Особенности национального характера, специфика эмоционального склада, национально-специфические особенности мышления, менталитета граждан стран ближнего и дальнего зарубежья.

ЛЕКЦИЯ 2.6 ОСНОВЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

План:

1. Понятие «менталитет», «национальный характер», «толерантность».

2. Болезнь и здоровье в религии и культуре

3. Семейные ценности. материнство, отцовство, рождение и воспитание детей в религии и культуре

Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (вт.ч. языка) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований.

Этническя психология – междисциплинарная наука, в основе которой лежат этнография и психология. Это наука, изучающая психические особенности индивида или группы людей, связанные с этнической или культурной приндлежностью и прявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях.

Цели этнической псхологии:

- выявление психологических механизмов формирования позитивной этнической и культурной идентичности

- изучение психологических механизмов формирования позитивной толерантности на групповом и личностном уровне

- нахождение путей взаимопонимания и тождественности культур в их духовно-нравственных основах, т.к. они общие у всего человечества.

 

Основа доверительных отношений с пациентом - знание культуры, традиций, особенностей религии

1) В связи со всемирной интеграцией экономики, увеличивающейся миграцией трудовых ресурсов начинает преобладать межкультурное взаимодействие. Россия всегда была многонациональным и многоконфессиональным государством. Многонациональность и многоконфессиональность России закреплены конституционно. В российские медицинские организации обращаются пациенты различных национальностей, и медицинскому персоналу приходится общаться с больными, принадлежащими к разным культурам, этносам и религиям. В настоящее время проблема межкультурного общения медработника и пациента является весьма актуальной.

2) В своей работе медицинский работник должен одинаково внимательно относиться к пациенту независимо от его расовой принадлежности, национальности и вероисповедания. Это регламентируется Федеральным законом РФ №323-ФЗ. Так же в Этическом кодексе медицинской сестры России прописано, что оказание сестринской помощи должно быть независимо от культурных, национальных, религиозных, философских или иных особенностей пациента. В случае противоречия системы мировоззрения пациента и этической концепции медицинской сестры, в рамках сестринской помощи безусловный приоритет имеет мировоззрение и мироощущение пациента.

3) При лечении необходимо учитывать как индивидуальные особенности пациента, так и национально-культурные черты его поведения, психологии, мировосприятия, привычную среду обитания, привычные методы и способы лечения и т.п. Великий врач Авиценна тысячу лет тому назад учил, что «если придать индийцу натуру славянина, то индиец заболеет или даже погибнет. То же будет со славянином, если ему придать натуру индийца». Очевидно, что под «натурой» подразумеваются национально-этнические особенности, связанные с культурой, национальным характером.

4) Практика также свидетельствует, что многие медицинские работники испытывают затруднения при общении с пациентами другой культуры или национальности. Объясняется это рядом причин, главной из которых является отсутствие соответствующей подготовки в российских медицинских образовательных учреждениях.

5). При межкультурном взаимодействии медицинского работника и пациентов, относящихся к разным национальностям, необходимо учитывать особенности национального характера, специфику эмоционального склада, национально специфические особенности мышления, менталитета.

 6) Знание культуры, традиций, особенностей религии поможет медицинскому работнику оказывать высококвалифицированную медицинскую помощь, избегая ненужных проблем при общении медицинского работника и пациента.

7) Медицинский работник, который не может преодолеть чувства неприязненного отношения к другим расам, национальностям и религиям, не должен браться за постоянное оказание медицинской помощи данной группе населения. В экстренной ситуации, угрожающей жизни больного, медицинский работник должен оказать помощь, вне зависимости от национальной принадлежности, социального положения.

8). Одним из важных барьеров, который приходится преодолевать при общении людей разных национальностей, является языковой. Для обеспечения эффективности общения между представителями разных культур недостаточно преодоления языкового барьера. Для этого нужно преодолеть барьер культурный, поскольку другой язык отражает другой мир и культуру.

