ОТВЕТЫ НА УСТНЫЕ ВОПРОСЫ В БИЛЕТАХ



БИЛЕТ № 1

1.Перечисли выразительные средства музыки.

К выразительным средствам музыки относятся:

Мелодия – музыкальная мысль, выраженная, в основном, одноголосно. Мелодия играет самую важную роль в музыкальном искусстве. Мелодия бывает вокальная и инструментальная. Различают два типа мелодии: кантилена(от итал. «пение») – напевная, плавная, и речитатив (от лат. «декламировать») – стремление приблизиться к естественной речи. Большое значение для выразительности мелодии имеет её направление. Восходящее движение мелодии обычно связано с усилением напряжения, а нисходящее – с расслаблением. Чаще мелодия движется волнообразно: широкие ходы вверх заполняет плавное поступенное движение вниз и т.п.

Фактура – система организации мелодии и аккомпанемента. Различают 3 типа фактуры: 1) гомофонно-гармоническая (наиболее популярная, разделяющая музыкальную ткань на мелодию и аккомпанемент; известна с 18 века); 2) полифоническая (подразумевает несколько ведущих мелодических линий, нет разделения на мелодию и аккомпанемент; известна примерно с 15 века); 3) смешанная (сочетание обоих типов фактуры).

Аккомпанемент – сопровождение мелодии. Аккомпанемент служит гармонической опорой мелодии. Различают два типа изложения аккомпанемента - аккордовый и фигурированный.

Гармония – область выразительных средств музыки, основанная на закономерном объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении.

Лад – согласованность музыкальных звуков по высоте. В классической музыке чаще используются два основных лада – мажор и минор.

Тембр – окраска звука. Голоса инструментов, благодаря особому их устройству обладают неповторимым звучанием. По тембру различаются и голоса в хоре: мужские бас-тенор, женские альт-сопрано.

Регистр – участки диапазона различных музыкальных инструментов. Различают: низкий, средний и высокий регистры. Стоит отметить, что для каждого инструмента эти категории (высокий – средний – низкий) различны. Например, для флейты низким регистром считаются «ля» — «си» малой октавы, а для фагота это уже почти высокий регистр (предел звучания фагота – ми второй октавы).

Динамика  – громкость звучания. Для обозначения динамики используются итальянские термины.

Темп - скорость звучания музыкального произведения. Различают темпы быстрые, умеренные и медленные. Для обозначения темпа используются итальянские термины.

Штрих – способ исполнения. Так же обозначается итальянскими терминами. Есть 2 основных штриха: стаккато и легато.

Метр – равномерное чередование сильных и слабых долей. Главные характеристики метра: чётный (2-х, 4-х дольный) и нечётный (3-х дольный). Метр определяется при помощи тактирования (услышать доли, выделить среди них главную и посчитать сильную и все слабые доли).

Ритм – чередование долгих и коротких звуков. Сочетание разных по длительности музыкальных звуков образует ритмический рисунок. Ритмический рисунок, который используется на протяжении всего произведения или его части, называют ритмоформулой. По ритмоформуле можно узнать некоторые танцы (мазурку, вальс и др.), марш и т.д. Главные характеристики ритма: ровный, неровный (синкопы, триоли, паузы, пунктирный ритм).

Каждое отдельно взятое выразительное средство музыки влияет на характер создаваемого образа. Поэтому композиторы всегда вдумчиво относятся к выбору составляющих компонентов для выражения определённых мыслей и чувств.

2. Кто из композиторов родился: а) Эйзенахе – И.С.Бах; б) Зальцбург – В.А.Моцарт; в) Бонн – Л. ван Бетховен?

3. Назови русских композиторов, написавших автобиографии.Автобиографии написали следующие русские композиторы: Н.А. Римский-Корсаков, «Летопись моей музыкальной жизни»; «Записки» М.И. Глинки; «Автобиография» С.С. Прокофьева.

4. В какой музыкальной форме написаны: а) И.Гайдн. Соната D-dur, I часть – сонатное аллегро; б) Д.Шостакович. Симфония № 7, I часть, разработка - вариации?

5. «Создает музыку народ, мы её только аранжируем». Кому принадлежат эти слова – М.И.Глинке?

БИЛЕТ № 2

1. Рассказать о сонатной форме.

Эта форма занимает особое место среди музыкальных форм, её называют высшей музыкальной формой. Только сонатная форма даёт композитору возможность отразить сложные жизненные явления. Сонатную форму часто сравнивают с драмой. Действие в драме развертывается так: завязка – знакомство с главными героями; развитие сюжета – определенные события, которые заставляют героев действовать, совершать поступки и, таким образом, раскрывать свою сущность; развязка – итог, результата, к которому приходит действие.

Сонатная форма состоит из трёх крупных разделов: экспозиции, разработки и репризы. Экспозиция представляет два основных, обычно контрастных, образа: Главную партию (ГП) и побочную партию (ПП). Главная партия - основной образ сонатной формы (мужественный или театральный ) и пишется, как правило, в основной тональности.

Побочная партия (женственный, грациозный образ) противопоставлена главной и пишется обычно в родственной тональности.

Разработка предполагает любой вариант развития событий. В зависимости от концепции сонаты возможны следующие варианты разработки: изменения ГП и ПП; появление новой темы; полифоническое соединение тем; общие формы движения.

