Какой ряд быстрее полетит на Луну?»
Игры на умножение и деление.
Кто скорее, кто вернее?
Учитель раздает на каждый ряд парт по одному комплекту цифр от 0 до 9, так что одному ученику в ряду достается цифра 0, другому 1 и т. д. Учитель читает выражение, например 4 • 4. Учащиеся должны быстро сосчитать, сколько получится, и те, у кого окажутся цифры 1 и 6, выйти к доске и составить число 16. Очко засчитывается тому ряду, в котором быстрее и в то же время правильно составлен ответ. Ряд, набравший большее число очков, выигрывает.
(Игра способствует не только закреплению определенного вычислительного навыка табличного умножения и деления, но и уточнению понимания поместного значения цифр - учащимся нужно встать гак, чтобы число читалось правильно. Перестановка в записи десятков и единиц рассматривается как проигрыш.)
Лыжники.
На доске записаны два ряда выражений для двух вариантов:
I вариант: 5 • 7, 7 • 8, 9 • 3, 8 • 9, 3 • 4...
II вариант: 4 • 9, 6 • 8, 7 • 3, 9 • 9, 9 • 2...
(Аналогично можно дать выражения для деления или, например, вперемежку для двух действий.) Дети считают и записывают только ответы. На следующем уроке после проверки работ учитель сообщает, кто добрался до финиша, не «споткнулся», то есть правильно решил все выражения. С тем, кто «споткнулся», учитель потом повторяет соответствующие случаи умножения и деления. Для быстрой проверки привлекаются консультанты.
Не подведи друга.
|
|
К доске одновременно выходят двое (четверо) учеников. Учитель читает выражение, например 6•7 и предлагает составить четыре выражения на умножение и деление с этими же числами. Первый ученик составляет выражения на умножение, а второй - на деление. Если выражения составлены верно, учитель одобряет детей за слаженность в работе. Запись на доске выглядит так: 6 • 7 = 42, 7 • 6 = 42, 42 : 6 = 7, 42 : 7 = 6.
День и ночь.
Когда учитель произносит слово «Ночь», учащиеся кладут голову на парту и закрывают глаза. В это время учитель читает (записывает) выражение для устного счета на деление или умножение. Следует небольшая пауза. Затем учитель говорит: «День». Дети открывают глаза, садятся прямо, и те, кто сосчитал, поднимают руку и говорят ответ.
(Игра ценна тем, что дает возможность сосредоточиться при счете детям с замедленной реакцией, приучает их воспринимать задание не только по записи, но и на слух.)
Составь слово.
На доске записаны выражения. Выходят две команды. По сигналу каждый из вызванных решает одно из выражений и выбирает среди подготовленных карточек карточку с числом, соответствующим ответу выражения (на обороте карточки написана буква). Команда, первая составившая слово, например «молодцы», побеждает.
|
|
Лучший счетчик.
На доске записаны выражения: справа и слева их количество одинаковое: 9 • 9, 3 • 8, 7 • 8, 9 • 4, 4 • 8, 9 • 3, 6 • 7, 7 • 3.
По команде учащиеся начинают записывать или выкладывать из разрезных цифр соответствующие ответы, один - слева, другой - справа. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием. (Проводя эту игру, нужно чаще повторять те случаи умножения и деления, которые труднее запоминаются. Учитель фиксирует ошибки, затем записывает их на заранее подготовленных лентах.)
Точки.
Для проведения этой игры необходимы специальные трафареты (плотный картон размером 20 х 15 см). Сверху пишутся цифры 1, 2, 3 ... 9. То же самое пишем слева вниз по вертикали, то есть трафарет напоминает таблицу Пифагора, только на месте пересечения линий по горизонтали и вертикали делаются прорези (пробиваются отверстия). Таким образом, получается сетка с 81 отверстием. По заданию учителя учащиеся вместо записи ответа ставят точку в отверстии нужного ответа.
Возможен другой вариант игры. На каждую парту учитель раздает по одному трафарету (один трафарет для двоих, сидящих за одной партой). С обратной стороны трафарета прикрепляется листок бумаги. По команде учителя один ученик ставит в любом месте отверстия точку, а другой составляет выражение по данному ответу. В другой раз роли учеников меняются.
|
|
(Эта игра наиболее эффективна тем, что она позволяет за минимальный отрезок времени воспроизвести наибольшее количество ответов, выявить ошибки каждого ученика.)
