Этапы ознакомления дошкольников с живописью (для памятки)-сократить

Мэрия города Череповца

Управление образования мэрии города Череповца

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 80»

ул. Ленина, д. 117, г. Череповец, 162602, тел. (8202) 57-24-68,

e-mail: sad80@cherepovetscity.ru

 

 

Конспект выступления

Тема «О чем говорят картины»

 

Автор:

Лапата Наталья Сергеевна,

воспитатель  

 

 

                         

О чем говорят картины.

Вначале мы разделимся на две творческие группы-команды.

 

ИСКУССТВО - творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

Назовите виды искусств. Их пять (живопись, графика, архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство.)

1 задание. Заполнить организационную диаграмму “Виды изобразительного искусства”. Воспитателям предлагается вписать маркером известные им виды изобразительного искусства.

Слайд 1- задание (пустые диаграммы)

Слайд 2- диаграммы с ответами.

Что даёт изобразительное искусство детям?

Воспитывается интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Искусство раскрывает богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений, с его помощью дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями жизни, проникаются высокими идеями. Они испытывают радость, волнение, восхищение при восприятии прекрасного, созданного в картинах, иллюстрациях.

Сегодня наш семинар-практикум называется “О чем говорят картины?”. Цель его – закрепление необходимого минимума искусствоведческих знаний, знаний методов и приемов, которые помогают при подготовке к занятиям с детьми по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства.

2 задание. Так как наш семинар-практикум обращает основное внимание на картины, то следующее задание направлено на закрепление знаний о жанрах изобразительного искусства. Воспитателям предлагается заполнить морфологическую таблицу, определив приоритетность в изображении, т.е. выделить то, что является основополагающим при отношении картины к тому или иному жанру.

Слайд 3- пустая таблица

Слайд 4- таблица с ответами

 

Живопись – вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу.

В свою очередь, какие жанры имеет живопись? натюрморт, пейзаж, портрет.

Особенности восприятия натюрморта детьми 3-7 лет

Натюрморт — первый жанр живописи, с которым, как показывают исследования педагогов и психологов, нужно знакомить дошкольников, ибо он не только вызывает наибольший эмоциональный отклик детей уже с 3-4 лет, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов, любоваться ими.

Установлены уровни эстетического восприятия детьми дошкольного возраста живописного натюрморта.

На первом уровне, самом низком, ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер. На этом уровне стоят дети примерно трехлетнего возраста.

Второй уровень: ребенок начинает не только видеть, но и осознавать те элементарно-эстетические качества произведения, которые делают картину привлекательной для него. При условии внимания со стороны педагога значительная часть детей в возрасте 5 лет уже способна получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое и цвет, и цветовые сочетания изображенных предметов и явлений.

На третьем, самом высоком уровне эстетического развития дети-дошкольники поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. На этом уровне ребенок оказывается способным уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на поверхности.

Особенности восприятия пейзажной живописи детьми 4 – 7 лет.

Пейзаж – один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или изменённой человеком природы. В пейзажной живописи предстаёт духовная атмосфера времени, совокупность её чувств и переживаний.

Младшие дошкольники впервые знакомятся с пейзажем как жанром живописи. При знакомстве детей с пейзажной живописью необходимо опираться на опыт непосредственного восприятия детьми природы соответственно её сезонам. В возрасте 4-5 лет собственная изобразительная деятельность детей будет опережать художественное восприятие картин.

Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с живописным пейзажем, формируя эмоционально-целостный опыт отношения к природе и её изображению в художественных картинах.

Дети внимательно вглядываются в окружающую природу, учатся видеть и понимать её красоту. Старшие дошкольники учатся не только понимать замысел произведения, его содержания, но и умению видеть средства выразительности, использованные художником для передачи чувств и настроений. В дальнейшем необходимо продолжить работу над формированием у детей представлений о пейзаже как жанре живописи, его видах и особенностях. Расширить представление о пейзаже не только с ярко выраженными сезонными изменениями природы, но и с промежуточными, межсезонными её состояниями (например, начало осени, золотая осень, поздняя осень), в различное время суток (утро, полдень, вечер, ночь), при различной погоде (ветер, дождь, снег, гроза, туман и т.д.). На следующем этапе дети знакомятся с такими видами пейзажа, как сельский, городской, архитектурный, морской. Дети узнают о художниках-пейзажистах и написанных ими картинах, о процессе создания произведений искусства в жизни общества, каждого человека, в дальнейшем используя полученные знания и ощущения в своём изобразительном творчестве.

Особенности восприятия портрета детьми 5 – 7 лет.