Изменения в теме могут быть следующими: 1. Изменение регистра темы; 2. Меняются местами мелодия и сопровождение; 3. Тональные изменения темы; 4. Фактурные изменения темы (изменение сопровождения); 5. Вариационные, секвентные и мотивные принципы развития.

Реприза должна вернуть прежний порядок тем с той разницей, что ПП должна быть в основной тональности.

Некоторые сонаты не заканчивают своё развитие на репризе, а имеют дополнительный, итоговый раздел – коду. В ней могут звучать общие формы движения или та тема, которая вышла на первое место по драматургической важности.

Сферы применения сонатной формы: первые части (или финалы) симфоний, сонат, концертов, квартетов; увертюры и отдельные симфонические пьесы.

2. Расскажите о танцах - предшественниках вальса, назовите композиторов сочинявших в жанре вальса.

Своим рождением вальс обязан многим танцам разных народов Европы. Корни его находятся в популярном для своего времени танце «матеник» и его разновидности «фуриантэ», исполняемых на праздниках в чешской деревне, во французском танце «вольт» («лавольта») и, наконец, в австрийском «лендлере», самом близком к вальсу из его предшественников.

Ранний вальс, мало отличавшийся от лендлера, нашёл претворение в музыке венских классиков (Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен).

Ф. Шуберт, импровизировавший свои вальсы во время танцев, дал первые образцы поэтизации жанра, нередко превращая вальс в лирическую миниатюру.Традиции Шуберта были продолжены Р. Шуманом и И. Брамсом, Ф. Шопеном и Ф. Листом.

Расцвет венского вальса связан с творчеством отца и сына Штраусов («Прекрасный голубой Дунай», «Сказки Венского леса», «Весенние голоса»).

Вальс широко применяется в операх и балетах (Верди, Гуно), в оперетте, особенно венской (И. Штраус-сын).

Особое значение вальс приобрёл в русской музыке - от ранних опытов любительского и бытового музицирования (вальс А. С. Грибоедова, бытовой романс) до его классических образцов (М. И. Глинка, П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов).

3. Какие учебные пособия были созданы русскими композиторами – А.Е.Варламов, «Школа пения», которая стала первым в России учебным пособием; Н.А.Римский-Корсаков, «Учебник гармонии», «Основы оркестровки»; Чайковский, «Руководство к практическому изучению гармонии»?

4. Какое важное историческое событие произошло в годы юности Л.Бетховена?

Л. ванБетховен жил во времена, богатые историческими событиями. Это и Французская революция 1789 года, и воцарение на трон Наполеона Бонапарта.

5.Идею какого произведения автор выразил в словах: «От мрака - к свету; через борьбу - к победе» - Л. ван Бетховен о Симфонии № 5?

БИЛЕТ № 3

1. Расскажи о сонатно-симфоническом цикле.

Сонатно-симфонический цикл – самая сложная форма организации музыки, сравнимая с масштабами и драматургией романа. Классическая модель этого типа цикла представлена в творчестве венских классиков (Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.Бетховен). За каждой частью сонатно-симфонического цикла закрепляется определенный характер, темп и тональность. Все части имеют своё место в цикле и исполняют в нём определённую роль.

Соната – циклическое произведение (обычно из 3-х частей), в котором одна или несколько частей написаны в сонатной форме, предполагающей наличие экспозиции (завязка действия), разработки (развитие), репризы (повторение материала экспозиции), коды (заключительный раздел, итог развития).

Симфония - циклическое произведение (обычно из 4-х частей), в котором одна или несколько частей написаны в сонатной форме. Части располагались следующим образом: 1 часть. Сонатное аллегро. 2 часть. Медленная. 3 часть. Менуэт (начиная с Бетховена— Скерцо; с Берлиоза— Вальс). 4 часть. Финал. Сонатное аллегро.

В этой форме композиторы также пишут концерты и инструментальные ансамбли (трио, квартеты, квинтеты и другие).

2. Назови композиторов-импрессионистов – Клод Дебюсси, Морис Равель.

3.Что такое «темперированный строй»? В названии каких произведений отражены особенности темперированного строя?

Величайшей заслугой Баха в гомофонии является разработка темперированного или равномерно "выровненного" строя. В отличие от натурального, он основан на делении октавы на 12 равных полутонов. Темперация была известна и до Баха, однако Бах смог её систематизировать и предвосхитил то, что лишь много позже вошло в музыкальную практику. Темперация раздвинула границы гармонического мышления, обогатила музыку новыми средствами развития (тональные отклонения, модуляции).

В первую очередь завоевания темперации сказались в собственных сочинениях И.С.Баха. Оба тома пьес "Хорошо темперированного клавира" явились практическим примером темперации. Они скомпонованы по одинаковому формальному признаку - каждая прелюдия и фуга составляет отдельное, самостоятельное произведение, объединённое общей тональностью: До мажор, до минор, До-диез мажор, до-диез минор и т.д. Таким образом, последовательно в хроматическом порядке охватывается весь круг диезных и бемольных тональностей мажорного и минорного ладов.

4. Назови произведения Бетховена, написанные в тональности c-moll – «Патетическая» соната для фортепиано №8, Симфония № 5.

5. На надгробии какого композитора друзья написали: «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но еще более прекрасные надежды» - Ф.Шуберта?

БИЛЕТ № 4

1. Циклическая музыкальная форма.

Музыкальный цикл – это большое многочастное произведение, в котором части располагаются в определённом порядке. Циклы бывают двух видов: сюитный и сонатно-симфонический.