Таблица умножения на пальцах.
При умножении на 9 пальцы рук могут служить счетным прибором. Для этого обе руки кладутся на парту. Как для этого используются все 10 пальцев, покажем на примерах. Пусть требуется умножить 3 на 9. Слева направо найдите третий палец и загните его. Тогда слева от загнутого пальца выпрямленными будут 2 пальца, они будут обозначать 2 десятка. Справа от загнутого пальца выпрямленными окажутся 7 пальцев, они означают 7 единиц. Сложите 2 десятка и 7 единиц, получите 27.
Возьмите другое выражение: 6 • 9. Отсчитаем слева направо 6 пальцев и шестой загнем. Тогда слева от загнутого пальца окажется 5 пальцев - это 5 десятков, а справа от загнутого пальца будет 4 пальца - это 4 единицы. Получится 54.
Ритмические игры
Эти игры вводятся за 1-2 месяца до изучения таблицы умножения. Игры вводятся постепенно, каждая последующая предлагается после того, как усвоена предыдущая.
|
|
Разбившись парами и стоя лицом друг к другу, дети считают молча, про себя, одновременно выполняя под счет движения.
Счет через 2.
Хлопнуть в ладоши (сказать про себя - 1), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать - 2, хлопнуть в ладоши (сказать про себя - 3), прикоснуться друг к другу ладонями (сказать - 4) и т. д.
Счет через 3.
Коснуться руками ног (сказать про себя - 1), хлопнуть в ладоши (сказать про себя - 2), прикоснуться друг к другу ладонями (сказать про себя - 3), коснуться руками ног (сказать про себя - 4), хлопнуть в ладоши (сказать про себя - 5), прикоснуться друг к другу ладонями (сказать про себя - 6) и т. д.
Счет через 4.
Коснуться рукой правой ноги (сказать про себя - 1), коснуться рукой левой ноги (сказать про себя 2), хлопнуть в ладоши (сказать про себя - 3), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать - 4. Коснуться рукой правой ноги (сказать про себя - 5), коснуться рукой левой ноги (сказать про себя - 6), хлопнуть в ладоши (сказать про себя - 7), прикоснуться друг к другу ладонями (сказать про себя - 8) и т. д.
Счет через 5.
Коснуться руками ног (сказан, про себя - 1), коснуться правой рукой левого плеча (сказать про себя - 2), коснуться левой рукой правого плеча (сказать про себя - 3), хлопнуть в ладоши (сказать про себя 4), прикоснуться друг к другу ладонями (сказать про себя - 5) и т. д.
Счет через 6.
Коснуться рукой правой йоги (сказать про себя - 1), коснуться рукой левой ноги (сказать про себя - 2), коснуться правой рукой левого плеча (сказать про себя - 3), коснуться левой рукой правого плеча (сказать про себя - 4), хлопнуть в ладоши (сказать про себя - 5), прикоснуться друг к другу ладонями (сказать про себя - 6) и т. д.
Счет через 7.
Топнуть правой ногой (сказать про себя - 1), топнуть левой ногой (сказать про себя - 2), коснуться рукой правой ноги (сказать про себя - 3), коснуться рукой левой ноги (сказать про себя 4), дотронуться двумя руками до плеч (сказать про себя 5), хлопнуть в ладоши (сказать про себя - 6), прикоснуться друг к другу ладонями (сказать про себя - 7) и т. д.
Счет через 8.
Топнуть правой ногой (сказать про себя - 1), топнуть левой ногой (сказать про себя - 2),
коснуться рукой правой ноги (сказать про себя - 3), коснуться рукой левой ноги (сказать про себя - 4), коснуться правой рукой левого плеча (сказать про себя - 5), коснуться левой рукой правого плеча (сказать про себя - 6), хлопнуть в ладоши (сказать про себя - 7), прикоснуться друг к другу ладонями (сказать про себя - 8) и т. д.
Счет через 9.
Топнуть правой ногой (сказать про себя - 1), топнуть левой ногой (сказать про себя - 2), коснуться рукой правой ноги (сказать про себя - 3), коснуться рукой левой ноги (сказать про себя - 4), коснуться правой рукой левого плеча (сказать 5), коснуться левой рукой правого плеча (сказать про себя - 6), дотронуться до головы (сказать про себя - 7), хлопнуть в ладоши (сказать про себя - 8), прикоснуться друг к другу ладонями (сказать про себя - 9) и т. д.
