Государственный строй Пруссии после революции 1848 г.



ИСТОРИЯ АЗИИ И АФРИКИ В СРЕДНИЕ ВЕКА.

 

1.  Возникновение ислама и образование общеарабского государства.

В VII веке в условиях ослабленного руководства империи Сасанидов основным центром объединения Аравии стал один из ведущих экономических и один из немногих независимых районов - Хиджаз с городами Мекка, Ясриб и Таиф.

Уже тогда Кааба была одной из самых почитаемых арабских святынь. Незадолго до возникновения Ислама появилась необходимость реконструкции Каабы, так как её стены растрескались из-за дождя. Разобрав фундамент и вытащив из него Чёрный камень, строители стали вновь возводить стены Каабы. Когда пришло время вернуть Чёрный камень на его первоначальное место среди курайшитов разгорелся спор на счёт того, кто должен поставить его на место. Каждый знатный род хотел быть причастным к такому знаменательному событию и взять на себя осуществление этой почетной обязанности. В течение 5 дней спор не утихал и грозил перерасти в кровопролитие. Самый старый человек из курайшитов Абу Умайя ибн аль-Мугира сказал: «О курайшиты! Пусть рассудит вас тот, кто первым зайдет в этот храм через ворота». Все согласились, начали наблюдать за воротами и увидели, что через ворота входит Мухаммад ибн Абдуллах. Когда Мухаммаду пояснили суть дела, он снял свой плащ, расстелил его на земле и положил Чёрный камень посередине. По просьбе Мухаммада глава каждого племени взялся за края плаща для того, чтобы совместно поднять его. Затем Мухаммад собственноручно взял камень и установил его в углу Каабы. Все племена остались довольны решением пророка Мухаммада и после этого строительство Каабы продолжилось.

Мухаммад (570-632) происходил из рода Хашимитов, в юности пас стада, затем поступил на службу к богатой вдове Хадидже, потом на ней женился. Единственной выжившей и оставившей потомство была дочь Фатима. Мухаммад стал одним из ханифов (пророков-проповедников) и, проанализировав все окружавшие его мысли и идеи, начал проповедовать новое монотеистическое учение, получившее название ислам (предание себя богу и его власти) – с 610 года тайно, обратя в свою веру около 40 мусульман (вручивших себя богу), а с 613 года – публично. Согласно мусульманскому богословию, Мухаммад не был основателем религии, но был последним пророком после Адама, Ноя, Лота, Соломона, Моисея и других. Непосредственными предшественниками последнего пророка были Иисус Христос и Иоанн Креститель. Всех этих пророков никто не послушал должным образом, поэтому Аллах наслал на них наказания.

Главной книгой ислама стал Коран («чтение»), состоящий из 114 сур и данный Мухаммаду архангелом Джабраилом на небесах, куда тот вознёсся из Иерусалима. Именно к Иерусалиму, а не к Мекке, надо было первоначально обращаться 4, а затем и 5 раз в день при совершении намаза. Единым, всегда существовавшим и непостижимым богом считался почитавшийся некоторыми племенами и ранее Аллах. Помимо проповеди единобожия и отказа от идолопоклонства, Мухаммад также выступал против ростовщиков, «обмеривающих и обвешивающих», ратовал за социальную справедливость и материальную помощь беднякам, вдовам и сиротам.

Такие идеи быстро восстановили против Мухаммада мекканское население, и в 616-619 годах Курайшиты бойкотировали род Хашимитов (которые, кстати сказать, сами не очень разделяли исламские идеи, но Мухаммада не бросили), а 24.IX.622 пророк вместе с последователями (мухаджирами) совершил хиджру, т.е. перебрался в Ясриб. Позже этот город стали называть Мадинат ан-набий, т.е. «город пророка», аль-Мадинах аль-Мунаваррах, т.е. «просвещённый город», «блистательный город», или просто Медина – «город». Жители Ясриба, противники мекканцев, с радостью приняли Мухаммада и стали его верными сторонниками (ансарами), устройство тамошней общины-государства стало образцом, а 622 год - началом нового летоисчисления для всех мусульман мира.

