Система методов журналистского творчества стадии подготовки текста по Лазутиной
Тема 1. Особенности журналистского творчества. Сочетание творческого и производственного процессов в работе журналиста
Цель: стимулировать процесс формирования у студентов собственного мнения и понимания сути журналистской деятельности.
С утверждением, что журналистика это тандем творческого и производственного процессов, сегодня уже никто не спорит. Но теоретики и практики журналистики до сих пор не договорились о том, чего же больше в журналистской деятельности? Что важнее: творчество или производство «готового продукта» - информации? Наверное, единого мнения здесь быть не может. Но будучи твердо убежденной в том, что журналистика это прежде всего созидание, а труд журналиста, безусловно, созидательный, позволю себе отдать преимущественную роль в нашей работе творчеству. Да, мы подчинены графику выхода газет, у нас есть задания и планы, которые мы выполняем. Но есть и высшая миссия: своим словом утверждать в обществе добрые начала, справедливость, стимулировать благие дела и мысли, нести правду и карать ложь. «Товар», который мы производим, принадлежит к нематериальным, но, бесспорно, духовным ценностям. И в этом творчество журналиста сродни творчеству художника, писателя, композитора. Слово журналиста имеет большой вес. Особенно сегодня, когда некая злая сила осознала силу этого оружия и сделала слово оружием информационных войн. Словом можно убить и поднять до небес, словом можно вдохновить на великий подвиг и смешать с грязью. Потому журналист обязан всегда помнить об ответственности за сказанное, написанное слово. И использовать его во благо. Потому что творчество это всегда и везде созидание.
|
|
Когда-то одна старая журналистка в ответ на вопрос редактора, когда будет сдана ее заметка, оскорбленно ответила: «Я пишу не заметки, а летопись города». Тогда мне, 23-летней начинающей журналистке (как все молодые, убежденной, что мы-то знаем как работать! Мы понимаем, что такое журналистика! Мы-то еще себя покажем!), эти слова показались напыщенными и смешными. Но сейчас, отдав журналистике больше 20 лет, я все чаще вспоминаю слова почтенного мэтра и задумываюсь: а так ли уж она была не права? Предлагаю задуматься над этой проблемой и вам, мои уважаемые молодые коллеги. И с помощью видных теоретиков и практиков журналистики, с мнениями которых предлагаю ознакомиться в ходе сегодняшней лабораторной работы, дать свой ответ на вопрос, кто такой журналист? Почему именно этот путь вы избрали для себя? Что значит для вас быть журналистом?
«Творчество в журналистике всегда занимало особую позицию. Действительно, от созидательности того или иного корреспондента, интервьюера или репортера зависит интерес аудитории. Если человек способен привнести в свою деятельность немного креатива, то это существенным образом меняет отношение к контенту зрителей. Даже если человек занимается рутинной работой в сфере журналистики, то всегда возможно внести изюминку в свою манеру речи, стиль написания текста, для того чтобы выделить свой материал среди других и удовлетворить запросы аудитории. Но мера этого «креатива» — вопрос спорный. Например, в информационных жанрах избыток творчества губителен, так как в данном случае публика приходит за конкретикой, фактами, голыми цифрами и беспристрастными новостными сводками. Ей совершенно безразличны эмоции или мысли автора. Ей нужно знать, когда вступит в силу новый закон, или когда откроется уличный контактный зоопарк после зимнего сезона. Какое же тут творчество? Однако и тут находится место и время для креатива. Даже самая сухенькая новость имеет заголовок, который должен привлечь внимание.
|
|
Журналистская деятельность подразумевает под собой активную заинтересованность и эрудированность практически во всех сферах жизни, для создания качественного контента журналисту необходимо обладать широкими познаниями, которые закладываются со школьных временен. В совокупности эти два качества – креативность и эрудированность – являются первопричинами создания качественного информационного продукта. Людям необходимо не только знать больше, но и обогатить словарный запас новыми оборотами, чтобы удивить знакомых. И журналист, и его читатель хотят самоутвердиться даже в подаче и усвоении информации. Человек по натуре эгоистичен, ему важно проявить свою неординарность. Поэтому даже в информационных жанрах он ищет то, что способно удивить не только его, но и того, кому он об этом расскажет сегодня вечером.
