Повторное слушание вальса, прочитай фрагмент сцены

Класс 26.02.2021

Тема урока «Образ грусти».

Цель урока: показать, музыкальные образы различны, но они воплощают в музыке какую-то частицу жизни; познакомиться с финским композитором Я.Сибелиусом; проследить за развитием музыкального образа на примере «Грустного вальса».

Я.Сибелиус «Грустный вальс», музыкальные фрагменты произведений и песен, звучащих на уроках первой и второй четвертей, презентация.

- Вспомните, что такое музыкальный образ? Давайте уточним это понятие.

- Музыкальный образ – это воплощенная в музыке жизнь, хотя бы небольшая её частица; чувство, переживание, мысль, размышление, поступок, действие человека, какое – либо проявление природы; какое- то событие из жизни человека, народа, всего человечества. Это всегда преломленное через сознание художника отражение жизни.

Творческое задание.

Задание1.: - Найдите произведения в интернет.Вам нужно назвать образ, который композитор воплотил в своём произведении.

 

                   1. А.Новиков «Дороги» (образ ___________);

                   2. Д.Шостакович «Седьмая симфония» (образ_____________________);

-

О Я.Сибелиусе.

    Север – это не только волшебство белых ночей и полярного сияния, не только красота синеющих вдали горных вершин и завораживающая музыка морских волн. Север – это мужество, борьба, это всегда труд, и поэтому традиционная сага Севера немногословна и сурова. Даже если её повествуют звуки музыки. Суровый Север подарил миру Я.Сибелиуса.

Я.Сибелиус родился в 1865г., известный композитор двадцатого века. Финляндия любит его как национального героя. Родился он в семье военного врача. Будущий композитор рос и воспитывался в условиях, благоприятных для человеческой личности. В семье Сибелиусов любили музицировать: сестра Линда играла на рояле, брат Кристиан – на виолончели, сам Ян – на скрипке (скрипка – любимый инструмент Сибелиуса).

Общее образование получил в лицее, в 1885г. поступил в Гельсинфоргский университет на юридический факультет, параллельно учился в Музыкальной академии (она носит его имя).

1891-1892 годы странствий – Берлин, Вена, где происходят совершенствование композиторского мастерства, соприкосновение с кипучей музыкальной жизнью.

С 1904 и до конца своих дней (1957г.) композитор жил в поместье Айнола на юге Финляндии. В 1931г. были написаны две пьесы для органа (последние сочинения), затем наступило «великое молчание», как называют музыковеды последние 30 лет его жизни, когда из под его пера больше не родилось ни единой ноты.

Ян Сибелиус, сделал для своей Родины – Финляндии то же, что для другой северной страны Европы- -Норвегии сделал Э.Григ. Он стал родоначальником новой финской музыки (мастер симфонической музыки).

Слушание самого популярного произведения композитора

«Грустный вальс».

 https://www.youtube.com/watch?v=EGCHVEw_rHk

 

Великий немецкий композитор Р.Шуман говорил, что бывают вальсы для ног и вальсы для слуха. Если устали ноги и проснулся слух, нет большего наслаждения, чем слушать тихие вальсы Ф. Шопена или отразившие «все настроения мира» вальсы П.И.Чайковского ( в его симфониях, операх и балетах, а то и просто «сентиментальный вальс» или «Ната – вальс») или вальс Хачатуряна к лермонтовскому «Маскараду»…

Какой музыкальный образ вы себе представили, образ чего возникает в вашем воображении при слушании вальса?

 «Непрерывно развивающий образ – «образ грусти». Словно человек: то он совершенно подавлен безграничной печалью, то пытается вырваться из оков безжалостной печали. Вот он устремился к свету, вот почти достиг его, кажется, даже улыбнулся… Нет, опять эта неотвязная тоска, вызывающая слёзы… Но человек не хочет сдаваться. Мы так и не узнаем, чем же кончится эта борьба с горем, с грустью, с печалью. Но то, что грусть сильна,- мы чувствуем…»

Произведение, с которым мы сегодня познакомились, - это «Грустный вальс», один из музыкальных эпизодов, написанных родоначальником новой финской музыки Яном Сибелиусом к драме финского драматурга А.Ярнефельта «Смерть».

Повторное слушание вальса, прочитай фрагмент сцены

из произведения А.Ярнефельта «Смерть»:

«Измученный бессонными ночами, проведёнными у постели больной матери, сын спит. Отблески красноватого света понемногу заполняют комнату. Сначала глухо и тихо, затем всё яснее и громче слышны звуки музыки, мелодии вальса.

 Больная просыпается, поднимается: облачённая в белое, словно в какой-то бальный наряд, она мечется во все стороны. Бесшумно скользя и простирая руки. И в ответ на её жесты отовсюду собираются в пары для танцев безмолвные мужчины и женщины. Она бросается к ним, старается привлечь к себе их внимание. А её будто никто не замечает. Силы покидают больную. Она падает, встаёт, снова пытается танцевать. Её вновь окружают призраки. Ещё мгновение – и на пороге появляется Смерть…». (Из книги В. Александровой и Е. Бронфин «Ян Сибелиус».)

- Жажда гармонии - в каждом из нас. Когда мы зовём классиков, они приходят. И мы ещё раз убеждаемся : никто не умел быть таким мужественно-нежным, как Шопен в мазурках и полонезах, таким мечтательным, как Чайковский в вальсах, таким пламенно-победоносным, как Равель в «Болеро» и таким грустным как Сибелиус в «Грустном вальсе».

Задание2.: Найти стихотворение созвучное музыкальной мысли композитора

 или

 отобразить музыкальную мысль композитора в рисунке.

 

Итог урока.

- Мы с вами ещё раз убедились, что музыкальный образ произведения, изображает жизнь в разных её проявлениях. Создавая их, композиторы используют разнообраз-ные средства музыкальной выразительности, это значит, характер музыки зависит от музыкального языка.

 


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 90; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!