В.Ленинградская школа учителей рисования и ее роль в утверждении реалистических основ в методике преподавания рисования( Аданькина)

Современное состояние российской школы и художественной педагогики

А )А.В. Бакушинский о развитии художественного творчества ребенка, его роль в художественно-педагогической науке.(Финагеева )


А. В. Бакушинский сумел привлечь к изучению творчества детей большую группу талантливых людей, организовал в 1922 году при Государственной Академии художественных наук (ГАХН) специальную Комиссию по изучению примитивного искусства в проявлениях родового и индивидуального творчества. В работу комиссии включались его ученики и последователи — Г. В. Лабунская, Я. А. Башилов, Ю. М. Бонди, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина и другие.

Он утверждал, что на творческую деятельность ребенка оказывает влияние «подсознательный родовой фактор», что существует некая биологическая предопределенность в развитии детского творчества, которую нельзя разрушать. Отсюда — никакого вмешательства со стороны взрослых. В своей книге «Художественное творчество и воспитание» он писал: «Период изживания родового начала в области творчества требует от педагога возможно меньшего вмешательства в творческие намерения и действия ребенка. Следует предоставлять полную свободу детскому художественному воображению, детской художественной воле».

Важной заслугой Бакушинского является активное участие в восстановлении народных промыслов. Следует подчеркнуть большой интерес ученого к народному творчеству, именно это и позволило ему выдвинуть перед народным искусством серьезные художественные задачи в изменившихся условиях.

Одним из главных своих достижений А.В. Бакушинский,,  считал выявление периодов психофизического развития ребенка на основании преобладающих признаков в восприятии и освоении ребенком окружающего мира: двигательно-осязательной ориентации для младших, зрительной ориентации в подростковом возрасте, для старшего возраста он подчеркивал стремление к синтезу воли, эмоций, при котором ведущей становится идея становления и развития.

Первоочередными задачами художественной педагогики А.В. Бакушинский считал: «выяснение причин и условий этого процесса, определение степени их изменяемости от способов педагогического воздействия». А.В. Бакушинский проводит границу между наукой – художественной педагогикой, и практикой – художественным воспитанием. Художественному воспитанию посвящена вторая часть книги. Задачи художественного воспитания рассматриваются в контексте художественной культуры того времени. Бакушинский стремился при изучении художественного развития учитывать роль пола, расы, национальности, семьи, воздействия общественной среды. Это позволяло выявить взаимодействие и роль родовых и индивидуальных факторов в этом процессе. Едва ли не решающее значение в исследовании имел анализ детских рисунков, каждый из которых описывался по названным параметрам. Составить достаточно полное представление о системе художественного развития детей «по Бакушинскому» возможно благодаря коллекции произведений детского художественного творчества, которую целенаправленно собирали члены комиссии. Источники ее формирования разнообразны, что отражает исследовательскую методику Бакушинского: для того чтобы разработать оптимальную систему художественного воспитания, соответствующую природе ребенка, необходимо сначала изучить его в процессе естественных наблюдений, лабораторных исследований, сопоставить результаты художественного творчества детей, полученные в процессе педагогического воздействия, со свободным детским творчеством. Итак, коллекция складывалась благодаря организации выставок, в результате опытно-экспериментальной работы в школах России, научно-исследовательской деятельности сотрудников и специальных экспедиций

 

 

 

Б.Центральный Дом художественного воспитания детей(Стрельникова)

Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования (ИХОиК РАО) — старейшее научно-исследовательское учреждение в системе Российской академии образования (РАО). Официальное название — Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» (ФГБНУ «ИХОиК РАО»).

История

В 1929 году начала свою работу Опытная станция художественного воспитания Наркомпроса РСФСР. В течение следующих двух лет станция была преобразована в Центральный Дом художественного воспитания детей (ЦДХВД). ЦДХВД, первым директором которого стал В. Д. Зельдович (секретарь А. В. Луначарского при Наркомпросе), осуществлял координацию художественного образования и воспитания детей на всей территории СССР, став колыбелью, в частности, таких учреждений культуры, как Театр юного зрителя, Театр кукол С. В. Образцова, детский хор В. Г. Соколова, Московский детский музыкальный театр, Московский школьный театр, Музей детского рисунка (к настоящему времени содержащий детские рисунки из более чем 90 стран за период с 1897 года).

