Вклад ученых в развитие науки



Практическое занятие 4. Структура ОСНОВНОЙ ЧАСТИ информационного проекта (ИП)

План:

1. Общая характеристика Основной части (ОЧ).

2. Основные компоненты ОЧ.

3. Структура и композиция параграфа.

4. Микровывод параграфа.

 

 

Министерство образования и науки Республики Башкортостан

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТУЙМАЗИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

 

по теме:

 

НАУКА КАК СФЕРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИВАНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА

 

Фб-125

 

38.02.06 ФИНАНСЫ

 

 

Научный руководитель:

Л.В. Хивинцева, преподаватель

индивидуального проекта, к.п.н.

 

 

Туймазы 2021

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….............3

1. Понятие и сущность и науки..…………..……..……….………………...........4

2. Вклад ученых в развитие науки……………………………………………….8

3. Классификация наук………….……………………………...…………….....13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..22

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..………….….……………..23

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования заключается в том, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Уровень развитости науки служит одним из основных показателей развития общества, а также является показателем современного развития государства. Наука воздействует на человека непосредственно через образование. В основе современного образовательного процесса лежит научная картина мира.

Объект исследования: процесс развития науки.

Предмет исследования: наука как сфера человеческой деятельности.

Цель исследования: изучить науку как сферу человеческой деятельности.

Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:

1. Изучить понятие и сущность науки.

2. Познакомиться с учеными и их вкладом в науку.

3. Рассмотреть классификацию наук.

Новизна исследования состоит в следующем: с точки зрения теории определена значимость проблемыразвития науки как сферы человеческой деятельности.

Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: изучение учебной и дополнительной литературы.

Структура работы: проект состоит из введения, основной части, заключения, списка источников и литературы.

 

 

Понятие и сущность и науки

Человек, вступающий на путь исследования, обращается к той обширной сфере человеческой деятельности, которая называется наукой.

На сегодня нет однозначного определения науки. В различных научно-технических, литературных источниках их насчитывается более ста.

Рассмотрим только выборочно некоторые определения термина «наука»:

1. Наука – это система знаний о природе, обществе, мышлении, об объективных законах их развития

2. Наука – это сфера человеческой деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе и мышлении

3. Наука – это сфера исследовательской деятельности людей, систематизации объективных данных о реальном мире, а также открытии и выработке новых

4. Наука – это непрерывно развивающаяся система знаний объективных законов природы, общества и мышления, которая сохраняется и развивается усилиями ученых

5. Наука – это сфера человеческой деятельности, функция которой накопление и обработка объективных знаний о действительности, включающая в себя как деятельность по получению нового знания, так и сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира

Во всех этих определениях понятие «наука» имеет несколько основных значений. Во-первых, под наукой понимается сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира. Во втором значении наука выступает как результат этой деятельности – система полученных научных знаний. В-третьих, наука понимается как одна из форм общественного сознания, социальный институт. В последнем значении она

представляет собой систему взаимосвязей между научными организациями и членами научного общества.

Эти значения определяют три основные концепции науки: наука как знание, наука как деятельность, наука как социальный институт. Современная наука представляет собой органическое единство этих трех концепций. Здесь деятельность – ее основа, знание – системообразующий фактор, а социальный институт – способ объединения ученых и организация их совместной деятельности [Гречников Ф.В. Основы научных исследований: учеб. пособие / Ф.В. Гречников, В.Р. Каргин. – Самара: Изд-во СГАУ, 2015. – 111 с., с. 35] [4, c. 35].

Непосредственные цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений реальной действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов.

Задачи науки:

1) собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;

2) обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания;

3) систематизация полученных знаний;

4) объяснение сущности явлений и процессов;

5) прогнозирование событий, явлений и процессов;

6) установление направлений и форм практического использования полученных знаний.

Функции науки:

1) производительная функция призвана для внедрения в производство нововведений, инноваций, новых технологий, форм организации и т.д. В связи с этим говорят и пишут о превращении науки в не- посредственную производительную силу современного общества, о науке как особом «цехе» производства, а ученых относит к производительным работникам;

2) познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой познание природы, общества и мышления, то есть производство нового научного знания;

3) мировоззренческая функция определяет разработку научно- го мировоззрения и научной картины реального мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания;

4) образовательная функция заключается в том, что наука является заметным фактором культурного развития людей и образования. Ее достижения заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание образовательных программ, учебных планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения, в том числе и магистров;

5) прогностическая функция – одна из важнейших функций науки. Ее ценность в том, в какой мере она может предугадать будущие события. На предвидении фактически основывается вся практика человека. Включаясь в исследовательскую деятельность, человек прогнозирует (предвидит) получение некоторых вполне определенных результатов. Так, например, Д.И. Менделеев на основе открытого им периодического закона предсказал существование нескольких химических элементов, которые в то время не были известны.

