Русский костюм XVIII - XIX вв.



ЛЕКЦИЯ 8. РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ

1. Древний русский народный костюм населения различных регионов

2. Русский национальный костюм разных сословий

3. Развитие русского костюма XVIII-XIX вв.

 

Древний русский народный костюм населения различных регионов.

Условия исторического развития начиная с XII – XIII вв. определили наиболее характерное разделение форм русского костюма на северный и южный. Кроме наиболее общих особенностей, разделивших формы северного и южно­го русских костюмов, отдельные черты характеризуют костюм каждой губернии, уезда и даже села. Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), воз­расту, семейному положению. Чаще все­го знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, коли­чество декора (вышитых и вытканных узоров), применение шелковых, золотых и серебряных ниток. Самой нарядной была одежда из красной ткани.

Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Декоративное решение косоворотки – вышивка по низу изделия, низу рукавов, горловине. Верхней одеждой служил зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застеж­кой на крючки или пуговицы , зимой — овчинные нагольные шубы.

Мужская обувь — сапоги или лапти с онучами и оборами.

Женский костюм в северных и южных областях различался отдельны­ми деталями, расположением отделки. Главным же различием было преобла­дание в северном костюме сарафана, в южном — поневы.

Основными частями женского на­родного костюма были рубаха, перед­ник, или занавеска,сарафан, понева, нагрудник, шушпан.

Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя, с длинным рука­вом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположен­ной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. По сравнению с северорусскими рубахами линия низа в рубахах южных районов орнаментируется более скром­но.

Самой декоративной и богато украшенной частью как северного, так и южного женского костюма был перед­ник, или занавеска, закрывающий жен­скую фигуру спереди. Передник обычно делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами.

Холщовые белые рубахи и передни­ки северные крестьянки носили с сара­фанами. В южнорусском костюме вместо сарафана более широко применялась понева — поясная одежда из шерстяной ткани, иногда на холщовой подкладке. Ткань, используемая для поневы, — чаще всего темно-синяя, черная, крас­ная, с клетчатым или полосатым (с по­перечным расположением полос) узо­ром. Будничные поневы отделывались скромно: шерстяной домотканой узор­ной тесьмой (пояском) по низу. Празд­ничные поневы богато украшались вы­шивкой, узорной тесьмой, вставками из кумача, крашенины, мишурным круже­вом, блестками. По конструкции понева представ­ляет собой три — пять полотнищ ткани, сшитых по кромке.

В русском народном костюме сохраняются старинные головные уборы и сам обычай для замужней женщины прятать волосы, для девуш­ки — оставлять непокрытыми. Этим обычаем обусловлена форма женского головного убора в виде закрытой шапочки, девичьего — в виде обруча или повязки. Широко распространены кокошники, «сороки», разнообразные повязки и венцы.

Из ювелирных украшений применя­ли жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья, подвески, бусы, серьги.

Женской обувью служили кожаные полусапожки, коты, отороченные вверху красным сукном или сафьяном, а также лапти с онучами и оборами.

 

Русский национальный костюм разных сословий.

Эпоха Московской Руси – это период расцвета национальной культуры и искусства. Он всегда привлекал к себе внимание талантливых художников и писателей более поздних времен.

Костюм Московской Руси XV – XVII вв. сохраняет основные части костюма Киевской Руси: большую длину одежды, не отрезной крой; манеру ношения и отделку.

Однако, как отмечает Н.М.Каминская, появляется и целый ряд новых особенностей, отличающих костюм Московской Руси от Костюма Киевской Руси:

1. появление распашной одежды, которая застегивалась у женщин до низа, а у мужчин – только до пояса;

2. значительное расширение ассортимента одежды знати, его социальное расслоение;

3. увеличение объема и длины одежды;

4. дальнейшее развитие декоративности путем использования тканей, вышивки, украшений.

Рубаха и порты, составляющие основу мужского костюма, не претерпевали существенных изменений. В рубахе разрез горловины переместился с середины влево, появляется рубашка – косоворотка. Длина ее стала меньше. Появились различные по назначению рубахи.

Поверх рубахи надевали зипун – распашную одежду полуприлегающего, расширенного книзу силуэта с застежкой встык. Кафтан, надевавшийся поверх зипуна, различался не только отделкой, но и конструктивным решением.

Характерной мужской одеждой этого периода была также шуба – распашное изделие объемного, расширенного книзу силуэта с длинными рукавами и отложным воротником. Верх шубы обычно покрывали тканью, подкладкой служил мех соболя, горностая, куницы, лисицы, песца, зайца, белки, овчины. 

Такие формы костюма, как ферязь и охабень, появились в одежде дворян и бояр как выражение их сословий принадлежности и имущественного положения.

Немалую роль играли в костюме пояса и кушаки из кожи, шелка, парчи, бархата, простой веревки, вышитые золотом, жемчугом, драгоценными камнями, металлическими бляхами, галуном. Часто к поясам подшивали украшения и небольшую сумку – кошелек калиту. Благодаря разной манере ношения пояса подчеркивали особенности фигуры.

Исключительно красочным и живописным был женский костюм Московской Руси. В конструктивном его решении было много общих черт с мужским костюмом, хотя предпочтение отдавалось глухому накладному типу одежды.

