Буква Ц имеет Господствующее число 22. 25 страница



Смотри также Гратуал.

 

ВЕДА – (санскр. откровение), древние священные книги индуистской (арийской) религии. Они считаются откровениями великих пророков (риши), которые обрели их внутренним прозрением и передали смертным. Существуют четыре Веды: Ригведа, Яджур-веда, Сомаведа и Атхарваведа.

Ригведа – сборник из 1017 гимнов, возникших около 1500 г. до н.э. и записанных на санскрите около 600 г. до н.э., древнейшая часть Вед, в которой излагаются правила жертвоприношений, общественных и домашних церемоний и религиозно-космологические представления индоарийского населения Индии.

Сомаведа – сборник песен, которые декламируют во время приготовления сомы.

Яджурведа – руководство для жрецов по проведению жертвоприношений. Подразделяется на «Черную» и «Белую Яджу». В «Белую Яджу» входит «Брихадараньяка-упанишада», где излагается учение о Самости. В ней также описывается нарамедха – особый вид человеческого жертвоприношения. Царица публично совокуплялась с верховным жрецом; затем жреца приносили в жертву силам плодородия. Позднее этот обряд перерос в ашвамедху – жертвоприношение лошади, при котором царица имитировала половой акт с убитым животным.

Атхарваведа – четвертая и самая поздняя из Вед (около 200 г. до н.э.). Долгое время не признавалась подлинным ведическим документом. В тексте содержится 731 гимн, заимствованный из Ригведы, и другие произведения, которые по различным причинам были исключены из ведического канона. Судьба Атхарваведы в чем-то напоминает участь апокрифов – текстов, исключенных из Библии. Речь в ней идет преимущественно о медицине, исцелениях, соответствующих обрядах и магических заклинаниях.

Ведами называют также книги славян «Русские Веды», «Песни птицы Гамаюн» и иранскую «Авесту».

 

ВЕДАНА – (санскр.), смотри Скандха соприкосновения.

 

ВЕДАНА-СИДДХИ – (санскр.), парапсихологическая способность к сверхчувствительности.

 

ВЕДАНТА – (санскр. букв, завершение или кульминация Вед).

1. Упанишады – тексты, разъясняющие смысл основного содержания, которые помещаются в конце Вед.

2. Наиболее распространенное индийское религиозно-философское течение. Веданта берет начало от ведийских ариев. Сочинение «Веданта-сутра» (или «Брахмасутра») приписывается мудрецу Бадараяне (IV-III вв. до н. э.). Основывается на трактовке высказываний Шрути («священные тексты» индуизма) об атмане (индивидуальном духовном начале – единственной первичной реальности) и брахмане (высшей реальности) и опирается на монистическую концепцию Вселенной. Целью бытия веданта считает «освобождение», достижение изначального тождества атмана и брахманна. Позднейшие варианты собственно веданты: адвайта-веданта Шанкары, учение Рамануджи. Представители веданты в новое время: Рамакришна, Вивекананда, Радхакришна и др.

 

ВЕДАЧАРА – (санскр. путь Вед), в тантризме – начальная стадия духовной эволюции человека; заключается в изучении Вед, ритуальном поклонении ведическим богам и тщательном соблюдении основных религиозных заповедей. Главное вероучение этой ступени – ортодоксальный брахманизм (смартизм), восходящий к ведической религии древних ариев. К ведачаре относятся и некоторые неоведические индусские организации, самая известная и влиятельная среди которых – «Арья Самадж» («Общество ариев»). Писания, на которых основывается практика дан ной ачары, это, в основном, Веды и Смрити-шастры. Но важную роль играют также Пураны, Итихасы (особенно «Махабхарата» с входящей в нее «Бхагавадгитой») и сочинения ученых брахманов-пандитов. Находясь на стадии ведачара, верующий воспринимает Бога либо как совершенно безличный и полностью трансцендентный абсолют, либо как сверхъестественную личность, сотворившую и контролирующую материальный мир. В любом случае, Бог воспринимается как нечто, отделенное от мира и далекое от повседневных нужд, и поклонение ему носит отчасти формальный характер. Основная задача ведачары – освоение духовного наследия индуизма и базовых понятий индийской мистической философии.