Портретная живопись - один из самых трудных и значительных жанров в изобразительном искусстве. Раскрыть человека так, как это делает портрет, не способен никакой другой жанр живописи.

Дети 5 лет проявляют положительный интерес к портрету. Эмоционально откликаются на портреты людей, образы которых не только близки их личному опыту, но и известны им из литературы, кино. Детям больше нравятся люди с положительным эмоциональным состоянием, хотя они также сопереживают, сочувствуют грусти, печали. Пятилетний ребенок уже обращает внимание на такие средства выразительности, как, например, рисунок. При определении эмоционального состояния он видит не только лицо и его мимику (движение бровей, выражение глаз, губ), но и позу. У детей пяти лет уже формируется элементарное понимание цвета как средства выразительности. Они могут дать эстетическую оценку портрету, хотя их аргументация бедна и зачастую несущественна. Художники не пишут специально портреты для детей, поэтому подбирать их с целью использования в педагогическом процессе достаточно сложно.

Дети 6-7 лет проявляют также активный положительный интерес к портретной живописи. Эмоционально откликаются на художественный образ, выражая собственные чувства и отношения к нему. Видят не только содержание, но и некоторые средства выразительности портрета. Понимают связь экспрессивных свойств позы с выражением лица, жестами человека (добрый, серьёзный, злой), дают общую нравственную оценку. На основе существенных признаков определяют социальное положение изображаемого. Обращают внимание на одежду. Окружающую среду, детали, предметы труда и быта, но они не являются существенными признаками в оценке портрета, а привлекаются как дополнения в характеристике образа. Человеку даётся нравственно-эстетическая оценка, она более развёрнута и доказательна.

И следующее задание -

3 задание. Составление алгоритма рассматривания картины на примере репродукции «Золотая осень», «Зима». Выполняют из готовых карточек.

Слайд 5- ответ с алгоритмом.

4 задание. Следующее задание ориентированно на работу с портретной живописью. Беседы об этом жанре живописи строятся на основе трех групп вопросов. Предлагаю расположить в логичном порядке группы вопросов (каждая группа вопросов выведена на отдельном листе бумаги):

-вопросы, побуждающие детей к целостному восприятию, раскрывающие содержательную сторону картины: “Кто изображен? Что можете рассказать о нем (о ней)? Кого (что) заметили первым в картине? Что еще изображено? Что эти предметы (фон) рассказали о человеке?”

-вопросы, позволяющие понять эмоциональное состояние, настроение, чувства изображенного человека: “Что рассказало лицо о человеке? Почему художник изобразил его таким? О чем говорят глаза? Какую “тайну” в человеке раскрыла рука, одежда, деталь? О чем думает человек? Где он был? Что будет делать?”

-вопросы, помогающие детям выделить средства выразительности (цвет, колорит, композиция: движение, поза, расположение, фон, деталь, светотень и т.д.): “Почему такой тон картины? Почему одна часть лица светлая, а другая темная? Почему художник изобразил в такой позе человека?”

Ответ.

Вопросы, побуждающие детей к целостному восприятию, раскрывающие содержательную сторону картины: “Кто изображен? Что можете рассказать о нем (о ней)? Кого (что) заметили первым в картине? Что еще изображено? Что эти предметы (фон) рассказали о человеке?”

Вопросы, позволяющие понять эмоциональное состояние, настроение, чувства изображенного человека: “Что рассказало лицо о человеке? Почему художник изобразил его таким? О чем говорят глаза? Какую “тайну” в человеке раскрыла рука, одежда, деталь? О чем думает человек? Где он был? Что будет делать?”

Вопросы, помогающие детям выделить средства выразительности (цвет, колорит, композиция: движение, поза, расположение, фон, деталь, светотень и т.д.): “Почему такой тон картины? Почему одна часть лица светлая, а другая темная? Почему художник изобразил в такой позе человека?”

ВЫВОД – ставя вопросы, мы раскрываем перед детьми тесную взаимосвязь между содержанием и средствами выразительности: приглушенные, темные тона – в картине с грустным содержанием, яркие, насыщенные – в радостных картинах, цветовые контрасты используются для выделения главного.

Логика сочетания вопросов обусловлена особенностями портретной живописи: целостное восприятие (кто?), затем перейти у лицу, рукам, одежде, деталям, предметам, фону, окружению и опять к целому, какой человек.

5 задание. Перечислить методы, которые широко используются в ходе беседы по ознакомлению детей с изобразительным искусством.

Участники первой команды наглядно демонстрируют такие методы, как пояснение, прием акцентирования деталей, тактильно-чувственный метод, прием “вхождения” в картину, игровые приемы.

