Отношение И.П. Павлова к церкви



 

Легенды возникают вокруг выдающихся людей еще при жизни. Со временем они обрастают далеко не всегда достоверными воспоминаниями очевидцев и воспринимаются потомками как документально подтвержденные факты. Написанное в полной мере относится к легенде о религиозности Ивана Петровича Павлова, согласно которой ученый не просто верил в Бога, но и являлся церковным старостой.

В чем причина ее необычайной живучести? Только ли в том, что в памяти ленинградцев сохранились страстные выступления ученого против закрытия церквей и преследования людей за религиозные убеждения? Или не меньшую роль сыграли публикации, в которых атеизм Павлова декларировался чересчур упрощенно и навязчиво, имелись явные натяжки, передержки и даже противоречия?

Вопрос «верил ли Павлов в Бога?» остается главным в изучении жизни и творчества И.П. Павлова. Я попыталась найти ответ.

Иван Петрович был сыном священника, учился в духовной семинарии, и торжественные службы напоминали ему о самой счастливой для человека поре детства и юности. Об этом свидетельствует ученик Павлова академик Л.А. Орбели, ссылаясь на слова самого Ивана Петровича: «Знаете, я ужасно люблю службу пасхальную. Все-таки хожу иногда на заутреню. Во-первых, замечательное пение, во-вторых, это воспоминание детства. Я живо вспоминаю, как в четверг на страстной неделе мать снаряжала меня и братьев в церковь, давала свечку с собой, говорила, что там во время церковной службы надо свечку зажечь, а потом нести ее домой, - и вот мы шли и боялись, как бы не потухла свечка. И эти воспоминания меня всегда так радуют, что я все-таки иногда под Рождество и на Пасху хожу в церковь». При советской власти посещение церкви служило и формой его протеста против гонения на религию.

В 50-70-х гг. борьба ученого за подлинную свободу совести была запретной темой и для печати, и для публичных выступлений. Ведь именно позиция гражданского мужества, активного неприятия любого насилия над убеждениями вызывала нападки официальных идеологов на академика при его жизни. После его смерти было сделано все возможное, чтобы эти страницы биографии ученого остались для потомков неизвестными. Но еще долгие годы из уст в уста передавались рассказы о том, как Павлов боролся против закрытия храмов, щедро жертвовал на нужды Петропавловской церкви в Колтушах, поддерживая миф о его религиозности.

Облеченная в форму научной статьи легенда о религиозности Павлова появилась в преддверии его юбилея на страницах журнала «Вестник психотерапии». Автор статьи, доктор медицинских наук, профессор Н.И. Моисеева, ничего не придумывает, опирается на публикации и архивные материалы, с которыми в отличие от М. Поповского знакомилась непосредственно в Архиве РАН, и на первый взгляд пытается отыскать истину. Однако уже со второй страницы в отборе и особенно в интерпретации материала ощущается некая заданность. Моисеева считает, что Павлов пришел к вере осознанно, пройдя путь сомнений и колебаний. Если невесте он писал: «…сам я в Бога не верую и никогда не молюсь, а твои известия об этих молитвах производят на меня какое-то особенно жуткое впечатление», то позднее, когда Серафима Васильевна после периода метаний вернулась к вере, он радовался этому и говорил: «Давно, давно пора тебе вернуться на твою спокойную и твердо справедливую дорогу». Однако эволюция взглядов ученого заключалась не в том, что он стал верующим, а в том, что он начал осознавать адаптивную роль религии. Если для молодой курсистки Павлов не видел жизненной необходимости в молитвах, то для женщины, у которой первая беременность закончилась выкидышем, а первый ребенок умер в младенчестве и чье состояние внушало врачам серьезные опасения, обращение к религии он считал благотворным.

В то же время в научной жизни он по-прежнему не видел места для проявлений религиозности и бывало допускал бестактности, о которых потом горько сожалел. Ежегодно в день кончины С. П. Боткина проходило совместное заседание Общества русских врачей и Хирургического общества. Начиналось оно с панихиды, которую служили в здании Пироговского музея, а затем с научным докладом, в котором отдавалась дань памяти великого клинициста, выступал кто-либо из членов одного из обществ.

В 1906 г. председателем Общества русских врачей избрали Павлова. Когда секретарь общества пришел к нему, чтобы согласовать кандидатуру докладчика на предстоящем заседании, разговор принял неожиданный характер.

Вот каким он запомнился Л.А. Орбели: «Вдруг Иван Петрович в присутствии всех работников лаборатории говорит:

Черт его знает, что это за манера завелась у нас ни с того ни с сего служить панихиду? Мы, ученые, собираемся почтить память ученого, а тут вдруг почему-то панихида. Я думаю надо изменить этот порядок.