Началась вооружённая борьба мединцев с мекканцами. 15.III.624 состоялась битва при Бадре, затем было изгнано отказавшееся принимать ислам иудейское племя кайнука, в марте 625 года мединцы чуть не победили мекканцев при Ухуде, если бы не начали грабить обоз. Затем на волне возмущения и для поднятия авторитета было изгнано иудейское племя бану ан-надир. В марте 627 года мекканцы осадили Медину, после двухнедельной осады Мухаммада подговаривает еврейских союзников мекканцев взбунтоваться. После снятия осады был изгнан иудейский род курайза. В 628 году было заключено перемирие, нарушенное в декабре 629 года нападением мекканцев на Медину. Мухаммад отвечает 12 января 630 года взятием Мекки. Мекка признала власть Мухаммада и принимала его учение, однако становилась религиозным центром, курейшиты занимали важные посты в новом государстве, а Кааба стала главным святилищем ислама. В том же месяце к северо-востоку от Мекки были побеждены племена хавазин и сакиф. После неудачной осады Таифа была захвачена Табука (её население первым начало платить джизью – подушную подать неверных), а в 631 году ислам начал триумфальное шествие по Аравии. К концу 631 года почти весь полуостров, за исключением северо-восточной его части, был под контролем ислама.

Ислам изначально был религией политической, поэтому в возникшем государстве Мухаммад осуществлял как светскую, так и религиозную власть, соединив сакральный и общинный аспекты происхождения власти. Совет из его ближайших сподвижников имел лишь совещательные права. В распоряжении Мухаммада имелось войско из ополчений племён с ядром из его ближайших соратников и последователей. Оплата войска происходила путём дележа добычи – 4/5 шло воинами (причём всадникам – больше, чем пехотинцам – 1 долю на себя и 2 – на коня или верблюда), а 1/5 – Мухаммаду, который часть из этого отдавал «сиротам, бедным и путешественникам». Мухаммад также занимался торговыми делами, при этом не запрещал процента, но говорил, что «Аллах запретил рост».

Мухаммад непосредственно был руководим Аллахом, так что им записанный Коран лёг в основу судебной системы, а сборник хадисов (хадаса – «случившееся» - короткие рассказы из жизни Мухаммада) – Сунна (пример, образец) – стала руководством к образу жизни мусульман.

Неразрывно были связаны между собой ислам и милостыня – садака, которая стала в принудительном порядке взиматься с 632 года. Благотворительность садаки маскировала её обязательность, а сама она несколько сглаживала социальные противоречия в государстве. Тем не менее, Коран объяснял социальное и имущественное неравенство божественным происхождением и требовал признания святости зависимости одних от других, в т.ч. подчинения власти.

Власть обозначалась несколькими понятиями:

сульта – военно-политическая власть;

мульк – власть, переплетённая с контролем над собственностью;

хукм – право принимать решение, т.е. судить;

амр – прямое распоряжение, приказ.

Земля в Коране была объявлена принадлежащей богу, т.е. не каждый мог получить и сохранить землю. При этом земля не считалась военной добычей и не разделялась среди воинов. Всего имелось четыре вида земли:

принадлежащая общинам и племенам;

мульк – частные владения;

икта – пожалованная главой государства наследственная земля.

савафи -казённые земли.

Землю могли обрабатывать как посаженные на землю рабы, так и арендаторы, как правило отдававшие собственнику половину урожая. Также была утверждена неприкосновенность частной собственности.

Из-за того, что многие сторонники Мухаммада пали, он разрешил вдовам и сиротам наследовать мужьям и отцам. Женщины, которые были даже в Коране поставлены ниже мужчин, и дети не платили налогов. Однако в источниках встречается случай, когда Мухаммад наложил на йеменских «людей писания» налог - «на каждого взрослого и на каждую взрослую один динар или платье му’афириа такой же стоимости». Однако «люди писания», в отличие от всех остальных, платили не харадж (1/3 урожая), а ушр – 1/10. Были установлены налоги с торговли, ремесла и поголовья скота. Поголовными налогами облагались политические противники при отказе от ислама.

8.VI.632 Мухаммад умер, не оставив завещания. Так как механизм передачи власти не разрабатывался, решили выбрать «халифа» - заместителя пророка (халиф ат-расуль Аллах).