В ходе Великой Отечественной войны воспитанники ЦДХВД активно участвовали в организации концертов в госпиталях и военных клубах. 45 воспитанников ЦДХВД награждены медалью «За оборону Москвы» «за работу по художественному обслуживанию Советской армии».

С мая 1944 года ЦДХВД был передан в ведение Академии педагогических наук и в 1946 году реструктурирован в НИИ художественного воспитания АПН. Одним из первых директоров нового института стала музыкант, педагог и учёная В. Н. Шацкая. В 1969 году НИИ художественного воспитания стал головным учреждением созданного при Президиуме АПН Совета по эстетическому воспитанию. За время работы ЦДХВД и НИИ художественного воспитания многие его сотрудники создали собственные научные школы в сфере педагогики искусства и эстетического воспитания. В их числе:

А. В. Бакушинский

А. И. Буров

Н. А. Ветлугина

академик РАО Е. В. Квятковский

Г. В. Лабунская

Л. П. Печко

Б. Т. Лихачёв

Ю. Н. Усов

академик РАО Ю. У. Фохт-Бабушкин

Е. К. Чухман

Б. П. Юсов

С институтом за время его существования сотрудничали такие деятели искусства, как Дмитрий Кабалевский, Борис Иогансон, Сергей Герасимов, Наталья Сац, Ролан Быков, Георгий Лепский, психолог Л. С. Выготский.

В 1998 году НИИ художественного воспитания вновь преобразован, на сей раз в Институт Художественного Образования Российской академии образования — ИХО РАО. В том же году в анализе ситуации с эстетическим воспитанием молодёжи в СССР и Российской Федерации доктор Н. И. Киященко пишет:

…российские теоретики практически никаким образом не могут оказать влияния на состояние образования и воспитания подрастающих поколений. Достаточно сказать, что на всю огромную Россию до новых, демократических времен был всего один Институт художественного воспитания, пробитый в коридорах партийной и государственной власти СССР В. Н. Шацкой в 1945 году. После её смерти он постепенно сводился всеми власть имущими органами вплоть до Академии педагогических наук до незначительного, второразрядного учреждения… В новое, демократическое время… Институт как самостоятельное научно-исследовательское учреждение со своей экспериментальной базой ликвидирован и усилиями руководства Российской академии образования превращен всего лишь в центр эстетического воспитания, получающий крайне скудное финансирование и материальное обеспечение.

— Н. И. Киященко, «Современные концепции эстетического воспитания (теория и практика)».

Основная деятельность

Перед институтом поставлена задача по разработке и внедрению различных программ в школы и ВУЗы, а также формирование художественной культуры учащихся. Институт ведёт научные исследования и разработки в сфере теории художественного образования и эстетического воспитания, психолого-педагогических механизмов креативного развития личности. В институте разрабатываются методики дошкольного, общего и профессионального художественного образования, создаются учебно-методические комплекты нового поколения по всем видам искусства. Учебники и программы, разработанные сотрудниками ИХО, включены в образовательный процесс более чем в шестидесяти регионах России.

В составе Института художественного образования 11 научных подразделений, в числе его сотрудников 10 докторов и 25 кандидатов наук. При институте действуют аспирантура, докторантура и диссертационный совет. Более ста экспериментальных площадок института располагаются как в регионах России, так и в ближнем зарубежье.

Институтом выпускаются периодическое издание «Цветной мир, или Изобразительное творчество и дизайн в детском саду и начальной школе» и электронные журналы «Педагогика искусства», «Учитель музыки», «Музыка и электроника»

В.Ленинградская школа учителей рисования и ее роль в утверждении реалистических основ в методике преподавания рисования( Аданькина)

С 1932 г. начинается новый период истории развития методики преподавания рисования – период становления советского реалистического искусства, советской школы рисунка. В 1932 г. вышел ряд постановлений ЦК партии об изменении направления советского изобразительного искусства в сторону развития традиций реалистического искусства. Художественная школа встала на путь реалистического искусства.

