Николай Александрович Бердяев (1874-1948)



Философия неравенства

Культура и цивилизация – не одно и то же. Культура родилась из культа. Истоки ее сакральны. Вокруг храма родилась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной. Так было в великих древних культурах, в культуре греческой, в культуре средневековой, в культуре раннего Возрождения. Культура – благородного происхождения. Ей передался иерархический характер культа. Культура имеет религиозные основы. Это можно считать установленным с самой позитивно-научной точки зрения. Культура символична по своей природе. Символизм свой она получила от культовой символики. В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь. Все достижения культуры по природе своей символичны. В ней даны не последние достижения бытия, а лишь символические его знаки. Такова же и природа культа, который есть прообраз осуществленных божественных тайн. Цивилизация не имеет такого благородного происхождения. Цивилизация всегда имеет вид parvenu (выскочки). В ней нет связи с символикой культа. Ее происхождение мирское. Она родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа. Культура всегда идет сверху вниз, путь ее аристократический. Цивилизация идет снизу вверх, путь ее буржуазный и демократический. Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся. Переход от варварства к цивилизации имеет общие признаки у всех народов, и признаки по преимуществу материальные, как, например, употребление железа и т.п. Культура же древних народов на самых начальных ступенях своих очень своеобразна и неповторимо индивидуальна, как культура Египта, Вавилона, Греции и т.п. Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудия.

1923

Бердяев Н.А. Философия неравенства. –

М., 1990. – С. 248-249.

Вопросы:

1) Выделите в отрывке из работы Н.А. Бердяева черты, характеризующие культуру и цивилизацию.

2) Чем, по мнению автора, принципиально отличаются культура и цивилизация?

Учебная литература по теме

1. Грушевицкая Т.Г. Культурология / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. – М.: Юнити, 2010. – Глава 5.

2. Культурология / Н.Г. Кулинич, Е.Ю. Потапчук, В.И. Потапчук, Е.А. Мельничук. – Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2015 – Глава 10.

 

Дополнительная литература по теме

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Белл. – М.: Academia, 1999. –
956 с.

2. Дэвис Э. Техногнозис: миф, магия и мистицизм в информационную эпоху / Э. Дэвис. – Екатеринбург: У-Фактория, 2008. – 480 с.

3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. – М.: Институт русской цивилизации, 2008. – 816 с.

4. Кондаков И.В. Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты /
И.В. Кондаков, К.Б. Соколов, Н. А. Хренов. – М.: Прогресс-Традиция, 2011. – 1024 с.

5. Мечников И.М. Цивилизация и великие исторические реки / И.М. Мечников. –
М.: Пангея, 1995. – 290 с.

6. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Б.С. Ерасов. –
М.: «Аспект-Пресс», 1998. – 556 с.

7. Тавризян Г.М. Философы ХХ в. о технике и «технической цивилизации» /
Г.М. Тавризян. – М.: Российская Политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. – 216 с.

8. Тойнби А. Исследование истории: возникновение, рост и распад цивилизации /
А. Тойнби. – М.: АСТ, 2012. – 672 с.

9. Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер. – М.: АСТ, 2010. – 784 с.

10. Шпенглер О. Закат Европы / О. Шпенглер. – М.: Мысль, 1998. – Т. 1. – 663 с. – Т. 2. – 606 с.

11. Февр Л. Цивилизация: эволюция слова и группы идей // Бои за историю / Л. Февр. – М.: Наука, 1991. – С. 239–281.

12. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 603 с.

13. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М.: Республика, 1994. – 527 с.

 

Тема 7. МИР КУЛЬТУРЫ И БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ НАЧАЛА ЧЕЛОВЕКА (КОНЦЕПЦИЯ З. ФРЕЙДА)

Термины .

Бессознательное («оно»), интериоризация, либидо, психоанализ, сверхсознание («сверх-Я»), сознание («Я»), сублимация, табу, тотем, фрейдизм

Теоретические вопросы

1. Понятие бессознательного в концепции З. Фрейда.

2. Структура личности в учении З. Фрейда: бессознательное, сознание, сверх-сознание.

 

Практические задания

Зигмунд Фрейд (1856-1939)

Будущее одной иллюзии

Если долгое время живешь внутри какой-то определенной культуры и неоднократно принимаешься исследовать, какими были ее истоки и путь развития, то рано или поздно чувствуешь искушение обратить взор в другом направлении и поставить вопрос, какая дальнейшая судьба предстоит этой культуре и через какие перемены ей назначено пройти.

…Человеческая культура – я имею в виду все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами и чем она отличается от жизни животных, причем я пренебрегаю различением между культурой и цивилизацией, – обнаруживает перед наблюдателем, как известно, две стороны. Она охватывает, во-первых, все накопленные людьми знания и умения, позволяющие им овладеть силами природы и взять у нее блага для удовлетворения человеческих потребностей, а во-вторых, все институты, необходимые для упорядочения человеческих взаимоотношений и особенно – для дележа добываемых благ. Оба эти направления культуры связаны между собой, во-первых, поскольку на взаимоотношения людей оказывает глубокое влияние мера удовлетворения влечений, дозволяемая наличными благами, во-вторых, поскольку отдельный человек сам может вступать в отношения с другим по поводу того или иного блага, когда другой использует его рабочую силу или делает его сексуальным объектом, а в-третьих, поскольку каждый отдельный индивид виртуально является врагом культуры, которая тем не менее должна оставаться делом всего человеческого коллектива. Примечательно, что, как бы мало ни были способны люди к изолированному существованию, они тем не менее ощущают жертвы, требуемые от них культурой ради возможности совместной жизни, как гнетущий груз. Культура должна поэтому защищать себя от одиночек, и ее институты, учреждения и заповеди ставят себя на службу этой задаче; они имеют целью не только обеспечить известное распределение благ, но и постоянно поддерживать его, словом, должны защищать от враждебных побуждений людей все то, что служит покорению природы и производству благ. Создания человека легко разрушимы, а наука и техника, построенные им, могут быть применены и для его уничтожения.

Так создается впечатление, что культура есть нечто навязанное противящемуся большинству меньшинством, которое ухитрилось завладеть средствами власти и насилия. Естественно, напрашивается предположение, что все проблемы коренятся не в самом существе культуры, а вызваны несовершенством ее форм, как они складывались до сего дня. Нетрудно обнаружить эти ее недостатки. Если в деле покорения природы человечество шло путем постоянного прогресса и вправе ожидать ещё большего в будущем, то трудно констатировать аналогичный прогресс в деле упорядочения человеческих взаимоотношений, и, наверное, во все эпохи, как опять же и теперь, многие люди задавались вопросом, заслуживает ли вообще защиты эта часть приобретений культуры. Хочется думать, что должно же быть возможным какое-то переупорядочение человеческого общества, после которого иссякнут источники неудовлетворенности культурой, культура откажется от принуждения и от подавления влечений, так что люди без тягот душевного раздора смогут отдаться добыванию благ и наслаждению ими. Это был бы золотой век, спрашивается только, достижимо ли подобное состояние. Похоже, скорее, что всякая культура вынуждена строиться на принуждении и запрете влечений; неизвестно еще даже, будет ли после отмены принуждения большинство человеческих индивидов готово поддерживать ту интенсивность труда, которая необходима для получения прироста жизненных благ. Надо, по-моему, считаться с тем фактом, что у всех людей имеют место деструктивные, то есть антиобщественные и антикультурные, тенденции и что у большого числа лиц они достаточно сильны, чтобы определить собою их поведение в человеческом обществе.

