Исторические типы стратификации.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ростовский государственный строительный университет»

                                                              Утверждено на заседании кафедры

философии «31» октября 2013 г.

Методические указания по дисциплине

«Социология. Социология в строительной сфере»

Для проведения практических занятий по дисциплине «Социология»

Для подготовки бакалавров всех направлений

 

Ростов-на-Дону

2013

ББК 60.5

 

 

Методические указания по дисциплине «Социология. Социология в строительной сфере» для бакалавров всех направлений очной и заочной форм обучения. – Ростов-н/Д: Рост. Гос. Строит. ун-т, 2013. – 24 с.

Предназначено для обучающихся, изучающих дисциплину «Социология. Социология в строительной сфере» для подготовки к зачёту и экзамену. Даются в доступной для студентов форме основные понятия и теории современной социологии.

 

 

                                                                                                             ББК 60.5

 

 

                                                                            Составитель: Г.В. Сорокин

 

1. Предмет и функции социологии. Термин социология ввел французский философ Огю́ст Конт (франц. s ociologie – от лат. socius — общество и греч. λόγος — слово, учение; буквально — учение об обществе). Социологию в самом первом приближении можно определить как науку[A1] [A2] [A3] об обществе. Общественное, социальное представляется как условие постбиологического состояния человека.

В науке принято различать объект и предмет изучения. Объектом социологии является общество, она тесно соприкасается с иными общественными и гуманитарными науками, постигающими эту область реальности. Она развивается в тесной связи с ними. Социологические методы исследования общества сегодня активно применяются во многих других науках, например, политологии, антропологии, психологии и т.д. В то же время очевидна зависимость самой социологии от прочих изучающих социальную реальность наук, они существенно обогащают ее.

Предметом науки является результат теоретического изучения выбранного объекта, свой срез реальности. Общество будет общим объектом изучения для ряда гуманитарных и социальных наук – социальной философии, истории, экономики и т.д. В то же время каждая из наук находит свой угол отражения этого феномена.

Социология выполняет определенные функции в обществе, можно выделить следующие:

1) познавательная;

2) регулятивно-управляющая;

3) прогностическая;

4) социального проектирования и конструирования;

5) мировоззренчески-идеологическая;  

6) гуманитарно-воспитательная. 

 

2. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Можно сказать, что знаниями об обществе человек обладал всегда, но до появления специальных теоретических форм осмысления действительности (в том числе социальной), они принимали бытовую, утопическую, религиозно-мифологическую форму.

На качественно иной уровень осмысления проблемы социума поднялись с появлением философии – теоретической формы мысли, близкой по многим параметрам к науке. Наиболее глубокий вклад внесли древнегреческие философы Плато́н (427–347 до н. э.) и Аристо́тель (384–322 до н. э.). Они изучали традиции, взаимоотношения людей, анализировали многочисленные государственные устройства греков и других народов, обобщали факты, строили доктрины, которые завершались практическими рекомендациями по усовершенствованию общества, как и нынешние социологи. В своем труде «Государство» Платон предложил основательно разработанную концепцию идеального государства, у него идеальный социум делился на три класса: высший, состоявший из философов, управлявших государством; средний, включавший воинов и полицейских, охранявших его от смуты и беспорядка; низший, где числились ремесленники и крестьяне. Для среднего класса Платон предполагал полный коммунизм, ликвидацию частной собственности и семьи.

Аристотель в своих социально-политических произведениях («Политика», «Афинская полития» и др.) провел разграничение между политическими (государственными) и социальными связями в отношениях между людьми. Он отмечал, что человек – «это политическое (социальное) животное» и не может жить вне общества. У него опорой порядка выступал средний класс, обладающий некоторой собственностью. Аристотель описывает еще два класса – богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат. Класс богачей заинтересован в узурпации власти и нестабильности общества. Пролетарии же часто склоняются к преступлениям и, не имея собственности, также не заинтересованы в стабильности государства.

В периоды эпохи Возрождения, Нового времени и Просвещения разными мыслителями утверждаются гуманистические основания культуры, идеи прогресса и примата Разума.

Томас Мор (1478 – 1535 гг.) в «Утопии» и Томма́зо Кампане́лла (1568-1639 гг.) в «Городе Солнца» разрабатывают модели идеальных государственных образований, для которых характерно отсутствие частной собственности и разумность устройства.

Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.) в работе «Левиафан» представлял первобытное общество в состоянии постоянной вражды. Гоббс рассматривает общественный договор как акт добровольного перехода людей для обретения ими безопасности из естественного состояния в состояние гражданское, т.е. в состояние государственное. Джон Локк (1632 – 1704 гг.) отстаивал идею либерализма, как компромисса между дворянством и буржуазией. Основной целью правительства является, по Локку, защита естественных прав человека – прав на жизнь, свободу и собственность. Обосновал принцип свободы совести, разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и других основ либерально-капиталистического общества.

В результате европейских буржуазных революций, в особенности Великой Французской революции, общество потеряло стабильность. В этих условиях выделились три группы мыслителей: 1. Одни призывали вернуться к феодальным ценностям и порядкам; 2. Другие требовали радикального преобразования общества на утопических социалистических принципах (Анри Сен-Симо́н (1760 – 1825 гг.), Роберт Оуэн (1771 — 1858 гг.) и др.); 3. Третьи считали, что развитие общества должно идти эволюционно, а знания об обществе должны быть поставлены на научную основу, в их числе был О. Конт.

 

3. Социологический проект О. Конта. Огюст Конт (1798–1857 гг.) считал, что для познания общества во всем его многообразии, философии уже недостаточно. Нужна специальная наука, которая занималась бы обществом не наряду с другими вопросами, а целенаправленно. Он неожиданно радикально противопоставил новую дисциплину её прародительнице – философии, сформулировав закон трёх стадий развития человеческого сознания:

1) теологическая (или фиктивная) стадия – человек стремится познать сущность мира, но все явления объясняются на основе мифологических и религиозных представлений, с помощью сверхъестественных существ и связей;

2) метафизическая (или абстрактная) стадия, как и теологическая, характеризуется стремлением человеческого ума к достижению абсолютного знания о первопричинах. Но человек заменяет сверхъестественные факторы в объяснении действительности абстрактными сущностями, причинами. На этой стадии критическая мысль разрушает неправильные представления, готовя следующую стадию;

3) позитивная (или научная), по мнению Конта, последняя стадия – на первый план выходит наука, эмпирическим путём (на основе наблюдения и экспериментов) изучающая конкретные области действительности. Люди должны отказаться от желания познать последние сущности.