Вторая команда демонстрирует метод вызывания адекватных эмоций, сравнение, метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, метод музыкального сопровождения, игровые приемы. При этом воспитатели используют репродукции картин разных жанров живописи.

Ответ

Пояснение используется в том случае, когда ребенок затрудняется с ответом. В дальнейшем этот метод заменяется вопросами, подводящими детей к самостоятельному объяснению.

Сравнение повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализа, синтеза, умозаключения. Например, сравнивая разные по настроению картины, мы показываем ребятам зависимость средств выразительности от содержания картины, ее общего настроения.

Акцентирование деталей. Суть данного приема заключена в том, что при восприятии картины закрывается все изображение листом бумаги, открытыми остаются только те детали, на которые необходимо нацелить взгляд ребенка. Так, например, при восприятии портрета мы оставляем открытыми глаза или руки, или другую деталь портрета. Использование данного приема активизирует речь детей.

Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определенные чувства, эмоции, настроение, адекватные состоянию изображенного образа. При этом надо учитывать связь предстоящего восприятия с предшествующим опытом детей. Предлагая вспомнить сходную ситуацию, вспомнить, в каких случаях у детей было такое же настроение, мы устанавливаем ассоциативную связь с уже имеющимся опытом, дающую возможность с помощью живописного произведения восстановить ранее виденное и пережитое.

Тактильно-чувственный метод заключается в том, что в процессе восприятия произведения изобразительного искусства воспитатель прикасается к ребенку руками (поглаживает, обнимает, ласкает, удерживает и т.д.), повторяя движения рук, изображенных на картине. Цель – вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображенного образа, почувствовать любовь к себе другого человека.

Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов заставляет работать эмоциональную память детей, а это в свою очередь способствует оживлению у них ранее пережитых эмоций в процессе восприятия произведения изоискусства.

Прием “вхождения” в картину. Используя этот прием, мы предлагаем детям представить себя на месте изображенного человека. Это оживляет, усиливает, расширяет все детали содержания, непосредственного подсказывает верную интонацию, ставит ребенка на место изображенного человека, учит переживать вместе с ним и сопереживать ему, будит детское воображение.

Метод музыкального сопровождения. При восприятии детьми картины любого жанра или предмета декоративно-прикладного искусства звучит музыка, характер, настроение которой созвучно настроению произведения. Таким образом, происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы.

Игровые приемы сосредотачивают внимание детей на необходимой для восприятия части картины, активизируют мыслительную деятельность детей, создавая интерес к произведению и формируя положительное эмоциональное отношение к тому или иному жанру. Например, “Загадай что-либо о руке (глазах, одежде, цвете, человеке и т.д.), а мы отгадаем”, “ Узнай, к какому из портретов подходит эта музыка”, “Придумай свое название данному портрету (пейзажу)”, “Кто лучше и красивее передаст в движении положение тела (руки, головы) изображенного образа”, “Найди картину по модели (линия горизонта, формат картины)”, “Найди картину по палитре” и т.п.

 

Этапы ознакомления дошкольников с живописью (для памятки)-сократить

Первый этап – искусствоведческий рассказ педагога

Структура искусствоведческого рассказа:

1. Сообщение названия картины

2. Сообщение фамилии художника

3. О чём написана картина

4. Что самое главное в картине (выделить композиционный центр)

5. Как оно изображено (цвет, построение, расположение)

6. Что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали

7. Что красивого показал своим произведение художник

8. О чём думается, что вспоминается

Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чём картина.

Искусствоведческий рассказ можно дать после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение. Затем воспитатель задаёт им вопросы с целью закрепления понимания содержания картины. Вопросы должны быть подробными и конкретными, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание её, с учётом принципа нарастания сложности.

Например:

– Что изображено на картине?

– Где расположены изображённые на картине предметы, люди?

– Как вы думаете, что самое главное в картине?.

– Как это изобразил художник?

– Что в картине самое яркое?

– Что этим хотел сказать художник?

– Какое настроение передал художник?

– Как вы догадались.что именно такое настроение отражено?

– Как это удалось сделать художнику?

– О чём думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?

Картины художников должны вызывать у детей определённые чувства. Поэтому необходимо использовать приём «вхождения в картину, воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий»

Второй этап

Задачи:

1. Развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины,

2. Выделять выразительные средства,

3. Формировать умения «читать» картины,

4. Мотивировать эмоционально – личностное отношение к произведению

Исключается искусствоведческий рассказ педагога. Рассматривание картин начинается с постановки вопросов более обобщенного характера.

Например:

- О чём картина?

- Почему думаете так, расскажите?

- Как бы вы назвали картину?

- Почему именно так?

- Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах?

- Как он изобразил это в картине?

