Техника и приёмы письма палехской лаковой художественной миниатюры.



1) Перевод рисунка. Оборотная сторона рисунка натирается сухим порошком мела или белил, пальцем. Затем рисунок накладывается на поверхность предмета и переводится цировкой, причём, как карандашом, тщательно обводятся все контуры рисунка. Чтобы при переводе рисунок не сдвигался и не перекашивался, можно временно верхние его углы приклеить к поверхности предмета каким-либо лёгким клеем. Когда его снимают, на поверхности предмета остаётся чёткий отпечаток. Остатки порошка белил смахиваются гусиным пером так, чтобы контуры рисунка остались чистыми.

2) Белильная подготовка делается для того, чтобы прочнее держался цвет красок на лаке. ( Известно, что чёрный лак поглощает яркость цвета, а белильная подготовка предохраняет его от поглощения.) Художник, работая над композицией, продумывает, где и какие положить тона: где яркие, где менее яркие, где тёмные. Сообразно этому и делается белильная подготовка. Самые светлые места подготавливаются густыми, во всю силу, белилами. Тона средней яркости подготавливаются менее густо, а более тёмные – жидкими белилами. Совсем тёмные места, как внутренние части построек, пещер, чёрные одежды, чёрные животные, глубокие провалы между волнами, остаются без белильной подготовки. Она ведётся плавью чисто и мягко, без шероховатостей, в строгом соответствии с рисунком. С правильно выполненной белильной подготовкой работа будет выглядеть как бы уже законченной, сделанной по принципу светлого силуэта. (Работы, выполненные лишь в такой подготовке без цвета, И. И. Голикова и других художников вызывают большой интерес и хранятся в некоторых музеях). Серьёзная подготовка белилами помогает ускорить работу художника на её дальнейших этапах.

3) Роскрышь красками – наложение цветных пятен. Для роскрыши, как и для подготовки белилами, нужна кисть средней остроты. Из подготовленных красок составляются на палитре тона разной густоты.

Роскрышь элементов пейзажа делается и другим приёмом. Например, нужно прокрыть гору желтоватого тона. Разводится яичным растворителем на палитре светлая охра до нужной для плави густоты. Ею проплавляются световые части горы и её площадки. Затем составляется жёлтый тон несколько темнее первого, и им проплавляются теневые части горы и её уступы, а входы в пещеры прокрываются умброй.

Третий приём роскрыши – все элементы живописи раскрываются плавью, всякий своим одним основным тоном. Таким приёмом раскрываются одежды человека, фигуры животных и некоторые другие элементы живописи. При такой роскрыши соблюдается ровность и прозрачность плави, чтобы раскрытые элементы не были просто раскрашены, не смотрелись бы чистой краской, но чтобы каждая плавь играла живым тоном. При роскрыши плавью преследуется и очень важная задача – создать впечатление объёма. Так как краски имеют свойство отстаиваться (светлые их части осаждаются вниз, а тёмные поднимаются на верх плави), то чем больше красочный слой, тем больше выступает на поверхность тёмных частичек краски, и если художник прокрывает плавью неровно, то роскрышь ложится тёмными пятнами. Хорошо владеющий плавью художник умеет использовать это свойство красок. Тонкий ровный слой плави нужно оставлять на световых частях, а более густой, с осадком, пригонять к теневой части. Таким образом уже достигается некоторая характеристика объёмов. Роскрышь голов и обнажённых частей тела человека – санкирь. Санкирь составляется согласно выбранному художником типажу. Он может быть светло-жёлтым, для загорелого лица – коричневатым, для бледного – жёлто-зеленоватым и разных других тонов. Роскрышь и санкирь делаются одновременно.

4) Роспись – прорисовка по роскрыши тёмным тоном всех контуров и деталей. Для росписи составляется тёмный тон, в большинстве случаев из жжёной умбры. Разводят её яичным разбавителем, и острой беличьей кистью выполняют роспись. На деревьях – оконтуриваются их стволы и сучья, прорисовываются общие формы их листьев, на горах – площадки и уступы, на воде – рисунок волн. Прорисовываются все контуры и складки одежды человека, контуры животных, палат и их украшений, а также всех других элементов композиции. Роспись делается художником не одинаковыми, а мягкими, плавными, тёмными, живыми линиями разной толщины и разной силы. Нужно, чтобы линии росписи не смотрелись отдельно от роскрыши, а сливались с нею в общем её тоне. При росписи, как и при роскрыши, разностью силы линий выявляются объёмы изображений. Одновременно с росписью фигуры человека прорисовываются по санкирю таким же тёмным тоном голова и обнажённые части его тела, черты лица, волосы и пальцы рук и ног (опись).

