Ответить на вопросы письменно в рабочей тетради (предъявить на уроке 29.01.2021) (все вопросы по тексту).



Организация обучения с применением дистанционных образовательных технологий в период режима повышенной готовности в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 «О мерах по противодействию распространения в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)»

Дисциплина: ОГСЭ.01 «Основы философии»

Преподаватель:  Белоус И.А.

Группа:  441

Дата занятия по расписанию: 27.01.21

Тема: Введение.

Мировоззрение как система взглядов на мир и место в нем человека.

Количество часов: 2ч

Цели, задачи:  Формирование знаний о предмете философии, что такое мировоззрение, формы, виды мировоззрения.

Способ коммуникации:  

Возможно взаимодействие по электронной почте_____agelirina29@gmail.com ВК, _WhatsApp__________________   

Сроки выполнения: _____на очном формате   - предъявление на уроке 29.01. 2021

Теоретический блок :

Источники для изучения

1. Горелов А.А. Основы философии. Учебное пособие. М., 2019. http://vmcoll.ru/downloads/osnovy_philisophii_2014_-320.pdf        с.3-16.

               .

Материалы лекции.

3 Рекомендуемая дополнительная литература

Томас Нагель Что все это значит. Очень краткое введение в

Философию . М.: Идея-Пресс, 2001. – 84с.

https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/157919308

URL: https://e.lanbook.com/book/112770 (дата обращения 02.09.2020).

Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества.

Вопросы лекции

Мировоззрение, его общественно-исторический характер и структура.

Исторические типы мировоззрения.                                                                 

Предмет и природа философского знания.

Особенности философии, ее функции и основные разделы.

 

Вопрос 1. Мировоззрение, его общественно-исторический характер и структура.

 Перед человеком стоят не только вопросы, связанные с решением повседневных практических задач: житейских, производственных и т.п. Он пытается найти ответы на вопросы наиболее общие и глубокие: что представляет собой окружающий мир, каково место и предназначение в этом мире человека? Что лежит в основе всего существующего – материальное или духовное начало? Подчинен ли мир каким-либо законам или в нем господствует хаос? Может ли человек познать окружающий мир и что представляет собой это познание? В чем смысл человеческой жизни, ее цель и ее ценность? Человек размышляет о добре и зле, прекрасном и безобразном, свободе и справедливости и многих других вопросах, которые называются мировоззренческими.

Размышляя над ними, человек может опираться на жизненный опыт и здравый смысл, на веру в Бога или же на знания, добытые наукой к настоящему времени. Другими словами, эти размышления зависят от типа мировоззрения.

Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. Мировоззрение всегда являет собой «сплав» разнообразных составляющих компонентов. И как в сплаве различные сочетания составляющих, их пропорции дают разный металл, так что-то похожее происходит и с мировоззрением. В структуру мировоззрения входят и играют в нем важную роль, во-первых, обобщенные знания. Они состоят из: а) повседневных, или жизненно-практических; б) профессиональных; в) научных. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезный фундамент получает соответствующее мировоззрение. Во-вторых, вся система ценностей (представления о добре и зле, что хорошо, а что плохо, что получает одобрение или осуждение). В-третьих, формы и нормы поведения. Значимость последнего компонента – поведения – обусловлена тем, что без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Именно через поведение человека, его мировоззрение находит свою реализацию. Ведь неслучайно о человеке судят не по тому, что он говорит, а по тому, что делает. В структуре мировоззрения от глубины отражения действительности выделяют следующие уровни: 1) миросозерцание – фиксируются лишь внешние проявления бытия; 2) миропредставление – здесь создается уже цельная картина мира, но чувства и рассудок еще преобладают над разумом; 3) миропонимание – это самый глубокий уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием.

Вопрос 2. Исторические типы мировоззрения.

Историческими типами мировоззрения являются:

 1) мифология;

2) религия;

3) философия.