В разных культурах и в разных обществах отношения между медицинским работником и пациентом складываются и понимаются по-разному.

Каждая культура и каждая национальность включает в себя традиции, обычаи, отношение к окружающему миру, веру, особые медицинские технологии, методики лечения, взаимоотношения между больным и медицинским персоналом.

Знания особенностей различных культур, религий и поведенческих моделей больных позволяют медицинским работникам разработать наиболее эффективный план лечения больных, которые необходим для установления доверительных отношений с пациентом. При этом следует помнить, что знание общих черт той или иной культуры нельзя слепо переносить на каждого отдельного больного.

! Медицинский работник должен быть осторожен в выяснении национальности и религиозной принадлежности, делать это только в тех случаях, когда необходимо учитывать эти данные на благо человека.

 Ситуациями, когда нужно выяснить национальность и вероисповедование своего пациента, являются случаи:

• В результате высокой миграционной способности современного человека в том или ином регионе Земли может появиться заболевание, не характерное для данной местности. Таким образом, для постановки диагноза необходимо выяснить национальность больного и сроки прибытия его в страну.

• Существуют заболевания, характерные только для людей определенной национальности, отдельного района проживания. Например, серповидно-клеточная анемия характерна для жителей Африки; талассемия (малокровие, которое развивается при аномальном строении глобиновой части гемоглобина и передается по наследству) — для жителей побережья Средиземного моря и народов Азербайджана.

• Существуют особые религиозные обычаи (например, соблюдение поста христианами), которые могут повлечь за собой развитие железодефицитной анемии, гипотрофии, если пост соблюдали изначально больные люди.

• Медицинскому персоналу при обучении уходу за ребенком необходимо учитывать национальные и религиозные традиции: правила пеленания, кормления, использования спальных принадлежностей. Разумеется, если эти особенности не соответствуют современным гигиеническим требованиям, то необходимо тактично возражать родителям.

• При назначении диетического питания нужно учитывать религиозные убеждения пациента. Следует помнить, что мусульмане и иудеи не едят свинину; индусы — говядину и телятину; монголы и буряты не едят рыбу.

Особенности национального характера, специфика эмоционального склада, национально-специфические особенности мышления, менталитета граждан стран ближнего и дальнего зарубежья.

У каждого народа есть определенные нормы поведения, с которыми медицинский работник должен быть знаком. Известно немало случаев, когда тратится много времени на разговор с пациенткой, пытаясь уговорить ее принять решение, касающееся ее здоровья, не зная, что традиционно в странах Азии, Востока окончательное решение остается за мужем.

В семьях восточных национальностей бывает много детей. Несмотря на это, каждому ребенку оказывается большое внимание со стороны родителей, такого же отношения родители будут ожидать от наблюдающего их детей педиатра. Обычно отец знает о проблемах своего ребенка не меньше, чем мать. Он адекватно отвечает на все вопросы детского врача.

В восточных традициях считается вежливым вести неспешный, длинный разговор, при этом собеседники не должны перебивать друг друга. Пациент будет ждать от медицинского персонала подобного поведения на всех этапах лечения, особенно на этапе сбора анамнеза. Если медицинский работник нарушает данные ритуалы, то его поведение воспринимается как невежливое, от услуг такого медицинского персонала скорее всего откажутся.

В традициях европейской и американской медицины огромное внимание уделяется праву пациента знать все, что касается его лечения, в том числе и неблагоприятный диагноз на самых ранних стадиях заболевания. Такое отношение к больным присуще не всем культурам, во многих странах оно не практикуется. В России, в восточных странах и странах Латинской Америки — неблагоприятный диагноз или плохой прогноз лечения сообщают сначала членам семьи, которые решают, следует ли информировать об этом больного, когда и как лучше это сделать. В странах с такой медицинской культурой медицинские работники считают, что сообщать больному человеку плохую новость бесчеловечно, это может вызвать дополнительный стресс или привести к преждевременной смерти, если у больного отнять последнюю надежду. Поэтому прежде, чем сообщить неблагоприятный диагноз, в этих странах пациента тщательно готовят, выбирают момент, дают информацию дозированно.

