Испано-мавританское садово-парковое искусство.



Важную роль в развитии мирового ландшафт­ного искусства сыграло образование в 7 в. Арабского Халифата, объединившего завоеванные земли Па­лестины, Сирии, Ирана, Египта, Ирака и Испании.

Мусульманское искусство Востока отличает­ся величественной монументальностью, схема­тизмом и абстрактностью. На основе культурных достижений прошлых эпох арабы создали свою неповторимую культуру. О большой любви арабов к садовому искусству свидетельствуют сады и дворцы Каира, Самары, сады Багдада (Аль-Мамуна, IX в.) и других городов.

В ранний период развития исламского зодче­ства помещения мечетей, духовных учебных за­ведений – медресе и других сооружений группировались вокруг большого двора, оформленного крытыми галереями. Самыми известными шедеврами ландшафтного искусства, дошедшими до наших дней, являются сады в Испании.

Арабы применили опыт Египта и Рима, по устройству ирригационных сооружений и создали мощную гидротехническую сис­тему, где использовали таяние снегов на горных вершинах, превращая безводную Ис­панию в цветущий край. Самые известные произведения садового искусства находились в Кордове, Толедо, Севилье и Гранаде.

 

Сады были небольших размеров и замкнуты. Большие сады разбивали на отдельные участки. Сформировался тип озелененного дворика - патио. Патио напоминает сад средневекового монастыря и атриумно-перистильный сад Древнего Рима. Па­тио был небольших размеров – от 200 до 1200 м2, окружен стенами дома или высокой каменной оградой и представлял собой продолжение поме­щений под открытым небом. План его отличался строгой регулярностью. Главными декоративны­ми элементами являлись бассейны, каналы, ми­ниатюрные фонтанчики. Уделялось большое вни­мание мощению, в связи с жарким климатом Испании, который не позволял применять газон. Мощение в патио было двухцветным, организо­вано речной или морской галькой. Использовалась майолика (цветные изразцы). Ею выкладывались дно и края водоемов, облицовывались подпорные стенки и скамьи. Основные цвета – голубой, зе­леный, желтый, как бы смягчающие зной.

Дворики соединялись небольшими калитками, расположенными так, чтобы композиция соседнего сада воспринималась внезапно. Деревья были преимущественно одной породы. Почти все помещения группировались вокруг большого двора, оформленного крытыми галереями.

 

 Зарождение мавританского искусства относится к эпохе расцвета Кордовского халифата — обширного, мощного и процветающего государства, независимость которого была в 929 году провозглашена перед лицом остального мусульманского мира. Вскоре арабская Испания превратилась в самую населенную, богатую и благоустроенную страну Европы.

Но в XI веке Кордовский халифат распался, правда, это не задержало дальнейшего развития «мавританского стиля» в искусстве. Он только приобрел черты большего лиризма, интимности, утонченной чувственности и вместе с этим еще большей жизненной энергии.

 Своей вершины мавританское искусство достигло в прославленном архитектурном комплексе «Альгамбра», с которым ассоциируется множество поэтических легенд о любви, воинах и рыцарстве.

Дворцовый ансамбль Альгамбры складывался в разное время, не имел первоначального общего плана, а вместе с тем он отличается удивительным архитектурным единством. Именно здесь мавританская культура пережила свой расцвет, свой «золотой век».

Основание Альгамбры, как новой правительственной резиденции мавританской династии Насридов, принадлежит ее первому эмиру Аль-Ахмару. На самом высоком Красном холме Гранады, где еще с IX века существовала древняя римская крепость, он начал в 1239 году возводить новый замок, дошедшие до нашего времени дворцовые и административные здания Альгамбры относятся к XIV веку.

Эмир Мухаммед I, один из последующих строителей Альгамбры, общался с архитекторами, художниками и рабочими; он много времени проводил в садах, где сам сажал деревья, редкие растения, прекрасные кусты и самые красивые цветы.

 

В средневековых арабских трактатах красота связывалась с безупречной изысканностью формы, с трепетом ярких красок и света. Отсюда и проистекает тяга мусульманских архитекторов к предметам сверкающим, прозрачным, блестящим, переливающимся и отражающим свет. Потому в Альгамбре мраморные колонны сияют, как жемчужины; ее дворы и светлые проемы окон, залитые солнцем и одновременно затемненные галереями, излучают чарующее волшебство. Бесконечно повторяя совершенно простые элементы, мавританские мастера тем самым создали самые сложные формы.


