Тема 4.2. Общество как динамичная система.

Раздел 4. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ И ЭТИКИ.

Тема 4.1. Общество как сложная и открытая социальная система.

 

План:

1. Системный подход к анализу общества.

2. Общество как сложная социальная система.

3. Общество как открытая система.

1

Существует особый срез философского знания – социальная философия или философия общества. Есть множество наук, изучающих как отдельные сферы общества (экономическая теория, политология, юриспруденция), так и общество как некое целое, то есть как систему (история, социология). Но если история и социология изучают конкретные общества (российское, американское), то социальная философия изучает общество вообще. Социальная философия опирается на те знания об обществе, которые ей дают социальные науки, но она вырабатывает знание особого рода. Социальные философы изучают проблемы взаимодействия общества с природой, человеком (личностью), факторы, формы и модели его развития, строят научно обоснованные прогнозы развития общества в свете существования глобальных проблем, анализируют результаты воздействия техники на бытие человека и общества. Социальная философия тесным образом связана с такими разделами философии как онтология, гносеология, методология, антропологическая философия, аксиология и этика.

Объектом социальной философии является социальное бытие во всем его многообразии: экономическое, социальное, политическое, духовное. Иначе говоря, социальная философия изучает социальную реальность в ее целостности, то есть как систему. В качестве предмета социальной философии выступает деятельность как субстанциальная основа существования человека и общества.

Итак, социальная философия изучает общество как систему. Но что такое общество?

Общество – это результат и условие осуществления деятельности человека. Общество – это итог эволюции материи, в результате которой общество обособилось от природы. Общество – это форма социальной материи.

Главным свойством материи является системность. Поэтому общество можно рассматривать в качестве системы.

Система – это совокупность взаимодействующих элементов. Системы бывают: открытыми, закрытыми, простыми, сложными, биологическими, техническими, социальными.

Открытая система – это такая система, которая взаимодействует с окружающей его средой. Общество, техника, биологические организмы взаимодействуют с природной окружающей средой. Следовательно, они являются открытыми системами.

Сложная система – это такая система, которая состоит из различных подсистем. Подсистема – это относительно автономная часть системы.

Общество – это пример сложной системы, поскольку оно состоит из четырех подсистем, или сфер общества. Это: экономическая, социальная, политическая, духовная подсистемы.

Организм человека тоже является сложной подсистемой, поскольку состоит из кровеносно-сосудистой, пищеварительной, опорно-двигательной, дыхательной и других подсистем. Относительно автомобиля можно сказать, что он тоже является сложной системой. Автомобиль состоит из подсистемы управления, тормозной подсистемы, подсистемы зажигания, топливной подсистемой, трансмиссионной подсистемы и так далее.

Общество - это социальная система, так как является не только результатом, итогом человеческой деятельности и условием ее осуществления, но и включает человека в различные структуры, то есть состоит из людей. Культура, цивилизация тоже являются примерами социальных систем.

Человеческий организм, как и любой биологический организм, является примером биологической системы. Газотурбинные установки, автомобили, компьютерами – примером технических систем.

 Любая система и подсистема состоит из элементов. Элемент – это неделимая часть системы.

Каждый элемент играет определенную роль. Она называется функцией. Функция – это роль элемента в системе. Например: политическая подсистема общества выполняет функцию управления также, как рулевое колесо и рейка в автомобиле.

В любой системе есть главный элемент. Именно он образует структуру системы и выполняет ее предназначение. Такой элемент называют структурообразующим.

Структурообразующим элементом автомобиля является двигатель: именно на двигатель «заточены» все подсистемы автомобиля. Как известно, основное назначение автомобиля как транспортного средства – обеспечить перемещение человека в пространстве. Машина без двигателя – просто «недвижимое имущество». Роль структурообразующего элемента в организме человека выполняет сердце.

По поводу структурообразующего элемента общества в философской литературе ведутся до сих пор дискуссии. Философы-материалисты (К. Маркс) полагают, что в качестве структурообразующего элемента можно рассматривать материальное производство, то есть производство еды, воды, одежды и других материальных благ. Без еды и воды человек долго не проживет.

Противоположный лагерь образуют философы-идеалисты, считающие, что структурообразующим элементом является такой компонент духовного производства как религия. Важную роль религии в обществе раскрывали М. Вебер, С. Булгаков, А. Солженицын.

Система не просто состоит из элементов. Элементы взаимодействуют друг с другом на различных структурных уровнях. Структура – это иерархически образом организованная взаимосвязь между элементами. Структура отвечает на вопрос: из каких элементов состоит система, как они взаимодействуют друг с другом, обеспечивая ее функционирование.

Таким образом, социальная реальность (общество) имеет системный характер. Поэтому общество нужно рассматривать с точки зрения системного подхода, то есть как сложную и открытую социальную систему.

