Методика обучения истории в начале XX в.
Тема: Становление и развитие методики преподавания истории в России
1. Становление и развитие обучения истории в XVII—XVIII вв.
2. Историческое образование в XIX в.
3. Методика обучения истории в начале XX в.
4. Школьное историческое образование в России в XX в.
5. Введение самостоятельных курсов истории (начало 30-х — конец 50-х гг.)
6. Школьное историческое образование и совершенствование теории и практики обучения в 60—80-е гг.
Становление и развитие обучения истории в XVII — XVIII вв .
Зарождение историко-методической науки относится к периоду появления в России первых сборников, содержащих исторические сведения. Это «Азбуковники» XV—XVII вв. и «Синопсис» («Обозрение») — учебное пособие, появившееся в Киеве в 1674 г. В нем описываются военные действия, даются перечни имен русских князей, украинских гетманов. «Синопсис» издавался более 30 раз. В сборниках материал подавался с учетом интересов читателей, но учебниками они не были. «Синопсис», скорее, был своеобразным учебным пособием, печатным источником сведений по русской истории.
Преподавание истории впервые началось в московской гимназии пастора Глюка (1705), а затем в школе Феофана Прокоповича в Петербурге (1721). В московской гимназии Глюка дети бояр, служилого и купеческого люда занимались историей по желанию в конце учебного дня. В школе Прокоповича историю изучали дети «всякого звания».
Государственное обучение истории ведется с 1726 г. Именно тогда при Петербургском университете была образована первая правительственная академическая гимназия. Она состояла из приготовительной немецкой (3 года) и латинской школ (2 года). Поступали в 5 класс и заканчивали обучение в 1 классе, а историю изучали с 3 класса. В 3—2 классах три часа в неделю изучали древнюю историю, начиная от сотворения мира и кончая правлением первого христианского императора Константина Великого. В 1 классе на историю отводили два часа в неделю, а изучение ее хронологически доводили до 40-х гг. XVIII в.
|
|
Кто-то из гимназистов выбирал историю, а кто-то посещал уроки хронологии и геральдики, введенные в качестве специальных дисциплин с 1747 г. Не существовало обязательного полного систематического курса истории. Не было и классного преподавания: каждый учитель вел 3—4 предмета, и гимназист, в зависимости от индивидуальных успехов, переходил от одного предмета к другому. Ученики, готовившиеся к поступлению в университет, должны были изучать историю, географию, латинский и греческий языки.
В первой половине XVIII в. изучалась только всеобщая история, и преподавание ввиду отсутствия учителей и учебников велось на иностранных языках. Первый перевод учебника по всеобщей истории на русский язык относится к 1747 г. Это было «Введение в генеральную историю Гильома (Гильмара) Кураса» (98). Правда, книги для чтения по всеобщей истории появились раньше.
|
|
В учебниках по всеобщей истории 40-х — начала 60-х гг. события излагались или монографически, по средневековой схеме четырех монархий (ассиро-вавилонской, персидской, македонской (греческой) и римской), или синхронистически, но очень короткими периодами. Хронологическое изложение начиналось от сотво рения мира. Перечислялись правители и войны, приводились многочисленные анекдоты (172, с. 67). Часто легенды выдавались за действительные факты, например миф об Эдипе. Сведения по отечественной истории давались в виде краткого «приобщения» к учебникам всеобщей истории или же включались в различные книги.
