Глава.Бредни о социальном устройстве



«у Локка объединяясь в общество, отказываются лишь от права защищаться каждый по-своему, упрочивая остальные права»[125]

Глава.Бредни о государстве

«Локка теория либерального конституционализма, общество и государство из естественного права по здравому смыслу – все люди равны, независимы, значит никто не должен чинить ущерба жизни, здоровью, свободе, имуществу других. Следовательно «естественные права» на: жизнь, свободу, собственность, защиту их, основа общественного «договора» - здравый смысл. Государства законодательная, исполнительная власть. Пределы власти государства устанавливают права граждан, защите которых оно создано, потому граждан право восставать против власти, действующей против начальных целей»[126]

Глава.Бредни о науке

1704

«у Локка (1632–1704) идеи – объект исследования чело»[127]

«века из опыта, потому опыт – неодолимый предел всякого возможного познания»[128]

Глава.Теория науки

1716

«в рационализме лишь от разума истинное знание у Декарта, Спинозы, Лейбница»[129]

Глава.Философия

«Ламетри (1709–1751): «пишет философ – учит материализму»»[130]

Глава.Антропология

«у Ламетри тело человека – машина, сама заводит пружины, её движа»[131]

Глава.Психология

«у Ламетри человек мыслит, совершает нравственные поступки по способу настройки машины»[132]

Глава.Этика

у Ламетри человек от природы вероломное, хитрое, коварное животное, рождается злым, звал подчиняться нашим ощущениям, стремиться сделать их приятными, приятней сладострастие.»[133]

Глава.Религия

«у Ламетри душа человека – мыслящее начало, все способности души, состояния лишь от особенностей устройства тела, потому тождественны устройству, «мир несчастлив до атеизма».»[134]

«в культе разума просветителей религиозная терпимость,»[135]

«отказ от догматических метафизических систем, не проверяемых»[136]

«у Беркли вещи существуют, ибо всё воспринимает, упорядочивает Бог – приближает к объективному идеализму»[137]

Глава.Общая догма

1753

«у Беркли (1685–1753) все неединичные, абстрактные понятия, мыслимые обозначению общего, ложны, невозможны, значит отказаться от понятий материи, субстанции, причинности, потому отказаться от материализма»[138]

Глава.Психология

1753

«у Беркли существует лишь человеком воспринимаемое или представляемое, человек существует лишь если его воспринимают, знаем лишь свои ощущения – вещи в субъективном идеализме. Если всё – ощущения, то мир в нас»[139]

«Ощущение и чувствительность у Дидро – всеобщие свойства материи, мышление – развитая форма чувствительности материи, сознание – свойство высокоорганизованной материи»[140]

Глава.Религия

«Гольбаха (172 –1789) «Система природы» - «библия атеистического материализма». За пределами природы ничего. предполагаемые существа над природой – лишь химеры. Нет души, отделённой от тела, от невежества о природе придумал богов помощи»[141]

«освободиться от суеверий. Дени Дидро (1713–1784) духовное – естественная религия на вере в природу, нет Бога – конструктора, распорядителя, отличного от природы, нет души вне тела. У Вольтера (1694–1778) Бог – великий инженер, задумавший, создавший, отладивший систему мироздания, лишь создал физический миропорядок, у деиста религия в поклонении Богу как справедливости, культ – творить добро, теория – быть послушным Богу, существование Бога – вопрос здравого смысла, результат работы разума. от всех религий – лишь суеверий, одни несчастья, люди не знают кто Бог, душа»[142]

Глава.Часовое дело

«у Вольтера если есть часы, обязательно и часовщик»[143]

Глава.Физика

«у Дидро мир – лишь материя в движе, ибо материи внутренний источник движа в себе, являемом перемещением тела в пространстве, у Вольтера мир подобен изумительному, великолепному механизму,»[144]

Глава.Историография

«у Вольтера история – дело людей»[145]

Глава.Этика

«у Дидро в основе нравственного поведения – стремление к счастью, у Вольтера от присвоения Божественного права всезнания нетерпимость, зовёт быть терпимыми, ибо все слабы, непоследовательны, непостояны, заблуждаясь. У Гольбаха стремиться к знанию, счастью, постигая законы природы»[146]

Глава.Политология

«у Вольтера принцип естественного»[147]