2

Общество является сложной системой, состоящей из подсистем со своей структурой, структурообразующими элементами и функциями:

1) Экономическая подсистема общества. Структурообразующим элементом этой подсистемы является материальное производство. Материальное производство, в свою очередь, состоит из производительных сил и производственных отношений. К производительным силам относят людей, инструменты, станки, то есть технику. Производственные отношения – это такие отношения, в которые вступают люди в процессе производства. Материальное производство включает следующие этапоы: собственно производство, распределение, обмен, потребление. Главная функция экономической подсистемы – функция жизнеобеспечения. Еда, вода, одежда жилье обеспечивают жизнь человека и общество в целом. Главная проблема – проблема соотношения безграничных потребностей и ограниченных ресурсов. Эту проблему решает экономическая наука и философия экономики. В научно-философской литературе можно встретить следующие варианты ее решения: переход на альтернативные источники энергии, включая космические полеты с целью расширения ресурсной базы человечества, трансформация антропоцентрической мировоззренческой установки, реализация концепции «нулевого роста» (А. Печчеи), акцент на внутреннее развитие, духовно-нравственное самоограничение (А. Солженицын);

2) Социальная подсистема общества. Главный элемент – социальная общность. Выделяют следующие социальные общности: а) поселенческие (город, село), б) демографические (возрастные, половые); в) этнические (род, племя, народность, нация); г) классово-стратификационные (класс богатых, бедных, средний класс, страта маргиналов); д) профессионально-образовательные (студенты, преподаватели, инженеры, газовики, нефтяники, водители). Человек одновременно относится к различным социальным общностям и структурам. Например, у человека есть пол (мужской или женский), он достиг определенного возраста (ребенок, взрослый), то есть относится к демографической структуре, является либо сельским, либо городским жителем (поселенческая структура), принадлежит к определенной нации (этническая структура), занимает определенное место в системе общественного производства (преподаватель, работник газовой промышленности). Главная функция социальной подсистемы – функция социального воспроизводства. Главная проблема – проблема достижения социального равенства. Проблему социального равенства решают социология и социальная философия;

3) Политическая подсистема общества. Структурообразующий элемент – политическая власть. В структуру политической подсистемы входят политические потребности, интересы, отношения, институты. Основная функция – управление. Главная проблема – захват и удержание политической власти. Эту проблему призваны решать политология и политическая философия. Доктор философских наук, профессор ВолГУ, специалист по политической философии, политический эксперт А. Л. Стризое выделяет три способа политического управления и удержания политической власти. Это: директивный, трактуемый им как монолог властвующего субъекта, такой способ управления, при котором одни властвуют, а другие только подчиняются; функциональный, при реализации которого властвующий субъект превращается в «диспетчера»: субъект власти рассматривает объект власти как носителя полезных свойств, то есть функционально; коммуникативный, актуализирующий у властного субъекта способности по выстраиванию социальных и межличностных отношений с другими политическими субъектами как на горизонтальном, так и на вертикальном уровнях;

4) Духовной. Структурообразующий элемент – духовное производство. Главная функция – социализация. Главная проблема – соотношение традиций и инноваций. Над данной проблемой «бьются» культурологи и специалисты по истории философии, философии культуры.

Таким образом, общество – это сложное социальное образование, сложная социальная система, состоящее из нескольких сфер, или подсистем, которые в свою очередь, имеют сложную структуру, и в которые включен человек. Каждая сфера общества выполняет определенные функции и пытается решить конкретную проблему. От того, насколько успешна, будет решена та или иная проблема, зависит будущее общества.

Особенностью развития общества на современном этапе является возрастание влияния духовной сферы общества на остальные сферы. Неслучайно поэтому ученые обращают внимание на такие проблемы как вандализация культуры, девальвация (обесценивание) духовных ценностей, нацеленность большинства людей на потребительский образ жизни.

Какая подсистема общества является главной, системообразующей – нет единой точки зрения в философии:

1) К. Маркс и его сторонники утверждали, что материальное производство, а, следовательно, экономическая подсистема социума является главной. Прежде чем заниматься наукой, искусством, как писал Маркс, необходимо питаться и одеваться. А первичные, базовые потребности (А. Маслоу) как раз и удовлетворяет материальное производство. Необходимо отметить, что Маркс не принижал роль духовной подсистемы социума. Он отмечал, что по мере развития общества обратное влияние духовной сферы (науки, искусства, морали) на другие подсистемы общества будет возрастать;

2) Н. Бердяев, М. Вебер полагали, что духовная сфера общества оказывает решающее воздействие на все остальные сферы. Н. Бердяев это доказал с помощью анализа таких феноменов как культура производства, экономическая культура, а М. Вебер в книге «Протестантизм и дух капитализма» раскрыл роль протестантской религии в эволюции капиталистической системы.

3

Общество представляет собой не только сложную социальную систему, но и еще открытую систему, так как взаимодействует с окружающей средой, то есть с природой. 