Ислам запрещал изображать живые существа, и они черпали свое вдохновение в природе. Сорванный в саду лист превращался в геометрическое совершенство, даже арабские письмена стали особой формой искусства. Каждая арка Альгамбры заключена в узорную раму, в орнамент которой вплетена вязь арабских букв. «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник его», — эта фраза повторяется несчетное число раз в резьбе арок и порталов дворца.

Христианский правитель Фердинанд Великолепный, завоевав Гранаду, в 1515 году отдал специальный приказ о сохранении Альгамбры, «столь исключительного и великолепного сооружения».

Сейчас на территории Альгамбры находится королевский дворец, который был возведен одним из следующих испанских королей. Архитектор Педро Мачука занимался тогда реставрацией Альгамбры и следил за ее садами. Но он был еще и учеником великого Микеланджело и потому, выполняя повеление короля, замыслил построить величественное здание в стиле Ренессанса.

 

В 1536 году Карл V- император Священной Римской империи — перенес свою резиденцию в Гранаду и с большим трудом согласился не перестраивать Альгамбру. Правда, он хотел пристроить к ней ротонду, но она так и не была закончена.

 

Главный дворец эмиров Гранады – Альгамбру (Красный дом) начали строить в 1252 г. Строительство продолжалось 100 лет. В это же время рядом на возвышении был сооружен парк Генералифе. Альгамбра представляет собой огромный ансамбль из укреплений, дворцов и парков, занимающий холм Ла-Сабиха в юго-восточной части современной Гранады. Сейчас это край города, а раньше это был город — в кольце крепостных стен были дворцы, мечети, мастерские, жилые дома, бани, сады, кладбище. Главная часть Альгамбры — дворец Насридов. Он состоит из трех частей: Мешуара — здания для аудиенций, приема послов и судов, дворца Комарес – официальной резиденции эмира, и Дворца Львов – частных апартаментов эмира.

Парадной резиденцией в Альгамбре был дворец Комарес, а композиционным центром его служил знаменитый Миртовый дворик.

 Название дворца Альгамбра (Красный дом), очевидно, объясняется своеобразным видом стены протяженностью 3500 м, которая состоит из красных кирпичных клеток, заполненных бетоном. Вход в ансамбль Альгамбра оформлен порталом.

 За порталом находился главный двор ансамбля (47 X ЗЗ м) - Двор мирт - с огромным прямоугольным бассейном (45 X 7 м), окруженным густыми шпалерами мирт. Название (миртовый дворик) было принято только в XVII веке, и произошло от прямоугольного водоема, который занимает большую часть двора и обсажен по своим длинным сторонам подстриженными миртовыми деревьями. Зеркальной, поднятой почти до уровня мраморного пола поверхности водоема принадлежит огромная роль в этом дворике. По северной и южной сторонам сделаны открытые портики, имеющие по семь полукруглых арок с ажурной резьбой и с алебастровыми колоннами, которые отражаются в спокойных подах бассейна. С Юга двор замыкает дворец Карла Пятого. Миртовый дворик (Patio de los Arrayanes) – центр дворца Насридов.

И Альгамбра, и сады Генералифе не знают недостатка и воде, поступающей с гор Сьёрра-Невады. Чем жарче день, тем больше там воды, так как снег на вершинах гор тает интенсивнее.

За Двором мирт следует Двор львов, устланный каменными плитами. Этот двор был украшен узким каналом и фонтаном на центральной оси. Окружали двор легкие аркады на колоннах. В саду росли шесть апельсиновых деревьев. У подножия фонтана, состоящего из чаши, которую окружали 12 мраморных львов, собиралась вода со всех многочисленных фонтанов Альгамбры. Отсюда она уходила в подземный канал и ниже орошала долину между Альгамброй и Генералифом, сплошь покрытую роскошной растительностью. Вокруг Львиного дворика находится Дворец Львов – частные покои эмира.

Сад третьего двора – Даракса, или Двора решетки украшают четыре кипариса и установленный в центре чашевидный тонкоструйный фонтан, очень изящной работы. Дворик выложен узорным рисунком. В саду растут розы, жасмин, олеандры и апельсиновые деревья. Из сада к возвышенности с летним дворцом Генералиф ведет длинная аллея с двойными рядами кипарисов.