В привилегированных русских школах XVIII в. как отдельные предметы изучались также хронология, мифология, нумизматика, генеалогия, геральдика, древняя география. Материал в учебниках излагался в вопросно-ответной форме и должен был заучиваться учениками, а роль учителя сводилась к руководству «вытверживанием наизусть». Об этом, в частности, сказано в Проекте духовной комиссии 1722 г. об учреждении «нижних» школ в городах: «И задавать чтение истории универсальной... и, сколько возможно, выбирая главнейшие эпохи, вопросами и ответами вытверживать наизусть» (126, с. 333).
|
|
В 60-е гг. историю преподавали и в духовных учебных заведениях, коммерческом и художественном училищах. Среди учебных дисциплин она занимала второстепенное место и была в -гимназиях дополнением к филологическому курсу. Во второй половине XVIII в. в «Письме о порядке обучения наук» указывалось, что история принадлежала к числу тех предметов, которые служили для «прохлаждения и приятного отдохновления» после серьезных занятий языками, математикой, философией. Так, в Смольном институте сообщались лишь начальные сведения по истории «настолько, чтобы девица не скучала, слыша о них разговоры» (172, с. 68). Господствующее в учебной исторической литературе XVIII в. мнение об истории недалеко ушло от взгляда Плутарха на этот предмет, как на склад материалов, из которого надо черпать примеры и образцы добродетели или порока.
В конце XVIII в. комиссия для учреждения народных училищ предложила любопытный способ повторения пройденного за неделю, введенный первоначально в Смольном институте. Повторение проходило по субботам, когда все учителя собирались вместе и вели беседу с воспитанниками по своему предмету. Учитель религии спрашивал воспитанницу: «Какое существо называем мы Богом?», «Кто создал мир?». Учитель географии продолжал: «Как разделяется мир сей на глобусе?» Учитель геометрии предлагал исследовать «фигуру мира», найти центр и вычислить поверхность. Затем очередь доходила до учителя истории, который выяснял: кто описал создание мира? Когда жил святой историк Моисей? Какие писал он книги? Какие народы и государства в его век были? Однако один из инспекторов Смольного института отверг этот способ повторения, заключив, что «искусства и благоразумия учительского никаким учебным способом заменить не можно» (121,с. 218, 332).
|
|
Одним из крупнейших историков XVIII в., современником Петра I был В.Н. Татищев. По его совету история как учебный предмет впервые была введена в школу. Сочинениями В.Н. Татищева, в частности «Историей Российской с самых древнейших времен», пользовался М.В. Ломоносов.
В XVIII в. в школах постепенно начала утверждаться русская история. Этому способствовал обобщающий труд М.В. Ломоносова «Древняя Российская история». Первым школьным учебником по русской истории многие признают его «Краткий Российский летописец с родословием» (1760). Летописец включал конспективный обзор русской истории от Рюрика до Петра I и давал, правда, несовершенную, периодизацию русской истории. В виде таблицы в учебнике приводились сведения о русских князьях и царях вплоть до императрицы Екатерины П. «Летописец» входил составной частью в учебные руководства по всеобщей истории. В 1769 г. появилось «Изображение Российской истории» А. Л. Шлецера — две небольшие книжицы для иностранцев. Как признавался немецкий исследователь, написать связную русскую историю ему было не просто, так как русские летописи тогда еще научно не обрабатывались.
Последняя четверть XVIII в. богата на учебную литературу по истории. В малых училищах вводится учебная книга «О должностях человека и гражданина» (123). Она написана или Ф.И. Янковичем де Мириево, или самой Екатериной II. В этом обществоведении XVIII в. давалось объяснение понятий души, долга, разума, воли, рассказывалось о супружеском союзе, о любви к Отечеству, добродетелях и пороках, причем утверждалось, что «истинное благо есть в нас самих» (105, с. 359 360). Кроме того, в книге содержались медицинские наставления и правила благопристойности.
В 1783 г. в Петербурге учреждается учительская семинария для подготовки преподавателей народных училищ. Впервые в число изучаемых предметов включается методика истории.
Реформа 1786 г. Ф.И. Янкович де Мириево подготовил «Руководство учителям народных училищ» (133). В нем говорилось: «Ученики должны ответствовать не «да» и не «нет», но полною Речью»... «Лучше, если они ответствуют исправно своими словами, нежели теми словами, какие находятся в книге; ибо из того видеть можно, что они дело понимают». «При всех учениках, а особливо больших, стараться учителя должны более об образовании и изощрении разума их, нежели о наполнении и упражнении памяти». И далее: «Учитель должен все слова выговаривать громко, плавно и ясно, глаза обращать всюду и ходить около всех учеников, дабы видеть, все ли прилежно его слушают и дело свое исправляют» (133, с. 20^21).