«право человека – не делай никому чего не хочешь себе, при таком абсурдна ситуация, когда один человек говорит другому: «Верь в то, во что верю я, иначе ты умрешь». У Вольтера право на нетерпимости дико, нелепо. Всех неотъемлемы права на свободу мысли, возможность свободной критики. Эти идеи – основа теории демократии»[148]

«просвещение – большой идеологический движ, сложился в разных странах, верит в человека разум, обеспечивающий прогресс человечества. Культ Разума у просветителей с защитой научного, технического познания – орудий преобразования мира, жизни человека, неотъемлемых естественных прав человека и гражданина, этической терпимостью»[149]

«борьба против сословных привилегий, тирании»[150]

Глава.Антропология

у гольбаха человек – творение природы, подчиняющееся её законам, должен надеяться лишь на природу, себя»[151]

Глава.Естествознание

«у гольбаха в природе могут существовать только естественные причины и следствия».»[152]

Глава.Психология

«у гольбаха за природу не выйдет даже в мыслях»[153]

 «Канта: «имей мужество пользовать свой ум» - девиз эпохи просвещения»[154]

«У Канта предмет теоретической философии – исследование познавательной деятельности, установление законов человеческого разума, его границ. Канта задача – критический анализ познавательных способностей человека выяснению их природы, возможности. Мир, данный сознанию (мир как явление), упорядочен (мир, данный на опыте, дан как связанное целое) от природы сознания. Человек видит мир упорядоченным не ибо сознание проникает в логику вещей (порядок вещей полно непознаваем), а ибо оно структурирует. Кант не может объяснить как сознание познает вещи (как оно из явлений, данных на опыте, проникает в»[155]

«суть вещей, познающий подстраивает познаваемый объект под свою «логику», знания содержательно из формы, в которых люди воспринимают данную на опыте информацию, присущи человеческому сознанию, - его неотъемлемые свойства. Люди видят мир одинаково, ибо сознание у всех устроено одинаково. в «априорных формах сознания» сознание воспринимает реальность (структуры, в которые оно структурирует данную на опыте информацию), внеопытны. Мир данный человеческому сознанию – феноменальный (феномен – «вещь для нас») Ноумены действуют на органы чувств, вызывая ощущения, представления – являющиеся феномены. Способ применения человеческого разума теоретический – разум, регулирующий познавательную деятельность»[156]

Глава.Догма науки

«у Канта Занимается формой (структурой) знания, ибо эта форма внеопытна (априорна) «трансцендентальная философия». В науке лишь явления, порядок вещей, данные человеческому сознанию. Знание из опыта – объективное знание по познавательным способностям»[157]

Глава.Общая догма

«у Канта мир сам по себе – ноуменальный (ноумен – «вещь в себе»), данный на опыте – не произвольный набор феноменов»[158]

Глава.Религия

«у Канта вещи сами по себе не познаваемы и в мире трансцендентного»[159]

Глава.Этика

«у Канта способ применения человеческого разума практический – разум обуславливает моральное поведение, в приоритете»[160]

«Разума практического всегда достаточно составлению представления о добре, зле, понять, что в ситуации лучше. От свободы мораль. Если б человек сначала несвободен, нет б выбора, оценивать его поступки как «хорошие» или «плохие» бессмысленно. Совершая поступок, человек руководствуется императивами (общезначимые правила), категорический императив - «Поступай так чтобы максима твоей воли могла иметь силу принципа всеобщего законодательства» - действовать всегда осознанно по велениям разума, полагать что именно такие действия лучше и что так поступай все – мир б максимально хорош – моральный мотив, все остальные неморальны»[161]

Глава.Бредни о науке

Кант

«Теоретического разума непрерывна бесконечна борьба с ещё непознанным, потому возможности его ограничены»[162]

Глава.Психология

Кант

«Бесполезно пытаться доказать аргументом наличие свободы у человека, ибо свобода – «ноумен». В постановке целей поступков, попытках их осуществить человек свободен. Люди мыслят свободу, должны совершать поступки от факта наличия свободы»[163]

Гегель

«Дух – чистая мысль, мышление, потому всё – разум (панлогизм), бесконечное, самодвижущее мышление, значит сущее познаваемо. Познавая мир, люди повторяют последовательность шагов абсолютного духа, создавая его. Порядок, структура мышления – по устройству мира, объективной реальности. Отсюда «все разумное действительно, все действительное разумно».»[164]

