.

В-третьих, расцвет древнеславянской культуры относится к II-IV вв., за 500 лет до появления норманнов. В России почти не осталось следов варяжской культуры. Этому мог способствовать и тот факт, что после Рюрика, Олега и Игоря правила славянка Ольга. В результате на 10 тыс. кв. км. территории Восточно-Европейской равнины можно обнаружить лишь 5 скандинавских наименований. В то время как в Англии, к примеру, которую завоевали норманны, это число составляет до 150 наименований.12 Если у германских народов, т.е. скандинавов (скандинавские народы принадлежали к германской языковой группе) племенные названия «преимущественно основаны на исторических особенностях, на политическом или воинском значении племен,…то названия славянские взяты по большей части от природных, местных отличий, т.е. от названия рек, гор, лесов, озер и т.д. Таковы народные и племенные – морава, хорваты, дубрава … и пр.,… основанием древнерусского государства служат не княжеские и не племенные отношения, а территориальные», так как старший город с пригородами представляет собой самодостаточную поземельную общину». 13

В-четвертых, по справедливому замечанию Б.А.Рыбакова, «если признать варягов создателями государственности для «живущих зверинским образом» славян, будет крайне трудно объяснить то обстоятельство, что государственным языком Руси был не шведский, а русский. Договоры с Византией в Х в. заключались посольством киевского князя, в составе которого были варяги русской службы. Однако же писались такие договоры на двух языках – греческом и русском, без каких бы то ни было следов шведской терминологии». 14

В-пятых, русские дружины никогда не присягали скандинавским богам. Варяги-россы были родственниками пруссов, поклоняющихся Перкуну (аналогу славянского бога Перуна).15

В-шестых, восточные славяне издревле связывали свое бытие с определенной территорией. В «Повести временных лет» отмечается следующее: «… прозвались именами своими от мест, на которых сели. Поселившиеся в лесах – древляне, по реке Полота – полочане… по Бугу – бужане» 17 и т.д. Варяги не установили нового территориального деления государства, оно возникло намного раньше, поэтому время его происхождения «должно быть отнесено к эпохе доисторической».18

В-седьмых, славяне раньше, чем скандинавы осуществляли сбор дани, что является показателем раннего государственного порядка. Еще в I в. н.э. славяне выплачивали своим вождям особый налог – ругу, составлявший одну сотую имущества каждой семьи.19 Более того, в шведских средневековых документах сбор дани обозначался заимствованным варягами из русского языка словом «полюдье» (poluta). 20

В-восьмых, само по себе призвание варягов на княжение в 862 г. после их изгнания свидетельствует о наличии суверенитета и политического начала в древнерусском обществе. В «Повести временных лет» сообщается, что в 859 г. варяги и хазары брали дань с отдельных союзов славян востока Европы, которые в 862 г. отказали им в дани и изгнали варягов за море. В 862 г. «…и встал род на род … и вся земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет…». Стремясь преодолеть междоусобицы, по изложенной в русской летописи легенде, словене, кривичи и чудь призвали на княжение варягов из-за моря.21 Но призвать на княжение можно лишь в том случае, если есть, где княжить. «Князья-варяги застали везде готовый государственный строй». 22 Ведь народное вече, избиравшее князей, известно с незапамятных времен. 23

В-девятых, история России не знает скандинавского права и его институтов. «Судить же по славянскому праву мог, очевидно, только славянский князь, вскормленный на основных законах славянской гражданственности. Поэтому восточные славяне никак не могли пригласить к себе князей из чужого, враждебного племени, не знающих ни языка, на котором должны выслушивать притязания родов, ни права, по которому судит своих подданных». 24

В-десятых, российские историки на основании летописей утверждают, что варяги – это славяне южной Прибалтики (о них мало что известно, нет даже конкретного названия племен). «Российские и зарубежные ученые многократно отмечали широкое доминирование славянского этнического элемента на обширных пространствах Восточной Европы от южного берега Балтики до Подунавья, Карпат и Балканского полуострова. На этих пространствах сравнительно рано, намного раньше, чем в Скандинавии, возникли первые государственные образования. … При определении этнической принадлежности Рюрика и варягов следует иметь в виду и постоянные миграционные процессы славянского элемента как из Южной Европы в Поднепровье, что также отмечено в наших летописях, так и из Южной Прибалтики на Восток, особенно под натиском немецкой агрессии…. В.Н.Татищев, который располагал в ХУШ в. неизвестными нам летописными материалами, непосредственно выводит династию Рюрика из славянских южнобалтийских земель….Ярким подтверждением исторической реальности славянского происхождения варягов 1Х в. стали последние находки калининградских археологов. Именно на этой древней славянской земле, поглощенной затем немецким нашествием, возникли первые государственные образования, именно здесь появились первые южнобалтийские князья, одним из которых был знаменитый в нашей истории Рюрик». 25

По мнению члена-корреспондента института российской истории РАН А.Н.Сахарова, наиболее впечатляющим фактом русской, восточнославянской государственности стало нападение руссов-славян на столицу Византии и заключение договора «мира и любви» 25 июня 860 г., официальной датой исторического возникновения российской государственности может стать день 25 июня 860 г.26