Сюитный цикл. Первые сюиты появились в эпоху Средневековья и состояли из двух контрастных по темпу и характеру танцев – медленной, величественной паваны (танец испано-итальянского происхождения) и подвижной итальяно-французской гальярды. Принцип чередования контрастных по темпу и характеру танцев лёг в основу классической модели сюиты, сформировавшейся к эпохе зрелого Барокко (середина XVIII века). Обязательные танцы сюиты имеют следующие характерные черты:

Аллеманда (в переводе – «немецкая») – танец-шествие медленного или умеренного темпа в размере 4/4. Характерный признак – начало из затакта.

Куранта – французский танец (в переводе с французского означает «текущая», «бегущая»). Темп танца умеренно-быстрый в трехдольном метре.

Сарабанда – старинный испанский танец. Музыка сарабанды имеет суровый, мрачный характер, исполняется в медленном темпе, метр трехдольный.

Жига – старинный ирландский танец. Музыка отличается быстрым темпом, триольным движением в размерах 6/8 или 12/8.

Знаменитые сюиты Барокко: И.С.Бах. Французские и Английские сюиты, 6 Партит, оркестровые сюиты; Г.Ф.Гендель. Сюиты для клавесина, Музыка для королевского фейерверка, Музыка на воде.

Во второй половине XIX века возник особый вид сюит из фрагментов опер, балетов или музыки к спектаклю (Чайковский, Сюиты к балетам «Щелкунчик», «Спящая красавица»; Прокофьев, Сюиты к операм «Игрок», «Любовь к 3-м апельсинам» и др.), а в ХХ веке – из музыки к кинофильмам (Шостакович, Сюита к к/ф. «Овод», «Встречный»).

Сонатно-симфонический цикл – самая сложная форма организации музыки, сравнимая с масштабами и драматургией романа. Классическая модель этого типа цикла представлена в творчестве венских классиков (Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.Бетховен) и имеет следующие характерные черты:

Соната – циклическое произведение (обычно из 3-х частей), в котором одна или несколько частей написаны в сонатной форме, предполагающей наличие экспозиции(завязка действия), разработки (развитие), репризы (повторение материала экспозиции), коды (заключительный раздел, итог развития).

Симфония -циклическое произведение (обычно из 4-х частей), в котором одна или несколько частей написаны в сонатной форме. Части располагались следующим образом:

1 часть. Сонатное аллегро.2

2 часть.Медленная.

3 часть. Менуэт (начиная с Бетховена— Скерцо; с Берлиоза— Вальс).

4 часть. Финал. Сонатное аллегро.

2. Сколько симфоний создано в творчестве: а) Л.Бетховена - 9, б) П.Чайковского - 6, в) Д.Шостаковича - 15?

3. Назови фамилии композиторов: Игорь Федорович - Стравинский; Сергей Васильевич - Рахманинов; Дмитрий Дмитриевич - Шостакович; Александр Николаевич - Скрябин; Михаил Иванович - Глинка.

4. Какие названия даны следующим произведениям: И.Гайдн. Симфония №103 – «С тремоло литавр», Л.ван Бетховен. Соната №8 – «Патетическая»,Ф.Шуберт. Симфония №8 – «Неоконченная»?

5. На надгробии какого композитора друзья написали: «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но еще более прекрасные надежды» - Ф.Шуберта?

БИЛЕТ № 5

1. Расскажите строение музыкальной формы «вариации». В каких произведениях используется данная форма?

Тема вариаций может быть сочинена самим композитором, либо заимствована из народной музыки или из произведения другого композитора. Тема повторяется с различными изменениями в ладе, тональности, ритме, тембре и т. п. В каждой вариации может меняться от одного до нескольких элементов музыкальной речи (в зависимости от эпохи и стиля композитора).

Тип вариаций зависит от того, каким способоми насколько сильно видоизменяется тема. Разновидности вариаций:

1.Вариации на неизменный бас(bassoostinato)илистаринные вариации были известны еще в XVIвеке в Европе. Модные тогда танцы пассакалияи чаконаписались в форме, основанной на постоянном повторении темы в басу, при этом варьировались только верхние голоса.

2.Вариации на неизменную мелодию (sopranoostinato)наиболее близки народной музыке. Мелодия повторяется без изменений, а сопровождение варьируется. Такой тип вариаций ввёл в русскую классическую музыку М.И.Глинка,поэтому они иногда называются «глинкинские». Например: «Руслан и Людмила», Песня Баяна, Персидский хор; Равель,«Болеро»; Шостакович,эпизод нашествия из Симфонии №7.

3. В западноевропейской классической музыке XVIIIи первой половины XIX века сложились строгие (орнаментальные) вариации,созданные венскими классиками (Й.Гайдном, В.Моцартом, Л.Бетховеным). Правила строгихвариаций:1.Сохранение лада, метра, общих контуров темы и функциональной основы; 2.Изменение (орнаментация, усложнение) сопровождения; 3.Одна из средних вариаций (как правило, 3-я) пишется в одноимённом миноре или мажоре (Моцарт, Соната №11, 1ч.).

Приёмы, которыми композиторы пользовались в вариациях, связаны с популярным в XVII-XVIIIвеках искусством импровизации.Каждый исполнитель-виртуоз, выступая на концерте, обязан был фантазировать на предложенную публикой тему (мелодию популярной песни или оперной арии). Традиции бесконечно разнообразного варьирования исходной темы существуют и поныне в джазовой музыке.