О. Конт разделял социологию на социальную статику, имеющую дело с устойчивыми ("естественными") условиями существования любого общественного строя, и социальную динамику, законы общественного развития. Конта больше интересовала социальная динамика, он руководствовался идеалами прогресса, политической и экономической свободы, и считал, что с помощью науки и просвещения можно решить все социальные проблемы. Первичный фактор социальной динамики — интеллектуальное развитие. Вторичные: климат, раса и т.п.

 

4. Классические социологические теории. Социология, по взгляду А. Гоулднера, возникла как идеология среднего класса.

К классикам социологии обычно относят следующих учёных.

Ге́рберт Спе́нсер (1820 — 1903 гг.) подобно Дарвину выдвинул идею «естественного отбора» наиболее приспособленных. Законы эволюции действуют не только в биологическом, но и в физическом и социальном мирах.

Карл Маркс (1818 – 1883 гг) и его друг и единомышленник Фридрих Энгельс (1820 – 1895 гг.) рассматривали общество как качественно отличную от природы часть мира. Подчеркивали приоритетную роль экономического фактора в развитии общества и создали учение об общественно-экономической формации как единице измерения общественного развития.

По мнению Маркса, человечество при переходе к производящей экономике (земледелие и скотоводство) получило прибавочный продукт, который начали аккумулировать у себя господствующие классы. Для политического господства класс узурпаторов создаёт государство, силовые институты (армию, полицию), привлекает право и идеологию (религию) в поддержку существующему порядку. Трудящиеся массы рассматриваются в качест­ве движущей силы социального прогресса, так как социальные перемены выгодны только угнетённым классам. Качественные уровни развития общества, «формации» – характеризуют способ соединения между собой людей для реализации производственных отношений (производство средств существования и собственно людей). Общественно-исторические формации по Марксу: Первобытнообщинный строй (доклассовое общество);

Рабство (классовое общество);

Феодализм (классовое общество);

Капитализм (классовое общество);

Коммунизм (последняя, неклассовая формация). 

Основная идея Максимилиа́на (Макса) Ве́бера (1864 – 1920 гг.) состоит в том, что важнейшей задачей науки явля­ется понимание социальных процессов и их научное объяснение. Суть «понимания», состоит в умении исследователя интерпретировать объективные мотивы индиви­дуального действия. В центре его теории понятие «социальное действие».

Социальное действие, по его мнению, есть эле­ментарная частица человеческого поведения, которая характеризуется: осмыслен­ностью с точки зрения целей и средств их достижения; ориентацией на других людей, учитывающей влияние на них и их ответную реакцию.

М. Вебер выделил четыре идеальных типа социального действия: целерациональное – направленное на достижение какой-либо рациональной цели; ценностнорациональное — осно­ванное на вере в этическую, общественную, религиозную и иную ценность данно­го действия; аффективное - эмоциональное, основанное на чувствах, а не разуме; традиционное — обыденное, производимое в силу традиции, обычая, привычки.

По Веберу, формирование американского общества в развитый капиталистический социум содействовали протестантские убеждения его основателей (в работе «Протестантская этика и дух капитализма»). 

Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917 гг.) природу социальных явлений объяснял социальными фактами, под которыми он понимал идеи, нормы, ценности, вырабаты­ваемые коллективным сознанием людей и принудительно воздействующие на их поведение. Дюркгейм считал, что общество – это надиндивидуальное бытие, потому что, объединяясь в группы, люди подчиняются прави­лам и нормам, которые он называет «коллективным сознанием».

Социальная солидарность — главная сила, которая сплачивает общество. Механическая солидарность характерна для простого архаического общества — там нет индивидуальности, главенствует коллективное сознание. Просты и примитивны требования к каждому индивиду, в то же время контроль жёсток.

Органическая солидарность характерна для индустриального (сложного) общество — предполагается наличие разделения труда. В сложном демократическом обществе и требования к индивидам многоплановые, способствуют разностороннему развитию и непохожести. Контроль не жесток, а носит скорее корректирующий и направляющий характер.

 

5. Эмпирическая социология в 20 веке. Хотя Конт и провозгласил необходимым применение естественнонаучных методов сбора эмпирических фактов, классики всё-таки работали скорее в рамках социальной философии, хотя применялся сбор социологической информации через документы.

Характерными чертами эмпирической социологии являются:
1) отождествление научной социологии с эмпирической социологией;
2) разрыв между теоретическими и эмпирическими исследованиями в силу различных уровней обобщения, особенностей концептуального аппарата теорий;
3) увлечение математическими методами анализа данных.

В период «Великой Депрессии» западное капиталистическое общество потряс сильнейший кризис, огромная масса населения была без работы и голодала. В Европе приходили к власти фашистские режимы. Со стороны государств были мобилизованы все силы, чтобы удержать общество в рамках буржуазной формации.

Один из первых социальных заказов в рамках антикризисных мер исполняла Чикагская школа эмпирической социологии. Были реализованы такие методы эмпирического исследования как включенное и невключенное наблюдение, социальный эксперимент и т.п. Они привели к лучшему пониманию социального аспекта производственных отношений (неформальная организация коллектива).

В 40-50-е гг. XX века эмпирическая социология в США смогла достичь нового уровня развития во многом благодаря влиянию на нее метода структурно-функционального анализа, разрабатывавшегося в эти годы Т. Парсонсом и его последователями.

А́брахам Масло́у (1908 — 1970 гг.) на основе открытого фактора человеческих отношений построил так называемую пирамиду потребностей человека. Он выделял базовые (физиологические) и производные потребности. Более детальные классификации выделяют несколько уровней. По мере удовлетворения более низких, человек переходит к более «высоким» потребностям. Потребности: 1. Физиологические; 2. Безопасность; 3. Любовь/Принадлежность к чему-либо; 4. Уважение; 5. Познание; 6. Эстетические; 7. Самоактуализация.

 

6. Современные социологические теории. Здесь имеется в виду, прежде всего, уровень фундаментальной социологии или макросоциологии.

Структурный функционализм или функциональный подход. Функциональные теории Т. Парсонса и Р. Мертона исходят, прежде всего, из того, что общество – это система. Одна из особенностей системы состоит в стремлении к равновесию ее компонентов и воздействующих на неё сил. Таким образом, изменение в одном институте имеет последствия для других институтов, а также для общества в целом. В системном анализе функционалисты уделяют большое внимание функциям, которые выполняют части системы, особенно институты, роли, модели культуры, социальные нормы и группы. Дисфункция – это нарушение в нормальном функционировании общества и она должна пресекаться.

