Составные компоненты экономической деятельности организаций культуры.

Тема 9.    СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ,

ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

 

9.1. Общее понятие системы хозяйствования в сфере культуры.

Систему хозяйствования в сфере культуры в самом общем виде можно определить как особый срез общественных отношений, связанных с функционированием сферы культуры и управлением её развитием.

 

Уровни хозяйствования в культуре.

Систему хозяйствования в культуре можно рассматривать на  следующих уровнях:

- сфера культуры  (совокупность видов культурной деятельности);

- отрасль «культура и искусство»;

- совокупность организаций культуры конкретной территории;  

- совокупность организаций культуры определенного вида (театры, концертные организации, учреждения клубного типа и др.);

- отдельная организация культуры.

 

Определение хозяйственного механизма организаций культуры.

Хозяйственный механизм организаций культуры можно определить как систему экономических, организационных, правовых и других форм, методов и инструментов управления деятельностью организаций культуры.

Употребляемые в научной и учебной литературе понятия финансово-хозяйственный механизм, организационно-экономический механизм и т. п. отражают более узкий срез общественных отношений, интегрированный в хозяйственный механизм организаций культуры.

Хозяйственный механизм организаций культуры представляет совокупность целей и методов деятельности.

9.2. Общие и специфические черты хозяйственного механизма организаций культуры.

Общие черты.

Хозяйственный механизм организаций культуры— составная часть всей системы хозяйствования. Это определяет его природу, тенденции изменения и принципы совершенствования.

9.2.2. Специфические черты.

Хозяйственный механизм организаций культуры отражает свой­ственные им особенности ресурсов и результатов труда (особая со­циальная значимость, сложность их измерения и др.).

Для организаций культуры характерно преобладание внеэконо­мических, социально-культурных целей. Экономические аспекты, хотя и являются весьма значимыми, не определяют главного со­держания деятельности, носят подчиненный характер.

Анализ и оп­ределение путей решения существующих экономических проблем не могут проводиться в отрыве от творческой (культурной) стороны деятельности.

9.2.3. Ключевые требования к хозяйственному механизму ор­ганизаций культуры.

Экономический интерес — составная часть многогранных инте­ресов коллектива организации культуры,  проявляющихся прежде всего в его потребности в творческом развитии.

Поэтому первое ключевоетребование к хозяйственному меха­низмумаксимально возможное согласование творческих и эко­номических интересов организаций культуры.

Хозяйствование понимается как процесс реализации экономиче­ских интересов (государства, муниципального образования, органи­зации, работника).  

Как и в первом случае, наблюдается неполное совпадение, а часто и противоречие между указанными интересами. Отсюда вытекает второе ключевое требование к хозяйственному механизму.

     Механизм  хозяйствования  призван  служить  средством  согласо­вания экономических  интересов  государства  (муниципального обра­зования),  организации культуры  и  отдельного  работника.

 

9.3. Важнейший признак и составные компоненты экономи­ческой деятельности организаций культуры.

9.3.1. Важнейший признак экономической деятельности ор­ганизаций культуры.

Важнейшим признаком экономической деятельности организа­ций культуры является использование измеримых, ограниченных ре­сурсов для получения измеримых результатов.

   К экономическим относятся все те ресурсы, которые могут быть количественно измерены и объем которых ограничен по отношению к потребностям общества в этих ресурсах.

   К экономическим результатам относятся такие результаты пре­образования указанных ресурсов, которые измеримы в показателях:

-  отражающих потребности общества в получении соответствующих культурных благ;

- позволяющих сопоставить эти культурные блага с произведёнными затратами.

Составные компоненты экономической деятельности организаций культуры.

 В экономической деятельности организаций культуры можно выделить  

три основные компоненты:

- процесс преобразования измеримых, ограниченных ресурсов в измеримые результаты;

- действия по сопоставлению осуществляемых затрат и получаемых ­результатов;

- отношения по присвоению указанных ресурсов и результатов.

 

   В условиях бюджетной реформы ставится задача количественного  измерения результатов деятельности в культуре.

   Для  этого целесообразно разграничить понятия критерий и  показатель получаемых результатов.

Критерий -  это качественный признак, по которому производится оценка.

Показатель (индикатор) -  это количественно измеренный критерий.

 

   Следует также различать понятия эффективность и результативность.

 

Эффективность предполагает минимум затрат для достижения результатов.

Результативность смещает акцент на результаты, которые могут быть  получены  при определенных затратах.

 

  Оба эти понятия не противостоят, а дополняют друг друга.

Однако, исходя из отраслевой специфики, в учреждениях культуры в первую очередь должны определяться показатели результативности, При этом чисто экономические показатели являются вспомогательными,  а основную роль с учетом особенностей культуры должны социальные индикаторы.