4.Свободные или романтические вариациипоявились во второй половине XIXвека. Здесь каждая вариация является практически самостоятельной пьесой и связь её с темой была очень слабой. Яркие примеры таких вариаций в большом разнообразии представлены в творчестве Р.Шумана: это фортепианные циклы «Карнавал», «Бабочки», «Симфонические этюды» и др. произведения. Много вариаций на заимствованные темы оставил гениальный пианист-виртуоз Ф.Лист(транскрипции на песни Шуберта, на темы Моцарта, Гайдна, Бетховена, темы из итальянских опер и на собственные темы).

В музыке встречаются вариации на две, а иногда и на три темы, которые варьируются поочередно. Вариации на две темы называют двойными:

А В А1В1А2В2А3В3… илиА А1А2А3… В В1В2В3. Примеры двойных вариаций: Глинка, «Камаринская»; Бетховен,Симфония №5, 2ч., Соната №8, «Патетическая», 2 часть.

Вариации могут быть самостоятельным произведением (тема с вариациями) или частью любой другой крупной формы.

2. Какие композиторы родились в 1810г. – Р. Шуман, Ф Шопен, в 1685г. – И.С.Бах, Г.Ф.Гендель?

3. Какой композитор выразил свое творческое кредо в словах: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды!» - А.С.Даргомыжский?

4. Назовите жанры и авторов следующих произведений: «Божественная симфония» - симфонияА.Н.Скрябина, «Шехеразада» - симфоническая сюита Н.А.Римского-Корсакова, «Любовь к 3 апельсинам» - опера С.С.Прокофьева, «Спящая красавица» - балет П.И.Чайковского.

5.«Музыка - душа моя!». Какому композитору принадлежат эти слова – М.И.Глинке?

БИЛЕТ № 6

1. Что такое опера? Назови оперных композиторов.

Опера — род музыкально-драматического произведения, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки. В отличие от драматического театра, где музыка выполняет служебные функции, в опере она является основным носителем действия. Литературной основой оперы является либретто, оригинальное или основанное на литературном произведении.Либретто - это своего рода сценарий, краткое содержание произведения. В редких случаях стихи пишут сами композиторы, как, например, Вагнер. Но чаще всего слова для оперы пишет либреттист.

Опера начинается с симфонического вступления(увертюры). Оно призвано задать настроение и атмосферу пьесы. Далее следует основная часть спектакля. Это грандиозное действо, разделённое на акты (действия, картины) - законченные части представления, между которыми пролегают антракты. Антракты могут быть длинными, чтобы зрители и участники постановки могли отдохнуть, или короткими, когда занавес опускают, только чтобы сменить декорации. Главной движущей силой всей оперы являются сольные арии. Их исполняют певцы-актёры -  персонажи истории. Арии раскрывают сюжет, характер и чувства героев. Иногда между ариями вставляются речитативы - напевные ритмичные реплики, или обычная разговорная речь. Финалом оперного представления служит эпилог. Эта часть выполняет туже функцию, что и литературный эпилог - это может быть рассказ о дальнейшей судьбе героев, или подведение итогов и определение морали.

Корни жанра «опера» уходят в Древнюю Грецию, где впервые стали совмещать сценическое и вокальное искусство. В отличие от современной оперы, где основной упор идёт именно на музыку, в древнегреческой трагедии лишь чередовали обычную речь и пение. Этот вид искусства продолжил развиваться у римлян. В древнеримских трагедиях набрали вес сольные партии, и чаще стали использоваться музыкальные вставки. Считается, что первая оперная постановка увидела свет в 1598 году - это произведения «Дафна» и «Эвридика», написанное композитором Якопо Пери и поэтом Оттавио Ринуччини.

К середине XVII века оперное искусство, при поддержке аристократии, развилось в отдельный самостоятельный жанр и доступное развлечение для масс.

В XVIII веке особую популярность приобрели такие жанры оперы, как сериа и буффа. Опера-сериа буквально означает «серьёзная опера».Сериа отличается следующими качествами: исторические или мифологические сюжеты; преобладание речитативов над ариями; разделение роли музыки и текста; минимальная индивидуализация персонажей; статичность действий. Если сериа рассказывает истории прошлого, то буффа посвящает свои сюжеты современным и обыденным ситуациям. Вылился этот жанр из коротких комедийных сценок, которые ставились в антрактах основного спектакля и являлись отдельными произведениями.

За более чем четырёхвековую историю оперный жанр претерпел много изменений и многое принёс в музыкальный мир. За это время выделилось несколько видов оперы:

- Опера-балет. Здесь важная роль отводится танцу. Сформировался во Франции в XVII—XVIII вв. и был очень популярен при дворе, но со временем изжил себя.

- Комическая. Этому виду свойствен юмор, динамичность и житейские сюжеты.

- Опера спасения. Появилась во Франции, во времена Великой французской революции. Для этого направления характерны тема героики, пафос, напряжённость повествования и обязательный счастливый конец.

- Романтическая. Романтические сюжеты с примесью мистики. Зародилась в Германии, в XIX в.

- Большая опера. Главное направление оперы, появившееся после Великой французской революции. Характеризуется эпичными историческими сюжетами и красочностью.

- Оперетта. Эстрадное направление, тесно связанное с комической оперой.