Единственным источником жизни на Земле – Солнце: не было бы Солнца – не было бы жизни. Планета Земля на очень удачном расстоянии находится от него: если бы находилась дальше, то на Земле было бы очень холодно, а если ближе – то очень жарко. И в том, и в другом случае жизнь на планете Земля была бы невозможна Сторонники эволюционной теории антропогенеза считают, что именно радиоактивное излучение способствовало генной мутации, которая рассматривается в качестве главного фактора антропогенеза. Человечество берет от природы различные ресурсы (газ, нефть), использует энергию воды, солнца, ветра. Кислородом человек дышит тоже благодаря природной среде. Воздействует на природу человек негативным образом: загрязняет воду, почву, воздух. Пытаясь минимизировать негативные последствия своего воздействия, человек осуществляет природоохранные мероприятия: сажает деревья, заносит в Красную книгу исчезающие виды растений, животных, создает заповедные зоны, регулирует охоту и рыболовство, чтобы окончательно не уничтожить то, чем он питается. Однако главный итог взаимодействия общества и природы – появление и обострение экологических проблем, которые уже давно достигли планетарный, глобальный характер.

Главная причина обострения экологической проблемы заключается, выражаясь словами немецкого философа М. Хайдеггера в том, что человек провозгласил себя господином бытия, то есть реализует антропоцентрическую мировоззренческую установку. О том, что такая установка по отношению ко всему обществу носит губительный характер, хорошо, в образной манере, выразился А. И. Солженицын. « Не могут черви бесконечно изгрызать одно и то же яблоко», - с горечью констатировал российский мыслитель.

О негативных последствиях господства потребительского отношения к бытию писали Э. Фромм, Г. Маркузе. Однако философы расходились в том, что должно прийти на смену антропоцентризму и связанному с ним потребительству. Если А. И. Солженицын выступал за ренессанс теоцентризма, то М. Хайдеггер, позиционируя себя в качестве сторонника коэволюционизма, рассматривал человека в качестве пастуха бытия. Не потреблять, а заботиться о природе также, как пастух заботиться о своем стаде, - вот сущность хайдеггеровского императива.

 Таким образом, анализ взаимодействия общества и природы образует основной нерв социальной философии. С одной стороны, общество взаимосвязано с природой, так как является результатом длительной ее эволюции, возникло из нее. Общество функционирует в природной среде. Природа образует окружающую для нее среду. С другой стороны, общество в результате эволюции обособилось от природы, и в этом смысле социальная, рукотоворная реальность противостоит реальности природной, естественной. Поэтому неудивительно, что в социальных науках анализируется воздействие природных факторов на развитие общества, а в некоторых концепциях, например, в концепциях географического детерминизма, пассионарного этногенеза, влияние этого фактора на социум абсолютизируется.

 Подведем итоги.Мы, изучив эту тему, узнали, что общество является системой социальной, так как является результатом и условием человеческой деятельности, состоит из людей. Социальными системами также являются цивилизация и культура. Общество, как и биологические организмы, как и технические устройства, является сложной системой, так как состоит из нескольких подсистем. В свою очередь, каждая подсистема имеет свою сложную структуру, элементы, функции. Поскольку общество - не только результат длительной эволюции природы, в процессе которой оно от него обособилось, но и функционирует в природной среде, общество является открытой системой. Функционирование подсистем общества, его взаимодействие с природой, образует множество проблем глобального характера, решением которых занимается социальная философия, представляющая собой важный срез философского знания

 

Вопросы и задания:

1. Что такое социальная философия? Что она изучает? Что является ее объектом и предметом изучения? С какими науками и разделами философии она связана?

2. Что общего, а что различного в изучении общества со стороны социальной философии, истории, социологии, политологии, экономической теории? Чем социально-философские проблемы отличаются от проблем в исторической науке и в социологии?

3. Дайте определения таким понятиям как «система», «подсистема», «структура», «элемент», «структурообразующий элемент», «функция». Приведите свои примеры этих понятий.

4. Что такое общество? Почему общество является сложной социальной системой?

5. Дайте характеристику экономической подсистеме общества. Как вы лично вписаны в ее структуру?

6. Дайте характеристику социальной подсистеме общества. В какие социальные структуры вы вписаны, к каким социальным общностям относитесь?

7. Что представляет собой политическая подсистема общества? Каким образом вы вписаны в ее структуру?

8. Какие способы захвата и удержания политической власти выделяет А. Л. Стризое? В чем их сущность? Подумайте, какой из этих подходов господствует в современной России. Свою точку зрения обоснуйте.

9. Имеете ли вы отношение к духовной подсистеме общества? Ответ дайте в развернутой форме.

10. Какая подсистема общества с вашей точки зрения является самой важной? Свой ответ аргументируйте.

11. Почему общество является открытой системой? Оцените результаты взаимодействия общества с природой.

