Музыкальные инструменты Древней Индии.



Музыка Древней Индии.

Древняя Индия – государство, расположенное на полуострове Индостан и в бассейнах рек Инд и Ганг.

Культура Древней Индии глубоко оригинальна, самобытна и принадлежит к великим памятникам мировой цивилизации. Это, например, 

1) прекрасные дворцы, храмы, усыпальницы, стены которых (извне и изнутри) орнаментально украшены;

2) художественные изделия из дерева и слоновой кости, вышивка золотом;

3) древнеиндийская литература. Её самые первые памятники – Веды (священные писания о боге, о прошлом, настоящем и будущем; т.е. собрание знаний). Затем сложился высокохудожественный эпос – всемирно известные поэмы «Махабхарата» (по имени царя Бхараты; мифы, легенды, басни, богословские рассуждения и т.п.) и «Рамаяна» («Сказания о приключениях царя Рамы»).

4) Древний индийский народ был также чрезвычайно музыкален.

 

Что представляла собой древнеиндийская музыка?

 

   Музыка  занимала одно из важнейших мест среди искусств. Ей отводилась культовая роль: познания внутреннего бытия человека и его связи с Космосом.

 

/Основы мироосознания древних индусов базировались на положении о том, что душа человека после его смерти начинает новую жизнь в том облике, который соответствует благости прожитой жизни. Главным законом жизни индусов была идея о постоянном совершенствовании духа, ведущем к особому состоянию – нирване. Нирвана – такое прижизненное парение души, когда она освобождается от страданий и испытывает блаженство. Исходя из этого мотивы медитирования, взаимодействия жизни человека с высшими сферами занимали ведущее положение и в музыкальном искусстве./

Музыку связывали с началом творения мира, его продолжением и концом. Музыкантам отводилась роль пророков, так как считалось, что только посредством музыки можно вознести душу над рамками земной жизни.

 

Самой ранней из сложившихся видов музыки была этническая, народная, возникшая в III тысячелетии до н.э.

1)Это были прежде всего песни крестьян, пастушеские песни и песни укротителей кобр, погонщиков слонов и верблюдов, песни корабельщиков и строителей.

2)Другая группа песенного индийского фольклора – культовые обрядовыепесни (связанные с культом бога Кришны). 3)Третья группа - героико-патриотические песни (исполняемые странствующими певцами-сказателями), и, 4)наконец, лирические песни.

Со II тыс. до н.э. появляется традиционная (профессиональная религиозная) музыка, которой приписывали жизнезащитные и разрушительные свойства. Мелодии религиозных гимнов сочинялись на тексты из древнеиндийской книги «Веды». Ведические песнопения соединяли в себе пение и речитацию (интонации песенно-речевые)

В I тыс. до н.э. вышел трактат «Натьяшастра», принадлежавший перу древнеиндийского музыковеда Бхараты. . Один из разделов был посвящён теории музыки, в котором были изложены основные положения о музыке, музыкальном языке.

 

Что известно нам сегодня о древнеиндийской музыке?

Вот некоторые сведения.

1). Музыка трактовалась в синкретическом единстве инструментального начала, пения и танца. При помощи танца индусы считали возможным выражать самые глубокие и сложные переживания и даже воспроизводить весь строй Вселенной. Благодаря этому любое вокальное произведение воспринималось не только слухом, но и зрением. В танце использовались особые системы – «мудра» (положение пальцев рук и кистей, пальцев) и «хаста» (положение рук по отношению к телу танцовщика). Благодаря им было возможным передавать даже самые сложные литературные тексты. Древние формы индийского классического танца отличал детально отработанный язык мимики и жестов, а для его понимания нужно было пройти многолетний курс обучения.

 

2). Музыкальный звукоряд в индийской профессиональной музыке, как и в европейской, применялось семь основных звуков Это число имело сакральный смысл: семь главных тонов ассоциировались с семью планетами Солнечной системы. Главные тоны лада обозначались начальными слогами санскритского (древнеиндийского) языка (наименования: са, ри, га, ма, ла, дха, ни).

3). Лад имел оригинальное интервальное строение (это соответствовало следующему европейскому звукоряду: a, h, cis, d, e, fis, gis) и расширялся за счёт производных Октава делилась на 22 неравных интервала. Наименьший из них именовался «шрути», что в переводе с санскрита (древнеиндийского языка) означает «то, что может быть услышано». Сама музыкальная система также называлась шрути.

