Работа в тетради. Запись выводов.



1. «Каждый ожил, переродился», - следовательно, революция – это жизнь. Доктор, а вместе с ним автор, ожидают нового в жизни России, в русской судьбе и в своей собственной судьбе.

2. Так же, как не имеет объяснения существование жизни, вселенной, не имеет объяснения и революция – это «стихия свободной стихии». Герой понимает гениальность этого события, в нем есть что-то сродни рождению гениального человека.

3.Потом взгляд меняется. За трескучие фразы пролились «моря крови». Цель – переделка жизни, но как можно её переделать, когда она – самоценное и саморазвивающееся понятие. Всякая переделка только убивает жизнь.

4. Изначально творчество и революция равноценны, то есть стихийны, не поддаются изучению, измерению. Но то, во что превращают революцию, вступает в противоречие с творчеством. Живаго – поэт и творческий врач, часто действует интуитивно, то есть так, как не может разум.

5. А кругом с него требуют плана, объяснения, схемы, мертвечины. Вступают в противоречие жизнь, стихия и схема, «полёта вольное упорство» и «казенная землемерша» - смерть. Отсюда ощущение своей ненужности.

Заключительное слово учителя.

Размышления и рассуждения о революции в романе доказывают, что это не «праздник угнетённых», а тяжкая и кровавая полоса в истории нашей страны. «Доктор вспомнил недавно минувшую осень, расстрел мятежников…Изуверства белых и красных соперничали по жестокости…От крови тошнило, она подступала к горлу и бросалась в голову, ею заплывали глаза».

Вероятно, революция была неизбежна, иного в стране не было давно. Не потому ли в день Октябрьского переворота многие интеллигенты восприняли её восторженно, как выход из мира лжи и тунеядства, разврата и лицемерия. Тесть Живаго говорит ему: «Помнишь ночь, когда ты принес листок с первыми декретами…это было неслыханно безоговорочно. Эта прямолинейность покоряла. Но такие вещи живут в первоначальной чистоте в головах их создателей, и то только в первый день провозглашения. Иезуитство политики на другой же день выворачивает их наизнанку. Эта философия чужда мне. Эта власть против нас. У меня не спрашивали согласия на эту ломку». Писатель убеждает нас в том, что интеллигенция в 20-е годы могла «колебаться» только в сторону неприятия революции.

Житейский дискомфорт иссушает Живаго, жестокость разгулявшейся красной партизанщины отталкивает его, причем отталкивает и жестокость белых. Отталкивает равнодушие новой власти к культуре. Революция, гражданская война развязала «звериные инстинкты», «общипала догола государство». Пренебрежение законностью, культ насилия, моральное одичание – всё идет оттуда. Критически вглядываясь в происходящее, Живаго видит, что революционным переменам сопутствует пренебрежение духовными ценностями человека во имя материального равенства, растёт владычество фразы, утрачивается вера в собственное мнение.

Живаго – образ интеллигенции – умирает в атмосфере «отсутствия воздуха». На протяжении всего романа разразившаяся в стране революция будет постепенно «хоронить» Живаго. «Поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем, жизнь потеряла смысл».

  История может позволить себе откладывать приход к истине, счастью, У неё в запасе бесконечность, а у людей определенный срок – жизнь. Среди сумятицы человек призван проориентировать себя прямо на настоящее, в безусловных ценностях. Они ведь просты: любовь, осмысленный труд, красота природы, свободная мысль.

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 45; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!