…Как нельзя обойтись без принуждения к культурной работе, так же нельзя обойтись и без господства меньшинства над массами, потому что массы косны и недальновидны, они не любят отказываться от влечений, не слушают аргументов в пользу неизбежности такого отказа, и индивидуальные представители массы поощряют друг в друге вседозволенность и распущенность. Лишь благодаря влиянию образцовых индивидов, признаваемых ими в качестве своих вождей, они дают склонить себя к напряженному труду и самоотречению, от чего зависит существование культуры. Все это хорошо, если вождями становятся личности с незаурядным пониманием жизненной необходимости, сумевшие добиться господства над собственными влечениями. Но для них существует опасность, что, не желая утрачивать своего влияния, они начнут уступать массе больше, чем та им, и потому представляется необходимым, чтобы они были независимы от массы как распорядители средств власти. Короче говоря, люди обладают двумя распространенными свойствами, ответственными за то, что институты культуры могут поддерживаться лишь известной мерой насилия, а именно люди, во-первых, не имеют спонтанной любви к труду и, во-вторых, доводы разума бессильны против их страстей.

…Наше развитие идет в том направлении, что внешнее принуждение постепенно уходит внутрь, и особая психическая инстанция, человеческое сверх-Я, включает его в число своих заповедей. Каждый ребенок демонстрирует нам процесс подобного превращения, благодаря ему приобщаясь к нравственности и социальности. Это усиление сверх-Я есть в высшей степени ценное психологическое приобретение культуры. Личности, в которых оно произошло, делаются из противников культуры ее носителями. Чем больше их число в том или ином культурном регионе, тем обеспеченнее данная культура, тем скорее она сможет обойтись без средств внешнего принуждения. Мера интериоризации, однако, очень различна для отдельных запретов. В отношении вышеупомянутых древнейших требований культуры интериоризация, если оставить в стороне досадные случаи неврозов, похоже, в значительной мере достигнута. Ситуация меняется, когда мы обращаемся к другим импульсивным желаниям. С изумлением и тревогой мы обнаруживаем тут, что громадное число людей повинуется соответствующим культурным запретам лишь под давлением внешнего принуждения, то есть только там, где нарушение запрета грозит наказанием, и только до тех пор, пока угроза реальна. Это касается и тех так называемых требований культуры, которые в равной мере обращены ко всем. В основном с фактами нравственной ненадежности людей мы сталкиваемся в этой сфере. Бесконечно многие культурные люди, которые отшатнулись бы в ужасе от убийства или инцеста, не отказывают себе в удовлетворении своей алчности, своей агрессивности, своих сексуальных страстей, не упускают случая навредить другим ложью, обманом, клеветой, если могут при этом остаться безнаказанными, и это продолжается без изменения на протяжении многих культурных эпох.

В отношении ограничений, касающихся лишь определенных классов общества, мы сталкиваемся с примитивной и вполне недвусмысленной ситуацией. Как и следовало ожидать, обойденные классы завидуют привилегиям элиты и готовы на все, чтобы отделаться от своей дополнительной доли лишения. Когда это невозможно, внутри данной культуры пускает корни устойчивая неудовлетворенность, способная привести к опасным мятежам. Если культура не в силах справиться с положением, когда удовлетворенность определенного числа её представителей имеет своей предпосылкой угнетение других, возможно большинства, а это имеет место во всех современных культурах, то угнетенные понятным образом проникаются острой враждебностью к культуре, которую они поддерживают своим трудом, но к благам которой они причастны в слишком малой мере. Интериоризации культурных запретов в таком случае ожидать от угнетенных не приходится, они, наоборот, не расположены признавать эти запреты, стремятся разрушить саму культуру, отменить при возможности самые ее предпосылки. Враждебность этих классов культуре так очевидна, что благодаря ей теряется из виду более скрытная враждебность лучше обеспеченных общественных слоев. Нечего и говорить, что культура, оставляющая столь большое число участников неудовлетворенными и толкающая их на бунт, не имеет перспектив на длительное существование и не заслуживает его.

…Самая, может быть, важная часть психического инвентаря культуры до сих пор ещё не упоминалась. Это ее, в широчайшем смысле, религиозные представления, иными словами, – как нам предстоит обосновать ниже – ее иллюзии.

В чем заключена особая ценность религиозных представлений? Мы говорили о враждебности к культуре, следствии гнета этой последней, требуемого ею отказа от влечений. Если вообразить, что ее запреты сняты и что отныне всякий вправе избирать своим сексуальным объектом любую женщину, какая ему нравится, вправе убить любого, кто соперничает с ним за женщину или вообще встает на его пути, может взять у другого что угодно из его имущества, не спрашивая разрешения, – какая красота, какой вереницей удовлетворении стала бы тогда жизнь! Правда, мы сразу натыкаемся на следующее затруднение. Каждый другой имеет в точности те же желания, что я, и будет обращаться со мной не более любезным образом, чем я с ним. По существу, только один-единственный человек может поэтому стать безгранично счастливым за счет снятия всех культурных ограничений – тиран, диктатор, захвативший в свои руки все средства власти; и даже он имеет все основания желать, чтобы другие соблюдали по крайней мере одну культурную заповедь: не убивай.

Но как неблагодарно, как, в общем, близоруко стремиться к отмене культуры! Тогда нашей единственной участью окажется природное состояние, а его перенести гораздо тяжелей. Правда, природа не требовала бы от нас никакого ограничения влечений, она дала бы нам свободу действий, однако у нее есть свой особо действенный способ нас ограничить, она нас губит, холодно, жестоко и, как нам кажется, бездумно, причем, пожалуй, как раз по случаю удовлетворения нами своих влечений. Именно из-за опасностей, которыми нам грозит природа, мы ведь и объединились и создали культуру, которая, среди прочего, призвана сделать возможной нашу общественную жизнь. В конце концов, главная задача культуры, ее подлинное обоснование – защита нас от природы.

…Культура облегчает ему здесь задачу, она старается в одинаковой мере за всех; примечательно, что, пожалуй, все культуры делают в этом отношении одно и то же. Они никогда не дают себе передышки в выполнении своей задачи – защитить человека от природы, они только продолжают свою работу другими средствами. Задача здесь троякая, грубо задетое самолюбие человека требует утешения; мир и жизнь должны быть представлены не ужасными, а кроме того, просит какого-то ответа человеческая любознательность, движимая, конечно, сильнейшим практическим интересом.

