Jewish Education Committee, 1946. 112 страница
Надежда означает, что «когда-то в будущем сит уация изменится и будет так, как я хочу». Надежда означает сходство между «уровнем ожиданий» лично сти и ее «уровнем нереалистических мечтаний». Кар тина, предстающая нашему взору в этом «психологи ческом будущем», редко соответствует тому, что в дей ствительности случается по прошествии времени. Че ловек может видеть свое будущее слишком радужным или слишком мрачным; зачастую видение психологиче ского будущего колеблется от надежды к отчаянию и от отчаяния к надежде. Но вне зависимости от того, насколько верными оказываются актуальные представ ления человека о своем будущем, они глубоко влияют на его настроения и действия в настоящем.
|
|
Психологическое будущее — это составная часть того, что Л. К. Франк называл «временной перспек тивой». Жизненное пространство человека вовсе не ограничивается актуальной для него ситуацией; оно включает в себя все его будущее, настоящее и про шлое. Действия, эмоции и, естественно, моральное состояние личности в любой момент времени зави сят от его целостной временной перспективы.
|
|
Поведение безработного, таким образом, это при мер того, как временная перспектива может снижать моральный дух. То, как моральный дух может быть сохранен благодаря временной перспективе, иллюстри рует поведение небольшой группы сионистов в Герма нии вскоре после прихода Гитлера к власти. Большин ство евреев в Германии в течение десятков лет были убеждены в том, что погромы, столь типичные для царской России, «просто не могут случиться здесь». Когда Гитлер пришел к власти, социальная почва, на которой они стояли, внезапно начала уходить из-под ног. И естественно, многие впадали в отчаяние и кон-
|
|
|
|
Конфликты в контактных группах | 241 |
чали с собой; потеряв жизненную почву, они не могли увидеть в будущем ничего, ради чего стоило бы жить.
Временная перспектива весьма немногочисленной сионистской группы была совершенно иной. Хотя они и не допускали мысли о начале погромов в Германии, но отдавали себе отчет в том, что это в принципе возможно. Десятки лет они реалистично анализиро вали свои собственные социальные проблемы, пла нируя свою деятельность на многие годы вперед. Ины ми словами, в их временную перспективу были вклю чены психологическое прошлое, в котором им тысячи лет приходилось противостоять враждебным обстоятель ствам, а также осмысленная и воодушевляющая цель в будущем. И в результате создания такой временной пер спективы моральный дух этой группы был высок — несмотря на настоящее, внушавшее им опасения ничуть не меньшие, чем всем остальным. Вместо того чтобы перестать действовать и замкнуться в себе перед ли цом сложной ситуации — результата ограниченной вре менной перспективы, подобной той, что наблюдается у безработных, — сионисты, имея длительную и реалис тичную временную перспективу, продемонстрировали инициативное и структурированное планирование соб ственного будущего. Следует отметить и то, сколь важ ный вклад внес высокий моральный дух этой малень кой группы в моральное состояние большой части не мецких евреев, не разделявших сионистские взгляды. Здесь, как и во многих других случаях, немногочис ленная группа стала вдохновителем широких масс
Итак, временная перспектива представляет собой важный фактор морального состояния и заслужива ет более детального анализа.
ЭВОЛЮЦИЯ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 80; Мы поможем в написании вашей работы! |
![](/my/edugr4.jpg)
Мы поможем в написании ваших работ!