12. Как вы относитесь к антропоцентрической установке? Разделяете ли вы мнение некоторых мыслителей об опасном характере ее господства в современном обществе?

13.  Что общего и что различного можно выявить, если сравнивать общество, человеческий организм, техническое устройство?

14. Как общество и природа взаимодействуют друг с другом? Что общего, а что различного между ними?

15. Докажите, что общество является сложной, социальной и открытой системой.

16. Что вы нового узнали из этой лекции? Какой учебный материал был вам уже известен, а какой нет? Что в этой лекции вызвало у вас интерес?

17.  Как вы думаете: легко или сложно будет изучать социальную философию? Какие науки и разделы философии помогут вам ее изучить? Какая социально-философская проблематика, изложенная в этой лекции, привлекла ваше внимание? Ответ аргументируйте.

 

Тема 4.2. Общество как динамичная система.

План:

1. Проблема определения движущего фактора развития общества.

2. Философские модели развития общества.

3. Воздействие техники на бытие человека и общества.

1

Общество – это не статичная система: оно не стоит на месте. Изучая историческую науку, мы уже могли убедиться в том, что оно постоянно развиваясь то в эволюционной, то в революционной формах, прошло в своем развитии ряд последовательных этапов. Следовательно, общество представляет собой динамичную систему, что неудивительно: одним из главным свойством материи, а общество является социальной формой материи, является движение.

Если факт развития общества не вызывает сомнения, то вопросы о том, что является движущим фактором развития общества, какая форма его развития (эволюционная или революционная) является для него желательной, к какой цели (куда) и по какой траектории (модели) оно движется, и можно ли при этом говорить о социальном прогрессе, являются дискуссионными, образуя проблемное поле социальной философии.

В философской литературе нет однозначного ответа на вопрос: что выступает в качестве главного фактора развития общества, что обеспечивает его динамику?

Материалисты полагают, что объективный, материальный фактор является движущей силой, обуславливающими развитие общества. Однако в их среде есть разногласия. Представители исторической диалектики говорят о том, что конфликт между элементами материального производства - производительными силами и производственными отношениями «побуждает» общество двигаться вперед. Данная позиция представлена в трудах К. Маркса. К. Маркс полагает, что причиной конфликта между производственными силами и производственными отношениями является их асинхронность: производственные силы, в частности техника, развиваются быстрее, чем производственные отношения, то есть такие отношения между людьми, в которые они втянуты в процессе производства. Эскалация этого конфликта приводит к социальным революциям, которые философ рассматривал в качестве локомотива (движущей силы) истории.

Сторонники географического детерминизма (Монтескье, Мечников, Соловьев) полагают, что географические факторы (климат, размер территории, ее месторасположение) обуславливают развитие общества.

Представители техницизма остаивают позицию, что техника, технологии детерминируют развитие социума (Белл, Тофлер, Маклюэн). Маклюэн полагает, что коммуникативные технологии способствуют развитию общества. Согласно точке зрения канадского философа, устная речь формирует аграрное общество, базирующееся на традициях. Изобретение печатного станка И. Гуттенбергом способствовало не только распространению письменной речи, но и фактически породило массовое производство, когда одну и туже вещь можно было тиражировать в больших количествах. На основе массового производства образовалась и распространялась массовая культура, а также индустрия, само индустриальное общество. Появление компьютера, развитие компьютерных технологий привели к формированию информационного общества.

Материалистам в социальной философии противостоят идеалисты, которые рассматривают не материальный, а идеальный, духовный фактор  (религию, искусство, науку, мораль), то есть сознание (индивидуальное, общественное) в качестве движущей силы развития общества. Однако и в их среде нет единства.

Субъективные идеалисты (Лавров) полагают, что человеческое сознание определяет вектор исторического процесса, в данном случае – исторические личности. Лавров был убежден, что благодаря критически мыслящим личностям осуществлялся и осуществляется естественный отбор. Так, согласно его взглядам, в первобытном обществе выживало то племя, которое возглавлял умный («прошаренный») вождь, способный организовать эффективную охоту, выиграть межплеменный войны. Против подобной трактовки возражал Плеханов, посвятивший свое философское исследование выявлению роли личности в истории на примере Наполеона.

Объективные идеалисты убеждены, что божественное, сверхчеловеческое сознание направляет ход истории. Например, Августин Блаженный в своем труде «О граде Божьем» высказывает мысль, что в мире происходит борьба двух «царств» - земного и небесного. Земное царство является воплощением зла, а царство небесное – добра. Таким образом, мир – это для борьбы двух сил. Но Августин Блаженный выражает уверенность в том, что град небесный одолеет град земной. Подобная интерпретация характерна не только для средневековой философии, но и для летописания в средниие века, где все объясняется божьим замыслом.

Есть сторонники данной интерпретации и в наше время. Например, в трудах Солженицына можно встретить подобного рода трактовку.

