Прогулка в академию художеств. Письма старого московского жителя к приятелю в деревню его Н.

Комментарии Никиты Муравьева к сочинениям Константина Батюшкова.

//Сочинения К. Н. Батюшкова, т. 2. СПб, 1885.

 

Подчеркивания авторские.

Речь о влиянии легкой поэзии на язык в обществе любителей русской словесности в Москве.

238 стр

Текст:

Петр Великий пробудил народ, усыпленный в оковах невежества; он создал для него законы, силу военную и славу.

Комментарий:

Не будите меня молодую рано-рано поутру!

238 стр

Текст:

Ломоносов пробудил язык усыпленного народа; он создал ему красноречие и стихотворство...

Комментарий:

Итак Ломоносов создал красноречие библии, слова о Полку Игоря и Летописси Нестора?

 

238 стр

Текст:

Он возвел в свое время язык русский до возможной степени совершенства, возможной - говорю - ибо язык идет наравне всегда с успехами оружия и славы народной...

Комментарий:

О как обработан и усовершенствован был должен быть язык татарский при Батые и Тамерлане.

 

239 стр

Текст:

Римляне победили Греков оружием не талантом...

Комментарий:

оружием без таланта нельзя действовать.

 

239 стр

Текст:

По возраждению муз, Петрарка, один из ученейших мужей своего века, светильник богословии и политики, один из первых создателей славы возраждающейся Италии из развалин классическаго Рима, Петрарка, немедленно шествуя за суровым Дантом, довершил образование великолепнаго наречия тосканскаго...

Комментарий:

школьной набор слов.

 

239 стр

Текст:

... был один из образователей языка французскаго, котораго владычество, почти пагубное, распространилось на все народы...

Комментарий:

что нибудь одно или пагубное или не пагубное и что значит почти.

 

240 стр

Текст:

... говорить языком страсти и любви, любимейшим языком муз...

Комментарий:

и любовь страсть.

 

240 стр

Текст:

Державин, котораго одно имя истинный талант произносит с благоговением, Державин, вдохновенный певец высоких истин, и в зиму дней своих любил отдыхать со старцем феосским.

Комментарий:

ссылка на запись на предыдущей странице "школьный набор слов"

 

240 стр

Текст:

... каждое слово, каждое выражение он взвешивает на весах строгаго вкуса, отвергает слабое, ложно-блестящее, неверное и научает наслаждаться истинно прекрасным.

Комментарий:

чтоб наслаждаться истинно прекрасным не надо учителя.

 

240 стр

Текст:

В легком роде поэзии читатель требует возможнаго совершенства...

Комментарий:

во всяком роде.

241 стр

Текст:

... но заметим, что на поприще изящных искусств, подобно как и в нравственном мире, ничто прекрасное не теряется, приносит со временем пользу и действует непосредственно на весь состав языка.

Комментарий:

двусмысленно.

241 стр

Текст:

... остроумныя, неподражаемыя сказки Дмитриева...

Комментарий:

грубая ложь - заблуждения или - лесть.

 

242 стр

Текст:

... и оригинальные басни Крылова, которых остроумные, счастливые стихи превратились в пословицы...

Комментарий:

правда.

 

242 стр

Текст:

... стихотворения Карамзина, исполненныя чувства, образец ясности и стройности мыслей...

Комментарий:

постыдное пристрастие.

 

242 стр

Текст:

... горацианския оды Капниста; вдохновенные страстию оды Нелединскаго; прекрасныя подражания древним Мерзлякова; баллады Жуковскаго, сияющия воображением, часто своенравным, но всегда пламенным, всегда сильным... наконец, послания князя Долгорукова, исполненныя живости; некоторыя послания Воейкова, Пушкина и других новейших стихотворцев, писанныя слогом чистым и всегда благордным...

Комментарий:

да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою.