Теория конфликта. Если функционалисты описывают общество как относительно статичное, то конфликтологи делают акцент на неравенстве социальных позиций, занимаемых людьми по отношению к распределению власти, а отсюда проистекающие различия их интересов и устремлений, что вызывает взаимные трения, антагонизмы и как результат структурные изменения самого общества, консенсус и конфликт являются ключевыми особенностями общественной жизни (Дарендорф и др.).

Символический интеракционизм. Английское «interaction» означает «взаимодействие», «символический» – с помощью символов. Иными словами, взаимодействие между людьми с помощью языка и символов. Люди – социальные существа. Однако в отличие от муравьев, пчел, термитов и других насекомых, ведущих общественный образ жизни, мы практически не обладаем врожденными моделями поведения, которые связывали бы нас друг с другом. Люди придумали системы символов (в их числе язык), с помощью которых согласовывают свои действия, функционирование социальных институтов (Мид и др.).

 

7. Русская социологическая мысль.  Во 2-й половине XIX века, по мере станов­ления социологии на Западе, новая социальная наука стала проникать и в Россию. На рубеже веков российская социологическая мысль стала выходить на мировой уровень. В развитии социологии в России выделяют ряд академических школ и направлений: позитивистски-натуралистическое направление (Л. И. Мечников и др.), психологическое течение (Е. В. Де Роберти, Л. И. Петражицкий и др.), плюра­листическая концепция общества (М. М. Ковалевский), неопозитивистское на­правление (П. А. Сорокин). К идеологизированным направлениям относят: субъ­ективное течение (П. А. Лавров, Н. К. Михайловский и др.), марксистское на­правление (Г. В. Плеханов, А. А. Богданов, В. И. Ленин).

Главной особенностью социологии в России считается ее ценностная на­правленность. Социология в России после октября 1917 года испытывала кратко­временный подъём (начало 20-х гг.). Развивались отраслевые социологии: социо­логия труда - А. К. Гастев (1882-1942), С. Г. Струмилин (1877-1974); аграрная и экономическая социология - А. В Чаянов. (1888-1937), Н. Д. Кондратьев Н. Д. (1892-1938). До 1922 года в Советской России работал П. Сорокин – автор теории социальной мобильности и стратификации, концепции социокультурной динами­ки. В 1922 году многие известные российские учёные и философы были депор­тированы, среди них был и П. Сорокин. В течение 40 лет социология находилась под запретом – считалась лженаукой. Только в конце 50-х гг. на волне «хрущевской оттепели» она начинает вновь возрождаться. Начиная с 1988 г. постановлением ЦК КПСС социология была призвана для решения проблем перестройки. В 1991 г. успехи российской социологии были закреплены образованием института социо­логии РАН (В. А. Ядов). Среди известных современных российских социологов выделяют: Ю. Давыдова, Т. Заславскую, Г. Осипова, Ж. Тощенко, В. Ядова и др.

 

8. Общества и социальные институты. Общество – исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности (Маркс). Факторы возникновения и существования общества можно подразделить на две группы: биологические и социальные. К биологическим факторам можно отнести эволюцию различных видов животных, в результате которой возрастает сложность организации психики живых существ и последовательно уменьшается доля инстинктов и нарастают факторы воспитания. К социальным факторам можно отнести эволюцию стада предлюдей в общества, в которых элементарно-родственные связи преобразовывались в производственные. Многообразны типологии обществ как социальных систем: дописьменные и письменные; аграрное, индустриальное, постиндустриальное (информационное); открытое и закрытое; простое и сложное; устойчивое и неустойчивое; демократическое и тоталитарное; по свойствам доминирующей религии выделяют исламское и христианское общество и др.

Одной из известных сейчас является типология, основанная на теории «трех волн» А. Тоффлера, согласно он выделил три типа обществ: 1) традиционное (аграрное); 2) капиталистическое (индустриальное); 3) современное (постиндустриальное или информационное). Японский исследователь И. Масуда предложил для характеристики современного общества использовать термин «информационное общество».

В современной социологии возникшее гражданское общество определяется как объединение людей для удовлетворения своих потребностей вне государства в аспекте сохранения свободы, собственности и безопасности его граждан. Институтами гражданского общества можно считать все негосударственные организации: политические партии, профсоюзы, общественные неправительственные организации, прессу и т. д.

Социальные институты. Социальные институты созданы человеком как механизмы удовлетворения различных потребностей. Структура социальных институтов имеет две стороны: внешнюю и внутреннюю. Внешняя сторона – это совокупность учреждений (организаций), лиц, материальные средства. Внутренняя сторона – это заданный стандарт поведения, например, стандарты поведение студента, преподавателя, стандарты поведения судьи, подсудимого, обвинителя, защитника в суде и др. В социологии принято выделять фундаментальные социальные институты экономические, правовые, социальные и духовные.

Основные функции социальных институтов:

1. Воспроизводство членов общества. 2. Социализация – передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности. 3. Производство и распределение. 4. Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения.

Если институт плохо работает, или устарел, возникает дисфункция институтов. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность. В процессе развития общества постоянно появляются новые институты. Процесс этот называется институализация. Также в обществе происходит не только появление новых институтов, но и отмирание старых – деинституализация. Тотальный кризис общества – одновременно и кризис его социальных институтов (они перестают выполнять свои функции). В период революции происходит быстрая замена старых институтов новыми. Возврат старых разрушенных институтов – реинституализация.

 

9. Мировая система и процесс глобализации. Мировая система — общество, возникающее в результате установления всё более расширяющихся всеобщих кон­тактов. Когда-то люди расселились на Земле в ходе длительных скитаний, но ввиду объективных причин потеряли контакты друг с другом. Эпоха великих географических открытий открыла первые пути к объединению человечества.

