ГЛАВА II. Историки XIX века о славянских и варяжских племенах до призвания Рюрика.



Славянские племена до образования государства.

 

Вопрос об уровне развития славянских племён до призвания варягов является весьма, если не сказать принципиально важным. Именно в нём заключается суть спора норманистов и антинорманистов. Дело в том, что уровень жизни в Древнерусском государстве, т.е. государстве, первым правителем которого был Рюрик, разногласий не вызывает. А вот на уровень жизни до его прихода существует несколько разных точек зрения.

Как писал в своей работе «Курс русской истории» В.О. Ключевский, «в нашей исторической литературе преобладают два различных взгляда на начало нашей истории. Один из них изложен в критическом исследовании, составленном … учёным немцем Шлёцером[19]». «Вот основные черты Шлёцерова взгляда... До половины IX века, т.е. до прихода варягов, на обширном пространстве нашей равнины, от Новгорода до Киева по Днепру направо и налево, всё было дико и пусто, подобно зверям и птицам, наполнявшим их леса. В эту обширную пустыню… начатки гражданственности впервые были занесены пришельцами из Скандинавии – варягами около половины IX века[20]». То есть, исследователь считает, что варяги явились для славянского, полудикого общества очень важным элементом, обеспечившим его дальнейшее развитие, и без пришествия варягов образование государства у славян было бы в принципе невозможно.

«Другой взгляд на начало нашей истории, - продолжает Ключевский, - прямо противоположен первому. Он начал распространятся в нашей литературе несколько позднее первого, писателями XIX века. Наиболее полно его выражение можно найти в сочинениях профессора Московского университета Беляева …[21]»

«Восточные славяне искони обитали там, где знает их наша начальная летопись; здесь, в пределах русской равнины, они поселились, может быть еще за несколько веков до рождества Христова … среди племен возникали города, из среды этих городов поднимались главные, или старшие, города, составлявшие с младшими городами или пригородами племенные политические союзы полян, древлян, северян и др. племен, и, наконец, главные города различных племен приблизительно около эпохи призвания князей начали соединяться в первый общерусский союз[22]».

В.О. Ключевский придерживался второй теории. Он считал, что славянские племена были достаточно самостоятельны для того, чтобы создать государство. Изложение истории Древней Руси он начал со времен Геродота, тем самым, порывая с той исторической традицией, которая связывала начало нашего государства с призванием варягов.

Восточные славяне, по мнению Ключевского, первоначально обитали на Дунае, а VI веке на Карпатах образовали крупный военный союз под предводительством князя дулебов, который автор и считает государством славян, появившемся задолго до Рюрика. В дальнейшем славяне расселились по Среднерусской равнине. Тогда же началось возникновение городов – центров политической и экономической жизни племён, начинает развиваться внешняя торговля, основными статьями которой были продукты лесных промыслов: « население, от них (больших рек – примеч.) удалённое, оставалось при хлебопашестве и лесных промыслах, доставлявших вывозные статьи приречным торговцам, мёд, воск, меха[23]». Древнерусские города, по его мнению, своим возникновением обязаны внешней торговле. Постепенно они превращались в укреплённые центры, которые в дальнейшем подчинили себе «соплеменные им окрестные населения, для которых они прежде служили торговыми средоточиями, и образовывали из них политические союзы, области, в состав которых втянули, частью при них, и соседние поселения чужих безгородных племён».

Таким образом, исследователь доказывал, что у славян уже шла государственная консолидация задолго до появления варягов. Приход варягов по мнению историка, также является событием важным, с ним в землях славян начинается новый этап развития общества – образование варяжских государств. Но они мало чем отличались от ранее существующих славянских и носили исключительно экономическое торговое значение. А варягам он отводит роль всего лишь дополнительного, а не решающего фактора в становлении Древнерусской государственности.

Точка зрения Н.М.Карамзина противоречит мнению Ключевского. Так, описывая славян, историк говорит об их полной несостоятельности в плане создания государства. Славяне, в его понимании, жили полудикими племенами, далёкими от такой высокой организации общества, как государство. Например, говоря о физическом и нравственном характере славян древних, он сообщает: «Они не знали ни лукавства, ни злости, хранили древнюю простоту нравов, … обходились с пленными дружелюбно и назначали всегда срок для их рабства[24]», «Презирая непогоды, свойственные климату северному, они сносили голод и всякую нужду; питались самою грубою, сырою пищей; удивляли греков своей быстротою; с чрезвычайной лёгкостию всходили они на крутизны, спускались в расселины; смело бросались в глубокие реки и опасные болота. Думая без сомнения, что главная красота мужа есть крепость в теле, сила в руках и легкость в движениях, славяне мало пеклись о своей наружности: в грязи, в пыли, без всякой опрятности в одежде, являлись во многочисленном собрании людей[25]».