Зал Бифориев назван так из-за окон-бифориев (с двумя проемами, разделенными колонной) выходит во дворик Линдараха. При эмирах тут находился гарем, и одалиски взирал из окна на долину.

Сад Генералифе - бывшая летняя резиденция мавританских эмиров. Генерали́фе (исп. Generalife, от араб. Jannat al-'Arif‎ — «сад архитектора») – бывшая загородная резиденция эмиров династии Насридов, правивших Гранадой в XIII—XIV веках.

Дворец и сады были построены в период правления Мухаммеда III (1302—1309) и заново декорированы вскоре после султана Измаила I (1313—1324). Сады Генералифе находятся на холме Серро-дель-Соль. Комплекс включает в себя Патио-де-ла-Асекиа (Patio de la Acequia — «двор ручья»), в котором располагаются длинный 40-метровый бассейн, окружённый клумбами, фонтаны, колоннады и павильоны, а также «кипарисовый двор» - Хардин-да-ла-Султана (Jardín de la Sultana — «сад султаны»). Генералифе расположен на склоне холма в виде террас, поднимающихся выше Альгамбры на 150 м.

Во дворе ручья - Патио-де-ла-Асекиа с каждой стороны канала поднимаются ввысь тонкие струи воды, которые скрещиваются над ним и образуют водяной свод. По краям дворика растут апельсины и кипарисы. Перспектива сада заканчивалась беломраморным портиком. Разнообразная растительность и водные устройства были главными элементами закрытых садов Генералифа, разбитых на террасах. Вьющиеся розы, глицинии, плющ покрывали каменные ограды; магнолии, олеандры, кипарисы, пальмы, столетники, жасмин, мимоза, ирисы, нарциссы, мальвы образовывали неповторимые сочетания. С террас Генералифа открывался красивый вид на Альгамбру и город.

Генералифе является наиболее хорошо сохранившимся садом средневековой мусульманской Испании. Кроме того, сад Генералифе — самый старый из сохранившихся мавританских садов.

После изгнания арабов с Пиренейского полуострова традиции арабской архитектуры не умирают. Они образуют стиль, известный под названием мудехарского (мудехары - мусульмане, оставшиеся на освобожденной территории Испании). К памятникам мудехарского зодчества относится замок Алькасар в Севилье (XIV-XV), построенный по образцу Альгамбры. Он состоит из ряда двориков, из которых наиболее известен двор Марии Падиллы.

Заключение. Максимально простое оформление арабских садовых участков роднит их с лучшими образцами античного садово-паркового искусства и свидетельствует о тонком художественном вкусе восточных мастеров, умевших минимальными средствами создать максимальный эффект. Из характерных особенностей арабского садово-паркового искусства необходимо выделить следующие: геометрическая планировка на замкнутом пространстве с активным включением различных видов оград в общую композицию; ассимиляция культуры садово-паркового строительства народов завоеванных территорий; ограниченное применение декоративных устройств (скульптуры, балюстрад); использование в качестве основных элементов ансамбля рельефа (террасы), растительности (стрижка) и воды (фонтаны и каскады); учет индивидуальных свойств растений. Идея мусульманского рая, отождествляется с идеальным садом и изо­билием в нем воды. Она обычно достигала кром­ки водоема и даже переливалась через нее. Пра­вильная форма емкости с водой в центре сада или на пересечении дорожек символизировала ста­бильность. Местоположение сада всегда выбиралось с учетом источника воды.

Фонтаны изначально использовались в каче­стве фильтров – для очищения воды от личи­нок насекомых, но далее, когда оценили измен­чивость струящейся воды, стали применять их для наслаждения глаз, а шум – «как музыку для слуха».

Водные устройства испано-мавританских садов делятся на типы:

- каналы,

- узкие потоки-полосы,

- бассейны,

- фонтаны.

Специфические черты садов этого времени заключаются:

- в композиционной взаимосвязи архитекту­ры здания и садов;

- в отсутствии общего осевого построе­ния.

Интерьер слит с двориками настолько, что не всегда ощущается, находится ли посетитель внут­ри или снаружи. Достигается это тем, что переход из дома в сад оформлялся арками, а садики с интерьерами декорировали оди­наковыми растениями.

В мавританских садах с изысканной архитектурой полностью воплотилось древнее представление об Эдеме, восточном рае.

 


Дата добавления: 2021-04-24; просмотров: 886; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!