Последовательность работы над заданием



Собственный опыт преподавания черно-белой графики, практической работы многих художников позволяет сказать, что наилучшие результаты дает такая последовательность работы под черно-белыми графическими решениями:

- рисунок с натуры,

- эскизная работа,

- исполнение чистовых графических листов.

Может идти исполнение графического в размер чистового листа и прямо с натурной постановки. Это сохранит свежесть восприятия натуры (модели). Работа непосредственно с натуры ведется при ясно осознанном студентом графическом эффекте - натурной постановки, который невозможно запомнить и необходимо обязательно

зафиксировать на бумаге. Графика с натуры крайне сложна в работе и требует навыка. Переработанная на новый лист бумаги такая графика часто смотрится эффектнее.

Оптимальный вариант для студентов, начинающих работать в технике черно-белых решений - это постановки в так называемых «чистовых листах». Чистовые листы должны быть «чисты», т.е. без помарок. «Перевод» эскизов в чистовые листы не является техническим процессом, а представляет собой творческую работу. Бездушное увеличение эскиза до размеров чистового листа ведет к схематизации, выхолощенности композиции. Исполнение чистовой работы точнее можно назвать созданием графического произведения на основе детального эскиза. В процессе работы открываются новые возможности, появляются новые мысли,, которые несколько изменяют задуманное в эскизе.

Законченные графические работы составляют основу графической экспозиции на экзамене.

Орнаментальность в черно-белой графике

Орнаментальные принципы графического решения листа лежат в основе работы с каждой постановкой данного задания, т.к. Орнаментальность присуща каждому произведению изобразительного искусства. Вопрос лишь в степени орнаментальной организации. Черно-белая графика, выполняемая студентами факультета прикладного искусства, самим чередованием черных или белых однотонных ударов краски, изощренной конфигурацией и, в ряде случаев, однотолщинной линии, имеет уже довольно высокий уровень орнаментальной организации. Сложные постановки с упором на их орнаментальную организацию, ставятся после усвоения студентами элементарных графических приемов. Поиск орнаментальной  организации графических листов часто сопровождается отказом от объемной характеристики фигур. Это вполне естественный и необходимый прием при изучении основ орнаментальности в графике. Огромное количество графических произведений, выполненных мастерами графики, не имеют объемных характеристик.

Материалы, инструменты для графических работ

Выбор материалов, используемых в заданиях по черно-белой графике, обуславливается самой спецификой черно-белой графики. В качестве «черного» обычно употребляют: фабричную тушь, черный соус, черную темперу или черную гуашь. Могут быть использованы:

черный фломастер, карандаш «ретушь», итальянский карандаш, черные оттенки пастели.

В качестве «белого» используются различные сорта белой бумаги в зависимости от замысла художника и применяемого инструмента.

Так, для графики с тонкой прорисовкой деталей используют гладкую мелованную бумагу, по которой хорошо работается стальным пером, а пятновое графическое решение с большими плоскостями черного и белого можно исполнить на бумаге с шероховатой поверхностью. Шероховатая поверхность больших плоскостей фактурно обогащает графический лист.

Можно использовать вместо белого пятна нейтральные тепло-серые и холодно-серые тона, которые не противоречат принципу задания, а только снижают контрастность отношений темного и светлого. Тонирование бумаги производится заливками растворов чая, кофе, акварели; равномерным втиранием- ватным тампоном мелко толченной пастели или других сухих красителей.

Инструментами для работы тушью по бумаге' служат кисть и металлическое перо. Применяются также гусиное перо и камышовая палочка, представляющая собой заостренную на манер пера палочку камыша.                                  ,

Кисть является более универсальным инструментом в графической работе, т.к. позволяет исполнить широкий диапазон работ от тонкой линии до свободного закрытия краской больших плоскостей. Толщина штриха при работе кистью варьируется органически свободно. Линия, сделанная кистью, всегда более «живая», чем сделанная пером, т.к. кисть более чутко реагирует на изменение положения руки и силу давления.

Следует предостеречь начинающих работать в черно-белой графике от увлечения комбинированием техник (перо и кисть, кисть и черный карандаш и т.п.). Каждый инструмент или материал да и не только определенный характер техники исполнения работы, но и вырабатывает определенный подход к изображению формы.

Трудная стираемость многих графических материалов ставит перед художником определенные задачи по уничтожению ошибочно произведенных линий. Ватманская бумага, как наиболее прочная, позволяет многократные соскабливания и стирания без серьезного повреждения поверхности. С ватманской бумаги краска снимается бритвой или острым ножом. На других видах бумаги можно пользоваться белилами, но не злоупотреблять ими, т.к. белила все равно не 'попадают в тон бумаги и в большом количестве нарушают единство белого.

Неудачно закрашенные места можно аккуратно заклеить бумагой того же сорта, что и бумага, на которой исполняется графическое произведение.

Вклейки лучше всего производить на резиновом клее, т.к. он не коробит бумагу. Следует однако заметить, что как бы аккуратно не было выполнено исправление, конечно, лучше смотрится работа, не имеющая поправок.

Поэтому особое внимание надо обращать на подготовительную работу в области композиции графического листа и делать работу без исправлений.

Рекомендуемая и использованная литература

1. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М., изд-во Акад. пед. Наук РСФСР, 1950.

2. Дейнека А.А. Учитесь рисовать. М., изд-во Акад. художеств, 1961.

3. Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе. М., изд-во Акад. художеств, 1963.

4. Сидоров.А.А. Русская графика начала XX в. М., изд-во «Искусство», 1969.

5. Фаворский В. О графике, как основе книжного искусства. Сборник «Искусство книги», выпуск №2, М., 1961.

 


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 58; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!