Глава.Психология

Гегель

«Когда человек рождается, он потенциален. Взросление – поиск своей сути, самопознание, человек познается в действии, взаимодействуя с действительностью, самопознание требует наличие «другого»»[165]

Глава.Естествознание

Гегель

«в природе дух от своей сути отчужден, потому это смерть. Природа не развивается, материальное не из внутреннего источника движа, развивается не материя»[166]

Глава.Социология

Гегель

«Формы объективного духа: семья, общество»[167]

Глава.Теория государства

Гегель

«государство – высшая форма самореализации объективного духа»[168]

Глава.Искусство

Гегель

«Абсолютный дух – высшая явка духа, форма: в искусстве дух познается чувственным созерцанием»[169]

Глава.Религия

Мир гегеля – активность субъекта (абсолютного, первоначала), конкретный человек – явка, момент существования его. Суть духа – абсолютная свобода, чистая активность, деятельность, бесконечное, само собой правящее становление»[170]

«Становление Абсолютного духа – самопознание, дающее ему свободу, познанию себя нужно иное. Абсолютный дух творит мир – его «зеркало» познанию себя. Формы существования Абсолюта: Абсолютная Идея, дух «в себе» - уже то что он есть – пустая схема, мысль, не во внешнем, дух рожает мир как свое инобытие, Дух – на пути к обретению себя, к истинному самопознанию. Формы (этапы) самопознания духа: Субъективный дух – дух, как осуществляется в конкретном человеке. В форме единичного сознания дух полно несамопознан, несвободен. Объективный дух, – дух как в социуме. Абсолютного духа форма – в религии дух познается представлением»[171]

«в философии дух познается чистым понятием – высшая ступень развития духа. Здесь соединение начала абсолютной идеи с её концом»[172]

«Конта стадия интеллектуальной эволюции человечества: Теологическая – разум – младенец, не решит и простейшие научные проблемы, стремится приобрести знания о сути мира, полагая, возможном – рассматривают явления окружающей реальности, объясняя их по аналогии с собственными»[173]

оттого запретна аналогия

«действиями. Происходящие в природе человек вяжет с деятельностью сверхъестественных существ, во многом подобных людям, неизмеримо превосходящих. Собирая достаточное количество фактов и постигая свои реальные возможности, человек убеждается в нелепости теологических представлений и переходит на метафизическую (абстрактную) стадию, стремясь достичь абсолютное знание о первых началах всего сущего, вместо сверхъестественных сущностей абстрактные силы, недостаточное внимая наблюдениям, интересней умозрительна аргументация, почти без фактов»[174]

«душа человека бессмертна» бессмысленно, ибо не проверяемы на соответствие факту»[175]

Шопенгауэр

«Воля - «ненасытное слепое влечение, темный глухой порыв», голодная, жестокая, постоянно поглощающаяся, потому весь мир – лишь юдоль скорби, страданий, к человеку зла, человеческая жизнь бессмысленна, бесполезна, полна болью, страхом. Счастье – лишь освобождение от страданий, за которым новое страдание либо скука. Сильные страдания от желаний, потому задача человека – приглушить в себе явку мировой воли, избавиться от желаний»[176]

«сопереживанием окружающим, не причиняя зла, умеренностью, душу успокаивающую, гасящую рациональные искания человека, творчеством, поток мировой воли приостанавливающий, выход из постоянных страданий – апология самоубийства»[177]

«у Фейербаха человек создаёт Бога, дума о Боге, – самоосознание человека. Бог – зеркало человека. Человек отстраняет от себя свои качества, надежды, желания, формируя свою божественность, потому каков человек, таков его Бог. божественность – лишь человек, вместо Бога человек, раньше любили Бога, теперь надо человека. Суть нового гуманизма – «не верующие люди, а думающие, не молящиеся, а работающие, не стремящиеся в занебесье, а изучающие мир посюсторонний, не христиане – полуживотные и полуангелы, а люди во»[178]

«всей полноте». Духовное начало неотдельно от телесного, а стороны организма. В единстве тело цело – суть человеческой личности. Задача человека – традиционную религию сменить религией любви людей к друг другу»[179]

Глава.Теория науки

 «Позитивизм (30–70 гг.) – Конт, Ст. Миль, Спенсер. Во второй половине ХIХ в. позитивизм, истинное знание от конкретных, частных наук. Позитивизм – философия, ориентированная на науку, все проблемы решит разум – научный разум и от него техника. Конт (1798–1857) «Курс позитивной философии».»[180]