 

4). Музыка была преимущественно одноголосной.

5). Главным принципом строения, развития музыки (особенно светской) была импровизация, в основе которой лежала рага (от санскрита – «цвет»). (Поэтому и сама импровизация тоже называлась «рага»). Каждая рага состояла из главного звука («правитель»), второго по значению звука («министр»), группы подчинённых звуков («помощники») и диссонирующего звука («враг»).

 

Древнеиндийская музыка насчитывал 7 основных раг и 5 производных – рагинь. «Раги выражали состояние мужества, героизма; «рагини» - ассоциировались с нежностью, любовью и печалью»./

 

6). Мелодический строй раги подчинялся содержанию. Раги вызывали у слушателей разные настроения и чувства: любовь, веселье, удивление, гнев, ненависть, успокоение и т.п. Некоторые раги наделялись даже магическими свойствами - способностью вызывать дождь, пожар и т.д. В зависимости от характера раги исполнитель должен был придавать лицу нужное выражение или надевать соответствующую маску, а также пользоваться надлежащими жестами рук.

 

7). В Древней Индии сложилась взаимосвязи музыки и цвета. Индусы верили, что человек и мир соединены при помощи цветовой гаммы, что настроения и чувства, заложенные в музыке, передаются цветосочетаниями. Считалось, что каждый человек имеет свою определённую музыку и соответствующий ей цвет. Семизвучная гамма ассоциировалась с семью цветами: белым, чёрным, жёлтым, синим, зелёным, красным, оранжевым. При постоянном соотнесении со звуком цвет становился слышимым. Отсюда родился афоризм древних индусов: «видеть звук и слышать краски». Существовала определённая символика цвета: золотой – цвет солнца; зелёный – природы; голубой – неба, Красный цвет – доблесть, чёрный – зло, синий – действие. (И сегодня в государственном флаге Индии оранжевый цвет обозначает отвагу, белый – истину, жёлтый – будущее.)

 

8). Индия, как известно,- колыбель музыкального театра.

Популярностью пользовался кукольный театр. Его представления получали не только сценическое воплощение, но и музыкальное оформление. Другим театральным жанром была джатранародная драма-мистерия на мифологические сюжеты. Исполнялись пантомима, танцы, разговорные диалоги, песни-монологи, хороводные песни под аккомпанемент инструментального ансамбля.

 

Музыкальные инструменты Древней Индии.

Важное место среди них занимали ударные и струнные инструменты.

Ударные инструменты. 

 

Древние мастера создавали металлические тарелки, гонги, барабаны.

Барабаны обтягивали кожей или пергаментом, которые предварительно обрабатывали специальными отварами из риса или трав. Благодаря такой выделке достигалось мягкое и насыщенное звучание.

Наиболее выразительным по тембру был парный барабан табла. По форме он напоминает современные литавры. Звук из него извлекался с помощью рук (кистью и пальцами).

Другой вид барабана – гхатам. Он имеет форму в виде глиняного горшка, тоже обтянутого кожей. На нём играют ладонью, пальцами и даже ногтями. Подобная техника позволяет извлекать весьма разнообразные звуки./

 

Струнные инструменты.

Самые популярные – струнные щипковые вина и ситар.

Вина . За нежный и богатый оттенками тембр вину назвали царицей инструментов. Вина имеет два круглых резонатора: один, деревянный, - у основания, а другой, сделанный из выдолбленной тыквы, - у грифа. Второй резонатор создаёт эффект объёмного звучания.

Ситарпо устройству напоминает вину.

 

Кроме щипковых в Индии существовали и струнные смычковые струнные.

Это прежде всего саранги– прямоугольный инструмент, верхняя часть которого обтянута кожей. Саранги устроен довольно сложно. Помимо трёх-четырёх основных, игровых струн, у него есть ещё и дополнительные, резонирующие струны (25-30), расположенные под игровыми. Смычок не касается резонирующих струн, но во время музицирования они также колеблются, что придаёт звучанию особую, специфическую окраску. Индийские исполнители даже сравнивают звуки, издаваемые саранги, с человеческим голосом.

=========================================


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 233; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!