Самым первым шагом достигается уже очень многое. И этот первый шаг-очеловечение природы. С безличными силами и судьбой не вступишь в контакт, они остаются вечно чужды нам. Но если в стихиях бушуют страсти, как в твоей собственной душе, если даже смерть не стихийна, а представляет собою насильственное деяние злой воли, если повсюду в природе тебя окружают существа, известные тебе из опыта твоего собственного общества, то ты облегченно вздыхаешь, чувствуешь себя как дома среди жути, можешь психически обрабатывать свой безрассудный страх. Ты, может быть, еще беззащитен, но уже не беспомощно парализован, ты способен по крайней мере реагировать, а может быть, ты даже и не беззащитен, ведь почему бы не ввести в действие против сверхчеловеческих насильников, то есть сил внешней природы, те же средства, к которым мы прибегаем в своем обществе; почему бы не попытаться заклясть их, умилостивить, подкупить, отняв у них путем такого воздействия какую-то часть их могущества. Такая замена естествознания психологией не только дает мгновенное облегчение, она указывает и путь дальнейшего овладения ситуацией.

…Когда взрослеющий человек замечает, что ему суждено навсегда остаться ребенком, что он никогда не перестанет нуждаться в защите от мощных чуждых сил, он наделяет эти последние чертами отцовского образа, создает себе богов, которых боится, которых пытается склонить на свою сторону и которым тем не менее вручает себя как защитникам. Таким образом, мотив тоски по отцу идентичен потребности в защите от последствий человеческой немощи; способ, каким ребенок преодолевал свою детскую беспомощность, наделяет характерными чертами реакцию взрослого на свою, поневоле признаваемую им, беспомощность, а такой реакцией и является формирование религии. Но в наши намерения не входит дальнейшее исследование развития идеи божества; мы имеем здесь дело с готовым арсеналом религиозных представлений, который культура вручает индивиду.

…Возвращаясь после этого уточнения к религиозным учениям, мы можем опять же сказать: они все – иллюзии, доказательств им нет, никого нельзя заставить считать их истинными, верить в них. Некоторые из них настолько неправдоподобны, настолько противоречат всему нашему в трудах добытому знанию о реальности мира, что мы вправе – с необходимым учетом психологических различий – сравнить их с бредовыми идеями. О соответствии большинства из них действительному положению вещей мы не можем судить. Насколько они недоказуемы, настолько же и неопровержимы. Мы знаем ещё слишком мало для того, чтобы сделать их предметом более близкого критического рассмотрения. Загадки мира лишь медленно приоткрываются перед нашим исследованием, наука на многие вопросы еще не в состоянии дать никакого ответа. Научная работа остается для нас, однако, единственным путем, способным вести к познанию реальности вне нас. Будет той же иллюзией, если мы станем ожидать чего-то от интуиции и погружения в себя; таким путем мы не получим ничего, кроме с трудом поддающихся интерпретации откровений относительно нашей собственной душевной жизни, они никогда не дадут сведения о вопросах, ответ на которые так легко дается религиозному учению. Заполнять лакуны собственными измышлениями и поличному произволу объявлять те или иные части религиозной системы более или менее приемлемыми было бы кощунством. Слишком уж значительны эти вопросы, хотелось бы даже сказать: слишком святы.

…Итак, продолжим нашу защиту. Религия несомненно оказала человеческой культуре великую услугу, сделала для усмирения асоциальных влечений много, но недостаточно. На протяжении многих тысячелетий она правила человеческим обществом; у нее было время показать, на что она способна. Если бы ей удалось облагодетельствовать, утешить, примирить с жизнью, сделать носителями культуры большинство людей, то никому не пришло бы в голову стремиться к изменению существующих обстоятельств. Что мы видим вместо этого? Что пугающе большое число людей недовольно культурой и несчастно внутри нее, ощущает ее как ярмо, которое надо стряхнуть с себя; что недовольные либо кладут все силы на изменение этой культуры, либо заходят в своей вражде к культуре до полного нежелания слышать что бы то ни было о культуре и ограничении влечений. Нам возразят здесь, что сложившаяся ситуация имеет причиной как раз утрату религией части своего влияния на человеческие массы, а именно вследствие прискорбного воздействия научного прогресса. Запомним это признание вместе с его обоснованием, чтобы использовать его позднее для наших целей. Однако упрек в адрес науки не имеет силы.

…От образованных и от людей духовного труда для культуры нет большой угрозы. Замещение религиозных мотивов культурного поведения другими, мирскими прошло бы у них без сучка и задоринки, а кроме того, они большей частью сами носители культуры. Иначе обстоит дело с огромной массой необразованных, угнетенных, которые имеют все основания быть врагами культуры. Пока они не знают, что в бога больше не верят, все хорошо. Но они это непременно узнают, даже если это мое сочинение не будет опубликовано. И они готовы принять результаты научной мысли, оставаясь незатронутыми тем изменением, которое производится в человеке научной мыслью. Нет ли опасности, что враждебность этих масс к культуре обрушится на слабый пункт, который они обнаружат в своей строгой властительнице? Если я не смею убивать своего ближнего только потому, что господь бог это запретил и тяжко покарает за преступление в этой или другой жизни, но мне становится известно, что никакого господа бога не существует, что его наказания нечего бояться, то я, разумеется, убью ближнего без рассуждении, и удержать меня от этого сумеет только земная власть. Итак, либо строжайшая опека над этими опасными массами, тщательнейшее исключение всякой возможности их духовного развития, либо основательная ревизия отношений между культурой и религией.

