Обряд календарный фольклор заговор кубань



В патриархальном обществе календарный праздник был связан с культом, обрядами и выполнял функцию регуляции эмоционального состояния и коллективного опыта. В обрядовом фольклоре закодирована идеология этнического сообщества.

В календарный комплекс входили обычаи и традиции, приуроченные к памятным датам православных святцев и обряды производственного назначения, сопровождавшие важнейшие события народного быта. Сельская община, регулируя общественно-экономическую и культурную жизнь, следила за исполнением обрядово-праздничных установлений. В праздничные дни прекращались всякие работы. Нарушение традиций влекло за собой применение санкций морального и административного порядка.

Исторические материалы свидетельствуют о том, что роли исполнителей обрядов четко регламентировались и рассматривались как жизненно важные, сакральные. До начала XX века календарная обрядность носила коллективный характер и строилась по принципу половозрастной иерархии. В компетенцию пожилых женщин входили ритуалы, связанные с культами воды и смерти. Мужчины и женщины зрелого возраста, имевшие опыт хозяйственной деятельности, исполняли обряды по обеспечению урожая. Холостая молодежь, подростки и дети участвовали в играх, хороводах, ряжении. В ритуальном общении внутри половозрастных групп и между поколенными группировками воспроизводились и передавались социально значимые формы поведения.

Анализ ритуального поведения в рамках календарных обычаев и обрядов проясняет смысл мифологических представлений раннего этапа этнокультурной эволюции, когда доминировали жесткие запретительные и разрешительные формы регуляции, относившиеся главным образом к родственным и соседским отношениям, к сфере жизнеобеспечения.

Основные календарные комплексы приходились на переходные моменты в годовом цикле. Их ядро составляли: подготовка реквизита, ритуальных блюд и символических атрибутов; исполнение фольклорных текстов; получение вознаграждения и коллективные трапезы. Темные силы символизировали стихийно-природные свойства молодежного возраста, отсюда проявления крайних форм поведения ряженых.

Культурная политика большевиков, направленная на уничтожение календарных, религиозных и семейно-бытовых укладов, привела к деградации традиций. Разделение массового праздника на парад-демонстрацию и народные гулянья было типичным для всех регионов страны. Санкционированные, срежессированные и отрепетированные зрелища вытеснили игру, импровизацию. На смену стихийному самовыражению пришли организованные формы межличностных общения. Утверждение общесоюзных стандартов, игнорирование многообразных местных этнокультурных традиций способствовали унификации культуры.

Проблема заключается в том, что с исчезновением носителей и сфер бытования фольклора, нарушается преемственность в сохранении, воспроизводстве и передаче культурного наследия. Сознательное включение в фольклор авторских приемов, ориентация на сценические формы пропаганды народного искусства ведут к эклектике и искажению самобытности празднично-обрядовой культуры региона.

В современном обществе ценностные системы все более приобретают личностно значимый характер. Массовый календарный праздник рассматривается как средство реализации индивидуальных культурных потребностей.

Народная заговорно-обрядовая культура Кубани в прошлом содержала в себя архаические воззрения - такие как анимизм, тотемизм. В том, что принято считать тайным знанием, есть как минимум три составляющие: религиозная, целительская и регулятивная. В прошлом лечением занимались многочисленные категории знахарей с конкретными специализациями (хотя врачевать умели и колдуны). Знахари были поборниками этических традиций: не имели права отказывать просителю и тем более требовать за услуги какой-нибудь платы.

Колдуны и ведьмы отличались тем, что умели осуществлять виртуальные контакты с нечистой силой и наносить вред окружающим. Для виртуальной практики требовались некие суперсенситивные и экстрасенсорные способности, которые они получали от других "специалистов" или свыше. Главное же, они умели входить в измененные состояния сознания (ИСС) и работать в них.