 

242 стр

Текст:

... благодетельныя воды сии не изсякают от времени; напротив того, оне возрастают и увеличиваются с веками и вечно существуют для блага земли, ими орошаемой!

Комментарий:

Рыбье сравнение! Куда же деваться людям, когда воды будут возрастать и увеличиваться с веками.

 

243 стр

Текст:

Все сии писатели имеют истинный талант, испытанный временем, истинную любовь к лучшему, благороднейшему из искусств, к поэзии, и уважают - смею утвердительно сказать - боготворят свое искусство, как лучшее достояние человека образованного...

Комментарий:

Поэзия не есть лутчее достояние человека - а вера? добродетель? - свобода?

Перед абзацом черта и надпись: конец о влиянии легкой поэзии на язык.

 

244 стр

Текст:

... поравняйте славу языка его со славою военную, успехи ума со славою оружия!

Комментарий: ссылка на стр 238 к словам оригинала "язык всегда идет наравне с успехами оружия".

 

245 стр

Текст:

... в древнем отечестве славы и новаго величия народнаго!

Комментарий:

что значит древнее отечество новаго величия?

 

 

245 стр

Текст:

Муравьев*, как человек государственный, как попечитель, принимал живейшее участие в успехах университета, которому в молодости был обязан своим образованием. Под руководством славнейших профессоров московских, в недрах своего отечества, оне приобрели сии обширныя сведения во всех отраслях ума человеческаго, которым нередко удивлялись ученые иностранцы, за благодеяния наставников он платил благодеяниями сему святилищу науке; имя его будет любезно сердцам добрым и чувствительным...

Комментарий:

смотр. Письма Русскаго Путешеств.

*Михаил Никитич Муравьев

 

245 стр

Текст:

... имя его напоминает все заслуги, все добродетели.

Комментарий :

qui dit trop ne dit Rien.

 

246 стр

Текст:

... простите мне несколько слов, в его воспоминание чистейшею благодарностью исторгнутых: я ему обязан моим образованиеи и счастьем заседать с вами, которое умею ценить, которым умею гордиться! И этот человек столь рано похищен смертию с поприща науке и добрдетели!

Комментарий:

Воздержи руку мою!

 

246 стр

Текст:

И он не был свидетелем великих подвигов боготваримого им монарха и славы народной! Он не будет свидетелем новых успехов словесности в счастливейшия времена для науки и просвещения, ибо никогда, ни в какое время обстоятельства не были столь им столько благоприятны.

Комментарий:

Жертва вечерняя услыши мя Господи!

 

246 стр

Текст:

Храм Януса закрыт рукою победы, неразлучной спутницы монарха.

Комментарий:

Аустерлиц.

246 стр

Текст:

Великая душа его услаждается успехами ума в стране, вверенной ему Святым Провидением...

Комментарий:

Не приемли имени Господа Бога твоего в суэ.

 

246 стр

Текст:

... все благородные сердца, все патриоты с признательностью благославляют руку, которая столь щедро награждает полезные труды...

Комментарий:

Какая дерзость ручаться за других! Кто выбрал автора представителем всех патриотов??

 

248 стр

Текст:

Надобно иметь некоторую смелость, чтобы порицать дурное в словесности; но едва ли не потребно еще более храбрости тому, кто вздумает хвалить то, что истинно достойно похвалы.

Комментарий:

Автор большой храбрец; он хвалит даже и то, что не достойно похвалы.

 

248 стр

Текст:

Оне записали в скрижалях славы имена Шувалова, графа Строганова и графа Н. П. Румянцева, который и поныне удостаивает их своего покровительства.

Комментарий:

пахабное поганое слово!

Прогулка в академию художеств. Письма старого московского жителя к приятелю в деревню его Н.

93 стр

Текст:

Счастливое невозвратное время! Пожар Москвы поглотил и домик твой со всеми дурными картинами и эстампами, которыя ты покупал за безценок у торгашей на аукционах, а в Немецкой слободе у отставных стряпчих; он поглотил маленькую Венеру, в которой ты находил нечто божественное, и бюст Вольтеров с отбитым носом, и маленькаго Амура с факелом, и бронзоваго фавна, котораго Ализов отрыл...

