Государственная Третьяковская галерея

Из года в год работники музеев всего мира традиционно отмечают профессиональный праздник, а именно - Международный день музеев, – который принято отмечать 18 мая. Этот замечательный праздник появился в календаре еще в 1977 году. Именно тогда на очередном заседании Международного совета музеев было принято предложение организации России, касающееся учреждения данного культурного праздника.

Уже начиная с 1978 года, Международный день музеев стал широко праздноваться больше чем в 150 странах мира. В России, например, в этот день музеи отворяют свои двери для всех желающих. Посещения выставочных залов и новых экспонатов в День музеев совершенно бесплатны.

Поэтому к этому празднику причастны не только работники музея, но и любители новых интересных выставок, и просто заинтересовавшиеся прохожие. Часто к этому дню приурочены разнообразные тематические фестивали. В музеях нередко организовываются тематические лекции, многочисленные экскурсии, разные научные чтения, проводятся довольно увлекательные для населения музейно-театральные представления.

Люди быстро привыкли к тому, что 18 мая — Международный день музеев и заранее планируют на этот день особую программу культурного отдыха для себя и своей семьи. В праздник все музеи всегда переполнены посетителями. Не останавливает публику даже то, что чаще всего праздник совпадает с рабочими днями.

В современном обществе принято считать, что именно через музеи человечество выражает свое истинное отношение к историческому и культурному наследию народов. Это действительно так.                                           

На практике проверено, что, собирая и храня разнообразные памятники материальной культуры и духовности народа, музеи проводят огромную научно-просветительскую и образовательно-воспитательскую деятельность. Особенно это полезно для молодежи, которая активно познает все вокруг.

В современном мире насчитывается около 100 тыс. музеев, но это цифра примерная, так как сосчитать все музеи мира просто невозможно – их бесчисленное множество.

Уважаемые студенты, сегодня мы с Вами отправимся в самые известные крупнейшие удивительные музей мира! Узнаем много нового и интересного.

Музей Лувр

(слайд 2-15)

 

Лувр – это одна из самых знаменитых достопримечательностей Парижа. Лувр известен туристам, в первую очередь, не как великолепный архитектурный памятник, служивший некогда домом французским королям, а как известнейший музей мира, куда тянутся ценители искусства со всех уголков земного шара.

В музее – более 400 000 экспонатов, из них 35 000 экспонируются. Коллекции разделены на восемь разделов – восточные древности, египетские древности, греческие, этрусские и римские, исламское искусство, скульптура, живопись, предметы искусства и графическое искусство. Крыло «Денон» – самая посещаемая часть музея, где хранится собрание итальянской живописи, включая «Мону Лизу».

Сравнительно недавно, в середине 80-х годов XX в., когда в знаменитом парижском музее происходили грандиозные реставрационные работы, археологи нашли под его зданиями остатки мощной стены и оборонительного рва начала XIII в. Это были фрагменты хорошо укрепленного замка.
Их тщательно отреставрировали, и теперь, спустившись в нижний этаж, посетители воочию видят часть древней стены. Таким образом, она тоже стала одним из музейных экспонатов.

Замок Лувр в 1200 г. начал строить король Франции Филипп II Августой хотел укрепить правый берег Сены. Сам же Филипп II жил на острове Сите, где в ту пору умещался почти весь Париж. Когда замок был возведен, король перевез в его главную башню - донжон — королевскую казну и архивы. Высокие стены и глубокие оборонительные рвы обеспечивали им надежную защиту.
Только во 2-й половине XIV в. другой французский король — Карл V благоустроил Луврский замок и перенес сюда свою резиденцию. Старинные хроники именуют этого короля Мудрым, и неспроста: он любил общество ученых людей, а в одной из башен Лувра собрал большую библиотеку своих личных рукописных книг.

 В XVI в. во Франции началось Возрождение. Поэтому древние рыцарские замки, издавна возводившиеся по берегам Луары и ее притоков, перестраивались — из мрачных крепостей они превращались в изящные, благоустроенные дворцы.

Королю Франциску I суждено было сыграть заметную роль в истории музейного дела. Во время его царствования (1515-1547) Франция долго воевала с Италией. Король одержал победу в знаменитой битве при Мариньяно и занял Милан. Именно тогда он был очарован живописью, скульптурой, архитектурой Возрождения и стал приглашать во Францию лучших итальянских мастеров. Был среди них и великий Леонардо да Винчи, проведший в одном из замков на Луаре два последних года жизни и завещавший королю Франциску свою картину «Джоконда». Кроме нее в коллекции Франциска было еще 38 картин.

