Обозный К. Операция «Послушники». // Посев. 2013. № 8 (1631).     С. 5-10.



Н. А. Дмитриев

Тверской государственный университет, кафедра отечественной истории, г. Тверь, Россия.

Аннотация. В статье рассматривается деятельность управляющих епархией в период «церковного возрождения» на примере Калининской епархии. Основное внимание уделяется характеристике «церковного возрождения» и связи данной проблемы с управлением епархией. В историографическом обзоре показано, что тема остаётся дискуссионной, среди исследователей есть сторонники и противники данной концепции. Управляющие епархией не являлись самостоятельными фигурами. Автор отмечает, что епископы постоянно находились под контролем ведомства уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви, и от их взаимодействия зависела епархиальная жизнь. На основании архивных данных делается вывод о том, что епархиальные архиереи Калининской епархии добросовестно выполняли свои функции, умели договариваться с уполномоченным. Их деятельность выразилась в открытии новых храмов, пополнении кадрового состава духовенства, увеличении количества церковных таинств.

Ключевые слова: «церковное возрождение», Калининская епархия, управляющие епархией, уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви, епископ, приход, духовенство, верующие.

 

В историографии до настоящего времени существуют споры по поводу «церковного возрождения» в 1943-1958 гг. Предлагаются разные датировки данного процесса и полное отрицание. Группа исследователей вслед за церковными деятелями 1940-1950-х гг. разделяют позицию о «церковном возрождении», подчёркивая открытие приходов, пополнение кадрового состава духовенства Русской православной церкви (далее – РПЦ)[2]. Другие отрицают данный процесс, оценивают события 1943-1958 гг. как компромисс между РПЦ и властью. Например, И. А. Курляндский отмечает ограничение деятельности верующих рамками прихода[3], М. В. Шкаровский подчёркивает непоследовательность государственной политики по отношению к церкви, стремление вытеснить её на периферию общественной жизни[4], Т. Г. Леонтьева указывает на противоречивость данного процесса на примере Калининской епархии. К позитивным факторам она относит восстановление приходской системы, социальную поддержку престарелого духовенства, расширение гражданских прав верующих. Вместе с тем, по её мнению, религиозная вера в данный период деградировала, верующим постоянно приходилось отстаивать право на свободу совести[5].

Под «церковным возрождением» понимается процесс восстановления Русской православной церкви с 1943 по 1958 г. после разгрома в 1930-е гг. Восстановление характеризуется следующими признаками: возрождение патриаршества и церковной структуры (патриарх – епархия – благочиния – приходы), открытие храмов, возвращение из ссылок и пополнение кадрового состава духовенства. Но ключевой фигурой церковной жизни становится управляющий епархией (правящий архиерей или епископ), и это будет показано в данной статье на примере Калининской епархии. Проблема епархиального управления недостаточно освящена в историографии. Органам управления Калининской епархии в 1917 – середине 1930-х гг. посвящена диссертация И. В. Цыкова. Автор отмечает, что уже в данный период теряют значение органы коллективного управления епархией, происходит концентрация административных полномочий в руках епископата, епархия утрачивает способность сопротивляться антицерковным мероприятиям гражданской власти[6]. Н. Митрохин, анализируя систему управления РПЦ в послевоенный период, подчёркивает «пренебрежение коллективными формами организации, осуществление управления с помощью замкнутой корпорации епископов»[7]. Исследования, касающиеся проблеме управления Калининской епархией в послевоенный период, отсутствуют.

Деятельность управляющих епархией изучалась на основе архивных данных – в данном случае были использованы отчёты уполномоченного Совета по делам РПЦ по Калининской области (в рассматриваемый период –   В. И. Хевронов), где даётся подробная характеристика деятельности управляющих епархией. Сразу следует отметить, что первый был наделён широкими полномочиями церковной властью, второй – гражданской, что по определению создавало почву для конфликта интересов, а чтобы избежать его – побуждало к компромиссу. Возникает вопрос: как управляющим епископам удавалось балансировать между конфликтом и компромиссом?

Управление епархией осуществляют епископы (священнослужители высшей степени священства). На должность управляющего епархией назначает Патриарх по решению Священного Синода. Епископы занимаются кадровой политикой – рукополагают духовенство, следят за соблюдением церковной дисциплины духовенством и верующими на подведомственной территории, регулярно посещают приходы епархии.

Епархиальный архиерей должен был обеспечить на приходах в послевоенные голодные годы содержанием самые незащищённые слои населения – женщин, пенсионеров, инвалидов, которые работали казначеями, старостами, просвирнями, алтарницами, сторожами, певчими и т.д. Ведь для них храм был последней надеждой.