Изменение направления в искусстве потребовало и изменения методов подготовки художественных кадров. 11 октября 1932 г. ЦИК и СНК СССР издали постановление «О создании Академии художеств», на которую возлагались руководство и ответственность за подготовку и воспитание молодых художников. К педагогической деятельности были привлечены выдающиеся мастера реалистического искусства – Д.Н. Кардовский, И.И. Бродский, К.Ф. Юон, Е.Е. Лансере, А.П. Остроумова-Лебедева, В.Н. Яковлев и многие другие. В 30-е гг. среди художников и искусствоведов вновь поднимается интерес к научно-теоретическим вопросам методики преподавания изобразительного искусства.

Школы:

1. Школа юных дарований. Создана при академии в 1934 г. По инициативе С.М. Кирова в целях укрепления школы реалистического искусства с начального звена до высшего. В 1936 г. была преобразована в среднюю художественную школу.

2. Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры. Открыт в 1937 г. в целях дальнейшего совершенствования художественной школы.

3. Московский институт изобразительных искусств. Открыт в 1937 г. В этих учебных заведениях академический рисунок занял ведущее место. Художники-педагоги реалистической школы искусства проделали в эти годы большую и очень важную работу по разработке методики преподавания художественных дисциплин и, в частности, рисунка.

Методика обучения. В связи с новыми задачами реалистического искусства вновь было обращено серьезное внимание на рисунок как основу изобразительного искусства. Учебный рисунок, его методика стали в центре внимания всех художественных учебных заведений. Развитие школы изобразительного искусства в этот период идет по восходящей. Особое внимание в обучении рисованию стали уделять рисунку с натуры.

К.Ф. Юон. Много ценных мыслей высказал о рисунке, а также методике его преподавания в художественных учебных заведениях. Большим недостатком преподавателей художественной школы К.Ф. Юон считал

пренебрежительное отношение ко всему академическому и, в частности, к методическому наследию русской классической школы рисунка. Он отмечал, что художественная школа должна восстановить рисование с гипсов.

К.Ф. Юон внес существенный вклад в дело развития методов преподавания рисования в школе. Он правильно говорил о необходимости выработки единой методологической основы для различных методов преподавания. Методические пособия. В этот период появляется целый ряд оригинальных методических пособий и ценных приемов обучения.

1. Н. Радлова «Рисование с натуры». Выпущена в 1937 г. Эта книга носит монографический характер, в ней впервые делается попытка рассмотреть рисование с новых позиций. Ее автор – ученик Д.Н. Кардовского, художник, хорошо разбирающийся во всех тонкостях рисования с натуры.

2. «Пособие по рисованию» вышло в 1938 г. Труд коллектива преподавателей кафедры рисунка Московского архитектурного института под редакцией Д.Н. Кардовского, В.Н. Яковлева и К.Н. Корнилова. Это пособие представляет значительную ценность потому, что носит методический характер, что было в то время новым и край не необходимым. В книге содержались методические указания, помогающие педагогам правильно, педагогически целесообразно строить учебный процесс. Здесь были рекомендации о принципах и методах обучения, организации помещений для занятий по рисунку и их оборудовании, материалах и обращении с ними, методах работы над натюрмортом, головой и фигурой человека.

3. В 1938 г. были созданы и впервые утверждены программы по живописи, рисунку и композиции высшей школы.

4. И. Гинзбург «П.П. Чистяков и его педагогическая система»

(Л., 1940). Первая научная работа в области исследования педагогической системы П.П. Чистякова.

Во время войны не прекращали своей деятельности и художественные учебные заведения. Ленинградская Академия художеств и

Московский художественный институт в 1942 г. по решению правительства были эвакуированы в Самарканд.