|
|
Творчество в журналистике приобретает всю большую актуальность в свете последних событий, когда рядовой пользователь “напичкан” различного сорта информацией, нужной и ненужной, качественной и некачественной. Для поддержания здоровой умственной деятельности информационный шум, создаваемый в наше время, необходимо фильтровать, одним из факторов фильтрации такого шума может выступить как раз контент, выделяющийся на фоне остальных. Обычно подобные ресурсы создаются благодаря творческому подходу их создателей. Если информационные ресурсы, наполненные точной фактологической информацией, содержат в себе еще и творческий подход автора, то популярность, а вслед за ней доход, быстро пойдут вверх.
|
|
Необходимо понимать, что бывает сложно создать уникальный информационный материал, например, из-за пресности и однообразности тем. В таком случае на помощь приходят творческие способности, всегда можно и нужно привносить в свою работу какие-то отличительные черты, которые выделят статьи, репортаж или блог. Для развития эрудированности, способностей творческого характера человеку необходимо, в первую очередь, много читать, начиная от научно-популярных изданий, заканчивая научными статьями, стоит отметить тот факт, что уроки изобразительного искусства в школе, да и простое увлечение рисованием, способствуют развитию креативности. Чтение же провоцирует появление в голове новых мыслей, новые мысли способствуют возникновению новых идей, новые идеи отождествляются с творчеством.
За последние годы, как показала практика, даже самые скучные виды журналисткой деятельности можно вывести на новую ступень развития, благодаря творческому подходу к оформлению контента, редакции текста и стилистике подачи материала. Создание уникального информационного продукта – по-настоящему сложная задача. Уникальный информационный продукт или формат всегда будут пользоваться большим спросом, чем рядовая заметка в журнале или классический репортаж на телевидении. Однако процесс создания таких материалов всегда сопровождается повышенным потреблением времени и сил.
Если оценить все тенденции, приведённые выше, мы можем прийти к выводу, что нет ничего удивительного в том, что творчество играет в журналистике огромную роль, так как интересные, хорошо созданные, информационные ресурсы всегда читаются с удовольствием и пользуются заслуженной популярностью. Реализация творческих способностей всегда требует большего затрата ресурсов, но в обмен на свою работоспособность журналист в итоге может получить славу и репутацию профессионала своего дела». (Михаил Сироткин)
Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественной уникальностью. (Владимир Федорович Олешко (доктор философских наук, профессор, зав. каф. периодической печати УрГУ) дает такое определение: «Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее».
Субъект творчества (творческая личность) является основным элементом творческого процесса.
Помимо творческой деятельности, есть и репродуктивная, призванная воспроизводить, тиражировать однажды созданные объекты. Т.е. перед человеком ставятся определенные цели, даются аналоги.
Все области творчества имеют две формы организации: творчество любительское и творчество профессиональное. Рождается всякое творчество именно как любительское, это первая фаза его развития. Любительское творчество осуществляется вне рамок должностных обязанностей, без специальной подготовки и жесткой ответственности. Область творчества выбирается самостоятельно, в зависимости от склонностей и характера личности.
Профессиональное творчество становится для человека основным родом занятий, протекает в рамках сотрудничества с определенной человеческой общностью, связано с исполнением соответствующих должностных обязанностей и ответственностью за качество результата.
Деятельность журналиста - творческая. Это обусловлено и содержанием создаваемых им информационных продуктов, и совокупностью способов и методов журналисткой деятельности.
В системе журналистской деятельности формируется творческая индивидуальность журналиста, то есть особая форма самовыражения личности в творческой среде.
Этапы творчества (по Лазутиной)
Обученность: такой уровень освоения профессии, при котором надо решить творческие знакомые задачи и поэтому можно обойтись, в основном, уже знакомыми приемами.
Умелость: используются полученные навыки, не копируя, действуя в необычных условиях создается нечто новое.
Мастерство: это высшая форма профессионализма, ситуация, когда человек достигает максимума в развитии своего творческого потенциала, он способен формировать новые методы.