- Какое настроение вызывает картина?

- Отчего возникает такое настроение?

- Что хотел сказать художник своей картиной?

Данные вопросы направлены не на перечисление изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Они способствуют развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы.

Иногда необходимо использовать приём точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа.

Например: «Прежде чем ответить на вопрос, о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём картина».

Приём композиционных вариантов– педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине.

Например:

1. «Что изменилось на картине между людьми . предметами?» (педагог закрывает часть картины листом)

2. «О чём бы рассказала картина, если бы художник расположил людей не по кругу, а отдельными группами?»

3. «Объясни, почему художник изобразил образ человека или предмета именно такой величины?»

Чтобы цвет в живописи стал «говорящим» применяется приём колористических вариантов – изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника.

Например:

– Что изменилось бы в настроении изображённых людей, если бы художник написал картину в холодных тонах?

На втором этапе вместо рассказа – образца из личностного отношения педагога используются разнообразные вопросы, активизирующие мыслительную активность ребёнка.

Длительное применение рассказа – образца может привести к пассивному восприятию произведения

Структура постановки вопросов:

- Что понравилось на картине?

- Почему она понравилась?

- Чем она понравилась?

Третий этап

Задачи:

1. Формирование творческого восприятия картины.

2. Сравнение изображенного с личным опытом.

3. Развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств.

Приём водится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника, но разного колористического решения.

Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.

Например, картины И.Левитана «Март» и А. Саврасова «Грачи прилетели».

Приём мысленного создания картины по названию, данному художником.

В начале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки.

– Расскажи, о чём будет картина, что в ней ты выделишь главное?

– Что будет написано вокруг главного, какими красками, на каком фоне?

– Что будет особенно красивым?

– Почему ты задумал в своей картине выделить именно это как самое красивое?

Игровые элементы, стимулирующие желание ребёнка рассказать о понравившейся картине: «Кто расскажет лучше, интереснее?»

Необходимо обучать детей задавать вопросы, что свидетельствует о формирующихся у них определённой направленности взглядов, интереса к социальной жизни людей.

 

Завершить наш семинар-практикум мне хочется словами педагога Ю.Н. Хижняк: “Когда ушла моя юность и пришла зрелость, я поняла, что влияние красоты в детском возрасте на нежную душу огромно. Если научить ребенка видеть и понимать ее, анализировать, сопоставлять, размышлять о ней, наслаждаться ею и бороться за нее или создавать своими руками, он вырастет совершенным, гармонично развитым человеком, который сделает таковыми же свои отношения с другими людьми, свою работу, творчество, увлечение, семью”.

 

 

Дидактические игры

Дидактическая игра «Составь натюрморт» Цель: Изучать и закреплять знания о жанре натюрморта. Составить композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету и самостоятельно располагая детали. Ход игры: Раздаётся детям лист - фон формата А 4 для выкладывания деталей натюрморта и конверт с вырезанными картинками. Игра подходит для детей от 3 лет и старше. Можно использовать для индивидуальной работы. Игру можно усложнять в зависимости от возраста дошкольников. Предварительная работа: Знакомство с натюрмортом; рассматривание репродукций. В ходе игры детям предлагается составить свой натюрморт, используя различные плоскостные детали.

Дидактическая игра: «Собери портрет сказочных героев» Цель: Закрепить знания детей о составных частях лица, их пространственном местонахождении. Вариант1. Составить портреты сказочных героев из разрезанных частей. Картинки взяты из известных детям сказок «Колобок», «Репка», «Теремок» и др. Ход игры: В игру могут играть дети от 3 лет и старше . Задания могут быть как индивидуальными, так и работа в паре. В зависимости от объёма дидактического материала. Игру можно расширять и усложнять, в зависимости от возраста детей. Вариант 2. Собери портрет по заданному шаблону: мамы, бабушки, девочки, повара, клоуна, Айболита.

Дидактическая игра «Собери пейзаж» На примере пейзажа также удобно развивать и чувство композиции, знания явлений окружающей природы. Для этого удобно использовать данную дидактическую игру. Цель игры: Формировать навыки композиционного мышления, закреплять знания сезонных изменений в природе, закреплять знание понятия «пейзаж», развивать наблюдательность, память. Ход игры: Ребенку предлагается из набора печатных картинок составить пейзаж определенного сезона (зима, весна, осень или зима), ребенок должен подобрать предметы , соответствующие именно этому времени года, и при помощи своих знаний построить правильную композицию. В игре могут участвовать по 2 человека для одной картины , а также можно рассматривать как индивидуальное задание. В игру можно играть с 3 лет.


Дата добавления: 2021-04-24; просмотров: 57; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!