Первые четыре халифа носят название праведных (аль-Халифа’у р-Рашидун). Их выбирала вся община мусульман, Первым стал Абу Бакр ас-Сиддик Абдуллах ибн ’Усман аль-Курайши (632-634), который окончательно подчинил Праведному халифату Аравийский полуостров, вторым был Абу Хафс ’Умар ибн аль-Хаттаб аль-’Адавий аль-Курайши (634–644), завоевавший Египет и Месопотамию, третьим – Усман ибн Аффа́н аль-Умайя аль-Кураши (644-656), завоевавший все земли Сасанидов и ликвидировавший их государство, а четвёртым – зять Мухаммада Абуль-Хасан Али ибн Абу Талиб аль-Курайши (656-661).

 

ИСТОРИЯ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ: НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ

 

1. Чили в период правления президента Сальвадора Альенде.

Жизнь и деятельность Сальвадора Альенде неразрывно связаны с новейшей историей Чили - страны, которая всегда считалась одной из самых богатых и развитых в Латинской Америке. Несмотря на это, здесь сохранялись нищета, голод и бесправие огромных масс населения, всевластие иностранных монополий и произвол имущих классов. Тем не менее положение в стране долгое время было сравнительно устойчивым: армия не вмешивалась в политику, а переход власти от одного клана крупных капиталистов и землевладельцев к другому являлся результатом свободных выборов. Именно наличие демократической традиции породило своеобразие чилийской революции 1970-1973 гг. - революции, начавшейся с избрания Сальвадора Альенде президентом и прерванной его героической гибелью в горящем дворце Ла-Монеда.

Сальвадор Альенде родился 26 июня 1908 г. в портовом городе Вальпараисо, в семье адвоката. Его отец происходил из небогатого, но старинного, по чилийским понятиям, рода. Предки Альенде активно участвовали в войне за независимость против Испании, в других войнах и восстаниях, сотрясавших страну в XIX в., и пользовались репутацией либералов. Чичо - так в детстве называли Сальвадора - рос крепким, спортивным мальчиком. В 16 лет он стал чемпионом страны среди юношей по десятиборью и плаванию и ещё до совершеннолетия пошёл добровольцем в армию, в кирасирский полк. Сальвадор был отличным наездником, отменно стрелял. Со времён армейской службы он сохранил страсть к оружию. В юности начали формироваться и его политические взгляды. Не последнюю роль в этом сыграл сосед семьи Альенде, старый сапожник-анархист, снабжавший Чичо брошюрами Бакунина, Кропоткина, испанских и итальянских социалистов.

В 1926 г. Чичо поступает на медицинский факультет университета в Сантьяго. В Чили, как и в других латиноамериканских странах, студенты традиционно участвуют в борьбе с властями. Впервые молодого Альенде арестовывают за выступление против диктатуры, установленной президентом Ибаньесом, чьим кумиром был вождь итальянских фашистов Муссолини. Новый арест последовал в 1932 г., во время событий, связанных с 12-дневным существованием Социалистической республики Чили (тогда власть на короткое время захватили сторонники социалистического пути развития страны). На несколько дней Сальвадора выпускают из заточения - проститься с умирающим отцом. "Отец, - вспоминал Альенде, - сказал мне и брату, что оставляет нам в наследство имя честного человека, а это больше, чем материальные ценности".

Выйдя из тюрьмы по амнистии, Сальвадор заканчивает дипломную работу на тему " Психическое здоровье и преступность". Начинающему врачу, известному своими левыми взглядами, трудно получить престижное место, и несколько лет он работает в морге Вальпараисо. "Я мечтал о профессии детского врача, стал же всего-навсего потрошителем трупов", - с иронией говорил Альенде. Он соприкасается с жизнью беднейших слоев общества, отмечает связь между болезнями и системой эксплуатации. По его инициативе создаётся профсоюз врачей. Семейные связи приводят Сальвадора к масонству (его дед, отец и дядя были масонами - членами религиозно-этического общества, стремившегося создать тайную всемирную организацию с целью мирного объединения человечества в братском союзе). "Масоны провозглашали, что борются за свободу, равенство, братство, - рассказывал он. - Я же, будучи масоном, подчёркивал, что при капитализме не может быть равенства, что не может быть братства при классовой эксплуатации, что понятие свобода конкретно, а не абстрактно". Альенде хотел использовать влияние масонства в интересах левых сил. Впрочем, другие политики Чили также использовали масонство в своих интересах.

