Российское общество Красного Креста.



                        

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИИ № 1

«История сестринского дела»

 

Актуальность

Сестринский процесс является очень актуальным в профессиональной деятельности медицинских работников.

Знание истории зарождения сестринского дела в нашей стране, становление  работы по оказанию помощи больным, формирование личностных качеств медицинской сестры - является неотъемлемой частью теории сестринского дела.

Знание истории сестринского дела развивает у мед. работника дальнейшее чувство ответственности и гордости в формировании профессиональных качеств.

В дальнейшем данная тема будет вам необходима, при изучении клинических дисциплин.

 

Цели занятия:

Учебные цели:

· дать понятие об основоположниках сестринского дела;

· показать заслуги  зарубежных и отечественных медиков в развитии сестринского дела;

· выделить элементы патриотизма и самопожертвования людей преданных своему делу;

· обеспечить формирование системы знаний у студентов в вопросах структуры сестринс кого дела на современном этапе;

· расширить кругозор знаний студентов по теме «история сестринского дела»;

 

Воспитательные цели:

· способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию;

· формировать профессиональный кругозор и общую культуру;

· добиваться осознанности в правильном выборе профессии;

· акцентировать внимание студентов на необходимости соблюдения правил этики и деонтологии в сестринском процессе ;

· воспитывать альтруизм, гуманное отношение к пациентам, чувство ответственности за результаты своей работы.

· воспитание у студентов наиболее важных личностно-профессиональных качеств медицинского работника:

· умение осознавать ответственность за жизнь пациента;

· умение анализировать свое поведение;

· расширить кругозор, обогатить эрудицию студентов, поддерживать интерес к изучаемому предмету.

 

 

Развивающие цели:

· способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;

· развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.

 

 

Этапы занятия:

Название этапа Время этапа
1 Организационный момент 4 мин
2 Объяснение нового материала 70мин
3 Закрепление материала 4мин.
4. Задание на дом 2 мин

 

Список литературы:

Основная:

Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва Издательская группа Гэотар-Медиа, 2011г..

Мухина С. А., Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» Москва Издательская группа Гэотар-Медиа, 2010г..

Обуховец Т.П., Основы сестринского дела. – Ростов е/д.: Феникс, 2007. – (Медицина для вас).

Обуховец Т.П. Основы сестринского дела. Практикум – Ростов е/д.: Феникс, 2007. – (Медицина для вас).

Дополнительные источники:

1. Кулешова Л. И. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии, учебник [Текст] / Л. И. Кулешова, Е. В. Пустоцветова - Ростов-на-Дону, Феникс, 2012. - 733 с.

 

                        

 

План лекции:

 

1. Основоположники сестринского дела.

2. Российское общество Красного Креста.

3. Развитие сестринского дела в первые годы советской власти.

4. Создание системы среднего специального медицинского образования.

5. Основные направления и события в процессе реформирования сестринского дела на современном этапе.

 

                                                                                                                            

                                                                                                                                                                                  

                                                                                             

Память – это история.

Ф. Бэкон

 

Основоположники сестринского дела.

Медицина существует столько же, сколько существует культура. Медицина является не только наукой, но и социальным институтом, т.е. исторически обусловленной системой социальных учреждений. О сестринском деле говорят, что это самая юная наука и самое древнее искусство.

Слово «Nursing»-от глагола «to nurse» , переводимого как присматривать, ухаживать, кормить, заботиться, поощрять, защищать. В анг. языке ,существительное «nurse» не имеет рода ( как,например, врач) . Латинское «nutrix» -вскармливать. 

Как всякая наука, сестринское дело имеет свою историю, которая охватывает тысячелетия. Зарождение медицины связано с ранними этапами развития человека и человеческого общества. Весьма реально, что вначале медицина была достоянием всех и каждого, а не профессией немногих избранников. Впоследствии, женщина, став главой человеческого рода, первой начала сознательно обобщать этот народный опыт и в силу своего ответственного положения в обществе, использовать его на практике в целях излечения сородичей. История дает основания полагать, что именно женщина была первым лекарем нашей планеты.

Древние славяне называли их «берегинями». Первобытный человек увековечил память о женщинах, оставив их изображения: каменные изваяния женщин-прародительниц, женщин-хранительниц домашнего очага. Женщин - «берегинь» находят сегодня на всех континентах и многочисленных островах нашей планеты в археологических слоях, относящихся к позднему палеолиту. Подробных данных о первых женщинах-врачевателях история не сохранила. Но народный эпос из глубины веков донес до нас имена врачевательниц, живших в эпоху матриархата: в Египте - Могучая Полидамна, в Чехии - мудрая Каза, в Колхиде - Медея. В древнейших памятниках письменности сохранились имена женщин-врачевательниц, живших в эпоху первобытного строя.

Так, в «Илиаде» Гомер называет светлокудрую Агамеду, знавшую все целебные травы, «сколько земля их рождает». Можно утверждать, что накапливавшихся в период матриархата опыт врачевания лег в основу медицинских знаний, которые человечество обрело гораздо позднее.