Садовод»
Вот так яблоки - полные сока сладкого,
Руку протяните и яблоко сорвите.
Стал ветер ветку качать,
И трудно яблоко достать.
Но яблочки эти не простые,
На них цифры золотые.
Быстро яблочко сорвите,
Ловко пример решите.
Кто больше успел решить и записать примеров, тот и победил.
На листе бумаги нарисована яблоня.
К ней прикреплены красные яблоки, на обратной стороне которых записаны примеры.
К доске выходят три ученика.
Они срывают яблоки и быстро записывают примеры.
Математический циферблат»
В середине циферблата есть кармашек для чисел, которые являются произведением множителей.
Дети стрелками должны показать множители, при наведении на которые получаем то или иное произведение.
Второй вариант игры: ученики по очереди показывают стрелками множители и вставляют в кармашек произведение.
Математическое домино»
Для этой игры нужно вырезать 28 карточек размером 3 х 4 см.
В верхней части карточек написаны примеры на умножение и деление, а в нижней части - ответы к примерам.
Задача детей - подставить к примеру карточку с правильным ответом. Игра снимает напряжение и усталость, заинтересовывает, а главное, помогает лучше и быстрее запомнить таблицу умножения и деления.
Меткие стрелки
Сообщаем детям, что на этом уроке они - «меткие стрелки» - будут «запускать стрелы» (проводить стрелки) от примера к ответу. Кто правильно и быстро найдет ответ, который соответствует определенному примеру, тот становится лучшим стрелком.
Задачу учащиеся выполняют на карточках или в тетрадях.
2x4 8 15 12
2x3 9 1 6
2x5 25 10 15
3x6 20 6 18
3x4 18 12 22
3x3 27 9 12
3x5 3 9 15
3x8 3 5 24
3x9 24 32 27
Молчание»
Ученик должен отвечать на вопросы учителя, не говоря ни слова, а показывая только карточку с числами.
Вопросы учителя связаны с изучением таблицы умножения и деления.
Такую игру полезно проводить, когда ученики возбуждены и им трудно сосредоточиться без помощи учителя.
Мертвая петля»
Изготавливаем дидактические карточки, которые по форме напоминают самолет.
На обратной стороне - примеры типа:
63:7 72:8
54:9 63:9
24:3 56:8 и т. д.
Самолеты разделены на две эскадрильи, ученики тоже организовывают две команды. Побеждает та, что первой выполнит «боевую задачу»: решить примеры - сделать «мертвую петлю» - и вернуться на «аэродром».
Живая математика»
У учащихся на груди таблички с цифрами от 0 до 9. Учитель читает примеры. Встаёт ученик, у которого есть цифра-ответ.
Лучше давать примеры на деление, чтобы получались однозначные цифры. В случае двузначного ответа должны встать два ученика.
Проводить игру желательно в конце урока для повышения двигательной активности учащихся. Также можно раздавать по несколько одинаковых цифр, привлекая большее количество детей.
Почините книжку»
Сначала расскажите ребенку этот стишок:
Мышка по полю бежала
В травке книжку отыскала
Книжка интересною была
Зачиталась и странички порвала
Скажите ребенку, что нужно склеить странички книжки для мышонка. Для этого подготовьте специальные карточки. В них будут отсутствовать числа, ребенок должен заполнить пробелы. Примеры карточек:
- 5 * _ = 15
- _ * 6 = 36
- 2 * 4 = _
Лесная школа»
На доске выставляем фигурки зверюшек - учеников лесной школы, под каждой фигуркой - кармашки для карточек с заданиями. Дети решают примеры вместе с учениками лесной школы.
У зверьков вышли следующие ответы: 14, 15, 18, 16, 21 (карточки вставлены в кармашки). Дети сверяют с результатами ответа лесных жителей.
- Кто ошибся?
- А как это могло случиться?
С помощью этой игры дети учатся проверять свою работу, анализировать ошибки, доказывать правоту.
Найди свое дерево»
Перед уроком цепляем таблицу с нарисованными деревьями, под которыми записаны примеры.
У каждого на парте карточка - ответ к примерам, написанным под деревом.
Ученик, который не ошибся в решении примеров, найдет свое дерево.
Ища только свое дерево, ребенок решает все примеры.