В 1933 г. возникла Социалистическая партия Чили. Внутри её оформилось множество фракций и течений, кипели дискуссии о социалистическом идеале и методах его достижения. Альенде, один из основателей этой партии, выступал за единство действий социалистов и коммунистов. В это же время в стране появились группировки фашистского толка. Для борьбы с фашистами, которые часто пользовались покровительством властей, социалистическая партия создала свою милицию. В Вальпараисо ей командовал Сальвадор Альенде.

В 1935 г., столкнувшись с волной забастовок и выступлениями крестьян, возмущённых притеснениями со стороны крупных землевладельцев, правительство вводит военное положение. Альенде вновь репрессирован: его отправляют в ссылку в глухую рыбацкую деревушку на севере страны.

Товарищи развернули движение за его освобождение и добились своего - Альенде с триумфом вернулся в Вальпараисо, получив общенациональную известность.

Чтобы не допустить прихода к власти ультраправых (сторонников сближения с гитлеровской Германией), левые силы Чили по примеру многих стран Европы и Америки организуют Народный фронт. В 1939 г. его отделение в Вальпараисо выдвигает Альенде кандидатом в депутаты. Энергичный оратор, врач, жертва полицейских преследований, он без особого труда побеждает соперников в предвыборной схватке. (С этого момента на протяжении более чем 30 лет он неизменно будет избираться в парламент.) В правительстве Народного фронта Альенде получает пост министра здравоохранения и социального обеспечения. Вскоре он женится на студентке исторического факультета, дочери итальянского моряка Ортенсии Бусси. Церемония бракосочетания, разумеется, была гражданской. На состоявшемся затем торжестве Альенде не присутствовал - в тот день проходили важные дебаты в сенате.

В 1952 г. Социалистическая, Демократическая и тогда нелегальная Коммунистическая партии выдвинули 44-летнего Сальвадора Альенде кандидатом в президенты. Это был чисто пропагандистский шаг, без надежды на успех. Позже, на выборах 1958 г., ему не хватило нескольких десятков тысяч голосов. Но в этом поражении уже была видна грядущая победа.

В 1954 г. супруги Альенде впервые приехали в СССР. Хотя программа поездки была очень насыщенной, Сальвадора Альенде попросили написать статью для "Правды". немедленно примусь за дело", - сказал он. "Как! - воскликнула жена. - У нас через час "Лебединое озеро" в Большом театре! Ты ведь всю жизнь мечтал посмотреть этот балет!" - "Это верно. Но статья в "Правде" для меня важнее". Любопытна и такая деталь: вместо сувениров он купил в Москве галоши, сказав, что чилийские галоши часто рвутся, а советские, из толстой резины, - лучшие в мире.

На президентских выборах 1964 г. Альенде противостоял христианский демократ Эдуарде Фрей, взявший на вооружение лозунг "Революция в условиях свободы!" Альенде получил наибольшее количество голосов, которые когда-либо собирали кандидаты левых партий не только в Чили, но и в других странах Латинской Америки. Однако и в третий раз он проиграл битву за власть. После выборов он сказал журналистам: "Когда я умру, на моём надгробии будет высечено: "Здесь покоится будущий президент Чили".

Сальвадор Альенде после парламентских выборов. 1973г

Правительство Фрея встало на путь преобразований. Оно начало аграрную реформу с целью ограничить крупное землевладение, легализовало независимые профсоюзы, проводило постепенную чилинизацию (так называли национализацию природных ресурсов, которые до этого находились в руках североамериканских монополий). Христианские демократы выступали за коммунитарное (т. е. основанное на самоуправлении) общество. Но реформы проводились медленно и нерешительно. Экономическая обстановка ухудшалась. В результате росло влияние левых.

Перед выборами 1970 г. пять левых партий образовали коалицию (объединение) Народное единство. Не без колебаний левые решились выдвинуть Альенде кандидатом в президенты в четвёртый раз. Предвыборная кампания проходила в обстановке жестокого психологического террора, который развязали против Альенде средства массовой информации - печать, радио, телевидение, контролируемые "мумиями" (так в Чили называют ультраправых). Но и поддержка у него была мощная - левые партии, профсоюзы, молодёжь. Пропагандистские бригады имени Рамоны Парры (молодая коммунистка, убитая полицией) расписывали стены лозунгами Альенде.