Нижней одеждой по-прежнему служила рубаха из хлопчатобумажной или шелковой ткани, прямая собранная по горловине, с узким длинным рукавом. Поверх рубахи надевали сарафан. Шили его из холста, шелка или парчи.

Наряду с сарафанами в женском костюме продолжали носить старинные запону, нагрудник, поневу, передник. Короткой верхней распашной одеждой была душегрея, которая держалась на плечевых лямках. Душегрею надевали поверх сарафана и рубахи, шили из дорогих узорчатых тканей и обшивали по краю декоративной каймой.

Верхней накладной одеждой, которую носили в основном состоятельные женщины, был летник – глухая одежда прямого покроя, расширенная за счет боковых клиньев до 4 м внизу.

 Распространенной верхней одеждой была телогрея. Телогрея по силуэту, форме деталей, тканям напоминали шубу, но являлась распашной одеждой с пуговицами или завязками.

Так же как в Киевской Руси, головной убор продолжает быть композиционным центром костюма. Венец украшают жемчужные пряди с подвесками – рясы вдоль щек, поднизь - на лоб. В косу девушки вплетали золотые, серебряные, жемчужные нити, цветные шнурки, треугольные украшенные накосники в конце косы. У замужних женщин получил широкое распространение головной убор кика, носимый поверх повойника и состоящий из обруча, чехла – «сороки» и назатыльника. Самым нарядным головным убором был кокошник, цельный, украшенный жемчугом, с очень высокой передней частью. В холодное время года женщины носили меховые шапки горлатные или колпаки с околышем.

Наиболее распространенными украшениями костюма были ожерелья, серьги, перстни, браслеты, булавки.

Женщины носили кожаные, сафьяновые, бархатные, атласные сапоги и башмаки. До XVII в. обувь была без каблуков, затем появляется высокий каблук.

Костюм царя и царицы отличался от одежды знати только в особо торжественных случаях. Тогда он состоял из царского платна – распашной длинной одежды, очень расширенной книзу, с широкими короткими рукавами. Линия застежки встык, борта, низ плата и низ рукавов обшивались декоративной полосой. Сверху надевался круглый широкий воротник – барма и головной убор – тулья конусообразной формы с меховым околышем.

 

Русский костюм XVIII - XIX вв.

 

Введение европейских обычаев в жизнь дворянства, обучение русской молодежи за границей, начавшийся культурный обмен с европейскими странами подготовили условия для изменения русского дворянского костюма. Однако для ее внедрения в жизнь потребовались государственные указы, принуждающие силой, штрафами сменить старые формы одежды и обуви, прическу, косметику.

По указу Петра I в 1700 г. дворянам и горожанам было запрещено ношение старого русского костюма и вместо него были установлены следующие формы: для мужчин - короткий прилегающий кафтан и камзол, кюлоты, длинные чулки и башмаки с пряжками, белый парик или напудренные волосы, бритое лицо; для женщин – широкая каркасная юбка, плотно облегающий лиф (корсаж) с глубоким декольте, парик и туфли на высоких каблуках, яркая декоративная косметика (румяна и белила).

Для Петровской эпохи более характерным было влияние голландского и немецкого костюмов.

Женских костюмов Петровской эпохи не сохранилось. В период царствования Елизаветы, дочери Петра, их характеризует особая пышность и богатство. Придворные дамы носили низко декольтированные приталенные платья на каркасной основе (корсет и фижмы). В 1720 г. появляется платье со складкой Ватто.

С 1700 по 1725 г. по указу Петра I горожане не имели права носить русское платье. Но тяготение к его основным формам всегда было сильно, особенно в средних и низших по имущественному положению кругах. После смерти Пет­ра, когда многие купцы и горожане вернулись к национальному костюму, западное влияние не исчезло окончатель­но. Начал формироваться модернизиро­ванный русский мужской костюм — кос­тюм купцов и горожан, полностью сложился к середине XIX в. В нем со­четались элементы национальной одеж­ды с деталями, заимствованными из дворянского костюма.

Например, покрой спинки долгопо­лого русского кафтана с застежкой налево был близок к покрою западно­европейского жюстокора с боковыми веерами складок.

Исходя из представления, что лишь длинная одежда придает ее носителю степенность и достоинство, купцы и го­рожане никогда не носили коротких кафтанов, длина их всегда превышала модную.

Женский купеческий костюм в еще большей степени испытывал влияние дворянской моды, проявлявшееся в по­крое, манере ношения, дополнениях (ко­сынках, чулках, обуви). Так, рубахи, и сарафаны могли иметь более глубокое декольте, душегреи были прилегающего силуэта, русский головной убор повя­зывался в виде модной в то время чал­мы.

Начиная с середины XIX в. в Рос­сии появляется критическое отношение определенной части общества к слепому подражанию западным обычаям и моде. Оно охватило широкие круги дворянст­ва и интеллигенции.

Во второй половине XIX — начале XX в. крестьянская одежда начинает испытывать влияние общей моды, вы­разившееся сначала в использовании фабричных тканей, отделки, головных убо­ров, обуви, а затем уже в изменении самих форм одежды.

Общий характер русского народного костюма, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни и характеру труда русского народа.

 

 

УКРАИНСКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ

1. Характеристика женского костюма

2. Дополнения и аксессуары в украинском костюме

3. Характеристика мужского костюма

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 41; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!