В сфере экономики глобализация прояви­лась в образовании таких финансовых организаций, как Международный валют­ный фонд, Международный банк реконструкции и развития, а также транснацио­нальных корпораций; в сфере политики – в образовании таких организаций как ООН, ЮНЕСКО, а также появлении разнообразных военных блоков. А в сфере культуры – это, прежде всего, унификация стиля жизни вследствие развития средств связи. Канадский социолог Г. Маклауэн утверждает, что технологическая революция на информационно-компьютерной основе ведет к тому, что мир становится «глобальной деревней» — электронная культура обеспечивает общую вовлеченность и сопричастность в социальных пространственно-временных структурах. Глобализацию трудно оценить однозначно. Положительным явля­ется то, что данный процесс помогает быстро и эффективно решать проблемы, возникающие в результате катастроф, стихийных бедствий, эпидемий, дают людям доступ к благам о которых они ранее даже не знали. Отрицательным является то, что неповторимые культурные организмы теряют свою специфичность, жизнь ста­новится все более однообразной во всем мире, развитые государства под видом упрочения международных связей превращают другие государства в сырьевые придатки и источник дешевой рабочей силы.

 

10. Социальные группы и общности. Социальная группа — совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. Социальные группы характеризуются: устойчивым взаимодействием, относительно высокой степенью сплочен­ности, выраженной однородностью состава, вхождением в более широкие общности в качестве структурных элементов. Существует множество классификаций социальных групп: первичные и вторичные, малые и большие, формальные и не­формальные, референтные. Первичные группы отличаются высоким уровнем эмоциональной близости, вторичные - носят обезличенный и формальный характер. Формальные носят социально-юридический статус, у неформальных он отсутству­ет. Референтные группы – это те группы, которые подают положительный пример для человека, к которым он не принадлежит, но стремиться принадлежать. К малым социальным группам относят объединения людей, в которых все чле­ны находятся в непосредственном контакте друг с другом (как правило, от 2 до 10 человек). Большие социальные группы являются социальными общностями: классовыми, этническими, демографическими, религиозными, профессиональными и т.д., они действуют совместно в социально значимых ситуациях в масштабах госу­дарства.

 

11. Виды общностей и групп. Различают квазигрупповые и групповые общности. Квазигрупповые характеризуются: аморфностью (рыхлой структурой); неупорядо­ченностью, случайным характером образования; ситуативным способом сущест­вования; открытостью, размытостью границ; межгрупповой природой (гетерогенностью). Примеры: аудитория, толпа, очередь и т.д. Группы или групповые общности подразделяются на малые и большие. Групповым общностям свойственны: целостность, органический характер, определённость и устойчивость границ (относительно высокая стабильность); способность осуществлять многообразные виды деятельности; выраженная гомогенность (однородность) состава (наличие признаков, присущих всем индивидам); вхождение в более широкие общности в качестве их структурного образования. Основные виды больших групп: демографические, этнические, социально-классовые, профессиональные, территориальные и др. Совокупность классов и классоподобных групп образуют социально-классовую структуру общества. Основания, по которым отличают один класс от другого: отношение к собственности (К. Маркс); отношение к власти (Р. Дарендорф); отношение к группе признаков – богатство - власть - престиж (М. Вебер). Социально-территориальные общности - совокуп­ность людей, объединённых единством отношения к определённой территории: двор (дом) - хутор - деревня (село, станица, аул), район (сельский) - город - область (край) - республика - регион - страна. «Общество» и «цивилизация» являют примеры самых крупных общностей.

 

12. Общность и личность. Человек – это социальное или природно-социальное существо. Индивид – это еди­ничный представитель человеческого рода, семьи, общности. Личность – конкретное выражение сущности человека, совокупность социально значимых черт, ка­честв, отношений индивида. Индивидуальность – уникальное выражение личностных качеств.

Компоненты социальной структуры личности:  

1. Память – система знаний, интегрированных личностью.  

2. Культура – совокупность социальных норм и ценностей, которыми индивид руководствуется в своей деятельности.

3. Деятельность - определяется образом жизни личности.  

4. Убеждения – стереотипы или стандарты (образцы поведения), при помощи которых человек проявляет свои социальные качества. Стереотипы усваиваются под влиянием его социального окружения.

 

13. Малые группы и коллективы. Малые группы – группы людей, в которых общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов (Г. Андреева). Члены малой группы в течении определенного времени взаимодействуют друг с другом, удовлетворяя в ней свои потребности. Малая группа принимает различные формы: диада, триада, разветвленные и многоярусные образования (семья, компания друзей, студенческая группа, бригада, спортивная ко­манда, рота, взвод и т.д.). В структуре малой группы выделяют: лидера, ядро (авторитетные лица), рядовых членов группы и аутсайдеров. Малая группа выступа­ет как первичная организация людей. По характеру объединения людей в малые группы выделяют следующие их виды: диффузная группа (на основе личных сим­патий, например, приятельский коллектив); ассоциация (на основе лично значи­мых целей, например, объединение охотников, рыболовов и т.д.); корпорация (на основе частно-групповых интересов, например, промышленники, банкиры и т.д.). Группы, сплотившиеся вокруг общих целей, общих ценностей, норм и традиций, становятся коллективами. Различают коллективы - первичные и вторичные: пер­вичные обладают признаками малых групп, вторичные представляют разветвлен­ную систему первичных коллективов.

 

14. Социальная организация. Большая часть групп существует в виде организаций. Организация обеспечивает эффект приращения, концентрацию усилий в ходе совместной деятельности, который называют синергией.

 Признаки организации (существенные): наличие цели, конкретно воплощаемые отношения общественной власти, совокупность функционирования статусов и ролей, иерархия, правила, регулирующие отношения между ролями, формализация значительной части отношений и целей. Функция организации – упорядоченность действий ее членов. По формам различают: деловые организации (предприятия и учреждения), общественные союзы, промежуточные формы организаций (кооперативы), ассоциативные (семья, научная школа, неформальная группа), поселения.

В целях эффективности работы организаций ими осуществляется руководство. Существует несколько базовых моделей управления организациями: директивный (авторитарный), демокра­тический и пассивный (попустительский). 

 

15. Социальные движения. Социальные движения – совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или социальной группе. Это определение объединяет: политические, религиозные, национальные, классовые (рабочее, крестьянское и т.п.), молодежные, экологические, антиглобалистские, феминистские и др. движения. Социальные движения обладают признаками ква­зигрупповой общности, проходят ряд стадий (беспокойства, возбуждения, форма­лизации и институализации).