 

 

В конце своего царствования Франциск I решил вновь перенести свою резиденцию в Париж. Но мрачноватый замок Лувр не очень-то подходил для монарха, проникшегося утонченным духом Возрождения. Поэтому архитектор Пьер Леско снес почти все башни и стены и возвел на их месте дворец в духе итальянского зодчества.

Новую жизнь в Лувр вдохнул Наполеон, возобновивший работы по строительству Лувра. Кроме того, Наполеон внес огромный вклад в расширение коллекции музея, требуя с каждой побежденной им нации своеобразную дань в виде произведений искусства. Сейчас каталог музея насчитывает около 380 тысяч экспонатов.

 

Государственная Третьяковская галерея

(слайд 16-27)

Третьяковская галерея является самым известным художественным музеем в Москве, она же — главная сокровищница национального искусства России, отражающая значительный вклад нашей страны в мировую культуру.

 

 

Музей располагает богатой коллекцией и славится множеством нашедших свое воплощение идей и проектов. Именно поэтому Третьяковская галерея получила такую широкую известность и привлекает внимание истинных ценителей искусства из разных уголков мира.

Третьяковская галерея, как одно из самых известных культурных учреждений России, провозглашает четыре основные цели своей деятельности: сохранять, исследовать, представлять и популяризировать отечественное искусство, формируя тем самым национальную культурную идентичность и прививая современным поколениям понимание той важной роли, которую играет искусство как воплощение достижений и выражение цивилизованности нашего общества.

И достигаются эти цели через знакомство наших сограждан (мы не говорим уже о зарубежных туристах) с подлинными шедеврами – творениями русских и мировых талантов. Тем самым, как отметил в своем отзыве один из благодарных посетителей Третьяковской галереи, жизнь людей делается ярче, краше и лучше.

И. Е. Репин, Портрет Павла Михайловича Третьякова

Для начала познакомимся с основателем – человеком без преувеличения выдающимся, имя которого навсегда вписано в скрижали отечественной культуры. Это Павел Михайлович Третьяков, принадлежавший к известному купеческому роду, никакого отношения к культуре не имевшему: его родители занимались исключительно коммерцией. Но поскольку Павел принадлежал к состоятельной фамилии, он получил отличное по тем временам образование и у него начала проявляться тяга к прекрасному.

Став взрослым, он всячески помогал отцу. Когда обоих родителей не стало, фабрика, который они владели, перешла к молодому Третьякову, и он основательно занялся ее развитием. Предприятие росло, принося все больший доход. Однако, несмотря на чрезвычайную занятость, Павел Михайлович не оставлял свое увлечение искусством.

Третьяков часто задумывался над тем, чтобы создать первую не только в столице, но и в России постоянную экспозицию русской живописи. За два года до открытия галереи он начал приобретать картины голландских мастеров. Начало же легендарной коллекции Третьякова было положено в 1856 году. Молодому купцу тогда было всего 24 года. Самыми первыми начинающий меценат приобрел написанные маслом картины «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Худякова и «Искушение» Н. Шильдера. Сегодня имена этих художников хорошо известны, а тогда, во второй половине XIX века, широкая публика о них еще ничего не знала.

Свою уникальную и бесценную коллекцию П. М. Третьяков пополнял на протяжении нескольких десятилетий. Он собирал полотна не только выдающихся живописцев, но и поддерживал дружеские отношения с начинающими мастерами, не отказывая в помощи тем, кто в этом нуждался, всячески продвигал их творчество.

Создатель уникального музея видел свое детище не просто как хранилище работ русских художников, а именно тех их полотен, которые бы передавали подлинную сущность русской души – открытой, широкой, преисполненной любви к своему Отечеству. И вот летом 1892 года Павел Михайлович передал свое собрание в дар в Москве. Так Третьяковка стала первым в России общедоступным музеем.

На момент передачи коллекция состояла не только из картин, но и из графических произведений русских живописцев: первых было 1287 экземпляров, вторых – 518. Отдельно следует сказать о работах европейских авторов (их насчитывалось свыше 80) и большом собрании православных икон. Кроме того, в коллекции нашлось место и скульптурам, их было 15.