В послевоенное время восстановление епархиальной жизни лежало на плечах епископа. Этому препятствовали местные власти и уполномоченный. Патриарх Алексий I в беседе с заместителем Совета по делам религий при Совете министров СССР В. Г. Фуровым в 1961 г. отметил, что «архиерей в настоящее время не управляет епархией, а архиерействует, а уполномоченный управляет»[8]. Уполномоченные контролировали кадровую политику управляющих епархии (без регистрации ведомством уполномоченного священник не мог приступить к служению), приобретение епархиального имущества, следили за проявлениями религиозной активности духовенством и верующими. Например, в инструктивном письме № 33 за 1948 г. из Совета по делам РПЦ уполномоченным рекомендуется называть архиереям одобренные этим органом кандидатуры на рукоположение[9]. М.В. Каиль отмечает, что «обладавшие высоким внутрицерковным и социальным статусом архиереи в буквальном смысле находились в постоянном выборе между укладом веры и требованием светской власти»[10]. Это и определило облик, возможности пастырско-миссионерского служения послевоенных поколений епископата и священства РПЦ.

За изучаемый период с 1943 по 1958 гг. в Калининской епархии сменилось пять правящих архиереев. Частая смена архиереев объясняется нестабильностью религиозной политики советского государства по отношению к РПЦ, что подтверждает мнение М. В. Шкаровского[11]. Если управляющий епархией активно занимался расширением деятельности церкви и пользовался авторитетом у паствы, его старались перевести на другую кафедру.

С началом Великой Отечественной войны (далее – ВОВ) и до 1944 г. пост архиепископа Калининского и Великолукского занимал архиепископ Василий (Ратмиров). Интерес вызывает биография владыки Василия. До 1941 г. владыка уклонялся в раскол, занимал пост управляющего делами обновленческого «первоиерарха» Виталия (Введенского), затем был арестован и отбывал наказание в Соловецком лагере особого назначения (далее – СЛОН). В 1941 г. покаялся и назначен митрополитом Сергием (Страгородским) епископом Калининским и Кашинским[12].

К. Обозный затронул вопрос о деятельности в годы ВОВ Калининского епископа Василия[13]. Епископ Василий принимал участие в операции «Послушники». По заданию сотрудников НКВД в годы оккупации Калинина в 1941 году он передавал неправильные сведения о положении советской армии немецкому командованию, вёл радиоигру с противником. По воспоминаниям П. А. Судоплатова, епископ Василий под видом священнослужителей и иподиаконов внедрил в церковную среду сотрудников НКВД. После освобождения Калинина «послушники» переехали во Псково-Печерский монастырь и передавали там немцам дезинформацию о положении советской армии[14]. По окончании ВОВ владыка управлял Минской епархией до 1947 г., дальнейшая его судьба неизвестна.

Епископ Рафаил (Березин) возглавлял Калининскую епархию последний год ВОВ с октября 1944 г. по май 1945 г. До революции 1917 г. протоиерей Михаил Березин преподавал Закон Божий и был надзирателем Тверской духовной семинарии. В советские годы служил настоятелем церкви в с. Троица Удомельского района Калининской области. Пострижен в монашество с именем Рафаил и хиротонисан во епископа в Калинине в соборе «Белая Троица» в 1944 г. На своём посту владыка активности не проявлял, так как болел раком печени, и умер 15 мая 1945 г.[15]

В августе 1945 г. на Калининскую кафедру назначен епископ Арсений (Крылов). До рукоположения в 1944 г. владыка работал на разных гражданских должностях, был профессиональным юристом. Как епископ Калининский и Великолукский вёл активную церковную деятельность. По мнению И. А. Курляндского, важной в то время была проблема духовного образования, низкий культурный уровень служителей церкви[16]. Владыка Арсений заботился об образовательном уровне ставленников и действующего духовенства. Для этого по его инициативе при кафедральном соборе были открыты пастырско-богословские курсы. После обучения псаломщики и дьяконы рукополагались в священство[17].

Епископ Арсений следил за церковной дисциплиной, регулярно посещал приходы епархии, перед уполномоченным В. И. Хевроновым ставил вопрос об открытии церквей в селе Берёзовый Рядок Бологовского района, Толмачи Новокарельского района, гор. Конаково и др.[18] Т. Г. Леонтьева замечает, что процедура открытия церквей была длительной, многоступенчатой, бюрократически сложной – ходатайства об открытии церквей проходили утверждения от местного уровня до Совета по делам РПЦ[19]. Несмотря на это, всего за 1945-1947 гг. по настоятельным ходатайствам архиепископа и верующих Калининской епархии вновь открыто 27 церквей. Среди них собор «Белая Троица» в г. Калинине, Вознесенская церковь в г. Осташкове, которые оставались единственными действующими в этих городах до распада СССР. В 1946 г. по инициативе владыки Арсения мощи преподобного Нила Столобенского без ведома уполномоченного были перенесены из летней части Знаменской церкви г. Осташкова (использовалась под краеведческий музей) в зимнюю для всеобщего поклонения верующих[20]. При епископе Арсении по ходатайству Святейшего Патриарха Алексия I в январе 1948 г. были переданы из музея в Вознесенскую церковь г. Кашина мощи святой благоверной княгини Анны Кашинской[21].