«Шопенгауэр (1788–1860) – реальна лишь во всем течении событий Вселенной определяющая всё в мире бессознательная мировая воля, рационально не исследуемая. Мир – его представление. Потому всё знаемое – лишь представление. Человек знает лишь глаз, взирающий на солнце, руку, трогающую землю. Пространство, время – формы мира представления. «вещи в себе» познаваемы, иррациональны, ибо воля в основе мира. Первый и важнейший вид знания – интуиция – истинно совершенна, свободна от всякого отношения к практике, интересам воли»[181]

Глава.История «философии»

«позитивизм за философию как особую науку, метафизика – умозрительная философия бытия (онтологию,гносеологию)»[182]

Глава.Бредни о науке

Позитивисты

«критерий истины – согласие исследователей»[183]

Глава.Общая догма

«у Фейербаха глубже тайны скрыты в простейших естественных вещах вне спекулятивных рассуждений идеалистов»[184]

Глава.Естествознание

«Фейербаху философия – наука о в её всеобщности действительности – природы, потому философии следует вернуться к природе – «храму мозга».»[185]

Глава.Психология

«Факт у позитивистов ощущения, переживания – состояния сознания»[186]

«у Фейербаха идеализм не приемлем, ибо устранил из поля зрения философии конкретного человека с его чувствами, требами»[187]

Глава.Социальная философия

Фейербах

«Смысл жизни – стремление к счастью»[188]

Глава.Религия

Ницше

Слабые в группах борются за равенство, справедливость, придумали религию, мораль манипуляции людьми. Бога быть не может, мы убили. Когда-то людям нужна идея Бога, теперь должен учиться жить самостоятельно»[189]

Глава.Социология

Ницше

«ценности общества создаёт народ – чужие, заимствованные, а должны быть личности творением, ломая существующие, легко может убедиться, что ценностей нет, сильный внутренне здоровый человек - «сверхчеловек», сам творит свои ценности»[190]

Глава.Социальная психология

«Фридрих Ницше (1844–1900) мировая воля – жизнь. Жизнь с страданиями, страхом, болью, сильный человек должен любить»[191]

«сверхчеловек должен стать свободным, отделившись от толпы. Стадии развития человеческого духа на пути к свободе: Верблюд – стремится взвалить на себя всё трудное, исполнив – выносливый дух, хочет чтоб его навьючили, склонён пред авторитетами, Лев бунтует против существующих ценностей, уходит в пустыню, сражаясь с золотым драконом с на каждой чешуйке написанным «ты должен», Лев говорит «я хочу», Ребёнок – дух стал созидающ, должен забыть все, творит новый мир, играя. Любовь к ближнему – стадное чувство, заставляет слабых объединяться, поддерживать друг друга, чтоб не бояться. Сострадая, люди лишь проявляют свою извращенную чувственность: человеку нравится жалеть, смотреть на страдания. На идеал человеческих отношений – дружбу способны лишь мужчины, сильные личности. В дружбе меж людьми всегда расстояние, любовь на душевной близости. Друг тебе не ближний. Требует любить дальнего. Человека не за что любить, он жалок, любить можно лишь образ того кем б мог стать, мечту о будущем, предвкушение, сверхчеловека»[192]

т. е. стать бабой

«Надо преодолеть человека – промежуток животного и сверхчеловека»[193]

«Сильные умеют приказать себе, потому приказать другим, друг к другу такие снисходительны, сдержанны, горды и дружелюбны, к слабым немного лучше необузданных зверей, свободны от моральных рамок, руководятся инстинктами. Сверхчеловек физически совершенен, высоки моральны, интеллектуальны качества»[194]

Глава.Политология

Ницше

«Жизнь, человек, стремятся к власти. Во всех человеческих явках - «воля к власти». Право: сильного, на власть должен руководствоваться подлинный человек во всём, необязательно грубом подчиняя, насилуя, а и на авторитете»[195]

Глава.Этика

Ницше

«человеческие добродетели из их страстей»[196]

Глава.Антропология

Ницше

«в природе естественное неравенство людей от различий жизненных сил, уровня «воли»[197]

«к власти».»[198]

Глава.История «философии»

«конец ХIХ-начало ХХ вв. - «серебряный век» русской философии»[199]

