Буква Ц имеет Господствующее число 22. 39 страница



 

ДИКИНЬКИЕ МУЖИЧКИ – (русс.), существа небольшого роста с огромной длинной бородой и хвостом, сродни лешим. Бродят в лесу, перекликаясь в глухую полночь страшными голосами, нападают на людей, с хохотом щекочут их костяными пальцами, пока те не умрут.

 

ДИКОНЬКА – (слав.), одно из имен лешего.

 

ДИКША – (санскр.), акт инициации, посвящения ученика в духовную жизнь, проводимый учителем, гуру. Дикшит – посвященный.

 

ДИЛЬБУ – (тибет.) бронзовый ритуальный колокольчик с рукоятью в форме ваджры, используемый во многих индусских и буддийских ритуалах; один из священных символов женского начала.

Синонимы: Дрилбу, Гханта.

 

ДИН – (евр. приговор, суд), в каббале – энергия, которую притягивает к себе левая линия, не используя правую и среднюю линии, что приводит к нарушению метафизического равновесия и к духовной дисгармонии в человеке.

 

ДИН – (кит. котел), полость или энергетический центр дань тянь, где идет трансмутация, то есть превращение воспроизводящей энергии цзин в жизненную энергию ци, ци в духовную энергию шэнь, а также другие процессы. Котел, или треножник, меняет свое место в процессе алхимической тренировки (занятий цигуном), поднимаясь от нижнего ся поля пилюли к среднему чжун и верхнему шан дань тянь. Котел, дин, служит для очистки энергии.

 

ДИНАМИСТОГРАФ – прибор, сконструированный голландскими физиками Мальта и Зальберган для изучения состава и структуры астрального тела. Приводится в действие разумной духовной силой из астрального мира и передает сообщения через диск с буквами.

 

ДИНГРА – каросса России. Термин Д. Андреева.

 

ДИНИ ШИ – (ирл.), существа, которые, по преданиям, когда-то были богами, потом витязями, ни в одной битве не терпели поражения, а затем превратились в фейри. Дини ши – типичные героические фейри: они ведут образ жизни средневековых рыцарей, проводят время в пирах и сражениях. Эти фейри могут по желанию менять облик – порой становятся ростом со взрослого человека и даже выше, а порой словно превращаются в детей. Обитают они под землей или под водой.

 

ДИОНИС – (греч,), бог плодоносящих сил Земли, божество земледельческого круга, известное с XIV в. до н.э., связанное со стихийными силами Земли. Со становлением христианства превратился в символ раскованного свободного желания, душевного подъема, вдохновения и раскрепощения чувств. Дионис – антипод Аполлона. Атрибутами Диониса являются тирс (жезл Вакха), увенчанный сосновой шишкой фаллической формы, или змея, лошадь, буйвол, пантера, козел либо кабан. По Юнгу, миф о Дионисе означает бездну «бесстрастного растворения» каждого индивидуума как результат эмоции, доведенной до пределов пароксизма, воплощение стремления убежать от времени в «прошлое», характеризующееся вакхическими оргиями; это миф, олицетворяющий бессознательные желания.

Смотри также Вакх.

 

ДИПА – (санскр.), индусский ритуальный светильник, заправляемый освященным кунжутным маслом.

 

ДИПАМКАРА – (санскр.), Будда Постоянного Света.

 

ДИПТАЧАКРА – (санскр. колесо свечения), то же, что Аура, (греч. aura – веяние, воздух, сияние, блеск).

1. Светящаяся оболочка вокруг тела любого объекта и живого существа, которая имеет определенную цветовую окраску, зависящую от физического и психологического состояния человека.

2. Проявление души и духа человека. В мистической литературе описывается как видимый лишь при сверхчувственном восприятии овальный облик, окружающий все тело человека; в изобразительном искусстве – нимб, ореол.

Смотри также Аура человека; Аура, семантика цвета.