Все молчат. Потом он говорит:

Так что вот вы так и распорядитесь - никакой панихиды устраивать я не буду, с какой стати? Я приду на заседание Общества и должен буду нюхать запах ладана! Совершенно непонятно!»

На заседание как обычно приехали вдова С.П. Боткина, его сыновья - профессора-терапевты с женами, дочь с мужем. Память ученого почтили вставанием, и затем председательствующий объявил доклад.

«На следующий день приходит Иван Петрович в лабораторию, - вспоминал Орбели. - Только снял пальто… и сразу же говорит:

Какого я дурака свалял вчера! Как я не подумал! Мне не хотелось нюхать ладан, а я не подумал о том, что чувствуют члены семьи. Ведь они же пришли не доклады наши слушать, они привыкли, что мы посвящаем заседание памяти Боткина, служим панихиду, они же верующие люди. Я не верующий, но должен же я все-таки считаться с верующими. Никогда себе этого не прощу! Я это понял, как только увидел выражение лиц вдовы и остальных членов семьи».

Известен и другой случай, о котором Павлов не только сожалел, но и сделал из него серьезные выводы. Как-то к нему обратился однокашник с вопросом, что он думает о существовании Бога. Павлов привел самый сильный, по его мнению, аргумент против и был изумлен произведенным на спрашивавшего впечатлением. На следующий день тот не появился в лаборатории, а через несколько дней стало известно, что он покончил с собой. Павлов глубоко переживал случившееся и не мог простить себе, что не учел душевного состояния коллеги, перенесшего перед этим душевную травму. Ученый принял решение никогда не разрушать чужую веру и предостерегал от этого других. «Человек сам должен выбросить мысль о Боге. Будет ли он рационалистом или будет верующим - натура сама выбирает», - говорил он.

На разборах больных в психиатрической клинике Павлов не раз подчеркивал адаптивную функцию религиозной веры. Например, доктор Б.Н. Бирман, докладывая о состоянии больной, замечает, что она отличается большой религиозностью. Павлов поясняет сотрудникам: «Вера существует для того, чтобы дать возможность жить слабым… Это как бы инстинкт слабой натуры». На другом заседании В.Н. Виноградов называет религиозность черточкой слабоумного характера. Павлов решительно возражает. Он считает вполне естественным, когда человек в горе ищет утешения в религии. При разборе состояния другой больной вновь подчеркивает, что «от такой дрянной действительности… будешь мечтательной, будешь религиозной, потому что религия существует не для радостных, для веселых… а для таких она какая-то надобность, это выход известный».

Как ученый Павлов не допускал мирного сосуществования материализма и идеализма в представлениях о природе человека и выносил религию в сферу нравственности. Гонение на религию он считал таким же варварством, как насильственное внедрение в науку диалектического материализма. Так может быть, стоит поставить точку в затянувшемся споре: верил или не верил он в Бога?

Для всех членов научного сообщества независимо от их отношения к вопросам веры лучшим способом доказать свое отношение к Павлову, Ученому и Человеку, будет собственное высоконравственное поведение в условиях охватившего ныне Россию тяжелого духовного и экономического кризиса. Ни отсутствие финансирования, ни политические пристрастия не оправдывают аморального поведения некоторых ученых. Будем всегда помнить, что великий русский ученый Иван Павлов в первые годы советской власти работал в гораздо более тяжелых условиях, но сумел сохранить достоинство и заставить правительство уважать науку, которую он представлял.

 


Павловские места в Рязани

 

Академик Иван Петрович Павлов родился в Рязани. Здесь прошло его детство, отрочество, юность. В этом городе он рос и учился, тут сформировалось его материалистическое миропонимание, пробудилась страсть к естественным наукам, которым он посвятил жизнь.

«Отчий кров. Родился я в г. Рязани…» И.П. Павлов

Рязань, улица Павлова, дом 27… Под таким адресом на знаменитой улице города значится не дворец, не особняк, а всего лишь маленький деревянный домик. Гости Рязани, приходящие на улицу Павлова, по мезонину с тремя оконцами сразу находят дом-музей ученого.

Атмосфера прошлого века захватывает с порога: беленькие занавесочки, кафельные печи, резные полочки, тисненые фолианты, портретики в рамочках…

Родной дом, его облик, связанные с ним воспоминания сопутствовали Павлову везде, где ему приходилось бывать. Скульптор С.Т. Коненков, встретившийся в 1929 году с Павловым в Нью-Йорке, писал, что Иван Петрович с гордостью вспоминал родную Рязань, скучал о русской еде, мечтал вместо подававшейся там дыни с солью съесть ломоть испеченного в печи ржаного хлеба.

