Музейный комплекс «Вселенная Воды»

Концептуальные подходы и программно-технологические решения

 

Концептуальные подходы к созданию мультимедийной музейной экспозиции определяются конкретным условиями в музее. Приступая к проектированию аппаратно-программного комплекса для музея, происходят различные ситуации:

·   В экспозиционном пространстве уже существующего музея необходимо создать и разместить мультимедийно экспозиционно-выставочный комплекс В этом случае искусство проектировщика заключается в том, чтобы элементы мультимедийного экспозиционного комплекса были бы направлены на то, чтобы предоставить посетителю информационно-справочный сервис, более глубоко раскрыть смысл и содержание экспозиции, а элементы комплекса ненавязчиво вписать в экспозиционное пространство;

·   При проектировании нового музея (или серьезной реконструкции старого музея) задача может быть поставлена по-другому. В этом случае мультимедийный экспозиционный комплекс должен рассматриваться как неотъемлемая, а порою - и ведущая часть всего экспозиционного проекта, и его функции и место в экспозиции должны определяться на этапе создания общей концепции музея.

Можно проиллюстрировать ситуацию равноправия, экспозиционной равновесности материальных и виртуальных объектов в такого рода экспозициях, приведя несколько примеров подобных пар из разного типа музеев:

·   Музыкальный инструмент и его звучание (Музей музыки, Стокгольм; Дом музыки, Вена);

·   Чучело птицы и запись ее пения (Дарвиновский музей, Москва);

·   Наряд шамана и видеозапись ритуального танца (Музей этнологии, Лейден);

·   Форма и снаряжение знаменитого хоккеиста и фрагмент матча с его участием (Музей хоккея, Торонто).

·   Технические объекты и демонстрация их действия на мониторе (Музей Немо, Амстердам; Музей науки, Лондон; Музей техники, Вена)

·   Чучело животного и видеофильм, показывающий животное в естественной среде обитания (Музей «Натуралис», Лейден)

Порою возникают и такие ситуации, когда подлинный материальный объект не может быть представлен в экспозиции и мультимедиа принимает на себя его функции (демонстрация работы доменной печи, молекулярных процессов и др.)

С помощью их созданы мультимедиа музейные экспозиции для разных типов музеев - художественных, исторических, естественно-научных, этнографических и других, в частности - электронная экспозиция «Старая водонапорная башня» в Музее гор водоканала «Мир воды Санкт-Петербурга», в электронная экспозиция в музее корпорации «Татнефть», электронная экспозиция «Мифологическое время» для Государственного Музея природы и человека в г. Ханты-Мансийске, электронная экспозиция для Музейного центра «Наследие Чукотки» в г. Анадыри и др

 


Глава 2

 

Первое применение мультимедиа технологий в Петербурге

 

Петербург как крупнейший культурный центр накопил за последние годы значительный опыт в этой области мультимедиа. Не только крупные, всемирно известные, но и малые музеи города в той или иной степени используют в своей повседневной практике новые возможности, инициируя различные мультимедиа-проекты.

Компьютерная студия “Март”, начиная с 1996 года, сотрудничает с различными учреждениями культуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области, являясь исполнителем проектов Эрмитажа, Русского музея, Музея истории Санкт-Петербурга, малых музеев. Студией накоплен большой опыт реализации различных по форме проектов культурно-просветительского характера: презентаций музеев и выставок, информационных киосков, компьютерных фильмов, экскурсий, игр.

Первый масштабный выставочный проект с компьютерным сопровождением относится к марту 1997 года, когда в Государственном Эрмитаже открылась выставка одной картины - "Благовещение" Яна ван Эйка. Для музея выставка знаменовала новый этап отношений с зарубежными партнерами: картина, проданная в 1930-х годах советским правительством из Эрмитажа и принадлежащая ныне Национальной галерее в Вашингтоне, вновь экспонировалась в России.

Руководство Эрмитажа приняло решение об организации информационной поддержки выставки на самом современном уровне. Компьютерная презентация должна была познакомить зрителей с евангельским сюжетом, символикой, использованной мастером, композиционным построением картины. Не менее важно было представить художника, его современников, а также многовековую историю шедевра. Материал для презентации был подготовлен специалистами Эрмитажа, а компьютерная реализация замысла была поручена сотрудникам студии "Март".

