Марцелина, зажиточная крестьянка (в другой редакции Симона).
· Лиза, её дочь.
· Колен, бедный крестьянин.
· Мишо, откупщик.
· Никез, его сын (по другим редакциям Ален[8]).
· Нотариус.
Подруги Лизы. Крестьяне и крестьянки.
Сюжет
Марцелина мечтает выгодно пристроить свою красавицу-дочь Лизу замуж за Никеза, сына местного богача Мишо. Но дочь уже сама выбрала себе любимого — это соседский бедный крестьянский парень Колен. Такой поворот событий совершенно не устраивает ищущую материального благополучия мамашу, и она не спускает глаз с дочери, препятствуя её свиданиям с Коленом. Но проворный бедняк не собирается предавать любимую. Он пробирается в чулан дома, где живут Марцелина и Лиза, и прячется в стоге сена. А Марцелина, ничего не зная о коварстве Колена, задумала собственное коварство: чтобы дочь в неподобающий момент не убежала к нищему возлюбленному, она запирает её в чулане — том самом, где спрятался Колен. Сама же она активно готовится к предстоящей свадьбе непокорной дочери, и лишь когда в доме собираются все: нотариус, богач Мишо, его сын жених Никез, гости-крестьяне, — она торжественно выпускает узницу-дочь из чулана. Но перед взорами присутствующих предстают двое — влюблённые Лиза и Колен, да ещё в каком виде!.. Планам Марцелины на материальное благополучие не суждено сбыться — несчастной матери, все так тщательно продумавшей и принявшей все меры предосторожности, ничего не остаётся, как согласиться на брак Лизы и Колена.
|
|
В. Ф. Гельцер в роли мамаши. Постановка Жюля Перро . Большой театр (Санкт-Петербург) , около 1865.
Павел Гердт в роли Кола. Постановка Жюля Перро . Большой театр (Санкт-Петербург) , около 1865
Сам балет был полон фривольного юмора и неоднозначных намеков. Эти любовные сценки ставились по-разному в разное время, в зависимости от общепринятых норм морали, которые быстро менялись: стог сена то ставился на середину сцены как главное место действия, то целомудренно убирался за декорации подальше от глаз, а на первом плане трудолюбивая Лиза — в зависимости от фантазии и знаний постановщика в области крестьянского быта и его колорита — кормила настоящих кур, занималась стиркой и глажкой, пряла или, горестно вздыхая, живо представляла себе счастливую семейную жизнь с любимом Коленом и рождение их детей[6] — словом, занималась чем угодно, но не предназначенным по сценарию на сеновале в объятиях любимого.
Анна Павлова (Лиза) и Николай Легат (Кола). Постановка М.Петипа и Л.Иванова. Санкт-Петербург, около 1910.
Владимир Рябцев (мамаша), Михаил Мордкин (Кола) и Софья Фёдорова (Лиза) в балете «Тщетная предосторожность» Постановка А. А. Горского . Москва, около 1915.
Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 310; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!