…Воспитание, избавленное от гнета религиозных учений, пожалуй, мало что изменит в психическом существе человека, наш бог Логос, кажется, не так уж всемогущ, он может исполнить только часть того, что обещали его предшественники. Если нам придется в этом убедиться, мы смиренно примем положение вещей. Интерес к миру и к жизни мы от того не утратим, ведь у нас есть в одном отношении твердая опора, которой Вам не хватает. Мы верим в то, что наука в труде и исканиях способна узнать многое о реальности мира, благодаря чему мы станем сильнее и сможем устроить свою жизнь. Если эта вера – иллюзия, то мы в одинаковом положении с Вами, однако наука своими многочисленными и плодотворными успехами дала нам доказательства того, что она не иллюзия. У нее много открытых и еще больше замаскированных врагов среди тех, кто не может ей простить, что она обессилила религиозную веру и грозит ее опрокинуть. Ей ставят на вид, что она мало чему нас научила и несравнимо больше оставила непроясненным. Но при этом забывают, как она молода, как трудны были её первые шаги и как исчезающе мал отрезок времени, истекшего с тех пор, как человеческий интеллект окреп для решения ее задач. Не делаем ли мы все одинаковую ошибку, кладя в основу своих суждений слишком короткие отрезки времени? Нам следовало бы взять пример с геологов. Люди жалуются на ненадежность науки, она якобы провозглашает сегодня законом то, что следующее поколение сочтет ошибкой и заменит новым, столь же недолговечным законом. Но это несправедливо и отчасти неверно. Смена научных мнений – это развитие, прогресс, а не разрушение. Закон, вначале считавшийся безусловно верным, оказывается частным случаем какой-то более широкой закономерности или модифицируется другим законом, открытым позднее; грубое приближение к истине вытесняется более тщательным и точным, а то, в свою очередь, ожидает дальнейшего усовершенствования. В некоторых областях еще не преодолена та фаза исследования, когда подвергаются проверке гипотезы, которые вскоре будут отброшены как неудовлетворительные; а в других уже выявлено достоверное и почти неизменное ядро знания. Делались, наконец, попытки в корне обесценить научный труд тем соображением, что, будучи привязано к условиям нашей собственной природной организации, научное познание способно дать лишь субъективные результаты, тогда как действительная природа внеположных нам вещей остается для нас недоступной. При этом упускают из виду ряд моментов, решающих для понимания научной работы: что наша природная организация, то есть наш психический аппарат, сформировалась как раз в ходе усилий, направленных на познание внешнего мира, поэтому в её структуре непременно должно иметь какое-то место соответствие этой цели; что она сама есть составная часть того мира, который мы исследуем, и она отлично приспособлена для такого исследования; что мы полностью очертим весь круг задач науки, если ограничим ее функцию демонстрацией того, каким нам должен представляться мир с учетом своеобразия нашей природной организации; что конечные результаты науки как раз ввиду способа их получения обусловлены не только нашей природной организацией, но также и тем, что воздействовало на эту организацию, и, наконец, что вопрос о том, как устроен мир, без учета нашего воспринимающего психического аппарата, есть пустая абстракция, лишенная всякого практического интереса.

Нет, наша наука не иллюзия. Иллюзией, однако, была бы вера, будто мы еще откуда-то можем получить то, что она неспособна нам дать.

1927

Фрейд З. Будущее одной иллюзии //

Сумерки богов. – М., 1989. – С. 94-142

Вопросы:

1) Какое определение культуре дает З. Фрейд в статье?

2) Почему каждый человек является «врагом культуры»?

3) Каким образом человек становиться культурным? Почему?

4) Почему общество нуждается в культуре?

5) Каковы способы навязывания культуры?

6) Что такое «интериоризация»?

7) Каковы причины возникновения религии?

8) Почему З. Фрейд называет религию иллюзией?

9) Объясните название статьи.

10) Почему З. Фрейд в своей статье анализирует проблему религии?

11) Как вы думаете, что может заменить религию в обществе?

Учебная литература по теме

1. Грушевицкая Т.Г. Культурология / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. – М.: Юнити, 2010. – Глава 4.

2. Культурология / Н.Г. Кулинич, Е.Ю. Потапчук, В.И. Потапчук, Е.А. Мельничук. – Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2015 – Главы 6, 7.

Дополнительная литература по теме

1. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур / А.А. Белик. –
М.: Изд-во РГГУ, 1998. – 241 с.

2. Гуревич П.С. Философия культуры / П.С. Гуревич. – М.: Аспект-Пресс, 1994. – 317 с.

3. Дианова В.М. История культурологии / В.М. Дианова, Ю.Н. Солонин. – М.: Юрайт, 2013. – 461 с.

4. Иконникова С.Н. История культурологических теорий / С.Н. Иконникова. – СПб.: Питер, 2005. – 474 с.

5. История культурологии / под ред. А.П. Огурцова. – М.: Гардарики, 2006. – 383 с.

6. Теория культуры / под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. – СПб.: Питер, 2008. – 592 с.

7. Философия культуры: становление и развитие / под ред. М.С. Кагана. – СПб.: Лань, 1998. – 443 с.

8. Фрейд З. Неудобства культуры / З. Фрейд. – М.: Азбука-Классика, 2010. – 192 с.

Тема 8. МИР КУЛЬТУРЫ И БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ НАЧАЛА ЧЕЛОВЕКА

(НЕОФРЕЙДИСТКИЕ КОНЦЕПЦИИ)

Термины

Архетип, базовые перинатальные матрицы, коллективное бессознательное, неофрейдизм

Теоретические вопросы

1. Понятия коллективного бессознательного и архетипа в концепции
К. Юнга.

2. Развитие учения о бессознательном в исследованиях Э. Фромма.

3. Новое представление о бессознательном в работах С. Грофа.

Практические задания

1. Приведите примеры проявления архетипов в произведениях искусства (литературы, живописи, кино и др.).

2. Приведите примеры проявления архетипов в современной рекламе.

3. Приведи примеры проявления базовых перинатальных матриц в сфере мифологии, фольклора, искусства.

Учебная литература по теме

1. Грушевицкая Т.Г. Культурология / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. – М.: Юнити, 2010. – Глава 4.

2. Культурология / Н.Г. Кулинич, Е.Ю. Потапчук, В.И. Потапчук, Е.А. Мельничук. – Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2015 – Глава 6.

Дополнительная литература по теме

1. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур / А.А. Белик. –
М.: Изд-во РГГУ, 1998. – 241 с.

2. Гуревич П.С. Философия культуры / П.С. Гуревич. – М.: Аспект-Пресс, 1994. – 317 с.

3. Дианова, В.М. История культурологии / В.М. Дианова, Ю.Н. Солонин. – М.: Юрайт, 2013. – 461 с.

4. Иконникова С.Н. История культурологических теорий / С.Н. Иконникова. – СПб.: Питер, 2005. – 474 с.

5. История культурологии / под ред. А.П. Огурцова. – М.: Гардарики, 2006. – 383 с.

6. Теория культуры / под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. – СПб.: Питер, 2008. – 592 с.

7. Философия культуры: становление и развитие / под ред. М.С. Кагана. – СПб.: Лань, 1998. – 443 с.

8. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. – М.: Республика, 1994. – 448 с.

9. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – М.: АСТ, 2011. – 288 с.

10. Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть? / Э. Фромм. – Минск: Издатель
В.П. Ильин, 1997. – 416 с.

11. Юнг К. Архетип и символ / К. Юнг. – М.: Издательство «Ренессанс», СП «Иво-Сид», 1991. – 299 с.

12. Юнг К. Психология бессознательного / К. Юнг. – М.: Аст-Лтд, 1998. – 400 с.

13. Юнг К. Человек и его символы / К. Юнг и др. – М.: Серебряные нити, 1997. – 368 с.

14. Юнг К. Символическая жизнь / К. Юнг. – М.: Cogito Centre, 2010. – 334 с.

Тема 9. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

Термины

Антропосоциогенез, игра, креационизм, культурогенез, магия, мутагенез, панспермия, табу, труд, символические формы, символ, суггестия

Теоретические вопросы

1. Понятие культурогенеза в современной науке. Возникновение человека: креационизм, панспермия, эволюционизм (краткая характеристика).

2. Факторы и предпосылки возникновения человека в орудийно-трудовой теории Ф. Энгельса.