 

ВЕДОВСТВО – примитивное вредоносное колдовство.

 

ВЕДОГОН – (слав.), персонифицированное божество, несущее функцию удачи либо персонально конкретному человеку, либо роду.

 

ВЕДЫ – (санскр. откровение), древние священные книги индуистской (арийской) религии. Они считаются откровениями великих пророков (риши), которые обрели их внутренним прозрением и передали смертным. Существуют четыре Веды: Ригведа, Яджур-веда, Сомаведа и Атхарваведа.

Ригведа – сборник из 1017 гимнов, возникших около 1500 г. до н.э. и записанных на санскрите около 600 г. до н.э., древнейшая часть Вед, в которой излагаются правила жертвоприношений, общественных и домашних церемоний и религиозно-космологические представления индоарийского населения Индии.

Сомаведа – сборник песен, которые декламируют во время приготовления сомы.

Яджурведа – руководство для жрецов по проведению жертвоприношений. Подразделяется на «Черную» и «Белую Яджу». В «Белую Яджу» входит «Брихадараньяка-упанишада», где излагается учение о Самости. В ней также описывается нарамедха – особый вид человеческого жертвоприношения. Царица публично совокуплялась с верховным жрецом; затем жреца приносили в жертву силам плодородия. Позднее этот обряд перерос в ашвамедху – жертвоприношение лошади, при котором царица имитировала половой акт с убитым животным.

Атхарваведа – четвертая и самая поздняя из Вед (около 200 г. до н.э.). Долгое время не признавалась подлинным ведическим документом. В тексте содержится 731 гимн, заимствованный из Ригведы, и другие произведения, которые по различным причинам были исключены из ведического канона. Судьба Атхарваведы в чем-то напоминает участь апокрифов – текстов, исключенных из Библии. Речь в ней идет преимущественно о медицине, исцелениях, соответствующих обрядах и магических заклинаниях.

Ведами называют также книги славян «Русские Веды», «Песни птицы Гамаюн» и иранскую «Авесту».

 

ВЕДЬ-АВА – в мордовской мифологии – дух, хозяйка воды. Каждый источник имел свою Ведь-аву (по некоторым поверьям и мужского духа Ведь-атя). Ведь-аву представляли в виде обнаженной женщины с длинными волосами, которые она любит расчесывать. Она и Ведь-атя могут утопить купающихся или наслать болезнь, которую только Ведь-ава может вылечить (откупиться от нее можно, бросив в воду деньги, просо и пр.). Излечить больных можно водой, которую нужно зачерпнуть из источника, мысленно обращаясь к Ведь-аве, и затем омыть ею больного. Ведь-ава считалась также покровительницей любви и деторождения: её просили о помощи невесте, молили об избавлении от бездетности. Она же посылала дождь.

 

ВЕДЬМА – от славянского «ведать», англосаксонского wissen и wikken – «пророчить». Ведьмы могут быть прирожденными или наученными. Ранее их называли «мудрыми женщинами», но позднее церковь решила следовать закону Моисея, который предавал каждую ведьму или колдунью смерти. По христианской мифологии ведьмы – это женщины, вступившие в союз с дьяволом (или другой нечистой силой) ради обретения сверхъестественных способностей.

 

ВЕДЬМАК – как и ведьма может быть прирожденным или наученным. У прирожденного нет волос, бороды, усов и прочих признаков мужественности, зато у него есть небольшой хвостик с четырьмя волосками и изображение в зрачках перевернуто вверх ногами. У ведьмака две души: человеческая и демоническая. Душа ведьмака может выходить ночью из тела через отверстие под коленной чашечкой, под бедром или под копчиком. Ведьмак способен быть оборотнем, он превращается в коня, мотылька, волка и тому подобное. Его, как и ведьму, можно распознать: если под церковным порогом закопать косточки ножек ягненка, тогда ведьмак, не сможет выйти из церкви. Ведьмак умеет управлять пчелами, разгонять в небе тучи. Некоторые ведьмаки делают только добро: заговаривают болезни, лечат людей и животных, запрещают ведьмам делать зло, защищают людей. Когда ведьмак умирает, наступает засуха или идут нескончаемые дожди. Ведьмак не теряет своей силы и после смерти: дерется на могилах с мертвецами, не пропуская их в село, и всегда побеждает.

