Структура и содержание трактата «О Граде Божьем»



Государственное казенное образовательное учреждение

высшего образования

«Российская таможенная академия»

 

Кафедра теории и истории государства и права

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «« История политических и правовых учений »»

На тему: «Августин Аврелий (Блаженный) о «Граде божьем» и «Граде земном»»

 

Выполнил: С.Н. Кобринец, студент 1-го     курса магистратуры заочной формы                обучения юридического факультета,

группа Юм05/1906

 

Проверил: Р.В. Шагиева, доктор юр. наук, профессор

 

Оценка:

__________________________________

Подпись

__________________________________

« » _______________ 2020 г.

 

 

Люберцы

2020

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                 3

§1. Учение Августина о Божьем Граде и Земном Граде…………………….....   4

§2. Структура и содержание трактата «О Граде Божьем»…………………….   6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                           9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ ……..11

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

     Об Аврелии Августине следует говорить особо, прежде всего потому, что значение его творений для последующего культурного развития Запада по своему масштабу несопоставимо с иными творениями патристики. В западной части бывшей Римской империи не очень хорошо знали произведения восточных Отцов церкви. Знакомство затруднялось языковыми трудностями: знатоков греческого языка среди деятелей западной церкви было не так много. На этом фоне Августин, писавший по-латыни, оказывался, конечно, более доступен и понятен, поскольку латынь была (и остается до сих пор) официальным языком римско-католической церкви. Эти факты нисколько не умаляют глубины и содержательности трудов Августина, которые представляют познавательный интерес для современного изучения философии уже по этой причине. Кроме того, без знакомства с трудами Августина невозможно понять смысл последующей философской эпохи на Западе — эпохи схоластики.                                                                                                                                       Целью данной работы является рассмотрение учения Августина о двух градах, изложенное им в трактате «О Граде Божьем».

         

 

Учение Августина о Божьем Граде и Земном Граде

     Жизнь Августина пришлась на период после признания христианства доминирующей религией и раздела Римской империи, на период, непосредственно предшествовавший вторжению германских племен, которое разрушило Западную римскую империю. Время упадка этой мировой империи сопровождалось возникновением различных церковных организаций. Именно они в конечном счете выполнили задачу сохранения культурного наследия в греко и латиноязычном мире. Кроме того, в условиях ослабления императорской власти Церковь взяла на себя часть политической ответственности (вместе с Византией и государствами, образовавшимися в результате переселения народов). Таким образом, христианские теологи стали также политическими идеологами[1].

     Августин оказался одним из первых великих теологов, которые связали Античность и христианское время. Поэтому у Августина мы находим уже упоминавшиеся новые христианские представления: «человек в центре», линейное развитие истории, персонифицированный Бог, создавший из ничего вселенную. Но у Августина эти представления выражены языком античной философии.

     С одной стороны, все центрировано вокруг человека, поскольку Бог создал все для человека, созданного по образу и подобию Бога и являющегося венцом творения. С другой стороны, опровергнувший скептиков Августин утверждает, что наиболее достоверным знанием мы обладаем о внутреннем мире человека. Интроспекция дает более определенное познание, чем чувственный опыт. Внутренний мир человека обладает эпистемологическим приоритетом. Довод в пользу этого утверждения состоит в том, что субъект и объект «совпадают» благодаря интроспекции, тогда как чувственный опыт всегда не определен из-за различия субъекта и объекта.

     Августин в основном разделяет неоплатонистское понимание взаимоотношения души и тела. Иначе говоря, душа представляет божественное в человеке. Тело является источником греховного. Человек должен, по возможности, стать свободными от тела и сконцентрироваться на духе, на своем внутреннем мире, чтобы приблизиться к духовному источнику существования вселенной - Богу. Но как христианин Августин к сказанному добавляет и идею первородного греха. Душа непосредственно подвержена влиянию греха.

     Августин считает, что внутри каждого человека развертывается борьба Бога и Дьявола. Он обнаруживает ее и на историческом уровне в виде противостояния Божьего града (civitas Dei) и Града земного (civitas terrena). Подобно тому, как каждая индивидуальная жизнь является полем битвы спасения и греха, так и история - полем сражения благого и греховного «царства».

     Учение Августина о Божьем Граде и Земном Граде довольно слабо развито, чтобы быть политической теорией, поскольку он рассуждает преимущественно как теолог, а не как политик. Учитывая это, тем не менее, можно говорить, что августиновские представления о борьбе между этими двумя «царствами» были, по-видимому, навеяны современной ему политической ситуацией[2]. Еще одна интерпретация состоит в том, что, вероятно, Августин думал, что Церковь в определенном смысле представляет собой Божье «царство», тогда как Римская Империя - «царство» земное.

     Однако Августин не рассматривал существование земного града как случайное. Он считал, что из-за испорченной грехопадением природы человека сильный земной град необходим для обуздания зла. Поэтому земной град является необходимым злом в историческом конфликте добра и зла.

     Такая точка зрения на государство отличается от аристотелевского понимания взаимосвязи человека и общества, согласно которому человек рассматривается как общественное по природе существо. Она отличается и от платоновского понимания государства как учителя нравственности, воспитывающего людей для совершенной жизни.

