Применение плейбек-театра как психотерапевтического инструмента.

Национальный Исследовательский Университет

«Высшая Школа Экономики»

Научно-популярная статья

По дисциплине: «Психология»

на тему:

«Плейбек-театр как психологический инструмент»»

Выполнила:

Железнова Анна Сергеевна

 

Москва 2020

Введение

В этой статье я хочу рассмотреть плейбек-театр: его историю, принципы, пользу. Так как я сама занимаюсь им уже больше года, мне было очень интересно глубже разобраться в этой теме. Надеюсь, эта статья поможет кому-то узнать что-то новое, и, возможно, вдохновиться.

Плейбек-театр: суть, основные принципы.

Плейбек-театр (с английского Play-Back Theatre от «We are playing your stories back to you») – это форма театральной импровизации, возникшая в 1975-ом году в Соединенных Штатах как  комбинация театра и психотерапии. Основателями этого театра были Джонатан Фокс и Джо Салас.  По словам Джонатана, на возникновение этого нового театрального направления повлияли психодрама Морено и форум-театр Бойаля.

Какое-то время эта труппа оставалась единственной в мире, выступала в родном городе, но вскоре они начали принимать участие в различных конференциях и тренингах по всему миру. Направление стало набирать популярность, все больше людей заинтересовывались им. На данный момент множество театральных трупп, профессионально выступающих или учебных, успешно действуют в США, России, Франции, Австралии и других странах. Они выступают, организовывают совместные мероприятия. Например, московский фестиваль плейбек-театров, который проводится каждый год.

Выступления такого театра принято называть перфомансами (от английского performаnce). На них актеры (обычно три или четыре человека) отыгрывают рассказанные зрителями истории (небольшие личные рассказы) без подготовки и предварительного обсуждения, импровизируя.

 В своем отыгрыше они опираются только на принятые в плейбеке формы – например, «Скульптура», «Три Я», «Фотография» и многие другие. Форма – это своеобразная структура отыгрыша; ритуал; определенные правила, в соответствие с которыми действует актер. Она задает, например, будут актеры взаимодействовать друг с другом или играть по отдельности; порядок выхода на сцену и так далее. Но, несмотря на наличие этих форм, каждая новая история оказывается сыгранной совершенно по-своему.

Руководит процессом специально обученный человек – кондактор. Его задача – помочь рассказчику и актеру; скоординировать их между собой; выбрать форму и разобраться в прозвучавшей истории; убедиться, что актеры также поняли историю; создать на перфомансе безопасную, доверительную обстановку.  

Также, кроме актеров и кондактора, в труппе плейбек-театра обычно есть музыкант, который также импровизирует в процессе перфоманса, создавая ритм, динамику. Музыкант помогает подчеркнуть ключевые моменты отыгрыша, создать подходящее настроение, помочь и содействовать актерам.

В начале перфоманса зрители делятся своим настроением или рассказывают совсем короткие истории, чтобы актеры смогли «разогреться». Далее человек, желающий поделиться ситуацией из своей жизни, садится рядом с кондактором и начинает свое повествование. Кондактор может задать наводящие вопросы или сразу же назначить актерам форму. Некоторые формы предполагают выбор рассказчиком актеров на главные роли. Обычно, это сам герой истории и протагонисты. Оставшиеся актеры становятся Джокерами – это означает, что они могут выбрать себе роль самостоятельно в процессе игры, или не участвовать в ней вовсе.

После отыгрыша рассказчик может дать обратную связь, поделиться тем, что отозвалось ему, что было похоже на его жизнь.

Терапевтическое воздействие театра.

Как было написано выше, плейбек-театр имеет некоторые черты сходства с психодрамой. Это спонтанность, общие техники, импровизация, отсутствие сценария, психологическое воздействие на человека посредством игры. Однако ошибочно полагать, что плейбек-театр – это ответвление психодрамы. Между этими направлениями есть ключевые различия, который отмечал сам основатель плейбека, Джонатан Фокс.

1) В плейбек-театре рассказчик не участвует сам в работе над своей историей, а является наблюдателем. Роль зрителя дает ему  уникальную возможность посмотреть на себя и свою жизнь со стороны.

2) В плейбек-театре, особенно на перфомансах, историю не обсуждают, как в терапевтической группе, а после отыгрыша сразу же переходят к следующим.

3) Плейбек-театр не направлен на поиск решений проблемы.

Некоторые плейбек-труппы уделяют больше внимания зрелищности, театральности их выступлений, а некоторые делают упор на психотерапию, помощь людям.

Безопасность обстановки, в которой проходит перфоманс или репетиции театра, чрезвычайна важна. Поэтому плейбек-труппы чаще всего выступают не в классических театральных залах, а в небольших и уютных помещениях. Важно, чтобы каждому присутствующему было комфортно; чтобы зрители ощущали себя достаточно  спокойно и безопасно, чтобы поделиться чем-то.   

Истории могут фигурировать разные – от коротких и поверхностных, до глубоких и сокровенных. Зритель без страха может поделиться чем угодно.