будто бы на развалинах какой-то бани близ Неаполя, и которым он приводил в восхищение и тебя, и меня, и всех жителей нашего квартала.

Комментарий:

дичь.

 

93 стр

Текст:

Пожар, немилосердный пожар поглотил даже акациеву беседку с красивми скамейками, с дубовым столом, на котором мы, разливая чай, любовались прелестными видами: Москвой рекою, которая извивается по лугу вокруг стен и высоких башен Девичьего монастыря, Васильевским, Воробьевыми горами...

Комментарий:

и до конца страницы "гиль"

 

94 стр

Текст:

... я предался сладостному мечтанию, в котором тебе не могу дать совершенно отчета; книга и читанное мною совершенно забыто. Помню только, что, взглянув на Неву, покрытую судами, взглянув на великолепную набережную, на которую, благодаря привычке, жители петербургские смотрят холодным оком, - любуясь безчисленным народом, который волновался под моими окнами, сим чудесным смешением всех наций, в котором я отличал Англичан и Азиатцов, Французов и Калмыков, Русских и Финнов, я сделал себе следующий вопрос: что было нв этом месте до построения Петербурга?

Комментарий:

гиль.

94 стр

Текст:

Может быть, сосновая роща, сырой дремучий бор или

топкое болото, поросшее мхом и брусникою; ближе к берегу - лачуга рыбака, кругом которой развешаны были мрежи, невода и весь грубый снаряд скуднаго промысла. Сюда, может быть, с трудом пробирался охотник, какой-нибудь длинновласый Финн...

Комментарий:

вздор.

С конца стр 93 до начала стр 95 дважды написано: говори об академии.*

*стр 92 текст Батюшкова "говори, говори об академии художеств" - П. О.

 

95 стр

Текст:

... меж ними простой рождением, великий умом, любимец царский Меншиков, великодушный Долгоруков, храбрый и деятельный Шереметев и вся фаланга героев, которые создали с Петром величие Русскаго царства....

Комментарий:

вздор, Россия и без них была велика.

 

96 стр

Текст:

Ни малейший ветерок не струил поверхности величественной, первой реки в мире, и я приветствовал мысленно богиню Невы словами поэта...

Комментарий:

О! География?

 

96 стр

Текст:

... мы оба единогласно воскликнули: "Какой город, какая река!".

Комментарий:

приписано "какие дураки!"

 

97 стр

Текст:

Пейзаж должен быть портрет.

Комментарий:

вздор.

 

98 стр

Текст:

Хвала и честь великому основателю сего города, хвала и честь его преемникам...

Комментарий:

захотелось на водку.

 

98 стр

Текст:

Тот увидит новый город, новых людей, новые обычаи, новые нравы.

Комментарий:

через 20 лет не диво?

 

101 стр

Текст:

Я долго любовался сим зданием, достойным Екатерины, покровительницы наук и художеств.

Комментарий:

опять на водку!

 

101 стр

Текст:

Постоянному и мудрому плану, который следует с давняго времени начальство, и достойному выбору вельмож деятельных и просвещенных на место президента.

Комментарий:

кади А. О.!

Эти буквы изображены в виде известной Оленинской монограммы.

 

102 стр

Текст:

Вступая на лестницу, я готов был хвалить с жаром монархиню и некоторых вельмож...

Комментарий:

будет на водку.

 

103 стр

Текст:

Художники новейшие с большим трудом изображают коней. У нас перед глазами Фальконетово произведение, сей чудесный конь, живой, пламенный, статный, и столь смело поставленный, что один иностранец, пораженный смелостию мысли, сказал мне, указывая на Фальконетова: он скачет, как Россия! Но я не смею мыслить вслух о коне Бальбуса, боясь, чтобы меня не подслушали некоторые упрямые любители древности. Вы себе представить не можете, что теряет в их молодой художник, свободно мыслящий о некоторых условных красотах в изящных художествах... Пойдемте далее".