На 1945-1950 гг. приходится религиозный подъём в Калининской епархии. Это подтверждается отчётами уполномоченного за данный период. Он отмечает, что «действующие церкви, особенно в праздники, полны верующими, а в некоторых они не вмещаются и молятся на улице. Там, где есть действующие церкви, большая часть населения, особенно сельской местности, покойников хоронят со священником. Новорождённых крестят. В посты говеют, ходят на исповедь и причащаются. Часты случаи венчаний. Городские храмы также полны верующими в церковные праздники»[22].

В 1950 г. епископ Арсений был переведён на Башкирскую кафедру. Архиепископом Калининским и Кашинским назначен Алексий (Сергеев). До ВОВ владыка Алексий уклонялся в обновленческий раскол, был запрещён в священнослужении. В 1940 г. покаялся, принимал участие в Архиерейском соборе 1943 г., в 1940-х гг. служил на разных кафедрах (Кишинёвская, Уфимская, Орловская и др.). Епископ Алексий обладал вспыльчивым и раздражительным характером, часто конфликтовал с духовенством и верующими, в управлении епархиями допускал злоупотреблениями[23].

Уполномоченный Совета по делам РПЦ по Калининской области так охарактеризовал в отчёте архиепископа Алексия: «По своей инициативе архиепископ Алексий не проводил почти никакой работы, направленной на укрепление и расширение церкви, не придавал особого значения и указаниям патриархии, если они в той или иной степени указывали на укрепление положения церкви. Имело значение и личное поведение Алексия – слабая общительность с духовенством и верующими, грубость, частое и длительное отсутствие в епархии как бы отталкивающе действовало на духовенство и верующих»[24].

В Калининской епархии за 4 года служения с 1950 по 1954 г. активной церковной деятельности не вёл, совершил только 2 рукоположения, епархиальными делами интересовался слабо. Наоборот, можно отметить случаи антицерковной деятельности архиепископа. Владыка Алексий своими указами запрещал крещение детей без согласия родителей, о крещении взрослых духовенство должно было рапортом докладывать о подготовительных беседах перед крещением (а огласительные беседы были запрещены властями). Всё это создавало трудности для верующих, и количество совершённых таинств сократилось[25].

Решениями архиепископа запрещались молебны под открытым небом, крестные ходы на водоёмы, из села в село, расписание богослужений должны были соотноситься с занятостью колхозников. Тексты проповедей предварительно должны были предоставляться на проверку епископу, что снизило проповедническую деятельность[26].

В целом, период правления архиепископа Алексия (Сергеева) можно охарактеризовать как спад религиозной активности. Сократилось количество открытых церквей, зарегистрированного духовенства, посещение церквей верующими. Владыка Алексий сделал выбор в пользу «власти, а не веры» в церковно-государственных отношениях.

29 июля 1958 г. архиепископ Алексий (Сергеев) по поданному прошению был отправлен решением Священного Синода на покой. На Калининскую кафедру назначен епископ Варсонофий (Гриневич). Владыка до назначения на Калининскую кафедру отбывал наказание в СЛОН за «контрреволюционную деятельность» в 1927-1931 гг., потом служил в храмах города Москвы, занимал Гродненскую, Семипалатинскую, Чкаловскую кафедру. Во время пребывания на всех кафедрах «активно поднимал деятельность церкви и авторитет духовенства, заботился о повышении образовательного уровня служителей церкви»[27].

С назначением в Калининскую епархию сразу начал расширять деятельность церкви. Уполномоченный отмечает в справке о деятельности епископа Варсонофия секретарю Калининского областного комитета следующие мероприятия епископа. Епископ Варсонофий обновил кадровый состав духовенства молодыми священнослужителями, пригласив за своё пребывание в должности 46 священников и дьяконов из Западной Украины и Белоруссии; возобновил службу в церквах, в которых её не было 5 лет, требовал ежедневных служб и проповедей[28]. Среди приглашённых в Калининскую епархию владыкой Варсонофием священников был архимандрит Вассиан Шуста, который прослужил на должности настоятеля Вознесенской церкви г. Осташкова 50 лет. С 1991 он одновременно занимался восстановлением Нило-Столобенской пустыни после её передачи в пользование РПЦ[29].