Особое место в преобразованиях России XVIII в. занимает реформа 1786 г. по созданию народных училищ. В соответствии с Уставом народных училищ 1786 г. в школах вводится классно-урочная система преподавания, начинается использование доски и мела. На специально образованную комиссию Екатерина II возложила обязанность «перевести на русский язык или вновь сочинить необходимые учебные руководства». Комиссией был составлен план «Сочинения российской истории для народных училищ в Российской империи», в котором настоятельно рекомендовалось «всякое важное происшествие или дела описывать таким образом, чтобы оно служило или в поощрение или в предосторожность людям нынешних и будущих времен».
Этим указанием и руководствовался Ф.И. Янкович, когда писал свой учебник «Всемирная история, изданная для народных училищ Российской империи» (132). В книге излагалась история стран и народов. В предисловии содержались новаторские указания учителю о ведении урока: ученики попеременно читают по частям учебное пособие, учитель объясняет прочитанное, заставляет учеников, если нужно, показывать на карте места событий, походов, переселений народов или делать отметки в синхронистической таблице; для ознакомительного сознательного усвоения и закрепления своих объяснений преподаватель предлагает ученикам вопросы, кратко повторяя всякий раз пройденное на предыдущем уроке. При этом учитель должен вовлечь в работу по возможности всех учащихся.
Ф.И. Янкович делил курс истории на основные части, их — на менее важные. В разделе описывались основные события с указанием конкретных лиц и исторических дат. Материал структурировался в виде схем, которые ученики заучивали и по ним отвечали урок.
Ф.И. Янкович требовал не дословного пересказа текста учебника, а изложения его своими словами, в определенной связи и с опорой на ландкарты — специально изданные настенные географические карты. При этом следовало придерживаться следующей методики: «При изъяснении земель учитель показывает границы, реки и места оных, сказывая ученикам, какие ныне страны заключают те места, о которых в истории говорится, и проводит на карте мелом бывшие переселения народов из одной земли в другую» (172, с. 72). На смену географическим картам приходили исторические. В 1793 г. по инициативе Ф.И. Янковича была напечатана настенная «Историческая карта Российской империи». На ней показан территориальный рост Российской империи от эпохи Петра I до царствования Екатерины И.
В 1787 г. была переведена и опубликована «Всемирная история для обучения юношества» И.М. Шрекка, предназначавшаяся для 4 класса главных народных училищ. Она постепенно вытеснила «Всемирную историю» Ф.И. Янковича. Учебник И.М. Шрекка был построен по принципу синхронности. Автор сделал попытку изложить историю по периодам с указанием общих явлений у разных народов в то или иное время. В учебнике был реализован своеобразный компромисс: история древнего мира излагалась монографически, а история средних веков и новая — синхронистически.
В 1799 г. летописец М. В. Ломоносова сменила «Краткая российская история, сочиненная для употребления в народных училищах». Некоторые исследователи считают ее автором Тимофея Кириака. Автор не ограничился изложением биографий государей, а рассмотрел внутреннее положение государства. Новшеством стало приложение к учебнику трех исторических карт. К его недостаткам следует отнести сухость изложения материала, множество мелких подробностей, княжеских имен. По объему и изложению учебник был доступен учащимся выпускных классов главных народных училищ.
Таким образом, в 70-е гг. XVIII в. отечественная история отделяется от всеобщей. Однако именно с всеобщей истории начиналось историческое образование и в последнем классе при повторении завершалось отечественной историей. Между курсами отсутствовала какая-либо связь. Вместе с тем выделение русской истории в специальный курс не привело к ее изъятию из курсов всеобщей истории. Школьным предметом история становится лишь в конце XVIII в. в гимназиях в качестве дополнения филологического курса. Как отдельный учебный предмет она входила в план главных народных училищ.