3. Социально-психологические концепции культурогенеза:

а) символическая (Э. Кассирер, Л. Мамфорд);

б) игровая (Й. Хейзинга, Э. Финк и др.);

в) магическая (Т. Роззак);

г) фрейдистская;

д) суггестивная (Б.В. Поршнев).

Практические задания

Таренс Маккена (1946-2000)

Пища богов

…Способы, которыми людьми потребляют растения, пищу и психоактивные вещества, вызывают смену ценностей у индивидов и, в конечном счете, – у целых обществ. Употребление одной пищи делает нас довольными, другой – сонными, а какой-то еще –бодрыми. Мы веселы, беспокойны, возбуждены или, наоборот, подавлены в зависимости от того, что поели. Общество молчаливо поощряет поведение, соответствующее принятым в нем нормам, тем самым поощряя потребление определенных веществ, вызывающих приемлемое поведение.

…Большинство не осознает влияние растений на нас и нашу реальность отчасти оттого, что мы забыли о том, что растения всегда были посредниками в культурном отношении между человеком и миром в целом.

…Предлагаемая здесь история вступления человека в свет саморефлексии – это история, основанная на принципе «вы – то, что вы едите». Значительные изменения климата и новое расширение диеты, а следовательно, возрастание ее мутагенности, давали естественному отбору множество возможностей для воздействия на эволюцию основных черт человека. Всякая встреча с новой пищей, каким-то новым веществом или вкусом всегда была сопряжена с риском и непредсказуемыми последствиями.

…Я утверждаю, что вызывающие мутации психоактивные химические соединения в пище древних людей воздействовали на быструю реорганизацию способности мозга к переработке информации. Растительные алкалоиды, особенно галлюциногенные соединения… могли быть теми химическими факторами в диете первобытных людей, которые являлись катализатором возникновения человеческой саморефлексии. Действие галлюциногенов, присутствующих во многих распространенных растениях, увеличивало активность переработки информации, а значит, чувствительность к среде, и таким образом способствовало внезапному увеличению размеров человеческого мозга. На более позднем этапе того же процесса галлюциногены действовали как катализаторы в развитии воображения, обеспечивая появление внутренней сноровки и способности предвидения, которые могли находиться в хорошей синергии с возникновением языка и религии.

…Замечательное свойство псилоцибина стимулировать способность мозга к созданию языка… столь необычайно, что псилобицин можно считать катализатором развития человеческого языка.

Эти идеи неизбежно вызывают возражения, и с этим приходится считаться.

…Кратким ответом на это возражение… будет то, что присутствие псилобицина в диете гоминидов изменило параметры процесса естественного отбора, изменив стереотипы поведения, на которые этот отбор действовал.

1992

Маккена Т. Пища богов //

Измененные состояния сознания и культура. –

СПб., 2009. – С. 141-151

Вопросы:

1) Как объясняет автор изменения в поведении древнего человека?

2) Какие недостатки ранее существовавших теорий культурогенеза восполняет Т. Маккена в своей работе?

3) Приведите примеры влияния пищи на поведение современного человека.

Учебная литература по теме

1. Грушевицкая Т.Г. Культурология / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. – М.: Юнити, 2010. – Глава 5.

2. Культурология / Н.Г. Кулинич, Е.Ю. Потапчук, В.И. Потапчук, Е.А. Мельничук. – Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2015 – Глава 7.

Дополнительная литература по теме

1. Дианова В.М. История культурологии / В.М. Дианова, Ю.Н. Солонин. – М.: Юрайт, 2013. – 461 с.

2. Иконникова С.Н. История культурологических теорий / С.Н. Иконникова. – СПб.: Питер, 2005. – 474 с.

3. История культурологии / под ред. А.П. Огурцова. – М.: Гардарики, 2006. – 383 с.

4. Кассирер Э. Опыт о человеке / Э. Кассирер. – М.: Гардарика, 1998. – 784 с.

5. Культурология. ХХ век: Антология / сост. С.Я. Левит. – М.: Юристъ, 1995. – 703 с.

6. Маккена Т. Пища богов / Т. Маккена. – М.: Издательство трансперсонального института, 1995. – 272 с.

7. Поршнев Б.В. О начале человеческой истории / Б.В. Поршнев. – М.: Мысль, 1974. – 487 с.

8. Теория культуры / под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. – СПб.: Питер, 2008. – 592 с.

9. Флиер А.Я. Культурология для культурологов / А.Я. Флиер. – М.: Академический проект, 2000. – 496 с.

10. Философия культуры: становление и развитие / под ред. М.С. Кагана. – СПб.: Лань, 1998. – 443 с.

11. Фрейд З. Тотем и табу / З. Фрейд. – СПб.: Алетейя, 1997. – 222 с.

12. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга. – М.: Прогресс Академия, 1992. – 464 с.

13. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека / Ф. Энгельс. – М.: Политиздат, 1985. – 23 с.


Тема 10. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА

Термины

Анимизм, каменный век, культ, магия, матриархат, мезолит, миф, мифология, неолит, неолитическая революция, палеолит, патриархат, петроглифы, персонификация, профанное, сакральное, синкретизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм

Теоретические вопросы

1. Мифологическое сознание как феномен первобытной культуры, его смыслоорганизующее и социокультурное значение.

2. Анимизм и тотемизм как основа духовного мировидения человека первобытной эпохи. Фетишизм. Шаманизм.

3. Магия как способ воздействия на окружающий мир. Виды и типы магии. Обряд и ритуал. Культ. Синкретизм первобытной культуры.

4. Происхождение, особенности и назначение первобытного искусства.

 

Практические задания

 

Структура и функции мифов

…В самом общем смысле можно сказать, что миф, каким он проживается в первобытных обществах:

1) составляет историю подвигов сверхъестественных существ;

2) это сказание представляется как абсолютно истинное (так как оно относится к реальному миру) и как сакральное (ибо является результатом творческой деятельности сверхъестественных существ);

3) миф всегда имеет отношение к «созданию», он рассказывает, как что-то явилось в мир или каким образом возникли определенные формы поведения, установления и трудовые навыки; именно поэтому миф составляет парадигму всем значительным актам человеческого поведения;

4) познавая миф, человек познает «происхождение» вещей, что позволяет овладеть и манипулировать ими по своей воле; речь идет не о «внешнем», «абстрактном» познании, но о познании, которое «переживается» ритуально, во время ритуального воспроизведения мифа или в ходе проведения обряда (которому он служит основанием);

5) так или иначе миф «проживается» аудиторией, которая захвачена священной и вдохновляющей мощью воссозданных в памяти и реактуализированных событий.