Науку сегодня можно рассматривать и как систему, состоящую: из теории; методологии, методики и техники исследований; практики внедрения полученных результатов. Если науку рассматривать с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта познания, то она включает в себя следующие элементы:

1) объект (предмет) – то, что изучает конкретная наука, на что направлено научное познание. Например, объектом (предметом) теории обработки металлов давлением являются основные закономерности пластического деформирования металлов и сплавов при волочении, прессовании, прокатке, штамповке;

2) субъект – это конкретный исследователь (студент, научный работник, аспирант, магистрант, организация);

3) система методов и приемов, характерных для данной науки;

4) язык науки – как естественный, так и искусственный (математические уравнения, химические формулы).

Зародившись в древнем мире, наука начала складываться с XVI-XVII вв. и входе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы жизни общества и культуру в целом.

Объем научной деятельности с XVII в. удваивается примерно каждые 10-15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников) [Бурда А. Г. Основы научно-исследовательской деятельности: учеб. пособие (курс лекций) / А. Г. Бурда; Кубан. гос. аграр. ун-т. – Краснодар, 2015. – 145 с., с. 110] [7, c. 110].

В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды – научные революции, приводящие к изменению ее структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм ее организации.

Научно-технический прогресс (НТП) – единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники. Первый этап НТП относится к XVI–XVIII в., когда мануфактурное производство, нужды торговли, мореплавания потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач; второй этап связан с развитием машинного производства с конца XVIII в [Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие / М.Ф. Шкляр. – 6-е изд. – М.: Дашков и К°, 2017. – 208 с., с. 23] [17, c. 23].

Современный этап определяется научно-технической революцией (НТР), охватывает наряду с промышленностью сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование, быт, сферу досуга. НТР – качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития производства, непосредственную производительную силу началась с середины XX века.

Таким образом, наука – это система знаний о природе, обществе, мышлении, об объективных законах их развития. Цель науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений реальной действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов. Наука имеет конкретные задачи и функции.

 

 

Вклад ученых в развитие науки

Занятие наукой стало актуально не только в наше время, ее истоки начинаются с довольно древних времен. Рассматривая науку в ее историческом развитии, можно обнаружить, что по мере изменения типа культуры и при переходе от одной общественно-экономической формации к другой меняются стандарты изложения научного знания, способы видения реальности, стиль мышления, которые формируются в контексте культуры и испытывают воздействие самых различных социокультурных факторов.

Накопление знаний началось с появлением цивилизаций, формированием речи, развитием счета, письменности, известны достижения древних цивилизаций (египетской, месопотамской и т.д.) в области астрономии, математики, медицины и др. Однако в условиях господства мифологического сознания эти успехи не выходили за чисто эмпирические и практические рамки. Так, например, Египет славился своими геометрами, но если взять египетский учебник геометрии, то там можно увидеть лишь набор практических рекомендаций для землемера.

Предпосылки для возникновения науки появились в странах Древнего Востока: Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Достижения восточной цивилизации были восприняты в стройную теоретическую систему Древней Греции, где появляются мыслители, специально занимающиеся наукой. Среди них можно отдельно выделить таких выдающихся ученых, как Демокрит, Аристотель. С точки зрения великих ученых наука рассматривалась как система знаний, особая форма общественного сознания.

Усвоение греками научных и философских понятий, выработанных в странах Востока – Вавилоне, Иране, Египте, Финикии, оказало большое влияние на развитие науки. Особенно велико было влияние вавилонской науки – математики, астрономии, географии, системы мер. Космология, календарь, элементы геометрии и алгебры были заимствованы греками от их предшественников и соседей на Востоке.