Несмотря на попытки внедрить новую методику преподавания Истории, многое осталось от прежних времен, практиковались «вытверживание наизусть дат, имен, достопамятных приключении», задания на уроке без объяснений (по учебнику «от и до»). Домашних заданий еще не было. На уроке в лучшем случае проводилось объяснительное чтение по учебнику, рассказ учителя был Крайне редким явлением.
2. Историческое образование в XIX в .
Историческое образование. В первой половине XIX в. утверждается дворянское направление в историографии. Представитель этого направления — Н.М. Карамзин, считавший, что познание настоящего начинается с прошлого, расширил представление о значении истории. Он писал, что история «мирит с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и государство не разрушилось; она питает нравственное чувство, и праведным судом своим располагает к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества» (141, с. IX).
В своих работах Н.М. Карамзин описывал деятельность монархов, полководцев, духовенства, знати. По его мнению, история должна служить политическому наставлению, нравоучению подрастающего поколения в духе преклонения перед престолом и уважительного отношения к феодально-крепостническим порядкам: «Самодержавие основало и воскресило Россию, Россия основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спасалась мудрым самодержавием... Безопасней поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу».
Художественно, ярко представало прошлое со страниц книг Карамзина.
Как не петь нам? Мы счастливы! Славим барина-отца. Наши речи не красивы, Но чувствительны сердца.
Эти слова из хора поселян в одном из спектаклей на сцене Марфина — усадьбы графа Салтыкова — написаны Н.М. Карамзиным (140, с. 115).
Пушкин с увлечением читал «Историю государства Российского» Карамзина и писал о его позиции:
В его истории изящность, простота Доказывают нам, без всякого пристрастья, Необходимость самовластья И прелести кнута.
Монархическая концепция Карамзина получила отражение в русских учебниках первой половины XIX в. по истории древнего мира и средних веков И. К. Кайданова (112) и С. Смарагдова (128). Авторы стояли на позициях идеалистической философии, в основе которой был психологический прагматизм. Предметом истории считались «деяния и судьбы людей», а все события объяснялись психологией выдающихся личностей — полководцев, го-сударей. Что касается способа преподавания, то И. К. Кайданов полагал, что «на уроках истории изложению ее должно предшествовать изъяснение событий по сократическим, хронологическим таблицам».
Методика обучения истории. В 1840—1845 гг. появились методические работы доктора философии — А. Язвинского. Он предлагал записывать важнейшие факты столетия на листы разного цвета, разграфленные на 100 клеток (век и годы). Клетки имели клапаны, позволявшие открыть или закрыть цифру. Сначала эта методика была встречена с большим энтузиазмом, но постепенно интерес к ней пропал.
Другую методику — рифмическую обобщительную — предложил директор Петербургского немецкого училища Готлиб фон Шу берт. Суть ее в том, что факты истории рифмовали и, распевая, заучивали. Большое внимание уделяли опросу, проводить который помогали помощники учителя — аудиторы.
В ряде школ применялся так называемый группирующий ме тод объединения материала, или "метод Бидермана (I860). Мы бы сейчас такой подход к изучению исторического материала назвали тематическим. Вот фрагменты из программы, разработанной на основе группирующего метода: «П. Борьба человека с пространством и временем: передвижение силою животных, силами природы: дорога, почта, часы, календарь... IV. Научные стремления: грамота, книгопечатание, университеты, школы».
В середине XIX в. наиболее распространенным приемом обучения на уроках было краткое комментирование учителем текста, задаваемого на дом. Учителя не уделяли внимания раскрытию внутренней связи между излагаемыми фактами, не привлекали документальный материал. Опрос школьников выполнял функцию контроля знаний. Средства наглядности не использовались, а учебники издавались без иллюстраций.