Непосредственно в зале, рядом с картиной, был установлен проекционный экран, на котором демонстрировался компьютерный фильм (длительностью в 25 минут). Художественное решение фильма, основанное на компьютерной графике и анимационных эффектах, было призвано не просто предоставить зрителю упорядоченный набор информации, но и настроить посетителей на определенное эмоциональное восприятие картины. Установленные рядом два информационных киоска позволяли каждому желающему выбрать порядок и режим просмотра по собственному усмотрению.

В данном случае ни для искусствоведов, ни для посетителей вопрос о соответствии цветовой гаммы не являлся существенным: экранное изображение предназначено только для рассказа о картине, никто не будет судить о полотне по репродукции, если оригинал находится здесь же, в этом зале. Можно констатировать, что мультимедиа-технологии не разрушили привычного музейного пространства, а дополнили его новыми, привлекательными для посетителя возможностями.

Тем не менее, первый опыт мультимедиа-презентации картины был признан в Эрмитаже успешным, поэтому уже через полгода во время выставки, посвященной возрождению "Данаи", была воспроизведена описанная выше организация информационного пространства.

Особое внимание было обращено на рассказ об истории двенадцатилетних реставрационных работ, сделанных в их процессе искусствоведческих открытиях. Использование мультимедиа-технологий позволило достичь требуемой наглядности. Средствами компьютерной графики и анимации были реконструированы все фазы научных исследований и реставрационных работ; демонстрировались рентгеновские снимки картины, изображения, полученные в инфракрасных, ультрафиолетовых лучах.

Удалось даже показать публике и прокомментировать первоначальную авторскую версию картины, реконструированную по рентгеновским снимкам. По сути дела компьютерная презентация стала неотъемлемой частью выставки, продолжавшейся в течение года и привлекшей самое широкое внимание публики.

Помимо компьютерных презентаций выставок, петербургские музеи осваивали и другие формы представления мультимедиа-программ. Например, в том же 1997 году Музей истории Санкт-Петербурга предложил тематические компьютерные экскурсии петербургским школам, проводящим в музее уроки по курсу "История и культура Санкт-Петербурга". Компьютерный фильм с музыкальным и дикторским сопровождением фактически представляет собой виртуального экскурсовода, который помогает работникам музея в более наглядной форме раскрыть тему за счет фондов музея, в том числе и экспонатов, недоступных непосредственно на экспозиции.

Заинтересованность Музея в привлечении посетителей способствовала поиску новых форм использования мультимедиа-технологий и в выставочной работе. Так, большая выставка, посвященная истории одного из районов Петербурга - Рождественской части, предлагала посетителям - наряду с традиционными экспонатами -справочную систему по зданиям района, представляя архитекторов, домовладельцев, именитых жителей. Использование справочной системы как информационного фона для основных экспонатов оказалось привлекательной для музеев формой. В частности, Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме решил использовать аналогичную систему для выставки "Реквием", посвященной жертвам сталинских репрессий.

Возможности мультимедиа-технологий позволяют решать не только информационные, но и художественные задачи. Хочется несколько подробнее остановиться на истории создания компьютерного фильма "Тень моя на стенах твоих…". Первоначальный замысел предполагал создание справочной системы, описывающей историю пребывания Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, а также биографические сведения о тех, с кем свела ее судьба: от Иннокентия Анненского до Иосифа Бродского.

Но в процессе работы над сценарием все более привлекательной становилась идея компьютерного фильма. Видеоряд, иллюстрирующий рассказ, посвященный Анне Ахматовой и ее поколению, дополняют стихи в авторском исполнении и музыка Шостаковича. В отличие от традиционной видеосъемки, компьютерные технологии позволяют придать эмоциональную окраску и динамизм даже сухим архивным фотодокументам.

Первая демонстрация программы в музее, когда изображение проецировалось на белую стену выставочного зала, показала, что даже бесконечно далекие от компьютерного мира люди приняли новую форму представления документального материала, оценив возможности, привнесенные мультимедиа-монтажом.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что петербургские музеи активно ищут и находят решения, связанные с использованием мультимедиа-технологий в музейном пространстве.

Музейный комплекс «Вселенная Воды»

 

Одним из самых молодых музеев в Санкт-Петербурге, но уже заслуживший известность среди петербуржцев и гостей города на Неве, является музей воды, расположившийся в здании Водонапорной башни. Музейный комплекс «Вселенная воды» был открыт к 300-летию Северной столицы. Обширная тематика экспозиции и применение современных интерактивных технологий позволили ему получить престижную премию в Португалии «Европейский музей 2006 года».

