Цивилизация — это состояние общества в его конкретный исторический период с точки зрения его достижений в материальной и духовной области.

Общество – это целое или система?

Общество являет собой некое единое целое, состоящее из людей, связанных различной степенью общности. Это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – это люди и формы их совместной деятельности. Когда мы говорим о человеческом обществе в целом, то имеем в виду такое объединение, которое включает в себя не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т.е. все человечество в его истории и перспективе.

Общество на любой ступени его развития – это многостороннее образование, которое обладает четкой внутренней расчлененностью составляющих его компонентов и их тесной взаимосвязью. Однако не стоит забывать, что без людей неразрывно связанных между собой нет общественных отношений. В то же время жизнь общества не исчерпывается только жизнью составляющих его людей. Так общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми.

При изучении общества как целостной системы выделяют два основных аспекта: структуру общества и его изменение. Структура общества, как и всякая природная структура, включает в себя не только отдельные объекты. Общество есть нечто большее, чем просто сумма индивидов. Современная философия рассматривает человеческое общество как совокупность множества различных частей и элементов. Причем, эти части, и элементы тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют. Поэтому общество и существует как единый, целостный организм, как единая система.

Человеческое общество — это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой — люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общество можно определить и как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей друг с другом и с природой: ведь общество изначально вписано в контекст взаимоотношения не со всем Космосом, а непосредственно с той территорией, на которой расположено то или иное конкретное общество.

В чем смысл «формационной» теории общества К. Маркса?

Учение о формациях является краеугольным камнем марксистской исторической науки. В основе формационной теории лежит представление, согласно которому история трактуется как единый процесс прогрессивного развития от низшего к высшему. Для своего времени формационная теория была значительным шагом вперед, ибо она впервые дала четкую универсальную схему всемирно-исторического процесса, основанную на материалистическом понимании истории.

В формационной теории К. Маркса можно выделить две составные части – статику и динамику. Социальная статика описывает то, из чего состоит общественная формация, что входит в способ производства, в экономический базис и идеологическую надстройку, а социальная динамика раскрывает механизм смены способов производства (общественных формаций) мирным или революционным путем.

Общественно-экономическая формация – общество, находящееся на определенной ступени исторического развития. В основе формации лежит известный способ производства, представляющий собой единство базиса (экономики) и надстройки (политики, идеологии, науки и др.). История человечества выглядит как последовательность пяти формаций, следующих друг за другом, – первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической.

Занимая ведущее место в марксистской теории социального развития, общественно-экономическая формация представляет собой тип общества, «находящийся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером» [3; 442]. Таких, основанных на конкретном способе производства материальных благ, конкретно-исторических типов человеческого общества выделяется пять: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический. Социальное развитие обуславливают экономические предпосылки, на которых «основано развитие политическое, правовое, философское, религиозное, литературное, художественное» [4; 174]. Тем самым, ведущую основу общественной жизни определяет материальное производство, которое каждое поколение приобретает в наследие от предшествующих и которое, в последующем, оно развивает для передачи будущему поколению.

Основные положения теории общественно-экономических формаций были детально прописаны в работе К. Маркса «К критике политической экономии. Предисловие» (1859), в набросках ответа на письмо к В.И. Засулич (1881).

Как отмечают некоторые исследователи, учение о производительных силах и производственных отношениях, являясь базовым в формационном подходе и дающее возможность проследить значимость данной методологии, положило путь к целостному пониманию общества и человека как члена общества в их историческом развитии.

3. Кто авторы и в чем смысл «цивилизационной» модели общества?

Цивилизация — это состояние общества в его конкретный исторический период с точки зрения его достижений в материальной и духовной области.

    В цивилизационном подходе цивилизация рассматривается в качестве основного элемента истории, через черты и характеристики которого сама история общества понимается как история человеческой культуры.

    В этой концепции развитие общества понимается как процесс изменений во времени следующих факторов:

материального быта (производство, техника, жилищные условия, уровень питания и уровень потребления материальных благ и т. д.),

социального быта (государственные порядки, сословно-классовое устройство общества, семья, здравоохранение, образование, политические движения и т. д.)

духовной культуры (наука, религия, искусство, философия, мораль и т. д.).

Попытку установить время появления термина «цивилизация» одним из первых предпринял французский историк Люсьен Февр. В своей работе «Цивилизация: эволюция слова и группы идей» он зафиксировал первое появление термина в напечатанном виде в работе «Древность, разоблачённая в своих обычаях» (1766) французского инженера Буланже.

Однако данная книга увидела свет уже после смерти автора и к тому же не в изначальном варианте, а уже с существенной корректурой, внесённой бароном фон Гольбахом — известным в ту эпоху автором неологизмов. Авторство Гольбаха кажется Февру ещё более вероятным в свете того, что Буланже в своей работе упомянул термин единожды, Гольбах же неоднократно использовал понятия и термины «цивилизация», «цивилизовать», «цивилизованный» и в своих работах «Система общества» и «Система природы». С этого времени термин входит в научный оборот, а в 1798 году он впервые попадает в «Словарь Академии»[4].

Швейцарский историк культуры Жан Старобинский в своём исследовании не упоминает ни Буланже, ни Гольбаха. По его мнению, авторство термина «цивилизация» принадлежит Виктору Мирабо и его труду «Друг человечества»

 

https://fil.wikireading.ru/63576

http://filosofedu.ru/index.php/voprosy-i-otvety-po-filosofii-vstupitelnyj/956-obshhestvo-kak-sistema-osnovnye-podhody-v

https://studme.org/56387/sotsiologiya/formatsionnaya_teoriya_karla_marksa

https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=4841

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 122; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!