Основными «лекарями» были священники или знахари, а потому и основными «лечебными учреждениями» были храмы (например, храмы Асклепия). Больницы развивались из церквей. В средние века они скорее походили на прибежище бедняков, на пресловутые приюты. По мере утверждения христианства как государственной господствующей религии в Европе, христианская церковь взяла на себя заботу о немощных и больных. Эта обязанность лежала на дьяконах (от греческого diakonos - служитель). Им помогали женщины, называвшиеся дьякониссами. В число дьяконисс нередко вступали лица знатных фамилий и даже особы царского рода.

В византийских христианских монастырях в обязательном порядке создавались богадельни и убежища-кельи для больных; как правило, там проживала небольшая группа бедных (до десяти больных). С XI века дома-кельи стали называться больницами, а в странах Европы — госпиталями. Христиане верили, что спасение в загробной жизни будет зависеть от хорошего обращения друг с другом в этой жизни. Это оказывало сильное воздействие на развитие заботы о бедняках, голодных и больных. Древние целители использовали то, чему их научили наблюдения и история.

Основными приемами исцеления в рабовладельческом обществе были заклинания, молитвы, амулеты, жертвоприношения. С течением времени, с прибавлением знаний по уходу за больными стали использоваться домашние снадобья - уголь, сажа, зола, холодная и теплая вода, покой, хорошая пища, чистый воздух, травы, различные массажи, молитвы и обряды. В XI веке во многих городах Германии и Нидерландов были созданы общины женщин и девиц, называвшие себя бегинами. Они также занимались уходом за больными. Такие общины сохранялись до XX века.

За больными и умирающими ухаживали не только женщины. Во времена Крестовых походов (XII век) появились военизированные медицинские ордена, например, тевтонских рыцарей. После военных походов было основано много монастырей, где в свод необходимых знаний и умений входило умение оказывать медицинскую помощь. Поскольку там можно было получить образование, многие молодые люди стремились в монастыри с целью изучения медицины. С учреждением рыцарских орденов многие из них посвящали себя уходу за больными. Так, например, члены ордена святого Лазаря в Иерусалиме посвящали себя уходу за прокаженными. От названия ордена св. Лазаря произошло название лазарета.

Получил большую известность основанный крестоносцами в Палестине духовно-рыцарский орден госпитальеров, названный по иерусалимскому госпиталю св. Иоанна - странноприимному дому для паломников. Небезынтересно, что великим магистром его в 1798 году был избран российский император Павел I.

 С XII века появляются духовные попечительства о больных - госпитальные братья и сестры. Орден «Братьев милосердия» был основан в 1540 году в Испании. Община св. Елизаветы («Елизаветинки») существовала с ХШ века в Германии.

В XII веке появились различные учения, трактаты об уходе за больными. Один из трактатов принадлежит Салернской школе. Салернская медицинская школа возникла на юге Италии в IX веке и в 1213 году вошла в состав Салернского университета на правах факультета. Ученые этой школы написали множество сочинений, посвященных уходу за больными.

Так, Феррарий написал исследование о лихорадке, Музандин - сочинение о приготовлении кушаний и напитков для больных. Арнольд из Виллановы является создателем написанного в стихах трактата под названием: «Regimen sandtatis Salernitanum» - «Салернский кодекс здоровья». В этом кодексе сформулированы правила режима дня и питания, подробно рассматриваются свойства различных пищевых продуктов, плодов и растений и их лечебное действие.

Салернские предписания для сохранения здоровья не утратили своего значения и в настоящее время и во многом соответствуют современным гигиеническим и диетическим требованиям.

Таким образом, дошедшие до нас исторические сведения о становлении заботы и ухода за больными в обществе, дают нам представление о характере оказываемой помощи, о страждущих этой помощи и, наконец, о самих представителях «богу угодного» милосердия, которые являются неиссякаемым источником добра, любви, терпения, умения и сострадания по настоящий день.

Предыстория сестринского дела, т.е. науки и искусства ухода за больными, самым тесным образом связана с христианской религией. Термин "сестра милосердия" был предложен французским священником Викентием Полем, который в 1617 г. организовал первую общину сестер милосердия. Он говорил, что милосердие — это важнейшее качество христианина, а главным его делом является посещение бедных и больных и помощь им. Спустя 24 года в рамках общины была создана специальная школа по обучению сестер. Первые сестры милосердия не должны были быть монахинями, не давали никакого обета и носили светское платье. В XVIII в. В. Поль был канонизирован католической церковью; он считается покровителем благотворительной деятельности.

 

Возникновение и развитие сестринского дела за рубежом

Известно, что у истоков развития сестринского дела за рубежом стоят три ранних образа медицинской сестры. Это фольклорный образ «сестра-мать» - период, когда уход за больными осуществлялся на дому женщинами из числа домашних и ограничивался лечением обрядами и травами. Другой религиозный образ «божий работник» - период, характеризующийся появлением всевозможных богаделен, где за больными ухаживали служители церкви. И третий этап («темный» период), это образ «слуги» - когда помощь стали оказывать люди, получившие специальное образование. Особенность и недостаток последнего периода в том, что медицинская сестра выступает лишь в роли исполнителя указаний врача.