Музыку для опер писали В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен, Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Р. Вагнер, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Б. Сметана, А. Дворжак, Дж. Пуччини, К. Дебюсси, Р. Штраус и многие др. композиторы.Первые русские оперы были созданы во второй пол. 18 в. В 19 в. русская опера пережила яркий расцвет в творчестве Н. А. Римского-Корсакова, М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, в 20 в. – С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Т. Н. Хренникова, Р. К. Щедрина, А. П. Петрова и др.

2. Какие композиторы жили и создавали свои произведения в Вене? -Гайдн, Моцарт, Бетховен, Глюк, Кальман, Шуберт, Брукнер, Легар, Брамс, отец и сын Штраусы.

3. Какую роль сыграли события революции 1905 года в жизни Н.А. Римского-Корсакова?

В 1905 году за выступление в защиту прав учащихся Римский-Корсаков был уволен из консерватории, что повлекло за собой выход в отставку в знак протеста значительной части профессорско-преподавательского состава во главе с Александром Глазуновым и Анатолием Лядовым.

Н.А.Римский-Корсаков в 1905 году в разгар первой русской революции выступил против самодержавия. 10 февраля 1905 года сходка учащихся Петербургской консерватории постановила начать забастовку в знак протеста против действий правительства 9 января 1905 года. Прославленный композитор поддержал требования забастовщиков. В ответ власть запретила исполнение сочинений Римского-Корсакова в Петербурге, но в Москве каждое его произведение вызывало овации. Высшей точкой торжества опального композитора становится исполнение его еще не шедшей в Петербурге оперы «Кащей Бессмертный» силами бастующих учащихся под управлением Глазунова.

4. В какой тональности написаны следующие произведения: В.А. Моцарт. Симфония №40 – соль минор; С. Прокофьев «Мертвое поле» из кантаты «Александр Невский» - до минор?

5. «Симфония передает нечеловеческое напряжение борьбы, безмерную скорбь утрат, мечту о победе». Кто из композиторов выразил в этих словах идею своего произведения – Д.Д.Шостакович о 7-ой «Ленинградской» симфонии?

БИЛЕТ № 7

1. Простые формы музыкальных произведений.

В музыке, как и в речи, форма просто необходима для чёткого выражения определённых мыслей и настроений. Музыкальные формы нужны для:

- создания чётких границ музыкальным мыслям и настроениям;

- облегчения восприятия произведения;

- организации крупных построений (сюита, соната, опера, балет).

Музыкальная форма – это определенный распорядок частей и разделов в музыкальном произведении. Важнейшим и самым простым принципом для создания музыкальной формы является повторность. Его необыкновенная популярность объясняется несколькими причинами:

- повторение позволяет нам вернуть музыкальную мысль и дает возможность лучше вслушаться в неё, оценить незамеченные ранее художественные детали;

- повторение помогает отчетливо делить форму на отграниченные друг от друга части;

- повторение музыкального материала после изложения нового придаёт форме законченность, утверждая главенство первоначального образа.

Самое маленькое построение в музыкальной речи – мотив. Так называется наиболее яркий, запоминающийся мелодический оборот. Размер мотива может быть разным: от одного-двух звуков до целого такта.

Более крупное музыкальное построение, которое включает в себя несколько мотивов, называется фразой.

Фразы объединяются в предложения. Стандартный размер предложения – 4 такта. Предложения завершаются кадансами – заключительным музыкальным оборотом. Каданс завершает музыкальное произведение, его часть или отдельное построение.

Из предложений составляется период. Период– это наименьшая, законченная, самостоятельная музыкальная форма. Период, как правило, состоит, из 2-х предложений с различными каденциями. Различают период повторного и неповторного строения, квадратный (8 тактов) и неквадратный (от 5 тактов), малый (8 т.) и большой (16 т.).

Период является одной из главных форм в вокальной музыке, организуя куплет или припев. Простейшей вокальной формой, при которой музыка остаётся прежней, а слова изменяются, является куплетная форма. Её простота объясняет широкую распространённость. Нет ни одного композитора, создававшего вокальную музыку, который не написал бы песню в куплетной форме (песни и романсы Шуберта, Моцарта, Глинки, Чайковского, Рахманинова и др. композиторов).

Одночастная форма (А) – это простая музыкальная форма, состоящая из одного периода. Такая форма чаще всего встречается в миниатюрах композиторов-романтиков, стремившихся запечатлеть ускользающее мгновение (яркий пример – Прелюдии Шопена), или в детской музыке для обеспечения большей доступности исполнения.

Двухчастная форма (AB) – простая музыкальная форма, состоящая из двух периодов. Довольно часто второй период построен на материале первого.

Трехчастная репризная форма (ABA), состоящая из трех периодов, где А представляет собой изложение музыкальной темы; В — развитие темы А или новый контрастный материал; А — реприза, точное или измененное повторение части А.

2. Когда и почему Ф.Шопен покинул родину?

В 1830 году Шопен находился в городе Штутгард (Германия), когда прибыла весть о вспыхнувшем восстании за независимость в Польше. Шопен мечтает вернуться на родину и принять участие в боях. Но по дороге в Польшу его застала страшная весть: восстание подавлено, руководителя взяли в плен. Будучи убежденным сторонником польской независимости, Шопен отказался вернуться на родину и обосновался в Париже.

3. Какие композиторы являются воспитанниками Московской консерватории - С.И.Танеев, С.В.Рахманинов, А.Н.Скрябин, Н.К.Метнер, а какие Петербургской консерватории- П.И.Чайковский, А.К.Лядов, С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович?

