ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
Слайд
Как еще в 17 веке сказал Жан Батист Мольер: «Все болезни человечества, все трагические несчастья, заполняющие исторические книги, все политические ошибки, все неудачи великих лидеров возникли только лишь из неумения танцевать».
Слайды
Что такое танцевально-двигательная терапия?
ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ (ТДТ) – это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности.
Танцевально-двигательная терапия – это уникальный метод психотерапии, основным принципом которого является понимание того, что наше тело и психика неразрывны и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга. Считается, что наши переживания, проблемы, тревоги и конфликты никуда не уходят, а бессознательно проявляются в наших движениях, а точнее - в мышечных блоках, зажимах и ограничениях.
Слайд
ФУНКЦИИ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
Танец выполняет следующие функции:
1. Психофизиологические, психологические и психотерапевтические: во время танца происходит высвобождение сдерживаемых, подавляемых в обычной жизни чувств и эмоций. Танец способствует моторно-ритмическому выражению, разрядке и перераспределению избыточной энергии, активизации организма, уменьшению напряжения.
2. Коммуникативные: через танец происходит познание людьми друг друга, межличностное взаимодействие. Также танец способствует формированию и развитию отношений между людьми (при групповой ТДТ).
|
|
3. Социокультурные: через танец выражаются социальные ценности, общественные установки и социальные мотивы.
Также танцевальная терапия способствует:
· осознанию способности и возможностей собственного тела
· пониманию и выражению языком танца собственного «я»
· установлению связи между движениями, чувствами и мыслями.
Слайд
ВИДЫ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
В настоящее время существуют следующие наиболее распространенные виды танцевальной терапии:
· индивидуальная;
· диадная (парная);
· терапия в малых группах;
· групповая.
7 слайд
ИСТОРИЯ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
Корни танцедвигательной терапии восходят к древнейшим цивилизациям. Возможно, люди начали танцевать и использовать движение как средство коммуникации задолго до возникновения языка. Тысячелетия в разных культурах существовали ритуальные танцы для лечения больных, оплакивания мертвых, празднования свадеб, побед. Подражая животным, охотники добивались воплощения в зверя, в результате чего появлялась уверенность, которая помогала успешной охоте. А воинские танцы способствовали подъему боевого духа настолько, что воины безоглядно шли в бой.
|
|
8 слайд Люди танцуют с древнейших времен. Сохранились наскальные изображения, насчитывающие несколько десятков тысяч лет, на которых люди нарисованы танцующими. Танец с древнейших времен выполнял множество функций, в том числе - коммуникативные и эмоционально-экспрессивные. Нет ни одной древней цивилизации (например, Древний Египет, Шумер и т.д.), где бы танец не играл важной религиозной и социальной роли. Танцующих людей изображали на стенах строений, керамических изделиях, украшениях. Описания танцев представлены во множестве литературных источников, в том числе и в Ветхом завете.
Со временем в западных культурах танец из формы социальной коммуникации самовыражения превратился в вид искусства, целью которого была поучение и увеселение публики. В ХIХ веке танец стал формализованным средством выражения, примером чего служит классический балет. Одной из первых, кто внес вклад в возрождение творческого танца, была известная танцовщица Айседора Дункан (ХХ век). Традиционно считается, что душевная жизнь человека самым непосредственным образом связана с телом, с движениями. Терапией, которая объединяет в себе работу с телом, движениями и эмоциями, является танцедвигательная терапия.
|
|
9 слайд На ее развитие оказали влияние психоаналитическая теория, аналитическая психология К. Юнга (1961). Одним из главных достоинств танцедвигательной терапии является ее преемственность традициям древнейших культур, с точки зрения понимания строения и роли движения в жизни человека и целостного подхода к телесному и психическому здоровью. К.Юнг считал, что взаимное проникновение телесных и душевных признаков столь глубоко, что по свойствам тела мы не только можем сделать далеко идущие выводы о качествах души, но и по душевным особенностям мы можем судить о соответствующих телесных формах.