3. Кратковременное (несколько секунд) помрачение сознания, при котором возникают различного рода психосенсорные, галлюцинаторные расстройства, остающиеся в памяти человека, в то время как происходящее вокруг не воспринимается и не запоминается. Часто предшествует эпилептическому припадку.

Смотри также Лешья.

 

ДИСКОС – (греч. блюдо), предмет христианской церковной утвари, применяемый во время таинства причащения. Представляет собой блюдо на ножке, на котором освящают часть просфоры.

 

ДИСТАНТНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ – мысленное (без слов) воздействие на психику и физиологическое состояние людей, а также другие объекты живой природы; передача мыслей на расстоянии, позволяющее осуществлять внушение без подавления воли, погружения в гипноз и тому подобное

 

ДИСЫ – (сканд.), в германо-скандинавской мифологии – низшие божества, помощницы при родах. В некоторых текстах дисы – норны и валькирии.

 

ДИША – (кит.), духи звезд, оказывающих на людей дурное влияние. Таких звезд 72. Диша противостоят танганам – духам звезд, благотворно влияющим на человеческие судьбы.

 

ДНИ МЕССИИ – (евр. йамот мешиах), конец периода «исправления» (тиккун) и начало эпохи всеобщего мира и гармонии. Мессия – это символ, с помощью которого доводят до сведения человека, что «исправление» завершено. Мессия не является орудием «исправления», как ошибочно считается.

 

ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЧИСЛО – в нумерологии определяет вибрационное число физического тела субъекта, резонансно связанное с конкретной планетой.

 

ДОБИ – (англ.), глуповатые фейри, состоящие в родстве с брауни. Их тупость вошла в поговорки и присловья. По преданиям, в старину существовал обычай зарывать сокровища в землю и доверять охрану брауни. Если брауни поблизости не оказывалось, приходилось полагаться на доби: те никогда не отказывались, но им ничего не стоило зазеваться и упустить воришек или по доброте душевной отдать сокровища первому встречному. Доби берутся за любую домашнюю работу, но портят все, что только можно – бьют яйца, проливают молоко и так далее. По некоторым источникам, доби – не столько фейри, сколько духи отвергнутых женщин, которые бродят по людским домам, стараясь доказать, что ещё на что-то годятся.

 

ДОБРО – одно из наиболее трудноопределимых понятий, которое присутствует во всех мистических учениях, но редко сопровождается какими-либо пояснениями. Пожалуй, только в священных книгах зороастризма можно найти внятную формулировку: добро – это истина (аша) и вселенский порядок (рта). Оба понятия неразрывно связаны с верховным богом Ахура Маздой, который защищает истину и поддерживает порядок. Прочие религиозно-мистические системы также считают добро основным свойством Бога, но определяют это свойство менее отчетливо: в большинстве случаев под добром подразумевается справедливость и милосердие. Такое определение Д. порождает серьезную философскую проблему: если Бог добр (то есть справедлив и милосерден) и всемогущ, то почему же он допускает существование Зла (то есть несправедливости и жестокости)? Самый логичный ответ на этот вопрос дают иудейские и мусульманские богословы, которые рекомендуют не отождествлять свое личное благосостояние с непостижимым Вселенским Добром и не называть свои личные неприятности Злом. Зла не существует: все, что делает с нами Бог, есть добро – даже если в данный момент это приносит нам весьма серьезные неприятности. Поэтому верующий должен уповать на Бога и славить его в любых обстоятельствах.

Синоним – Благо.

 

ДОБРОДЕТЕЛЬ – человеческое качество, желательное с точки зрения того или иного религиозно-мистического учения. Как правило, в список добродетелей входят как социально поощряемые качества (такие, как милосердие, скромность, щедрость), так и специфические свойства, связанные с религиозным учением (твердость в вере, аскетизм, соблюдение заповедей и так далее.).

