Самостоятельная работа по учебнику и беседа.
Тема: «Изучение обзорных тем в старших классах».
ПЗ:
1. Обзорные темы – это неотъемлемая часть учебного курса литературы старших классов, которая обеспечивает целостное представление об историко-литературном процессе. Обзоры – это уроки особого вида, требующие сложного сочетания лекций учителя, сообщений учащихся и чтения полностью или в извлечениях художественных произведений, т.е. репродуктивного, эвристического и исследовательского методов.
2. Обзоры как бы «цементируют» курс старших классов, связывают творчества разных писателей, изучаемых монографически. Не описание, а выявление закономерностей должно определять целенаправленность обзорного занятия. Обзорные темы ориентируют на охват в короткое время значительного количества сведений. Учащиеся не только проявляют интерес к творческому облику художника слова, но и склонны сами к сопоставлению писателя с писателем, к оценкам, которые выходят за рамки творческой биографии, художественного наследия одного автора.
3. – обзорные темы установочного характера, предшествующие или целому курсу литературы, или какому-то разделу (данная вводная тема должна помочь учащимся представить себе основные направления в литературной жизни того периода, который им предстоит изучать).
- темы, которые завершают изучение конкретного периода или эпохи (учитель напоминает ученикам, «что», «о каком» русском писателе шла речь в течении года, всегда отмечалась тесная связь его творчества с требованиями современной общественно-политической жизнью).
- материал, предшествующий изучению творчества писателей определённого периода.
|
|
4. – учителю необходимо суметь выбрать наиболее рациональные пути работы над обзорными темами;
- при отборе материалов необходимо, чтобы каждый факт в контексте обзорной темы звучал как типичная иллюстрация какого-то явления, способствовал осознанию детьми связи литературы и важнейшими свершениями эпохи.
5. Учитель может дать учащимся уже готовый материал, а может предложить получить необходимую информацию самостоятельно – через чтение книг, просмотр фильма, прослушивание радиопередач и тд. (Самостоятельная подготовка докладов, сообщений, устных рецензий).
ЛЗ:
https://infourok.ru/plani-urokov-po-kursu-literatura-klass-2280991.html
Составитель: Сорокина Ирина Анатольевна.
Урок 21
М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени».
Сюжет, фабула и композиция социально-психологического
И философского произведения.
Цели: 1. познакомить с историей создания и историей названия романа;
2. раскрыть понятия сюжет и фабула, показать особенности композиции романа в свете этих понятий;
|
|
3. показать связь композиции с жанром и методом произведения (первый социально-психологический роман).
Ход урока
1. Реализация индивидуального домашнего задания: рассказ о творческой истории романа (об истории создания романа) «Герой нашего времени».
· учащиеся составляют план-конспект сообщения.
Лекция учителя.
Сюжет, композиция и жанр «Героя нашего времени»
Пять повестей Лермонтова, объединенных общим названием «Герой нашего времени», составили роман в двух частях.
Главы этого романа — «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» — расположены так, что события, описанные во второй части, предшествуют тем, о которых повествуется в первой. Если же расположить повести в том порядке, в котором события происходили в жизни героя, то книга выглядела бы так:
1. Следуя на Кавказ к месту назначения, Печорин остановился в Тамани («Тамань»).
2. После участия в военной экспедиции Печорин едет на воды, живет в Пятигорске и Кисловодске, убивает на дуэли Грушницкого («Княжна Мери»).
3. За участие в дуэли Печорина отправляют на «линию», в крепость на левом фланге, под начальство Максима Максимыча ( «Бэла»).
|
|
4. Из крепости Печорин отлучается на две недели в казачью станицу, где держит пари с Вуличем («Фаталист»).
5. Через пять лет вышедший в отставку Печорин по дороге в Персию встречается во Владикавказе с Максимом Максимычем («Максим Максимыч»),
6. На обратном пути из Персии Печорин умирает («Предисловие к «Журналу Печорина»).
От хронологической последовательности автор отказался.
- С чем это связано? С фабулой или с сюжетом произведения?
Самостоятельная работа по учебнику и беседа.
Выписать определения фабулы и сюжета (стр. 247) и объяснить разницу между этими весьма близкими понятиями.
- Что организует, выстраивает такая композиция: сюжет или фабулу? (Сюжет, т.к. фабула – это хронологические повествование, а сюжет – композиционная последовательность, подчиненная решению художественных задач произведения)
Продолжение лекции учителя.
Лермонтов «сделал заявку» на произведение, по жанру родственное «Евгению Онегину». Пушкин в «Посвящении» назвал свой роман «собраньем пестрых глав». Лермонтов предполагал вести повествование, так же, как и Пушкин, не следуя четкой хронологии событий, а выбирая значимые эпизоды, насыщенные психологическими размышлениями.
|
|
«Герой нашего времени» открывает в русской литературе особый тип романа, сочетающий себе черты традиционных романных жанров (нравоописательного, авантюрного, личного) и черты «малых жанров», широко распространенных в те годы: путевого очерка, рассказа на бивуаке, светской повести, кавказской новеллы.
Композиционная сложность романа неразрывно связана с психологической сложностью образа главного героя. Неоднозначность характера Печорина, противоречивость его образа выявлялась не только в исследовании его духовного мира, но и в соотнесении героя с остальными персонажами. Именно поэтому Лермонтов не сразу нашел композиционное решение романа, которое постепенно приближает читателя к герою.