По мнению Карамзина варяги задолго до их легендарного призвания присутствовали на территории славян: « Варяги, овладевши землями чуди и славян за несколько лет до того времени, правили ими (славянами) без угнетения и насилия, брали дань лёгкую и наблюдали справедливость[26]». К тому же историк отмечает, что варяги «…, господствуя на морях, имея в IX веке сношение с югом и западом Европы, …долженствовали быть образованнее славян…, могли сообщать им некоторые выгоды новой промышленности и торговли, благодетельные для народа[27]». То есть эти отношения были для обоих народов выгодными: для варягов - получение дани, для славян – военное покровительство, гарантия защиты и безопасности.

Однако «Бояре славянские, недовольные властию завоевателей, которая уничтожала их собственную, возмутили, может быть, сей народ легкомысленный, обольстили его именем прежней независимости, вооружили против норманнов и выгнали их; но распрями личными обратили свободу в несчастие, не умели восстановить древних законов и ввергли отечество в бездну зол междоусобия. Тогда граждане вспомнили, может быть, о выгодном и спокойном правлении норманнском; нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость, и славяне… потребовали властителей от варягов[28]». Из указанного следует, что самостоятельно править справедливо и спокойно, без войн и междоусобиц, славяне были не в состоянии.

 Карамзин также считает, что у славян до призвания Рюрика не было государственного устройства, что можно подтвердить его следующими словами: « До времён Рюрика и Олега они не могли быть великими завоевателями, ибо жили особенно, по коленам; не думали соединять народных сил в общем правлении и даже изнуряли их войнами междоусобными[29]».

По мнению ученого, славяне сами осознавали свою ущербность, поэтому и обратились за помощью к варягам. «Начало Российской Истории представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай: славяне добровольно уничтожают своё древнее народное правление и требуют государей от варягов, которые были их неприятелями[30]» - такими словами он начинает свой труд, и начало Российской истории он ведёт, соответственно, с момента призвания варяжских князей.

Эту точку зрения во многом разделяет другой известный историк – С.М.Соловьёв. «Призвание первых князей имеет великое значение в нашей истории, есть событие всероссийское, и с него справедливо начинать русскую историю. Главное, начальное явление в основании государства – это соединение разрозненных племён через проявление в них сосредоточивающего начала, власти[31]».

В предисловии своего труда С.М.Соловьёв пишет: «Русская история открывается тем явлением, что несколько племён, не видя возможности выхода из чужого рода, призывают единую общую власть, которая соединяет роды в одно целое[32]».

«Разрозненность и вражда племён славянских были необходимыми следствиями их формы быта, быта родового» - так описывает историк славян до призвания варягов.

Уровень жизни был крайне низким: «Славяне жили в дрянных избах, находящихся на далёком расстоянии друг от друга, и часто переменяли место жительства. Такая непрочность и частая перемена жилищ были следствием беспрерывной опасности, которая грозила славянам и от своих родовых усобиц, и от нашествия чужих народов[33]». То есть, по мнению автора, славяне были далеки от какой-либо консолидации племён, и неспособны защитить себя никаким другим способом, кроме бегства от возможной опасности.

Об организации общества славян Соловьёв говорил: «…до призвания первых князей оно (общественное устройство) не переходило ещё родовой грани[34]». «Что касается быта славянских восточных племён, то начальный летописец оставил нам о нём следующее известие: каждый жил со своим родом, отдельно, на своих местах, каждый владел родом своим[35]».

Естественно, когда «… в лето 862 … племена, платившие дань варягам, изгнали последних за море, не дали им дани и начали сами у себя владеть…не было между ними правды,… встал род на род, начались усобицы. В таких обстоятельствах племена собрались и сказали: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву[36]».

Таким образом, на территории славян появились новые правители. Признавая этот факт, Соловьёв определил ещё одну проблему: взаимоотношений между славянами и прибывшими князьями. "Главный вопрос для историка состоит в том, как определить отношения между призванным правительственным началом и призвавшими племенами[37]". Он подчеркнул могущественное влияние "племенного быта" и пришел к выводу, что норманнское влияние было незначительно, что норманны "только служили князьям туземных племён" и ни о каком особом норманнском периоде не может быть и речи.

Подводя итог изложенному выше, можно сказать, что в вопросе об уровне развития славянских племён до призвания Рюрика взгляды историков резко противоположны друг другу.


 


Дата добавления: 2021-04-24; просмотров: 94; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!