 

ВЕДЬМИНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ – расписанный, как правило, на год вперед график действенности и эффективности колдовской силы, расчет которой проводился на основании астрологических сведений, сезонных изменений и внутренних биоритмов. Предыстория возникновения ведьминского календаря уходит корнями вглубь тысячелетий. Несмотря на обилие календарных систем, все они, как правило, делились на два порядка – солнечный и лунный. Иногда эти два цикла пересекались, образуя смешанный календарь. Известно, что народы, ещё не знавшие колеса и железа, уже использовали такой календарь в ритуальных обрядах. Разные версии ведьминского календаря были найдены во всех уголках земного шара, даже у культур, вообще не имеющих понятия о времени.

 

ВЕДЬМИНЫ КРУГИ – колонии грибов, образующие круги в десятки, иногда сотни метров. Появление таких кругов приписывалось нечистой силе. Считалось, что лесные поляны с подобными кольцами обладают магической силой.

 

ВЕЗЕЛЬВУЛ – В переводе означает владыка жилища, бог жилища и в этом смысле упомянут в «Евангелии от Матфея».

Синоним – Беел-зебуб.

 

ВЕЙРД – (нем.), закон причины и следствия в космических масштабах.

Синоним – Вирд.

Смотри также Орлёг.

 

ВЕЛЕС – (слав.), ипостась Всевышнего, бог мудрости и любви, богатства, животного мира, скотий бог, сын небесной коровы Земун, второй по значению после громовержца Перуна, олицетворение хозяйской мудрости. В раннем своем воплощении, ещё в палеолите Велес считался звериным богом и принимал облик медведя. Он был покровителем охотничьей добычи, «богом мертвого зверя». В бронзовом веке, в пору пастушьих переселений, Велес-медведь сделался в народном сознании покровителем только домашних животных и богом богатства – «скотьим богом».

Велес – проводник в загробный мир и страж Ирия, супруг Вилы Сиды (Азовки). Имя значит «великий властитель». В русских былинах, балладах и сказках его место заняли Василий Буслаев, Алеша (Олекса) Попович, Ставр Годинович, Иван Быкович, Иван Медведко, князь Михайло, князь Роман. В честь Велеса рядятся в звериные маски и тулупы на святки и на масленицу: в прежние времена в эту пору отмечали комоедицы, праздник пробуждения медведя. Это были Велесовы дни славянского языческого календаря.

 

ВЕЛЕСОВА КНИГА – перевод священных текстов новгородских волхвов IX века. В велесовой книге рассказана древнейшая история славян и других народов. Славяноведы узнали об этой книге лишь в XX веке, причем сохранилось очень немного дощечек с непонятными, трудно поддающимися расшифровке письменами. Велесова книга разрешает давний спор о происхождении славян, восстанавливает целый пантеон прежде неведомых языческих богов, которым поклонялись наши предки.

 

ВЕЛЕТЫ – в восточнославянской мифологии – великаны, богатыри. Жили в древние времена, создавали реки, воздвигали утесы и тому подобное. Возгордившись своей силой, велеты стали угрожать Богу и были им уничтожены.

Синонимы: Асилки, Осилки.

