Никто не забыт и ничто не забыто.



Гр. Э-119

План работы

1..Ответить на вопросы теста по творчеству М. А. Шолохова

 (1 вариант – Мазур А., Невгадайлова А., Вечеркина Д., Ган Н.

2. вариант Давтян Т., Чуприк П., Неживова А. , Мажарова А., Писарева Ю.

2.Изучить и кратко законспектировать материалы лекции

Тема: Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны  и первых послевоенных лет

Русский писатель всегда имел право говорить от имени народа – говорить «мы», поскольку в годину самых тяжёлых испытаний был даже не вместе с народом – был его частью. А сколько тех, кто ни в каких писательских организациях не состоял и прямо из окопа пришёл в литературу.

Одни, как К.Симонов, А.Твардовский, М.Шолохов, были «военкорами» – военными корреспондентами на передовой. Другие прошли эту войну солдатами, офицерами, политработниками и среди них прозаики В.Астафьев, Г.Бакланов, В.Богомолов, Ю.Бондарев, Б.Васильев, В.Некрасов, А.Солженицын, поэты Б.Окуджава, Д.Самойлов, Б. Слуцкий, А.Тарковский и многие другие. 1215 литераторов ушли на фронт, каждый третий погиб. Среди них А.Гайдар, Евг. Петров, Ю.Крымов, В.Ставский, И.Уткин, А. Лебедев, Г.Суворов.

Священная война, начавшаяся в июне 1941 года, выдвинула перед литературой новые задачи, на которые сразу же откликнулись писатели страны. Гремели пушки, но музы не молчали – война вызвала к жизни мощное искусство.


У каждого поэта есть провинция,

Она ему ошибки и грехи,

Все мелкие обиды и провинности

Прощает за правдивые стихи.

И у меня есть также неизменная,

На карту не внесённая, одна,

Суровая моя и откровенная

Далёкая провинция- Война…

С.Гудзенко)

 


Художники слова активно работали во фронтовой и центральной печати, освещая ход драматических событий и поднимая боевой дух народа.

В начале войны главенствующее положение в литературе заняли наиболее мобильные и оперативные жанры, доносившие до народа самые главные и искренние слова: публицистика, песня, очерк, короткий рассказ, лирическое стихотворение.

Поэт Алексей Сурков  обозначил направление поэзии того грозного времени: « У нас сейчас должны появиться такие стихи, которым не аплодируют. Это стихи, от которых сжимаются кулаки, стихи, от которых хочется плакать и зубами скрежетать…»

Основной мотив военной лирики, душевный настрой людей в годы войны, удачно выразил Александр Межиров в стихотворении «Музыка»:


Какая музыка была!

Какая музыка играла,

Когда и души и тела

Война проклятая попрала.

Какая музыка во всём,

Всем и для всех - не по ранжиру.

Осилим… . Выстоим… .Спасём…

Ах, не до жиру - быть бы живу…


Эта трагическая «музыка», а проще говоря, ощущение священного смысла войны, всеобщего равенства людей в тылу и на фронте перед лицом общей беды, были прекрасно выражены в сборниках бывшего санинструктора Ю.Друниной, участника обороны Ленинграда М.Дудина, фронтовика М.Луконина, танкиста С.Орлова.

Я только раз видала рукопашный.

Раз наяву - и сотни раз во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Ю.Друнина)

Именно в стихах, в высокой эмоциональной речи выразилась необычайная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на борьбу народом.

Стихи взывали с плакатов, их можно было увидеть на спичечном коробке и на обёртке концентратов, они мелькали на броне танков, мчавшихся в атаку, падали дождём листовок из самолётного люка, пронизывали собой радиоэфир и стремились уместиться на газетной полосе рядом со сводкой Информбюро.

Изначально преобладали малые поэтические жанры: лирическая и походная песня, рифмованный лозунг, стихотворный репортаж, басня, сатирическая сказка и т.п. Некоторые песни поднимались до широких эпических обобщений и подлинно всенародного звучания.