В Древней Греции много времени и сил уделялось науке, научным исследованиям, и неудивительно, что именно здесь появлялись все новые и новые научные достижения. Астрономические, математические, физические и биологические понятия и догадки позволили сконструировать первые простейшие научные приборы (солнечные часы, модель небесной сферы и многое другое), впервые предсказать астрономические и метеорологические явления. Собранные и самостоятельно добытые знания стали не только основой практического действия и применения, но и элементами цельного мировоззрения.

В эпоху Средневековья под влиянием древнегреческой науки и во взаимодействии с высокоразвитой наукой народов Средней Азии, Закавказья, Индии, Персии, Египта, Сирии активно развивалась арабская наука. Ее развитие обуславливалось потребностями производства и военного дела, которому арабские завоеватели придавали большое значение. Арабская наука, как и арабская культура вообще, сосредоточивалась в достаточно широкой в то время сети образовательных учреждений. Школьное образование возникло после арабских завоеваний, когда арабский язык распространился как язык администрации и религии. Начальные школы при мечетях существовали уже с VIII века.

Исторической заслугой арабов является то, что они, переняв достижения науки античного времени, развили её дальше и передали народам Запада, став, таким образом, мостом между античностью и современной цивилизацией. Произведения Евклида, Архимеда и Птолемея стали известны Западной Европе благодаря арабам. Имея представление о шарообразности земли, арабы в 827 году в Сирийской пустыне измерили дугу меридиана для определения размеров земного шара, исправили и дополнили астрологические таблицы, дали названия многим звездам. В Багдаде, Самарканде и Дамаске существовали обсерватории. Позаимствовав индийскую цифровую систему, арабские ученые начали оперировать большими числами, от них пошло понятие «алгебра», употребленное впервые среднеазиатским математиком аль – Хорезми. Используя труд Галена и Гиппократа, арабские ученые развили медицину, изучили лечебные свойства ряда минералов и растений. Ибн – аль – Байтар дал описание более 2600 лекарств и лекарственных и других растений в алфавитном порядке, в том числе около 300 новых. Медицинские знания арабов были сведены в одно целое хирургом госпиталя в Багдаде Мухаммедом ар – Рази, произведение которого «Канон медицины» стал настольной книгой западноевропейских врачей XII-XVII веков. Арабская офтальмология имела близкое к современному представление о строении глаза. Ряд открытий с фармакологической химией сделал алхимик Джабир ибн Хайян. Арабы ознакомили народы разных стран, в том числе и Западной Европы, с совершенными изделиями из железа, стали, кожи, шерсти и т. д., позаимствовали у китайцев компас, порох, бумагу, завезли в Западную Европу коноплю, рис, тутовый шелкопряд, краску индиго; позаимствовали в Китае и продвинули далеко на Запад культуру хлопчатника; впервые начали производить тростниковый сахар, акклиматизировали большое количество садовых и сельскохозяйственных культур. Значительные успехи были достигнуты в развитии исторической и географической наук [Ахутин А.В. Античные начала философии / А.В. Ахутин. – СПб.: Наука, 2015. – 783 с., с. 102] [1, c. 102].

Современное экспериментальное естествознание зарождается только в конце XVI века. Его появление было подготовлено протестантской Реформацией и католической Контрреформацией, когда под вопрос были поставлены самые основы средневекового мировоззрения. Работы Коперника и Галилея привели к отказу от астрономии Птолемея, а труды Везалия и его последователей внесли существенные поправки в медицину. Эти события положили начало процессу, ныне называемому научной революцией.

Теоретическое обоснование новой научной методики принадлежит Фрэнсису Бэкону, обосновавшему переход от традиционного дедуктивного подхода от общего к частному к подходу индуктивному – от частного – к общему. Появление систем Декарта и особенно Ньютона – последняя была целиком построена на экспериментальном знании – знаменовали окончательный разрыв «пуповины», которая связывала нарождающуюся науку Нового времени с античносредневековой традицией. Опубликование в 1687 году «Математических начал натуральной философии» стало кульминацией научной революции и породило в Западной Европе беспрецедентный всплеск интереса к научным публикациям. Среди других деятелей науки этого периода выдающийся вклад в научную революцию внесли также Браге, Кеплер, Браун, Гоббс, Гарвей, Бойль, Гук, Гюйгенс, Лейбниц, Паскаль.