Глава.Религия

«Владимир Соловьев (1853–1900) – мир полно одухотворен, материя не противоположна духу, человек усилиями воли мог б действовать на вещи. Мир – отчасти планируемый создать Богом, потерял свою божественность, потому смотря на мир, может увидеть механизм, живое одухотворенное целое – Софию, мир в замысле Бога»[200]

«Бесформенному ничто Бог даёт прекрасный образ, потому творение мира – идеализирование. «Эйдос» мира нерационален. София – личность, к Богу пассивна, значит женщина, мир не достроен, в нём правит сила дробления, распада, смерти, духовное начало соединения, «Всеединства». Мир - «всеединство в становлении». Бердяева (1874–1948) философия – учение о духе, человека существовании, может раскрывающее и смысл бытия – экзистенциально – персоналистическая, дух – свобода, творческий акт, личность, общение, любовь, примат свободы над бытием. Бытие вторично, есть уже детерминация», человек – союз земного, божественного, ма-»[201]

«териального и божественного, низшего и высшего миров. Природная суть человека включает его в цепь мировой нужды, потому ограничен, человек равновелик творцу, микрокосм, микротеос («малый Бог»). Тайна творчества – тайна свободы добытийственной из первичного хаоса, потому Бог над ней без власти, сняв ответственность Бога за зло (теодицея). Бог создал человека и ждет от него ответного акта творчества, потому продолжения созидания Бога богочеловеком»»[202]

Федоров

«природа, Бог, человек взаимосвязаны, взаимовлияют и взаимодополняют, обмениваются энергией, в основе един мировой дух»[203]

Глава.Психология

Мах

«принцип познания – принцип «экономии мышления», ведущий лишь к субъективному идеализму, ибо экономней мыслить, что существую лишь я и мои ощущения», мир – опыт в ощущениях, познаёт языком ощущений»[204]

Соловьёв

«любящий видит возлюбленного каким стал б, может досотворить любимого, приблизить его к божественному образцу, пока в мире лишь половинки, совершенный человек лишь должен явиться. В любви люди должны дать друг другу божественное значение, преодолеть эгоизм, создать индивидуальностью»[205]

Бердяев

«Свобода человека – свобода духа, воли, сознания, созидающая, творящая, позволяющая человеку раскрыть смысл своего бытия, творчество – переход из небытия в бытие, выход за мир «объективации» с нуждой в мир «трансценденции» - мир свободы»[206]

Федоров

«страшнейшее зло – смерть. Люди разобщённые бессильны пред смертью»[207]

Глава.Социальная философия

Соловьёв

«Человек создан чтоб досотворить мир любовью»[208]

Бердяев

«человека предназначение - «соучастие» с Богом в создании мира»[209]

Глава.Психофилософия

Соловьёв

«любовь чтоб соединить две несовершенных индивидуальности, создать совершенную личность»[210]

Глава.История «философии»

«Федорова (1828– 1903) задача философии – превращение знаний в проект о лучшем мире»[211]

Глава.Социальная философия

Федоров

«от философии человек может найти смысл жизни, цель существования мира, следовать им»[212]

Глава.Медицина

Федоров

«человечество найдет способы воспроизводства жизни, «воскрешения отцов», достигнув бессмертия, всеобщее братство людей космическое, торжество нравственных законов над законами природы»[213]

Глава.Теория науки

 «Эмпириокритицизм (конец ХIХ в.) – Мах, Авенариус»[214]

«на позитивной (научной) стадии стремится познать все явления философия, применимая к любым объектам человеческого знания, содержит важнейшие результаты основных наук, рассматривает лишь общей методы их. Теория критики опыта чистке опыта от метафизики – эмпириокритицизм (махизм) Маха (1838–1916) – двигал идеал «чисто описательной» науки. От понятий материя, субстанция, необходимость, причинность избавиться»[215]

«объяснительную часть науки сменить чисто описательной функцией»[216]

«Неопозитивизм с середины 20-х ХХ в. – Шлик, Карнап, Витгенштейн, Рассел»[217]

«в неопозитивизме научное познание – логические конструкции на чувственных данных. Знание о мире дают лишь конкретные науки. Всякое знание – о данном человеку в чувственном восприятии, знаемое абсолютно достоверно, все функции знания – описание. Любые теоретические положения должно проверить на содержание научного знания. Шлик - «философия – деятельность по прояснению научных понятий», выяснению теория научна ли надо искать факты, её подтверждающие»[218]