К объективным идеалистам в социальной философии можно отнести не только М. Вебера, рассматривающего религию (протестантизм) в качестве движущей силы развития общества. Его последователем является О. Конт, который абсолютизировал роль науки и научного знания в социальном развитии.

Интересную концепцию о движущих факторах развития общества разработал Л. Н. Гумилев. Согласно его концепции пасионарного этногенеза, развитие общества происходит благодаря пасионариям. В качестве пасионарий могут выступать как отдельные личности (Чингисхан), так и целые этносы (монголы). Пасионарность – это умение исторических субъектов аккумулировать космическую энергию, энергию Солнца. Л. Гумилев писал, что учеными замечено: фазы солнечной активности совпадают с фазами социальной активности. Пасионарность, по мнению Гумилева, явление непостоянное. Вначале монголы были пасионариями, а потом перестали ими являться.

Как философы-материалисты, так и философы-идеалисты являются сторонниками монофакторного анализа. Иначе говоря, в качестве движущей силы развития общества, его истории, они рассматривают один фактор: либо материальный, либо идеальный. В современной социальной философии господствует многофакторный, или полифакторный анализ. С точки зрения многофакторного анализа, общество рассматривается как сложная социальная открытая система, в которой важность различных факторов, как материальных, так и духовных, в различных ситуациях – разная: иногда на первое место выходят географический фактор, в другом случае – экономический фактор, или фактор материального производства (конфликт между производственными силами и производственными отношениями), в третьем случае - религия, наука или даже искусство. Представителем многофакторного подхода является современный философ А. А. Сычев.

2

Ведутся в социальной философии дискуссии относительно направленности социального развития, или его моделей развития. Можно выделить следующие философские модели развития общества:

1) циклическая модель (Тойнби, Шпенглер): общество – это совокупность замкнутых цивилизаций, развивающихся циклично, как биологический организм, проходящих несколько этапов развития: зарождение, расцвет, гибель. При таком подходе фазы зарождения и расцвета выражают такую форму социального развития как прогресс, то есть поступательное движение вперед, движение от простого к сложному. Фазу гибели можно связать с такой формой социального развития как регресс – движение о сложному к простому, движение назад.

А. Тойнби разработал в рамках циклической модели интересную концепцию «вызовов» и «ответов». Согласно его точке зрения, цивилизация развивается тогда, когда правящая элита может дать на «вызовы» - совокупность существующих в обществе проблем, адекватные «ответы», то есть предложить варианты решения проблем. Народ в его концепции – инертная масса, следующая за элитами. Получается: если элита выработала адекватные «ответы» на «вызовы», связанные с развитием общества, то общество развивается дальше. Но если элита не смогла дать на «вызовы» адекватные «ответы», то общество, или цивилизация погибает. Так произошло с древнеримским обществом: с начала Рим зародился как город, который подчинил себе округи, потом весь Апеннинский полуостров, а затем перешел к захвату других стран. В итоге образовалось мощнейшее государство – Римская империя. До этого момента история Рима развивалась по восходящей линии. Затем Римская империя столкнулась с «вызовами», в первую очередь с варварами. Древнеримская элита не смогла предложить адекватного ответа на данный «вызов». В итоге Римская империя пала.

 2) линейная модель (Маркс, Гегель) – основана на идее тотального прогресса. Развитие общества представлено в виде сплошной восходящей линии,  по которой идет развитие от простого к сложному, от некой точки «А» к точке «Б». То есть линейная модель развития общества, последовательно развивая идею социального прогресса, придает развитию общества некую цель, то есть рассматривает динамику общества телеологически.

 В связи с линейным рассмотрением динамики общества его последователи выделяют стадии (этапы) в развитии общества.

Сторонники формационного подхода (последователи философии марксизма)  выделяют пять этапов в развитии общества, пять формацийпервобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, социалистическую, переходящую в последствии в коммунистическую.. Сторонником такого подхода был К. Маркс. Таким образом, конечная цель развития общества, по К. Марксу заключается в победе коммунизма, то есть такого общественно-политического строя, при котором нет частной собственности, но есть социальное равенство и справедливость, где обществом созданы все необходимые условия для всестороннего развития личности.

Гегель, взяв за критерий выделения этапов в развитии общества свободу, разделил исторический процесс на следующие этапы: 1) древневосточная деспотия (свободен один); 2) античный мир (свободны некоторые), 3) германский мир (свободны все). Следовательно, у Гегеля тоже прослеживается конечная цель социального развития – обретение свободы.