 

1Г. Педагогическая система Д.Н. Кардовского.(Саченкова)
Организовывая работу в мастерской, выстраивая логику взаимоотношений с учениками, Д. Н. Кардовский основывался на мысли о том, что «без взаимного доверия немыслимо никакое обучение». В круг своих обязанностей он ставил не только обучение художественному ремеслу, но так же и поднятие культурного уровня учеников. Кардовский наглядно объяснял на примерах работ великих мастеров, как именно художник может решить ту или иную композиционную, конструктивную и образную задачу. Основой всей системы преподавания Д. Н. Кардовского являлся рисунок головы человека. В основу школы рисунка и живописи, по Кардовскому, должно быть положено изучение законов изображения объёмной формы. Рисунок — построение графическим путём объёмной формы на плоскости, следовательно, прежде всего, необходимо овладеть рисунком, чтобы в дальнейшем на его основе и в связи с формой строить живопись. Как отмечал Дмитрий Николаевич, методика преподавания должна быть построена на следующих принципиальных положениях: «обучение рисунку и живописи от начала и до конца должно вестись только по натуре» . Моделями для изучения, по Кардовскому, являются натюрморт (мёртвая натура) и человек (голова, раздетая и одетая человеческая фигура). Д. Н. Кардовский считал, что рисование с античных фигур, гипсовых масок, бюстов и скульптуры, а также копирование образцов живописи и рисунка можно рекомендовать учащимся в конце школьного пути для развития вкуса и художественного чутья. В начале обучения, по мнению Д. Н. Кардовского, необходимо приобрести прочные навыки в рисовании и живописи с натуры (натюрморт и живая модель). Обучать необходимо по тем законам, которые «обязательны и для учеников, и для учителя, а таковыми законами могут быть только законы натуры». Д. Н. Кардовский учил рисующих «мыслить и работать отношениями». Этот принцип работы важно усвоить учащимся для развития цельного видения натуры и применять его и в рисунке, и в живописи, и в композиции. Именно умение «мыслить и работать отношениями» уводит от дилетантского стремления сделать как говорят «в упор», скопировать натуру и тем самым прийти к натурализму. Учащимся следует объяснить, что «передавая в рисунке свет, нужно отметить, где он имеет наибольшую интенсивность и где он выражен наименее сильно, а затем, все остальные градации его силы брать в отношении к этим максимума и минимумам» Второй этап рисования, по Кардовскому, решает задачу наполнения общего абриса объёмной формой. Для этого внутри контуров намечают главные массы, ограниченные плоскостями и делают это с помощью тона. Д. Н. Кардовский учил строить (обрубать) поверхности объёмной формы, располагая их в пространстве.

Третий этап работы над рисунок, по методике Кардовского, заключается в проверке конструкции, характера, размера, пропорций «большой» формы и внесении в рисунок «жизненных подробностей». Кроме того, Д. Н. Кардовский в своей методике отводит важное место регулярному выполнению набросков как с натуры, так и по памяти, доказывая необходимость подобной работы для развития композиционного мышления, зрительной памяти, формирования технических навыков рисования человека и приобретения творческой свободы молодыми художниками

Научно-исследовательские работы в области изобразительной деятельности детей – Н.Н.Волков, Л.С. Выготский, Е.И.Игнатьев, В.И.Киреенко, Н.Н.Ростовцев, Н.П. Сакулина, Е.И.Шорохов, В.С.Щербакова и др.(Уварова)
Научная работа Л.Выготского В области изобразительной деятельность детей

Основатель отечественной школы психологии Л.С. Выготский рассматривал жизнь как непрерывный процесс творчества, «постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения. Таким образом, каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание является стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому»1.

Предшественниками Л.С. Выготского в исследовании проблем художественного творчества в отечественной психологии были А.А. Потебня и Д.Н. Овсянико-Куликовский, которых он часто упоминает в своей работе «Психология искусства».

А.А. Потебня, изучая процессы творчества, установил, что движущей силой развития личности и причиной всякого творчества является стремление человека к истине и самовыражению, а окристаллизованная духовность в произведениях искусства снабжает людей силой, освещающей человечеству путь к самосовершенствованию.

Д.Н. Овсянико-Куликовский отмечал, что искусство способствует интимному пониманию людей друг друга, помогает объяснять жизнь, возбуждает вопросы нравственного сознания и дает представление о человеческих идеалах. Социальные эмоции, опосредованные интеллектуально-нравственными эталонами, появляются в произведениях искусства как воплощения Совести. Именно она, бодрствующая в душе художника, является критерием гуманности и человечности и призвана оценивать и направлять жизнь людей в правильном направлении.

Творческой деятельностью всегда создается «нечто новое, все равно, будет ли это созданное... какой- нибудь вещью внешнего мира или... построением ума

' Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М, 1991.