 

16. Социальное неравенство. Социальное неравенство – положение, при котором люди не имеют равного доступа к социальным благам. Природа возникновения и существования социального неравенства объясняется по-разному, разные даются и оценки этому явлению. Наибольшую известность получили теория классов и теория элит. Понятие класса было введено и разработано экономистами и философами (А. Смит, К.-А. Сен-Симон, Ф. Гизо и др.) еще в XVIII в. Но подлинным смыслом его нагрузил только К. Маркс. Его теория объясняет социальное неравенство при помощи понятия конфликта. Один класс занимает господствующее положение и владеет средствами производства, а так же другим эксплуатируемым классом. Это положение вещей можно изменить, если сам эксплуатируемый класс объединит свои усилия и совершит революцию. К числу теорий, считающих несправедливым социальное неравенство, принадлежит ещё так называемая «теория праздного класса» норвежца Т. Веблена.

Теория элит возникла как реакция на радикальные социалистические учения, прежде всего марксизм. Существуют два подхода к определению элит: 1) властный (элитой являются те, кто обладает властью) Ч. Миллс, Г. Моска); 2) меритократический (элита - это те, кто обладает особым достоинством и личными качествами, независимо от принадлежности к власти) В. Парето.

 

17. Стратификация. Термин «стратификация» (от лат. stratum - слой и facio - делаю) пришел из геологии, где он означает расположение пластов породы по вертикали. Социологи уподобили социальные слои (страты) пластам Земли. Социальная стратификация описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по степени доступа к социальным благам (экономическим ресурсам, власти, известности и т.п.).

Различают и одномерные и многомерные теории стратификации. Одна из первых наиболее разработанных одномерных (по одному критерию) принадлежит К. Марксу. По мнению Толкота Парсонса неравенство людей определяют три группы дифференцирующих факторов:

1) Характеристики, которыми обладают люди от рождения (поло-возрастные особенности, родственные связи, физические и интеллектуальные особенности, этническая принадлежность).

2) Признаки, связанные с исполнением ролей в различной профессионально-трудовой деятельности и связанные с этим статусы.

3) Обладание некоторой собственностью – материальной и духовной, привилегиями.

Исторические типы стратификации.

Основания, по которым стратифицировалось общества, в культуре многочисленны. Сейчас существует ряд факторов, на базе которых социальная стратификация сейчас считается экстремистской. Так в истории гендерная дискриминация была свойственна практически всем классовым обществам (зафиксирована, например, в Библии), расовая составляла основу идеологии фашистских государств (наблюдалась и ранее) и т.д. 

В первобытнообщинном обществе социальные блага были скудны и делились равномерно, поэтому стратификация там почти отсутствовала.  

Рабство – исторически первая система социальной стратификации. Характеризуется крайним правовым и социальным неравенством. Один человек мог быть собственностью другого или государства рабовладельцев. Рабство возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и сохранилось в ряде регионов практически до настоящего времени.

Касты или кастовый строй не такой древний, как рабовладельческий строй, и менее распространенный. Индия – классический пример кастового общества. Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно рождению. Он не может перейти из одной касты в другую при жизни.

Сословия – стратификационная система, характерная для феодальных обществ. Сословие – это социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или юридическом законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Межсословные браки вполне допускались, допускалась и индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разрешение.

Классовая система характерна для современных капиталистических обществ. В классовом обществе государство не занимается вопросами социального закрепления своих граждан. Рабство, касты и сословия считаются сейчас «закрытыми» системами стратификации, классовая система – «открытой».

 

18. Социальная мобильность. Понятие «социальной мобильности» было введено П. Сорокиным. Социальная мобильность – это перемещение индивидов и групп из одних социальных слоев, общностей в другие, зачастую связанное с изменением положения индивида или группы в системе социальной стратификации. Варианты социальной мобильности могут быть разнообразны, основные:

индивидуальная и коллективная;

вертикальная и горизонтальная;

внутрипоколенная и межпоколенная.

Вертикальная мобильность - это изменение положения индивида или группы в системе социальной стратификации, переход к более высокому или низкому классовому положению. Горизонтальная мобильность – это изменение положения в социальном пространстве, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса (например, переезд без смены профессии).

Внутрипоколенная мобильность – это изменение положения человека в стратификационной системе на протяжении своей жизни. Межпоколенная предполагает, что дети занимают другое положение, в отличие от их родителей.

 

19. Маргинальность. Позднелат. Marginalis – находящийся на краю, от лат. Margo – край, граница. Термин впервые употребил Парк Роберт Эрза (1864–1944) – американский социолог, основатель Чикагской социологической Маргинальность, по Парку, связана с сомнениями индивида относительно своей личной ценности, с неопределенностью дружеских связей, постоянной боязнью быть отвергнутым, одиночеством, чрезмерной мечтательностью, излишним беспокойством о будущем и т. п. Маргинальность первоначально рассматривалась как побочный продукт процесса воздействия друг на друга двух конфликтующих культур. Маргинальный человек живет в двух мирах одновременно (в случае иммигранта — в мире родной культуры и местной), что вынуждает его принимать ценности и нормы обоих миров.

 

20. Понятие социального статуса. Статус – социальное положение человека в обществе. Социальное положение – обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека.

Статус – синоним позиции, различными аспектами которой являются престиж, ранг, совокупность прав и обязанностей.

Существуют случаи, когда статусы в различных сферах «конфликтуют» друг с другом. В таком случае говорят о статусной несовместимости. Например, статус женщины – директора крупного предприятия трудно совместим со статусом многодетной матери.

Различают также предписываемый и достигаемый статус. Предписанный – человек его получает в любом случае (например, сын, пожилой человек и т.д.). Достигаемый статус требует приложения для его достижения собственных усилий (например, получение определённой должности).

21. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Социальное взаимодействие – система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов. Выделяют следующие типы социального взаимодействия по способу взаимодействия и поставленным целям:

Сотрудничество – как взаимовыгодные действия индивидов, согласованные и устремлённые на достижение общих целей;

Конкуренция (соперничество) – тип взаимодействия, где соперник различным образом нейтрализуется в борьбе за социальные блага. В этих отношениях преобладает нанесение ущерба противоборствующей стороне.

Конфликт – когда соперничество принимает кумулятивную природу (накапливается) и цели уже смещаются не на блага, а на навязывание другой стороне своей воли или даже её устранение. Каждое ответное действие становится в ответ сильнее.

 

 22. Общественное мнение как институт гражданского общества. Идеи гражданского общества разрабатывалась передовыми мыслителями с Нового времени. Практическое воплощение происходит до сих пор, это сложный и противоречивый процесс.