Комментарий:

глупо.

 

108 стр

Текст:

Вот празднование Пасхи в Париже Александром и его победоносными войсками. Какой предмет для патриота!

Комментарий:

в ожидании на водку!

 

110 стр

Текст:

"Г. Уткин, известный и уважаемый в Париже, может стать в ряду с лучшими граверами в Европе. Конечно, и в отечестве своем найдет он людей просвещенных, достойных ценителей его редкаго таланта!"

Комментарий:

правда.

111 стр

Текст:

примечание к основному тексту

...per dritto sentier tra regie porte

Trapassa, ed or dimanda, ed or risponde.

A dimande s risposte astute e pronte

Accoppia baldanzosa audase fronte.

Di qua di là sollecito s'aggira

Per le vie, per le piazze e per le tende.

I guerrier' i destrier' l'arme rimira;

L'arti e gli ordini osserva, e i nomi apprende.

Nè di sio pago, a maggior' cose aspira:

Spia gli occulti disegni, e parte intende.

Tanto s'avvolge, e cosi destro e piano...

 

То есть: "Прямым путем проходит чрез врата царские. Делает вопросы, дает ответы; хитрым вопросам и быстрым ответам соответствует его смелое и гордое чело. Туда и сюда проходит торопливыми шагами, чрез пути и площади между шатров неприятельских. Осматривая ряды воинов, коней и оружия, замечает порядок, искусство воинов; познает их имена. Сего не довольно: он стремится к высшей цели: проникает в тайные замыслы и хитрыя намерения врагов".

 

Наш Фигнер старцем в стан врагов

Идет во мраке ночи:

Как тень, прокрался в круг шатров:

Все зрели бысты очи.

И стан еще в глубоком сне,

День светлый не проглянул,

А он уж витязь на коне,

Уже с дружной грянул...

 

Жуковский.

Комментарий:

к чему?

дело не о Фиг, а об академии.

 

112 стр

Текст:

... я готов погрузился в сладостное мечтание и готов был воскликнуть почти то же, что Эней у Гелена...

Комментарий:

то же или не то же.

 

113 стр

Текст:

Она живо представляет лицо покойнаго графа, сего просвещеннаго покровителя и друга наук и художеств, вельможу, котораго мы будем всегда оплакивать, как дети - нежнаго и попечительнаго отца.

Комментарий:

безстыдно.

113 стр

Текст:

... вот чем отличался почтенный президент нашей академии, вот что мы будем вспоминать со слезами вечной признательности, и что искусная кисть г. Варнека столь живо напоминает всем академикам, которые имели счастие пользоваться плкровительством любейзнейшаго и добрейшаго из людей.

Комментарий:

вот пружины тайныя.

 

114 стр

Текст:

Сам Старожилов был тронут и долго стоял в молчании пред почтенным ликом почтеннаго старца, престарелаго Нестора искусств, истиннаго образца людей государственных, вельможи, который доказал красноречивым примером целой жизни, что вышний сан заимствует прочное сияние не от богатства и почестей наружных,...

Комментарий:

вздор, ложь.

 

114 стр

Текст:

... но от истиннаго, неотъемлемаго достоинства души, ума и сердца.

Комментарий:

ахали и от Казанской церкви.

 

114 стр

Текст:

Долго сладкое впечатление оставалось в моей душе, и я, занятый разговором почтеннаго художника, прошел без внимания мимо некоторых картин, ученической работы, иностранцев, которые на сей раз как будто нарочно согласились уступить безспорно преимущество нашим художникам, выставя безобразныя и уродливыя произведения своей кисти.

Комментарий:

Ето не критика.

 

115 стр

Текст:

"Вот прекрасная мысль, сказал я моим товарищам, - и выраженная мастерскою кистию".