В развитии сестринского дела в странах Европы в XIX веке большую роль сыграла деятельность выдающейся личности, англичанки Флоренс Найтингейл (1820-1910).

Флоренс родилась во Флоренции (Италии), в богатой аристократической семье и получила блестящее образование для женщины своего времени. Она прекрасно знала литературу, владела пятью иностранными языками, изучала математику и естественные науки, занималась живописью и музыкой. Но спокойная и обеспеченная жизнь не привлекала девушку. Флоренс искала возможность активно помогать бедным и больным. Но в то далекое время деятельность, связанная с милосердием, оказанием помощи нуждающимся, считалась занятием, не достойным знатной женщины. Девушка пожертвовала личным счастьем, дорогими отношениями с родителями, но осталась верна своему призванию. Благодаря упорству и настойчивости, она в 1851 году поступает в общину сестер пастора Ф. Флендера в Германии, где и получает сестринское образование.

Через два года Флоренс занимает пост заведующей больницей для учительниц в Лондоне. Во время эпидемии холеры в Лондоне, она работает сестрой милосердия в холерной больнице. Имя Флоренс Найтингейл приобретает известность, и ей предлагают заведовать Королевской больницей, но начавшаяся Крымская война (1853-1856) изменила ее планы.

В ходе боевых действий английская армия несла большие потери, которые возрастали из-за плохой организации военно-медицинской службы. Поэтому, военное министерство искало опытного, знающего человека с организаторскими способностями, которому можно было доверить возглавить отряд медицинских волонтеров. Таким человеком и оказалась Флоренс Найтингейл. Она лично отобрала 38 будущих сестер милосердия и отправилась с ними в английский госпиталь в Скутари (Турция). Отважных женщин ожидала страшная картина: прогнившие, грязные бараки, кишащие паразитами тюфяки, нехватка белья и перевязочного материала, отсутствие топлива. Более 2000 раненых лежали вповалку на прогнивших нарах, больные тифом и холерой не были изолированы от других больных и раненых.

Сестры милосердия во главе с Флоренс энергично взялись за переустройство госпиталя, за обеспечение в военно-полевых условиях максимально эффективного санитарного режима и сестринского ухода. Они добились снижения смертности с 42% до 2%. По ночам повсюду мелькал огонек Флоренс Найтингейл. Прозванная солдатами «Женщиной со светильником» она не отходила от больных и раненых. К концу войны под руководством Флоренс работало уже 125 сестер милосердия. После окончания войны, перед отъездом в Англию, она на свои деньги поставила на высокой горе над Балаклавой в Крыму большой крест из белого мрамора в память о погибших солдатах, врачах и медицинских сестрах. Помощь на театре военных действий принесла Флоренс еще большую известность. Ее именем на родине был назван корабль. Королева Виктория неоднократно приглашала замечательную женщину в резиденцию и подарила ей бриллиантовую брошь с надписью: «Блаженны милостивы».

После окончания Крымской войны Флоренс Найтингейл продолжила свою деятельность в медицине, но уже на другом уровне. Она пишет много книг и статей о назначении, роли, деятельности и подготовке сестер. Выходят в свет такие работы как «Заметки о госпиталях», «Заметки о сестринском деле», «Как надо ухаживать за больными» и многие другие, которые получают восторженную оценку медиков и в настоящее время. Влияние мисс Найтингейл на положение женщин в Великобритании было огромным. В 1856 году одна высокопоставленная дама так отозвалась о мисс Найтингейл: «Важнейшим делом Флоренс было то, что благодаря ей в обществе возросло мнение о возможностях женщин, их работе».

Много времени и сил отдавала Флоренс делу подготовки медицинских сестер. В 1860 году по инициативе Найтингейл в Лондоне при больнице Святого Фомы была открыта испытательная школа для сестер милосердия. В течение 27 лет этой школой руководила подготовленная Флоренс квалифицированная медицинская сестра. Заканчивая школу, сестры милосердия произносили составленную Найтингейл торжественную клятву, где были такие слова: «Всеми силами я буду стремиться помочь врачу в его работе и посвящу себя обеспечению здоровья тех, кто обратился ко мне за помощью».

Умерла Флоренс Найтингейл в возрасте 90 лет, она похоронена в кафедральном соборе Святого Павла в Лондоне. Самоотверженная женщина стала примером служения людям и прообразом международного милосердия.

 Медалью с ее изображением награждают за особые заслуги отличившихся медицинских сестер. На оборотной стороне медали латинская надпись по кругу гласит: «Pro Vera Misericordia et cara Humanitate Perennis decor universalis» -«За истинное милосердие и заботу о людях, вызывающие восхищение всего человечества» и посередине гравированная фамилия владельца. Медаль Флоренс Найгингейл была учреждена в 1912 году. К настоящему времени этой медалью награждено около 1000 человек, из них 46 российских медицинских сестер.

 В ее честь в Лондоне и во Франции воздвигнуты памятники. Изображение Флоренс мы можем встретить и на денежных купюрах, и на почтовых марках. Ежегодно, 12 мая, в день рождения Ф. Найтингейл, во многих странах проводится в ее память «День больницы». Ее имя носят многие медицинские школы в разных странах.