4. Назовите героев из опер русских композиторов, вокальные партии которых

исполняет бас – Иван Сусанин, Мельник, Борис Годунов, Пимен.

5. Кому из композиторов принадлежат эти слова: «Я схвачу судьбу за глотку и не позволю, чтобы она меня сокрушила» - Л. ван Бетховену?

БИЛЕТ № 8

1.Какие инструменты входят в состав классического парного оркестра И. Гайдна? Какие инструменты ввел Л.Бетховен?

В поздних симфониях Гайдна и Моцарта окончательно утвердился состав оркестра, считающийся и поныне классическим: струнная группа (делящаяся на первые и вторые скрипки, альты, виолончели и контрабасы), парный состав деревянных духовых - две флейты, два гобоя, два фагота. Однако начиная с последних произведений Моцарта в оркестр прочно вошли и утвердились и кларнеты. К уже упомянутым деревянным духовым обычно добавлялись две валторны, а также иногда две трубы и литавры, пришедшие в симфоническую музыку из военной.

Роль Бетховена в развитии оркестра особая: уже в Пятой симфонии (1808) он вводит в финале инструменты военного (или театрального) оркестра — флейту-пикколо, контрафагот и тромбоны.

2. Какого композитора называют создателем вокального цикла?

Вокальный цикл — цикл романсов или песен, объединенных общей идеей, а также музыкальным тематизмом. Понятие «вокальный цикл» аналогично поэтическому циклу в литературе. Первый вокальный цикл в истории музыки — «К далёкой возлюбленной» Людвига ван Бетховена.

В первой половине XIX века жанр был освоен немецкими композиторами-романтиками — Францем Шубертом («Прекрасная мельничиха», «Зимний путь»), Робертом Шуманом («Любовь и жизнь женщины»). Вслед за ними вокальные циклы сочинили другие композиторы, в частности Михаил Глинка («Прощание с Петербургом»).

До середины XIX века все вокальные циклы писались для голоса в сопровождении фортепиано. Первый вокальный цикл с оркестровым сопровождением — «Пять песен на стихи Матильды Везендонк» Рихарда Вагнера (существует и версия с фортепианным сопровождением).

В дальнейшем вокальные циклы писали Густав Малер, Кароль Шимановский, Дмитрий Шостакович, Витольд Лютославский.

3. В каких видах деятельности проявилась одаренность А.С. Бородина помимо музыки?

Александр Порфирьевич Бородин – не только русский композитор, но и учёный-химик(автор более 40 работ по химии, основная область научных исследований – органический синтез).

В 1856 г. окончил Медико-хирургическую академию. С 1858 г. – доктор медицины. В 1860-е гг. в Петербурге занимался научной, педагогической и общественной деятельностью. С 1862 г. адъюнкт-профессор, с 1864 г. – ординарный профессор, с 1877 г. академик. С 1874 г. руководил химической лабораторией Медико-хирургической академии. Был одним из организаторов и педагогов (1872-87) высшего учебного заведения для женщин – Женских врачебных курсов.

4. Какие из перечисленных опер написаны русскими композиторами: «Аида», «Хованщина»,«Русалка», «Кармен», «Евгений Онегин»,«Садко»,«Мазепа», «Свадьба Фигаро»?

5. Какому русскому композитору принадлежат эти слова: «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, только тогда я счастлив» - А.К Лядову?

БИЛЕТ № 9

1. Расскажите строение музыкальной формы «рондо». В каких произведениях используется данная форма?

Форма «рондо» основана на принципе повторности и контраста. Рондо уходит корнями в народную песенно-танцевальную традицию Франции: в переводе с французского «рондо» означает «круг, хоровод, круговая хороводная песня». В музыке хороводов чередовались постоянный, неизменный припев с изменяющимся запевом. Из этого чередования и возникла форма рондо.

Подобно припеву народной песни, в рондо есть тема, которая повторяется – это рефрен. Рефрен (по-французски – «припев») должен прозвучать не менее 3-х рази может иметь любую простую форму: период, двухчастную или трехчастную. Между повторениями рефрена звучат различные музыкальные построения, которые называются эпизодами. Таким образом, рондо – это форма, основанная на чередовании рефрена с эпизодами. А В А С А – рефрен – эпизод - рефрен – эпизод – рефрен.

Форма «рондо» широко применяется в инструментальной и вокальной музыке: инструментальные пьесы(Моцарт,Турецкий марш из Сонаты для фортепиано Ля-мажор, №11;Ария Фигаро «Мальчик резвый» из оперы «Свадьба Фигаро»; Бетховен,«К Элизе»), романсы и песни(Глинка,«Попутная песня»;Даргомыжский, «Старый капрал»), хоры, оперные арии (Глинка,Рондо Антониды из «Ивана Сусанина», Рондо Фарлафа из «Руслана и Людмилы»), последние части сонат и симфоний, а так же целые оперные или балетные сцены («Щелкунчик» Чайковского,«Любовь к трём апельсинам» Прокофьева)могут быть организованы формой рондо. Очень часто форма рондо применяется в пьесах французских клавесинистов (Дакен, «Кукушка», Рамо, «Тамбурин», «Курица», Куперен, «Маленькие ветряные мельницы», «Сестра Моника» и многие другие пьесы).