В годы войны было написано множество лирических стихов, ставших широко известными песнями. Всеобщей любовью пользовались песни М.Исаковского («Огонёк», «В прифронтовом лесу»), А.Фатьянова («Давно мы дома не были»), А.Чуркина («Вечер на рейде»), А.Жарова («Заветный камень»).

Большой популярностью пользовалась «Землянка» А.Суркова, первоначально называвшаяся просто «Песенкой». Положенная на музыку композитором К.Листовым, она приобрела огромную популярность, обошла все фронты Великой Отечественной войны, её переписывали, посылали в письмах.

Рефрен стихотворения К.Симонова «Жди меня» стал символом верности разъединённых войной любящих сердец.

В годы войны было создано много стихотворений о Родине, стихотворений-воспоминаний о родных местах. Ощущение России в годы войны сделалось многостороннее и глубже. Даже попадая в тяжелейшие условия, писатели оказывались достойными сыновьями Отчизны.

Жанр поэмы

Жанр поэмы, как и другие литературные жанры, пережил за годы войны заметную эволюцию.

Виды поэм:

  1. Поэмы-репортажи
  2. Поэмы- баллады («Киров с нами» Н. Тихонов)
  3. Лирические поэмы («Зоя» М. Алигер)
  4. Поэмы-эпитафии («Сын» П.Антокольский)
  5. Философские поэмы («Пулковский меридиан» В.Инбер)
  6. Эпические поэмы («Твой путь» О.Берггольц)

Именно Ольге Берггольц принадлежат слова, высеченные на обелисках, памятниках погибшим:

Но знай, внимающий этим камням:

Никто не забыт и ничто не забыто.

Публицистика этого периода

Публицистика – это жанр, в котором информация о событиях напрямую сопряжена с оценочностью и эмоциональностью, нередко с выполнением литературой внехудожественных, социально-политических функций, с прямым вмешательством в историю.

  1. Особенность публицистического слова Ильи Григорьевича Эренбурга
  2. Нравственно-философский аспект событий Алексея Николаевича Толстого
  3. Трагически напряжённые репортажи Василия Гроссмана
  4. Радиопублицистика блокадного Ленинграда Ольги Берггольц

Путь литературы от полёта стиха к поступи прозы, от поэзии или «лирики в прозе» (публицистики) к аналитическому исследованию характеров и многоплановому изображению войны был достаточно сложным.

Прозаические жанры

Прозаические жанры (рассказ, повесть, роман) развивались примерно так же, как и поэтические. Сначала преобладали малые формы – рассказ и небольшая повесть. К концу войны авторы создают крупные повести и романы. Нередко рассказы (а порой и повести) были тесно связаны с очерком, публицистикой, строились на документальной основе.                 

В 1943 году появилась полудокументальная повесть Александра Бека «Волоколамское шоссе» о боях под Москвой дивизии генерала Ивана Панфилова.

Подлинными шедеврами прозы военных лет стали, безусловно, романы «Молодая гвардия» (1-я ред. 1945) А.А.Фадеева, «В окопах Сталинграда» (1946) В.П.Некрасова и незавершённый роман М.А.Шолохова «Они сражались за Родину» (начат в 1943).

Из впечатлений военных лет вырос позднее и эпический рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека».

Во время войны и в первые послевоенные годы появились произведения, авторы которых, преодолевая очерковость и публицистичность, стремились подняться до художественного осмысления событий, очевидцами или хотя бы современниками которых они были.

И здесь наметился исток трёх потоков, которые, взаимодействуя, образовали в русской литературе ХХ века мощное течение так называемой «военной прозы».

                                 Потоки «военной прозы»

Первый поток – произведения художественно-документальные, в центре внимания которых были реальные исторические лица или события: подвиг героев-панфиловцев, переданный от лица реального участника – бойца Момыш-Улы, в повести А.Бека «Волоколамское шоссе»; история молодёжного подполья в небольшом шахтёрском городе Краснодоне, воспетая А.Фадеевым в романе «Молодая гвардия; повествование о драматической судьбе лётчика А.Маресьева, потерявшего обе ноги и ценою невероятных усилий всё-таки вернувшегося в боевой строй, в «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого; история прошедшего немецкий плен офицера, изложенная в рассказе М.Шолохова «Наука ненависти».