Сторонники техницистского подхода (Белл, Тофлер) выделили следующие этапы в развитии общества: 1) аграрный (господствует ручной земледельческий труд, земля является главной ценностью общества); 2) индустриальный (преобладает машинный труд на заводах и фабриках, капитал – главная ценность общества); 3) постиндустриальный или информационный (доминирует «третичный сектор экономики» - сфера услуг, в качестве главной ценности общества является информация, все шире распространяется автоматизированный труд, робот постепенно заменяет человека).  Получается, что согласно техницизму, сущность социального прогресса заключается в развитии техники и технологий, а конечная цель развития общества – комфортизация человеческого бытия. На основе техницизма разивается философия трансгуманизма, представители которой выступают за трансформацию человека натурального в человека технического.

Линейная модель развития появилась благодаря христианской философии. С точки зрения христианства, развитие общества представляет собой линию, основными вехами которой являются: сотворение мира, рождество Христа, Страшный суд. Цель социального развития, таким образом, заключается в наступлении Страшного суда, который трактуется как второе пришествие Христа, воскрешение мертвецов, тотальный суд над грешниками. В данной христианской парадигме работала средневековая философия, большинство представителей современной религиозной философии.

Проблему «конца истории» поднимает в своих трудах Ф. Фукуяма. Взяв за основу гегелевский критерий социального прогресса – осуществление (объективация) свободы, Фукуяма утверждает, что конец истории уже произошел в 90-ых годах двадцатого века, когда во всем цивилизованном мире благодаря перестройке в СССР и «бархатным» революциям в странах Восточной Европы победили идеи либерализма.

3) спиралевидная модель – объединяет модель цикла (круга) и линии: исторические процессы повторяются (идея циклического развития), но повторение идет по восходящей линии, повтор осуществляется на более высоком уровне развития (линейная модель).

Немецкие философы Г. Гегель и К. Маркс разработали принципы диалектического учения. Согласно ему, развитие общества можно описать по следующей формуле: тезис (объект в начале развития), тезис (дальнейшее развитие тезиса, его противоположность), синтез (включающий в себя черты тезиса и антитезы). Попробуем применить диалектический метод к отечественной истории.

Историю России можно представить в форме спирали, как совокупность двух фаз – фазы образования государственности и фазу распада. Например: в 882 году образовалось государство Киевская Русь, в 1132 году, со смертью Мстислава Великого, древнерусское государство распалось, наступила эпоха феодальной раздробленности, где каждый держал вотчину свою. Потом Москва и ее правители начали вести борьбу за объединение русских земель, особенно преуспели в этом деле Иван Третий и Иван Четвертый. Закончил процесс собирания русских земель Петр Великий, при котором в 1721 году, после окончания Северной войны со Швецией, образовалось мощнейшее государственное образование – Российская империя, распавшаяся в ходе социальной революции в 1917 году. Однако советская власть, победившая в Гражданской войне, выступила в качестве интегратора «русского мира»: в 1922 году был образован СССР, просуществовавший до 1991 года. Сегодня мы наблюдаем фазу интеграции: в 2014 году был присоединен Крым, в 2019 году активизировались переговорные процессы по поводу институционализации союзного государства Россия-Беларусь.

 4) ризомная модель. Эта модель развития общества зародилась в недрах философии постмодернизма. В ботанике ризомой (французское слово, означает корнивище) называют корневую систему растений, где отсутствует центральный стержневой корень. Ризома состоит из множества переплетенных между собой побегов, растущих в разных направлениях. Философы-посмодернисты Ж. Делез, Ф. Гваттари применили термин «ризома» в отношении развития общества. Тем самым они хотели сказать, что невозможно структурировать знания о социальной динамики. Говорить о смысле, направленности развития общества, с их точки зрения бессмысленно. Таким образом, в применении к обществу ризома символизирует неупорядоченность, хаотичность развития, то есть бессмысленность как исторических процессов в частности, так и социальных процессов вообще.

Подведем итоги. Общество постоянно развивается. Источником развития общества является деятельность человека. Поскольку деятельность человека многомерна, то правомерно выделять не один критерий, по которому будет оцениваться развитие социума, а несколько. Следовательно, при анализе динамики общества целесообразней применять многофакторный анализ.

Создание философских моделей социального развития – сложный процесс. Если циклическая модель фактически не подразумевает мировой истории, абсолютизируя единичное, локальное как таковое, линейная модель игнорируя единичное, абсолютизирует общее, то спиральная модель развития общества как бы «снимает» антагонизм между цикличной и линейной моделями развития. Что же касается ризомной модели развития общества, то она, конечно, имеет право на существование, поскольку отражает кризис современного обществоведения, но анализировать развитие общества с точки зрения ризомной модели контрпродуктивно.

Современное общество с точки зрения цивилизационного подхода можно охарактеризовать как информационное, где знания, информация представляют собой главную ценность этого общества. Не случайно, что компьютер стал главным символом наших дней, ибо компьютер - это не что иное, как машина, позволяющая перерабатывать постоянно возрастающий объем информации.