Так же культуры разных стран подразделяют на коллективистские и индивидуалистские. Разделение культур на индивидуалистские или коллективистские является одним из важных показателей в межкультурной коммуникации, поскольку с его помощью объясняются различия в поведении представителей разных культур.

Подавляющее большинство людей живет в обществах, в которых интересы группы превалируют над интересами индивида. Такие общества называются коллективистскими. Причем, речь здесь не идет о власти государства над индивидом, а именно о власти группы.

Самая первая группа, в которой оказывается человек с рождения, — это его семья. В большинстве коллективистских обществ семья состоит из довольно большого количества людей, живущих под одной крышей. В нее могут входить не только родители и их дети, но также дедушки, бабушки, дяди, тети и прочие родственники. Такие образования называются большими семьями или семейными кланами. Если дети вырастают в семьях такого типа, то они учатся воспринимать себя как часть «мы-группы», причем, подобные отношения считаются естественными. Между индивидом и группой изначально развиваются отношения зависимости. В таких обществах не существует «личного мнения». Личное мнение определяется мнением группы.

Коллективистский тип культуры в настоящее время распространен в таких странах, как Гватемала, Панама, Венесуэла, Колумбия, Пакистан, Корея, Россия и другие страны.

В то же время меньшая часть людей на планете живет в обществах, в которых интересы индивида преобладают над интересами группы. Эти общества и их культуры носят название индивидуалистских. В таких обществах семьи включают только родителей и их детей. Такой тип семей называют малыми семьями. Если дети вырастают в малых семьях, то они быстро учатся воспринимать свое «я» отдельно от других людей. Цель воспитания в том, чтобы сделать ребенка самостоятельным, то есть научить независимости, в том числе и от родителей. Более того, ожидается, что как только цель воспитания будет достигнута, ребенок покинет родительский дом. Нередко случается, что, уходя из дома, дети сводят контакты с родителями до минимума или даже прерывают совсем. В таких обществах от человека ожидается, что он ни в каком отношении не будет зависеть от группы. Индивидуалистскими культурами считаются культуры США, Германии, Австралии, Великобритании, Канады, Нидерландов, Новой Зеландии и других стран.

В восточном мире, в странах коллективистской культуры следуют настроению. Плохие новости сообщают не сразу, а ждут, когда наступит время, когда человек, которому их необходимо сообщить, будет готов принять их. Сложные случаи, связанные, например, с операцией, объясняются в целом, без излишней детализации, даются общие рекомендации, способы решения осложнений обговариваются заранее.

В последнее время в российской медицине набирает обороты тенденция в сторону правдивого и раннего информирования пациентов о диагнозе, прогнозе и методах лечения заболевания. Право врача сообщать пациенту правдивую информацию о состоянии его здоровья ограничивается требованием передавать ее в доступной, приемлемой форме так, чтобы не причинить больному морального вреда.

Среди представителей коллективистских культур наблюдается тенденция, при которой больные стараются переложить ответственность за принятие решений, связанных с их заболеванием, своим близким или медицинским работникам. В определенной степени это замечание справедливо в отношении традиционного поведения значительного числа российских пациентов. Медицинский работник обязан учитывать и уважать эти традиции. Он должен быть осторожен, и в каждом отдельном случае ему необходимо косвенно выяснить, кому и в какой форме следует сообщить о плохом прогнозе заболевания, чтобы не подвергать больного излишнему стрессу и не оттолкнуть от себя членов семьи. Однако ему следует помнить, что неприкосновенность частной жизни является важнейшим правилом и моральной ценностью современных цивилизованных обществ, в первую очередь должны учитываться интересы пациента, который сам должен нести ответственность за свое здоровье и принятие решений.