Для людей важно иметь возможность делиться происходящим с ним с окружающими, выговариваться. Человек нуждается во внимании и сопереживании, и плейбек-театр дает ему восполнить эту потребность. Порой на перфомансе театра человек может поделиться тем, чем ни с кем не делился; открыться; выплеснуть эмоции. Рассказ истории на плейбек-театре позволяет человеку почувствовать себя услышанным, понятым, что во многих случаях уже помогает ему почувствовать себя лучше.

Иногда, если кондактор считает это необходимым, после отыгрыша он может предложить рассказчику немного изменить сыгранную актерами сценку; посмотреть на альтернативный вариант развития событий. Обычно такое происходит, если история оказывается морально тяжелой; или если рассказчику совершенно не отозвалось происходящее на сцене.

Этой возможностью «подкорректировать» сыгранное, плейбек-театр несколько напоминает форум-театр Бойаля (иначе, театр угнетенных), суть которого заключается в том, что зрители, участники группы, посредством коллективной «улучшают» отыгранную на сцене ситуацию, ищут наилучшие пути разрешения возникшей на ней проблемы. Форум-театр Бойаля – удачный пример социодрамы.

Просмотр своей собственной истории, разворачивающейся на сцене – это редкая возможность посмотреть на свою жизнь со стороны, еще раз систематизировать, структурировать пережитый опыт. Если рассказчик делится ситуацией, связанной с поиском решения, с выбором, происходящее на сцене может натолкнуть его на новые мысли и идеи. Однако, задача актеров - не найти решения проблемы, не предложить совет, а дать рассказчику и зрителю ресурс, поддержку.   

Даже если зритель не рассказывал историю, а просто наблюдал, он может получить этот ресурс (если ему отозвалась история).

Занятие плейбек-театром – возможность личностного роста для его актеров. Прежде чем давать перфомансы, труппе необходимо провести много времени, репетируя, чтобы лучше узнать друг друга, научиться взаимодействовать и доверять друг другу. Во время многочисленных репетиций, они, также как и зрители, познают себя, делятся важными для них историями с другими, получают психологическую помощь и прорабатывают свои проблемы, комплексы, трудности. На мой взгляд, репетиции в какой-то мере сравнимы с групповой терапией.

Плейбек учит взаимодействию, принятию, терпимости и эмпатии – эти свойства необходимы для качественной игры.

Применение плейбек-театра как психотерапевтического инструмента.

Существуют группы для подростков, дают им возможностью выговориться, поделиться сокровенными переживаниями и тревогами, обсудить какие-то общие для данной возрастной категории проблемы. И, что важно, почувствовать себя услышанным. Воздействие плейбека помогает сменить свои установки и модели поведения, стать терпимее к ценностям других людей, лучше адаптироваться в обществе.

Труппы плейбек-театров периодически выступают в больницах, детских домах, в школах, группах для подготовки к родам и так далее. Причина всегда одна - поддержать людей, оказавшихся в сложной жизненно ситуации, дать им возможность поделиться важными историями и переживаниями. Важно помнить, что на перфомансе не возникает критики или оценки рассказчика и его историй. Это позволяет людям раскрыться сильнее, чем они делают это в повседневной жизни.

В 90-ых годах прошлого века, преимущественно в США и Израиле, некоторые компании начали практиковать плейбек-театр как инструмент работы с трудовым персоналом.   Сотрудники могут быть зрителями выступающей, например, на мероприятиях, профессиональной труппы или же принять участие самостоятельно.

Почему это может быть полезным для компаний и их сотрудников?

1. Плейбек, как форма досуга и визуального искусства, помогает отвлечься, получить позитивные эмоции и отдохнуть от рабочих задач, стресса.

2. Плейбек, как форма социального взаимодействия, дает возможность участникам игры сблизиться; почувствовать себя командой;  улучшить взаимоотношения друг с другом; найти общие интересы, точки соприкосновения. Это может быть полезно для дальнейшей совместной работы над проектами в компании, сплотить коллектив.

3. Плейбек дает возможность сотрудникам выразить свои переживания, в том числе касательно рабочих задач и общих, коллективных проблем. Таким образом, уровень стресса работников понизится. К тому же, высказывать свое мнение в безопасной обстановке очень важно для благоприятной рабочей атмосферы в дальнейшем.

К сожалению, в России и странах СНГ такая практика еще не обрела большой популярности.

Заключение

На основе всего написанного выше, я делаю вывод, что плейбек-театр действительно может быть эффективен как психологический инструмент. На мой взгляд, популяризация этого направления могла бы пойти на пользу обществу и помочь многим людям.

Список литературы

И. Литвиненко. Плейбек-театр – театр или психотерапия? // Психодрама и современная психотерапия. – 2012. – № 1–2

Джо Салас. Играем в реальную жизнь в плейбек-театре: пер. с англ. – М.: Когитоцентр. 2009.

И. В. Ефимова. Применение плейбек-театра в практике дородовой подготовки для активизации обратной связи в творческом общении. // Paradigms of knowledge. - 2014. - № 4.

Пархомовская Ника. Аугусто Боаль и «Театр угнетённых». // Журнал Театр №24-25, 2016.

Галюк А. Д. Возможности применения инструмента плейбек-театр в управлении трудовым поведением персонала. // Дискуссия – журнал научных публикаций. – 2016. - № 7.

Джонатан Фокс. Об отличиях Плейбек театра от психодрамы. – 2011.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 46; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!