10 слайд Появление понятия и термина «танцевально-двигательная терапия» (Dance Movement Psychotherapy) обычно связывают с именем Мэриан Чейс (Marian Chace). Танцовщица и педагог танца (модерн), работая со своими учениками, сместила акцент с формы на экспрессию танца, предлагала им через танец заявлять о своих потребностях и проявлять в танце свои желания. В 1946 году ее пригласили в Вашингтон работать с пациентами с психотическими нарушениями в госпиталь Святой Елизаветы. Этот опыт оказался весьма успешным. Многие пациенты, считавшиеся практически безнадежными, не вступавшие в общение с другими пациентами и персоналом, благодаря танцу, проявлению своих эмоций через танец, двигательной активности начали вступать в контакт и даже, в дальнейшем, смогли перейти к вербальной терапии.
|
|
11 слайд Также с психотическими пациентами работала и американская танцовщица швейцарского происхождения Труди Шуп (Trudi Schoop). В 1948 году она начинает проводить танцевальные занятия для больных шизофренией в Camatillo State Hospital в Калифорнии. Основной идеей ее работы было то, что через движение, танец происходит осознавание своего тела пациентом, интеграция представления о своем теле, чтобы «соединить расколотые картины тела больных шизофренией в одно целое, чтобы это целое тело нормально функционировало, постоянно балансируя между расслаблением и напряжением».
12 слайд 50-е годы были открыты транквилизаторы. Танцедвигательная терапия выступила как альтернативная программа для лечения психических расстройств.
13 слайд Еще одна американка, которая внесла огромный вклад в развитие танцевально-двигательной терапии — Мэри Уайтхаус (Mary Whitehouse), также, как и Мэриан Чейс - танцовщица и преподаватель танца модерн. Она изучала работы К. Юнга и в 1954 году стала членом юнгианского психологического клуба в Лос-Анджелесе. М.Уайтхаус считала, что танец - это путь в бессознательное. Она утверждает, что некоторые движения идут из эго, а некоторые - идут из бессознательного.
14 слайд Ученица и последовательница М. Уайтхаус - Джанет Адлер (Janet Adler) добавляет к этому, что имеются движения, идущие из коллективного бессознательного (трансперсональный уровень).
15 слайд Значительно позднее Джоан Ходоров (Joan Chodorow) пишет уже о семи видах движений и их источников:
1. Движения, исходящие из Эго;
2. Движения, исходящие из личного бессознательного;
3. Движения, исходящие из интерсубъективного бессознательного;
4. Движения, исходящие из перинатального опыта;
5. Движения, исходящие из культурного бессознательного;
6. Движения, исходящие из первичного бессознательного;
7. Движения, исходящие из Самости.
Разработанная М.Уайтхаус и ее учениками система спонтанного осознанного движения получила название аутентичного движения (Autentic Movement).
16 слайд В 1966 году основывается Американская ассоциация танцевально-двигательной терапии, с этого момента танцевально-двигательная терапия считается отдельным направлением и методом психотерапии.
17 слайд В России танцевально-двигательная терапия появляется в начале 90-х г.г. ХХ века. В настоящее время к этому направлению психотерапии существует достаточно устойчивый интерес. Созданная в 1995 году Ассоциация танцевальных терапевтов проводит регулярные клиентские и обучающие программы по танцевально-двигательной терапии в Москве и ряде других городов. Большое число танцевальных и танцевально-двигательных терапевтов по всей России проводят большое число тренингов, мастер-классов и занятий, а также приглашают на индивидуальную танцевально-терапевтическую работу.
слайд
ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
На сегодняшний день единой теории танцевальной терапии не существует. Основные методические приемы и техники танцевальной психотерапии:
· использование спонтанного, неструктурированного танца как способа самовыражения и выражения отношений (X. Лефко)
· использование кругового группового танца, где он выполняет функцию внутригруппового единства и межличностных отношений (А. Ноак)
· аутентичное движение, где один человек с закрытыми глазами двигается в присутствии другого, руководствуясь внутренним миром и ощущениями, а «свидетель» сидит в стороне двигательного пространства и сознательно концентрирует внимание на двигающемся (С. Мусикант); применение противопоказано для больных шизофренией
· целенаправленный выбор музыки, которая должна стимулировать и поддерживать свободную импровизацию и межличностное взаимодействие (К. Стантон)
· ритмическая групповая активность, представляющая собой совместное движение членов группы под единый ритм (М. Чейз)
· кинестетическая эмпатия, т.е. эмпатическое принятие партнера посредством «отзеркаливания» его движений (К. Рудестам)
· техники работы с «мышечным панцирем», позволяющие добиться естественной свободы движений (М. Фельденкрайз)
· использование невербальных ритуалов для создания в группе определенного настроя, осознание участниками целостности группы (М. Стейнер)
· целенаправленный выбор темы танцевальных упражнений, что позволяет выразить через танец всеобщие, универсальные темы и понятия: «добро», «зло», «счастье», «любовь» и т.д.
· организация различных видов обратной связи в форме обмена переживаниями и чувствами (X. Пейн).
слайд
Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 65; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!