5) Приплавка теневых и световых частей всех элементов композиции. Приплавка делается кистью средней остроты с целью выявления объёма. Чего не удалось полностью достичь при роскрыши и росписи, дополняется лёгкими приплавками теневых и световых частей. Например, на одеждах делается лёгкая приплавка теней тоном несколько темнее роскрыши. В элементах пейзажа также приплавляются их теневые части тонами несколько темнее роскрыши, а на световых частях тонами несколько светлее её, чтобы тон каждого элемента смотрелся звучнее и живописней. Для этого приплавка делается не всегда одинакового тона с роскрышью, особенно в пейзаже. Например, в писании воды. Если вода раскрыта кобальтом, для улучшения звучания общего тона теневые части или провалы между волнами проплавляются ультрамарином, а самые световые части первопланных волн – изумрудной зеленью с белилами. Получаются переливы нескольких разных тонов, и общий тон становится звучней. Так же и в письме гор, например, жёлтого тона. Их теневые части и уступы приплавляются тёмной охрой с киноварью, а световые части и лещадки – несколько светлее, холодноватым зеленовато-жёлтым, и общий тон горы приобретает хорошее звучание. В письме деревьев – если оно осеннее, то теневые части листвы проплавляются холодноватой зеленью, а листва световых частей дерева, наоборот, золотисто-тёплыми тонами.

6) Окончательная отделка красками одежд, фигур человека и всех предметов пейзажа. Отделка красками также преследует цель ещё больше усилить условный объём всех элементов и придать им законченность. На некоторых одеждах, фигурах человека делаются пробела. Большинство пробелов делается золотом (в след.этапе), но делаются они и красками. Между пробелами золотом и краской имеется существенная разница, несмотря на то, что назначение их одно и то же – выявление объёма. Пробела золотом имеют несколько разновидностей. Пробел красками – одного типа. Он накладывается на одеждах, самых высоких местах тела человека, например, на плечах, на груди, животе, коленях, а также и на телах животных. Пробел всегда кладётся точно по форме тела и подчёркивает её. Если он будет положен неправильно, то и фигура будет смотреться неправильной, изломанной. Пробел делается в три тона, созвучных роскрыши, росписи и теневым приплавкам. Сам пробел делает условные складки одежды и имеет разные формы: на плечах, коленях – в виде завитков, на груди и животе – эти завитки несколько прямей, на берцовых и плечевых частях – совсем прямые. Пробел имеет основное пятно, которое называется силкой. От этой силки идут штрихи, которые подчёркивают форму ноги, руки или других частей человеческого тела. Первый тон пробела более широкий и чуть светлее роскрыши, второй несколько светлее и уже первого, а третий тон, более светлый, делается в одну линию, которая подчёркивает второй тон и называется оживкой пробела. Для лучшего звучания пробела кладутся по тёплым тонам роскрыши холодными тонами, по холодным – тёплыми. На фигурах животных пробел кладётся по форме их тела, на самых выпуклых мышцах, так же в три тона, лёгкой плавью. На деревьях, по светлой приплавке, делается соответствующим тоном листва деревьев и их форма. На горах, по светлой приплавке, делаются лежащие по площадкам камушки (кремешки). Палаты (постройки) отделываются в два тона, первый тон более слабый, а второй светлее и в одну линию, которая подчёркивает выступы архитектурных украшений карнизов, узоров, орнаментальной резьбы и даёт постройке законченный вид. Вся отделка красками делается мягко, не вырывается из тонов роскрыши и приплавок, органически связывается со всеми окружающими тонами и придаёт законченность всей живописи.

7) Письмо головы человека и обнажённых частей его тела.

