Проекты основанные на типографике

Автономная некоммерческая организация высшего образования «Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС»

 

 

Кафедра «дизайна и декоративно-прикладного искусства»

 

 

ЭССЕ

По дисциплине: «Типографика»

На тему: «Типографика в современном графическом дизайне»

 

 

Выполнила:

студентка группы ГД-034

Хорозова Я. В.

 

Проверила:

Руднева О.В.

 

Санкт-Петербург

2020

Типографика в современном графическом дизайне

 

Типографика (Tipo – шрифт, Grafio – пишу/рисую) — область графического дизайна основным средством которой является шрифт.

Типографика — это искусство оформления печатного текста, базирующееся на определённых, присущих конкретному языку правилах, посредством набора и вёрстки. Типографика, с одной стороны, представляет собой одну из отраслей графического дизайна, с другой — свод строгих правил, определяющих использование шрифтов в целях создания наиболее понятного для восприятия читателя текста. Задачей типографики, наиболее творческого этапа оформления текста, является определение параметров для последующих процессов набора, вёрстки и допечатной подготовки.

Типографический процесс включает в себя выбор регистра алфавита, гарнитуры, кегля шрифта, выключки и длины строк, межбуквенных, межсловных и межстрочных пробелов, а также взаимного расположения текста и иллюстраций на запечатываемом материале.

Типографика — это оформление наборного текста. Его располагают на бумаге или экране, настраивают отступы и интервалы, подбирают шрифт. Хорошо проработанный материал смотрится лаконично и приятно. Легко читается, ощущается гармония.

Мы живём среди текстов. Мы разговариваем с окружающими нас людьми, читаем книги, газеты, журналы, замечаем таблички и вывески, биллборды и надписи на заборах. Каждый день читая тексты и воспринимая их на слух, мы получаем огромное количество информации. Обычно грамотному человеку-носителю языка не приходит в голову вслушиваться в красоту звуков речи или всматриваться в форму букв и их расположение. Однако мы можем рассуждать, нравится нам или нет звучание незнакомых слов на чужом языке, или находить в буквах непривычной письменности загадочные узоры. Способность эстетически воспринимать слышимые в знакомых словах звуки, задумываться о форме слова свойственна поэтам и писателям. Способность не только читать текст, но и видеть его, от общей массы до деталей отдельной буквы, работать с ним согласно его природе и законам композиции — отличительная черта типографа. Задача начинающего типографа — развить в себе эту способность и использовать её во благо читателя.

До появления компьютеров правила типографики использовали для создания макетов книг, газет и плакатов, помимо этого теперь их применяют для удобного отображения информации на дисплее — в программах и на сайтах.

Правила типографики учитывают параметры шрифта, размеры текста, его расположение. Чтобы хорошо оформить текст, нужно знать, какие шрифты использовать, что такое начертание, каковы пропорции между основным текстом и заголовком.

Шрифты концентрируются на восприятии текста, на удобочитаемости, различимости, заметности, на сплошном и выборочном чтении, на системе ориентирования.

Удобочитаемость (readability) Характеристика длинных текстов, предназначенных для сплошного чтения, и шрифтов для набора таких текстов. Они воспринимаются, как правило, при нормальном освещении, с расстояния 25–40 сантиметров и в течение долгого времени. Поэтому читатель не должен слишком напрягать глаза при чтении. Текст не может быть слишком мелким и должен заметно, но не чересчур, отличаться от фона. Рисунок текстового шрифта максимально привычный и нейтральный. Знаки не могут слипаться, паузы между ними должны быть равномерными, а колонка текста такой ширины, чтобы читателю не приходилось ни забывать к концу строки, что было в начале, ни перескакивать слишком часто со строки на строку. Самый удобочитаемый шрифт — самый нейтральный и незаметный.

Различимость (legibility) Свойство текста и шрифта, особенно важное для восприятия в нестандартных условиях: с большого расстояния, при слабом освещении или за очень короткое время. Надпись должна быть достаточно крупной, а буквы очень ясной формы и максимально отличаться друг от друга.

Заметность (visibility) Важна в тексте, который должен привлекать к себе внимание. Это можно сделать с помощью крупного кегля, цвета, выделительного начертания или акцидентного шрифта. Такой текст мы, прежде всего, видим и только потом читаем.

Сплошное и выборочное чтение (continuous & selective reading) Когда мы долго, спокойно и равномерно читаем от начала до конца длинный связный текст, это называется сплошным чтением. Текст для сплошного чтения должен быть максимально удобочитаемым, а для поиска в нём нужного места (как правило, того, где мы остановились в прошлый раз) достаточно номера страницы или даже закладки. Выборочное чтение — чтение отрывками, его цель — поиск и отбор нужной информации. Для удобства поиска в таком тексте должна быть развита система ориентирования: рубрикация и навигационный аппарат.

Система ориентирования (navigation system) Система пиктографических и текстовых элементов, помогающая человеку ориентироваться в пространстве и времени (знаки, указатели, таблички и пр.). В книге такой системой служат рубрикация (деление текста при помощи заголовков разного уровня) и навигационный аппарат (колонцифры, колонтитулы и т.п.).

Классификация шрифтов

Для удобства выбора и использования шрифты принято классифицировать, делить на группы. Это можно делать в зависимости от исторических, пластических свойств и назначения шрифта.

Текстовые шрифты (text faces) Шрифты, предназначенные для набора сплошных текстов, принято называть текстовыми (а совсем не наборными, как о них иногда ошибочно говорят. Наборный шрифт — любой, которым можно набирать: металлический, деревянный, фотонаборный, цифровой). Текстовые шрифты наиболее консервативны в отношении формы. Они должны быть максимально привычными и незаметными, чтобы не отвлекать читателя от содержания текста.