На смену XVII веку, «веку Разума», пришел век XVIII, «эпоха Просвещения». На базе науки, созданной Ньютоном, Декартом, Паскалем и Лейбницем, развитие современной математики и естествознания продолжалось поколением Франклина, Ломоносова, Эйлера, де Бюффона и д’Аламбера. С изданием многочисленных энциклопедий, в том числе «Энциклопедии» Дидро, началась популяризация науки [Кузнецов, И.Н. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.Н. Кузнецов. – 3-е изд. – М.: Дашков и К°, 2017. – 283 с., с. 64 ] [8, c. 64].

Научная революция в естествознании привела к переменам в философии и общественных науках, развитие которых в этот период перестало зависеть от богословских споров. Кант и Юм положили начало светской философии, а Вольтер и распространение атеизма полностью отстранили церковь от решения философских вопросов для все более многочисленных слоев населения Европы. Труды Адама Смита заложили основы современной экономики, а американская и французская революции – современного политического устройства мира

Лишь в XIX веке наука стала профессиональной, а понятие «ученый» стало означать не просто образованного человека, а профессию определенной части образованных людей. В эту эпоху сложились основные институты современной науки, а возрастание роли науки в обществе привело к ее включению во многие аспекты функционирования национальных государств. Мощный толчок этим процессам дала промышленная революция, в которой научное знание переплелось с технологическими достижениями.

Таким образом, наука развивалась на протяжении многих веков. Предпосылки для возникновения науки появились в странах Древнего Востока: Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Позже, в Древней Греции появляются мыслители, специально занимающиеся наукой. Среди них можно отдельно выделить Демокрита, Аристотеля. Усвоение греками научных и философских понятий, выработанных в странах Востока – Вавилоне, Иране, Египте, Финикии, оказало большое влияние на развитие науки. В эпоху Средневековья под влиянием народов Средней Азии, Закавказья, Индии, Персии, Египта, Сирии активно развивалась арабская наука. Произведения Евклида, Архимеда и Птолемея стали известны Западной Европе благодаря арабам. Ряд открытий сделал алхимик Джабир ибн Хайян. Современное экспериментальное естествознание зарождается в конце XVI века. Среди ученых можно выделить Коперника, Галилея, Птолемея, Везалия. Теоретическое обоснование новой научной методики принадлежит Фрэнсису Бэкону. На смену XVII веку, «веку Разума», пришел век XVIII, «эпоха Просвещения». На базе науки, созданной Ньютоном, Декартом, Паскалем и Лейбницем, развитие современной математики и естествознания продолжалось поколением Франклина, Ломоносова, Эйлера, де Бюффона и д’Аламбера. Лишь в XIX веке наука стала профессиональной.

 

 

Классификация наук

Наука как таковая, как целостное развивающееся формообразование, включает в себя ряд частных наук, которые подразделяются в свою очередь на множество научных дисциплин. Выявление структуры науки в этом ее аспекте ставит проблему классификации наук – раскрытие их взаимосвязи на основании определенных принципов и критериев и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения в определенный ряд.

Одна из первых попыток систематизации и классификации накопленного знания принадлежит Аристотелю. Все знание – а оно в античности совпадало с философией – в зависимости от сферы его применения он разделил на три группы: теоретическое, где познание ведется ради него самого; практическое, которое дает руководящие идеи для поведения человека; творческое, где познание осуществляется для достижения чего-либо прекрасного [Маюрникова, Л.А. Основы научных исследований в научно-технической сфере : учебно-методическое пособие / Л.А. Маюрникова; С.В. Новосёлов – Кемерово, 2015. – 123 с., с. 84 ] [12, c. 84].

Теоретическое знание Аристотель в свою очередь разделил на три части: первая философия, математика и физика.

Позже, в зависимости от познавательных способностей человека (таких, как память, рассудок и воображение) Ф. Бэкон разделил науки на три большие группы: история, теоретические науки и поэзия, литература, искусство вообще.

В составе «философии» в широком смысле слова Бэкон выделил «первую философию» (или собственно философию), которую в свою очередь подразделил на «естественную теологию», «антропологию» и «философию природы». Антропология разделяется на собственно «философию человека» (куда входят психология, логика, теория познания и этика) и на «гражданскую философию» (т.е. политику). При этом Бэкон считал, что науки, изучающие мышление (логика, диалектика, теория познания и риторика), являются ключом ко всем остальным наукам, ибо они содержат в себе "умственные орудия", которые дают разуму указания и предостерегают его от заблуждений [Гайденко П. П. История греческой философии в ее связи с наукой. М.: Либроком, 2016. – 264 с., с. 59] [3, c. 59].