Общественное мнение – это специфическое проявление общественного сознания, сложное духовное образование, выражающееся в оценке (как в вербальной, так и не в вербальной форме) и характеризующее явное или скрытое отношение к актуальным проблемам действительности, присущее отдельным группам или обществу в целом. Форма государственной власти, которая наиболее эффективно взаимодействует с гражданским обществом – это демократия. Социологии принадлежит ведущая роль в изучении общественного мнения, т.е. мнения населения о какой-либо общественной проблеме.

 

23. Культура как фактор социальных изменений. Социальные функции культуры: 1. Произ­водство норм, образцов, человеческой деятельности (формирование структур со­циальных систем: общностей, институтов). 2. Хранение и передача социальной информации (память). 3. Социализация индивидов и групп.

Различают доминирующую культуру, контркультуру и субкультуру. Суб- или контр- культура может занять место доминирующей культуры в результате разделения её основных ценностей общественным мнением или при насильственном введении её сильной государственной властью. Примеры: христианская культура до её признания императором Константином 1, марксизм до Великой Октябрьской Революции и т.д.

 

24. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Эконо­мика, социальные отношения и культура – всё это подсистемы общества, они взаимно влияют друг на друга и отражаются друг в друге.

Для К. Маркса область духовной культуры полностью определяется способом материального производства («базисом»). «Надстройка» в обществе – это право, искусство, идеология (религия), философия и т.д. Согласно Веберу ему культура может служить фактором, определяющим экономические отношения. Например, он считает, что формированию американского общества в развитый капиталистический социум содействовали протестантские убеждения его основателей (в работе «Протестантская этика и дух капитализма»).

25. Личность как социальный тип. Личность не растворяется в социальной сре­де, а взаимодействует с ней различным образом. В результате социализации формируются различные типы личности:

Идеальная (нормативная) личность – это личность, черты которой лучше всего выражают нормы и ценности данного общества. В реальной жизни практически существует как идеал. 

Базовый (базис­ный) тип личности - тип личности наилучшим образом приспособленной к объективным условиям, поведение которой обеспечивает развитие и ее, и общности. В реальной жизни встречается редко.

Модальный тип – реально распространенный тип личности, наиболее часто встречающийся в обществе, тип отклоняющихся от идеала вариаций.

 

26. Социальный контроль. Санкции социального контроля подразделяются на формальные, предписанные обществом, его организациями и неформальные, осуществляемые людьми в процессе межличностного взаимодействия (одобрение, негодование и т.п.).

К формальным формам контроля относятся, прежде всего, право и социальные механизмы, обеспечивающие его функционирование (суд, полиция, тюрьмы и т.п.), административный кодекс, система внутреннего распорядка на предприятиях и т.п.

К неформальным формам относят мораль.

 

27. Социализация. Механизм социализации связан с усвоение элементов культуры, социальных норм и ценностей, которые выступают основой формирования социально значимых черт личности.

В процессе социализации выделяют две фазы:

адаптации, когда индивид пассивно приспосабливается к социальной среде и ее требованиям, приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам;

интеграции или интериоризации, когда человек, превращая внешние требования (нормы, ценности и т.д.) во внутренние мотивы своего поведения, в то же время активно взаимодействует с социальной средой, изменяется сам и изменяет в со­ответствии со своими взглядами социальное окружение.

В социологии выделяют также агенты социализации – группы и социальные контексты, в рамках которых идут процессы социализации.

Семья является первым агентом социализации для ребенка практически во всех культурах. Семью также называют универсальным социализирующим агентом, она закладывает комплекс некоторых универсальных знаний и умений.

Специализированные агенты вступают в действие на более поздних стадиях жизни индивида. Они зачастую выполняют только одну функцию (обучения, контроля, наказания и т.п.). К ним относят школу, средства массовой информации, правоохранительные органы и т.д.

 

28. Личность как деятельный субъект. Индивид, усвоивший в достаточной степени культурные и социальные нормы, становиться личностью. В то же время, культурные и социальные нормы, идеалы, наука, техника – весь массив человеческой культуры создавался деятельными личностями.

Для любого человека наивысшее предназначение – сотворение (в сотрудничестве с другими, с обществом) нового, прибавление по своим силам в массив человеческой культуры личного вклада.

 

29. Социальные изменения. Тематика социальных изменений является важным разделом социологии как науки, и его значимость повышается в связи с необходимостью осмысления сложных процессов переходного периода в России, а также изменений в мировом сообществе.

Социальное время - это форма обществен­ного бытия, которая характеризует становление человеческой деятельности и по­следовательность различных стадий исторического развития. (Помимо социально­го пространства и времени выделяют физическое, биологическое и др., согласно формам движения материи). Социальное пространство не совпадает с физическим: президент и рядовой гражданин стоят рядом, но социально отделяет их громадная дистанция. Различают три режима протекания социальных процессов: режим функционирования (нулевая динамика), режим развития (прогресса) и режим регресса (упад­ка).

 

30. Социальные революции и реформы. К видам социальных процессов относят социальную революцию и социальную реформу. Социальная революция — это относительно быстрые изменения в социальной системе, характеризующиеся как коренной качественный переворот в социальных отношениях при доминировании насилия при его осуществлении. Основоположниками революционной теории преобразования общества являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Реформа — качественные постепенные изменения в социальной системе, характеризующиеся нововведениями, совершенствованием социальных структур. Рефор­ма представляет основу социальной эволюции.

31. Концепции социального прогресса. В современной социологии доминируют две альтернативные концепции исторического прогресса – эволюционная и революционная. 

Возникновение понятия эволюции восходит к античности и христианству, однако наиболее оно было разработано в философии Нового времени и Просвещения, разрабатывалась такими видными социологами, как Г. Спенсер, Э. Дюркгейм и др. Концепция революционизма разрабатывалась К. Марксом, Ф. Энгельсом, В.И. Лениным.

Особняком стоит так называемая концепция локальных цивилизаций. Главная идея в ней – это то, что между человеческими культурами или цивилизациями нет преемственности, или она очень слаба. Первым подобную идею выдвинул русский историк и мыслитель Н. Я. Данилевский в работе «Россия и Европа».

 

32. Формирование мировой системы. Мировая система – это общество, возникаю­щее в результате установления всё более расширяющихся всеобщих контактов. Связи между государствами становятся все более тесными и разнообразными, носят политический, экономический, культурный и пр. характер.

Глобализация – это изменение всех сторон жизни общества под влиянием общемировой тенденции к взаимозависимости и открытости.