июня 1946 года дом-музей распахнул двери для всех. С той поры в нем побывали десятки тысяч посетителей из разных уголков нашей страны, из разных стран мира.

Дом-музей академика И.П. Павлова стал нашей национальной гордостью, всероссийским центром Павловского мемориального наследия.

Дом науки.

Рязань, улица Павлова, дом 25… В 1974 году «в доме дедушки по матери», включенном в музейный комплекс и реставрированном, состоялось торжественное открытие научной экспозиции. С того времени за новым памятником И.П. Павлову закрепилось высокое название Дома науки.

Экспозиция показывает, какое огромное научное наследие оставил человечеству гениальный мыслитель и экспериментатор.

Каким же образом ученый сумел в свое время создать учение о физиологии кровообращения, без которого врачи не могут обходиться и по сей день?

Пройдя по первому залу Дома науки, осмотрев все внимательно и вдумчиво, посетители понимают: благодаря им же разработанным объективным методам исследований.

Экспонаты следующего, второго зала помогают постичь, как И.П. Павлов на основе опять-таки объективных методов исследования создал современное учение о пищеварении.

Третий зал Дома науки посвящен работам И.П. Павлова по физиологии головного мозга.

Из кинозала музея доносится музыка : по заказу группы экскурсантов в Доме науки начинается демонстрация фильма «Служу моему Отечеству», посвященного академику Павлову.

На экране появляется ученый… Звучит его голос…

Фамильный памятник. Рязань, Лазаревское кладбище… Затененные аллеи ведут к чугунной ограде, за которой вот уже более ста лет стоит черный гранитный памятник с высеченными на нем именами.

Это место было для Павлова священным. 19 августа 1935 года Иван Петрович приехал в Рязань и посетил Лазаревское кладбище. Войдя под сень вековых лип, он, окруженный сыновьями, родственниками приблизился к памятнику, снял шляпу и долго, молча, стоял перед ним…

Монумент славы.

Рязань, улица Ленина, памятник И.П. Павлову… Проносятся автомобили, троллейбусы. По тротуарам течет людской поток. А на площадке, окруженной юной зеленью, на гранитном постаменте высится бронзовая фигура человека в летнем костюме, с непокрытой головой, как бы на мгновение задержавшего шаг. Человек опирается левой рукой на палку, а правую, сжав в кулак, в порывистом жесте поднял на уровень локтя, словно концентрируя волю, энергию, мысль.

Таким, шагающим в ногу с народом, зорко всматривающимся в будущее, запомнили Рязанцы своего великого земляка, Ивана Петровича Павлова.

 


Заключение

 

Жизнь и творчество Ивана Петровича Павлова, величайшего российского учёного, первого из соотечественников удостоенного Нобелевской премии, создателя крупнейшей физиологической школы, общественного деятеля, гражданина и патриота, представляет собой целую эпоху в отечественной науке и культуре.

И.П. Павлов - один из наиболее выдающихся представителей естествознания своего времени, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности человека и животных, новых подходов и методов исследований в физиологии. Его значение для прогресса человечества крупнейший математик, академик Н.Н. Лузин определил следующими словами: «Павлов слава и гордость вовсе не одной только науки, но и целой эпохи».

Закончив работу над темой, я открыла для себя множество интересных новых фактов и сделала несколько выводов:

1) любовь к науке была привита будущему ученому в раннем детстве его родителями;

2) И. П. Павлов не был религиозен, несмотря на то, что он был сыном священника;

)   еще при жизни ученый стал «национальным достоянием страны».

 


Список литературы

 

1. Чечнева А. На родине академика И.П. Павлова: Путеводитель. - М.: Московский рабочий, 1982. - 111 с.

. Новиков Ю.Ю. Первый российский Нобелевский лауреат Иван Петрович Павлов (посвящается 100-летию присуждения И.П. Павлову Нобелевской премии). - М.: Компания Спутник+, 2005. - 92 с.

3. Материалы газеты «Аргументы и факты».

. http://gipnos.ru/hypnos_quotes/pages/id_165.

. http://ru.wikipedia.org/wiki/Нобелевская_премия.

. http://scepsis.ru/library/id_1650.html.

. http://taina.aib.ru/biography/ivan-pavlov.htm.

. http://taina.aib.ru/historical-events/nobelevskaja-premia.htm.

. http://www.history-ryazan.ru/node/2299.

. http://www.krugosvet.ru/articles/92/1009226/1009226a1.htm.

. http://www.museum.ru/M125.

. http://www.rsias.ru/rus/pub_novikov/.


Дата добавления: 2021-04-24; просмотров: 57; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!