Фонд Третьяковки, помимо этого, пополнялся и за счет включения в него экспонатов из небольших столичных музеев: Румянцевского музея, Цветковской галереи, Музея живописи и иконописи И. С. Остроухова. Таким образом, начало 30-х годов прошлого века ознаменовалось более чем пятикратным увеличением художественной коллекции. Одновременно с этим полотна западноевропейских художников были переданы в другие собрания. Основанная П. М. Третьяковым галерея стала хранилищем полотен, воспевающих самобытность именно русского человека, и в этом ее принципиальное отличие от других музеев и галерей.

В настоящее время Третьяковская галерея – больше чем просто музей, она представляет собой центр по изучению различных направлений в искусстве. Работники галереи, являющиеся профессионалами высокого класса, нередко выступают в качестве экспертов и реставраторов, к чьим мнениям и оценкам прислушиваются. Еще одним достоянием галереи можно считать уникальный книжный фонд, в котором хранится свыше 200 тысяч тематических изданий по различным направлениям в искусстве.

Ежегодно по ее залам проходят свыше полутора миллионов посетителей. Почти 100 передвижных выставок каждый год отправляются из Лаврушинского переулка по городам страны. Так выполняется ленинский декрет, возложивший на Третьяковскую галерею «общегосударственные просветительные функции» — широко приобщать к искусству народные массы.

Метрополитен

(слайд 28-38)

Метрополитен-музей ежегодно принимает более пяти миллионов посетителей. Он располагает одной из самых богатых коллекций в мире искусства, это самое популярное туристическое место Нью-Йорка.

Музей представляет собой автономный город-государство от культуры, коллекция содержит два миллиона экспонатов, а ежегодный бюджет превышает $120 миллионов; галереи, где выставлены картины и скульптуры европейских мастеров XIX века, значительно расширены и обновлены.

Главная достопримечательность Метрополитен-музея — залы египетского искусства, картин и скульптур американских мастеров, оружия и доспехов, современного искусства, греческого и римского искусства, картин европейских художников и великолепная терраса на крыше.

Этот музей по праву можно поставить в один ряд с Эрмитажем, Лувром, Прадо. Метрополитен-музей был открыт попечением нью-йоркских любителей живописи в 1870 году, и сегодня это крупнейшее в Западном полушарии собрание произведений искусства. Нынешнее здание музея стилизовано под итальянский ренессансный дворец. С течением времени Метрополитен разросся на целых четыре квартала. В начале 80-х все здания музея объединили под огромной стеклянной галереей-оранжереей, заодно включив в этот зимний сад ампирный портик снесенного Федерального банка архитектора Томпсона целиком перенесенный из Египта, античный храм эллинистического периода и витражи мастерской Tiffany начала XX века.

В музее два миллиона экспонатов, размещенная на его площади коллекция охватывает все периоды истории человечества, от палеолита до поп-арта, все географические регионы, от Европы до Дальнего Востока и Патагонии, и все виды искусства - от академических холстов до японских водяных скульптур и перьевых масок из Океании. Один из самых впечатляющих залов - ассирийский, где стоят огромные крылатые быки, охранявшие 3000 лет назад вход в тронный зал царя Ашшурнасирпала II.

Из того же дворца взяты украшающие стены барельефы с бородатыми воинами и клинопись. В античной коллекции есть великолепные чернофигурные и краснофигурные вазы, надгробия и великолепные аттические скульптуры архаического периода. Более впечатляющее собрание их есть разве что в Афинах.

Главная звезда живописного собрания - Вермеер. В Метрополитен висит пять его полотен - больше, чем в Британском музее. Кроме того, здесь есть 21 Сезанн, 37 Моне и невероятное множество других именитых полотен. Плюс китайская каллиграфия, расписные японские ширмы и цветные гравюры Хокусая. Целая вереница комнат воспроизводит разные стили и эпохи: спальню эпохи рококо, парижский салон XVII века, барочное венецианское палаццо XVIII века, гостиную загородного дома английского эсквайра XIX века с молочником и клавикордами, и так далее вплоть до комнатки квакеров-переселенцев в Америке второй половины XIX века с умывальным кувшином и уходящей в окно трубою печки-буржуйки.

Везде, естественно, подлинная мебель, стенная обивка, посуда и так далее. Разглядывать все это пусть даже из-за веревочки подчас оказывается гораздо интереснее, чем маршировать вдоль батальонов картин. 18 апреля 1870 года - официальная дата рождения музея. И первый дар - коллекция бывшего американского консула на Кипре генерала Чеснола, состоявшая примерно из 9 тысяч произведений декоративно-прикладного искусства и памятников античности. Банкир Бенд Альтман подарил такие шедевры живописи, как «Автопортрет» Рембрандта, картины Дюрера, Веласкеса, Боттичелли, Тициана. «Спящая девушка» голландца Вермеера Делфтского.