Постепенно начинает складываться методическая система обучения истории. В 40—60-е гг. XIX в. свой вклад в ее становление внесли представители революционно-демократического направления: В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Вот их основные идеи. Должна быть связь истории с современностью, которая позволит дать ответы на вопросы: что осталось незавершенным, что делать дальше? В фактах содержатся идеи, их надо извлекать из фактов, ведь факты не самоцель изучения истории; изложение фактов не может быть бесстрастным; нужно показывать процесс, его закономерности в обучении истории; история России должна включать историю народов. Добротность знаний зависит от добротности деятельности по их добыванию. Школьный учебник нужен для того, чтобы будить и вести мысль учащихся, создавать в их сознании исторические образы.
Учебно-методическая литература. Сторонником глубокого изучения фактов и их скрупулезного анализа был Сергей Михай лович Соловьев. Свои идеи он попытался реализовать в «Учебной книге русской истории» (1859—1860), предназначенной для гимназий. Сторонник преемственности гимназического и университетского курсов СМ. Соловьев считал, что необходимо показывать связь русской истории со всеобщей. В его учебнике строго проведена идея исторической закономерности. Однако его учебник очень объемен (566 страниц). Он оказался сложным для гимназистов и по содержанию, и по стилю изложения; в нем не было иллюстративного вспомогательного материала — карт, хронологических и генеалогических таблиц.
В это же время начинают выходить учебники очень талантливого автора, сторонника монархизма Дмитрия Ивановича Иловайского. В своих книгах он стремился дать описание событий, искусно группируя факты и описывая подробности частной жизни. Материал подавался живо, интересно; автор подходил к истории, как к искусству. Исторические события у него только описываются и совсем нет «приговоров о лицах и учреждениях времен минувших».
Д.И. Иловайский считал необходимым, чтобы учащиеся в ответах строго придерживались текста учебника, а не передавали изучаемый материал своими словами. Он восхвалял «репетиционный метод», сводящийся к механическому заучиванию материала. «При беспрерывных репетициях волею неволею ученики должны будут твердо усваивать учебный материал» (ПО, с. 38). Он считал, что преобладающей способностью учащихся школьного возраста является только память, что они не способны мыслить.
Иной точки зрения придерживался Михаил Матвеевич Ста сюлевич, профессор Петербургского университета, историк-медиевист либерального направления, издатель и публицист. В 1861 г. он ушел в отставку в знак протеста против подавления студенческого движения. С 1866 г. возглавлял журнал «Вестник Европы».
М.М. Стасюлевич считал необходимым заменить репетиционный метод реальным (в переводе с лат. res — дело). Это метод работы с документами без использования учебника в обучении. «Не отпечатывание в памяти учащихся важнейших исторических событий истории, но прочтение важнейших литературных памятников человеческой мысли — вот что скорее должно составлять задачу исторического обучения» (129, с. IX, X). Стасюлевич стремился к самостоятельному и активному изучению исторических источников под руководством учителя, способствующему развитию познавательных способностей учащихся, формированию умения приобретать знания. В 1863—1865 гг. вышла в свет его трехтомная хрестоматия документов и статей по средневековью. В книге рассматривались социальные отношения, быт, культура народов. Работа с хрестоматией должна была служить развитию критического мышления учащихся, формировать их исследовательские навыки.
М.М. Стасюлевич писал: «В ученике своем воспитатель должен видеть не будущего историка, а только человека, пользующегося плодами исторической разработки для своего нравственного и умственного усовершенствования». Исходя из такой посылки самым высоким и сильным чувством он считал патриотизм, суть которого понимал как любовь к Родине, подчинение своих личных интересов интересам народа.
Автором первой русской методики обучения истории по глубине и научности изложения можно считать Я. Г. Гуревича, опубликовавшего в 1877 г. в «Педагогическом сборнике» основательный труд под названием «Опыт методики истории». Я.Г. Гуревич значительное внимание уделил элементарному обучению истории. Еще в 1871 г. он писал, что цель элементарного курса — возбудить сознательный интерес к доступным детскому пониманию явлениям народной жизни (170, с. 82). Курс рекомендовалось построить так, чтобы познакомить учеников главным образом с историей отечества, изучая наиболее яркие личности и связанные с ними события. После этого рекомендовалось обращаться к главным явлениям всеобщей истории.