Проживание мифа предполагает наличие истинно «религиозного» опыта, поскольку он отличается от обычного опыта, от опыта каждодневной жизни. Религиозный характер этого опыта есть следствие того факта, что актуализируются легендарные события, события возвышенного характера и наполненные чрезвычайной значимостью. Мы как бы заново присутствуем при творческих актах сверхъестественных существ. Мы покидаем мир обыденности и проникаем в мир преображенный, заново возникший, пронизанный невидимым присутствием сверхъестественных существ. Речь идет не о коллективном воссоздании в памяти мифических событий, но об их воспроизведении. Мы ощущаем личное присутствие персонажей мифа и становимся их современниками. Это предполагает существование не в хронологическом времени, а в первоначальной эпохе, когда события произошли впервые. Именно поэтому можно говорить о временном пространстве мифа, заряженном энергией. Это необычайное, «сакральное» время, когда обнаруживаются явления новые, полные мощи и значимости. Переживать заново это время, воспроизводить его как можно чаще, заново присутствовать на спектакле божественных творений, вновь узреть сверхъестественные существа и воспринять их урок творчества — такое желание просматривается во всех ритуальных воспроизведениях мифов. Вообще мифы показывают, что мироздание, человек и жизнь имеют сверхъестественное происхождение и сверхъестественную историю, и что эта история значима, обладает большой ценностью и является образцом для подражания.

Трудно было бы найти лучшее заключение для этой главы, чем цитату из Бронислава Малиновского, где он пытается определить природу и функцию мифов в примитивных обществах: «Если рассматривать миф как нечто, наполненное жизнью, то он не дает объяснения, способного удовлетворить научную любознательность; он является повествованием, которое воскрешает первозданную реальность, отвечает глубоким религиозным потребностям, духовным устремлениям, безусловным требованиям социального порядка, и даже требованиям практической жизни. В цивилизациях примитивных народов миф исполняет незаменимую функцию: он выражает, возвышает и кодифицирует верования; он защищает и налагает моральные принципы; он гарантирует действенность ритуальной церемонии и предлагает правила для практической жизни, необходимые человеческой цивилизации; он отнюдь не лишенная содержания выдумка, а напротив – живая реальность, к которой человек постоянно обращается; это ни в коей мере не абстрактная теория и не простое развертывание образов, это кодификация религии примитивных народов и их практической мудрости. (...) Все эти сказания служат для аборигенов выражением первозданной реальности, более величественной и богатой смыслом, чем реальность современная, и определяющей ежедневное существование и судьбу человечества. Знание, которое человек имеет об этой реальности, раскрывает ему смысл ритуалов и задач духовного порядка, так же как и форму, в которую он должен их облечь».

Элиаде М. Аспекты мифа [Электронный ресурс] // Сайт «Библиотека Гумер». –

Код доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/el_asp/01.php

(дата обращения: 07.02.2020).

Вопросы:

1) Каковы главные особенности мифа?

2) Каково значение мифа в жизни общества?

3) Какую роль играет миф в культуре?

 

Учебная литература по теме

1. Грушевицкая Т.Г. Культурология / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. – М.: Юнити, 2010. – Глава 10.

2. Культурология / Н.Г. Кулинич, Е.Ю. Потапчук, В.И. Потапчук, Е.А. Мельничук. – Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2015 – Глава 8.

Дополнительная литература по теме

1. История мировой культуры (мировых цивилизаций) / под ред. Г.В. Драча. –
Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 533 с.

2. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. –
М.: ПедагогикаПресс, 1999. – 608 с.

3. Леви-Строс, К. Первобытное мышление / К. Леви-Строс. – М.: Республика, 1994. – 384 с.

4. Петрухинцев, Н.Н. ХХ лекций по истории мировой культуры / Н.Н. Петрухинцев. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 400 с.

5. Пархоменко, И.Т. История мировой и отечественной культуры / И.Т. Пархоменко, А.А. Радугин. – М.: Центр, 2002. – 320 с.

6. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М.: ЛГУ, 1986. – 364 с.

7. Радклифф-Браун, А.Р. Структура и функция мифа в примитивном обществе /
А.Р. Радклифф-Браун. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. – 304 с.

8. Садохин, А.П. Мировая культура и искусство / А.П. Садохин. – М.: Юнити, 2012. – 415 с.

9. Тайлор, Э.Б. Первобытная культура / Э.Б. Тайлор. – М.: Издательство политической литературы, 1989. – 573 с.

10. Токарев, С.А. Ранние формы религии / С.А. Токарев. – М.: Политиздат, 1990. – 624 с.

11. Фрейзер, Д. Золотая ветвь / Д. Фрейзер. – М.: АСТ, 1998. – 784 с.

12. Элиаде, М. Аспекты мифа / М. Элиаде. – М.: Академический проект, 2000. – 251 с.

 

Тема 11. ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА И ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА

 

Термины

Волшебная сказка, инициация, сказка

 

Практические задания

1. Познакомиться с главой (выбор главы – по желанию) из книги
В.Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки», написать краткий конспект главы

2. Подготовить на основе этого материала краткое сообщение «Основные функции (элементы) волшебной сказки в концепции В.Я. Проппа».

 

Учебная литература по теме

1. Грушевицкая Т.Г. Культурология / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. – М.: Юнити, 2010. – Глава 10.

2. Культурология / Н.Г. Кулинич, Е.Ю. Потапчук, В.И. Потапчук, Е.А. Мельничук. – Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2015 – Глава 8.

Дополнительная литература по теме

1. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М.: ЛГУ, 1986. – 364 с.

2. Тайлор, Э.Б. Первобытная культура / Э.Б. Тайлор. – М.: Издательство политической литературы, 1989. – 573 с.

3. Токарев, С.А. Ранние формы религии / С.А. Токарев. – М.: Политиздат, 1990. – 624 с.

4. Фрейзер, Д. Золотая ветвь / Д. Фрейзер. – М.: АСТ, 1998. – 784 с.

5. Элиаде, М. Аспекты мифа / М. Элиаде. – М.: Академический проект, 2000. – 251 с.

 

Тема 12. КУЛЬТУРА РАННИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Термины

Антропоморфизм, Веды, жречество, зооморфизм, индуизм, карма, мокша, пирамида, сансара, фундаментализм, храм, язычество

Теоретические вопросы

1. Условия возникновения и общие черты в культурах Древнего Востока. Ментальность человека древнего мира и ее варианты. Город древнего мира и его культура.

2. Культура Древнего Египта. Обожествление стихийных сил природы в язычестве Древнего Египта (культы Осириса, Ра и т.п.). Представления о «мире ином» в Древнем Египте. Особенности и функции искусства Древнего Египта.

3. Культура доколумбовой Америки: представления майя, ацтеков, инков о мире.

4. Генезис древнеиндийской цивилизации. Социальная организация древней и средневековой Индии. Основы мировоззрения индуизма. Влияние религии и философии на развитие традиционной индийской культуры.

Практические задания

1. Какую роль играл культ иного мира в миросознании человека культуры ранних цивилизаций? Ответ представить творческой форме
(рисунок, фото и т.п.) с комментариями и пояснениями.

 

Учебная литература по теме

1. Грушевицкая Т.Г. Культурология / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. – М.: Юнити, 2010. – Главы 11, 12, 13, 15, 19.

2. Культурология / Н.Г. Кулинич, Е.Ю. Потапчук, В.И. Потапчук, Е.А. Мельничук. – Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2015 – Глава 9.