 Мифология (от греч. mifos – предание, сказание и logos – слово, учение) – совокупность мифов, преданий о божествах и героях, о происхождении какоголибо народа и т.д., то есть своеобразное понимание мира, характерное для ранних стадий общественного развития, которое характеризуется целостным представлением о явлениях природы и общественной жизни, основы которых возводятся к сверхъестественному началу. Таким образом, миф, во-первых, объединил в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов и т.д., во-вторых, миф выступал как единая, нерасчлененная универсальная форма сознания. Он выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался. В мифологическом сознании человек, общество и природа представляют собой единое и неразрывное целое (синкретизм), связанное тысячью невидимых нитей взаимодействия и взаимопонимания. Миф выполнял многообразные функции. С его помощью: а) прошлое связывалось с настоящим и будущим; б) обеспечивалась духовная связь поколений; в) закреплялась принятая в данном обществе система ценностей; г) поддерживались и поощрялись определённые формы поведения; д) оформились коллективные представления того или иного народа об окружающем мире и месте в нём человека. В процессе развития первобытных форм общественной жизни миф, как основа миропонимания, себя изжил и сошел с исторической сцены. Однако, не прекратился начатый мифологией поиск ответов на особого рода вопросы - о происхождении мира, человека, культурных навыков, тайны рождения и смерти и многое другое т.е., которые составляют основу всякого мировоззрения. Их унаследовали от мифа две важнейшие формы мировоззрения - религия и философия. В поисках ответов на мировоззренческие вопросы религия и философия избрали разные пути.

Религия (от лат. religio - благочестие, набожность, святыня) - специфическая форма мировоззрения, в которой: во-первых, понимание мира происходит через его удвоение на посюсторонний, т.е. земной, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний - «небесный» во-вторых, в основе миропонимания, мироощущения и поведения людей – вера в существование Бога или богов, других сверхъестественных сил, которые господствуют над силами природы, людьми и оказывают на них определяющее воздействие. Являясь своеобразным, фантастическим отражением действительности, религиозное мировоззрение, помимо представлений о «небесных» силах, обобщая многовековой опыт человечества, включает общечеловеческие нормы общежития и нравственные принципы, идеи добра и справедливости, сохранившие свое влияние на мораль современного общества. Таким образом, религиозное мировоззрение: во-первых, развилось из недр мифологии; во-вторых, как и мифология, в первую очередь, апеллирует к чувствам и эмоциям человека, к глубинным структурам человеческого сознания; в-третьих, в отличии от мифа, религия не смешивает земное и потустороннее, а глубочайшим образом разводит их на два противоположных полюса; в-четвертых, в центр ставит поиск высших ценностей, истинного пути жизни и утверждает «вечную» жизнь после жизни.

 Основные функции религии.

1. Мировоззренческая. 2. Воспитательная. 3. Интеграционная. 4. Нравственная. 5. Эстетическая.

 Религия – сложное духовное образование и общественно-историческое явление. В рамках различных религиозных вероучений складывались единые каноны, формирующие нравственно-этические принципы. Благодаря этому религия выступает как мощное средство социальной регламентации и регуляции, упорядочения и сохранения духовной культуры народов. В этом проявляется культурно-историческая миссия религии.

Качественно новым типом является философское мировоззрение.

От мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа.

 Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии их мировоззренческий характер, всю совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека в мире и т.д., но в отличие от мифологии и религии, которые характеризуются чувственно-образным отношением к действительности и содержат художественные и культовые элементы, этот тип мировоззрения (философия) , представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать свои положения и принципы.

Термин «философия» происходит от греческих слов phileo – люблю, друг и sophia – мудрость и означает любовь к мудрости. У древних греков солво любовь, по отношению к мудрости обозначало «стремление к знанию, жажду знаний». Первым, кто употребил слово «философ», был Пифагор (ок. 580-500 до н.э.) Он полагал, что смысл философии – в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит (ок. 520 – ок. 460 до н.э.) Однако, совсем другого мнения придерживались софисты (греч. sophistes — мастер, художник).

Главная задача философа, считали они, — научить своих учеников мудрости. Однако, мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий. Примером может служить софизм «Рогатый», выраженный в следующем умозаключении: «То, что ты не потерял, ты имеешь //ты не потерял рога// следовательно, ты их имеешь». Лукавое мудрствование софистов проявляется здесь достаточно очевидно.

 Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон (428/427— 347 до н. э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин. Это под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.

 По мнению Аристотеля (384—322 до н. э.), задача философии — постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания».

Итак, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие — в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляют свой взор к небу, другие — на землю; одни обращаются к богу, другие — к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т.д. Все это свидетельствует, что философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и, тем самым, она плюралистична (лат. pluralis - множественный). Однако, сказанное вовсе не означает, что различным философским концепциям не присуще общее. Можно вычленить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще.

Практический блок.

- Прочитать лекции по теме.

Ответить на вопросы письменно в рабочей тетради (предъявить на уроке 29.01.2021) (все вопросы по тексту).

Что такое МИРОВОЗЗРЕНИЕ ?


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 79; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!