Изучение основных периодов и событий, а также «главных исторических народов» продолжалось на старшей ступени в систематическом курсе. Его задача состояла в том, чтобы прочнее укрепить в сознании учеников полученные ими сведения, выявить внутреннюю связь известных им фактов и явлений. Из всеобщей истории предлагалось брать лишь те стороны жизни народов, которые проявились наиболее полно, ярко и самобытно, например: в истории Франции — развитие монархической власти, Англии — представительных учреждений, Польши — шляхетства (169, с- 534). Такой подход должен был способствовать умственному и нравственному развитию учащихся.
В 1881 г. была переведена и опубликована «Методика истории» немецкого педагога Г. Дистервега (106). Автор затрагивал вопрос об истинности научного знания, завещая при обучении истории не стремиться ни к чему, кроме истины, будет ли она при ятна или неприятна, будет ли совпадать со взглядами религиозной, политической партии или нет. Целью преподавания он считал лишь знание и преподавание истории отечественной. Он был противником искусственно насаждаемого патриотизма, полагая, что нет надобности «петь о любви к Родине», поскольку готовность способствовать счастью и свободе родной земли должна вытекать из «внутреннего непреодолимого чувства».
Идеи Дистервега были развиты в методике немецкого педагога Кригера. Его книга была переведена, значительно дополнена и переработана методистами И. Виноградовым и А. Никольским и напечатана под фамилиями этих авторов — «Методика истории по Кригеру» (99). Авторы считали, что эта наука должна занимать центральное место в народной школе. Они предлагали ввести в практику обучения новые методы.
Так, биографический метод предполагал «описание» выдающихся личностей и посредством этого — изучение определенных фактов и событий; коллективно-категорический метод был связан с группировкой исторического материала по основным идеям или проблемам с учетом знаменательных дат календаря. В связи с памятными датами и создавались занимательные и доступные детям рассказы, изучавшиеся в дни этих дат. Метод реальный, или хрестоматический, основывался на чтении и обсуждении первоисточников из хрестоматий с целью познакомить учеников с «духом» изучаемой эпохи, жизнью народа. Существовали также «прогрессивный и регрессивный» методы. Прогрессивный метод состоял в изучении событий в хронологической последовательности начиная с древности. При использовании регрессивного метода события начинали изучать с современности, постепенно углубляясь в прошлое отечественной истории. В дальнейшем этот метод применялся только при повторении.
Особое значение методисты XX в. уделяли изучению родной истории. В книге «О преподавании отечественной истории» А. В. Добры нин отмечал, что целью ее изучения, кроме знаний и развития мыслительных способностей, должно стать возбуждение в учащихся любви к отечеству, уважения к великим русским людям, трудившимся в разное время на пользу своего государства. Изложение истории должно быть глубоко осмысленным и связанным в подаче фактов. Надо избегать общих и отвлеченных суждений (107).
В Казани в 1891 г. вышла книга С. Ламовицкого «Школьный метод и его отношение к учебному предмету истории». По мнению автора, историческое содержание «изучается не ради его самого, оно не есть цель, а средство с помощью которого требуется произвести известное воспитательное влияние на учащихся» (120, 173). Ученый упрекал современную школу за упрощенную передачу учителем готовых знаний, когда почти нет никакого напряжения для учащихся. Как считал С. Ламовицкий, проблема состоит в том, «как посильно затронуть мысль учащихся, вызвать ее к более интенсивной деятельности» (120, с. 175).
Один из путей активизации познания С. Ламовицкий видел в эвристическом обучении, когда учитель стремится «принудить учащихся самих дойти до известного понятия, суждения и умозаключения. При этом роль учителя заключается не в сообщении готовых знаний, а в проведении беседы по таким вопросам, которые направляли бы мысль учащихся к самостоятельному отыскиванию уже известной истины. Эвристическое обучение особенно целесообразно, когда решаются задачи перевода однородных представлений в понятия, нахождения тех сведений, которые вытекают из сравнения уже имеющихся представлений и понятий» (120, с. 174).