     До того как грех пришел на землю, люди были равными, и Августин предполагает, что тогда они были по своей природе общественными созданиями. Но грех сделал необходимым организованную государственную систему, использующую для наказания и защиты принуждение и имеющую четкое распределение прав между правителями и подданными. Даже при отсутствии греха в обществе должен был царить определенный порядок и тем самым определенная форма правления, но без использования принуждения. В земном государстве, где существует зло, правители назначены Богом для поддержания порядка и, следовательно, не получают свою власть от народа. Правители такого государства являются богоизбранными, и народ обязан подчиняться им, поскольку он обязан подчиняться воле Бога[3].

     Церковь же, как организация, необходима для спасения души путем ее морального, религиозного воспитания, а также с помощью надзора за мирским царством и его действиями по искоренению зла.

 

Структура и содержание трактата «О Граде Божьем»

     Трактат «О Граде Божьем», создававшийся между 413 и 426 годами, стал ответом Августина на обвинения, выдвигаемые против христианства язычниками после разграбления Рима в 410 году, и самым значительным его вкладом в западную философию. В первых десяти книгах он критически разбирает нападки язычников, твердивших, что, подорвав почтение римлян к богам, доставившим Риму величие, христианство несет ответственность за падение Рима. В книгах 11-22 он строит величественный план осуществления божественного промысла в истории.

     В 1-5 книгах Августин отвечает на два вопроса: Ответственно ли христианство за падение Рима, а язычество за его возвышение? Если не римские боги, то какая духовная сила привела Рим к величию?

     По мнению Августина Рим переживал войны и катастрофы задолго до того, как на сцене появилось христианство. Чем же тогда объяснить возвышение Рима? Дело не в богах и не в почтении к ним римлян, а в божественном замысле. Бог воздвиг Империю, чтобы дать римлянам законы, литературу и цивилизацию. Таким образом, своим величием Рим обязан не судьбе, а божьему замыслу.

     В книгах 6-10 Августин оспаривает притязания всех языческих систем на истинность.

     В книгах 11-14 Августин рассматривает историю через «призму» борьбы двух «градов» - двух типов человека и общества. Она начинается в доисторическую эпоху: уже тогда были «святые и верные ангелы, которые никогда не отпадали и никогда не отпадут от Бога», и «те, кто отверг вечный свет и обратился ко тьме». То, что случилось тогда, повторилось при творении и грехопадении человека. Сотворенное благим, человечество пало из-за своего неповиновения и ныне подвержено не только телесной, но и душевной смерти. И вот существуют два града - град тех, кто живет по закону плоти, повинуясь и уподобляясь Дьяволу, и град тех, кто любит Бога и других людей. Первый погибнет, второй достигнет своей вечной отчизны. «Стало быть, мы видим, что два общества возникли из двух видов любви. Земное общество возникло из любви эгоистической, дерзнувшей презирать самого Бога, тогда как община святых коренится в любви к Богу и готова пренебречь собою».

     В последующих книгах (15-18) Августин обрисовывает земную историю двух градов: Каин и Авель, Сара и Агарь, Рем и Ромул.

     Параллельно истории Града Божьего развивается судьба земного града, для которого характерна беспрестанная борьба. С помощью Рима Бог решил «покорить весь мир, чтобы свести его в единое общество, в государство, где правит закон, и ниспослать ему прочный и обширный мир»[4].

     В 19 книге Августин доводит повествование до современности и выступает в поддержку христианской, а не платонической этики. Христиане убеждены в том, что вечная жизнь - это высшее благо и что добродетели реальны лишь для верующего в Бога. Философы терпят неудачу из-за того, что они ищут временного, а не вечного. Христиане тоже жаждут покоя и признают, что, пока не преодолена их смертная природа, такой покой относителен, но они ищут его в послушании Богу и, веруя, уже обрели его. Философы, по мнению Августина, лишены такой веры.

     В заключительных трех книгах Августин рассматривает будущее.                В 22-й книге Августин обрисовывает вечное блаженство Града Божьего, но отводит значительную часть книги учению о воскресении и чудесах. Он утверждает, что Церковь не оскудела чудесами и в его дни. В Вечном Граде христиане достигнут совершенной свободы, и их воли без остатка сольются с волей Бога в обетованном субботнем Покое.[5]

 

 

Заключение

     Главное произведение Августина Блаженного - "О граде Божьем" на протяжении столетий стало распространенным религиозно-философским трактатом, на который опирались средневековые теологи при изучении и преподавании схоластики.

     Для Августина «истинная философия и истинная религия — одно и то же». Философское обоснование христианства он пытался найти в философии Платона, отмечая, что идеи Платона — «это мысли творца перед актом творения». Бог создал мир из ничего. Спасение человека, прежде всего, в принадлежности к христианской церкви, которая является представителем «града божьего» на Земле. Августин рассматривал два противоположных вида человеческой деятельности — «град земной», т.е. государственность, которая основана «на любви к себе, доведенной до абсолюта, презрения к богу», и «град божий» — духовную общность, которая основана на любви к богу, доведенной до презрения к себе»

     Значение Августина для последующего философского и политического развития велико. Оно обусловлено, прежде всего, тем, что «О Граде Божьем» представляет собой законченную картину мироздания, является основой средневековой христианской философии.

 

 


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 457; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!