Экономическая мысль в странах Древнего Востока



Тема 1. Предмет и методология истории экономических учений

История экономических учений изучает возникновение, развитие, борьбу и смену экономических доктрин, теорий, концепций на разных этапах цивилизации от древности до наших дней.

Предмет ИЭУ – процесс возникновения, развития, смены экономических идей, концепций, теорий, школ и направлений в экономической науке. Основная задача – выявление закономерностей.

Присутствует субъективный фактор, т.е. труды отдельного ученого или школы в своей основе являются комплексом субъективных представлений (обусловленных конкретной средой, временным отрезком, менталитетом и др.). 

Важнейшая особенность данной экономической науки состоит в актуальности, а в ряде случаев и злободневно-сти рассматриваемых ею вопросов. Анализ экономических учений прошлых эпох не является ее самоцелью. Познание истории направлено на лучшее и более объективное понима-ние настоящего.

Экономические учения неразрывно связаны с реальной практической деятельностью. Их роль в общественном развитии значительна. Они не являются пассивным отражением происходящих в экономике процессов, а оказывают на них влияние, нередко определяющее, способствуя или, наоборот, замедляя общественное и экономическое развитие. Неоклассические или кейнсианские концепции, как известно, явились основой государственных экономических программ.

Эволюция экономической мысли представляет собой сложный процесс, в котором отражается противоречивый характер общественно-политического и экономического развития. В экономической науке нет и не может быть одной единственно правильной теории, объясняющей все происходящие в обществе процессы. Как показывает история, в экономической теории соперничают разные концепции, взгляды и представления. При определенных социально-экономических и политических обстоятельствах один из подходов может стать господствующим. Следствием этого становится вытеснение других представлений, не отвечающих «мейнстриму», на периферию науки. В роли аутсайдера они остаются до тех пор, пока доминирующая теория не исчерпает свои возможности адекватно объяснять происходящие процессы и прогнозировать будущее.

Для усвоения истории экономических учений существуют следующие подходы:

1) исторический, т. е. исследования, которые связаны с историческими событиями, предшествующими данной доктрине. Теория рассматривается в хронологической последовательности;

2) формационный – изучаются доктрины в зависимости от способа производства, формации;

3) концептуальный – рассматривается в целом вся теория в развитии;

4) цивилизационный – характеризуется тем, что трактуется та или иная теория в зависимости от развития цивилизации.

Наряду с эволюционным развитием (формирование различных школ), существенную роль играли революционные взгляды и концепции, которые формировали основные направления.

В исследовании проблем истории экономических учений используют следующие методы:

1) диалектический – все явления рассматриваются в развитии;

2) анализа – целое явление разделяется на составляющие его элементы;

3) синтеза – элементы явления собираются в единое целое;

4) статистический – используются данные статистики.

5) абстракции, т. е. метод отвлечения от несущественных, второстепенных связей и явлений;

6) математический;

7) индукции;

8) дедукции;

9) моделирования;

10) графический;

11) табличный;

12) исторический и др.

 

Тема 2. Экономические учения Древнего мира

1. Экономическая мысль в странах Древнего Востока

2. Экономические идеи философов Античного мира

 

Зарождение экономической мысли, возможно, произошло и в эпоху первобытного строя, но лишь с появлением письменности, института государства, усложнением организации хозяйства, возникла возможность и необходимость фиксации экономических идей.

Первоначально в III—II в.до н.э., ЭМ носила лишь отражала хоз. Практику, носила не критический характер. Попытки осмысления ХД появляются только в 1 в. Д.н.э., когда появились товарно-денежные отношения, частная собственность на землю. Идеи не являются самостоятельными, рассматриваются как часть религиозных, философских, политических, нравственных представлений.

Экономическая мысль в странах Древнего Востока

Экономическая мысль Древнего Востока неразрывно связана с особенностями экономического развития этих стран (Египта, Вавилонии, Китая, Индии и др.): преобладание государственной собственности на землю, хозяйственная жизнь контролировалась государством, в экономике преобладало натуральное хозяйство и основными производителями были крестьяне.

Экономическая мысль Древнего Египта.