У каждого колдуна или ведьмы известные только им специфические техники работы в измененном состоянии сознания. В лечебных сеансах используется психотерапия: больной человек должен поверить в то, что исцеление наступит обязательно. Во время сеансов в ИСС вводятся и перципиенты. В настоящее время есть научные подтверждения тому, что некоторые люди обладают паранормальными способностями, дающими им возможность воздействовать на окружающих, но многие тайны подобного воздействия остаются пока неизвестными. Магическая практика, основанная на традиционных корнях, имеет многовековую историю, и это подтверждает ее реальность и большие возможности. Однако, перенесение заговорно-обрядовой культуры на неаутентичную социальную почву, не всегда благо для нее, что наглядно демонстрируют исполнительские жанры фольклора, освоенные художественной самодеятельностью и профессиональными мастерами. Востребованность аутентичного фольклора и его вторичных форм исходит из потребности в альтернативных парадигмах. Переосмысление многообразных пластов традиционной культуры означает расширение массового сознания, введение в него иных культурных стереотипов, обретение новых социальных связей и перспектив. Эти тенденции определяют необходимость бережного отношения к традициям и инновациям в календарном и заговорно-обрядовом фольклоре.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Агеева, Е.А. Старые и новые сказания и писания староверов (по полевым исследованиям 80-90 годов XX века) /Е.А. Агеева //Вопросы казачьей истории и культуры: Вып.1. - Майкоп, 2002. - С.77-89.

2. Аксаков, А.С. Эстетика и литературная критика / А.С. Аксаков. - М., 1995.-526с.

3. Аникин, В.П. Русский фольклор / В.П. Аникин - М.: Высш. школа. 1987. - 285с.

4. Банников, К.Л. Смех и юмор в экстремальных группах /К.Л. Банников //Смех: истоки и функции. - СПб.; Наука, 2002. - С. 174-186.

5. Бахрушин, Ю.А. История русского балета / Ю.А. Бахрушин - М, 1977. -288с.

6. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин - М, 1979.

-    432с.

7. Белинский, В.Г. Полн. Собр. соч. в 13-ти томах /В.Г. Белинский - М., 1954.-Т.5. -863с.

8. Бердяев, Н.А. Русская идея. Судьба России / Н.А. Бердяев - М, 1997. -541с.

9. Вакуленко, Е.Г. Традиционное декоративно-прикладное искусство в системе современного образования на Кубани /Е.Г. Вакуленко // Культурная жизнь юга России. - 2003.- № 1. - С.7-10.

10. Выготский, Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т. /Л.С. Выготский //Педология подростка - М.: Педагогика, 1982.- Т.4. -С.6-242.

11. Гангур, Н.А. Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани: XIX - начало XX в.в. / Н.А. Гангур - Краснодар, 1999. - 80с.

12. Горлова, И.И. Художественная культура и художественное образование /И.И. Горлова - Краснодар, 2001. - 256с.

13. Гриценко, В.П. Семиотическая реальность, семиотическая машина и семиосфера / В.П. Гриценко - Краснодар, 2000. - 258с.

14. Гриценко, В.П.Культурсемиотика: опыт семиотического изложения / В.П. Гриценко, И.А. Саяпина - Краснодар, 1999. - 372с.

15. Гумилев, Л.Н. Георафия этноса в исторический период /Л.Н. Гумилев-Л.: Наука, 1990.-278с.

16. Далгат, У.В. Этническое и эпическое в фольклорных памятниках древности /У.В. Далгат //Фольклор в современном мире. Аспекты и пути исследования. -М, 1991.- С.39-48

17. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский - СПб, 1995. -552с.

18. Еремеева, А.Н. "Под рокот гражданских бурь..."Художественная жизнь юга России в1917-1920г.г. Науч. ред. Н.А. Нарышкина.- СПб. : Нестор, 1998.-359с.

19. Зеленецкий, М.Н. Социально-культурные предпосылки формирования личности /М.Н. Зеленецкий, Э.В. Соколов //Духовная культура развитого социализма. - Л., 1980. - С.9-21.

20. Зеленин, Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: умершие неестественной смертью и русалки - /Д.К. Зеленин - М, 1995.-430с.

21. Иконникова, С.Н. История культурологии: идеи и судьбы /С.Н. Иконникова - СПб, 1996. - 134с.

22. Иконникова, С.Н. Структура исторической культурологии /С.Н. Иконникова //Культура на пороге III тысячелетия: матералы IV международного семинара в Санкт-Петербурге 3 июня 1997 года -СПб, 1998.-С.7-13.

23. Каждан, А.А. Византийская культура / А.А. Каждан - М: Наука, 1968. -233с.

24. Казачий фольклор. // Каневчане. - 1996.- №1-2.- С.26.