Классификацию наук на диалектико-идеалистической основе дал Гегель.. Положив в основу принцип развития, субординации форм знания, он свою философскую систему разделил на три крупных раздела, соответствующих основным этапам развития Абсолютной идеи ("мирового духа"): логика, которая совпадает у Гегеля с диалектикой и теорией познания и включает три учения: о бытии, о сущности, о понятии; философия природы; философия духа [Гришунин С.И. Философия науки: Основные концепции и проблемы: Учебное пособие. Изд. 2-е, испр. М.:Либроком, 2017. - 224 с., с. 121] [5, c. 121].

Философия природы подразделялась далее на механику, физику (включающую и изучение химических процессов) и органическую физику, которая последовательно рассматривает геологическую природу, растительную природу и животный организм [Калмыков В.Н. Философия: Учебное пособие / В.Н. Калмыков – Мн.: Выш. шк., 2018. – 431 с., с. 57] [7, c. 57].

Свою классификацию наук предложил основоположник позитивизма О. Конт. Отвергая бэконовский принцип деления наук по различным способностям человеческого ума, он считал, что этот принцип должен вытекать из изучения самих классифицируемых предметов и определяться действительными, естественными связями, которые между ними существуют [Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М.: Юнити-Дан, 2019. – 310 с., с. 132] [9, c.132].

Реализуя свои замыслы в отношении классификации (иерархии) наук, французский философ исходил из того, что:

1) существуют науки, относящиеся к внешнему миру, с одной стороны, и к человеку – с другой;

2) философию природы (т.е. совокупность наук о природе) следует разделить на две отрасли: неорганическую и органическую (в соответствии с их предметами изучения);

3) естественная философия последовательно охватывает "три великие отрасли знания" – астрономию, химию и биологию.

Заключая свои размышления об иерархии наук, философ подчеркивает, что мы, в конце концов, "постепенно приходим к открытию неизменной иерархии... – одинаково научной и логической – шести основных наук – математики (включая механику), астрономии, физики, химии, биологии и социологии" [Лебедев С.А. Философия науки: общие проблемы: Учебное пособие. – М.: Издательство Московского университета, 2016. – 336 с., с. 96] [10, c. 96].

Введя в свою иерархию наук социологию, Конт, как известно, стал основоположником этой науки, которая бурно развивается в наши дни. Он был убежден, что социология должна иметь свои собственные методы, несводимые ни к каким другим как "недостаточным" для нее.Конт доказывал, что между всеми видами знаний существует глубокая внутренняя связь [Степин В. С. Философия науки: общие проблемы. / В. С. Степин. – М.: Гардарики, 2018. – 382 с., с. 42] [16, c. 42].

На материалистической и вместе с тем на диалектической основе проблему классификации наук решил Ф. Энгельс. Опираясь на современные ему естественнонаучные открытия, он в качестве главного критерия деления наук взял формы движения материи в природе [Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М.: Юнити-Дан, 2019. – 310 с., с. 83] [9, c.83].

Общим и единым для всех областей природы понятием «форма движения материи». Энгельс охватил: во-первых, различные процессы в неживой природе; во-вторых, жизнь (биологическую форму движения). Отсюда следовало, что науки располагаются естественным образом в единый ряд – механика, физика, химия, биология, социологическая форма движения материи – подобно тому, как следуют друг за другом, переходят друг в друга и развиваются одна из другой сами формы движения материи, – высшие из низших, сложные из простых.

При этом особое внимание Энгельс обращал на необходимость тщательного изучения сложных и тонких переходов от одной формы материи к другой. В связи с этим он предсказал (и это впоследствии многократно подтвердилось), что именно на стыках основных наук (физики и химии, химии и биологии и т.п.) можно ожидать наиболее важных и фундаментальных открытий.

Классификация наук, данная Энгельсом, не потеряла своей актуальности и по сей день, хотя, разумеется, она углубляется, совершенствуется, конкретизируется и т.п. по мере развития наших знаний о материи и формах ее движения [Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М.: Юнити-Дан, 2019. – 310 с., с. 112] [9, c. 112].

В конце XIX – начале XX в. наиболее интересные и продуктивные идеи по проблеме классификации социальных наук сформулировали немецкий философ и историк культуры В. Дильтей – представитель «философии жизни», и лидеры баденской школы неокантианства В. Виндельбанд и Г. Риккерт [Калмыков В.Н. Философия: Учебное пособие / В.Н. Калмыков – Мн.: Выш. шк., 2018. – 431 с., с. 63] [7, c. 63].