3

Общество и техника – взаимосвязанные понятия: техника в настоящее время является не только результатом развития общества, относится к производственным его силам, имеет «прописку» в структуре экономического бытия, но и оказывает существенное воздействие на него. Более того, сторонники философии техницизма считают, что именно техника и технологии придают «облик» обществу. Следовательно, чтобы разобраться в сущности современного общества, которое вслед за философами-техницистами, многие называют информационным, нам нужно перейти к изучению техники.   

Слово «техника» производно от греческого слова «технэ», что означает умение, искусство, мастерство. Именно в этом смысле слово «техника» употреблялось изначально. В современном русском языке сохранилось такое понимание техники. Например: техника рукопашного боя, техника приема и обработки мяча. Такое понимание техники в философской литературе называется субъективным, так как напрямую связано с субъектом, его умением, то есть с человеком.

Однако имеется другое понимание техники. Употребление слова «техника» связано с определенными объектами внешнего, материального мира: компьютером, газотурбинными установками, то есть с артефактами - искусственно сделанными вещами. Поэтому в объективном смысле технику можно определить как совокупность артефактов.

Если синтезировать субъективный и объективный подходы к пониманию сущности техники, можно дать следующее определение: техника – это совокупность приемов и умений, средств и орудий деятельности.

В истории техники как средств деятельности в философской литературе выделяют следующие этапы: 1) природно-орудийная стадия – применение природных, необработанных материалов в практической деятельности. Например, камень как орудие труда и охоты; 2) орудийно-артефактная стадия связана с появлением искусственных орудий: плуг, колесо; 3) машинная стадия – создание станков и производственных машин, парового двигателя и двигателя внутреннего сгорания; 4) стадия автоматов и робототехники – создание сложных управляющих систем и механизмов; 5) информационная стадия – создание компьютеров и информационных компьютерных систем.

Для более глубокого понимания сущности техники раскроем причины ее возникновения. Конечно, основная причина появления техники – это потребности человека, так как техника – не что иное, как средство, с помощью которых человек удовлетворяет их. Первая базовая потребность человека – это потребность в выживании. Человек по сравнению с животными, особенно если сравнивать его с крупными хищниками, - слабое существо. Чтобы выжить в агрессивной природной среде, которая окружала его, человеку понадобились аналоги когтей, клыков. В их качестве выступили примитивные орудия охоты. Следовательно, первая причина возникновения техники носила натуралистический характер.

Вторая причина возникновения техники связана с потребностью человека сделать условия своего существования более комфортными. Таким образом, техника является средством комфортизации человеческого бытия.

Поскольку потребности человека росли вместе с развитием общества, то возникла потребность в массовом производстве. Так появились машины, станки, которые значительно повысили производительность труда и степень насыщения рынка необходимыми товарами. Получается, что техника является важнейшей производительной силой общества.

Потребность человека в общении, в общественном признании привела к возникновению компьютера и информационных технологий. С помощью информационных технологий человек расширился до размеров глобального мира. Так техника стала важнейшим условием существования современных коммуникативных технологий.

Заметим: для техники характерен антропоморфизм. Технику создает человек по своему образу и подобию. Например, крючок – это загнутый палец, ковш, чаша – соединенные две руки, весло – продолжение человеческих рук. Автомобиль – модель человеческого организма.

С понятием техники тесно связано другое понятие – технология. Под технологией понимают совокупность методов, которые применяет человек, эксплуатирующий технику.

В философской литературе можно обнаружить следующие подходы к определению сущности техники:

1) Негативный: техника – это зло, инструмент порабощения человека и природы. В результате технического прогресса человек отдалился от природы. Техника – это главный фактор загрязнения окружающей среды и деградации человека. Именно техника способствует росту отчужденности между людьми, между человеком и обществом, между обществом и природой. Техника словно беспросветный кокон, заслоняет природу от человека. Именно техника угрожает будущему человечества, так как развитие техники до предела обостряет глобальные проблемы;

2) Позитивный: технический прогресс – это благо, техника – это средство комфортизации человеческого бытия и точка духовного роста. Техника освобождает человека от рутинной работы, является результатом и средством творческой деятельности человека, фактором, способствующим его дальнейшей гуманизации. Техника поможет человеку обрести бессмертие с помощью замены естественных органов на искусственно созданные. Благодаря технике человек решит глобальные проблемы и у человечества наступит светлое будущее. Развитие техники приведет к тому, что человек станет инженером в сфере генетики, не будут рождаться больные дети, а пол ребенка, его внешность, способности можно будет программировать;

3) Нейтральный подход: техника – ни добро и ни зло. Сущность техники нейтральна. Она – всего лишь средство, инструмент в руках человека. От того, как будет использоваться техника, зависит от личностных качеств человека, его духовного и культурного уровня развития.

Таким образом, анализируя воздействие техники и технологии на общество, нельзя игнорировать ее создателя, то есть человека. Техника – всего лишь инструмент. Поэтому именно человек принимает решение, как и где он будет применять технику. Следовательно, в процессе анализа воздействия техники на общество нужно учитывать субъективный фактор.