Дополнительная литература по теме

1. Гриненко, Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры / Г.В. Гриненко. –
М.: Юрайт, 1998. – 669 с.

2. Бонгард-Левин, Г.М. Древнеиндийская цивилизация. История. Религия. Философия. Эпос. Литература. Наука. Встреча культур / Г.М. Бонгард-Левин. – М.: Восточная литература, 2000. – 496 с.

3. Древние цивилизации / под ред. Г.М. Бонгард-Левина. – М.: Мысль, 1989. – 479 с.

4. Ерасов, Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке / Б.С. Ерасов. – М.: Наука, 1990. – 205 с.

5. История мировой культуры (мировых цивилизаций) / под ред. Г.В. Драча. –
Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 533 с.

6. Культурология / под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 576 с.

7. Культурология. История мировой культуры / под ред. А.Н. Марковой. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 597 с.

8. Культурология. История мировой культуры / под ред. Т.Ф. Кузнецовой. –
М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 608 с.

9. Петрухинцев, Н.Н. ХХ лекций по истории мировой культуры / Н.Н. Петрухинцев. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 400 с.

10. Пархоменко, И.Т. История мировой и отечественной культуры / И.Т. Пархоменко, А.А. Радугин. – М.: Центр, 2002. – 320 с.

11. Попова, Т.В. Культурология / Т.В. Попова. – М.: Форум, 2015. – 256 с.

12. Садохин, А.П. История мировой культуры / А.П. Садохин. – М.: Юнити, 2010. – 975 с.

13. Толстикова, И.И. Мировая культура и искусство / И.И. Толстикова. – М.: Альфа-М, 2011. – 416 с.

14. Торосян, В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры /
В.Г. Торосян. – М.: Владос, 2005. – 736 с.


Тема 13. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Термины

Агональность, античность, диалектика, калокагатия, катарсис, комедия, Космос, космоцентризм, Логос, мимесис, театр, трагедия, эстетика

Теоретические вопросы

1. Периодизация и особенности античной культуры. Космоцентризм. Отражение античного мировосприятия в мифологии.

2. Состязательный (агональный) характер древнегреческой культуры. Полис как образ мира. Представления о свободе в древнегреческой культуре.

3. Эстетический идеал древних греков.

4. Театр как социальный институт. Функции театра в древнегреческой культуре.

Практические задания

1. Составьте социокультурный портрет человека эпохи античности (образ жизни, род занятий, моральные требования, стереотипы поведения, представления об устройстве мира).

Учебная литература по теме

1. Грушевицкая Т.Г. Культурология / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. – М.: Юнити, 2010. – Глава 16.

2. Культурология / Н.Г. Кулинич, Е.Ю. Потапчук, В.И. Потапчук, Е.А. Мельничук. – Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2015 – Глава 9.

Дополнительная литература по теме

1. Боннар, А. Греческая цивилизация / А. Боннар. – М.: Искусство, 1992. – 269 с.

2. Быт и история в античности / под ред. Г.С. Кнабе. – М.: Наука, 1988.. – 372 с.

3. Вернан, Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли / Ж.-П. Вернан. –
М.: Прогресс, 1988. – 221 с.

4. Винничук, Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. – М.: Высшая школа, 1988. – 496 с.

5. Гриненко, Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры / Г.В. Гриненко. –
М.: Юрайт, 1998. – 669 с.

6. Драч, Г.В. Проблема человека в раннегреческой философии / Г.В. Драч. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. ун-та, 1987. – 174 с.

7. История мировой культуры (мировых цивилизаций) / под ред. Г.В. Драча. –
Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 533 с.

8. Кессиди, Ф.Х. От мифа к логосу: Становление греческой философии / Ф.Х. Кессиди. – СПб.: Алетейя, 2003. – 360 с.

9. Культурология / под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 576 с.

10. Культурология. История мировой культуры / под ред. А.Н. Марковой. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 597 с.

11. Культурология. История мировой культуры / под ред. Т.Ф. Кузнецовой. –
М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 608 с.

12. Куманецкий, К. История культуры Древней Греции и Рима / К. Куманецкий. –
М.: Высшая школа, 1990. – 351 с.

13. Петрухинцев, Н.Н. ХХ лекций по истории мировой культуры / Н.Н. Петрухинцев. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 400 с.

14. Пархоменко, И.Т. История мировой и отечественной культуры / И.Т. Пархоменко, А.А. Радугин. – М.: Центр, 2002. – 320 с.

15. Попова, Т.В. Культурология / Т.В. Попова. – М.: Форум, 2015. – 256 с.

16. Садохин, А.П. История мировой культуры / А.П. Садохин. – М.: Юнити, 2010. – 975 с.

17. Толстикова, И.И. Мировая культура и искусство / И.И. Толстикова. – М.: Альфа-М, 2011. – 416 с.

18. Торосян, В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры /
В.Г. Торосян. – М.: Владос, 2005. – 736 с.

Тема 14. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Термины

Алтарь, ваганты, готика, грех, догмат, Евангелие, ересь, иудаизм, карнавал, католицизм, крационизм, куртуазность, литургия, маскарад, мистерия, монотеизм, религия, романский стиль, собор, таинства, теоцентризм, традиционализм, храм, христианство, церковь

Теоретические вопросы

1. Христианство – как система ценностей средневековой Европы. Христианская концепция мира и человека. Теоцентризм.

2. Отражение средневековой системы ценностей в устройстве христианского храма (западноевропейского и православного).

3. Социальная организация средневековой культуры: духовенство, феодалы и крестьяне. Образ жизни средневековых сословий. Рыцарство как культурное явление.

4. Облик средневекового города. Горожане и городские маргиналы. Смысл средневекового карнавала.

Практические задания

1. Найти примеры карнавальной культы в произведениях искусства (кино, литература, живопись и пр.).

2. Найти примеры карнавального обряда в современной культуре?

Учебная литература по теме

1. Грушевицкая Т.Г. Культурология / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. – М.: Юнити, 2010. – Глава 20.

2. Культурология / Н.Г. Кулинич, Е.Ю. Потапчук, В.И. Потапчук, Е.А. Мельничук. – Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2015 – Глава 9.

Дополнительная литература по теме

1. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса / М.М. Бахтин. – М.: Художественная литература, 1990. – 543 с.

2. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. – М.: Искусство, 1972. – 319 с.

3. Гуревич, А.Я. Проблемы средневековой народной культуры / А.Я. Гуревич. –
М.: Искусство, 1981. – 359 с.

4. Гуревич, А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства /
А.Я. Гуревич. – М.: Искусство, 1981. – 396 с.

5. Гриненко, Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры / Г.В. Гриненко. –
М.: Юрайт, 1998. – 669 с.

6. Даркевич, В.П. Народная культура Средневековья / В.П. Даркевич. – М.: Наука, 1992. – 288 с.

7. История мировой культуры (мировых цивилизаций) / под ред. Г.В. Драча. –
Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 533 с.

8. Культурология / под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 576 с.

9. Культурология. История мировой культуры / под ред. А.Н. Марковой. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 597 с.