Заголовочные и выделительные начертания (display faces) Заголовочные и выделительные начертания — обычно часть текстовой гарнитуры. Они встречаются в сплошном тексте и служат для того, чтобы привлечь внимание к его фрагментам или заголовку. По рисунку заголовочные начертания немногим отличаются от текстовых, но предназначены для более крупных кеглей (начиная с четырнадцатого). К заголовочным начертаниям относятся начертания более жирные, более светлые или более контрастные, чем это необходимо для набора сплошного текста.

Акцидентные шрифты (display faces) Акцидентные шрифты ещё называют декоративными (ещё они частично совпадают с понятием афишноплакатных шрифтов). Их главная задача — привлечь внимание читателя. Обычно акцидентные шрифты используются в крупных кеглях.

Какими бывают шрифты

Обычно оформление текста начинается с выбора шрифтов. Их все можно разделить на пять групп: антиквы, гротески, брусковые, рукописные, декоративные.

Антиквы — это первое типографическое достижение человечества. Для латинского алфавита антикву разработали в 15 веке. Шрифту предшествовало письмо от руки: поэтому у всех букв есть засечки, а начертания основаны на дуктальном принципе — есть тонкие и толстые линии, как от движения пера.

Антиква старого стиля. Apple использовали шрифт Garamond. Он живой, детализированный, с умеренным контрастом между толщинами линий, знаки открытые

В 17 веке в эпоху барокко антиква трансформировалась — контраст толщин увеличивался, линии становились более жесткими и механистичными, внешне буквы все более отдалялись от рукописных.

Переходная антиква эпохи барокко на обложке каталога с «лабутенами»

В конце 18 века для французских революционных плакатов начали создавать антиквы нового стиля. Сейчас такие шрифты часто используют в заголовках и логотипах.

У новых антикв огромная разница между толщинами в буквах — это хорошо в большом масштабе для привлечения внимания

Гротески. Они с нами сравнительно недавно. В 19 веке их начали активно применять для газетных заголовков, плакатов и афиш — такие буквы были четко различимы издалека. К началу 20 века их стали брать и для набора больших текстов: форма начертания тут проще, чем в антикве, и печать обходилась дешевле. Сейчас гротески повсеместно нас окружают и никакого удивления не вызывают.

Это — Franklin Gothic, который относится к старым гротескам. Овалы вытянутые, все буквы закрытые и тяготеют к одной ширине.

В 50-х годах возникли неогротески. Они развивались в традициях швейцарской школы — это стандартные, незаметные, функциональные шрифты, обычно имеющие много вариантов начертаний.

Самый популярный неогротеск — Helvetica. Нейтральный шрифт, который подходит для любых ситуаций

Другие шрифты

Брусковые буквы развиваются с 19 века. Для гротеска в них слишком явная разница толщин и мощные засечки. Для антиквы — разница толщин слишком маленькая, а засечки слишком грубые. В итоге вышел гибрид — странный, но симпатичный.

Некоторые брусковые шрифты развивались из антиквы, другие —  из гротесков. Тут представлен первый случай

Наконец, декоративные шрифты – это все, что не вписывается ни в какие рамки.

Если вы вообще не понимаете, что за шрифт перед вами — значит он декоративный. Такие буквы хороши для заголовков, если использовать их дозированно

Сейчас новые шрифты создаются каждый день. Многие гарнитуры стали своеобразной классикой, и крупные компании с удовольствием их используют. А вот новые шрифты имеют свойство устаревать — чем сложнее их форма, тем быстрее наш мозг улавливает паттерн и привыкает к нему. И повторное появление шрифта у другого бренда вызовет ощущение дежавю. Поэтому выбирать стоит или старые проверенные шрифты, или совсем свеженькие.

Проекты основанные на типографике

Типографика применяется в совершенно разных сферах дизайна:

– монограмма (платки, салфетки, постель, посуда, книги, перстни)

– логотипы

– каллиграфия (леттеринг)

– шрифтовые иллюстрации

– интерьер

Покрас Лампас. Российский художник, каллиграф, основатель направления «каллиграфутуризм». Совмещает работу над арт-проектами с выставками по всему миру, перформансами и стрит-арт фестивалями. Создает масштабные каллиграфические композиции в городской среде и интерьере, постоянно экспериментируя с формами и возможностями шрифтов.

Покрас Лампас

Сестры Виктория и Виталина Лопухины — украинские художницы и каллиграфы. Закончили факультет графического дизайна Киевского института декоративно-прикладного искусства и дизайна им. Михаила Бойчука в Киеве, позже Львовской Академии Печати. Преподают каллиграфию в Киевской Академии М. Бойчука на кафедре графического дизайна. В настоящее время занимаются леттерингом и каллиграфией, иллюстрацией, созданием логотипов и фирменных стилей. Ценят красоту и гармонию кириллицы, изучают ее историю и вариации в старославянских источниках. Живут и работают в Киеве.

Виталина и Виктория Лопухины

Типографика в интерьере

Меловой леттеринг в пекарне

Пекарня Коржов

Шрифтовые иллюстрации Известный живописец и график, мастер иллюстрации и шрифтового искусства, представитель стиля конструктивизма, С. Б. Телингатер писал: «Образ шрифта это тоже мысль, только выраженная художественными специфическими средствами».

Одним из самых интересных моментов в работе со шрифтами является возможность создавать иллюстрации, используя формы и начертания букв. Для дизайнеров, которые любят «поиграть» с буквами, это обширные и бесконечные возможности проектировать, творить, создавать картинки.

Здесь буквы играют роль строительных кирпичиков. С их помощью можно создавать изображения, обращенные к зрителю, как на текстовом, так и на визуальном уровне.

Одри Хепберн

дизайнер Roberto de Vicq de Cumptich


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 84; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!