«Поппер (1902–1994) если система опровергаема опытом, значит столкнулась с реальным положением дел, говоря о мире, потому научность в способности опровергаться опытом, познание с проблемы, о которой догадка, предположение, теория, её опровергая, уточняется, строится новая теория на одном факте, предыдущей теории, эмпирические знания могут влиять на факты. Наука дает рациональные знания о мире. Ученый должен свободно мыслить, критически относиться к существующим теориям, поступать рационально»[219]

Глава.Логика

«Шлик – философии задача – логический анализ и прояснение положений науки, в науке эмпирические знания, теоретические, верифицируемы, - логика, математика, остальное устранить из науки – и метафизику»[220]

Глава.История «философии»

«Неопозитивизм (логический эмпиризм). М. Шлик, О. Нейрат, Р. Карнап в 20-х ХХ в. «Венский кружок», философски интерпретируя науки открытия, научный подход нести в философию, основной вопрос философии, проблемы философские – мнимы, научно без смысла. Философия не выскажет о мире нового»[221]

Глава.Лингвистика

«Неопозитивистов типы языка: Феноменальный выражает чувственный опыт человека, воплощающий результаты нашего опыта, объективный выражает суждения, не отражая чувственный опыт субъекта познания в протокольных предложениях – эмпирическом базисе науки, откуда логики выведет основной массив научных знаний»[222]

Глава.Бредни о науке

Неопозитивисты

«больше фактов – больше основ считать научной, проверяемость – подтверждаемость в методе верификации»[223]

Глава.Психиатрия

«циолковский (1857–1935) – в Вселенной вечные неуничтожимые элементы – атомы – духовны, чувствительны (меньше от человека к животным), нечётка граница живой и неживой, космос – живое существо, атом»[224]

«на терминальной стадии человек превратится в лучистое существо, питающееся фотосинтезом солнечной энергии, способного обитать всюду. Уменьшению вселенских страдания, несправедливости, риска возникновения несовершенных форм жизни «высший разум» ограничит размножение неразумных видов, безболезненно их уничтожить, заселив космос лишь высокоорганизованными существами от творческой сути Вселенной»[225]

Глава.Антропология

Циолковский

«человек одинаково причастен высшему единству, подчинён единым закономерностям»[226]

Вернандский

«эволюция в космос от завершения развития ноосферы – автотрофности человечества – ненужды энергии от растительного, животного мира»[227]

Глава.Геология

Вернандский

««Живое вещество – вечные, сначала присущие космосу, повсеместно распространенные в нём живые организмы», особое место чело»[228]

«веку как геологической силе, меняющей биогеохимические процессы природы, способной сменить биосферу Земли. Эволюция человека усиливает, ширит его преобразующую деятельность, от развития техники, науки человек охватывает все области бытия, в первую очередь сферу жизни – биосферу, постепенно переходящей в ноосферу –окружающую человека среду, новое состояние биосферы, обмен меж веществом, энергией общества, природы – разумное по данным науки её преобразование от распространения человека – одного биологического вида с разумом по всей планете, победа его в борьбе с другими биологическими видами, развитие средств связи, обмена, интегрирующих людей в целое, открытие новых источников энергии (атомной, солнечной), дающих деятельности человека масштаб геологических преобразований, массовая демократизация государственного устройства, допускающая править широким массам, взрыв научного творчества в XX веке»[229]

Глава.Астрономия

Циолковский

«космос – лишь очень сложный механизм. Космологический процесс – усовершенствование бытия, восхождение к высшим ступеням космического совершенствования, смена «космических эр»: рождения, становления, терминальная – конец страдающей органической плоти, достижение «высшего блаженства». Надо всем совместно преобразить космос»[230]

Глава.Экология

Циолковский

«по развитию науки, техники сменят окружающую среду»[231]

Глава.Социальная психология

Циолковский

«по развитию науки, техники станут: объединяться, счастье, усовершенствоваться»[232]

Глава.Естествознание

«Вернадский (1863–1945) – естествоиспытатель, основатель учения о биосфере и ноосфере, генетической минералогии, биохимии, идеи об эволюции жизни на Земле от её явка из космоса, возникновении биосферы, её движе к ноосфере, геологическая роль жизни («живого вещества») в планетарных процессах»[233]

 «у Поппера мир рационален, упорядочен, системен»[234]

Глава.Политборьба

«Две мировых войны, фашизм»[235]

 «тоталитарные режимы»[236]


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 338; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!