Его экспонаты, макеты, инсталляции, мультимедийные экспозиции рассказывают об истории, современном состоянии и перспективах водоснабжения и водоотведения города, использовании воды в быту, состоянии водных ресурсов. В музее посетители узнают много нового о самом таинственном веществе в природе - Воде, в которой зародилась жизнь и без которой она невозможна.

 

Концепция экскурсии «Вселенная воды»

 

Задача мультимедийной экспозиции «Вселенная Воды», расположенной рядом с Водонапорной башней в бывшем резервуаре Главной водопроводной станции, - максимально полно показать значение воды на нашей планете и в жизни каждого человека.

Экспозиция комплекса состоит из множества элементов, каждый из которых представляет тот или иной аспект бытия воды, а все вместе они создают полную картину сегодняшних знаний о воде, отражают традиции водопользования, представляют проблемы, связанные с сохранением воды на земле.

Экспозиция построена на мультимедийных технологиях и эффектах, объемно-пространственных объектах и текстовых дополнениях. Использование возникающих и сменяющих друг друга в пространстве большого зала изображений, смена световых настроений и звукового сопровождения погружает зрителя в находящуюся в непрерывном движении среду, по сути, такую же бесконечно изменчивую, как сама вода.

Одна из главных тем экспозиции комплекса - «Вода в природе». В этом разделе представлено современное знание о происхождении воды на Земле, о ее уникальных свойствах, химическом составе, круговороте в природе… Посетителю приоткрываются тайны, хранимые водой, он знакомится с научными гипотезами, представлениями наших предков о роли воды в мироздании.

На пути по центральному проходу зала мультимедийного комплекса посетителю предстоит за считанные секунды пережить смену времен года: он попадет под снегопад, осенний дождь, увидит весеннюю грозу и летнюю радугу. Огромные экраны покажут, как разнообразно проявление воды в природе, как она прекрасна, сильна, а порой и опасна.

Далее, двигаясь по лабиринту экспозиционного зала, зритель последовательно увидит на отдельных экранах видеофильмы, раскрывающие мир водной стихии с разных сторон:

• «Появление воды на поверхности Земли»

• «Вода - уникальное вещество»

• «Свойства воды (химические и физические свойства, информационная память воды)»

• «Музыка воды»

• «Круговорот воды»

• «Парадоксы воды»

• «Вода в религиозных обрядах мира»

• «Минеральные воды и лечебные свойства воды»

• «Сказки и легенды об исцелении водой»…

Пространство этого раздела дополняют различные экспонаты. Каждый из них иллюстрирует или дополняет увиденное на экране, вызывает у зрителя живые ассоциации, пробуждает креативное мышление, желание найти в привычном неизвестные свойства. Почти все объекты не спрятаны в витрины: их можно трогать, производить с ними различные действия, опыты и т.д.

На стеклах, которые окружают колонны зала, нанесены различные статистические данные о воде, литературные и научные высказывания, изображения. Эти «шпаргалки» составляют как бы третий информационный слой экспозиции.

Есть во «Вселенной Воды» и зоны отдыха. Фильм «Музыка воды» позволяет послушать, как звучит вода в природе: это и капли дождя, и шум водопада, и плеск речки, и рев океанского прибоя...

Отдельный раздел мультимедийного комплекса - «Вода в городе» - рассказывает о Санкт-Петербурге, о том, как тесно на протяжении всей своей истории этот мегаполис связан с водой.

Посетители узнают об основании Санкт-Петербурга, его мостах, набережных, каналах; о наводнениях в Северной столице; о борьбе двух стихий - огня и воды в истории города и пожарном водоснабжении; о праздниках на воде.

Все известные и неизвестные наводнения города (а их было 307) представлены отдельной инсталляцией. По интерактивным экранам можно уточнить топонимику водной среды города: это и существующие реки и каналы, и те, что были засыпаны или забраны в трубы, мосты, порты.

 

Концепция экскурсии «Подземный мир Петербурга»

 

В левой пристройке старинной Водонапорной башни размещена мультимедийная экспозиция «Подземный мир Петербурга» и крупномасштабная карта Невы с современным оборудованием для показа гидрологического режима и экологической ситуации в городе.