Епископ Варсонофий следил за церковной дисциплиной и нравственным состоянием духовенства. Привожу письмо владыки Варсонофия благочинным Калининской епархии от 21 ноября 1955 г.:
«Ещё раз обращаю внимание на великое дело, одолевающее некоторых, увлекающихся спиртными напитками, отчего христианская жизнь приходит в расстройство. Опомнитесь, такие отцы, подумайте, какой великий сан вы носите, какой страшный ответ перед богом, здесь и в будущей загробной жизни. Если кто не сознаёт этого, уйди на другую работу, не позорь всё святое. Прошу благочинных сообщить мне о пьяницах для изгнания их: “паршивая овца всё стадо портит”… Учтите»[30].

21 декабря в адрес духовенства было направлено письмо следующего содержания: «Усмотрено у многих отцов: храм не в порядке, не окрашен, стены грязные, внутри грязно, полы, потолки, печи не в надлежащем виде, домы Божии, домы молитвы в запустении. Облачения грязные, рваные, продырявлены, снизу обтрёпаны. Сами отцы ходят в замасленных, загрязненных подрясниках, рясах. Некоторые напиваются до потери сознания, валяются под забором, теряют священные вещи. Некоторые морально разложились – бросают своих жён, связываются с распутницами. В церкви служат нерадиво, поспешно, иногда без положенного облачения, забывая страх божий. “Проклят всяк, творяй дело божие с небрежением”, чем поносят веру, отталкивают людей от церкви.

Учтите, что за проявление такого небрежения я буду строго взыскивать – до изгнания из епархии с соответствующими аттестациями, через что Вы оставите себя и свои семьи без куска хлеба. Пеняйте тогда на себя»[31].
    Во время служения епископа Варсонофия с 1954 по 1958 г. в Калининской епархии наблюдался церковный подъём. Обновлён кадровый состав молодым и активным духовенством, «в церквах создан уют, тепло, цветы, хорошие платные хоры певчих, обновлена церковная утварь, священнические облачения и т.п.»[32]. В связи с этим участились ходатайства об открытии церквей, в храмы потянулась молодёжь. Епископ Варсонофий ревностно выполнял свои пастырские обязанности, несмотря на запреты светских властей. Управляющий епархией не шёл на уступки уполномоченному по ограничению церковной деятельности. Епископ Варсонофий, по словам В. И. Хевронова, «действовал смело, считая что ему всё позволено в 81 год»[33].

На основании изученных биографий архиереев, можно сконструировать коллективный портрет послевоенного епископата Калининской епархии. Как правило, управляющие епархией были выходцами из семей священников, с высшим богословским образованием, средний возраст при назначении в епархию 50-60 лет. За плечами архиереев была трудная судьба: они прошли сталинские лагеря, пережили Великую Отечественную войну. Управляющих епархии часто перемещали с кафедры на кафедру, чтобы предотвратить расширение церковной деятельности. Церковная автономия управляющих епархией была ограничена. Все свои действия – открытие храмов, рукоположение и перемещение духовенства, приобретение церковного имущества – архиереи согласовывали с уполномоченным Совета по делам РПЦ. В таких условиях нужно было умение договариваться, быть настойчивым, не сдавать позиции церкви.

Таким образом, проблема «церковного возрождения» в послевоенный период тесно связана с управляющими епархией. В условиях жёсткого диктата со стороны светских властей им приходилось отстаивать право своей паствы на свободу вероисповедания, то есть иметь свой храм, священника и возможность участвовать в церковных таинствах. Управляющие Калининской епархией выполняли своё предназначение, соответствовали своему высокому статусу в церковной иерархии. В период «церковного возрождения» Калининская епархия значительно окрепла за счёт открытия новых приходов, повышения образовательного уровня служителей церкви и назначения молодого активного духовенства. В трудных условиях выбора между церковью и светской властью управляющие епархией ревностно выполняли свои обязанности по восстановлению церковной жизни.

Список литературы:

1) Каиль М. В. Православный епископат в послевоенной провинции: между верой и властью // Советское государство и общество в период позднего сталинизма. 1943-1953 гг.: Материалы VII международной научной конференции. Тверь, 4-6 декабря 2014 г. М.: Полит. энциклопедия; Президентский центр Б.Н. Ельцина, 2015. С. 509-518.

2) Курляндский И. А. Сталин, власть, религия (религиозный и церковный факторы во внутренней политике советского государства в 1922-1953 гг.). М.: Кучково поле, 2011. – 720 с.

3) Леонтьева Т. Г. Калининская епархия в послевоенный период (1945-1953 гг.) // Вестник Тверского государственного университета. Серия: История. №4. 2016. С. 39-58.

Обозный К. Операция «Послушники». // Посев. 2013. № 8 (1631).     С. 5-10.

5) Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М.: Вече, Лепта, 2010. – 480 с.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 90; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!