Совершение добродетельных поступков традиционно считается более сильным средством духовного самосовершенствования, нежели простое воздержание от грехов. Однако религиозные понятия о добродетели порой бывают весьма специфичны. Например, добродетельный зороастриец истребляет всех насекомых, какие попадутся ему на глаза, и вступает в брак с собственной сестрой (или, по крайней мере, с кузиной); первое грешно с точки зрения буддизма и джайнизма, второе – с точки зрения большинства религий мира. Добродетельный тантрист сознательно нарушает большинство заповедей ортодоксального брахманизма; добродетельный индус поклоняется идолам, что является тягчайшим грехом для иудеев и мусульман.

В христианской теологии добродетели делятся на природные (обусловленные врожденными человеческими наклонностями) и теологические (предписанные исключительно христианам как особый дар Божий). Семь добродетелей противопоставляются семи смертным грехам. Вместе они образуют четырнадцать основных моделей поведения.

Природные добродетели иногда называют четырьмя кардинальными добродетелями (от лат. стержень): благоразумие, сдержанность, стойкость и справедливость. Автором этой классификации считается Сократ; её можно встретить в трудах Платона и Аристотеля. Позднеримские и христианские моралисты (например, Амвросий, Августин и Фома Аквинский) считали, что этот список является суммой всей античной этики и выражает её высший нравственный идеал.

Христианство ввело три теологические добродетели: веру, надежду и любовь. Их классификация принадлежит апостолу Павлу: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (I Коринфянам, 13,13). Согласно христианскому учению, теологические добродетели не являются врожденными. Они дарованы Богом верующим через Христа. В христианской этике любовь (или милосердие), которая отсутствовала в списке «языческих» добродетелей, стала основным мерилом нравственного совершенства.

 

ДОБРОЖИЛ – (русс.), в русской мифологии – особый род нежити, он же домовой. Имеет много других прозвищ: дедушка, постен, кутный, другая половина, суседко, дед, батунушка, спорыньи и спехи (духи, помогающие человеческим делам), дрёма (домашнее мирное божество сна), баюнок и баенник (сказочник, сказочник ночной, песенник колыбельный), лень, отеть (крайняя степень лени), окоёмы, прокураты, прокуды (плуты, неслухи, проказники). Есть домовой сараяшник, конюшник, банник и женский банный волосатка (банный дух), злыдни. Домового можно увидеть в ночь на Светлое Воскресенье. В хлеву он космат, но более этой приметы нельзя уловить ничего – он отшибает память. Домовой – хранитель и обидчик дома; стучит и возится по ночам, проказит, душит ради шутки сонного, гладит мохнатой рукой к добру и пр. Домовой особенно любит хозяйничать на конюшне: заплетает любимой лошади гриву, а нелюбимую вгоняет в мыло и разбивает.

Синонимы: Домовой, Доброхот.

 

ДОБРОХОТ – (русс.), в русской мифологии – особый род нежити. Имеет много других прозвищ: дедушка, постен, кутный, другая половина, суседко, дед, батунушка, спорыньи и спехи (духи, помогающие человеческим делам), дрёма (домашнее мирное божество сна), баюнок и баенник (сказочник, сказочник ночной, песенник колыбельный), лень, отеть (крайняя степень лени), окоёмы, прокураты, прокуды (плуты, неслухи, проказники). Есть домовой сараяшник, конюшник, банник и женский банный волосатка (банный дух), злыдни. Домового можно увидеть в ночь на Светлое Воскресенье. В хлеву он космат, но более этой приметы нельзя уловить ничего – он отшибает память. Домовой – хранитель и обидчик дома; стучит и возится по ночам, проказит, душит ради шутки сонного, гладит мохнатой рукой к добру и пр. Домовой особенно любит хозяйничать на конюшне: заплетает любимой лошади гриву, а нелюбимую вгоняет в мыло и разбивает.

Синонимы: Домовой, Доброжил.

 

ДОБРЯЧКИ – (англ.), болотные фейри. Они невысокого роста, у них светло-коричневая кожа и зеленые глаза. Чаще всего добрячки являются людям под видом песчаных ласточек. На добро отвечают добром, но терпеть не могут невеж и грубиянов. Подобно гилли ду, добрячки приводят домой заблудившихся детей.