20. Лото "Таблица умножения"
Не секрет, что у каждого ребёнка возникают определённые трудности с заучиванием таблицы умножения. Наша задача - задача родителей и педагогов - постараться облегчить детям такую сложную задачу. Самый простой способ - запоминать таблицу умножения, играя.
Здесь я расскажу про одну из занимательных игр - Лото.
Всем детям нравится такая игра, как лото, они уже знают, как в неё играть и, скорее всего, им должно понравиться и наше детское лото "Таблица умножения". Это лото можно использовать как для закрепления таблицы, так и для проверки знаний, а самое главное - как игру.
Итак, делаем карточки.
Готовые карточки распечатываем здесь.
Разрезаем карты с заданиями напополам (например 2×3, 6×4 .....), чтобы на каждой карте было по 4 карточки-задания.
Карточки с ответами вырезаем каждую отдельно.
Ход игры такой же, как в обычном лото. Детям раздаются большие карты с заданиями. Ведущий достает по одной карточке с ответами (произведение), называет его и дети у себя ищут, есть ли у них такой пример, ответом на который является данное произведение.
Например, ведущий достает карточку 10. Ребёнок, у которого на карте имеется 5×2 забирает карточку себе и накрывает ею пример.
Кто первый закроет свою большую карту маленькими карточками - выигрывает.
21. Игра “Весёлая таблица”
Цель: в игровой форме помочь детям усвоить таблицу умножения.
Дети читают весёлое стихотворение несколько раз, рассматривают картинки, соотносят их с ответами. Затем начинают последовательно заучивать, соблюдая рифму стихотворения.
2 1 = 2 попугая
2 2 = 4 ножками болтали
2 3 = 6 голубей на ветке сидели
2 4 = 8 детей громко запели
2 5 = 10 капельдождя упали
2 6 = 12 роз расцветали
2 7 = 14 лучиков у солнца
2 8 = 16 в доме оконцев
2 9 = 18 деревьев стояли
2 10 = 20 китов проплывали
Игра «Да. Нет»
На доске даны примеры: 4х6, 8х3, 4х5, 7х3, 9х4, 5х6. Показываю карточки с числами. Если число является ответом, учащиеся хором говорят "Да", затем произносят пример 4х6=24. если число не является ответом, говорят "Нет".
Не скажу»
Игра строится так: дети считают, например, от 20 до 50 по одному. Вместо чисел, которые делятся, например, на 6, они говорят: «Не скажу!» !". Эти числа я записываю на доске. Появляется запись: 24, 30, 36, 42, 48. Затем с каждым из записанных чисел учащиеся называют примеры: 24:6=4, 30:6=5 и т.д.
Эта игра способствует целенаправленному формированию механизмов переключения внимания.
Лучший счетчик»
На доске прикреплён круг с цифрами. Даю задание: увеличить (или уменьшить) эти числа в несколько раз. Дети записывают ответы в тетради. Далее следует проверка (ученик, справившийся с заданием первым, читает ответы и все проверяют свои записи.).
Чей ряд лучше?»
Учащиеся первого ряда задают вопросы ученикам второго ряда по таблице умножения (включая и случаи деления). Затем ученики второго ряда готовят примеры для ребят третьего ряда. На доске я подсчитываю количество правильных ответов каждого ряда.
Какой ряд быстрее полетит на Луну?»
У меня есть 3 ракеты, вырезанные из сложенной вдвое плотной бумаги. Каждая ракета имеет окошки по количеству учеников в ряду. В середину ракеты я вставляю лист, вырезанный по контуру ракеты, и в окошках пишу примеры на умножение и деление. Учащиеся каждого ряда быстро решают по одному примеру, передавая ракету друг другу. Проверяем примеры коллективно. Ракета, в которой все задания выполнены верно, "летит в космос" первой! Использованные листочки с примерами я выбрасываю и вставляю новые. Завтра ракета опять готова к полёту!
Аналогично проводятся игры "Кто быстрее окажется на таинственном острове?", "Какой ряд сегодня умники и умницы?"
Цепочка»
На доске или плакате запись:
Даю задание:
- найдите последнее число, если первое число 18, 24;
- найдите первое число, если последнее 16, 72.
Найди пару»
К доске по очереди выходят по 3 ученика от каждого ряда. Задание: записать в окошках числа, чтобы получились верные равенства.
9 х 4 = ? + ?
42 : 6 = ? - ?
76 - 44 = ? х ?
27 + 27 = ? х ?
Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 1474; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!