2. Расскажите краткие сведение из истории развития «романса». Назовите композиторов - основоположников русского романса.

История романса берёт начало в далёком Средневековье. Приблизительно в XIII  веке по дорогам солнечной Испании странствовали поэты, которые сочиняли и пели песни, существенно отличающиеся от общепринятых в то время церковных хоралов, исполняемых на латыни. Во-первых, свои тексты испанские трубадуры слагали на темы, наполненные любовно-лирическим содержанием, например, в них повествовалось о подвигах храбрых рыцарей во имя возвышенной любви к прекрасным дамам. Во-вторых, эти песни исполнялись на «romance», как тогда назывался испанский язык и, в-третьих, они отличались особой напевностью. Прошло не одно столетие, и термин «романс» прочно укоренился в разных странах, обозначая как напевное стихотворение лирического характера, так и произведение, характеризующий жанр вокальной музыки.

В первой половине XIX века сформировался жанр русского романса, наиважнейшую роль в развитии которого играла русская поэзия, представленная творчеством таких поэтов как В. Жуковский, Е. Баратынский, А. Дельвиг, К. Батюшков, Н. Языков, А. Пушкин, а затем М. Лермонтов и Ф. Тютчев. Основоположниками русского романса по праву считают композиторов А. Алябьева, А. Варламова, А. Гурилёва и П. Булахова. Следом за ними выдвигаются талантливые мастера камерно-вокального жанра, которые своим творчеством подняли вокальную миниатюру до высоты истинно классического искусства, среди них М. Глинка, А. Бородин, А. Даргомыжский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, С. Танеев, С. Рахманинов. Далее традиции великих композиторов продолжили Р. Глиэр, Ю. Шапорин, H. Мясковский, а в советское время Д. Шостакович, С. Прокофьев, Г. Свиридов.

3. Кто были участниками следующих музыкальных кружков: «Могучая кучка», «Беляевский кружок»?

«Могу́чая ку́чка» — творческое содружество русских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге в конце 1850-х и начале 1860-х годов. В него вошли: М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков и Ц. А. Кюи. Идейным вдохновителем и основным немузыкальным консультантом кружка был художественный критик, литератор и архивист В. В. Стасов.

Беляевский кружок — группа музыкантов-композиторов, исполнителей, собиравшихся в 1880-1890-е годы на музыкальных вечерах в доме лесопромышленника, музыканта и мецената М. П. Беляева («беляевские пятницы»), на которых исполнялись квартеты, квинтеты, секстеты, романсы, фортепианные произведения и другое. Возглавлял кружок Н.А. Римский-Корсаков; в состав входили главным образом его ученики, среди которых  композиторы А. К. Глазунов, А. К. Лядов. К постоянным посетителям беляевского кружка принадлежали А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, В. В. Стасов.

4. Кто из русских композиторов обращался к духовной теме в музыке? Назовите произведения.

Духовная музыка - музыка религии, музыка веры.

Д.С.Бортнянский : духовные хоровые концерты.

Н. А. Римский-Корсаков :  опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»; увертюра «Светлый праздник» («Воскресная увертюра»).

М. П. Мусоргский : «Иисус Навин» (для хора, солистов и фортепиано),  «Царь Саул» (для мужского голоса с фортепиано).

П.И.Чайковский . «Литургия св. Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение».

А. К. Глазунов :  музыка к библейской драме К.Р. «Царь Иудейский».

С. И. Танеев : кантаты «Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма».

С. В. Рахманинов: «Литургия Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение».

5. Игра какого пианиста-виртуоза вызывала следующие отзывы в прессе: «Пианист-титан», «Вулканическое извержение за клавиатурой», или «Карнавал какофонии», «Атака мамонтов на азиатском плато» - С.С.Прокофьева.

БИЛЕТ № 10

1. Жанры в музыке: дать определения.

Понятие «жанр» в музыке – понятие многозначное: 1) род, вид музыкальных произведений; 2) исторически сложившиеся виды музыкальных произведений в связи с их происхождением, предназначением, способом и условиями исполнения и восприятия, особенностями содержания и форм.

Всякое музыкальное произведение представляет собой какой-то жанр или отношение жанров. Есть несколько уровней классификации жанров.

1. По происхождению:

а) первичные - самые древние, связанные с народным творчеством: со словом (песня), с движением (шествие, марш, танец);

б) вторичные – могут быть связаны с первичными (Менуэт или Марш в симфонии, баркарола, ария песенного склада) или внешне независимые, но так или иначе коренящиеся напервичных (этюд, соната, этюд и др.).

2. По способу исполнения:

а) вокальные (сольные, ансамблевые, хоровые);

б) инструментальные (сольные, ансамблевые, оркестровые).

3. По жизненному назначению:

а) музыка бытовая – сосредотачивает типы интонаций и ритмы эпохи, социальной среды и народа;

б) музыка «преподносимая» - такая музыка лишена прикладных функций, это чисто художественное отражение действительности.

4. По отношению музыки к человеческой деятельности и другим видам искусства:

а) жанры «чистой» музыки – не связаны с какими-то видами искусства, «автономные», это в основном инструментальная музыка (например, скерцо, баллада, фуга);

б) синтетические жанры:

- синтез музыки и движения (балет, танец, пантомима);

- синтез музыки и театра (опера, оперетта и т.д.);

- музыка и кино (телевидение).