Пациенты, принадлежащие к коллективистским культурам (где групповые ценности преобладают над индивидуальными) (например страны Востока), постараются построить дружеские отношения с мед персоналом. В таком случае пациенты будут больше им доверять, так им будет легче с общаться. Для них действует принцип: деловые отношения – это прежде всего межличностные отношения. Сначала медицинского работника основательно «зондируют» на надежность и ценностные представления. Затем установленные взаимоотношения поддерживаются сувенирами, поздравлениями, другими знаками внимания. Пациенты, принадлежащие к коллективистским культурам, будут задавать вопросы личного характера, иногда излишне откровенничать с медицинским работником.

Пациенты, относящиеся к индивидуалистическим культурам (например страны Западной Европы), будут строить с врачом сугубо деловые отношения и ожидать от него того же. Они руководствуются принципом строгого разделения бизнеса и личных взаимоотношений. Подарки, как и дружбу, относятся к сфере личных взаимоотношений. Дружба может стать результатом длительных деловых взаимоотношений врача и пациента, но и она не должна влиять на интересы дела. Знаки внимания, особенно от незнакомых людей, считаются «нежелательным влиянием» или даже попыткой подкупа. Медицинские работники, относящиеся к индивидуалистической культуре, могут расценивать подарки как подкуп, эксцентричность, скрываемое материальное благополучие. Они отказываются брать подарки, чем оскорбляют пациентов коллективистской культуры.

Россия – страна, которая находится между Европой и Азией. Она имеет глубокие восточные корни и давние культурные связи с Европой и с восточными странами. В России склонны переносить деловые отношения на личные и наоборот. Пациенты предпочитают иметь дело со знакомыми, «своими», рекомендованными врачами. В российских культурных традициях есть подношение даров: можно встретить врача, как благосклонно относящегося к подаркам, так и гневно отвергающего их. Российские пациенты, как правило, готовы дарить небольшие подарки (цветы, конфеты, алкоголь), чтобы установить с врачом дружеские отношения.

На психологию народов России, как и многих других этнических общностей земного шара, оказала большое влияние религия: на население нашей страны — православие, ислам и буддизм, на западно-европейские и северо-американские нации — католицизм и протестантизм, на этносы Ближнего Востока и Африки — ислам. Каждая из этих религий и конфессий формировала определенные особенности мышления, традиции поведения.

Русские, украинцы и белорусы — народы, очень близкие между собой по генотипу, языку, культуре, общности исторического развития. Подавляющее большинство русских, украинцев и белорусов живет в пределах своих исторически сложившихся этнических территорий.

Изучение разнообразных источников, отражающих жизнь, культуру и быт представителей славянских национальностей, обобщение результатов специальных социально-психологических исследований свидетельствует, что в целом большинству из них в настоящее время присущи:
-высокая степень осмысления действительности, хотя и несколько отсроченного по времени от конкретной ситуации;
-достаточно высокие общеобразовательный уровень и подготовленность к жизни и труду;
-уравновешенность в решениях, поступках и трудовой деятельности

Представители русской национальности достаточно легко адаптируются к окружающему образу жизни, быстро привыкают к новым для них условиям, не проявляют особенного пристрастия к национальному питанию, одежде.

Представители тюркской группы народов России (татары, чуваши, башкиры, тувинцы, хакасы, алтайцы), проживающие сегодня преимущественно на территории Поволжья, Урала, Южной Сибири и Алтайского края и представляющие собой достаточно самобытные, сплоченные национальные общности. Наиболее общими национально-психологическими особенностями их представителей, влияющими на межнациональные отношения, являются:

- острое национальное самолюбие, особое чувство осознания своей национальной принадлежности;

- неприхотливость и непритязательность в быту и при выполнении профессиональных и повседневных обязанностей;

- высокое чувство ответственности перед коллективом, руководителем и сослуживцами;