 

ВЕЛИКИЙ ГОД – в древней и средневековой астрологии – период, спустя который все земные события начинают повторяться. Фаталистические тенденции, господствовавшие в древней астрологии, а также выяснение строгой периодичности движения планет привели к широкому распространению мнения, будто через определенный промежуток времени планеты займут те места на небе, с которых они начали свое движение в момент сотворения мира, и история начнет свой новый цикл, повторяющий предыдущие. О «Великом» или «Совершенном годе» говорят Аристотель и Платон. Причем практически все авторы считали, что по истечении Великого года жизнь на Земле прекращается или вследствие всемирного потопа, или вследствие мирового пожара. Продолжительность Великого года, согласно различным, в том числе и полумифическим, авторам, следующая:

Автор Продолжительность Великого Года (лет)
Орфей 120 000
Антиох 1 753 005
Гераклит 18 000
Кассандр 3 600 000
Диоген Стоик 6 480 000
Берос 2 160 000

Синоним – Мировой год.

 

ВЕЛИКИЙ СОЗЕРЦАТЕЛЬ – звание верховного жреца древнеегипетского бога Ра в Гелиополисе.

 

ВЕЛИКИЙ ЦИКЛ – (майя), полный цикл из тринадцати бактунов, 5125 лет. Нынешний Великий цикл начался 13 августа 3114 года до н.э. и закончится 21 декабря 2012 года.

 

ВЕЛИКОЕ БЕЛОЕ БРАТСТВО – тайный союз древних посвященных, достигших бессмертия и обладающих всеми мистическими совершенствами. Легенды о таком союзе издавна распространены на Востоке (смотри Агарти, Шамбала); в XIX в. стараниями основательницы Теософского Общества Е.П. Блаватской они проникли на Запад. Блаватская называла этот союз Белым Братством, а его членов – многозначным английским словом «Masters», которое в русскоязычной традиции обычно переводится как «Учителя», или же санскритским словом «махатмы» («великие души»). Блаватская утверждала, что лично беседовала с Учителями Эль Мория и Кут Хуми; кроме того, она якобы входила в контакт и получала информацию от копта Сераписа, некоего неоплатоника и «венгерского посвященного», судя по всему, графа Сен-Жермена. Согласно её утверждениям, главных Учителей семеро, и один из них – Иисус Христос, который не вознесся, но пребывает в этом мире.

Впоследствии существовало более ста групп, каждая из которых претендовала на особое общение с Великим Белым Братством. Способы общения были различными: откровения Блаватской осаждались на «чистом листе бумаги»; Гай Баллард, основатель группы «Я есмь», говорил об откровениях через «жидкий свет»; Джейн Роберте, автор книги «Говорит Сет», пользовалась автоматическим письмом, как и Алиса Бейли, основатель «Люцис Траст»; Элизабет Клер Профет, основавшая Церковь Всеобщую и Торжествующую, «превращалась в канал», через который говорили духи, а остальные говорили о видениях Восшедших Мастеров. И, наконец, Бейрд Т. Сполланд, автор книги «Жизнь и учения восточных Мастеров», путешествовал вместе с ними по Индии и Тибету и был свидетелем их чудес, сопровождавшихся соответствующими поучениями.

ВЕЛИКОЕ ДЕЛАНИЕ – (алхим.), конечная цель алхимических поисков. Великое делание имело тройственную природу: в мире материальном – трансмутация металлов, доведение их до золота, до совершенства; в микрокосмосе – духовное совершенствование человека; в мире божественном – созерцание Божества в Его Славе. Получение философского камня знаменует окончание первой части великого делания.

Смотри также Изумрудная таблица.

 

ВЕЛУНД – князь светлых эльфов (альвов). Велунд передал людям искусство ковки, он же является первым Мастером талисманов. Велунда знают почти все народы. Его имя содержит древнейший индоевропейский корень «вел» («вал»), входящий в такие слова, как «филид» – вещий певец у кельтов, «волхв» – тот же певец у славян. От этого же корня образовано имя славянского бога мудрости Велеса.

 

ВЕЛЬВА – (сканд.), ведьма, которая, согласно «Старшей Эдде», излагала Одину историю мироздания и прорицала грядущее.

