Проблема будущего в философии.



Человечество всегда интересовал вопрос о том, что скрыто за занавесом грядущего. В духовной культуре сложились различные формы предвидения будущего:

· мифологическая (мифы, сказки, легенды);

· оккультная (астрология, хиромантия и т.п.);

· религиозная (пророчества, откровения, эсхатология);

· художественная (научная фантастика, фэнтези);

· философская (идеологический теории, утопии и антиутопии);

· научная (социальные прогнозы, экспертные оценки, футурологические концепции).

В середине ХХ века в социально-гуманитарном познании сложилась новая междисциплинарная область познания, получившая на Западе название «футурология».

Футурология (лат futurum – будущее и греч. logos – учение, слово) – наука о будущем человечества, область знаний, охватывающая перспективы социальных процессов.

Сам термин предложил в 1943 году немецкий социолог О. Флехтхейм, имея в виду «философию будущего», противостоящую идеологии и утопии.

Сегодня термин футурология чаще всего используется в двух основных значениях. В широком смысле – совокупность представлений о будущем мировой цивилизации, общая концепция будущего Земли и человечества. В узком – наука о будущем, занимающаяся систематизированным изучением прогнозируемых процессов, происходящих как в практической жизни, так и в сфере научно-технического прогресса.

В качестве синонимов используют понятия «исследования будущего» (англоязычная литература), прогностика (теория разработки прогнозов), социальное прогнозирование (практики разработки прогнозов).

Футурология стала относительно самостоятельным, междисциплинарным направлением в науке, что вызвано реальными потребностями современного общества. Начавшейся в середине 60-х годов «бум прогнозов» во многом был продиктован стремлением предвидеть долгосрочные экономические и социальные последствия развернувшейся к тому времени НТР, а затем и настоятельной необходимостью найти конструктивные решения для глобальных проблем человечества. Исследование будущего – это комплексное изучение перспектив человечества, которое может быть плодотворны лишь в процессе интеграции социо-гуманитарного, математического, естественнонаучного и технического знания.

В то же время возникли многочисленные как международные, так и национальные научные центры по социальному прогнозированию, в частности, Комиссия 2000 года Американской академии искусств и наук, Римский клуб, Гудзоновский институт и др. С 1974 г. существует Всемирная федерация исследователей будущего.

В Советском Союзе проблемами социального прогнозирования занимались такие известные ученые как И.Т. Фролов, Г.Х. Шахназаров, Э.А. Араб-Оглы, И.В. Бестужев-Лада, В.В. Загладин, А.И. Ракитов и др.

Специфика футурологии как науки определяется особенностями ее объекта, предмета, методологии и социального назначения.

Объектом футурологии является будущее. Различают три вида будущего (что обуславливается временным интервалом и характером наших знаний о нем):

· непосредственное;

· обозримое;

· отдаленное.

Непосредственное будущее охватывает временной интервал на 20-30 лет вперед. Наши знания носят достоверный характер. Это сфера исследований экономистов, демографов, геологов, экологов.

Обозримое будущее включает период около 100 лет. Знания о нем носят вероятностный, правдоподобный характер. 50/50. Сфера исследований политологов, социологов, культурологов.

Отдаленное будущее отстоит от нас более чем на 100 лет. Судить о нем можно только на основании гипотетических предположений. Наше незнание заведомо преобладает над знанием. Именно о нем пишут философы и футурологи.

Предметом футурологии как науки является знание о будущем, т.е. о том, чего еще нет в действительности, но что потенционально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития. Теоретическое предвидение, это не просто гадание о будущем, а систематизированное исследование того или иного явления или процесса с помощью средств и методов современной науки.

Поэтому следующей особенностью футурологии как науки стало многообразие методов, которые, в основном, носят заимствованный характер из других областей знания. Австралийский футуролог Эрих Янч насчитал их около 200. Основными являются методы экстраполяции, моделирования, аналогии, верификации, экспертных оценок, математические методы обработки статистической и иной информации и т.п.