Композиция и стиль романа подчинены одной цели: как можно глубже и всестороннее раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его внутренней жизни, ибо «история душичеловеческой, — как заявляет автор в «Предисловии» к «Журналу Печорина», — хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она написана без тщеславного желания возбудитьучастие или удивление».
Роман построен так, что Печорин и его жизнь последовательно предстают перед читателем как бы с трех точек зрения.
В первой части мы видим героя глазами Максима Максимыча. Этот человек искренне привязался к Печорину, но духовно глубоко ему чужд. Их разделяет не только социальное положение и возраст. Они — люди принципиально различных типов сознания и дети разных эпох. Для штабс-капитана, старого кавказца, его приятель — явление чужеродное, странное и необъяснимое. Поэтому в рассказе Максима Максимыча Печорин предстает как человек таинственный, загадочный: «Ведь есть, право, эдакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!»
Максим Максимыч не случайно выбран первым рассказчиком. Этот человеческий тип очень характерен для России первой половины прошлого века. В условиях «вечной» кавказской войны сформировался особый тип «русского кавказца» — это были люди, ставящие превыше всего закон силы и власти, подобные Ермолову, и их подчиненные — зачастую законопослушные воины, добрые, искренние люда. Их воплощением и стал Максим Максимыч. В рассказе Максима Максимыча Печорин предстает романтическим героем, встреча с которым явилась одним из ярчайших событий в его жизни; а для Печорина и штабс-капитан, и история с Бэлой — всего лишь эпизод.
Из новеллы «Бэла», написанной позже других, мы узнаем о существовании некоего Печорина — героя романтической истории с черкешенкой. Зачем Печорину понадобилась Бэла; почему, едва добившись ее любви, он скучает и томится; отчего он бросился отбивать ее у Казбича (ведь разлюбил!); что мучило его у постели умирающей Бэлы и почему он засмеялся, когда добрейший Максим Максимыч попытался его утешить? Все эти вопросы остаются без ответа; в Печорине — все тайна, и читателю самому объяснять поступки героя. Максим М. не может ответить на эти вопросы, не способен к психологическому анализу, а мы видим лишь внешние контуры образа героя: его поступки, поведение, но не можем проанализировать их, т.к. не знаем еще героя.
В следующей повести, «Максим Максимыч», штабс-капитан из рассказчика превращается в действующее лицо. Место рассказчика занимает прежний слушатель штабс-капитана, путешествующий офицер. Печорину придаются какие-то живые черты, его отвлеченный и загадочный образ начинает обретать плоть и кровь. Странствующий офицер не просто описывает Печорина, он дает его психологический портрет. Если Максим Максимыч ужаснулся, услышав от Печорина о томящей его скуке («...жизнь моя становится пустее день ото дня...»), то слушатель принял эти слова без ужаса, как вполне естественные: «Я отвечал, что много есть людей, говорящих то же самое; что есть, вероятно, и такие, которые говорят правду...» Офицеру-рассказчику Печорин гораздо ближе и понятнее; он многое может объяснить в герое: и «разврат столичной жизни», и «бури душевные», и «некоторую скрытность», и «нервическую слабость». Постепенно Печорин представляется более или менее типичным человеком своего времени, в его облике и поведении обнаруживаются известные закономерности. Мастерски очерченный портрет героя предвосхищает реалистические портреты у Тургенева, Толстого, Достоевского, Чехова.
Из повести «Максим Максимыч» читатель узнает о том, как к автору попали записки Печорина.
Композиция «Журнала Печорина» очень своеобразна. Это как бы «роман в романе», «Тамань» — остросюжетная и в то же время самая лирическая повесть во всей книге — продолжает традиции романтических разбойничьих повестей. В ней намечены основные мотивы всего «журнала»: стремление Печорина к активным действиям; «любопытство», толкающее его на «эксперименты» над собой и окружающими, заставляющее вмешиваться в дела, до него не касающиеся; безрассудная храбрость и романтическое ощущение мира. А главное — стремление понять, что движет людьми, определить мотивы их поступков, постичь их психологию.
«Княжна Мери» построена на дневниковых записях — это почти ежедневная летопись жизни Печорина. Он пишет о своих мыслях, чувствах, о своем поведении и поступках. Он ищет самобытные, естественные и глубокие натуры, исследует, анализирует их так же, как исследует собственную душу. Везде, где он появляется, он не просто усложняет жизнь людей, но и привносит в нее свою неприкаянность, бесприютность. Сталкивая людей друг с другом, он заставляет их раскрываться в полной мере: любить ненавидеть, страдать.
В этих людях, в их душах и судьбах стремится Печорин разгадать их истинное предназначение.
Вслед за Пушкиным («Выстрел» и «Пиковая дама») Лермонтов продолжает разрабатывать тему игрока, который испытывает судьбу. Основной философский аспект романа — единоборство человека с судьбой. Автору интересно понять: существует ли предопределение, и если да, то насколько самостоятельна личность. Это самый насущный вопрос, и ответ на него сможет объяснить Печорину его собственную душу и судьбу.Глава «Фаталист» снова возвращает повествование в крепость, в которой и начиналась история с Бэлой, открывшая роман.
Таким образом, «Герой нашего времени» обретает «кольцевую» композицию, характерную для лермонтовских произведений: «возвращение на круги своя» обозначает безысходность философских исканий главного героя и обреченность в его судьбе.
Изображению Печорина как героя особой исторической эпохи и подчинена своеобразная композиционно-сюжетная структура романа.
Дата добавления: 2021-04-24; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!