   Конечные общественно значимые результаты (социальные эффекты) культуры сложно напрямую измерить количественно. Здесь невозможно применение стандартных процедур оценки. Необходим поиск соответствующих критериев и индикаторов социальной ре­зультативности культуры.  В этих целях возможно использование социологического инструментария (анкетирования, интервьюирования населения), профессиональной экспертизы.

 

 

9.3.3. Типы хозяйственного механизма организаций культу­ры.

  С точки зрения возмещения, окупаемости затрат можно выде­лить два типа хозяйственного механизма организаций культуры: коммерческий и некоммерческий.

 

   На практике наблюдается взаимодействие коммерческих и не­коммерческих форм хозяйствования. Коммерческие организации культуры осуществляют и некоммерческие виды деятельности. Не­коммерческим организациям разрешено вести предприниматель­скую деятельность (ст. 50 ГК РФ).

 

9.4. Методы управления экономической деятельностью ор­ганизаций культуры.

Методы — это способы, инструменты, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие.

Существует три вида методов управления экономической дея­тельностью:

— административные;

— экономические;

— социально-психологические.

 

9.4.1. Административные методы.

Административные методы направлены на прямое регулиро­вание работы организаций со стороны вышестоящих органов по­средством принуждения (команды, приказа и т. п.). Играли   господ­ствующую роль с конца 20-х до конца 80-х годов XX века.

9.4.2. Экономические методы.

  Экономические методы основаны на использовании материаль­ных стимулов, побуждении к деятельности за счет мобилизации экономических интересов. Получили широкое развитие с конца 80-х годов XX века.

9.4.3. Социально-психологические методы.

    Социально-психологические методы воздействуют на экономи­ческую деятельность людей путем апелляции к убеждениям, этиче­ским нормам поведения, использования мер морального поощрения и т.п. Эти методы играют вспомогательную роль. Однако в культуре их значение больше, чем в других отраслях.

     Курс на переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам. Это означает учет эко­номических интересов (организации и отдельного работника), ори­ентацию на партнерские, договорные отношения. Очень важно так­же опираться на социально-психологические методы управления, базирующиеся на неэкономических интересах. Всегда актуальны и

организационно-распорядителъные методы, обеспечивающие четкую регламентацию отношений между участниками: расстановку сил, распределение должностных обязанностей и т. д.

 

9.5. Основные подсистемы хозяйственного механизма организаций культуры.

Основными подсистемами хозяйственного механизма организа­ций культуры являются:

— планирование;

— финансирование;

— ценообразование;

— стимулирование.

    Каждая из перечисленных подсистем может иметь множество

вариаций, которые в сочетании дают различные модификации системы хозяйствования.

Планирование.

Планы могут;

— разрабатываться и утверждаться вышестоящим органом;

— разрабатываться организацией самостоятельно и утверждаться (согласовываться) вышестоящим органом;

— разрабатываться и утверждаться организацией самостоятельно.

 

9.5.2. Финансирование.

По типу финансирования выделяют:

— бюджетное финансирование (расходы организаций покрываются за счет средств соответствующего бюджета);

— смешанное финансирование (расходы организаций покрываются за счет средств соответствующего бюджета и за счет собствен­ных источников);

— самофинансирование (расходы организаций покрываются за счёт собственных источников).

 

 

9.5.3. Ценообразование.

Цены  на услуги культуры могут быть:

— регулируемыми органами власти;

— свободно устанавливаемыми;

— договорными.

 

9.5.4. Стимулирование.

Стимулирование бывает:

— материальное и моральное;

— индивидуальное и коллективное и т. д.

9.6. Эволюция системы хозяйствования организаций куль­туры.

Изменение хозяйственного механизма организаций культуры тесно связано с изменением политической, экономической и соци­ально-культурной ситуации страны, а также общего и специально­го законодательства.

Важнейшая черта хозяйственного механизма— степень само­стоятельности организаций культуры, проявляющаяся через их права и обязанности.

В основу выделения этапов изменения хозяйственного меха­низма положено соотношение в разное время прав и обязанностей организаций культуры и вышестоящих органов управления.

 

Годы военного коммунизма (1917—1921)— начало огосударст­вления культуры и искусства, формирования системы прямого го­сударственного руководства, централизованного управления орга­низациями культуры.

 

Годы нэпа (1922—1927)— разгосударствление, децентрализа­ция системы управления. Возрождение частного сектора в культуре. Перевод государственных организаций культуры на самоокупае­мость. Усиление политико-идеологического контроля творческой деятельности.