На их основе составляются различные прогнозы, теоретические сценарии будущего, которые могут послужить основой для планирования не только в области экономики, науки и техники, но и в социальной, политической и духовной сферах

Принято различать:

· поисковые прогнозы (определение каким может быть будущее);

· нормативные прогнозы (практические рекомендации);

· аналитические прогнозы (определение познавательной ценности знания о будущем);

· прогнозы-предостережения (воздействие на сознание людей с целью мобилизации их на достижение конкретных целей).

В силу специфики футурология как интегральной и междисциплинарной науки ее гипотезы носят неоднозначный и противоречивый характер. В этой связи возникла необходимость разработки типологии теоретических сценариев будущего.

Существующие футурулогические концепции можно классифицировать по различным основаниям.

 По идеологической направленности можно выделить апологетическое, реформистское, леворадикальное, консервативное и другие течения.

На Западе в 60-е гг. господствовало первое, выдвинувшее теорию «постиндустриального общества» (Д. Белл, Г. Кан, Р. Арон). Реформисты выступали с позиций теории конвергенции (Ф. Бааде, Ф. Полак, И.Галтунг). Леворадикалы доказывали неизбежность катастрофы «западной цивилизации» перед лицом научно-технической революции (А. Ускоу и др.). Неоконсерваторы, напротив, доказывали неизбежность крушения мировой системы социализма и победу ценностей западного общества (З. Бжезинский и др.).

В 70-е гг. ХХ столетия в футурологии выдвинулось течение, доказывающее неизбежность «глобальной катастрофы» при существующих тенденциях общественного развития.

С начала 80-х гг. возникает течение, отстаивающее необходимость перехода к «новой цивилизации», построенной на принципах демилитаризации, экологизации, гуманизации общества (доклады Римского Клуба).

Американский исследователь Герман Кан в своей книге «Следующие 200 лет» (1976 г.) предложил свою типологию по характеру оценок будущего, выделив 4 группы:

· теории катастроф, мрачные прогнозы;

· сдержанные пессимисты;

· сдержанные оптимисты;

· сторонники технократических концепций.

Как правило, в фокусе самых известных работ о будущем находился один, наиболее очевидный с точки зрения авторов, вариант. В качестве примера можно привести книги «Судьба Земли» Дж. Шелла, «Взгляд на перспективу человека» Р. Хейлбронера, «Мировая динамика Д.Форрестера, «Где кончается бесплодная земля Т. Роззака, «Зеленая Америка» Ч. Рейча; «Пост капиталистическое общество» П. Дракера, «Конец мечты» Ф.Уилли, «Земля на чаше весов» А. Гора, «Столкновение цивилизаций» С. Хантингтона, «Справедливое общество. Гуманистический взгляд» Д. К. Гэлбрейта, «Становление постиндустриального общества» Д. Белла, «Третья волна» О. Тоффлера и др.

В отличие от названных авторов, другие исследователи отрицают одновариантное, безальтернативное будущее. В частности, американские футурологи П.Хаукен, Д. Оуилви, П. Шварц в книге «Семь сценариев будущего» иронически оценивают прогнозы, в которых будущее рисуется одной краской: черной или белой. Будущее многоцветно и зависит от многих факторов, как объективных (природных и социальных), так и субъективных (воли и желание людей). Они считают, что «будущее, в котором мы неизбежно будем жить, в значительной степени, если не полностью, будет результатом выбора, который мы для себя сделаем сегодня».

Суммируя сказанное, можно использовать вывод, к которому пришел в своей книге «Футурология. Борьба за будущее» О. Флехтхейм. По его мнению, возможны три альтернативных сценария будущего:

1. впадение в варварство вследствие тотальной ядерной катастрофы и, в конечном счете, гибель человечества;

2. создание неоцезаристской цивилизации в духе «прекрасного нового мира» О. Хаксли;

3. объединение человечества во всемирную федерацию, построенную на подлинно гуманистических началах.

 


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 437; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!