 

ДОДЕКАЭДР – (греч. двадцатигранник), согласно Платону, геометрическая фигура, на основе которой построена Вселенная.

 

ДОКА – (русс.), название человека, знахаря, который может отговорить, то есть отвратить всякое чародейство и порчу, но сам никакого чародейства производить не хочет или не в силах.

 

ДОЛГ – 1. В этике – моральная, нравственная необходимость выполнения каких-либо обязанностей.

2. В эзотерике – название промежуточной стадии процесса духовного совершенствования на пути к переходу от обязывающего содержательного аспекта долга к естественно-необходимому соблюдению каких-либо этических норм через раскрытие сердечного центра (анахаты) в проекции на реальную практику жизни.

 

ДОЛИХО – (бурят), «выдавать» чужую душу взамен своей, находящейся в плену у враждебных духов, для чего шаман совершал магический обряд золиг.

 

ДОЛООН ТАМА – (бурят, семь адов), бурятский ад, имеющий семь различных уровней, семь способов наказания людей в загробном мире за их преступления в земной жизни. Долоон тама в отличие от буддийского или христианского ада не имеет своей противоположности – рая. Шаманисты различают:

хуйтэн тама – холодный ад;

гал тама – огненный ад;

дабирхай тама – дегтярный ад;

боохэнэй тама – вшивый ад;

сохын тама – жгучий ад;

могой тама – змеиный ад;

шоргоолжон тама – муравьиный ад.

 

ДОЛЬМЕН – (от бретонского tol – стол и men – камень), древнее мегалитическое сооружение в виде большого каменного ящика, накрытого плоской плитой. Вес верхней каменной плиты часто достигает нескольких десятков тонн, размеры – десятков метров. Назначение и способ возведения достоверно не известны. Среди гипотез встречаются определения дольменов и как мест для жертвоприношений, и как антенн для приема телепатических мыслесигналов из космоса. Распространены эти сооружения в причерноморских районах Европы, Азии и Северной Африки, на Кавказе и в Крыму, часто в районах месторасположения дольменов отмечаются случаи появления НЛО и иных аномальных явлений.

 

ДОЛЯ – (слав.), добрая богиня, помощница Макоши, ткет счастливую судьбу.

 

ДОМ – в мистике – традиционно женский аспект мироздания; в эзотерике – хранилище мудрости. Общую символику дома дополняет значение различных архитектурных деталей. Дом как жилище связывается с телом человека: фасад означает внешний облик человека, его личность или маску; значение этажей определяется вертикальной и пространственной символикой; крыша и верхний этаж соответствуют голове, разуму, а также сознательному развитию самоконтроля; подвал связан с бессознательным и инстинктами; кухня – место или момент духовных трансмутаций в алхимическом смысле; лестницы – соединения различных уровней души, однако их конкретное значение зависит от того, восходящими или нисходящими они видятся.

 

ДОМ ХВАЛЫ – (зенд.), рай Ахура Мазды, царство «бесконечного света»; в системе дуализма противопоставляется Дужахве – царству «бесконечной тьмы», аду, месту пребывания Ангро-Майнью. Также дом хвалы – место посмертного пребывания праведных душ.

 

ДОМНИТ и ЛЕНЗ – устройства, которые используют духи умерших людей для попыток общения с живыми. Домнит служит для общения между медиумами. Домнит и ленз, используемые вместе, позволяют духам умерших людей осуществлять общение через магнитофонные записи.

Смотри также Голоса Payдива.

