Игра, праздник и священнодействие

Мария Слуднова, 3 курс, доклад, совместно с Владой Смирновой (по заданию), в процессе работы мы советовались друг с другом.

Тема: Йохан Хёйзинг «Хомо людиенс» («Человек играющий»). Биография (Слуднова). Основные идеи (Смирнова).

Биография

Фигура нидерландского историка Йохана Хёйзинги одна из наиболее интересных и привлекательных в исторической, культурологической и философской мысли 20 столетия.

Йохан Хёйзинг – нидерландский философ, историк, исследователь культуры, профессор Гронингенского (1905—1915) и Лейденского (1915—1940) университетов.

Кратко:

Родился: 7 декабря 1872 года в небольшом городе Гронингене. Умер: 1 февраля 1945 года близ города Арнема.

Хёйзинга родился в семье священника-меннонита. Несколько поколений его предков были протестантскими священниками менонитского толка. Изучал историю индоевропейской литературы и общую историю, хотя формально исторического образования он не имел.

В 1897 году защитил диссертацию, посвящённую образу видушаки (видушака – шут) в индийской драме.

В 1905 году получил должность профессора Гронингенского университета, где преподавал до 1915 года.

Затем перешёл в Лейденский университет и оставался его профессором вплоть до 1942 года, когда немецкие оккупационные власти запретили ему преподавание за негативные отзывы о нацизме и антисемитизме.

В годы немецко-фашистской оккупации Нидерландов учёный был арестован и заключён в концлагерь.

Хёйзинга получил мировую известность благодаря исследованиям по истории западноевропейского Средневековья и Возрождения. Наиболее известные произведения являются:

· «Осень Средневековья» (1919)

· «Эразм» (1924).

Впоследствии самым знаменитым сочинением Хёйзинги стал:

трактат Homo Ludens («Человек играющий», 1938).

Подробнее:

С самого начала своей жизни Хёйзинга был абсолютным гуманитарием, не интересовавшимся тем, что называется точными или естественными науками. Хотя его отец занимался химией и биологией. В гимназии Хейзинга увлекся семитскими языками – ивритом и арабским. Знавшие его отмечали, что он всегда работал без спешки и суеты, при этом, не ставя перед собой никаких целей. Он изучал только то, что ему было интересно само по себе. В своей автобиографии "Мой путь историка" он говорит, что не был усердным читателем.

Нидерланды конца 20 века были относительно бедной страной. У семьи Хёйзинги не хватало денег, чтобы послать сына в Лейденский университет, где он смог бы продолжить изучение семитских языков. Пришлось ограничиться университетом в Гронингене, где была специальность "Голландская филология". Почему-то в эту филологию было включено изучение санскрита.

При этом с юности за Хёйзингой закрепилась слава человека, который рано встает и все успевает. Хотя его любимым занятием были просто одинокие прогулки, во время которых так хорошо думается. Он ценил свои мысли и старался просто понять то, что парит в воздухе. Юный Хёйзинга был подчеркнуто аполитичен. Даже не читал никаких газет. Настоящая жизнь, полагал он, пребывает в душе человека. Искусство Хёйзинга почитал выше жизни, точнее – её высшей ступенью.

После Гронингена он продолжил обучение в Лейпциге, где изучал славянские языки, а также литовский и древнеирландский. Его диссертация называлась: "О видушаке в индийской драме", для чего ему понадобилось прочитать на санскрите большинство древнеиндийских пьес. В работе Хёйзинга показал глубокое отличие восточного понимания «смешного» от европейского.

После защиты диссертации ему пришлось пойти обычным гимназическим учителем истории в Харлеме. Он по-настоящему занялся историей, лишь начав её рассказывать:

· "О критическом фундаменте я не беспокоился. Более всего мне хотелось дать живой рассказ", - вспоминал он.

Эту живость он перенёс и в свои работы. Важно, что живость, а не беллетризованность. Не случайно академические историки всегда относились к нему с подозрением:

· "Роскошная вещь, - сказал об "Осени Средневековья" один из них, - только не думайте, что это похоже на историю".

· Другой отмечал, что Хёйзинге "всегда не хватало солидной методологической базы".

Но после того как мир ознакомился с трудами Хёйзинги, история как анализ ментальности сама стала методологией.

Когда освободилось место на кафедре истории в Гронингене, он подал документы и был (вопреки сопротивлению университетской общественности, но по настоянию своего учителя) зачислен на кафедру без единой публикации по истории.

За время преподавания с 1904 по 1915 годы он практически ничего не опубликовал. С точки зрения классических университетских традиций – это почти нонсенс.

Но, при этом, он удачно женился на дочери одного из почтенных гронингенских бюргеров, занимавшего одновременно высокий пост в местном самоуправлении.