 

ВЕНДИГО – в мифах индейцев Северной Америки – лесные духи-людоеды, пожирающие заблудившихся путников. Несмотря на крайнюю худобу, вендиго отличаются ненасытностью. Тела у них полупрозрачные, так как состоят изо льда. Своих жертв они заманивают свистом, который напоминает шелест ветра. Услышав этот свист, человек словно сходит с ума, и ноги сами несут его к тому дереву, у которого притаился вендиго. Первым признаком превращения человека в вендиго является позыв к рвоте. Если этот позыв не прекращается, несмотря на все усилия шамана, человека уже не спасти.

 

ВЕНДИДАД – (зенд.), «Закон против демонов» – первая книга Авесты, читаемая в ходе зороастрийских ночных богослужений. Начинается с описания сотворения мира Ахура-Маздой; далее следует поэтическое описание 16 стран, населенных почитателями этого божества. Вторая, третья и несколько последних глав излагают мифы о зарождении и истории человечества; остальные посвящены изложению всевозможных законов, предписываемых Ахура-Маздой.

 

ВЕНЕЦ БЕЗБРАЧИЯ – порча или кармическое заболевание, органическая неспособность жить в счастливом браке. От убежденных холостяков больной такой «болезнью» отличается тем, что мечтает вступить в брак (и даже иногда вступает), но различные и навязчивые «случайные» совпадения всячески препятствуют задуманному.

Синоним – Врата безбрачия.

 

ВЕРА – внутренняя убежденность в существовании Бога (или иной формы абсолюта), основанная на безоговорочном принятии следующих положений:

Бог есть Добро;

Бог руководит верующим;

верующий полностью доверяет Богу.

В религиях, признающих божественную благодать, вера считается внутренней уверенностью, дарованной самим Господом. В христианской теологии вера – это признание человеком исторической значимости божественного откровения, явленного Иисусом Христом. Такое признание внушается самим Богом. Индийские, китайские и японские представления о вере, как правило, глубоко отличаются от христианского. Вера (палийск. садха, санскр. шраддха), о которой говорится в буддийском «Восьмеричном Пути», больше напоминает доверие, с которым больной человек идет на прием к врачу. Китайцы считают «син» (доверие, искренность) одной из пяти основных добродетелей. В индусской и буддийской йоге, прежде всего требуется вера в гуру, или духовного наставника, а затем уже в Бога. Индусские и буддийские понятия преданности (санскр. бхакти), любви и сострадания (санскр. каруна) можно сопоставить скорее с христианским понятием любви (греч. agape, лат. caritas), чем с понятием вера. Однако религиозные формы буддизма махаяны и вишнуизма отчасти напоминают веру в христианском и иудейском понимании.

 

ВЕРАНДИ – (нем.), вторая из трех норн в германской мифологии.

 

ВЕРВОЛЬФ – (нем. werwolf – человек-волк), оборотень; человек, становящийся волком и по ночам нападающий на людей и скот. В христианских поверьях – слуга дьявола, который предводительствует стаями волков.

Смотри также Волкодлаки.

 

ВЕРУЮЩИЙ – в каббале, в посвящениях малых – название третьей ступени духовных посвящений. Верующий является человеком, в жизни которого был проблеск света на духовном пути. Это человек, ищущий свой духовный путь, но пока его не нашедший; ему характерны блуждания, ошибки, разочарования и периодические падения; вера регулярно исчезает, но потом внезапно появляется снова.

 

ВЕРХНИЕ ВРАТА – тантрическое название семи отверстий в голове человека (рот, нос, два глаза, два уха и «воронка» на макушке). Это «врата», в которые может входить и выходить сознание и жизненная сила.

Смотри также Брахмы щель.

 

ВЕСТАЛКИ – (лат.), в Древнем Риме – особые жрицы, чьей обязанностью было сохранение неугасимого огня в храмах богини Весты. Если огонь гас, жриц бичевали. Весталки также должны были соблюдать обет безбрачия и целомудрия. Нарушение этих обетов влекло за собой казнь – закапывание в землю живьем.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!