Большая, роль в развитии сестринского дела за рубежом принадлежит международному обществу Красного Креста. Международный комитет помощи раненым во главе с А. Дюнаном созвал в октябре 1863 года в Женеве конференцию с участием представителей 13 стран, на которой был выработан устав Международной организации Красного Креста и принята эмблема общества.

Наибольших успехов в развитии сестринского дела в XIX-XX веках добились США, где впервые была создана Американская Медицинская Ассоциация. (АМА). В 1873 году в США открываются первые три сестринские школы по модели школ Ф. Найтингейл в Лондоне, с 1877 года начата подготовка патронажных сестер по уходу за больными на дому.

К 1869 году относится создание Американской Ассоциации Красного Креста, первым президентом которой стала Клара Бартон. В 1886 году в США. было создано первое профессиональное Общество медицинских сестер, а в 1899 году Международный Совет сестер; в этом же году в Колумбийском университете был впервые создан годичный курс академической подготовки сестер для работы в области сестринского администрирования.

С 1900 года стал выходить первый профессиональный сестринский журнал "American Journal of Nursing", первым его редактором была медицинская сестра Софья Пальмер. В 1907 году впервые в мире получила ученое звание профессора в области сестринского дела М. A. Nutting, которая заняла должность профессора кафедры сестринского образования в учительском колледже Колумбийского университета, готовившего сестер-администраторов и преподавателей.

В 1919 году в США образован Комитет по изучению сестринского образования, а с 1920 года введены первые магистерские программы в сестринском деле. С 1952 года стал издаваться первый международный научный журнал по сестринскому делу "Nursing Research", сейчас число профессиональных сестринских журналов только в США издается более 200. С I960 года стали появляться программы докторантур в области сестринского дела; к концу 70-х годов число медсестер, имеющих степень доктора наук, достигло в США 2000 человек.

В 1971 году в Международном Совете сестер был создан постоянный комитет медицинских сестер при ЕЭС, первым президентом которого стала медсестра Мари-Поль Флоран. В 1973 году Американская Ассоциация сестер создала в США Национальную академию сестринских наук. В 1977 году Международная организация труда (МОТ) приняла Конвенцию N° 149 о сестринском персонале, в которой закреплены роль, положение, использование, условия и нормативы сестринского обслуживания. С 1979 года по решению Совета Министров ЕЭС было положено начало созданию общей основы для подготовки и деятельности сестринского персонала Европы.

Важным свидетельством признания и необходимости дальнейшего развития и совершенствования сестринского дела для здравоохранения всех стран является тот факт, что с 1948 года, когда была создана Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), советником по сестринскому делу и акушерству 26 лет проработала госпожа Дороти Холл, которая неоднократно отмечала, что неправильное использование сестринского персонала затормозило не только развитие сестринского дела, но и всего здравоохранения в целом.

1988г. –первая Европейская конференция ВОЗ в Вене

2000г. - вторая Европейская конференция ВОЗ в Мюнхене.

Началом современного сестринского дела можно считать реформы, предложенные Ф. Найтингейл в области профессиональной подготовки сестер, их деятельности, управления сестринскими службами на основе применения специально разработанных ею научных методов, что оказало определяющее влияние на развитие сестринского дела во всем мире в последующие периоды. Укреплению социального и профессионального статуса сестры в значительной мере способствовало также создание с конца XIX века национальных и международных сестринских ассоциаций, обществ и союзов.

Создание многоуровневой системы сестринского образования, ранжирование сестринского персонала по уровням профессиональной квалификации были обусловлены, в первую очередь, экономическими причинами, так как система здравоохранения в западных странах развивалась как прибыльный бизнес, обеспечивающий условия быстрого технологического прогресса и создание широкого рынка медицинских услуг.

 

Развитие сестринского дела в России

Благотворительная лечебная помощь на Руси появилась с XI века, с созданием богаделен и убежищ-келий при монастырях. Так, в 1070 году в Киево-Печерском монастыре была открыта богадельня-убежище-дом во имя св. Стефана для проживания нищих, слабых, хромых, слепых и прокаженных. Такое же заведение было открыто в 1091 году Переславским епископом Ефимом. Осуществляли уход за калеками и больными монахи. После принятия христианства при монастырях стали создаваться «больничные палаты». То место, где боль кладет человека «ниц», стали называть «больницами». Некоторые так и назывались - больничными, например, монастырь Федора Студита в Москве.

Исторических сведений о женской медицинской деятельности на Руси очень мало. Но уже в XI веке был создан первый отечественный медицинский трактат под названием «Мази», который был для того времени уникальным. Его автором явилась внучка князя Владимира Мономаха Евпраксия Мстиславовна (Евпраксия-Зоя), которая глубоко изучила народную медицину и осветила в своем труде вопросы физиологии, гигиены, пропедевтики и профилактики некоторых заболеваний. Широкую популярность получил «Изборник Святослава», в котором были описаны нормы христианской морали, приведены советы по питанию, рекомендации по соблюдению личной гигиены. Николай Святоша (в крещении Панкратий Давыдович Черниговский) в 1142 году построил в Киеве монастырь, именуемый в летописях «больничным». За больными присматривали монахи - «лчецы» - безвозмездные врачеватели, которые осуществляли уход и лечили молитвами, «зельями» и овощами.