В 1929 году вдова «сахарного магната» Луиза Хавемейр завещала музею свою коллекцию. Среди даров были такие шедевры, как «Портрет Кардинала» Эль Греко. «Махи на балконе» Ф. Гойи, рисунки и гравюры Рембрандта, полотна Э. Мане, К. Моне, Дега, Сезанна. На этом стоит остановиться, иначе путеводитель распухнет до гигантского каталога собранных в этом месте сокровищ.

Особенностью этого музея является подача материала, стремление как бы перенести посетителей в далекую эпоху, в чужую страну на машине времени.

Украшением этого замка был дворик-патио, выполненный по лучшим образцам итальянской изысканной архитектуры того времени. Ушло на него более 2000 мраморных блоков. Из них сложены балконы, арки, колонны. Все это собрано в музее в отдельном зале, который точно воспроизводит этот дворик, созданный итальянскими мастерами.

Эрмитаж

(слайд 39-52)

 

 

Прославленный петербургский Эрмитаж расположен в бывшем дворце русских монархов. Огромное собрание знаменитого российского музея сейчас занимает пять зданий: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Придворный театр и Новый Эрмитаж.

У истоков огромных коллекций Эрмитажа стояла коронованная особа - императрица Екатерина II. В 1764 г. в Санкт-Петербург привезли 225 картин, принадлежавших крупному берлинскому коммерсанту И. Гоцковскому. Чтобы погасить свою задолженность российской казне, Гоцковский предложил вместо денег свое собрание полотен, написанных большей частью голландскими и фламандскими живописцами. Эти полотна так очаровали императрицу, что она начала коллекционировать картины. Специальных людей отряжали за границу, чтобы они покупали в Европе художественные произведения или даже крупные коллекции целиком.

В 1769 г. из Дрездена привезли коллекцию графа Брюля, бывшего премьер-министра курфюрста Саксонии. В нее входили картины Рубенса, Рембрандта, Ватто и других прекрасных художников.

В 1772 г. в Париже было куплено великолепное собрание знаменитого французского ценителя искусств барона П. Кроза. Таким образом в Санкт-Петербурге оказались «Святое семейство» Рафаэля, «Даная» и еще несколько картин Рембрандта, «Юдифь» Джорджоне, произведения Веронезе, Ван Дейка, Тинторетто.

К огромному сожалению, не всем произведениям, предназначенным для собрания императрицы, удалось благополучно добраться до Санкт-Петербурга. В 1771 г. при кораблекрушении погибли картины голландских живописцев, купленные в Гааге. Тем не менее, коллекция Екатерины II становилась все больше и прекраснее.

Позаботилась просвещенная императрица и о должном помещении для своих картин. Уже в 1764—1767 гг. рядом с Зимним дворцом по проекту архитектора Ж.Б. Валлен-Деламота было построено новое здание, которое соединялось с дворцом крытым переходом. Поначалу петербуржцы по имени архитектора называли его Ламотовым павильоном. Но позже в обиход вошло и другое название — Малый Эрмитаж.

Екатерина использовала Ламотов павильон для общения со своими друзьями и приближенными. Приемы, в отличие от парадных, проходили здесь совершенно неофициально — не было даже слуг, а столы с яствами подавались наверх с нижнего этажа с помощью специальных подъемных механизмов. Поэтому павильон стали называть Эрмитажем - от французского ermitage, что означает «приют отшельника».

В 1774 г. на французском языке был издан первый каталог Эрмитажа, в котором упоминалось уже 2080 картин. Через пять лет к собранию добавилась ценнейшая коллекция бывшего премьер-министра Англии лорда Роберта Уолпола, проданная его наследниками. Здесь было 198 работ великих живописцев Рубенса, Йорданса, Ван Дейка. В 1781 г. в Эрмитаже появилась купленная в Париже коллекция графа Бодуэна из 119 картин. А кроме картин в собрании императрицы уже были гравюры, рисунки, монеты, медали, изделия из резного камня.

