Не оставляет у читателя чувства тоски и безысходности?

Г.

Литература  в 7-А, 7 - Б классах.

 

Тема

 Анализ стихотворений Бориса Пастернака, Александра Твардовского.

       

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас состоится первая встреча с поэтом Борисом Пастернаком. В то время, когда стихотворения Пастернака получили широкую известность, это 10-20- годы 20 века, творили такие гиганты, как С.Есенин, В.Маяковский, И.Бунин, А.Ахматова. Какой же яркой индивидуальностью, каким ярким талантом надо было обладать, чтобы не затеряться в этой компании. Пастернак не затерялся. Не мог затеряться в силу своего миропонимания. Выросший среди знаменитостей, он и сам слышал, что талантлив.

Послушаем биографическую справку о Б.Пастернаке.

     

3.Ответы учащихся. Дополнения учителя.

 

                             Пастернак вырос в удивительной семье, где все способствовало пробуждению тяги к творчеству (родители одаренные художник и музыкант, знакомство со знаменитостями: Н.Ге, Поленовым, Серовым, Рахманиновым и др. Дом был открыт для друзей, устраивались музыкальные, рисовальные вечера, на которые собирались известные люди того времени. Дети ( их в семье было четверо) копировали увлечения взрослых- они издавали рукописный журнал с произведениями собственного сочинения и иллюстрациями к ним). Пастернак много переводил с английского, немецкого, венгерского. Польского, грузинского.

Когда будете в 11 классе, мы поближе познакомимся с личностью Б.Пастернака, творческая судьба его не была гладкой. Но об этом, когда будете взрослее.

Итак, Пастернак не стал ни философом, ни художником, ни музыкантом, но живопись и музыка органично вошли в ткань его стихов, слились воедино. Произведения П. необычны, фантазия увлекает нас в таинственный, иногда не совсем понятный с первого взгляда мир.

Сегодня мы попробуем проникнуть в этот мир, посмотреть, в чем своеобразие его поэтического почерка. Каков он, художественный мир Бориса Пастернака.

Для анализа авторы учебника предлагают нам два стихотворения: «Никого не будет в доме» и «Июль».

 

4. Анализ стихотворения «Никого не будет в доме» (1931г.)   

Стихи Пастернака нельзя читать молча, их обязательно нужно слышать, чтобы видеть.

 

  Чтение стихотворения.

- Какое настроение вызвало это стихотворение?(Несмотря на то, что стихотворение 

об одиночестве, он не создает настроения печального, в нем нет безысходности, тоски)

 

-П о ч е м у ?           Опорные слова: никого                                                                                      з                                                                зимний день

                                                                  сумерки

                                                                  мокрые комья снега                                                                        только крыши, снег  -и перечеркивает их желтым мелком, ставит большой вопросительный знак.

  Мы проанализируем стихотворение с точки зрения композиции, содержания, интонационных особенностей. И тогда ответим на наш главный вопрос.

      Обращаемся к первым строкам стихотворения (первые две строфы).

 Какую картину мы себе представляем?      

                           (Видим дом,  в котором никого нет. Сумерки. В окне - мокрые комья                                                                                 

                            снега. Поэт смотрит на крыши за окном. Тишина.)

-Каким словом поддерживается смысловое единство?

                           (Никого-дважды)

 После этой паузы развертывается картина зимнего дня, в которой соче-                            тается неподвижность «только крыши, снег» с движением «белых

мокрых комьев быстрый промельк маховой».

 

В русском языке предлог «кроме» обычно произносится со слабым ударением. Для Пастернака он очень важен, он полноправно входит в ритмообразующую систему стиха- 2-го и 7-го. Он даже ударный.

 Итак, первая часть (это две строфы) создают унылое, грустное настроение.

 

Смотрим на 3 и 4 строфы.

Они вместе образуют одно сложное предложение (в учебниках опечатка – стоит после 3 строфы точка) Автор предпочел поставить запятую, объединив по значению 3 и 4 строфы.

-О чем вторая смысловая часть? В центре – переживания героя. Воспоминания о прошлой зиме рождают чувства не отпущенной вины, тоски.

-В каких изобразительно-выразительных средствах эти чувства находят художественное воплощение?

 

                Метафоры: завертит мной, кольнут виной

 

-И во второй части найдем ключевые слова, которые поддерживают смысловое единство.

                И опять…-3 раза

-Вспомните, как называется такая фигура речи? (анафора)

-Зачем такие повторы, какова их роль?

 

                Они усиливают переживание, посетившее лирического героя, и служат

                музыкальности и выразительности стихотворения.

Завершает центральную часть стихотворения бытовая деталь:

                                               И окно по крестовине

                                               Сдавит голод дровяной

В трудные 30-е годы остро ощущалась нужда в дровах, и дом протапливался не настолько, чтобы освободиться от налета инея на внутренней поверхности окна. Чисто бытовая деталь вырастает у поэта в емкий метафорический образ.

-И наконец заключительная часть. С какого слова начинается 5 строфа?

 С противительного союза но. Уже этим подчеркивается                                                                                                           

противопоставленность двум предыдущим частям.

 

-В чем суть этого противопоставления?

                    Там – никого, а тут – «нежданно» появляется образ, вошедшей в дом.