Со времен княжения Константина Всеволодовича Мудрого (1216-1218) представители княжеского рода стали посещать больных. Александр Невский говорил о необходимости княжеской помощи бедным, сиротам и вдовам. Известно, что Дмитрий Донской и его супруга Евдокия лично посещали больных на дому, «оказывая милостыню» на пропитание. Как правило, в больничных кельях количество больных не превышало 10-12, а лечение ограничивалось по тем временам лишь молитвами и растительной пищей. Выздоровление объяснялось и считалось исключительно Божьей помощью. В исторических источниках XIV века упоминаются имена крестьянской девушки Февронии, княжеской дочери Ефросиний, Федосии Морозовой и других, занимавшихся уходом за больными людьми.

Многие отечественные историки медицины (в их числе Л. Ф. Змеев, Н. Я. Новомбергский и другие) полагали, что первая (в современном понимании) больница, в которой лечили врачи, а обслуживали монахи, была построена в 1618 году при Троицком монастыре (Сергиев Посад).

В XVII веке многие русские монастыри процветали, богатели и это позволяло строить при них богадельни и небольшие дома для больных (больницы). Большую помощь в создании таких келий, богаделен и домов оказал патриарх Никон. С его помощью были основаны богадельни в Московском Знаменском монастыре, в Гранатном дворе у Никитских ворот, в Ново-Иерусалимском монастыре. В «Слове о приютах» он предложил создать общество милосердия, члены которого будут посещать дома бедных и несчастных и заниматься благотворительностью.

Со вступлением на трон династии Романовых милосердием и благотворительностью помимо царя и высших церковных иерархов начинают заниматься знатные светские феодалы. Одним из таких пионеров был придворный дворянин Ф. М. Ртищев, который в 1650 году на территории Андреевского монастыря открыл приют для бедных больных, нищих и пьяных, где врачевали лекари и даже доктор. Это, по-видимому, была первая городская больница. В годы русско-польской войны (1654-1667) Ртищев оборудовал дома для больных и раненых.

Стали появляться указы, касающиеся благотворительности: 1670 год - о создании приказа для строения богаделен; 1674 год о том, что все богадельни, содержащиеся правительством, должны отныне содержаться за счет патриаршей казны. В царствование Алексея Михайловича государство впервые стало проявлять заботу об увечных престарелых воинах.

Благотворительность на Руси до конца XVII века оставалась деятельностью угодной Богу и влекущей отпущение самых тяжких грехов. С конца XVII века больницами стал управлять патриарший приказ, а затем они перешли в ведение приказа аптекарского. В это же время за счет государственной казны в Москве строится больница для получивших тяжелые ранения на государственной службе. В том же указе монастырям предписывалось «лечить безденежно» и «лекарства держать недорогие». При каждой больнице обязательно должны были находиться трое: «дохтур, аптекарь и лекарь».

Допетровская благотворительность, выражающаяся в ручной, случайной милостыне, способствовала появлению нищих-профессионалов. Поэтому Петр I развернул активную борьбу с промысловым нищенством, которая сопровождалась полным запретом частной благотворительности. Был издан ряд указов по борьбе с нищенством и бедностью: о штрафе за подачу милостыни нищим, о больных нищих, которые «не могут ходить для собирания милостыни». Такие лица должны были помещаться в домовые богадельни патриарха, причем деньги на их содержание брались из патриаршей казны. В 1710 году царь издал указ, согласно которому престарелые, раненые, увечные офицеры и солдаты, не годные к военной службе, помещаются в московские богадельни.

Впрочем, состояние государственной казны не позволяло оказать помощь всем раненым и увечным в многочисленных петровских войнах.

С 1715 года в воспитательных домах, созданных специальным указом царя, должны были служить женщины, в обязанности которых входил и уход за больными детьми.

В вышедшем в 1716 году Воинском уставе отмечена преимущественная роль женщины в уходе за больными: «потребно всегда при десяти больных быть для услужения одному здоровому солдату и нескольким женщинам, которые оным больным служить имеют и платье на них мыть». В последующих регламентах и уставах военных госпиталей характер женской санитарной помощи все более конкретизируется и уточняется.

В 1722 году Петровский указ предписывал богадельням призревать слепых, увечных, дряхлых, престарелых, не могущих работать. Во всех монастырях полагалось учредить странно-приимницы или лазареты для престарелых и больных. Вместе с тем появился указ, говорящий о том, что две трети монастырских финансов должно тратиться на больницы и увечных, и лишь одна треть - на содержание самих монахов. Стали открываться приюты для брошенных младенцев.

В связи с проведением Петром I реформ, создается так называемая «Медицинская коллегия» (канцелярия), которая для работы в госпиталях в 1728 году ввела штатные единицы для женщин по уходу за больными. С 1735 года Генеральным регламентом о госпиталях количество работниц при больных определялось характером и тяжестью заболеваний последних.