Позднее, в годы оттепели, когда расширились границы разрешённого в литературе, открылись многие архивы, получили слово непосредственные участники прежде замалчиваемых событий, поток художественно-документальной прозы стал одним из магистральных в литературе о войне. В произведениях данного ряда особенно подкупала достоверность, стремление авторов к правде, дефицит которой так остро переживался в предшествующие годы.

  Второй поток - героико-эпические произведения, воспевавшие подвиг народа и осмыслявшие масштабы разразившихся событий. Здесь недосягаемым для прозаиков образцом стала поэма А.Твардовского «Василий Тёркин» – подлинный эпос Великой Отечественной.

Писатели исследовали те стороны национального характера, которые позволили выстоять русскому солдату плечом к плечу с солдатами других национальностей в самые сложные периоды войны. Характеры большинства героев этих произведений – характеры цельные, уже сложившиеся, они не развиваются, а раскрываются, проявляют лучшие черты в тяжелейшие моменты военных испытаний.

Подлинный расцвет героико-эпических произведений о войне также наступит во второй половине 50-х годов, когда выйдут монументальные художественные полотна К.Симонова «Живые и мёртвые» (1959-1971) и В.Гроссмана «Жизнь и судьба» (1960).Сами названия этих произведений говорят о том, на чьи традиции опирались их авторы – опыт Л.Н.Толстого и его эпопеи «Война и мир» оказался особенно актуальным для писателей, стремящихся сочетать панорамный взгляд на крупные исторические события с вниманием к судьбе отдельной личности.

       Третий поток батальонной прозы был связан со стремлением писателей показать судьбу отдельного человека в нечеловеческих условиях войны, посмотреть на неё не глазами историка и не всевидящим оком писателя-эпика, но глазами простого солдата, офицера. Такой взгляд позволял рассмотреть детали, недоступные для авторов широких эпических полотен, ставить самые смелые, порой трудноразрешимые нравственные проблемы и вопросы. Мысль о том, что война не только раскрывает сущностные черты личности, но и формирует их, закаляет волю человека- важнейшая для произведений этого ряда. Настоящим открытием в литературе о войне стала повесть писателя-фронтовика Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда».

Литературная практика последующих лет доказала нерасторжимость двух основных подходов к теме Великой Отечественной войны: локального и масштабного. В самом локальном изображении всенародной, священной войны, если оно исторически верно и одухотворено теплотой патриотизма художника, непременно проступает эпическое начало, связанное с темой защиты Родины, которая живёт в сердце её защитника, будь то Андрей Соколов или Саня Малешкин, генерал Серпилин или лейтенант Кузнецов.

Военная проза, сыграв исключительно плодотворную роль в 60-70-х годах, в 80-е годы стала уступать позиции. К тому времени в этой тематике сложились свои сюжетно-композиционные стереотипы, ощущалась потребность в стилевом обновлении.

Новый виток в развитии военной темы связан с публикациями совсем недавнего прошлого, среди которых выделяются романы В.Астафьева «Прокляты и убиты» и Г.Владимова «Генерал и его армия».  

Драматургиятоже не оставалась в стороне. В самые первые недели войны были созданы агитбригады и фронтовые «театры на колёсах», которые в воинских частях, на кораблях, в госпиталях и непосредственно на переднем крае поставили немало «агит-пьес», как правило, сатирических, высмеивавших захватчиков, или лукаво-шутливых и лирических. Эти небольшие спектакли имели огромный успех у зрителей, Однако они не могли заменить собой потребность в широкомасштабной драматургии, ставящей крупные нравственно-философские проблемы современности, показывающей героизм советских людей на фронте.

Богатый гражданский опыт литературы периода Великой Отечественной войны оказал заметное влияние на все последующее литературное развитие. Это выразилось в послевоенной литературе не только в том, что художники слова постоянно обращались к теме Великой Отечественной войны, раскрывая всё новые и новые аспекты, вызывая из небытия имена неизвестных героев, освещая множество героических событий, сохранившихся в народной памяти, но и более широко.


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 61; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!