 

33. Место России в мировом сообществе. Россия, как и некоторые другие страны, переживает «вторичную», «отраженную» модернизацию или модернизацию «вдогонку». Вторичная мо­дернизация предполагает, что одни элементы «убежали» вперед, их уровень более или менее соответствует уровню развития аналогичных элементов в передовых странах, а другие - еще отстают в своем развитии.

Существу­ют три точки зрения на будущее России: 1) атлантизм (западничество): Россия – европейская держава и только в этом качестве она может сохраниться и процве­тать; 2) национал-патриотизм (почвенничество): у России особый путь, это само­достаточное государство, заимствование чужого опыта для нее губительно; 3) ев­разийство: Россия - мировая держава, центр Евразийского континента, ее роль в мире будет возрастать.

 

34. Методы социологического исследования: наблюдение и опрос. К одним из самых распространенных в эмпирическом уровне социологии методов можно отнести наблюдение и опрос.

Наблюдение – один из методов сбора информации в социологии. Осуществляется путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях. Различают невключенное наблюдение – когда ведущий сбор информации учёный не находится в непосредственном контакте с исследуемой группой, и включенное, когда он становится членом коллектива. 

Опрос – один из наиболее распространенных методов сбора информации в социологии посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (респондентов). Опросы бывают: письменные (анкетирование), устные (интервьюирование), очные и заочные, выбороч­ные и сплошные (референдум), общенациональные, региональные, локальные.

 

35. Методы социологического исследования. Можно выделить три уровня методов изучения социальных явлений и процессов:

Первый уровень охватывает общенаучные методы, используемые во всех социально-гуманитарных областях знаний (диалектический, системный, структурно-функциональный). 

Второй уровень отражает методы смежных социологии гуманитарных наук (нормативный, сравнительный, исторический и др.).

К третьему уровню можно отнести методы, характеризующие прикладную социологию (опрос, наблюдение, анализ документов и др.).

 

36. Социометрия. Социометрическое исследование – это метод, иногда называемый микросоциологическим. В малой группе испытуемым предлагают оценить, кто предпочтительней, кто является лидером и т.д. Т.е. сами исследуемые являются и исследователями. Результаты могут быть отображены в идее диаграммы, схемы и т.д.

 

37. Сплошное и не сплошное исследование. Сплошной и выборочный опросы – виды опроса как эмпирического метода исследования.

Сплошной опрос охватывает всю генеральную совокупность (опросу подвергается все множество лиц, имеющих отношение к данному вопросу).

Выборочный опрос или выборка представляет часть генеральной совокупности. Обязатель­ным условием выборочного опроса является репрезентативность выборки (выборочной совокупности) т.е. выборка должна представлять структуру генеральной совокупности и ее свойства. Есть два метода построения выборки: вероятностный и целевой.

 

38. Прикладная социология. Прикладная социология – область социально-практического применения теоретического и эмпирического социологического знания, социологической методологии, информации и методов исследования с целью реализации практических проблем и задач в различных сферах социальной жизни.

 

39. Социальная лестница. Социальная лестница – образное понятие, моделирующее феномен вертикальной мобильности. Как правило, восхождение по социальной лестнице — дело добровольное, а нисхождение — принудительное. В то же время, существуют различные основания для построения социальной лестницы. Так, наиболее распространенные массовые ценности – богатство, известность, обладание властью не совпадают со шкалой ценностей, например, интеллигенции.

 

40. Социология преступности. Неодобряемое обществом поведение можно разделить на такие подвиды:

1) деструктивное поведение (причиняющее вред только самой личности):

2) асоци­альное поведение (нарушение моральных и социальных норм, причиняющее вред личности и социальным общностям - семье, соседям и т.д.);

3) делинквентное или преступное поведение (нарушение как моральных, так и правовых норм и выражается в грабежах, убийствах и др.)

По Дюркгейму, для переходных этапов общества характерно состояние, которому он дал наименование «аномия», при нём наступают разложение, дезинтеграция и распад системы ценностей и норм, гарантирующих общественный порядок.

Члены общества реагируют на конфликт различно. Типы реакций (по Мертону): "конформизм", "инновативность", "ритуализм", "ретритизм", "бунт". Последние четыре типа представляют собой социальные отклонения.

"Конформизм" – внешнее согласие индивида с целями, средствами и нормами общества.

"Инновативность" – индивид усваивает цели общества (обогащение), но использует незаконные средства их достижения. Инновативная реакция порождает в большинстве случаев преступления против собственности (кража, грабеж и т.д.).

"Ритуализм" – упорное следование определенным традиционным способам поведения при полном абстрагировании от целей (которые, возможно, недостижимы).

"Ретритизм" – это стремление к уходу от действительности, неприятие своего социального мира. Члены общества, обладающие такой ориентацией, не приемлют ни господствующих в сознании большинства социальных целей, ни социально одобряемых средств их достижения. Это люди "не от мира сего" - отшельники, мечтатели.

 "Бунт" предполагает отрицание, как целей, так и средств их достижения. Такая установка характерна для некоторых молодежных субкультур, для революционных движений и может выражаться в политических преступлениях.

 

41. Социология труда. Труд является важнейшим фактором формирования человеческого социума и культуры. К. Маркс в «Капитале» глубоко исследовал феномен труда и определил труд как сложный многоуровневый феномен, как «целенаправленную деятельность» свойственную только человеку как родовому существу.

Теоретиками социологии труда являются также: Ф. Тейлор (рассматривал рабочего как автоматическо­го исполнителя трудовых приемов); Э. Мэйо (согласно его доктрине «человече­ских отношений» важное значение играют связи между руководителями и работ­никами); Ф. Херцберг (согласно его теории «обогащения труда» труд надо стиму­лировать через сам труд, использовать потребность человека в творческом само­выражении).

 

42. Ассоциация. Ассоциация – это тип социального образования, обладающего некоторыми признаками социальной организации. В них заметна некоторая автономия от среды. Ассоциации свойственны: защита интересов своих членов, членство зависит от личного желания каждого, значительная часть внутренних норм носит неформальный спонтанный характер (регулятивные функции осуществляются спонтанно). Ассоциативные организации строятся на взаимном удовлетворении интересов друг друга. Современная семья как форма ассоциации эволюционирует в сторону усиления в ее функционировании неформальных норм.