4 сентября 1970 г. состоялись выборы. В ночь с 4-го на 5-е стало известно, что Альенде получил относительное большинство голосов. Ликующие толпы заполнили улицы и площади Сантьяго. 18 лет Сальвадор Альенде боролся за право войти в президентский дворец Ла-Монеда - и победил. Провалилась отчаянная попытка "мумий" с помощью махинаций в парламенте не допустить социалиста к верховной власти. Тогда правые террористы, стремясь спровоцировать вмешательство военных, убили главнокомандующего Вооружёнными силами генерала Шнайдера. Однако сменивший его на этом посту генерал Пратс подтвердил, что армия верна конституции, а 3 ноября Альенде принял президентскую ленту из рук Фрея.

В правительство вошли представители всех партий Народного единства - от коммунистов до левых католиков. Началось осуществление программы коалиции. Дети до 15 лет ежедневно получали по пол-литра молока бесплатно, была повышена зарплата, приняты меры по борьбе с безработицей. Альенде отменил более 20 декретов о повышении цен, ввёл бесплатное медицинское обслуживание, распустил специальные отряды карабинеров, прославившиеся своей жестокостью при подавлении народных выступлений. На государственных предприятиях были созданы советы с участием администрации, рабочих и профсоюзов. Они получили право изменять условия труда рабочих и решать вопросы экономического планирования.

11 июля 1971 г. парламент единогласно объявил национализацию медных рудников и других природных ресурсов: чилинизация, таким образом, блестяще завершилась. Ослабла зависимость экономики от иностранного капитала. Это было время действительно народного единства, но длилось оно недолго. Леворадикальные террористы застрелили одного из деятелей оппозиции, ответственного за расправу с крестьянами в годы правления Фрея. Активизировалась и фашистская организация "Патриа и либертад". В стране зазвучали выстрелы и взрывы. На улицах стали появляться плакаты со зловещим словом "Джакарта" - призыв к армии совершить переворот по образцу Индонезии 1965 г. Богачи бежали за границу, вывозили туда свои капиталы. Помещики угоняли скот в Аргентину. Разбухал чёрный рынок.

Создав гигантские государственные монополии, Альенде рассчитывал с их помощью получить средства на социальные программы. Действительность не оправдала его ожиданий. Экономическое положение ухудшалось, цены росли, деньги обесценивались. Недовольные национализацией западные компании объявили Чили бойкот. Надежда на помощь СССР оказалась призрачной - страна социализма не была готова оплачивать "чилийский эксперимент". Возник конфликт президента с парламентом, выступавшим против передачи экономики под контроль государства. Начались забастовки горняков, торговцев, врачей, владельцев грузовиков (последнее особенно нежелательно для Чили, где большинство перевозок осуществляется автомобильным транспортом).

Альенде работал по шестнадцать часов в сутки, спал по пять часов. Он поседел, редко улыбался. Дня не проходило без его публичных выступлений, встреч с прессой. Президент глубоко переживал, когда обнажались противоречия между народом и возглавляемой им народной властью. После того как карабинеры, по-прежнему не останавливавшиеся перед применением оружия, убили рабочего в пригороде столицы, возмущённый президент отправился пешком на место трагедии, принёс извинения жителям района и несколько часов беседовал с ними.

Атмосфера ожесточения в обществе нагнеталась средствами массовой информации, где перевес был на стороне противников правительства. После визита в Чили Фиделя Кастро левым стало труднее доказывать совместимость политики Альенде с демократией. Часть студентов протестовала против визита, захватывала университетские аудитории, чтобы сорвать выступления кубинского диктатора. Но хотя симпатии Сальвадора Альенде к советскому и кубинскому режимам представлялись многим чилийцам серьёзной опасностью, всё-таки президент не выходил за рамки демократической конституции.

Пытаясь укрепить своё положение, Альенде вводит в правительство военных. Другой его опорой становится Коммунистическая партия, к сотрудничеству с которой он постоянно призывал социалистов. В отличие от последних коммунисты не предлагали новой разновидности социализма. Их идеалом был СССР 70-х гг., и они рассчитывали достичь своей цели постепенно, через своеобразную диктатуру пролетариата с президентом во главе.