Позже Хёйзинга признавался, что в эти годы в его сознании произошел разрыв с Востоком и сближение с европейской историей. Прежде всего, с поздним Средневековьем.

Он сам рассказал, что во время одной из прогулок его осенила идея: позднее Средневековье - не провозвестие будущего, а отмирание уходящего в прошлое. Уходила в прошлое история, начавшаяся от республиканского Рима. Впервые читатель мог понять чувства и мысли других, уходящих, людей. Людей давно минувшей эпохи. Уже потом начнут искать определение ментальности как связи между временем и пространством в восприятии отдельного индивидуума, а также кодов и знаков этой связи.

Ни разу не побывав в Америке, Хёйзинга написал книгу о ней, видя в ней будущее. Осень Средневековья - томительное и сладостное увядание. Современная Америка - бурный старт в будущее.

В это время он уже переехал из Гронингена и стал преподавать в Амстердамском университете. На деньги голландского правительства он едет в США и пишет вторую книгу об этой стране. Ему предлагали остаться там, но он вернулся на родину. Общественное признание росло. Он был даже одним из свидетелей на свадьбе принцессы Юлианы и немецкого финансиста Бернарда, ставшего нидерландским принцем. Удивительно, но когда пишутся эти строки, принц Бернард всё ещё жив, находится в полном сознании, а на троне Голландии - его дочь Беатрис.

Его первая жена скончалась, он женился вторично. Интеллектуальный статус Хёйзинги в Европе был необычайно высок, хотя и в достаточно узких кругах. Тем не менее, для своей страны он был одним из интеллектуальных и моральных лидеров. В Европе же и в Америке его идеи расходились мгновенно. Причем слишком многие не только не ссылались на Хёйзингу как на первоисточник своих упражнений, а, скорее, стремились побольнее уколоть его, как пусть и блистательного, но непрофессионала. Он не обижался и никому не отвечал на упреки.

В 1938 году еще одна интеллектуальная новация - книга "Homo Ludens" - "Человек играющий". В сущности, это была первая в гуманитарном знании полноценная книга той сферы, что потом стала именоваться "культурологией". Сегодня, когда в культурологи идут преимущественно люди, ленивые умом, это понятие оказалось весьма дискредитированным. Но Хёйзинга показал, как через культуру, точнее, через ее малую часть - через игру, можно увидеть мир и войну, политику и поэзию, флирт и спорт - да что угодно. Это была и великолепная игра ума. Хёйзинга как никто соответствовал образу Магистра игры из "Игры в бисер" Германа Гессе. Да и история для него - не столько наука, не столько искусство, сколько загадочная и прекрасная игра в бисер, где только честность, мудрость и доброта имеют значение.

Основные идеи

Главная мысль, которая лежит в основе концепции: сущность культуры – в игре.

Иными словами, культура имеет игровую природу. Это значит, что она включает в себя 2 основополагающих компонента, которые, на первый взгляд, кажутся противоречащими друг другу:

· 1 - свободу действия,

· 2 - подчиненность правилам.

Но это 2 полюса одной системы. Культура родилась в процессе игры и существует в нем. Изначально, с самих истоков, она связана с состязательностью, с соперничеством.

Хёйзинга рассматривал различные проявления культуры и выявлял в них игровую суть. Это касается даже таких, казалось бы, унылых вещей, как судебные тяжбы, или таких кровавых, как войны. Судяжничая или воюя, люди все равно играют, как ни странно это может звучать. Философ называл это "агональным инстинктом" - подспудным желанием достичь успеха, настоять на своем, победить, что является движущей силой множества наших поступков.

Другой аспект игры - интеллектуальный. Все знают выражение "игра ума" - так вот, это как раз в точку. Перебирая в голове различные варианты решения проблем, разгадывая ребусы, размышляя над философскими проблемами и т.д., человек играет. Это и удовольствие, и занятие, и утверждение себя как культурного существа.

Свойства игры

Хёйзинга утверждает, что «игра существует до всякой культуры, витает над ней», что любая культура существует как игра, «разыгрывается». Отсюда и термин «человек играющий», который, по мнению автора, указывает на столь же важную и определяющую функцию нашего вида, как и «делатель» (homo faber).

Игра – функция, которая не обусловлена ни биологией, ни логикой, ни этикой. Более того, играют не только люди, но и животные. Исследование невозможно без ответа на вопрос, что такое игра. При всем многообразии форм любые игры объединяет несколько важных факторов: правила, особые пространственно-временные условия и удовольствие. Хёйзинга предлагает следующее определение: «Мы можем назвать игру с точки зрения формы некоей свободной деятельностью, которая осознается как ненастоящая, не связанная с обыденной жизнью и тем не менее могущая полностью захватить играющего; которая не обусловливается никакими ближайшими материальными интересами или доставляемой пользой; которая протекает в особо отведенном пространстве и времени, упорядоченно и в соответствии с определенными правилами».