10. Культурология. История мировой культуры / под ред. Т.Ф. Кузнецовой. –
М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 608 с.

11. Петрухинцев, Н.Н. ХХ лекций по истории мировой культуры / Н.Н. Петрухинцев. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 400 с.

12. Пархоменко, И.Т. История мировой и отечественной культуры / И.Т. Пархоменко, А.А. Радугин. – М.: Центр, 2002. – 320 с.

13. Попова, Т.В. Культурология / Т.В. Попова. – М.: Форум, 2015. – 256 с.

14. Садохин, А.П. История мировой культуры / А.П. Садохин. – М.: Юнити, 2010. – 975 с.

15. Толстикова, И.И. Мировая культура и искусство / И.И. Толстикова. – М.: Альфа-М, 2011. – 416 с.

16. Торосян, В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры /
В.Г. Торосян. – М.: Владос, 2005. – 736 с.

17. Хейзинга, Й. Осень средневековья / Й. Хейзинга. – М.: Наука, 1988. – 453 с.

 

Тема 15. КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Термины

Барокко, Возрождение, гуманизм, индивидуализм, интеллигенция, пантеизм, Ренессанс, Реформация, секуляризация

Теоретические вопросы

1. Предпосылки возникновения и особенности культуры эпохи Возрождения.

2. Система ценностей эпохи Возрождения. Антропоцентризм.

3. Обожествление человека в воззрениях гуманистов. Кризис гуманистического идеала и отражение его в культуре.

4. Значение Реформации в культуре Западной Европы.

Практические задания

1. Заполнить таблицу. Осуществить сравнительный анализ западноевропейской культуры средневековья и Возрождения. Найти общее и различия. Сделать выводы.

Табл. 2

 

Тип культуры Представления о Боге Представления о природе Представления о человеке Представления об обществе
Средневековая        
Возрождения        

Учебная литература по теме

1. Грушевицкая Т.Г. Культурология / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. – М.: Юнити, 2010. – Глава 23.

2. Культурология / Н.Г. Кулинич, Е.Ю. Потапчук, В.И. Потапчук, Е.А. Мельничук. – Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2015 – Глава 9.

Дополнительная литература по теме

1. Баткин, Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди / Л.М. Баткин. – М.: РГГУ, 1995. – 448 с.

2. Гриненко, Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры / Г.В. Гриненко. – М.: Юрайт, 1998. – 669 с.

3. Гуковский, М.А. Итальянское возрождение / М.А. Гуковский. – Л.: ЛГУ, 1990. – 624 с.

4. История мировой культуры (мировых цивилизаций) / под ред. Г.В. Драча. –
Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 533 с.

5. Культурология / под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 576 с.

6. Культурология. История мировой культуры / под ред. А.Н. Марковой. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 597 с.

7. Культурология. История мировой культуры / под ред. Т.Ф. Кузнецовой. –
М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 608 с.

8. Петрухинцев, Н.Н. ХХ лекций по истории мировой культуры / Н.Н. Петрухинцев. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 400 с.

9. Пархоменко, И.Т. История мировой и отечественной культуры / И.Т. Пархоменко, А.А. Радугин. – М.: Центр, 2002. – 320 с.

10. Попова, Т.В. Культурология / Т.В. Попова. – М.: Форум, 2015. – 256 с.

11. Садохин, А.П. История мировой культуры / А.П. Садохин. – М.: Юнити, 2010. – 975 с.

12. Толстикова, И.И. Мировая культура и искусство / И.И. Толстикова. – М.: Альфа-М, 2011. – 416 с.

13. Торосян, В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры /
В.Г. Торосян. – М.: Владос, 2005. – 736 с.

14. Фукс, Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса / Э. Фукс. – М.: Республика, 1993. – 511 с.

Тема 16. ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ

Термины

Инновации культурные, культурно-исторический тип, кризис ценностей, «осевое время», пассионарность, тип ценностей (чувственный (сенситивный), идеационный и идеалистический), традиция, ценность, эволюция

Теоретические вопросы

1. Понятие культурной динамики. Основные механизмы социокультурных изменений (традиции, новации, деградации и упадок, кризис, заимствования, диффузия и пр.).

2. Циклические теории развития культуры:

а) Дж. Вико о трех эпохах в существовании общества;

б) теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского;

в) теория «замкнутых культур» О. Шпенглера;

г) теория локальных цивилизаций А. Тойнби;

д) теория пассионарности Л.Н. Гумилева.

3. Линейно-стадиальная (Ж.А. Кондрсе, О. Конт, Г. Спенсер, Э. Тайлор,
Л. Морган и др.) и спиралевидная (К. Маркс) модели культурной динамики.

4. Ковариантный подход к объяснению социокультурных изменений
(К. Ясперс).

 

Практические задания

1. Приведите примеры архаичных, устаревших и живых традиций.

2. Какие культурные новации обнаруживаются в современной российской культуре?

3. Что является причиной возникновения культуры в теории О. Шпенглера?

4. Какова роль творческого меньшинства в существовании локальной цивилизации, по мнению А. Тойнби?

5. Что является основной движущей силой развития общества в теории пассионарности Л.Н. Гумилева?

Учебная литература по теме

1. Грушевицкая Т.Г. Культурология / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. – М.: Юнити, 2010. – Глава 7.

2. Культурология / Н.Г. Кулинич, Е.Ю. Потапчук, В.И. Потапчук, Е.А. Мельничук. – Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2015 – Глава 3.

Дополнительная литература по теме

1. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур / А.А. Белик. –
М.: Изд-во РГГУ, 1998. – 241 с.

2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. – М.: Институт русской цивилизации, 2008. – 816 с.

3. Дианова В.М. История культурологии / В.М. Дианова, Ю.Н. Солонин. – М.: Юрайт, 2013. – 461 с.

4. История культурологии / под ред. А.П. Огурцова. – М.: Гардарики, 2006. – 383 с.

5. Иконникова С.Н. История культурологических теорий / С.Н. Иконникова. – СПб.: Питер, 2005. – 474 с.

6. Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин. – СПб.: Лань, 2011. – 928 с.

7. Лотман Ю. М. Культура и взрыв / Ю.М. Лотман. – СПб.: Искусство-СПб, 2000. –
704 с.

8. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. – М.: Политиздат, 1992. – 543 с.

9. Теория культуры / под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. – СПб.: Питер, 2008. – 592 с.

10. Тойнби А. Исследование истории: возникновение, рост и распад цивилизации /
А. Тойнби. – М.: АСТ, 2012. – 672 с.

11. Философия культуры: становление и развитие / под ред. М.С. Кагана. – СПб.: Лань, 1998. – 443 с.

12. Флиер А.Я. Культурология для культурологов / А.Я. Флиер. – М.: Академический проект, 2000. – 496 с.

13. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма. – М.: АСТ, 2004. –
588 с.

14. Шпенглер О. Закат Европы / О. Шпенглер. – М.: Мысль, 1998. – Т. 1. – 663 с. – Т. 2. – 606 с.


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!