Комментарий:

ссылка на стр 114, на цитату: выставя безобразныя и уродливыя произведения своей кисти.

 

115 стр

Текст:

И можно ли смотреть спокойно на картины Давида и школы, им образованной, которая напоминает нам одни ужасы революции...

Комментарий:

Невежество.

 

115 стр, 116, 117

Текст:

P. S. На третий день моей прогулки в академию я кончил мое письмо к тебе и готов был его запечатать, как вдруг мне пришла на ум следующая мысль: Если кто-нибудь прочитает то, что я сообщал приятелю в откровенной беседе?.... "Что нужды", отвечал молодой художник N., которому я прочитал мое письмо, - "что нужды? Разве вы обидели кого-нибудь из художников, достойных уважения? Выставя картину для глаз целаго города, разве художник не подвергает себя похвале и критике добровольно? Один маляр гневается за суждение знатока или любителя; истинный талант не страшится критики; напротиы того, он любит ее, он уважает ее, как истинную, единственную путеводительницу к совершенству. Знаете ли, что убивает дарование, особливо если оно досталось в удел человеку без твердаго характера? Хладнокровие общества: оно ужаснее всего! Какия сокровища могут заменить лестное одобрение людей чувствительных к прелестям искусств! Один богатый невежда заказад картину моему приятелю; картина была написана, и художник получил кучу золота... Поверите ли, он был в отчаянии. Ты не доволен платою? спросил я. - О нет, я награжден слишком щедро! - что же огорчает тебя? - Ах, любезный друг моя картина досталась невежде и сгниет в его кабинете: что мне в золоте без славы! - В Париже художники знают свою выгоду. Они живут в тесно связи с писателями, которые за них сражаются с журналистами, с знатоками и любителями и проливают за них источники чернил. Две, три недели занимают они публику после перваго выставления картин". "Это все справедливо; но я мог ошибаться". "Что нужды, если без намерения!" "Но я употребил в моем письме новыя выражения, например: механический прием (в живописном деле), желая изъяснить то, что Французы называют le faire, и боюсь"... "Пускай другие переведут лучше, исправнее; у нас еще не было своего Менгса, который открыл бы нам тайны своего искусства и к искусству живописи присоединил другое, столь же трудное, искусство излагать свои мысли. У нас не было Винкельмана.... Но запечайте, запечатайте письмо: его никто не прочитает!" повторял художник с хитрою улыбкою. И его слова успокоили меня, хотя не совершенно. Признаюсь тебе, любезный друг, я боюсь огорчить наших художников, которые нередко до того простирают ревность к своей славе, что малейшую критику, самую умеренную, самую осторожную, почитают личным оскорблением.

Комментарий:

Постскриптум перечеркнут, приписка: от етаго никогда не достанется Ален....

 

Нечто о поэте и поэзии.

119 стр

Текст:

... сии люди, имеют, без сомнения, дар выражаться, прелестный дар, лучшее достояние человека...

Комментарий:

неправда.

 

120 стр

Текст:

Надобно, чтобы вся жизнь, все тайныя помышления, все пристрастия клонились к одному предмету, и сей предмет должен быть искусство: поэзия - осмелюсь сказать - требует всего человека.

Комментарий:

не одна поэзия, всякая наука, всякое художество, всякое ремесло требуют всего человека.

 

120 стр

Текст:

Я желаю - (пусть назовут странным мое желание!) - желаю, чтобы поэту предписали особенный образ жизни, пиитическую диэтику, одним словом - чтобы сделали науку из жизни стихотворца.

Комментарий:

назовут глупым.

 

123 стр

Текст:

В среднем возрасте зримые предметы слабо врезываются в памяти, и душа, утомленная ощущениями, пренебрегает ими: ее занимают одне страсти.

Комментарий:

теплая вода.

Подготовила П. О.

http://vk.com/aboutdecembrists

 


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!