 

43. Социальная роль, ранг и положение. Социальная роль – совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной системе индивидов, в зависимости от их статуса (положения) или позиции и само поведение, реализующее эти нормы. Если статус отражает статическое положение личности в социуме, то роль описывает динамическое развертывание этого социального положения. Например, приобретаемый статус «отец» одинаков, а исполнение роли отца может породить разные оценки (плохой, заботливый и т.п.).

Социальные роли усваиваются в процессе социализации. Социальная позиция - место индивида или социальной группы в социальной структуре. Ранг – формально признаваемое положение, занимаемое индивидом в иерархии той или иной социальной системы, которое гарантирует ему определенные права и обязанности (чин, персональное звание и т.п.).

 

44. Натуралистическая социология 19 века. Во второй половине XIX века появились школы социальной биологии, социальной физики, социальной механики. Их представители сравнивают социальные процессы с природными (физическими, химическими и т. п.) процессами. Современная же наука считает, что общество – это качественно отличная от физического мира часть реальности. Отсюда изначальная ошибка натуралистических школ – редукционизм (неоправданное сведение более сложных процессов к простым). В то же время, эти теории оказали различное периферическое влияние на социологию и социальную философию, иногда даже дали жизнь экстремистским идеям. К натуралистическим школам относят:

1) Социал-дарвинизм (Т. Мальтус, У. Беджгот, Л. Гумплович). Т. Мальтус считается непосредственным предтечей социального дарвинизма, в его работе «Опыты о за­коне народонаселения» (1798) обосновывался тезис о борьбе за выживание сильнейшего в качестве важнейшего фактора социальной жизни. Он считал, что население увеличивается быстрее, чем производимые им ресурсы и для низших классов голодная смерть естественный регулятор численности.

2) Расово-антропологическая школа (А. Гобино). Для Гобино расовое неравенство представляется наиболее фундаментальным, ис­ходным, первичным. Из иерархии рас проистекают все остальные иерархии, по­этому она выдвигается на первый план в качестве движущей силы истории. Все человечество делит на активные и пассивные расы.

3) Географическая школа (К. Хаусхофер, Ю. Челлен, Л. И. Мечников). Меч­ников объяснил неравномерность общественного развития под влиянием геогра­фических условий (водных ресурсов и путей сообщения). Первые цивилизации зародились в дельтах великих рек, расширение охвата территории до морей и океанов изменили их характер. Эти и другие природные факторы определяют историю человеческого общества в развитии от примитивных форм организации жизни к экономическим и социальным достижениям, покоящихся на кооперативных формах хозяйствования.

45. Структурный функционализм. Современную социологию характеризует полипарадигмальность – существование многочисленных школ, одной из которых является структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон, К. Дэвис, Н. Луман и др.). Структурно-функциональный подход предполагает: исследование элемен­тов и зависимостей между ними в рамках социальной системы, допущение, что отдельные социальные явления выполняют определенную функцию в поддержа­нии и изменении социальной системы. В 80-е годы социологи начинают говорить о «неофункционализме» как определенной устойчивой традиции в социологиче­ской науке.

 

46. Социальная структура. Социальная структура – это совокупность социальных групп и институтов и отношений между ними. Причем совокупность социальных групп и отношений между ними составляет групповой срез отношений, а совокупность социальных институтов и отношений между ними институциональный.
Социальные институты – это государство, партии, собственность, семья и т.д. Сущность социальной структуры составляет социальное неравенство, которое отражает разделение общества на слои, т.е. группы богатых, зажиточных, обеспеченных, бедных и очень бедных.

 

47. Структура социологии. Современная социология представляет собой многоуровневый комплекс теорий, типов знания, которые взаимосвязаны друг с другом и образуют единую целостность - современную социологическую науку.

Традиционно в качестве её составных частей выделяют теоретическую макросоциологию, базирующуюся на определенной социально-философской концепции; социологические теории среднего уровня, основанные на прикладных теориях, изучающих ту или иную подсистему общественной жизни; микросоциологию, основанную на эмпирическом знании.

Известный российский социолог Г.В. Осипов предлагает следующую структуру социологии:

Социальная структура и социальные процессы;

Специальные отрасли социологического знания;

Междисциплинарные исследования;

Социологические исследования: методы, методики, математика и статистика.

48. Теории среднего уровня. Р. Мертон считал, что главным направлением в развития социологиче­ского знания должно является создание теорий среднего уровня. Они обеспечивают гибкую связь между эмпирическим и теоретическим уровнями знания. В настоя­щее время понятие теории среднего уровня употребляется по аналогии с терми­ном «специальная или частная социологическая теория», под которой понимают установление логико-эмпирических связей между отдельными группами изучае­мых переменных. Теории среднего уровня ус­ловно можно разбить на три группы: 1) теории социальных институтов (политики, экономики, образования, права, религия, семья); 2) теории социальных отношений (малые группы, организации, слои социальные, этносы); 3) теории специальных социальных процессов (отклоняющееся поведение, социальная мобильность, ур­банизация).

 

49. Социальные девиации. Поведение индивида (группы), соответствующее нормам, принятым в обществе, определяется как конформистское, а поведение, отклоняющееся от норм, как девиантное или девиация (девиантность). Различают одобряемые и неодобряемые отклонения в поведении индивидов и групп. К первым относят: гениальность, героические поступки, спортивные достижения и т.д. Ко вторым – поступки, которые наносят ущерб обществу (преступления и проступки).

Неодобряемое поведение можно подразделить на следующие виды: I) деструктивное поведение (причиняющее вред только самой личности): 2) асоци­альное поведение (причиняющее вред личности и социальным общностям – семье, соседям и т.д.); 3) делинквентное поведение (нарушение как моральных, так и правовых норм и выражается в грабежах, убийствах и др. преступлениях).

 

50. Разновидности социальных страт. Принадлежность к страте определяется в со­циологии на основании двух групп показателей: субъективных и объективных. Под субъективными показателями понимаются ощущения и мысли человека, свя­занные с принадлежностью к той или иной социальной группе. Объективные пока­затели – это показатели, которые в целом независимы от оценки человека и могут быть измерены с большей или меньшей точностью, они более точно отражают положение человека в стратификационной системе.

 

Рекомендованная литература: Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – 11-е изд. – М.: Академический проект, 2008.

Сорокин Г.В. Социология. Социология в строительной и автодорожной сферах. (Учебное пособие). – Ростов-на-Дону: Рост. Гос. Строит. ун-т, 2013.

[A1]

[A2]

[A3]


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 99; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!