Стоит отдельно упомянуть состязательный элемент, присущий практически любой игровой деятельности, и объединяющие свойства игры, формирование команд и сообществ.

Привычное противопоставление игрового и серьезного существует только в качестве абстракции. В то время как «смысловое содержание серьезного определяется и исчерпывается отрицанием игры <…> смысловое содержание игры, напротив, ни в коей мере не описывается через понятие несерьезного и им не исчерпывается. <…> Серьезность стремится исключить игру, игра же с легкостью включает в себя серьезное».

Игра в разных языках

Все народы играли и играют, причем на удивление схожим образом, что и наводит Хёйзингу на мысль о том, что игра – предшественница культуры, а не ее побочный продукт; но не в каждом языке существует всеобъемлющее понятие для выражение идеи игры как таковой.

В современных языках понятие игры стало столь универсальным, подходящим как для:

· музыки,

· так и для словесных каламбуров,

· спорта,

· социальных

· и природных явлений.

Так, в древнегреческом существует специальный суффикс, связанный с детской забавой: «В полной самостоятельности этого суффикса уже как бы символически выражена окончательная неупрощаемость понятия игры». При этом не описываются спортивные турниры, которые мы тоже называем играми. Они представляли важную часть жизни греков и описывались отдельным термином, обозначающим состязание и борьбу, – «агон».

· В санскрите существует 4 основных корня, обозначающих игру. Помимо обычного своего значения, они применяются к явлением природы (игра ветра, игра волн) и к лицедейству (в значении «как будто»).

· В китайском языке существует 2 понятия, применяемых для обозначения игры, одно из которых семантически тяготеет к занятиям, которым человек отдается со вниманием, но беззаботностью («обследование», «перебирание бисера», «наслаждение лунным светом»), а другое сопоставимо с греческим понятием состязания.

· Японский язык оперирует понятием игрового языка, которое означает учтивую речь, уместную по отношению к лицам с более высоким статусом. Вероятно, это связано с тем, что «высокопоставленная персона видится на такой высоте, где ее поступками движет лишь желаемое ею самой удовольствие».

· В семитских языках (арабском, сирийском, иврите) понятие игры тесно связано с понятием смеха, иногда – с музыкой.

· Латынь в отличие от всех вышеупомянутых языков пользуется емким понятием «ludus», охватывающим с помощью различных производных все области игрового поведения.

Игра, праздник и священнодействие

Праздник, как и игра, знаменует прекращение обыденной жизни. В архаичных культурах праздники являются частью мистического культа, однако и игры им не чужды – древнегреческие Дионисии, к примеру, сопровождались театральными представлениями. Игры эти носят вполне серьезный и подлинно священный характер – известен случай, когда индеец племени квакиутль убил свою дочь, заставшую его за изготовлением маски к празднику. Сознанию дикаря свойственно погружаться в разыгрываемый культ, искренне верить и всецело принимать правила игры. Он, подобно ребенку, отождествляется с тем персонажем, чья маска находится на его лице.

Массовые или одиночные состязания – неотъемлемый элемент ранних культур. Агон может принимать формы невинного и даже шуточного соревнования или представлять собой кровавую битву – в основе любой борьбы лежит игровой элемент. Поле, в котором нужно доказать свою смелость, выносливость, силу, ум, красноречие и даже щедрость – игровое пространство со своими жесткими правилами. Несмотря на то что многие герои мифов Древней Греции, Махабхараты, Песни о нибелунгах выигрывают состязания с помощью хитрости, они не становятся шпильбрейхерами, игроками, нарушающими правила игры, а лишь задают состязаниям новое направление, делая хитрость предметом борьбы.

Отдельно можно выделить игру как творческий процесс.

Хёйзинга особое внимание уделял в этом смысле поэзии, которая, как он думал, чуть ли не единственная сейчас сохранила бескорыстный характер изначальной игры. Но в целом он заметил постепенную потерю культурой своего естественного свободного игрового характера. В наше время игра коммерциализируется и становится все более утилитарной.

Например, бескорыстный игровой смысл спорта теряется, все подчиняется выгоде, свобода теряется под натиском жестких правил.

Процесс потери культурой игрового характера воспринимался Хёйзингой как потеря сущности культуры, то ее гибель. Короче говоря, теряя свой игровой характер, культура убивает сама себя. Спасти её может только возврат к бескорыстной, свободной игре.


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 65; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!