5. По обстановке исполнения и восприятия:

а) театральные (содержание здесь подчинено сценичному действию, а музыка воплощает характеры и переживания действующих лиц);

б) концертные (предназначены для аудитории) - симфония, соната, концерт, оратория, кантата и др. Исполнитель стремится произвести «композиторское» содержание музыки, переживая его;

в) культовые (жанры церковной музыки) – содержанием такой музыки служат чувства и мысли присутствующих под влиянием обстановки (хор и солисты – воплощение каких – то идей, символов, эмоций);

г) массово-бытовые (разновидности песен, танцев, маршей и т.д.).

Жанры в абсолютно чистом виде практически не встречаются. Время от времени происходит взаимодействие разных жанров, приводящее к рождению нового жанра или к накапливанию изменений внутри жанра (симфоническая поэма, драматическая симфония, взаимодействие оперы и симфонического жанра отличает творчество Моцарта, Берлиоза,Чайковского, Прокофьва, Шостаковича, Онеггера, Хиндемита).

Трактовка каждого жанра в большей мере зависит от индивидуальности автора, от его принадлежности к тому или иному стилевому направлению и от конкретного замысла произведения.

2. Что такое «знаменное пение»?

Зна́менное пе́ние (крюковое пение) – тип церковного пения, в основании которого положено одноголосное хоровое исполнение композиции. Знаменное пение также называют православным каноническим пением в силу его древности и распространенности в Православии времен Византийской империи.

Само название знаменного пения происходит от слова «знамена» и его синонима «крюки» (отсюда крюковое пение). Дело в том, что в богослужебных книгах звуковые интервалы было принято обозначать с помощью специальных знаков, называемых «знамена» или «крюки», которые ставились над каноническим текстом. Эти знаки несли информацию о мелодическом обороте (попевке, напеве). Для певца такие мелодические обороты образовывали своеобразные образцы, которые он мог использовать для составления мелодий, смотря по времени и чину службы.

Знаменное пение было распространено на Руси с XI по XVII век. Источник знаменного пения – византийская литургическая практика. В XVII веке знаменное пение сменяется партесным. Мелодии знаменного распева использовали в своих сочинениях П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов и др.

3. Дать краткую характеристику польским народным танцам. В творчестве каких композиторов они встречаются?

Краковяк. В старину его танцевали только мужчины, позднее — мужчина в паре с женщиной. Ритм танца острый, с частыми синкопами. Темп живой, музыкальный размер 2/4. Исполняется краковяк весело, темпераментно, с горделивой осанкой. Как бальный танец был популярен в XIX — начале XX вв. Музыкальная форма краковяка использована Ф. Шопеном в «Рондо а ля краковяк» для фортепиано с оркестром. Краковяк встречается в операх и балетах («Иван Сусанин» Глинки, «Бахчисарайский фонтан» Асафьева и др.).

Полоне́́з – это танец-шествие в умеренном темпе. Исполнялся в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются поустановленными правилами геометрическим фигурам. Музыкальный размер танца 3/4. Полонез встречается как в операх и балетах («Иван Сусанин» Глинки, «Евгений Онегин» Чайковского и др.), так и в качестве самостоятельной танцевальной пьесы (Шопен, Огиньский).

Мазу́рка. Партнёр в этом танце исполняет роль лидера, задавая темп и определяя движения в танце. Дама, ведомая своим кавалером, размещается немного впереди его и быстро схватывает задаваемые движения, предлагаемые кавалером. Вступительная часть мазурки похожа на полонез, далее идёт исполнение танца с разными фигурами. Музыкальный размер3/4 или 3/8, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта.  В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.

На самом деле за названием «мазурка» скрываются сразу 3 национальных польских танца. Первый из них — мазур. Оберек — разновидность мазура с более прихотливым ритмическим рисунком и характерным акцентом на третьей доле каждого второго такта. Куявяк — лирическая, медленная мазурка, трёхдольность близка к вальсовой; танец-размышление или танец-воспоминание.

Мазурка встречается как в операх и балетах («Иван Сусанин» Глинки, «Евгений Онегин» Чайковского и др.), так и в качестве самостоятельной танцевальной пьесы (Шопен, Чайковский).

4. Назови произведения русских композиторов, отражающие события отечественной истории.

М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». В опере отражены события, происходившие во времена Смутного времени (начало XVII в), а именно поход польского войска на Москву и зародившийся с этим героический поступок Ивана Сусанина.

А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь», повествующая о походе князя Игоря против половцев, завершившийся поражением. За литературную основу (либретто) оперы взят памятник древнерусской литературы "Слово о полку Игореве", датируемый XII веком.

М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов», написанная по мотивам одноимённого произведения А.С. Пушкина, которое, в свою очередь, повествует о годах правления Бориса Годунова и вторжении Лжедмитрия.

П.И. Чайковский. Увертюра «1812 год», которая была написана в 1880 году, запечатлевшая память о победе в Отечественной войне 1812 года.

С.С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский». Центральным событием является Ледовое побоище 1242 года.

Д.Д. Шостакович. Симфония №7 («Ленинградская"», написанная композитором в самый разгар войны и посвященная блокаде Ленинграда (1941 г.)

5. Вставьте в цитату название произведения «Не далее как в вы находите фуги религиозного, героического, меланхолического, величественного, жалобного, юмористического, пасторального, драматического характера; в одном они только схожи – в красоте». Ан. Рубинштейн – «Хорошо темперированный клавир» И.С.Баха.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 1749; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!