Учет субъективного фактора объясняет, почему человек в процессе создания техники, задавая ей необходимые для себя параметры, не может предусмотреть все последствия ее эксплуатации, контролировать ее. Например, человек придумал автомобиль как средство комфортного передвижения. Однако человек не смог спрогнозировать, что автомобиль станет не только фактором загрязнения природы, но и мощным криминогенным фактором: люди угоняют автомобили, убивают их владельцев с целью завладения транспортным средством. Кроме того, ДТП случаются настолько часто и с трагичными последствиями для людей, что каждый год уносят такое количество человеческих жизней, которое сопоставимо с численностью рабочего поселка городского типа. Представьте: каждый год погибают на дорогах все жители Иловли!

 В социальной философии существует такой подраздел как философия техники. Философы, занимающиеся изучением техники, подчеркивают, что философия техники в первую очередь связана с философией человека и философией культуры. Это означает, что результаты эксплуатации техники в обществе во многом зависят от культурного уровня развития человека. Культурно развитый человек не будет использовать технику во вред себе и другим людям. Человек культурный постарается минимизировать негативные последствия эксплуатации техники, а в некоторых случаях, если это возможно, - вообще прекратить.

В современной философской литературе поднимается вопрос об ответственности человека за результаты эксплуатации техники. В связи с этим появилась еще одна сфера философских знаний – техноэтика, в рамках которой разрабатываются этические кодексы инженеров. Вопрос об ответственности изобретателя за свое изобретение – технику очень сложный. Зачастую решение этого вопроса лежит в этической плоскости. Например, академик А. Д. Сахаров впоследствии сожалел о том, что он принимал участие в разработке водородной бомбы.

 Подведем итоги. Приступив к изучению социальной философии, мы уже поняли, что общество – это сложная система, поскольку состоит из совокупности взаимосвязанных элементов – подсистем общества: экономической, политической, социальной, духовной. Общество имеет свою структуру – ирархическим образом организованную систему элементов. В качестве главного, системообразующего элемента выступает экономическая подсистема социума.

Общество, поскольку развивается, относится к динамическим системам. Эволюция общества – это продукт сознательной деятельности индивидов и социальных групп, в которые они включены. Существуют в литературе разные философские модели развития общества.

В философии ведутся споры относительно движущих сил развития общества. Некторые философы полагают, что в качестве движущей силы социума выступает техника и технологии.

Техника, с точки зрения онтологии, относится к бытию вещей второй природы. С точки зрения гносеологии является закономерным результатом научного познания и его условием одновременно. С социально-философской точки зрения техника связана, с одной стороны, со сферой материального производства, то есть с экономической подсистемой социума, а с другой стороны – с духовной его сферой, поскольку техника «скрепелена» с научными знаниями, с наукой: неслучайно говорят о научно-техническом прогрессе. Однако техника оказывает неоднозначное, амбивалентное воздействие на бытие человека и общество. Будучи порожденной человеческим сознанием, как материальной, так и духовной сферой бытия, техника, при определенном раскладе, грозит уничтожением человеческого и социального бытия.

Говоря об амбивалентном, двойственном характере воздействия техники на бытие человека и общества, необходимо отметить, что вектор этого воздействия зависит, прежде всего, от кульурного уровня развития самого человека. Следовательно, и от уровня его философского образования, поскольку изучение философии позволяет осознать ответственность человека, человечества за последствия научно-технического прогресса, за развитие техники, технологий.

Вопросы и задания:

1. Как решается в современной социальной философии проблема выявления движущих факторов развития общества? Какие социально-философские подходы к анализу этой проблемы можно выделить?

2. В чем заключаются сходства и отличия между материалистической и идеалистической трактовками определения факторов развития общества?

3. Какой фактор развития общества вы считаете главным? Свое мнение обоснуйте.

4. Дайте характеристику основным философским моделям, описывающим развитие общества.

5. Сторонником какой философской модели развития общества вы являетесь? Ответ дайте в развернутой форме.

6. Что общего и что различного между такими понятиями как социальный прогресс и социальный регресс?

7. Может ли прогресс в какой-то одной подсистеме общества сопровождаться регрессом в другой? Приведите примеры.

8. Каковы, на ваш взгляд, критерии прогресса? Содержит ли развитие общества некий смысл, конечную цель своего развития? Свое мнение обоснуйте.

9. Каково ваше отношении к философии техницизма?

10. Что такое техника? Чем субъективное понимание техники отличается от объективного?

11. Какую природу и сущность имеет техника? Как в истории социальной философии решался этот вопрос?

12. Оцените воздействие техники на бытие человека и общества. Раскройте позитивное, негативное воздействие техники на бытие человека и общества. Сделайте вывод о неоднозначном воздействии техники на человека и общества.

 

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 950; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!