или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» (Там же).

Детальный анализ психологии художественного творчества был сделан в работе Л.С. Выготского «Психология искусства».

Признавая заслуги Фрейда в области раскрытия им бессознательных механизмов художественного творчества, Л.С. Выготский далеко уходит от пансексуализма основателя психоанализа и предлагает совершено новую концепцию искусства и природу его воздействия на человека.

В вопросах творчества Л.С. Выготский был не согласен с Фрейдом и критиковал его за приверженность к комплексу Эдипа, из которого, по мнению основателя психоанализа, берет свое начало природа искусства. У общественного человека, по убеждению Л.С. Выготского, существуют и разного рода другие влечения, которые не менее, чем сексуальные, могут определять его поведение. «Искусство, — писал Л.С. Выготский, — никогда не сможет быть объяснено до конца из малого круга личной жизни, но непременно требует объяснения из большого крута жизни социальной. Искусство как бессознательное есть только проблема; искусство как социальное решение бессознательного — вот ее наиболее вероятный ответ».

Самой важной отличительной особенностью искусства, согласно представлениям Л.С. Выготского, является то, что оно своей волшебной силой может преобразовывать темные стороны жизни в светлые произведения искусства, приносящие его поклонникам чувство высокого духовного эстетического наслаждения. «Чудо искусства, — писал Л.С. Выготский, — напоминает евангельское чудо претворения воды в вино.... Искусство всегда несет в себе нечто, преодолевающее обыкновенное чувство. Боль и волнение, когда они вызываются искусством, несут в себе нечто большее, нежели обыкновенную боль и волнение. Переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, т. е.

положительную эмоцию, которую несет в себе искусство». Искусство не может возникнуть там, где есть только простое и яркое чувство, указывал Л.С. Выготский. Даже чувство, выраженное техникой, никогда не создаст ни лирического стихотворения, ни музыкальной симфонии; для того и другого необходим еще и творческий акт преодоления этого чувства, его разрешения, победы над ним, и только когда этот акт является налицо, только тогда осуществляет искусство1. «Эмоции искусства суть умные эмоции. Вместо того чтобы проявляться в сжимании кулаков и в дрожи, они разрешаются преимущественно в образах фантазии» (Там же. С. 201).

Важнейшим приемом, при помощи которого художник добивается катарсической разрядки аффекта, является прием уничтожения содержания формой. «...Всякое произведение искусства, — писал Л.С. Выготский, — таит в себе внутренний разлад между содержанием и формой, и... именно формой достигает художник того эффекта, что содержание уничтожается, как бы погашается» (Там же. С. 273).

На примерах «Гамлета», «Евгения Онегина», рассказа И. Бунина «Легкое дыхание» Л.С. Выготский показывает, как писатель повествует о мрачных сторонах жизни, но при помощи выразительных средств искусства — композиции, поворотов сюжета, авторских отступлений, сопоставлений и других приемов художник достигает того, что после общения с его произведением читатели, зрители, слушатели испытывают необыкновенное душевное просветление, именуемое катарсисом. «В этом превращении аффектов, в их самосгорании, во взрывной реакции, которые тут же были вызваны, и заключается катарсис эстетической реакции» (Там же. С. 274).

Творчество — создание новых комбинаций на основе элементов прошлого опыта. В работе «Психология искусства» Л.С. Выготский приводит мысль

А.Ф. Лазурского о том, что уже во время чтения и тотчас после него «наступает в уме распадение прочитанного отрывка, комбинация различных его частей с находившимся ранее в уме запасом мыслей, понятий и представлений». И здесь, как справедливо полагает Л.С. Выготский, видна огромная роль работы сознания. Сводить все творчество только к игре бессознательных, на чем настаивал 3. Фрейд, сил было бы неправильно.

 

Основные идеи в методах преподавания художественных дисциплин, традиции художественной школы в теории и практике преподавания художественных дисциплин и в новых концепциях (Г.В.Беда, В.С.Кузин, А.И.Курнаков, Н.Н.Ростовцев, Г.Б.Смирнов, Е.В.Шорохов, А.П. Яшухин). (Володина)

Г.В. Беда.