В Древнем Египтеэкономическая мысль была окутана религиозной оболочкой. Главной особенностью религиозного учения являлась вера в загробную жизнь. Значительная часть материальных и духовных ресурсов шла на обеспечение загробного существования (примером может служить грандиозное строительство пирамид, храмов, содержание «дома вечности», расходы, связанные с обслуживанием заупокойного культа).

Административно-хозяйственные документы, сохранившиеся от этого периода, отражают учет материальных и трудовых ресурсов, являются памятниками экономической мысли и позволяют охарактеризовать механизм управления хозяйством в Древнем Египте.

Именно здесь имеются самые ранние памятники экономической мысли – это:

- «Папирус Вильбура». Это земельный кадастр, где отражены результаты осмотра и обмера государственных земель (выделялись три типа земли в зависимости от урожайности: лучшие, средние и худшие участки).

- «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара» (датируется XXII в. до н. э.), здесь приводятся «правила» государственного управления страной и руководства хозяйством, овладение которыми необходимо и крайне важно для правителя. Призывая опираться сына на богатых, а не на бедных, он обращает внимание также на необходимости приближения к себе не только родовой знати, но и обычных свободных людей, проявивших способности в каком-либо деле.

- «Речение Ипусера» (датируется XVIII в. до н. э.), здесь главная идея – это недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства, во избежание обогащения простолюдинов и начала гражданской войны. В этом произведении отражена картина бедствий разрозненного Египта, сотрясаемого выступлениями народных масс, в котором прекратились внешнеэкономические контакты, внутренняя торговля, начался голод. Восставшие, захватив власть в государстве, разрушили его хозяйственный аппарат, начался передел собственности. Ипусер призывал вернуться к прежним порядкам, восстановить централизованную систему организации хозяйства, административный аппарат.

Древнеегипетское понятие «собственность» включало в себя не только те предметы, которые находились в личной собственности, но и те, которыми египтянин мог владеть или пользоваться благодаря своей службе. Должностное владение переходило по наследству лишь в случае назначения сына на эту должность. Многие стремились превратить должностное владение в частную собственность. В целях предотвращения расхищения государственного имущества была создана сложная процедура доказывания прав частной собственности на объект.

Хозяйство Древнего Египта было в основном натуральным. Постепенно отдельные товары стали фигурировать в торговле. В качестве наиболее распространенных товаров-эквивалентов выступало зерно (ячмень). В период Позднего царства роль всеобщего эквивалента закрепилась за серебром. В целом высокая централизация хозяйства тормозила развитие товарно-денежных отношений.

Экономические идеи Вавилонии отражены в Кодексе Законов царя Хаммурапи, действовавшие в стране в XXVIIIв. до н. э., в соответствии с которым вводились жёсткие правовые нормы и за нарушение которых предусматривалась экономическая, административная и уголовная ответственность (вплоть до смертной казни). Правовые нормы вводились во избежание разрушения натурального хозяйства и угрозы суверенитету страны из-за сокращений поступлений налогов в казну, что могло вызвать ослабление государственных структур и армии. Законы отразили развитие товарно-денежных отношений и меры, способствовавшие расширению торговых сделок, охрану и укрепление частной собственности, признание вечным и естественным деление общества на рабов и рабовладельцев, в котором рабы приравнивались к имуществу рабовладельцев.

Экономические мысли древнего Китая в основном представлены учением Конфуция (6 -5 вв. до н. э.), который одним из первых создал учение о естественном праве, на котором базировалась его философская и социально-экономическая концепция. В основе его общественного устройства лежит божественное начало, которое определяет судьбу человека и общественный порядок. Он считает естественным деление общества на «благородных», составляющих высшее сословие, и «простолюдинов» – низких, уделом которых является физический труд. Учение Конфуция нацелено на обеспечение стабильности формировавшегося рабовладельческого строя, укрепление авторитета государства, широкое использование для этих целей традиционных форм и обрядов, был за укрепление власти верховного правителя. В его сборнике Лунь-юй («Беседы и суждения») высказана мысль, что только образованный правитель способен влиять на равномерное распределение богатства, создаваемого обществом. Он считал, что только тогда у народа будет достаток, когда хозяйствование будет умелым, а труд станет одинаково выгодным как в коллективной собственности общины, так и в частном владении рабовладельцев.