 Этим начинаниям Петра суждено было прерваться почти на 100 лет. Отсутствие прочной системы организации женского труда в госпиталях и заинтересованности командования в нем приводило к тому, что в большинстве госпиталей он со временем либо исчез совсем, либо носил временный характер. В результате больные и раненые в госпиталях, особенно в военное время, находились практически на полном самообеспечении. При преемниках Петра, вплоть до Екатерины II, новые больницы не открывались, а открывались богадельни и братства, где заботились и о хронических больных.

В первые годы Екатерининского правления содержание богаделен инвалидных домов было возложено на Экономическую коллегию.

 В 1764 году был издан указ об организации в каждой губернии Приказов общественного призрения, которые должны были заниматься попечительством больниц, богаделен, работных домов для ленивых и смирительных домов для душевнобольных. Учреждались больницы и приюты для неизлечимо больных.

В 1764 году открывается Московский Воспитательный дом (в будущем Дом охраны младенца), государственное учреждение под монаршим покровительством, управлял домом генерал-поручик И. И. Бецкой. Одновременно был учрежден Московский родильный госпиталь, в котором находили приют беременные женщины из бедных слоев населения. В 1772 году в Петербурге создается еще один Воспитательный дом как отделение Московского, к которому в 1778 году присоединяется и родильный приют.

К середине XVIII века женский уход за больными стал осуществляться и в гражданских больницах. В Павловской больнице в Москве для ухода за больными по штату полагалось иметь баб-сидельниц из жен и вдов больничных солдат. Одна из них предназначалась для осматривания больных женщин и проведения простейших процедур. Позже для улучшения ухода за больными в Павловской больнице было постановлено нанимать исключительно женскую прислугу - сидельниц и кухарок. Но даже такое неквалифицированное обслуживание больных было распространено лишь в незначительной части больниц Петербурга и Москвы.

В конце XVIII века появляется большое количество смирительных и сиротских госпиталей, богаделен для призрения увечных и престарелых, создаются новые лечебницы и больные. Присмотр за всеми этими учреждениями был возложен на Главный магистрат и на полицию. В XVIII веке в России стали известны первые фельдшера. Их тогда называли «рудометами» или «цирульниками».

Характерным для первых медицинских школ в России была слитность фельдшерского и врачебного образования. Через 2-3 года после поступления успевающие ученики получали звание «подлекарей» (что примерно соответствовало званию фельдшера), затем еще через 1—2 года им присваивалось звание лекаря. В 1798 году врачебное образование было отделено от фельдшерского.

Следующий шаг в развитии женского ухода за больными - появление службы «сердобольных вдов». В 1803 году при воспитательных домах в Петербурге и Москве были учреждены так называемые «вдовьи дома», предназначенные для призрения неимущих, увечных и престарелых жен и вдов лиц, состоящих на государственной службе. В 1804 году попечителю Московского воспитательного дома было предложено построить рядом с больницей для бедных новый дом для вдов с тем, чтобы некоторые из них за умеренную плату приняли на себя присмотр за больными так, чтобы «все больные получили бы надзор благотворительных вдов». Но лишь в 1813 году при Петербургском вдовьем доме было принято решение употребить некоторое число вдов для работы в Мариинской больнице для бедных, а также для ухода за больными на дому.

В 1818 году был создан «Институт сердобольных вдов», а при больницах появились курсы сиделок для женщин.

Прошедшие испытательный срок «сердобольные вдовы» приводились к присяге с вручением знака отличия — золотого креста, который предписывалось носить на шее всю жизнь, даже если «сердобольная» выходила в отставку. Со второго года службы «сердобольные вдовы» могли посещать больных в частных домах, получая за свой труд плату.

При нашествии Наполеона на Россию в 1812 году помощь раненым на добровольных патриотических началах оказывали русские женщины. Они кормили и обогревали раненых солдат, перевязывали им раны, выхаживали вплоть до выздоровления. Это привело к созданию в ноябре 1812 года в Петербурге «Патриотического женского общества», предназначенного для оказания помощи населению, пострадавшему от нашествия врага. Жизнь показала, что при большом поступлении раненых и больных лечебные учреждения были не в состоянии обойтись без вспомогательного женского труда. Поэтому в 1818 году была создана государственная служба сиделок, которые обучались в больницах санитарно-гигиеническому уходу за больными и имели штатные должности при больницах.

В связи с большой потребностью в таких помощницах в 50-х годах XIX века в Петербурге открылась школа «Русских нянек». А в 1822 году главный врач Мариинской больницы для бедных в Москве X. Ф. Оппель выпустил «Руководства и правила, как ходить за больными, в пользу каждого, сим делом занимающегося, а наипаче для сердобольных вдов, званию сему особенно себя посвятивших». Это было первое руководство по уходу за больными. В нем X. Ф. Оппель утверждал: «Без надлежащего хождения и смотрения за больными и самый искусный врач мало, или и никакого даже, в восстановлении здоровья или отвращения смерти успеха сделать не может». Таким образом, X. Ф. Оппель, считавший, что сердобольная вдова — «Орудие в руках врача», невольно указал на необходимость партнерских отношений в лечении больного.