Итак, голова подсанкирены и описаны тёмным соответствующим тоном. Далее следует выплавка головы (прописка головы жидкими красками), прежде надо сделать на ней отметки белилами – движки. Они нужны для определения тех мест на лице, где накладываются плави. Делаются движки острой кистью, короткими линиями, белилами на носу, на лбу, на скулах. Они определяют на лице морщины, волосы, на руках и ногах – ногти и суставы. Плавь делается кистью средней остроты. Первая плавь называется охрением. В светлую охру вмешивается немного белил и киновари. Этот тон называется телесным. Разводится он яичным разбавителем до состояния, пригодного для плави. Этим тоном приплавляются выпуклые места на лице, шее, ушах, руках, ногах. Эта плавь делается с таким расчётом, чтобы она сквозила через последуюшие плави. Как только высохнет охрение, идёт вторая плавь. Это – наложение румянца на щеках, надбровных буграх, на слезничках, на конце носа, на губах, на мочках ушей, на сгибах пальцев рук и ног, на локтях, ладонях и коленях. Румянец составляется в большинстве случаев из одной киновари. Он также накладывается плавью и также с расчётом, чтобы он сквозил через последующие плави. Третья плавь проплавляется жжёной умброй зрачки глаз, брови, усы. Если голова с тёмными волосами, то проплавляются волосы, а если она с седыми волосами и седой бородой, то этим тоном проплавляются только концы волос и места между их прядями. Четвёртая плавь – подбивка. Санкирь – это основной тон головы, он делается несколько темнее задуманного тона всего лица и в теневых его частях никакими плавями не заплавляется (кроме зрачков глаз и волос). Санкирь остаётся до окончания работы, характеризуя тень на лице и на всех обнажённых частях тела. Тон подбивки составляется из охры и киновари. Белила в него никогда не добавляются. Они, в смеси с упомянутыми красителями, дают тону подбивки седину, которая никак не соединяется с санкирем. Эта четвёртая плавь является промежуточной. Назначение её – объединить все предыдущие плави с санкирем, чтобы между ними не было резких границ, чтобы световые части лица и фигуры были окутаны лёгким полутоном. Подбивкой же приплавляются световые части тёмных волос, их прядей или кудрей. Пятая плавь называется сплавкой. Тон её составляется согласно выбранному художником тону лица. Он может быть светло-розоватым и тогда составляется из светлой охры, белил, киновари и кармина. Для лица загорелого делается тон сплавки из охры, киновари с небольшим добавлением белил и кармина. Для изнурённого лица тон составляется из охры, кармина, белил с небольшим добавлением ультрамарина. Назначение сплавки – объединить предыдущие плави (охрения, румянца и подбивки) и дать нужный общий тон лица. Сплавка не должна выходить из пределов подбивки на санкирь, так как имеет в своём составе белила и с санкирем не соединяется. Она должна быть так наложена, чтобы предыдущие плави просвечивали сквозь неё. Этой же сплавкой делаются блики на самых светлых прядях или кудрях тёмных волос. На голове с седыми волосами и бородой вслед за сплавкой отдельно проплавляется седина. Тон этой плави составляется из белил, охры и сажи. Он должен быть немного светлее и холоднее санкиря. Шестая, последняя плавь – наложение бликов. Плавь бликов составляется из светлой охры, белил и киновари. Ею проплавляются самые выступающие части лица с таким расчётом, чтобы блики были несколько светлее сплавки и мягко сливались с ней. Эти блики наносятся на лобных буграх, на морщинках, надбровных дугах, скулах, на носу. Этим же тоном освещаются блики глаз, а также все выступающие части тела человека. Блики накладываются и на седых волосах головы, бороды, на усах и бровях тоном, несколько светлее наплавленного ранее. Дальше идёт окончательная отделка голов и обнажённых частей тела с восстановлением рисунка – опись. В процессе плавей головы ранее сделанная опись несколько заплавляется. Требуется её восстановить. Для этого берётся острая кисть, составляется тёмно-коричневый тон (больше всего из жжёной умбры) и им прорисовываются все черты лица тонкими, живыми линиями. Этими линиями художник выявляет определённый образ человека, его психологическое состояние и характер. Этим же тоном прорисовываются пряди волос, контуры рук и ног и других обнажённых частей тела. Восстанавливается опись лица и волос, а также и движки, которые были нанесены перед плавью по санкирю. Они делаются тоном несколько светлее плави бликов. Движки ещё больше выявляют объём лица, подчёркивают его характеристику и придают изображению головы законченность. Одновременно расчёсываются волосы на голове, бороде, усах тоном несколько светлее, чем наложенные блики. Зрачки глаз и реснички прописываются сажей.

Остаётся лишь расписать всю работу золотом и серебром, кроме уже сделанных краской пробелов, но предварительно необходимо всю выполненную работу закрепить лаком. По незакреплённой живописи писать золотом нельзя: краски поглощают золото. Предмет расписанный красками, покрывается копаловым лаком дважды. После каждого покрытия хорошо просушивается. Перед росписью золотом лаковая поверхность оттирается пемзой до матовости, так как золото к лаку не пристаёт. Порошок пемзы с оттёртой поверхности смахивается гусиным пером. Пробела золотом и алюминием накладываются на одеждах в тех местах, где не наложены пробела цветом. Они делаются по тёмным тонам – золотом, по светлым – серебром. Ими же выполняются все орнаментальные украшения. Роспись золотом и серебром на миниатюре применяется в трёх видах: ''в щетинку'', инокопью и роспись орнаментом.

 

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 539; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!