В. Дильтей выделял два аспекта понятия «жизнь»: взаимодействие живых существ, – применительно к природе; взаимодействие, существующее между личностями в определенных внешних условиях, постигаемое независимо от изменений места и времени, – применительно к человеческому миру. Понимание жизни (в единстве двух указанных аспектов) лежит в основе деления наук на два основных класса. Одни из них изучают жизнь природы, другие («науки о духе») – жизнь людей. Дильтей доказывал самостоятельность предмета и метода гуманитарных наук по отношению к естественным [Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М.: Юнити-Дан, 2019. – 310 с., с. 139] [9, c. 139].

Постижение жизни, исходя из нее самой, считал он, – основная цель философии и других «наук о духе», предметом исследования которых является социальная действительность во всей полноте своих форм и проявлений. Поэтому главная задача гуманитарного познания – постижение целостности и развития индивидуальных проявлений жизни, их ценностной обусловленности.

Лидеры баденской школы неокантианства В.Виндельбанд и Г.Риккерт выдвинули тезис о наличии двух классов наук : исторических («наук о духе», «наук о культуре») и естественных. Первые являются идиографическими, т.е. описывающими индивидуальные, неповторимые события, ситуации и процессы. Вторые – номотетическими: они фиксируют общие, повторяющиеся, регулярные свойства изучаемых объектов, абстрагируясь от несущественных индивидуальных свойств. Поэтому номотетические науки – физика, биология и др. – в состоянии формулировать законы и соответствующие им общие понятия. Как писал Виндельбанд, одни из них есть науки о законах, другие – науки о событиях.

Резюмируя свои рассуждения в работе «Науки о природе и науки о культуре», Риккерт пишет, что "мы можем абстрактно различать два вида эмпирической научной деятельности. На одной стороне стоят науки о природе, или естествознание. Цель их – изучить общие абстрактные отношения, по возможности законы. Они отвлекаются от всего индивидуального как несущественного и включают в свои понятия обыкновенно лишь то, что присуще известному множеству объектов. При этом нет объекта, который был бы принципиально изъят из-под власти естественнонаучного метода. Природа есть совокупность всей действительности, понятой генерализирующим образом и без всякого отношения к ценностям.

На другой стороне стоят исторические науки о культуре. Названные науки изучают объекты, отнесенные к всеобщим культурным ценностям; как исторические науки они изображают их единичное развитие в его особенности и индивидуальности, – это и есть индивидуализирующий метод [Райзберг, Б.А. Диссертация и ученая степень [Текст] / Б.А. Райзберг. – М.: ИНФРА, 2018. – 238 с., с. 58] [14, c. 58].

Обосновывая различия естествознания и социально-исторических наук, баденцы строили между ними «китайскую стену». Так, Риккерт утверждал, что «историческая наука и наука, формулирующая законы, суть (есть) понятия, взаимоисключающие друг друга». Этот неверный тезис был вскоре исправлен М. Вебером и последующими крупными представителями гуманитарной мысли [Сафонов, А.А. Основы научных исследований. Учебное методическое пособие. Владивосток: Изд. ВГУЭС, 2015. – 154 с., с. 67] [15, c. 67].

В середине XX в. оригинальную классификацию наук предложил В. И. Вернадский. В зависимости от характера изучаемых объектов он выделял два рода (типа) наук:

1. Науки, объекты (и законы) которых охватывают всю реальность – как нашу планету и ее биосферу, так и космические просторы. Иначе говоря, это науки, объекты которых отвечают основным, общим явлениям реальности; науки, объекты (и законы) которых свойственны и характерны только для нашей Земли. В соответствии с таким пониманием объектов разных наук и учитывая такое состояние наших знаний, мы можем различать в ноосфере (сфера разума) проявление влияния на ее строение двух областей человеческого ума.

2. Науки, общих для всей реальности (физика, астрономия, химия, математика), и наук о Земле (науки биологические, геологические и гуманитарные) [Степин В. С. Философия науки: общие проблемы. / В. С. Степин. – М.: Гардарики, 2018. – 382 с., с. 112] [16, c. 112].