Таким образом, до середины XIX века служба «Сердобольных вдов» оставалась единственной формой профессионального участия женщин в уходе за больными в России.

 

 

Российское общество Красного Креста.

В средние века в Европе создавались общины сестер и братьев милосердия. Позднее уход за больными целиком взяли на себя женские общины. Первая такая община сестер милосердия была учреждена Павлом Винцентом во Франции. В России, в 1844 году, принцесса Терезия Ольденбургская предложила открыть в Петербурге «Сердобольное заведение», деятельность которого была бы вверена общине сестер милосердия.

В основу первой в России общины сестер милосердия была положена мысль о том, что попечение о больных и другие формы милосердия могут быть делом личного подвига. Община была открыта 9 марта 1844 года. Через 4 года был утвержден устав «Заведения общины сестер милосердия». Свое название «Свято-Троицкая» община получила лишь в 1873 году. Первоначально она включала 7 отделений; отделение сестер милосердия, женскую больницу, богаделыо для неизлечимых, пансион, приют для приходящих детей, исправительную детскую школу, отделение кающихся, или Магдалин.

Со временем большинство отделений было закрыто и деятельность общины направилась исключительно на служение бедным больным и на подготовку сестер милосердия. В 1845 году был открыт «Покой для приходящих больных», не нуждающихся в больничном лечении, получивший позже название амбулаторной лечебницы.

По уставу общины в нее принимались девушки и вдовы от 20 до 40 лет. Первый год работы был испытательным, женщины проходили курс обучения и на деле проверяли свои душевные и физические качества, необходимые для этой трудной работы. Обучение осуществлялось врачами, состоящими в общине на службе. Сестрам преподавали правила ухода за больными, способы перевязки ран, фармацию и рецептуру. Через год сестры давали присягу и становились полноправными членами общины.

Кроме врачей, состоявших на постоянной службе в общине, с консультативной целью для лечения больных приглашались многие известные врачи Петербурга. С 1845 по 1856 годы больницу общины посещал Н. И. Пирогов, производил в ней наиболее сложные операции и вскрытия тел умерших. Работа в общине позволила ему высказать впоследствии следующую мысль: «Доказано уже опытом, что никто лучше женщин не может сочувствовать страданиям больного и окружать его попечениями неизменными и, так сказать, несвойственными мужчинам».

Так как спрос на деятельность сестер милосердия намного превышал возможности одной общины, в России назрела необходимость создания новых общин.

В конце 1844 года в Петербурге княгиня М. Ф. Барятинская основала «Общину сестер милосердия литейной части», целью которой было «оказание помощи нуждающимся и страждущим», проживающим в этом районе города,

В том же 1844 году Софья Степановна Щербатова (в девичестве Голицына) на правах первой дамы столицы основывает благотворительное общество «Дамское попечительство о бедных в Москве», вошедшее в состав Ведомства учреждений императрицы Марии. Под эгидой этого общества открываются один за другим детские приюты, богадельни для престарелых, училища и прочие благотворительные заведения.

В 1845 году Софья Степановна принимает на себя обязанности председательницы Совета детских приютов. В 1848 году во время эпидемии холеры в Москве, С. С. Щербатова основывает общину сестер милосердия, получившую название Никольской.

К организации данной общины она привлекла известного доктора Федора Петровича Гааза. Ф. П. Гааз был одним из первых врачей, привлекших женщин к уходу за больными. Им первым в штатное расписание Павловской больницы в Москве был включен женский обслуживающий персонал: «Для улучшения ухода за больными вместо состоящих для ухода инвалидных солдат и жен их поставлено определить по найму исключительно женскую прислугу - сидельниц, вместо поваров иметь кухарок».

В 1850 году в Одессе была учреждена «Стурдзовская богадельня сердобольных сестер». Богадельня состояла из общины сестер и больницы для их практического обучения.

Позже была организована бесплатная лечебница для приходящих больных и детская больница. Медицинское обслуживание получали только больные женского пола. При больнице состояли старший врач и несколько и лекарей-помощников. Как и Петербургская служба сестер милосердия, Одесские «Сердобольные сестры» едва справлялись с наплывом желающих получить хотя бы какую-нибудь медицинскую помощь.

Во время Крымской войны (1853-1856) особенно остро проявился недостаток сестер милосердия.

Великая княгиня Елена Павловна взяла на себя организацию женской помощи больным и раненым на поле битвы. Таким образом, в 1854 году в Петербурге была создана община сестер милосердия, названная Крестовоздвиженской. Пошли туда богатые и знатные, бедные и простые - все одинаково воодушевленные горячим желанием послужить людям в несчастии, помочь и утешить в страданиях. Устав общины был составлен Н. И. Пироговым.

Главной целью общины была подготовка сестер милосердия для ухода за ранеными и больными в действующей армии. Известно, что Н. И. Пирогов предложил разделить сестер на перевязочных, дежурных, аптекарек и сестер-хозяек. Он разработал специальные инструкции для каждой из этих групп. Сестры милосердия вели журнал, где отмечали недостатки в уходе за ранеными и больными, обнаруженные во время дежурств. Это значительно повышало качество их работы и ответственность.  Они помогали докторам на перевязках, подавали больным лекарство, питье. Ни гангрена, ни тиф, ни холера - ничто не страшило этих отдавшихся на великий христианский подвиг женщин. С необыкновенной кротостью и терпением отвечали они на капризы больных, успокаивали их ласковым словом, утешали скорым выздоровлением.