Две основные цели ставит программа обучения изобразительному искусству в средней школе: — развитие эстетической культуры восприятия прекрасного в жизни и в искусстве, формирование художественного вкуса учащихся на примере выдающихся произведений русского, советского и зарубежного изобразительного и декоративноприкладного искусства; — приобретение знаний, практических навыков изобразительной грамоты и развитие творческих способностей детей. Таким образом, кроме общей эстетической культуры, учащиеся должны приобрести знание основ реалистической изобразительной грамоты, умение передавать на изобразительной плоскости объемные, пространственные и материальные качества предметов, знание теоретических основ линейной и воздушной перспективы, законов светотени, должны иметь представление о профессиональном методе работы тоновыми и цветовыми отношениями, о закономерностях построения композиции.

Учитель учит детей рисованию различными материалами, выражению своих замыслов графическими и живописными средствами. В результате непосредственной практики в рисунке и живописи углубляется представление о предметах, развивается зрительная память, наблюдательность, точность глазомера, моторика руки, тонкое зрительное восприятие цвета, которые необходимы людям разных профессий: агроному, конструктору, инженеру, медику и др. На уроках изобразительного искусства в школе дети должны получать конкретные знания и умения. Однако в школьной практике часто наблюдается бессодержательность уроков: учитель коротко объясняет задание, а ребята рисуют что хотят и как умеют. Урок проходит на самостоятельных началах, без целенаправленного обучения. Это порочная практика, ведь ребенок пришел на урок, чтобы учиться, и его надо учить, развивая эстетический вкус, воспитывая художественную культуру! Самодеятельное рисование, детская игра красками — не та цель, которой надо посвящать учебное время.

В.С.Кузин

На каждом этапе развития общества воспитание и образование направлено

на совершенствование личности подрастающего поколения. Воспитание является видом педагогической деятельности и включает в себя образование и воспитание человека. Цель воспитания – всесторонне развитая гармоническая личность. Сам процесс воспитания и образования изучает практическая педагогика.

На сегодняшний день актуальной является проблема взаимоотношения педагога и обучающегося. Преподавательская работа является живой и творческой деятельностью. Важнейшим средством эстетического воспитания является искусство. «Педагогу нужно в достаточном объеме использовать не только наглядные материалы по детальному рассматриванию произведений искусства, но и грамотно излагать материал. Информация должна быть доступной по содержанию и давать возможность размышлять» [1]. В процессе смены художественных направлений, изменения методов и принципов обучения, методика преподавания Н.Н.Ростовцев.

Знание истории методов преподавания способствует выработке более целостного взгляда на свой предмет. История методов преподавания, храня накопленный опыт предшествующих поколений, помогает правильно решать современные задачи.

Однако область науки, которой мы с вами занимаемся, еще не получила должного развития. Вопросами изучения методики преподавания изобразительного искусства мало кто занимался, в особенности среди художников. Е.В.Шорохов

На каком-то уроке можно организовать работу со словарем в связи с новой темой или с закреплением пройденного, можно попросить прочитать учащихся необходимые словарные статьи дома. Все это поможет более эффективному освоению учебного материала.

Урок лучше начинать с беседы, эмоционально настраивающей учащихся на работу. Она помогает восстановить в памяти или сформировать представления, составляющие основу выбранной темы.

Особенно необходим учебник при объяснении нового материала. А для закрепления знаний можно предложить выполнить упражнения из него.

В процессе самостоятельного рисования на уроке учителю рекомендуется индивидуально работать с детьми. Можно посоветовать им снова заглянуть в учебник, если в нем есть разъяснение допущенной ошибки. При подведении итогов можно похвалить детей, которые наиболее успешно работали с учебником на уроке. Домашнее задание тоже можно связать с материалом учебника.

А.П. Яшухин

Основные приемы гармонизации в живописи. Живописное и тональное отношения в живописи, нюанс, контраст, цветовые рефлексы, динамика композиции, ритм. Приемы создания художественно-образного решения в живописи фигуры человека в определенной среде. Работа над колоритом произведения. Живописные материалы - акварель, гуашь, темпера, акрил.

Анализируются сравнительные возможности и технологические характеристики живописных материалов.


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 97; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!