-Стоит воспроизвести первые строки:

           

                    Но неЖданно По ПоРтьеРе

                    ПРобеЖит втоРЖенья дРоЖь

-Чем насыщена эта поистине колдовская метафора?

 

                    Аллитерацией. Образ «лепится» с помощью звуков. Мы не видим, кто это

                     идет, но понимаем, что это дорогой герою человек. Гостья дана намеками.

 

-Свежесть, новизна в 3 и 4 строках:

                                

                      ТиШину Шагами меря,

                      Ты, как будуЩность, войдеШь.

-И вновь аллитерация. Сцепление похожих звуков ш, щ, т-заставляет замереть,как будто прислушаться к шагам.

-Чем сменяется уныние, вызванное сумерками, одиночеством?

 Ощущением чуда, надеждой на счастье.

-Образ вошедшей лишен каких-либо конкретных очертаний. Неопределенность образа

подчеркнута повтором неопределенного местоимения в чем-то. Теперь уже нет никакой грусти и тоски. Восторг, восхищение овладевают лирическим героем.

-Как перекликаются последние и первые строки?

                      Вначале снежные комья безрадостно мелькали в проеме окна, теперь они 

                       Сродни тем материям, «из которых хлопья шьют». Эти хлопья делают

                       героиню воздушной, недосягаемой, оторванной от мира, сотворенной

                       из снегового платья, любимой и недосягаемой.

 

-Так почему же стихотворение, пронизанное чувством уныния и одиночества, все-таки

не оставляет у читателя чувства тоски и безысходности?

 

                        Встреча лирического героя с любимой состоится, она и дана в будущем

                        времени «Ты как будущность войдешь».

                        Мы не знаем, состоялась ли встреча, не можем сказать, была ли она

                        такой, какой ее описал поэт. Но ощущение тайны, загадки, связанной

                        с появлением любимой, оказывается ярче, весомее, чем его печаль и  

                        чувство вины.

 

Биографическая справка .

 

В 1931 году Пастернак, расставшись с женой и сыном, создает новую                               семью. Процесс был трудным для всех. «И все-таки это не драма, потому                          что радости здесь больше, чем вины и стыда». Стихотворение «Никого                          не будет в доме» связано с личными переживаниями, с новой любовью                         в его жизни.

5. Оформление записи в тетрадях.

 

   Особенности лирики Пастернака:

    А) Метафоричность поэзии

        (метафоры у Пастернака создавали впечатление случайных слишком)                             

 

    Б) Аллитерации ( сцепления схожих звуков скрепляют текст, внедряют его в память)

 

    В) Анафоры (служат музыкальности, общей выразительности)

 

6. Песня «Никого не будет в доме»

                                       Музыка М.Таривердиева

                                              Стихи Б.Пастернака

 

Это стихотворение стало вершиной любовной лирики после того, как в виде песни прозвучало в фильме Э.Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!»

-Какое впечатление вызывает у вас музыкальное произведение?

               

 

?. Анализ стихотворения Б. Пастернака « Июль».

 

А сейчас знакомство еще с одним стихотворением Б.Пастернака. Мы понаблюдаем, как в этом стихотворении автор использует одно из ярчайших изобразительно-выразительных

средств, главное в его поэтическом арсенале.

 

- Чтение стихотворения .

-Так кто же этот необычный герой? (июльский воздух луговой)

-Давайте посмотрим, как автор создает этот образ?

 Во-первых, как он называет своего героя? Кто он?

                                              (и привидение

                                               и домовой

                                               и баловник-невежа

                                               и призрак

                                               и отпускник

                                               и двойник)

 

В начале стихотворения мы даже не понимаем, о ком речь, то ли это человек, то ли мифическое существо. Он странный, таинственный, не может устоять на месте.

-Каковы его действия? (мелькает, бродит, болтается, вбегает, мешается, срывает

 скатерть , кидается, взвивается с занавеской)

 

Ведь этот июльский воздух имеет вполне зримый образ со своим характером.

Каким вы себе его представляете?(нечесаный растрепа, весельчак, болтун, пахнет липой и  ботвой)

-Какие эмоции он вызывает? (он нам симпатичен, потому что юморной, подвижный,

 вольнолюбивый,хотя, возможно, не считается с правилами                                      приличия)

-На каком изобразительно-выразительном средстве построено все стихотворение ? (содержание всего стихотворения определяет олицетворение)

 

8.Заключительное слово.

Читая сборники стихотворений Бориса Пастернака, замечаешь, что много стихотворений посвящено природе.

Поэт в пристальном, постоянном внимании к зимам и веснам, к солнцу, снегу, дождю.

Главная тема его творчества – благоговение перед чудом жизни, чувство благодарности к ней. Стихотворения Пастернака требуют усилий читателя, его сотворчества Пастернаком надо переболеть, мучаясь от невозможности до конца постигнуть того, чьими глазами ты вдруг посмотрел на мир и удивился его цельности, яркости.

Так давайте вместе с нашими поэтами удивляться, восторгаться, наслаждаться.

 

 9. Итоги

 Домашнее задание: изучить внимательно материал урока: как производить анализ стихотворения. Произвести анализ стихотворения Александра Твардовского (по выбору, любое небольшое по объёму, по данным примерам) письменно (в тетрадях по литературе и переслать в личку).

 

 


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 82; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!