25. Капышкина, С. Узоры подсказала природа / С. Капышкина, И. Бабенко //Народное творчество.-1998. - №2.-С. 13.

26. Коршунов, В. А. Образ прилетающей птицы в восточнославянскомдетском фольклоре /В.А. Коршунов // Дети и народные традиции: 4.1. -Челябинск, 1991. - С. 2-23.

27. Костомаров, Н.И. Домашняя жизнь и нравы русского народа / Н.И. Костомаров - М, 1993. - 399с.

28. Лотман, Ю.М. Динамическая модель семиотической системы //Ю.М. Лотман // Статьи по семиотике и типологии культуры. - Таллинн, 1992.-С. 90-101.

29. Народные песни Кубани. /Сост. В.Г. Захарченко - Краснодар, 1997.-589с.

30. Потебня, А.А. Из записок по теории словесности. Фрагменты /А.А. Потебня //Слово и миф. - М, 1989. - С.243-263.

31. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки /В.Я. Пропп - М, 1986. -364с.

32. Пшеничная, М.А. Цензурная политика в провинции в XIX веке (на примере Ставропольской губернии и Кубанской области). / М.А. Пшеничная //Из родников культуры Ставрополья. Очерки истории культуры Ставрополья. - Ставрополь, 2003. - С.55-72.

33. Радклиф-Браун, А.Р. Историческая и функциональная интерпретация культуры и практическое применение антропологии в управлении туземными народами /А.Р.Радклиф-Браун // Антология исследований культуры. - СПб, 1997.-Т.1. -С.633-665.

34. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество /П. Сорокин - М., 1992. -369с.

35. Спенсер, Г. Опыты научные, политические и философские /Г. Спенсер -Минск, 1998.-1408с.

36. Толстой, Н.И. Времени магический круг (по представлениям славян) /Н.И. Толстой //Логический анализ языка. Язык и время. - М., 1997. -С.17-27.

37. Традиционная культура и дети: Вып. 1. - Краснодар, 1994. - 272с.

38. Токарев, С.А. О жертвоприношениях /С.А. Токарев //Этнографическое обозрение. - 1999, № 5.- С.24-35.

39. Толстой, Н.И. Времени магический круг (по представлениям славян) /Н.И. Толстой //Логический анализ языка. Язык и время. - М., 1997.-С.17-27.

40. Трехбратов, Б.А. История Кубани с древнейших времен до начала XX века / Б. А. Трехбратов. - Краснодар, 2000. - 437с.

41. Уайт, Л.А. История, эволюционизм и функционализм как три типа интерпретации культуры / Л.А. Уайт // Антология исследований культуры. -СПб, 1997.- Т.1. -С.559-591.

42. Украинские народные песни. - Киев, 1955. - 445с.

43. Хейзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга - М, 1992.-459с.

44. Хомяков, А.С. Соч. в 2-х т. / А.С. Хомяков. - М, 1994. Т.1. - 590с; -М, 1994.-Т.2. - 478с.

45. Чурсина, В.И. Духовные стихи в фольклоре восточнославянского населения Кубани /В.И. Чурсина //Культурная жизнь юга России. -2004.- №1.-С. 54-55.

46. Шкуро, В.И. Антропонимия черноморских казаков /В.И. Шкуро // Кубанское казачество: три века исторического пути. Материалы междунар. науч.-практ. конф. -Краснодар, 1996. - С.284-288.

47. Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории /О. Шпенглер - М, 1998.-Т.1.- 667с.

48. Юнг, К.Г. Архетип и символ /К.Г. Юнг - М., 1991. - 341с.

49. Якоби, Л.А. Организация казаков-некрасовцев. /Л.А. Якоби //Из родников культуры Ставрополья. Очерки истории культуры Ставрополья. - Ставрополь, 2003. - С.5-18.

50. Янгиров, Р. Анекдоты "с бородой". Материалы к истории неподцензурного советского фольклора (1918-1934г.г.) /Р. Янгиров // Новое литературное обозрение. - 1998.- №31. - С.155-174.

51. Яницкая, М.Д. Методика собирания и записи танцевального фольклора / М.Д. Яницкая - М., 1981. - 144с.


Дата добавления: 2021-04-24; просмотров: 75; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!