Другое произведение «Гуань-Цзы», созданное в 4 -3 вв. до н. э., принадлежит коллективу авторов, в котором они подобно Конфуцию выдвигали главную задачу – сделать государство богатым, а народ довольным путем равномерного распределения богатства (то есть без обогащения торговцев и ростовщиков). Проявляя заботу о крестьянстве, авторы предлагали ограничить их обязательную трудовую повинность, оградить от спекулянтов и ростовщиков, изменить систему налогов, повысит цены на хлеб. Заботу об улучшении благосостояния народа они возлагали на государство, которому надлежало активно вмешиваться в экономические дела и устранять причины, мешавшие благополучию народа. Главными мерами стабилизации натурально-хозяйственных отношений считали – создание государственных запасов хлеба для стабилизации цен, меры по преодолению неблагоприятных природных условий и введение льготных кредитов земледельцам; замену прямых налогов - косвенными т.д. Тоже были за сохранение существовавшего деления общества на сословия.

В Китае большой остроты достигла проблема взаимоотношения натурального и товарного хозяйства, отсюда столкновение двух тенденций: 1) сохранение патриархально-общинных порядков; 2) рост и укрепление позиций рабовладения. Отсюда борьба стоявших за ними классов, которая для Китая стала важнейшей проблематикой экономической мысли.

Экономические мысли древней Индии

Экономика Древней Индии была основана на жертвоприношениях. Накопление не рассматривалось как самоцель. Часть собранного урожая считалось необходимым принести в жертву богам огня, земли, воды (язычество).

В буддийской литературе все беды человека объясняются кармой– воздаянием за его греховодные поступки в прежней жизни. Провозглашается принцип отказа от собственности (только освободившись от имущества как «внешней оболочки тела» можно достичь конечного спасения – нирваны).

В литературе прослеживается отношение к различным сферам экономики. Тексты содержат списки лиц, которых нельзя было приглашать на праздники, а также тех, от которых не принято было принимать подарки, пищу (ростовщики, продавцы мяса, люди, занятые нечистыми промыслами, – игроки)

Основные экономические идеи отражены:

1) в «Законах Ману» (III тыс. до н. э.),которые составлялись на протяжении ряда столетий и представляющих собой свод предписаний, где отражены формы превращения свободного человека в раба и закреплено его бесправное положение в обществе. Они содержат взгляды рабовладельцев и отразили существование наследственных каст. Брахманская концепция экономической политики, обоснованная в них, отводила существенную роль государству, на которое возлагалось: обеспечение доходов; регламентация хозяйственной деятельности; эксплуатация свободного населения и др.

2) в трактате «Учение о доходах» (или Артхашастра), автором которого является Каутилья (4- 3 вв. до н. э.). Он повествует о социальном неравенстве, которое оправдывает и закрепляет, подтверждает правомерность рабовладения и деление общества на касты, рекомендует меры, ограничивающие развитие рабства для предупреждения классовых конфликтов (так индийский раб мог обладать собственностью, имел право на получение наследства и самовыкупа за счёт своего имущества). В трактате главной отраслью экономики и занятием населения отмечено земледелие, большая роль отводилась строительству и поддержанию оросительных систем, которые квалифицировались как основа урожая. Развивались ремёсла и торговля, содержались сведения об общественном разделении труда и обмене, особое внимание уделяется торговле как важному источнику пополнения казны. Регламентация торговли должна была осуществляться также посредством установления надзирателем цен на товары и четкой фиксацией торговой прибыли (5% цены – для местных товаров и 10 % цены - для иностранных товаров). В его учении большое внимание отводилось экономической роли государства. Именно оно должно было обеспечивать охрану ирригационных сооружений, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, развитие промыслов, борьбу со спекулирующими торговцами и др. Каутилья выступал за регулируемый государством хозяйственный механизм. В работе говориться о трудовом происхождении богатства и необходимости регулирования трудовой прибыли (т.е. её распределении) между купцами и государством. Ростовщичество противоставляется торговле, так как считается, что оно ведет к уменьшению казны.

ВЫВОД: Таким образом, экономическая мысль Древнего Востока имела общие черты экономических идей: 1) отношение к рабству как к естественному (нормальному) явлению; 2) представление о разделении труда как основе экономической и политической жизни общества; 3) большое внимание уделялось экономической политике государства.


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 100; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!