 

  Конец 20-х — середина 60-х годов XX века — восстановление и утверждение системы централизованного управления. Идеологиче­ский диктат. Железная регламентация творческой и производствен­но-хозяйственной сторон деятельности организаций культуры пар­тийно-государственным аппаратом.

 

Середина 60-х — конец 80-х годов XX века — «глоток свободы», попытка усиления роли экономических инструментов управления. Утверждается Положение о социалистическом государственном театрально-зрелищном предприятии (1968), о парке культуры и отдыха (1972). Расширяются права руководителей. Организациям культуры предоставляется некоторая экономическая свобода. При этом они приравниваются к предприятиям. Во главу угла ста­вится рост количественных показателей деятельности (экстенсив­ный путь).

 

Конец 80-х — 90-е годы XX века — стремление к переходу на экономические методы управления.

1987—1988 годы— театральный эксперимент как полигон для отработки новых экономических инструментов управления.

С 1989 года — перевод государственных организации культуры на новые условия хозяйствования.  Дальнейшее расширение их творческой и хозяйственной самостоятельности.  Добровольность перехода на новые условия хозяйствования. Прямое действие соответствующего нормативного акта в масштабах всей страны. Разработка отдельных документов для театров, концертных организаций, культурно-просветительных учреждений, Появление частных организаций культуры.

 

 Конец 90 -х годов XX века — начало XXI века — сужение финансово-хозяйственной самостоятельности государственных и муниципальных учреждений культуры в свете принятия нового Гражданского кодекса РФ (I ч. — 1994 г., II ч. — 1996 г.), а также Налогового кодекса РФ (I ч. — 1998 г., II ч. — 2000 г.). Введение в действие Бюджетного кодекса РФ (с 2000 г.). Государственные и муниципальных учреждения культуры рассматривают как проводников культурной политики соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Им предоставляется гарантированное бюджетное финансирование, налоговые и иные экономические в обмен на хозяйственную «несвободу».

 

  Вторая половина первого десятилетия  2000 -х годов — сеть бюджетных учреждений продолжает оставаться основным «поставщиком» услуг культуры. Происходит дальнейшее сужение финансово-хозяйственной самостоятельности бюджетных учреждений в связи с внесением  поправок в БК РФ (апрель 2007г.).  

  Предпринимаются попытки насаждения рынка «сверху» путем проведения бюджетной реформы.    Принят ФЗ «Об автономных учреждениях» (2006 г.), предусматривающий перевод части бюджетных учреждений в статус автономных.  Автономным учреждениям  предоставляется большая свобода в распоряжении имуществом, в том числе доходами от собственной деятельности, при отмене субсидиарной ответственности собственников по их обязательствам.

Причины, сдерживающие переход бюджетных учреждений культуры в форму автономных:

- дефицит бюджетов подавляющего большинства территорий;

- слабость материально-технической базы учреждений культуры;

- недостаточность управленческой компетентности руководящих кадров;

-  неразработанность нормативных правовых актов, необходи­мых для перехода на региональном и муниципальном уровнях, а также соответствующих экономических инструментов управления (плановых заданий, нормативов финансирования и др.);

- недоверие к органам власти, проявляющееся в ожидании уменьшения или снятия бюджетного финансирования АУ.

      

Следующим шагом становится принятие ФЗ «О внесении изменений в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (2010). Согласно этому закону БУ, не перешедшие в статус АУ, становятся либо казёнными, либо бюджетными учреждениями нового типа.

Таким образом, условия функционирования БУ культуры изменяются в обязательном порядке. По многим характеристикам БУ нового типа сходны с АУ.

  

Внедрение новых типов государственных (муниципальных) учреждений культуры не означает формирование полноценного рынка культурных услуг в России. Сохраняется слабость частного сектора, его неспособность составить реальную конкуренцию государственным (муниципальным) учреждениям.

 

  Отсутствие адекватных форм поддержки частных некоммерче­ских организаций культуры со стороны органов власти.

  Возможные формы подобной поддержки:

-  выделение помещений, в том числе на безвозмездной основе;

- целевое бюджетное финансирование проектов;

- расширение налоговых и иных экономических льгот;

- предоставление льготных кредитов;

- оказание помощи в подготовке кадров;

- обеспечение доступа к соответствующей информации и др.

 

Контрольные вопросы для самоконтроля:

1.Общее понятие системы хозяйствования в сфере культуры.

2.Общие и специфические черты хозяйственного механизма учреждений культуры.

3.Важнейший признак и составные компоненты экономической деятельности учреждений культуры.

4.Методы управления экономической деятельностью учреждений культуры.

5.Основные подсистемы хозяйственного механизма учреждений культуры.

6.Эволюция системы хозяйствования учреждений культуры.

 


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 61; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!