 

ДОМОВИК – в русской мифологии – особый род нежити. Имеет много других прозвищ: дедушка, постен, кутный, другая половина, суседко, дед, батунушка, спорыньи и спехи (духи, помогающие человеческим делам), дрёма (домашнее мирное божество сна), баюнок и баенник (сказочник, сказочник ночной, песенник колыбельный), лень, отеть (крайняя степень лени), окоёмы, прокураты, прокуды (плуты, неслухи, проказники). Есть домовой сараяшник, конюшник, банник и женский банный волосатка (банный дух), злыдни. Домового можно увидеть в ночь на Светлое Воскресенье. В хлеву он космат, но более этой приметы нельзя уловить ничего – он отшибает память. Домовой – хранитель и обидчик дома; стучит и возится по ночам, проказит, душит ради шутки сонного, гладит мохнатой рукой к добру и пр. Домовой особенно любит хозяйничать на конюшне: заплетает любимой лошади гриву, а нелюбимую вгоняет в мыло и разбивает.

Синонимы: Доброжил, Доброхот, Домовой.

 

ДОМОВОЙ – в русской мифологии – особый род нежити. Имеет много других прозвищ: дедушка, постен, кутный, другая половина, суседко, дед, батунушка, спорыньи и спехи (духи, помогающие человеческим делам), дрёма (домашнее мирное божество сна), баюнок и баенник (сказочник, сказочник ночной, песенник колыбельный), лень, отеть (крайняя степень лени), окоёмы, прокураты, прокуды (плуты, неслухи, проказники). Есть домовой сараяшник, конюшник, банник и женский банный волосатка (банный дух), злыдни. Домового можно увидеть в ночь на Светлое Воскресенье. В хлеву он космат, но более этой приметы нельзя уловить ничего – он отшибает память. Домовой – хранитель и обидчик дома; стучит и возится по ночам, проказит, душит ради шутки сонного, гладит мохнатой рукой к добру и пр. Домовой особенно любит хозяйничать на конюшне: заплетает любимой лошади гриву, а нелюбимую вгоняет в мыло и разбивает.

 

ДОН – (слав.), сын Дану и Ра, отец русалки Роси. От Ненилы родил сына Вавилу. Иногда выступает как ипостась Велеса. В киевских легендах на место Дона и Роси ставится Днепр и Рось (приток Днепра, в южнославянских легендах – Дунай. Он же у греков Адонис, у семитов (унаследовавших сего бога у пеласгов-филимистян) – Адонай.

 

ДООДО ЗАМБИ – (бурят.), нижний, подземный мир.

Смотри Замби тиб.

 

ДОПЕЛГЕНГЕР – (нем.), в оккультизме – синоним астрального тела или двойника.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ДУША – (евр.), душа, которую человек получает в субботу, чтобы он мог подняться на большую духовную высоту. Дополнительная душа – это сосуд, позволяющий еврею получить значительно больше положительной энергии, чем он может получить в обычные дни.

Синоним – Субботнее добавление.

 

ДОРДЖЕ – (тибет.), смотри Ваджра.

 

ДОША – (санскр. телесная жидкость, индивидуальная конституция).

1. Три телесные среды, которые, по учению аюрведы, регулируют тело, руководят его правильным функционированием и определяют его уникальную конституцию: вата (воздух), питта (огонь) и капха (вода). Вата базируется в кишечной области, питта – в желудке, а капха – в области легких. Они управляют созданием, сохранением и растворением тканей тела. Вата – это метаболическая и нервная энергия, питта – катаболическая, огненная энергия, капха – анаболическая, питательная энергия. Три доши (тридоша) также порождают различные эмоции и сооветствуют трем гунам, качествам: саттве (покою) – вата, раджасу (активности) – питта и тамасу (инерции) – капха.

2. Недостаток, дефект (смотри Упасарга).

ДРАКОН – мифологическое животное и универсальная символическая фигура, которую можно обнаружить в большинстве культур мира. Западные представления о драконе исходят от шумерской концепции животного как «врага», который позднее превратился в дьявола. В восточной традиции дракон является символом взаимодействия неба и земли и служит аллегорией человека, его духовной ипостаси. Иерофанты Египта и Вавилона именовали себя «сынами Змия-Бога» и «сынами Дракона». В этом случае Змий и Дракон выступали символами мудрости, бессмертия и возрождения.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 60; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!