В результате перегрузки передовых госпиталей ранеными Н. И. Пирогов предложил создать госпиталь в Екатеринославле. После его развертывания началась эвакуация раненых из Крыма. Н. И. Пирогов лично организовывал отправку раненых и больных, выделял для ухода за ними в пути лучших сестер милосердия. Много сделали сестры милосердия для улучшения медицинской помощи раненым и больным при введении Н. И. Пироговым сортировки.

В целях поощрения и увековечения заслуг сестер в Крымской войне комитетом Крестовоздвиженской общины был учрежден позолоченный крест. 158 сестер были награждены этим крестом, 68 сестер были представлены к бронзовой медали «За оборону Севастополя», среди них Екатерина Хитрова, Екатерина Бакунина, Дарья Севастопольская и многие другие. Вернувшись домой, они продолжали трудиться у постели больных.

Движение сестер милосердия стало распространяться по России – стали открываться сестринские общины. Наиболее крупной явилась Покровская. При этой общине действовали: приют для детей-сирот, шестиклассная школа, фельдшерские курсы, школа шелководства, амбулатория, больница, госпиталь, дом для престарелых монахинь и сестер милосердия. В Уставе общины определялись следующие задачи: подготовка сестер милосердия, оказание помощи больным, воспитание детей.

Существовало три разряда сестер: испытуемые, младшие, старшие - крестовицы (5 лет работы). Все те, кто хотел поступить в сестры милосердия, предварительно проходили испытательный срок по крайней мере один год.

 В 1867 году было создано Общество попечения о раненых и больных, которое в дальнейшем было переименовано в Российское Общество Красного Креста, основной задачей которого являлась подготовка сестер милосердия.

Международное Общество Красного Креста было создано в 1863г. По инициативе швейцарского филантропа Анри Дюнана – лауреата первой Нобелевской премии мира.

Опыт Крымской кампании получил развитие в русско-турецкой войне (1877-1878), на театрах военных действий в Черногории и в Сербии. Перед началом русско-турецкой войны на учете было всего 279 сестер. Председатель общества попечения о раненых и больных запросил у Главного военно-госпитального комитета об ускоренной (6-недельной) подготовке сестер.

Ряд общин медицинских сестер Петербурга (Свято-Троицкая, Крестовоздвиженская, Георгиевская и Покровская) стали принимать женщин на курсы. Аналогичные курсы подготовки сестер милосердия открылись и в других городах России.

Весной 1878 года в войсках разразилась эпидемия тифа. Тиф с каждым днем разрастался, и вскоре все госпитали оказались переполнены больными. Почти все медсестры переболели тифом, более 5% их погибло.

Все участницы войны получили медали, учрежденные в память о русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Шесть медицинских сестер были награждены серебряными медалями «За храбрость», и почти все сестры - знаком отличия Красного Креста.

В 1897 году Русское общество Красного Креста учредило в Петербурге Институт братьев милосердия, существовавший до 1917 года, целью которого была подготовка мужского персонала по уходу за больными и ранеными, с двухгодичным сроком обучения.

В 1914 году началась первая мировая война. С первых же дней объявления войны все находившиеся в России женщины дома Романовых принялись за организацию лазаретов, санитарных поездов, складов белья и медикаментов, приютов и мастерских для увечных воинов, помощи семьям солдат. Уже к декабрю 1914 года в Москве было открыто 800 лазаретов.

Вдовствующая императрица Мария Федоровна учредила госпитали в Минске, Киеве и Тифлисе. Лазареты организовали и все великие княжны. Но блестящие светские дамы не ограничивались попечительством и ассигнованием денег. Они работали.

Когда началась война, императрица Александра Федоровна вместе со старшими дочерьми Ольгой и Татьяной прошла кратковременные курсы ухода за ранеными. Простыми сестрами милосердия они ежедневно трудились в царскосельском лазарете - на операциях подавали инструменты, делали перевязки, в том числе самые сложные, требовавшие большого профессионализма, ухаживали за ранеными, чистили инструменты, работали на складе - делали бинты, готовили к отправке на фронт одежду и медикаменты.

В сохранившихся дневниках Великой княгини Ольги Николаевны, не предназначенных для постороннего, особенно чувствуется неподдельный интерес, любовь и сострадание к людям. Императрица Александра Федоровна писала о перевязках, которые делала, о состоянии подопечных раненых, о смерти тех, к кому успела привязаться и кого успела полюбить. Из записок Великого князя Александра Михайловича: «...иногда и солдаты отказывались верить, что сестра, которая так нежно и терпеливо за ними ухаживала, была родною сестрою Государя и дочерью императора Александра III».

26 августа 1917г. – первый Всероссийский съезд сестер милосердия в Москве, где утвердили Всероссийское Общество сестер милосердия.

 


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 65; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!