На парламентских выборах 1973 г. оппозиции не удалось получить две трети мест, что позволило бы ей конституционно свергнуть Альенде. Теперь непримиримые противники правительства могли делать ставку только на силу. Рассчитывая обуздать террористов, президент санкционировал чрезвычайные действия армии. Однако на практике это обернулось вторжением военных на заводы и в штабы левых организаций, разгромом рабочих отрядов самообороны. В то же время против правых армия действовала крайне неохотно.

29 июня в Сантьяго восстал танковый полк, но благодаря решительным действиям главнокомандующего Пратса мятеж был подавлен. Сразу после сообщения о попытке переворота рабочие заняли предприятия, готовясь оказать сопротивление путчистам. Вечером перед дворцом состоялся 100-тысячный митинг. Президент заявил, что не распустит оппозиционный парламент, но прибегнет к референдуму, чтобы узнать мнение народа.

23 августа под давлением генералов ушёл в отставку Карлос Пратс. Его пост занял начальник генштаба Аугусто Пиночет. Он заверял президента, что Вооружённые силы верны конституции, а на деле возглавил заговор военных.

В 6 часов утра 11 сентября 1973 г. в резиденцию на улице Томаса Мора пришло сообщение о восстании флота в Вальпараисо. Это было началом переворота. Простившись с женой, президент отправился в Ла-Монеду. Туда же прибыли его сотрудники, приехали и две дочери Альенде - Беатрис и Исабель. Беатрис была беременна. Увидев её, отец только покачал головой...

В 7.50 по радио зачитывают заявление военной хунты, требующей перехода всей власти в стране в её руки. Альенде приказал подготовить дворец к обороне. "Если бы я мог оказаться в другом месте для продолжения борьбы, я бы это сделал. Но я в Ла-Монеде, и именно здесь я буду бороться и погибну, если потребуется".

В 9 часов в Ла-Монеду позвонил Пиночет. Он предложил президенту самолёт и гарантии вылета в любую страну мира, предупредив, что в противном случае начнётся штурм. Альенде ответил главарю хунты: "Я не сдамся и не покину дворца. Угрозам подчиняются только трусы. И сдаются только трусы. Такие, как вы".

Авиация противников президента нанесла удар по радиостанциям, призывавшим население выступить в поддержку Народного единства. В эфире оставалось только радио компартии "Магальянес". Альенде подключился к передатчикам этой станции и, привычным жестом взяв микрофон, произнёс то, что стало его последней речью:

- Трудящиеся моей Родины! Я благодарю вас за верность, которую вы всегда проявляли, за доверие, оказанное вами человеку, который был лишь выразителем глубоких чаяний справедливости и который, поклявшись уважать конституцию и закон, сдержал своё слово.

Президент не призывал народ к дворцу - он знал, что фашисты не остановятся перед массовым кровопролитием.

В 11.00 начался штурм. Альенде из гранатомёта подбил один из танков, прикрывавших наступление пехоты путчистов. Атака захлебнулась под плотным огнём защитников дворца. Президент категорически приказал женщинам и безоружным покинуть здание. Его дочери отказались подчиниться. "Поймите, - сказал им Альенде, - если с вами что-нибудь случится, противник во всём будет винить меня. Вы нужны матери, вы нужны нашему общему делу. Я приказываю вам как отец и как президент покинуть Ла-Монеду. Иначе вы заставите меня выйти на улицу". "Последний образ отца, оставшийся у меня в памяти, - вспоминала Исабель, - это образ борца, в каске и с автоматом в руке, который переходил от окна к окну, подбадривал соратников, сам стрелял по танкам. Ему предложили надеть бронежилет. Он отказался со словами: "Почему я? Я такой же боец, как и все"".

В 12 часов самолёты начали бомбить дворец. Здание загорелось, дым проник во все помещения. Среди защитников появляются раненые и убитые, сам президент ранен осколком стекла. В 13.30 танки протаранили главные ворота. Защитники Ла-Монеды забаррикадировались на втором этаже. Неравный бой длился ещё два часа.