Заметный вклад в разработку методических проблем внес Н.И. Кареев — член-корреспондент Краковской и Российской академий наук, почетный член Академии наук СССР. Он известен как автор не только учебников по всеобщей истории, но и цикла статей о преподавании истории, ряда методических пособий. В 1900 г. в Санкт-Петербурге вышли его «Заметки о преподавании истории в средней школе» (114). В этой книге ученый рассматривает такие важные вопросы методики, как роль учебника в школьном обучении, отбор материала, требования к его изложению, работа с книгой в классе.
Крупнейший специалист по всеобщей истории пришел к выводу, что отечественную историю необходимо выделить в отдельный курс, в связи с ним надо изучать сведения из истории других народов. Причем всемирная история должна быть не суммой историй отдельных народов, а «изображением» всемирно-исторического процесса. Подробно следует раскрывать лишь истории народов, важные с всемирно-исторической точки зрения.
Методика обучения истории в начале XX в.
Методы обучения. Педагоги начала XX в. стремились, к такому построению урока, которое бы стимулировало самостоятельную познавательную деятельность учащихся, формировало у них потребность в знаниях. Одни видели этот путь в изучении наглядности, другие — в работе учащихся над докладами и рефератами, третьи — в использовании исторических источников. Некоторые же вообще отдавали предпочтение трудовому методу обучения.
При обучении истории у школьников пытались создать конкретные образы. Для этого использовали карты и картины, книги для чтения с иллюстрациями. Органической частью процесса обучения стала экскурсионная работа. На уроке истории привлекали краеведческий материал. Как уже отмечалось, внимание уделялось выработке у учащихся умения самостоятельно работать.
Распространение получил метод вопросов и планов. Их составлял учитель и давал учащимся для домашней работы. И дома, и в классе максимальное внимание уделялось работе с учебником. Школьников учили правильно читать его текст, составлять план прочитанного. Из учебника ученики выписывали имена, даты, понятия, объясняли их, повторяли пройденное во взаимосвязи с вновь изученным.
Не вызывала сомнения важность повторения ранее пройденного. «При нормальной постановке учебного дела повторение должно являться необходимым элементом каждого урока истории» (108, с. 141). В подтверждение своих слов авторы приводят слова одного из психологов того времени: «Повторять следует спустя короткий промежуток времени после изучения, потому что на большом промежутке времени повторение становится часто бесполезным. И это понятно почему. Когда мы получили какое-нибудь впечатление, и у нас, выражаясь физиологически, остался след его, то не нужно дожидаться, пока этот след сотрется, а нужно повторять впечатление, чтобы уже соответствующий след сделать глубже» (108, с. 144).
Наряду со старыми, забытыми методами обучения используются новые. Среди них — реальный, лабораторный, драматизации. Реальный метод — это работа на основе исторических источников. Видные историки и методисты Н.А. Рожков и М.Н. Покровский отбирали для изучения документы в зависимости от их доступности и интереса к ним учащихся. При этом игнорировались систематическое изучение курса истории, школьный учебник. Н.А. Рожков предлагал заменить учебник кратким конспектом.
Новаторов не устраивал предложенный Я.С. Кулжинским ме тод документации, когда специально подобранные документы хрестоматии привлекались для иллюстрации текста учебника. Такое обучение позволяло ученикам проверить, насколько важнейшие выводы учебника подтверждаются документами. У учеников формировалось умение делать заключения на основе многообразия фактов.
Н.А. Рожков и СВ. Фарфоровский предложили познавательную деятельность ученика приблизить к методам исследования исторической науки, построив обучение на изучении первоисточников, так, считали они, ученик будет введен в лабораторию исследования.