В просторном холле расположился гигантский макет исторического центра Санкт-Петербурга, созданный по заказу ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Институтом архитектуры. Макет оживает, подсвечивается и переливается огнями; в это же время на экране, расположенном над макетом, демонстрируется фильм, рассказывающий о современном состоянии систем водоснабжения и очистки сточных вод Санкт-Петербурга и роли Водоканала в жизни города.

Незабываемое путешествие по инсталляции «Подземный мир Петербурга» позволяет проследить весь путь, который вода проходит под городскими улицами и домами. От водозаборов, расположенных на дне Невы, через фильтровальное отделение водопроводной станции, затем через городские водопроводные магистрали, посетители попадают в подвал обычного жилого дома, откуда вода поднимается в квартиры.

Экскурсанты могут пройти по дну канализационных коллекторов, побывать на острове Белом, где в 1978 году был открыт первый в Санкт-Петербурге крупный комплекс канализационных очистных сооружений - Центральная станция аэрации.

В этой части музея при подаче материала используется театрализованный подход, помогающий посетителям увидеть жизнь мегаполиса «изнутри», почувствовать ритм работы его инфраструктуры


 

Заключение

 

В курсовой работе изучены современные мультимедиа технологии, рассмотрено их применение на практике в Музейном Комплексе «Вселенная воды», а так же рассмотрены первое применение мультимедиа технологий в музеях Санкт-Петербурга. На основании всего выше изученного можно сделать вывод что музейная практика Санкт-Петербурга дает много примеров удачного использования компьютерных технологий. Это идет только в положительную сторону, так как способствует всё большему развитию культурного туризма в Санкт-Петербург, а также система образования города проявляют повышенный интерес к появлению новых проектов, в которых реализуется информационный, художественный и образовательный потенциал городских музеев.

Это позволяет надеяться, что может появиться постоянный спрос на тиражирование музейных разработок, а значит, создание новых мультимедиа-проектов получит мощный дополнительный стимул.

Схематизируя выводы этих размышлений о музее и современной медиасреде, можно представить их в следующей формуле: наследие + интерактивность музеев + медиасреда + национальные программы = культурной самоидентификации личности гражданина современной России.


 

Список литературы

 

1. Т. М. Трошина .Интерактивный музей в современном медиапространстве / Т. М. Трошина // Медиакультура новой России : методология, технологии, практики / [Астафьева О. Н. и др.]. - Екатеринбург : Академический Проект, 2007.

.   Т. А. Смирнова . Цифровые технологии в экспозиционном пространстве музея: современные тенденции и перспективы / Т. А. Смирнова. - (Информационные технологии) // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2010

.   Шлыкова О.В. Социокультурная природа мультимедиа: Дис. д-ра культурологии: 24.00.01 / О.В.Шлыкова. - М., 2004.

.   Вельтман К. Электронная культур а: достижения и перспективы. Информационное общество, 2002

.   Л.Я. Ноль .Информационные технологии в деятельности музея / Л.Я. Ноль ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования Рос. гос. гуманит. ун-т. - М. : Издательский центр Рос. гос. гуманитар. ун-та, 2007.

.   Лебедев А.В. Виртуальные музеи и виртуализация музея // Мир музея. - 2010.

.   Современные музейные технологии // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2004

8. И.Н. Кондратьева, Д.Д. Рубашкин // Электрон. б-ки : рос. науч. электрон. журн. - 2001. - Т. 4, вып. 2. - URL: http://www.elbib.ru/index.phtml?page=elbib/rus/journal/2001/part2/KR (04.06.2012) <http://www.elbib.ru/index.phtml?page=elbib/rus/journal/2001/part2/KR%20(04.06.2012)>.

.   Википедия - свободная энциклопедия URL: // http://www.wikipedia.org //

.   ГУП Водоканал - URL: // <http://www.vodokanal.spb.ru> //

.   Музей и информационные технологии: // Музей будущего :- URL:http://www.future.museum.ru/part06/060407.htm // <URL:http://www.future.museum.ru/part06/060407.htm%20//>

.   Алексей Лебедев. Информационные технологии и современная музейная экспозиция - URL: // <http://www.rusrev.org/content/review/default.asp?shmode=8&ida=2100&//>

.   Музеи России - URL: // <http://www.museum.ru//>


Дата добавления: 2021-04-24; просмотров: 96; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!