Коллекции становились все обширнее, для них потребовались новые помещения. Еще в 1771 г. по проекту архитектора Ю.М. Фельтена началось строительство Большого Эрмитажа. С Малым его соединял крытый переход. Но этим дворцовое строительство при Екатерине II не завершилось: с 1783 по 1787 г. Джакомо Кваренги строил Эрмитажный театр. Вместе с Зимним дворцом, а также Малым и Большим Эрмитажами теперь он входит в единый архитектурный ансамбль, протянувшийся вдоль набережной Невы. Позже, уже в середине XIX в., при императоре Николае I, внуке Екатерины II, было возведено здание Нового Эрмитажа, примыкающее к Большому Эрмитажу с внутренней стороны и выходящее фасадом на Миллионную улицу. Поэтому Большой Эрмитаж стали называть Старым Эрмитажем.

Коллекции Екатерины II продолжали пополнять и другие российские императоры. Но в истории Эрмитажа произошло трагическое событие, едва не уничтожившее все его сокровища: 17 декабря 1837 г. в Зимнем дворце вспыхнул пожар. Пламя уже перекидывалось на здания Эрмитажа. Крышу и стены Малого Эрмитажа поливали водой, а переходы, окна и двери, выходящие на Зимний дворец, наспех закладывали кирпичом. Пожар бушевал три дня, в конце концов от Зимнего дворца остался лишь каменный остов, но остальные дворцовые постройки уцелели. Уже через год с небольшим Зимний дворец был полностью восстановлен и его залы вновь засверкали прежним великолепием. Именно в это время начали строить и Новый Эрмитаж. Фасады его решено было украсить статуями поэтов и ученых разных времен, а могучие атланты из серого гранита, созданные скульптором А.И. Теребеневым, и по сей день держат на своих плечах балкон.

Новый Эрмитаж был задуман как музей, доступный не только для придворной знати, но и для обыкновенных посетителей. Поэтому в нем поместили картины из других зданий Эрмитажа и произведения, специально отобранные в загородных императорских дворцах, а также найденные на юге России во время археологических раскопок скифские и греческие памятники культуры.

Официальное открытие публичного музея, состоявшееся 5 февраля 1852 г., получилось необыкновенно пышным. В Эрмитажном театре дали спектакль, а прямо в музейных залах был устроен роскошный ужин. Разумеется, первые гости музея были далеко не простыми людьми. Да и в дальнейшем пропуска в Эрмитаж выдавала по рекомендации влиятельных людей специальная контора при министерстве императорского двора. Посетителям надлежало приходить в музей во фраках или парадных военных мундирах.

Свободный доступ в Эрмитаж был открыт только в 1863 г., при императоре Александре II. К 1914 г. музей посещали уже 180 тысяч человек в год. Ну а в наши дни счет идет на миллионы.

 Сейчас в Эрмитаж любителей прекрасного привлекает не только богатейшее собрание западноевропейского искусства, одно из лучших в мире, но и ни с чем не сравнимые парадные залы Зимнего дворца, отделанные мрамором, позолотой, самоцветами, — Большой, Малахитовый, Фельдмаршальский, Петровский, Георгиевский.

К Георгиевскому залу примыкает знаменитая Военная галерея, сооруженная в 1826 г. На ее стенах - 300 с лишним портретов генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 г.

 По счастью, во время пожара 1837 г. эти картины, как и другие дворцовые ценности, удалось вынести из огня. Эрмитаж обойти за один день невозможно. Ведь каждый посетитель кроме картин непременно старается увидеть сооруженные при Екатерине II Лоджии Рафаэля — копию знаменитой галереи в Ватикане, расписанной великим итальянским художником Рафаэлем. Особой славой пользуется и Рыцарский зал, где собраны образцы средневекового оружия и доспехов. В Золотой кладовой Эрмитажа хранятся уникальные изделия ювелиров XVI—XIX вв., а также золотые предметы, найденные археологами в скифских курганах и на месте древнегреческих колоний в Причерноморье.

Музеи – это хранители истории человечества, его ценностей и культурного наследия. Все, чем жило общество в определенный период времени, что создавало и разрушало, бережно сохранено в виде музейных экспонатов.

Мир существует уже десятки веков, среди которых человек видит только единственный, отведенный ему миг длиною в жизнь. Но музеи способны рассказать ему о быте предков, о том, что занимало их умы и сердца. Это особенное место, где можно ощутить на себе масштабы мироздания и почувствовать себя частичкой бесконечной истории нашей планеты.

 


Дата добавления: 2021-04-24; просмотров: 56; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!