До сравнительно недавнего времени, как правило, строились системы теоретических, фундаментальных наук, причём главным образом естественных и математических. Хуже обстояло дело с классификацией общественных и вообще гуманитарных наук и ещё гораздо хуже с классификацией прикладных (практических), и, прежде всего технических, наук.

По предмету и методу познания можно выделить науки о природе – естествознание, об обществе – обществознание (гуманитарные, социальные науки) и о самом познании, мышлении (логика, гносеология, диалектика, эпистемология и др.). Отдельную группу оставляют технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика. По мнению некоторых ученых, она не относится к естественным наукам, но является важнейшим элементом их мышления [Липчиу Н.В. Методология научного исследования: учебное пособие / Н.В. Липчиу, К.И. Липчиу. – Краснодар: КубГАУ, 2017. – 290 с., с. 87] [11, c. 87].

Таким образом, классификация наук менялась на протяжение веков. Одна из первых попыток классификации знаний принадлежит Аристотелю. Он разделил теорию на три части: первая философия, математика и физика. Ф. Бэкон разделил науки на три большие группы: история, теоретические науки и поэзия, литература, искусство вообще. Гегель разделил на три крупных раздела: логика, которая включает три учения: о бытии, о сущности, о понятии; философия природы, философия духа. О. Конт считал, что существуют науки, относящиеся к внешнему миру, с одной стороны, и к человеку – с другой; философию природы следует разделить на две отрасли: неорганическую и органическую; естественная философия охватывает астрономию, химию и биологию. Ф. Энгельс в качестве главного критерия деления наук взял формы движения материи в природе. В. Дильтей выделял два аспекта понятия «жизнь»: взаимодействие живых существ, – применительно к природе; взаимодействие, постигаемое независимо от изменений места и времени, – применительно к человеческому миру. В.Виндельбанд и Г.Риккерт выдвинули тезис о наличии двух классов наук : исторических и естественных. В.И. Вернадский выделял два рода наук: науки, охватывающие всю реальность и науки о Земле.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проделанной работы, мы пришли к следующим выводам:

На сегодня нет однозначного определения науки. Одно из них: наука – это система знаний о природе, обществе, мышлении, об объективных законах их развития. Наука занимает свое достойное место как сфера человеческой деятельности, главнейшей функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Цель науки всегда была связана с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов.

Нами установлено, что наука развивалась на протяжение многих веков. Предпосылки для возникновения науки появились в странах Древнего Востока: Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Усвоение греками научных и философских понятий, выработанных в странах Востока – Вавилоне, Иране, Египте, Финикии, оказало большое влияние на развитие науки. В эпоху Средневековья под влиянием народов Средней Азии, Закавказья, Индии, Персии, Египта, Сирии активно развивалась арабская наука. Современное экспериментальное естествознание зарождается только в конце XVI века. На смену XVII веку, «веку Разума», пришел век XVIII, «эпоха Просвещения». На базе науки, созданной Ньютоном, Декартом, Паскалем и Лейбницем, развитие современной математики и естествознания продолжалось поколением Франклина, Ломоносова, Эйлера, де Бюффона и д’Аламбера. Лишь в XIX веке наука стала профессиональной.

Классификация наук менялась на протяжение веков. Одна из первых попыток классификации знаний принадлежит Аристотелю. Он разделил теорию на три части: первая философия, математика и физика. Ф. Бэкон разделил науки на три большие группы: история, теоретические науки и поэзия, литература, искусство вообще. Гегель разделил на три крупных раздела: логика, которая включает три учения: о бытии, о сущности, о понятии; философия природы, философия духа. О. Конт считал, что существуют науки, относящиеся к внешнему миру, с одной стороны, и к человеку – с другой; философию природы следует разделить на две отрасли: неорганическую и органическую; естественная философия охватывает астрономию, химию и биологию. Ф. Энгельс в качестве главного критерия деления наук взял формы движения материи в природе. В. Дильтей выделял два аспекта понятия «жизнь»: взаимодействие живых существ, – применительно к природе; взаимодействие, постигаемое независимо от изменений места и времени, – применительно к человеческому миру. В.Виндельбанд и Г.Риккерт выдвинули тезис о наличии двух классов наук : исторических и естественных. В.И. Вернадский выделял два рода наук: науки, охватывающие всю реальность и науки о Земле.

Цель индивидуального проекта – выполнена.


Дата добавления: 2021-04-24; просмотров: 264; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!