Этапы творческого процесса журналиста (по Лазутиной)
Начальная стадия творческого акта в журналистике - это осознанная, целенаправленная познавательная деятельность, предполагающая получение достаточно надежного оперативного знания о текущей действительности. Познавательная деятельность в журналистике - сложный процесс, который отнюдь не сводится только к сбору фактов. Журналист должен, во-первых, установить факт, то есть выявить, где, когда и при каких обстоятельствах обнаружил себя данный факт. Во-вторых, журналист должен определить существенные связи этого факта (прежде всего причинно-следственные), то есть понять, чем вызвано его появление и как он может сказаться на положении дел. В-третьих, журналист должен разглядеть те краски факта, те его детали, которые помогут превратить его в структурный элемент будущего текста, в средство для выражения информации.
Все это относится только к конкретному факту, а журналисту приходится работать, в основном, не с отдельным фактом, а с ситуацией, как с совокупностью взаимосвязанных фактов.
Варианты познавательного процесса:
1. Ознакомление с ситуацией - наиболее простой вариант
2. Журналистское исследование - подготовка проблемного материал, призванного выявить неочевидные связи, определить возможные пути решения проблемы.
3. Журналистское расследование - когда исследование ситуации требует раскрытия неизвестных, скрываемых фактов.
28. Система методов журналистского творчества на различных стадиях подготовки текста.
Метод - последовательность научно обоснованных действий умственного и практического характера, необходимых для решения задач того или иного типа
По мнению Е. П. Прохорова, такая совокупность знаний (общих и специально-журналистских), использование которых в качестве способов творческой деятельности приводит к созданию произведения в единстве содержания и формы.
Система методов журналистского творчества стадии подготовки текста по Лазутиной
Методы познавательной деятельности журналиста делятся на:
- методы получения сведений (т. е. эмпирические, которые основаны на опыте в/действия со средой);
- методы постижения сути (т. е. теоретические - поскольку служат выявлению неочевидных связей фактов и реализуются как мыслительная работа).
Методы получения сведений: традиционные методы и методы, заимствованные из конкретных социальных исследований.
К традиционным журналистским методам получения сведений относятся проработка документов, наблюдение, беседа.
1. Проработка документов - метод, позволяющий получать сведения самого разного характера: от научных открытий, до дневниковых признаний.
2. Наблюдение позволяет журналисту получать сведения непосредственно из текущей действительности - первичную информацию. Этот метод основан на личном наблюдении, личном познании действительности путем чувственного восприятия.
3. Беседа. С помощью беседы можно получить широкий круг данных от др. человека.
Из методов конкретных социальных исследований чаще всего используются: контент-анализ, опросы, анкетирование и эксперимент.
1. Анкетирование - используются для изучения мнений о газете или вещательном канале, представлений аудитории по значимым общественным проблемам, а также для сбора дополнительного статистического материала
2. Контент-анализ текстов, т.е. анализ содержания, имеет целью получить количественные характеристики явления - например, частоту появлений на газетной полосе имени одного из кандидатов по сравнению с другим, повторяемость темы и т.п.
3. Журналистский эксперимент - суть приема заключается в том, что журналист создает ситуацию, которая заставляет людей проявлять свои скрытые до эксперимента качества. Эксперимент позволяет обнаружить неочевидные процессы, закономерности в работе учреждений и предприятий.
Методы постижения сути
Решения теоретических задач, это знания, которыми журналист владеет (философское знание, знания о человеке и обществе знания, накопленные конкретными научными дисциплинами).
Методы предъявления фактологической информации: констатация, описание, повествование, Характеристика - сущность предмета, в основе характеристики - выводы журналиста. Объяснение -- причинно-следственные связи. Рассуждение - служит выявлению сути той или иной реалии, ее значения, перспектив. Типизация - это обобщенная подача сведений о действительности в виде неких условных картин, «суммарных фактов» или образов, близких к художественным.
Методы предъявления культурологической информации (образов и нормативов):
1. Словесная «инкрустация» - использование метафор, эпитетов, сравнений и т. п.
2. Цитирование - дословное воспроизведение отдельных фрагментов из произведений науки, литературы, искусства, общественно-политических и государственных документов, афоризмов, пословиц, поговорок.
3. Ссылка (апеллирование) - это указание на тот материал культуры, который автор имеет в виду, без подробного его раскрытия (предполагается, что он аудитории хорошо известен)
4. Изложение - свободный авторский пересказ такого материала
5. Переосмысление - новая, принадлежащая автору текста трактовка известных образов или нормативов.
Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 350; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!