Название лабораторного метода получила система обучения, основанная на самостоятельной работе учащихся с историческими документами, иллюстративным материалом и научно-популярной литературой. Учитель как бы вводил учеников в лабораторию исторического исследования, а ученики делали для себя простейшие открытия, узнавая то, что ученым-историкам давно уже было известно.
Иную методику применял известный методист А.Ф. Гартвиг. Он заменил обычные уроки чтением рефератов учащихся и беседами по их разбору. В этом случае роль учителя сводилась к руководству самостоятельной работой учащихся. А.Ф. Гартвиг считал, что основательно надо знать только вопросы, имеющие существенное значение в истории, и не стремился к систематическому изучению курса. Главным для него было приучить учеников к самостоятельной работе. Он же являлся автором так называемого метода драматизации — небольших драматических постановок учеников.
Система реферирования. Поиски активизации путей обучения привели к совершенствованию системы реферирования, разработанной методистами Б.А. Влахопуловым и Н.П. Покотило (100, 125). В составлении рефератов они видели основной способ привития учащимся навыков самостоятельной работы. Б.А. Влахопулов выделил несколько этапов в обучении учащихся реферированию на основе знакомства с историографией проблемы.
Первый этап начинался с осмысления содержания рекомендованной статьи, брошюры или небольшой книги. Для этого требовалось прочитать статью целиком, вникнуть в суть прочитанного, разбить текст на части и выделить главные мысли в каждой из них. Затем ученик составлял конспект. Он читал небольшой отрывок текста, кратко излагал прочитанное, стараясь не отступать от авторского плана изложения. Удачным считался конспект, составленный из фраз автора.
Следующий этап предполагал изложение содержания более солидной книги. Ученик читал ее, делая на закладках заметки о тех местах, которые показались ему наиболее значимыми или характерными. Лишь тщательно обдумав содержание книги, ученик составлял план реферата. Теперь уже излагать текст надо было своими словами, переписывать целиком фразы автора не разрешалось.
Третий этап включал подготовку реферата, написанного на основе двух-трех небольших книг, посвященных какой-то одной проблеме и объединенных общностью ее трактовки. При этом было необходимо детально изучить вопрос и разработать свой план изложения материала, что являлось наиболее трудной задачей.
На следующей ступени работа велась также по нескольким книгам, но уже представлявшим различные, часто противоположные точки зрения. Ученику предстояло не только усвоить основное во взглядах каждого автора, но и разобраться в аргументации, критически ее оценить, определить свое отношение к прочитанному. Таким образом, этот этап предполагал аналитическую деятельность.
И наконец, на самом сложном этапе реферирования, предусматривавшем работу старшеклассников с документами, предполагалось умение анализировать «сырой» материал источников. Они должны быть интересными и доступными для самостоятельных выводов учащихся и не содержать места, понимание которых трудно или спорно. Этапность в реферировании позволяла старшеклассникам овладеть связным и последовательным изложением мыслей, внося свой вклад не только в специально историческое, но и в общее образование.
Иначе подходил к активизации познавательной деятельности учащихся методист М.Н. Коваленский. В его системе сочеталось изучение в той или иной последовательности различных средств обучения: научно-популярной литературы, наглядных пособий, книг для чтения и специально подготовленного учебника. Итогом работы должны были стать краткие письменные отчеты учащихся по всем изученным темам курса.
Методисты СП. Сингалевич, В.Я. Уланов, К.В. Сивков полагали, что нельзя абсолютизировать какой-либо один метод обучения. Кроме того, считалось полезным использовать в гимназиях различные типы учебника как для работы в классе, так и для самостоятельного изучения дома.
Определенное внимание обращалось на подготовку кадров. В 1911 г. в Москве был открыт Педагогический институт с двухгодичным сроком обучения. В него принимались лица, окончившие курс высших учебных заведений. Большое значение уделялось методической подготовке слушателей: на первом курсе на методику отводилось 4 часа в неделю, на втором — 3 часа.
Дата добавления: 2021-04-23; просмотров: 617; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!