ПРАВИЛА ВЫДЕЛЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УДАРЕНИЙ.  



 1.Подлежащее и сказуемое.  

В простом нераспространенном предложении на одно из них и падает логическое ударение. Обычно ударение принимает на себя слово, занимающее второе порядковое место.

 Например:  

 

 

 «Поля опустели; обнажились леса».   

 2.Правило о новом понятии:  

 А)   если подлежащим и сказуемым является слово, означающее новое для данного текста понятие, то на нем ставится ударение. Если впервые упоминаются оба понятия, то они оба выделяются.

 Б)   если данное понятие уже упоминалось в тексте, то оно уже не выделяется

 Например:  

 «Вот дом ,   

 

 который построил Джек ,   

 

 а это пшеница ,   

 

 которая   в темном чулане хранится   

 

 в доме,   

 

 который построил Джек».   

Мы видим, что новые понятия:  «дом», «Джек», «пшеница», «чулан»   - выделяются. При повторении слов  «дом», «Джек»   ударение с них снимается.

 В)   сказуемые, смысл которых в тексте заключается в смысле подлежащего, не выделяются в тексте.

 Например:  

 

 

 «Сверкнула молния », «прогремел гром ».   

 3.Правило противопоставления.  

Если утверждается одно понятие для отрицания другого, то оба противопоставляемых члена выделяются.

 Например:  

 «У меня будет отпуск не в этом году, а в будущем» - этот год противопоставлен будущему;  

 «В наших жилах кровь, а не водица» -   «  кровь   » противопоставлена «  водице   »;

 «Хороша страна Болгария, а Россиялучше всех».  

Если в фразе есть скрытое противопоставление, то член предложения, являющийся скрыто противопоставленным, обязательно будет под ударением.

 Например:  

 «Это были настоящие цветы»   (подразумевается, что они не бумажные).

 4.При сочетании нескольких однородных членов в предложении все они должны быть выделены   .

 Например:  

 А)   «У человека с бородою было умное, молодое, свежее лицо»;  

 Б)   «Тут ели, спали, любили, дрались, заводили нескончаемый торг, ждали светлого будущего, болелии умирали».  

В этом предложении восемь однородных членов, причем такие группы слов, как  «заводили нескончаемый торг», «ждали светлого будущего»   являются распространенными однородными членами, так как в них выражаются понятия, относящиеся к тому, что делали тут эти люди.

 5.Если определение выражено существительным в родительном падеже, то оно принимает на себя ударение   .

 Например:  

 «смысл фразы», «сила звука», «идея произведения».  

 6.В сравнении наиболее ударным будет то, с чем сравнивается, а не то, что сравнивается   .

 Например:  

 «Лицо старухи было сморщено, как высохшее яблоко»,   - сморщенное лицо сравнивается с высохшим яблоком, следовательно, ударными будут слова  «высохшее яблоко».  

 7. Местоимение никогда не может быть ударным словом.  

 Например:  

 А)   «я никогда этого не забуду»;  

 Б)   «я тебе ничего не скажу».  

В вопросительном предложении ударным является то слово, в котором выражена сущность вопроса.

 Например:  

 «Ты взял яблоко?».   Если мы хотим узнать,  кто   взял яблоко, мы выделяем слово «  ты   ».

Если имеются противопоставления, то и местоимение будет ударным.

 Например:  

 «Если ты не пойдешь в гости, то и менятам не будет».  

Одно из ударных слов является основным ударным словом всей фразы, остальные ударные слова выделяются в меньшей степени.

Одни слова в речевом потоке выделяются наиболее сильно, другие - слабее, третьи - слабее, четвертые могут совсем не выделяться.

 Например:  

 «Собираясь уходить / и пожимая Циолковскому руку, / Никита сказал: // «если завтра приду за вами, / поедете на вокзал, / прочитать лекцию ///».  

В первом такте мы выделим слово «  уходить   », во-первых, потому что оно стоит в конце такта, во-вторых, потому, что оно вбирает в себя смысл всего высказываемого в такте - «  уходя   ».

Во втором такте незначительно выделяется слово «  руку   » - потому что оно стоит в конце такта и, кроме того, слова «  пожимая   руку   » означают «  прощание   ».

Подчеркнем в нашем примере наиболее выделяемое слово: самое ударное тремя чертами, менее выделяемое - двумя, еще менее выделяемое - одной чертой.

Получается следующее:

 «Собираясь уходитьи пожимая Циолковскому руку, / Никита сказал: // «если я завтра придуза вами, /поедете на вокзал/ прочитать лекцию».//  

Итак, получился целый комплекс ударений - сильных, средних и слабых. «Так же как в живописи существуют тона, полутона, светотень, так точно в искусстве речи существуют целые гаммы разных степеней ударений, которые надо скоординировать так, чтобы малые ударения не ослабляли, а, напротив, сильнее выделяли слово, чтобы они не конкурировали с ним, а делали одно общее дело по строению и передаче трудной фразы». (Слова К.С. Станиславского, цитируемые по книге М. Кнебель «Слово в творчестве актера»).

То же самое мы наблюдаем при ударении звука в слове.

 Например:  

В слове «  кабинет   » третий слог «  нет   » - ударный, второй «  би   » - предударный, первый «  ка   » - слабый.

Можно сказать, что степень ударения в слове различна: наибольшая на ударном слоге, средняя - на предударном, меньшая - на слабом.

Иногда ударение настолько незначительно, что гласный звук вообще выпадает, не произносится (в слове «  папоротник   » звук [о] в третьем слоге выпадает).

Чтобы узнать, какие слова являются главными в речевом такте, можно также попытаться отбросить слова, без которых можно обойтись, и оставить как бы скелет фраз. Этот прием называется «  скелетирование   » текста.

К.С. Станиславский рекомендовал после того, как текст разбит на речевые такты, определить в предложении главное слово и выделить его при произношении.

 Ударное слово   является основным центром мысли.

Для нахождения логического центра мысли недостаточно одного разделения фразы на речевые такты - смысловые ударения в каждой отдельной фразе определяются только тогда, когда найдена связь между всеми фразами, которые объединяются одной главной темой.

В зависимости от нее в каждой фразе определяются логические центры, т.е. слова, которые раскрывают эту тему.

«Ударные слова - это только придорожные вехи, по которым находит себе верный путь к уху и сердцу зрителя логическая мысль. Не зная мысли, которую ты хочешь сказать, не найдешь «главного» слова в фразе» (Н.Горчаков «Режиссерские уроки К.С. Станиславского»).

Поэтому никогда не следует начинать работу над текстом с отыскания подлежащих или сказуемых, требующих ударений согласно правилам грамматики.

Возьмем простую фразу «  Дай мне яблоко   ». По правилам грамматики логическое ударение должно быть на сове «  яблоко   », однако могут быть разные обстоятельства, меняющие смысл фразы, и тогда центр будет меняться, например: « даймне яблоко   », «  дай мне яблоко ».

 

Упражнение:  

 

Разбейте текст на речевые такты, расставьте паузы, ударения.

«  Хождение по мукам? Нет, так будет неправильно сказать. Были, были муки. И сомнения были, холодные, колючие. И, бывало, схватывало за горло отчаяние.  

 Все было, но зато и минуты восторга, необыкновенного, полного счастья, когда вдруг где-нибудь на дороге, во мраке, встретишь незнакомого, но родного человека, и он распахнет перед тобой все богатства своей души, непокоренной, красивой русской души и спросит: «Как же быть, товарищ   ?»

(Б.Горбатов, «Непокоренные»).

 

 


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 130; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!