- дисциплинированность, исполнительность и настойчивость при выполнении любых видов деятельности;

Финноугорские народы нашей страны (мордва, удмурты, мари, коми, ханты, манси, саамы, карелы). Им присущи своеобразные национально-психологические особенности:

-трудолюбие, дисциплинированность, исполнительность и аккуратность во всех видах деятельности;

-неприхотливость в повседневной жизни и в быту;

-твердость, рассудительность, неторопливость и последовательность в действиях и поступках

-стремление к эмоциональной и интеллектуальной близости с другими людьми, пониманию их образа жизни и мышления

-просты и добродушны в общении с представителями других этносов, обладают живостью ума, хорошей памятью

Буряты и калмыки — представители группы монгольских народов, проживающих на территории нашей страны. В национальной психологии бурят, с одной стороны, утвердились такие качества, как выдержанность, рассудительность, немногословность, слабое выражение эмоций и чувств, внутренняя уравновешенность, а с другой — активно функционировали коллективизм, взаимопомощь, взаимовыручка, исполнительность, устойчивость родственных связей, уважительное отношение к старшим, стремление обойти острые углы, конформность, терпеливость во взаимоотношениях .
    Народы Северного Кавказа наделены:

-высокоразвитым, обостренным чувством национальной гордости, самолюбия и самоуважения,

-большой приверженностью национальным традициям и привычкам, способствующим поддержанию родовой сплоченности и ответственности;

-чертами преимущественно холерического и сангвинического типов темперамента, взрывной эмоциональностью, повышенной чувствительностью к чужим поступкам и суждениям, ярко выраженным стремлением к самовыражению и самопрезентации;

Народам Прибалтики присущи:

уравновешенный темперамент, высокую эмоциональную устойчивость, невозмутимость, хладнокровие в сложных ситуациях, терпеливость и обстоятельность во всех видах деятельности, способность выдерживать большие нагрузки, стойко переносить трудности и лишения повседневной жизни;

приверженность строгой логике в мышлении, тщательное осмысление явлений, событий, фактов

Народы Средней Азии и Казахстана. Национальные особенности:

-слабовыраженной внешней эмоциональностью, сдержанным темпераментом, спокойствием и рассудительностью;

-способностью стойко переносить физические страдания, неблагоприятные погодные и климатические условия;

-высокой исполнительностью, честностью, уважением к старшим;

Народы Закавказья — Грузии, Армении, Азербайджана национальные особенности характера схожи с народами Северного Кавказа.

В своей работе каждый медицинский работник должен учитывать национальные особенности пациента, проявляя уважение к традициям, менталитету, национальному складу характера.

Можно дать следующие рекомендации при общении медицинского работника с пациентами иной национальности:

• следует учитывать тип культуры, национальность, вероисповедание, при лечении и общении с пациентом, нужно вести себя в соответствии с имеющимися знаниями и компетенциями, ожидаемыми реакциями;

• в своей работе нужно одинаково внимательно относиться к пациенту независимо от его расовой принадлежности или национальности;

• медицинский работник должен быть терпимым, толерантным к проявлениям национально и религиозно ориентированных моделей поведения пациентов;

• надо быть осторожным в выяснении национальности и религиозной принадлежности, делать это только в тех случаях, когда необходимо учитывать эти данные на благо человека;

• при лечении необходимо учитывать как индивидуальные особенности пациента, так и национально-культурные черты его поведения, психологии, мировосприятия, привычную среду обитания, привычные методы и способы лечения и т.п.;

• следует быть сдержанным в проявлении эмоций, не рекомендуется сопровождать беседу комментариями оценочного или диагностического характера;

• быть вежливым, общаться с пациентом только на «Вы», называя пациента по имени или имени-отчеству в зависимости от культурной традиции;

• быть сдержанным не только в вербальном, но и в невербальном поведении;

• уметь считывать невербальные сигналы, имеющие культурно-историческую семантику, которые ему посылает пациент.

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 328; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!