Таким образом, Древнерусское государство возникло благодаря самобытному политическому творчеству русского народа, а не в результате иностранного завоевания, которого не было. Славянские племена жили родами и общинами, занимались сельским хозяйством, охотой и рыболовством. Находясь между Европой и Азией, они подвергались постоянным военным нападениям и грабежам со стороны степных кочевников и северных пиратов, поэтому сама история вынудила их выбирать, нанимать князей с дружинами для самообороны и поддержания порядка. Совершенно логично, что на содержание профессиональных воинов и их вождей пришлось платить налог (ругу). По мнению Б.А.Рыбакова, призвание варяжских князей было, но в такой форме, в какой современный крупный деляга - бизнесмен нанимает охранников. От того, что наняли сторожей, государства не рождаются. 27 

Таким образом, из территориальной сельскохозяйственной общины, имеющей профессиональные вооруженные и управленческие органы, действующие на постоянной основе, возникло Древнерусское государство, в основании которого участвовали два политических начала социального общежития: 1) единоличное или монархическое в лице князя и 2) демократическое – представленное вечевым собранием народа. Появление Рюрика в восточнославянских землях определило лишь новый этап в развитии восточнославянской и российской государственности.

Таким образом, многие явления в жизни современных народов и госу­дарств уходят своими корнями в средневековое прошлое: складывание социальной структуры общества, формирова­ние наций и национальных культур и т. д. Во многих стра­нах и в наши дни живы средневековые традиции, в средние века образовалось большинство ныне существующих госу­дарств.

 


[i] См.: Карамзин Н.М. История государства Российского.Т.1-4. Калуга, 1994. С. 62-66; Кавелин К.Д. Наш умственный строй. М.: Правда, 1989. С.19; Ключевский В.О. Курс русской истории.Ч.1. Сочинения: в 9 т. Т.1.М., 1987.С. 151; Соловьев С.М. Взгляд на историю установления государственного порядка в России до Петра Великого. Соч. в 18 кн. Кн. 16. М., 1995. С.27.

[ii] См.: Ломоносов М.В. Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года // ПСС. Изд-во Академии наук СССР.Т.6. М., Л., 1952. С.203-206; Платонов О.А. Терновый венец России. М., 2001. С.21-22.

[iii] Ломоносов М.В. Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года. С. 182.

[iv] Свято-русские Веды. Книга Велеса. М., 2001. С.25.

[v] См.: Куражковский Ю.Н. Библия Земли, или Книга Севера. Ростов-на-Дону, 2001. С.78.

[vi] См.: Платонов О.А. Терновый венец России. М., 2001. С.21-22.

7 Цит. по: Гудзь-Марков А.В. Домонгольская Русь в летописных сводах. V-ХIII вв. / А.В.Гудзь-Марков. – М.:Вече, 2005. –С.43.

8 См.: Платонов О.А. Терновый венец России. М., 2001. С.21-22

9 Гудзь-Марков А.В. Домонгольская Русь в летописных сводах. V-ХIII вв. / А.В.Гудзь-Марков. – М.:Вече, 2005. –С.43

10 См.: Платонов О.А. Терновый венец России. М., 2001. С.21-22.

11 Гудзь-Марков А.В. Домонгольская Русь в летописных сводах. V-ХIII вв. / А.В.Гудзь-Марков. – М.:Вече, 2005. –С.43.

12 См.: История отечественного государства и права. Ч.1. Учебник. / Под ред. О.И.Чистякова. М., 1996.С.35-36.

13 Гедеонов С.А. Варяги и Русь. В 2- частях / Автор предисловия, комментариев, биографического очерка В.В.Фомин.- 3-е издание, дополненное. – Ч.2.- М., .2005.-С.302.

14 Рыбаков Б.А. Рождение Руси. М., 2003. С.17.

15 См.: Ломоносов М.В. Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года. С.206.

17 Повесть временных лет / Повести Древней Руси. М., 2002. С.47-51.

18 Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. / М.Ф.Владимирский-Буданов. – Ростов-на-Дону, 1995. – С.41- 42.

19 См.: Свято-Русские Веды. Книга Велеса. М., 2001. С.143.

20 См.: Рыбаков Б.А. Рождение Руси. М., 2003. С.17.

21 См.: Повесть временных лет / Повести Древней Руси. М., 2002. С.57.

22 Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. / М.Ф.Владимирский-Буданов. – Ростов-на-Дону, 1995. – С.43.

23 См.: Свято-Русские Веды. Книга Велеса. М., 2001. С.39,41, 247; Повесть временных лет / Повести Древней Руси. М., 2002. С.47-51.

24 Гедеонов С.А. Варяги и Русь. В 2- частях / Автор предисловия, комментариев, биографического очерка В.В.Фомин.- 3-е издание, дополненное.- Ч.1.- М..2005.-С.29.

25 Сахаров А. Рюрик и судьбы российской государственности. / А.Сахаров. // Российская газета.-2002.-27 сентября.

26 См.: Там же.

27 См.: Шаров А. Давай, милый, посидим, от души по-окаем. / А.Шаров. // Российская газета.-1995.-9 сент.

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 43; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!