Долгое время считалось, что Сальвадор Альенде погиб от пули командира штурмовой группы. В 1991 г. правительственная комиссия объявила, что он покончил с собой. Соратники посадили его в президентское кресло, одели президентскую ленту и покрыли плечи национальным флагом. Ворвавшиеся путчисты в упор расстреляли уже мёртвое тело. Вскрытие обнаружило 13 пулевых ран.

Несмотря на политические просчёты, Сальвадор Альенде навсегда вошёл в историю как человек, отдавший жизнь за свои принципы. Все 18 лет правления Пиночета его имя оставалось символом сопротивления диктатуре, символом борьбы за восстановление подлинной демократии.

АЛЬЕНДЕ НА КУБЕ

В 1959 г. Сальвадор Альенде посещает Кубу, где только что в результате двухлетней партизанской войны повстанцы свергли режим диктатора Батисты. Он встречается с лидерами повстанческой армии Фиделем и Раулем Кастро, Эрнесто Че Геварой. С тех пор Альенде поддерживал с кубинскими руководителями самые тесные связи. Многое роднило их. Они рассматривали свою борьбу как продолжение дела героев войны за независимость - Симона Боливара, Бернардо 0'Хиггинса и Хосе Марти, как часть современной латиноамериканской революции. Как и Че Гевара, Альенде был врачом и тоже пожертвовал медициной ради революционной борьбы. Но Альенде полагал, что в Чили левые могут прийти к власти не с помощью вооружённого восстания, а мирным конституционным путём. Он не пытался убрать своих противников с политической сцены, а добивался компромисса. Считая необходимым сохранить систему многопартийности, он хотел использовать её для продвижения к социализму в более гуманном, демократическом варианте, нежели те его разновидности, что существовали до сих пор.

ТОВАРИЩ ПРЕЗИДЕНТ.

Альенде просил называть себя "товарищ президент", заменив этим обращением привычное сеньор. Он повторял, что его победа не просто смена власти, а начало революции. Вместе с ним в Ла-Монеду вошёл народ, вошёл в буквальном смысле слова: сюда президент приглашал гостить школьников из шахтёрских посёлков, здесь принимал делегации рабочих, крестьян, индейцев. Он и сам много ездил по стране, бывал в самых глухих и отдалённых её уголках. Его можно было видеть работающим на стройке или на разгрузке автомашин вместе с участниками бригад добровольного труда. Альенде не пренебрегал никакой тяжёлой работой, он сбрасывал пиджак и легко брался за кирку, лопату, топор.

НОВАЯ РЕЗИДЕНЦИЯ

Старинное здание дворца Ла-Монеда не обеспечивало главе государства и его семье не только необходимую безопасность, но и просто спокойную жизнь. Поэтому на улице, носящей имя Томаса Мора, по соседству с женским монастырём, в обширном саду выстроили коттеджи, где разместились родные президента, ближайшие сотрудники, охрана (именовавшаяся группой личных друзей и созданная в тот период, когда Альенде ещё не был утверждён президентом и не мог доверять службе безопасности Фрея). Президент полюбил свою новую резиденцию. Именно здесь он предпочитал работать, собирал друзей, почти ежедневно играл с кем-либо из них в шахматы. Каждый раз, когда он приезжал сюда, у ворот его встречала любимая собака Ака. Альенде сам развесил на стенах резиденции личную коллекцию картин латиноамериканских художников - Сикейроса, Риверы, Гуаясамина.

 

2. Объединение Германии в 1860-1870 гг.

Государственный строй Пруссии после революции 1848 г.

В результате поражения народных масс в революции 1848 г. Германия оставалась раздробленной. «В 1848 г., - признался как-то прусский король Фридрих-Вильгельм IV, - нас совсем было положили на лопатки». В 50-х годах положение было иное.

Прусские помещики удержали государственную власть и усилили гнет над народом. Однако, боясь повторения революции, король сохранил в Пруссии конституцию, обеспечившую, впрочем, господство помещиков.

Развитие промышленности.

После 1848 г. в Пруссии и других германских государствах быстро развивалась крупная промышленность. За одно десятилетие, по выражению К.Маркса, Германия превратилась из земледельческой страны в промышленную. О быстром росте городов свидетельствует хотя бы увеличение числа рабочих в Берлине за эти 10 лет с 50 до 180 тысяч.

 

 


Дата добавления: 2021-04-24; просмотров: 131; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!